11 октября начало месяца сафар. Считается ли месяц Сафар месяцем бедствий? Видео

Скоро наступит второй месяц лунного календаря, месяц сафар. Слово «сафар» (с буквой «сад») может означать «желтеть», «становиться желтым» (другое значение «опустошаться», «пустеть»). Это был осенний месяц, когда листья становились желтыми, а арабы покидали свои жилища.

Этот месяц также получил название «сафар аль-музаффар» , «сафар аль-хайр» , что означает «успех», «преуспеяние», «удача». Такие названия он получил в эпоху Ислама, чтобы избавиться от предрассудков невежества, когда месяц сафар считался месяцем неудач и дурных предзнаменований, так что во время него старались не заключать крупные сделки, не вступать в брак и не совершать тому подобные важные дела.

С приходом Пророка (мир ему и благословение) были упразднены все дурные приметы и предзнаменования. День, неделя, месяц - любой из них может быть дурным и хорошим в зависимости от воли Аллаха. Если человек совершает в это время добрые дела, это время будет для него успешным, если грешит - будет наказан Аллахом. Также известно, что есть особо благословенные месяцы и дни, во время которых награда за добрые дела увеличивается, но и наказание за грехи в это время усиливается. Наш разум и понимание ограничены, поэтому нам следует искать божественного руководства в Священном Коране и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Большие ученые Ислама разъяснили для нас многие вещи в соответствии с шариатом, и мы должны принимать и придерживаться их, если мы хотим успеха в обоих мирах.

До сих пор среди некоторых мусульманских народов сохранились предрассудки относительно этого месяца. Истинные и искренние мусульмане должны воздерживаться от них и заниматься богоугодными делами. Все обычаи и приметы, связанные с месяцем сафар, являются необоснованными.

Аллах, Субханаху ва Тааля, говорит в Коране:

«Не постигает (человека) несчастье, кроме как с дозволения Аллаха…» (Сура Тагабун, аят 11)

Эти ошибочные убеждения также были осуждены в контексте следующих хадисов:

«Нет никаких суеверий — (таких как) (крики) совы, (других) птиц, звезд, предвещающих дождь, (других) плохих примет месяца cафар» (Сахих Бухари, Хадис 5707).

«Не существует плохих примет месяца cафар» (Сахих Муслим, Хадис 2222).

Вышеприведенные хадисы явно опровергают все неправильные верования и суеверия, касающиеся месяц cафар. Эти неправильные убеждения были свойственны людям в доисламском периоде невежества (джахилийи).

Месяц cафар во времена невежества:

Мухаддисы (ученые по хадису) передали многие суеверия, присущие арабам во времена невежества. Некоторые из них упомянуты ниже:

  1. Доисламские арабы верили, что сафар — это змея, которая живет в желудке человека и когда хочет есть, кусает человека. Это дискомфорт, который испытывает человек, когда чувствует муки голода.
  2. Некоторые говорили, что сафар - это черви, которые заводятся в печени и ребрах, из-за чего цвет лица становится желтым (речь идет о болезни, которую мы знаем сегодня как желтуху).
  3. По некоторым представлениям, месяц сафар полон бед и несчастий.

С приходом Ислама все вредные и неправильные убеждения, распространенные в доисламские времена, были отменены. К сожалению, наши дни тоже есть некоторые мусульмане, которые придерживаются неверных убеждений относительно месяца сафар:

  1. Никах (брак), заключенный в этом месяце, не будет счастливым.
  2. Этот месяц полон несчастий и бедствия.
  3. Не стоит начинать в этом месяце какое-то важное предприятие, бизнес и т.д., поскольку оно окончится неудачей.
  4. С первого по тринадцатое числа месяца сафар считаются особенно неудачными.
  5. Человек, который раздаст еду или деньги (как милостыню) 13 числа месяца сафар, будет спасен от неудач этого месяца.
  6. Последняя среда месяца сафар отмечается особенным образом (некоторые даже совершают особый намаз в это время).

Мусульманам следует ибегать всех видов ошибочных убеждений относительно благословенного месяца сафар. Нам следует понимать, что самый несчастный человек — это тот, кто ослушивается заповедей Аллаха, например, не выполняет пятикратный намаз.

Чтобы Аллах послал снисхождение, верующие совершают намазы, много молятся и соблюдают все предписания. Несмотря на то, что приход пророка, которого мусульмане глубоко почитают, свел на нет древние предрассудки, связанные с Сафар, верующие продолжают чтить традиции древности. Согласно поверьям, первые две недели прогневанный Бог может ниспослать на людей болезни, проклятия или другие невзгоды.

Многие верующие опровергают ошибочные суждения о втором месяце, аргументируя это тем, что пророк Мухаммед отдал свою дочь замуж именно в этот месяц, но Бог не послал ему беды. Современный исламский мир склоняет верующих к тому, что нет времени года, который можно назвать опасным или неблагоприятным.

Значение название второго мусульманского месяца Сафар

Название второго месяца мусульманского лунного календаря верующие связывают с двумя древними легендами. Согласно одной из легенд название произошло от арабского слова «инсфар», что в переводе означает опустение чего-либо. Появление названия символизирует опустение города Мекка: жители в течение этого месяца покидали город и отправлялись путешествовать.

Другая легенда гласит, что название месяцу досталось из-за того, что в это время наступает осень и все вокруг покрывается желтыми, красными и оранжевыми красками. В арабской литературе это слово означает «дыхание свежего ветра», что также указывает на поведение погоды в это время года.

На 11 день месяца приходится священный для мусульман праздник — день сотворения Земли и Небес, а затем людей и их ангелов-хранителей. Согласно священным писаниям Великий Конец земной жизни наступит в этот же день месяца Сафар. Именно поэтому в день Сотворения люди стараются поститься, помогать неимущим и много молиться о спасении души.

Пост в этот праздничный день очищает душу от всех ранее сотворенных грехов, а за помощь неимущим Аллах наградит человека после смерти, даруя право взойти на священную гору Ухуд.

Месяц Сафар является вторым по счёту месяцем по календарю хиджры, в котором первым месяцем является Мухаррам. В этом году первый день Сафара приходится на 21 октября.

Происхождение названия месяца Сафар

Одним из значений слова «сафар» является «желтеть», «становиться жёлтым», согласно другому мнению слово «сафар» является производным от слова «исфар», что означает «пустота». В доисламский период это был осенний месяц , когда листья желтели, а арабы отправлялись в странствия.

2) одно из несчастливых обрядов, согласно предрассудкам, является обряд бракосочетания (никях) в этом месяце , поэтому, вступление в брак в этом месяце откладывается;

В хадисе говорится: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (имам аль-Бухари).

В другом изречении Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными , птицами , совами, месяцем Сафар » (имам аль-Бухари, 5316) .

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (имам Муслим , Салям, 102).

Говоря о календарных месяцах, Пророк ﷺ отметил: «Все месяцы - это месяцы Аллаха , все дни - это дни Аллаха » . В другом изречении развенчивается миф, что в месяце Сафар нельзя выходить в путь, в частности, отправляться для совершения малого хаджа (умра) : «Совершение умры разрешено в любое время» (имам аль-Бухари, Хадж, 777).

Как мы видим, хадисы свидетельствуют, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям, и сам по себе месяц Сафар не является месяцем несчастий. Мусульманам нельзя руководствоваться предрассудками, которые однозначно опроверг Пророк ﷺ . Не следует в месяце Сафар откладывать вступление в брак , другие важные дела и поездки.

У месяца Сафар множество достоинств, как и у других месяцев года. Совершаемые в этом месяце богоугодные дела,

Сафар имеет не меньше достоинств и преимуществ, чем другие месяцы года и Аллахом так же благосклонно принимаются совершаемые в этом месяце намазы, дуа (мольбы) и другие благочестивые деяния, как и в другие месяцы.

Предрассудки

Месяц Сафар, в доисламские времена люди считали зловещим, особенно его первые 13 дней - они старались не вступать в брак и всячески ограждали себя и свои семьи от возможного приближения зла и бед.

С приходом пророка Мухаммеда все дурные приметы и предзнаменования, как противоречащие учению Ислама, были упразднены. Хотя, многие люди до сих пор ошибочно связывают все бедствия - болезни, проклятия, неудачи в бизнесе и другие несчастия с наступлением месяца Сафар.

Пророк сказал: «Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха». Исходя из этого, любой день, неделя, месяц, в зависимости от воли Аллаха, может быть дурным и хорошим - если человек грешит в это время он будет наказан Аллахом, а если совершает добрые дела, то время будет для него успешным.

Паломники, прибывающие на хадж в Мекку, совершают намаз в МединеОпровергают ошибочное представление о месяце Сафар и исторические события исламского общества. Например, любимая дочь пророка Мухаммеда Фатима вышла замуж за Али именно в месяце Сафар.

Таким образом, согласно Исламу, нет такого времени года или такого месяца, который считается неблагоприятным. Кроме того, Ночь переселения пророка из Мекки в Медину празднуется в месяц Сафар.

Ночь переселения

Ночь Хиджры (в переводе с арабского «переселение»), которая установлена в память о переселении пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой), приходится на 27 число месяца Сафара. По григорианскому календарю в 2017 году эта ночь выпадает на 16 ноября.

Приверженцев Ислама в то время в Мекке сильно притесняли, и верующие попросили пророка перебраться в другое место, где можно свободно жить, молиться и проповедовать. Посланник Аллаха указал на город Ясриб, где жили вечно воюющие между собой еврейские и арабские племена, которые надеялись, что появление рядом с ними пророка положит конец их распрям, и наступит долгожданный мир.

Мусульмане молятся у Каабы, исламской святыни в Великой мечети в святом городе Мекка в Саудовской Аравии. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджаПереезд первых мусульман был тайным, в путь они отправлялись ночью, взяв с собой лишь самое необходимое. В течение четырех месяцев, пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община и братство мухаджиров (переселенцев).

Враги пророка в Мекке тем временем устроили заговор и хотели его убить. По преданию, Аллах открыл Мухаммеду их злой умысел и повелел той же ночью совершить хиджру. Преодолев множество трудностей, пророк добрались до Медины, где его встретили обрадованные единоверцы.

С того времени ислам стал распространяться по всему Аравийскому полуострову, и ночь выхода Мухаммеда из Мекки положила начало новому летоисчислению - лунному мусульманскому календарю, по которому мусульманский мир живет и сегодня.

Год переселения мусульман в Медину (по христианскому календарю - 622 год нашей эры) считается началом мусульманкой эры.

Паломники в МеккеНовое мусульманское летоисчисление, в котором точкой отсчета стал день исхода Мухаммеда из Мекки в Медину, ввел в 638 году один из его близких соратников и второй халиф Омар ибн аль-Хаттаб.

Что значит Сафар

Само название месяца связывают с двумя поверьями, которые имеют старинные корни. По одной из них месяц был назван так из-за опустения (исфаар) Мекки, то есть все жители покидали ее, когда путешествовали в течение этого месяца.

По другой - название месяца Сафар связано с желтым цветом, та как наступает в самый разгар осеннего сезона, когда в природе господствовала пора желтых листьев.

С природным явлением связан и литературный перевод слова «сафар» и дословно означает «свистящее дыхание ветра», подсказывая состояние погоды в этом месяце.

Паломники в городе МединаНазвание месяца связывают с еще одним фактом. В некоторых источниках говорится, что в это время они обычно совершали набеги на другие племена, и оставляли тех, с кем вступали в столкновение, без имущества (сифран мин аль-матаа) - то есть присваивали все, что им принадлежало и оставляли их ни с чем.

День Хиджры

Сафару предшествует священный месяц Мухаррам, в первый день которого наступил новый 1439 год по Хиджре. Рас-ас-Сана (День хиджры) в 2017 году по грегорианскому календарю приходится на 21 сентября.

Отмечать наступление лунного Нового года у мусульман как-то по-особому не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Соборная мечеть в Санкт-ПетербургеПервый день месяца Мухаррам мусульмане проводят в молитве, так как уверены, что, если они будут усердно молиться в течение этого периода о прощении грехов и совершать добрые дела, на них снизойдет божье благословение и весь остальной год будет благополучным.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

Сам месяц Мухаррам - наряду с месяцами Раджаб, Зуль каада и Зуль-хиджа - каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть, войны и так далее.

В одном из изречений Мухаммеда говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов». Согласно еще одному изречению, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца Мухаррам.

Мечеть Гейдара в Баку Пост во время священного месяца Мухаррам, также, как и пост во время священного месяца Рамадан заключается в отказе от пищи в светлое время суток, в духовном очищении, в посвящении себя молитвам, покаянию и богослужению.

Сотворение небес

Десятый день месяца Мухаррам - День Ашура, на который, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека - Адама. В этот же день ожидается и конец света.

Поэтому в этот день, а также 9 и 11 месяца Мухаррам желательно соблюдать пост и раздавать милостыню. В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса, спасся от преследования фараона пророк Муса, корабль Нуха причалил к горе Джуди после потопа и так далее.

Пост в день Ашура, согласно одному из хадисов, очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в день Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд. Так что, в День Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран и совершают другие богоугодные дела.

Раби аль авваль

По лунному календарю Сафар сменит месяц, который по-арабски называется Раби аль авваль, что в переводе означает начало весны.

В мусульманском календаре он занимает особое место, поскольку посланник Аллаха - пророк Мухаммед родился в 12-й день месяца Раби аль авваль.

Раскрытый КоранРождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода Ислама. Согласно традиции, пророк родился около 570 года нашей эры в Мекке. Однако точная дата его рождения осталась неизвестна, поэтому в Исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате смерти Мухаммеда, ибо смерть, согласно исламу, это не что иное, как рождение для вечной жизни.

В дни празднования дня рождения пророка все должны читать молитвы, посвященные Мухаммеду, как в мечети, так и дома, но самым благочестивым делом считается посещение могилы посланника Аллаха в Медине и совершение молитвы в его мечети.

В это время принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Аллаху с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Наступил месяц сафар – второй месяц мусульманского лунного календаря. И, как обычно, мы хотим рассказать нашим читателям, что произошло в мусульманском мире в этот месяц.

Насчет названия месяца сафар существует множество гипотез. К примеру, есть мнение, что оно происходит от арабского слова «сыфр» - ноль, пустота, поскольку в это время дома арабов пустели, и они отправлялись на поиски пропитания. Другой вариант гласит, что это слово происходит от однокоренного арабского слова, обозначающего свист ветра, поскольку этот месяц был ветреным.

Отметим также, что у арабов доисламской Аравии месяц сафар считался несчастливым, так что они избегали в это время заключать торговые сделки или вступать в брак. Все подобные предрассудки были отменены с приходом Ислама. Пророк Всевышнего (мир ему) говорил о подобных предрассудках:

«Нет никаких суеверий - (таких как) крики совы и других птиц, звезд, предвещающих дождь, других плохих примет месяца cафар» (Бухари).

Счастливым или несчастным человека делают его собственные поступки. Если он ведет праведную жизнь, он будет угоден Богу и любим окружающими людьми. Если он же будет грешником и дурным человеком, то пусть не винит в своих несчастьях никого, кроме себя.

Какого-то особого поклонения, которым следует отмечать этот месяц, не существует. В этом месяце, как в остальное время года, верующим следует стремиться к довольству Аллаха, совершая то, что Он повелел нам, и отдаляясь от того, что Он запретил.

Какие же события имели место в этот месяц?

27 число месяца сафар – это ночь хиджры или переселения в Медину нашего Пророка Мухаммада (мир ему).

Все мы знаем, какие события предшествовали этому событию. Мусульманская община в Мекке подвергалась преследованиям со стороны язычников-курайшитов в течение долгого времени. С каждым годом притеснения становились все более невыносимыми, и Пророк (мир ему) начал искать безопасное место, где он и его сподвижники могли бы без помех следовать своей религии.

Во время одной из ежегодных ярмарок, проводимых в Мекке, он встретился с представителями арабских племен города Ясриб – так тогда называлась Медина. В их городе в течение долгого времени не утихала вражда между жившими там арабскими племенами, и они надеялись, что приход туда нового Пророка сможет примирить враждующие стороны.

Посланник Всевышнего (мир ему) отдал распоряжение своим последователям начинать тайное переселение в Ясриб. Чтобы не привлекать внимания своих врагов, они должны были отправляться туда тайно, небольшими группами, почти с пустыми руками. Через четыре месяца, когда мусульманская община в Медине выросла, переселение должен был совершить сам Пророк (мир ему).

В это время его враги решились на дерзкий поступок – они задумали убить его. Чтобы избежать кровной мести, ночью к нему в дом должны были отправиться семь молодых людей – по одному от каждого знатного рода, и одновременно нанести ему семь ударов мечами. Однако Посланнику Господа (мир ему) было открыто о готовящемся покушении, и в ту же ночь он с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Всевышний) спешно вышел в дорогу и отправился в Медину.

Когда заговорщики ворвались к нему в дом, на его кровати под покрывалом они обнаружили его воспитанника Али (да будет доволен им Всевышний). Раздосадованные неудачей, убийцы покинули дом Пророка (мир ему) ни с чем и тут же спешно организовали погоню. Но, как мы знаем, Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр сумели избежать их козней и невредимыми достичь Медины, где их радостно приветствовали единоверцы.

Также 11 числа месяца сафар скончался Ибн Дакик аль-Ид , выдающийся исламский правовед, богослов шафиитской школы.

Его полное имя было Тукиуддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али аль-Куси (1228 – 1302 гг. н.э.). Он происходил из семьи благочестивых родителей – его отец Мадждуддин Абуль-Хасан Али был известным маликитским правоведом, а его мать происходила из семьи богослова аль-Муктараха. Сам Ибн Дакик родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Мекку для совершения хаджа. Рассказывают, что, когда его родители обходили Каабу, его отец брал сына на руки и обращался с мольбой ко Всевышнему, чтобы его сын стал ученым и праведным человеком.

Как передается, еще юношей Ибн Дакик был, поистине, ненасытен в стремлении к знаниям, проводя дни и ночи за книгами. Передается, что ему очень хотелось найти книгу имама Рафии по шафиитскому праву, и когда он, наконец, нашел ее, то не пожалел за нее тысячи дирхамов.

После того, как юноша получил все возможные знания у ученых родного города, он отправился в Каир, который был тогда одним из центров исламского научного мира. В Каире он обучался у таких великих ученых как Иззуддин ибн Абдуссалям и Хафиз аль-Мунзири. Далее он отправился в Аравию, а оттуда в Александрию.

Еще в совсем молодом возрасте Ибн Дакик так преуспел в исламских науках, что его имя стало известным в мусульманском мире. Он был преподавателем религиозных дисциплин в научных центрах Египта, а также занимал должность кади (шариатского судьи) в Египте.

Его современники, а затем и ученые следующих веков признавали за ним уровень муджтахида – а такого уровня удостаивались лишь единицы. Ибн Аль-Имад в книге «Шазаратуль-захаб» передает слова его учителя, Ибн Абдуссаляма, который говорил, что Ибн Дакик был человеком, которым гордился весь Египет.

Другой ученый, имам Захаби, автор знаменитого труда «Сияр алям ан-нубаля», где он собрал биографии многих известных ученых, написал про него следующие слова: «Ибн Дакик аль-Ид - верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и имам, образец для подражания, праведный человек, который был выдающимся знатоком фикха двух мазхабов, специалистом в науке хадиса».

Этот великий ученый скончался в 1302 году, в возрасте 74 лет.

Анна Кобулова