Акафист валаамской иконе божией матери. Икона Пресвятой Богородицы «Валаамская

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.

Валаамская икона Божией Матери, чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г.
Статья из 6-го тома "Православной энциклопедии", с.508-510

История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского у. дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в С.-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и приказала ехать в Валаамский мон-рь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в С.-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во 2-е свое посещение Валаамского мон-ря летом 1896 г. Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий мон-ря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в С.-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском о-ве, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г., в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и В. и. была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением В. и. связывают духовное свидетельство

Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Сев. Афону.
Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим живописное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца. Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона кон. XIX в. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну, в дек. 1914 г., вел. кн. Николай Николаевич пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. № 23. Л. 2-5).

В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в местечко Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время.

Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и.

Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела Образ Божией Матери. Служба В. и. на церковнослав. языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем); празднование иконе совершается 7/20 авг.

В России остался чтимый список иконы (135´82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского мон-ря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и. В наст. время Патриарху Алексию II направлен рапорт о перенесении празднования
В. и.

Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список, выполненный в 1992 г. петербургским иконописцем С. Павловым. Список был подарен правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю 14 июля 1992 г. Его передал свящ. Андрей Карпов, к-рый молился перед В. и. еще на «Старом» Валааме, будучи в 1931-1939 гг. воспитанником сиротского приюта при мон-ре.

Для Московского подворья Валаамского мон-ря в 1995 г. по благословению игумена Валаамского мон-ря архим. Панкратия (Жердева) был выполнен еще один список В. и. Икона находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена икона В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

Арх.: АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.; Еа:132. № 23 за 1915 г.

Лит.: Богоматерь Валаамская // ЖМП. 1975. № 1. С. 28-29; Рывкин В. Ф. По Валааму. Петрозаводск, 1990. С. 135-138; Беловодов Г., свящ. Сказание о Валаамской иконе Божией Матери / Валаамский мон-рь. СПб., 1997.

Иеродиак. Онуфрий (Маханов), Э. В. Шевченко

Предание

Значение иконы Валаамской Богоматери, как и Державного образа, велико для России. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол Государя Императора Николая Александровича, а в последний день его царствования явилась Державная икона. Промыслом Божиим обе святыни сопутствовали крестному несению Российской Державы Царем-мучеником. Явлением Валаамского образа Божия Матерь также засвидетельствовала Свое особое присутствие на Валааме и Покров монастырю. Название «Северного Афона» стало вторым духовным именем святого острова.

История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминает сказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о. Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне.

Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение Женщины в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрила ее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила: «Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу, - был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую Женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.

В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону.

В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление.

Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.

На Валааме сразу установилось почитание иконы, перед которой часто служились молебны, происходили исцеления, совершались знамения. В нижней части иконы, игуменом Гавриилом была вложена частица Ризы Божией Матери. Когда было основание Смоленского скита, первоначально предполагалось освятить его в честь Валаамской иконы Божией Матери, но так как икона не была еще официально прославлена, это посчитали преждевременным.

Еще одно чудесное видение от иконы Валаамской Божией Матери было известному валаамскому старцу о. Борису (в схиме - Николаю). Старец поддался было сомнению многих насельников о том, что под ракой действительно находятся мощи прпп. Сергия и Германа. И вот во время всенощной, когда старец рассуждал так сам в себе, ему было умилительное видение прпп. Сергия и Германа, которые стояли у ног изображенной на иконе Божией Матери по правую и по левую стороны. «Они смотрели на братию, - рассказывал старец, - а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам... Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но прпп. Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас».

Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.

В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Иконография

На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца спрятанной под мафорием рукой снизу, а другой, открытой - спереди. Богомладенец представлен в белом гиматии, Его правая рука благословляет, а в левой Он несет державу, увенчанную крестом - мистический символ царской власти. Подобное изображение Богоматери в Византии называлось «Никопея», то есть «Победотворная» и являлось палладиумом императорского дома.

Образ Богородицы в красном царственном, будто порфира, мафории, прежде всего, выражает полноту достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. Богоматерь зрится на иконе огненным столпом, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец - Вседержитель. Образ органично сочетает царственное величие и кроткое безмолвие.

Духовный смысл Валаамской иконы - это молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через Нее Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона предстает также образом исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица явлена на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

Списки с иконы

Еще до революции с подлинной Валаамской иконы был сделан первый ее список. Первоначально он был помещен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в часовне, принадлежавшей Валаамскому монастырю, а затем его перенесли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Список быстро приобрел известность, и люди стали стекаться к нему на поклонение. Почитание святого образа стало особенно заметным в последнее время, о чем свидетельствуют устроенные в 1992 году торжества по его перенесению из Смоленской церкви в Валаамский монастырь. В настоящее время этот чтимый список иконы Божией Матери «Валаамская» занимает почетное место в древней Валаамской обители. Сделаны также копии с него, находящиеся на подворьях монастыря в Санкт-Петербурге и Москве. Все они также пользуются благоговейным почитанием верующих.

Тропарь, глас 4

Всех скорбящих Радосте, / светлый Покров вселенныя Ты еси, Владычице,/ в крове крилу Твоею покрый / и Обитель сию в славу милостиваго Бога возложенную, / к Тебе бо день и нощь взываем в скорбех и болезнех, смиреннии раби Твои; / буди пристанище спасения нам, / и вся настави к тихому Свету Христовых заповедей, / с Сергием и Германом Преподобными в мире управляющи живот наш; / Ты бо еси иноком отрада / и сладчайшая утеха душ наших, // Дево Пренепорочная.

Ин тропарь, глас 4

Богородице Дево, / на Твою икону пресветлую взирающе радуемся, / пред нею бо на острове Валааме / мольбы усердно молящихся исполняются, / услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, / утверди нас в вере и любви, // и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Образ днесь пренепорочныя Девы / Купина явися неопалимая,/ божественною горящая любовию, / на Горах святых Валаамских, / красуйся убо селение честное Богоматере, / небо и земля да взыграются, братие, / со слезами благодарите, // яко прииде Всемилостивая на стражу Обители Своея.

О Валаамской иконе Пресвятой Богородицы

Иконография этого образа необычна. Он немного отличается от других известных и прославленных в Церкви икон Богородицы. На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой, в поруче, спереди. Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой - держава, увенчанная крестом.

Подобное изображение Богоматери в Византии называли Никопея ("Победотворная"). Название "Валаамская" стало для этой иконы не просто обозначением места её прославления, но выражением её таинственной связи со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем. Наверное, основатели его, преподобные Сергий и Герман, при жизни на острове молились пред подобным образом Божией Матери. Тем более что по происхождению они были греками, а иконография Валаамской Никопеи также Византийского происхождения.

С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории является на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы неба и земли. Богородица зрится на иконе, будто огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель. Икона поражает сочетанием царственного величия и кроткого безмолвия.

Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу, ибо им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров острову на Ладоге, его духовного достоинства как Северного Афона (наименование "Северный Афон" стало вторым духовным именем Валаама). Поэтому икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать, Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

История обретения Валаамской иконы Божией Матери и типична, и по-своему необычна, но довольно поучительна. О ней повествует записанное иноками "Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемом "Местная Валаамская"".

Одна благочестивая женщина (крестьянка Н.А. Андреева из Петербурга) в 1878 году сильно простудилась, у неё развился острый ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла страшные страдания, никакое лечение не помогало. Врачи советовали ехать на теплые воды, но на это не было средств, и когда она уже находилась на грани отчаяния, какой-то внутренний голос сказал ей: "Поезжай на Валаам, выздоровеешь!". На последние деньги она купила билет, однако накануне поездки её одолело сильное сомнение. И вот ночью Наталии Андреевне было видение:

К ее кровати подошла Женщина высокого роста в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках; вся Она была окружена каким-то чудным светом. "У меня мелькнула мысль: неужели это Матерь Божия! - рассказывала Н.А. - Но назвать Ее так вслух я не посмела. Я хотела было дотронуться до Неё, но Она отступила и говорит: "Не плачь, Спаситель по пути и Я по пути тебе! Ты Меня увидишь на Валааме", и скрылась".

Укрепленная чудесным видением Божией Матери болящая Наталья на другой день с радостной душой отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако первый приезд на Валаам лишь укрепил надежду, но не принес полного избавления. Страждущая женщина сподобилась узнать свою Посетительницу в Успенской церкви в иконе на левой колонне. Но в этот самый момент раздался свисток на готовом к отплытию пароходе.

Наталья Андреевна едва только успела поставить свечку, но, вернувшись в Петербург, она почувствовала значительное облегчение. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще раз и воздать благодарение Богу и Его Пречистой Богоматери пред явленной иконой. Однако, её второй приезд в 1896 году оказался неудачным: она не нашла икону на месте. Но на третий раз на праздник преподобных Сергия и Германа в 1897 году исцеление было полным.

Перед этим Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. И было ей еще два благодатных сна: в первом старичок в камилавке (по-видимому, преподобный Сергий Валаамский) сказал ей: "Подожди, найдешь Царицу Небесную!"; во втором, уже готовясь ко Причастию, она явственно узрела, как обретенную икону заносят в собор.

И после ранней литургии виденная ею картина сбылась во всех деталях: по указанию Андреевой образ действительно нашли в кладовой в углу, завернутый в холст. У болящей откуда силы взялись: едва ходившая, она вместе со всеми почти побежала в собор, где на столе уже стояла икона. "Эта ли икона?" - спросил отец Пафнутий. "Эта самая!" - в волнении воскликнула она.

"Горячо я возблагодарила Господа за несказанную Его милость! - говорит свидетельница чуда.- Мне налили святой воды в бутылку. Как напилась я святой воды, сразу почувствовала, что силы ко мне возвращаются. Взяв масла из лампадки, я, вернувшись к себе, помазала руки и ноги; боль и ломота стихли, и за столько лет я в первый раз заснула спокойно. После обретения выяснили, что эту икону в 1878 г. (в том самом, когда Н.А. получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению Божией Матери) написал о. Алипий, валаамский изограф. Андреева, узнав о сем, нашла инока и низко поклонилась ему.

Расскажем же и о нем (тем паче, что иногда пишут, что автор Валаамской неизвестен).

При пострижении в монашество его нарекли именем преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского, что явилось прорицанием о его главном делании в монастыре. Иеромонах о. Алипий украсил многие рукописи, написал множество икон, создав особый "валаамский стиль", близкий афонскому письму XIX века. Надпись на надгробном камне на старом кладбище гласила: "Иеромонах Алипий, скончался 17 августа 1901 года, 50 лет от рождения. Искусный иконописец и усердный труженик. Святии отцы и братия, не забудьте и меня, егда молитеся".

Потом через эту икону Божия Матерь явила свидетельство о мощах самих Валаамских чудотворцев. Дело в том, что некоторые думали и говорили, что мощей преподобных Сергия и Германа нет под ракой, которая стоит будто только для их воспоминания. Однажды этому искусительному помыслу поддался известный старец о. Борис, в схиме Николай. Вот что он говорит.

"Во время всенощной, когда читали кафизмы, я сидел на хорах на первой скамейке и думал, что остров-то большой, и где могила неизвестна. Вдруг я умилился сердцем; на глазах показались слезы. Я взглянул на Валаамскую Божию Матерь, образ, который висел на колонне напротив креста. Около этой иконы увидал я преподобных Сергия и Германа; они стояли у ног Божией Матери, один по правую, другой по левую сторону. Одеты были они в мантии и схимы.

Они смотрели на братию, а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам... Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но преподобных Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас.

И насельники, и паломники Спасо-Преображенского монастыря в один голос заявляют, как велико значение иконы Валаамской Богоматери для всей России. Это одна из трех икон Божией Матери, явленных в царствование Государя Императора Николая Александровича, наряду с Порт-Артурской и Державной иконами (Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол царя-мученика).

Поразительно сходны обстоятельства их обретения: перед прославлением они пребывали в забвении и внешнем уничижении. Если учесть, что образ Божией Матери "Никопея" был в Византии палладиумом императорского дома, то становится очевидной духовная связь Валаамской и Державной икон Божией Матери. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось царствование российского самодержца Николая II.

После революции икона разделила с братией скорбь исхода из монастыря. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу вместе с валаамскими иконами ушла в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими "Новый Валаам", главной святыней которого стал Валаамский образ Божией Матери. Сейчас явленная икона находится в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии как его главная святыня.

На старом же Валааме остался список этой иконы, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье. В 2000 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь почитаемой и чудотворной иконы Валаамской Божией Матери, причем в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено празднование иконы Божией Матери "Валаамская" в первое воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Обретение Валаамской иконы Божьей матери – одно из самых чудесных поздних обретений православных христианских святынь, случившихся совсем недавно, если отсчитывать времена по историческим меркам. Остров Валаам – часть суши, прекрасная своей строгой суровой красотой, как и весь Соловецкий архипелаг, которому он принадлежит. Архипелаг известен в истории XX века и своей святой, и горькой земной историей – здесь располагались трагически знаменитые Соловки. Валаам же именуют ныне еще и Северным Афоном. Святая Афонская гора в земле обетованной – земное прибежище Божьей Матери. Своим вторым названием - Северный Афон Валаам обязан не только тому, что, как и Святая Гора, почти полностью окружен водой – есть небольшой перешеек, но он практически не проходим, и потому Валаам все-таки считают островом, не только тем, что он также полностью заселен отшельниками, живущими в монастырях, келиях и скитах. Это удивительное чудотворное место явления миру Валаамской иконы Божьей Матери, ставшей одним из наиболее почитаемых образов, которые также находятся среди Валаамских святынь, но уже прославленных ранее в других пределах христианского мира – Благовещение , Умиление, Неопалимая Купина , Державная, Знамение , Казанская , Смоленская , Тихвинская иконы Божьей Матери.

Обретение Валаамской иконы Божьей Матери случилось в конце XIX века, и история его удивительна.

Наталья Андреевна Андреева, крестьянского сословия, родом из Тверской губернии в 1878 году сильно простудилась и получила ревматическую болезнь суставов рук и ног. Болезнь быстро прогрессировала, больная с трудом ходила даже с палкой, не говоря о том, что не могла руками выполнять обычных действий. Поскольку она в то время уже жила в богадельне, и в средствах была весьма ограничена, то рекомендациям врачей «ехать на море», по понятным причинам, следовать не могла.

Наталья Андреевна очень страдала и молила Бога и Пречистую помочь ей. Какое-то внутреннее чувство подсказывало ей, что за исцелением ей надо ехать на Валаам. Она купила билет, но дальний путь, да еще с ее болезнью, казался ей трудноодолимым, накануне отъезда вечером колебания одолевали ее особенно сильно.

Той же ночью ей был то ли сон, то ли видение – Андреева так и не поняла, – в котором явилась прекрасная высокая женщина в малиновом мафории и с ребенком в хитоне на руках. От обоих исходил чудный свет и дивное тепло, и больная подумала, что, может, это и есть Сама Пресвятая Богородица? А вслух спросила – не живет ли Она на Валааме? И Пришедшая ответила, что, да, там Она живет, что Господь – по пути отъезжающей, и Она тоже, и что там, на Валааме больная Её встретит.

Утром паломница уже не сомневалась, что к ней являлась Сама Царица Небесная. Эта мысль укрепила больную, и Андреева уже без всяких сомнений отправилась на Валаам…

Историю Валаамской иконы Божьей Матери неразрывно связывают с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев , рака с мощами которых находилась на святом острове. В июльский день 1887 года в праздник обретения мощей святых Сергия и Германа, Наталья Андреевна приехала на Валаам и возносила перед ракой горячие молитвы об исцелении. Её приезд совпал и с другим знаменательным событием – закладкой Преображенского храма, на которой присутствовали члены царской фамилии.

Перед самым отплытием Наталья Андреевна зашла в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, граничащее с потрясением всей души, когда она, глянув на левый придел церкви, увидела в золоченой раме образ, с которого на нее глядела Божья Матерь, такая, какой Она явилась Андреевой накануне ее отъезда на Валаам, чтобы вдохновить едва не поддавшуюся малодушию паломницу. И Младенца она держала именно так, как было в том сне. Но тут раздался свисток парохода, на котором Наталья Андреевна должна была возвращаться, и, не успев ни отслужить молебен, ни даже просто приложиться к образу, как полагается, она смогла только наспех поставить свечу и поспешила на пристань.

Однако перемены к лучшему в ее здоровье случились – вернувшись в Санкт-Петербург в свою богадельню, паломница иногда уже даже могла ходить без палки, что не могло не удивить знавших ее, хотя облегчение не было полным, болезнь не до конца оставила её. Она уже верила, что это не последний ее визит на Валаам к той удивительной иконе, которую она хотела возблагодарить, как и преподобных Сергия и Германа, за начало ее чудесного исцеления.

Второй раз она приехала на Валаам только в 1896 году, но той дивной иконы в Успенской церкви уже не было. И в третий раз, в 1897 году приехала Андреева на Северный Афон – в тоже время, что и всегда – на праздник преподобных Сергия и Германа и, снова не найдя иконы, со слезами стала молиться святым чудотворцам об ее обретении.

Той же ночью ей вновь приснился удивительный сон, о котором она рассказала ризничему отцу Пафнутию возле раки с мощами чудотворцев. Ей привиделось, что ночью она ходит по приделу упраздненной после возведения храма святителю Николаю Чудотворцу Никольской церкви, оставленной под ризницу, и просит Матушку вновь явиться ей, и тихий Голос отвечает, что скоро молящаяся Её разыщет. Наталья Андреевна испугалась, но молитвы не прекратила. Тут внезапно перед ней предстал седовласый старичок, который спросил, о чем она плачет и скорбит. Та ответила, что ищет Царицу Небесную, на что старичок ей ответил, что пусть не плачет, потому что скоро отыщет ту икону. А на слова, что, мол, и ризничий говорил, что искал да не нашел, старичок сказал, что неправда, здесь она, просто ризничий забыл, где икона, и искал плохо. Тут они подошли к какой-то запертой двери, незнакомец толкнул её, дверь отворилась, и старец сказал – вот она! И Наталья увидела Её икону, которая была завернута в рогожку и холст и лежала в дальнем пыльном углу среди прочей церковной утвари.

Через три дня, в течение которых Наталья Андреевна готовилась к причастию, ей приснился другой сон. Снилось ей, что она стоит в соборе, из мирян – одна, только с нею у раки с мощами святых Сергия и Германа два монаха – отцы Серафим и Николай. Тут двери отворяются, и ризничий отец Пафнутий и еще один молодой монах в короткой серой одежде несут ту самую икону. Андреева в изумлении и радости закричала, что это – Она и упала перед иконой на пол, надеясь, что образ пронесут на ней, и она уже полностью исцелится. Но отец Пафнутий произнес, что для исцеления больной надо приготовиться к молебну с водосвятием…

В тот момент она проснулась, утром пошла к причастию, после увидела, как народ бежит в церковь, рассказывая о дивном обретении утраченной было иконы Богоматери.

Так и была обретена Валаамская икона Божьей Матери по снам молитвенницы Наталии. Образ так и нашли – завернутым в холсте и рогожке среди старых образов и утвари в ризнице, что заставляет и нас подумать – а не был ли старец, указавший в том сновидении место нахождения Валаамской иконы Божьей Матери, самим святителем Николаем . И что еще удивительно – как во сне так и наяву вынес образ из церкви отец Пафнутий, а помогал ему – молодой монах в серой короткой рабочей одежде.

Радость Натальи Андреевны была велика – до вдохновенных слез. Недаром же говорят, что избыток скорби смеется, избыток радости – плачет. После молебна с водосвятием она выпила святой воды, и почувствовала себя крепче, а, вернувшись в свою келейку, помазала все больные суставы маслом, взятым из лампадки перед иконой, и впервые за много лет уснула спокойно, не чувствуя ставших привычными болей и ломоты.

По возвращении в Петербург, она совсем избавилась от палки, а к следующей Пасхе была уже совершено здорова. Эту историю валаамские монахи записали с её слов и назвали «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый “Местная Валаамская”».

История создания иконы

Говорят, что для того, кто верит в Бога – нет случайностей. В 1878 году, когда жестоко простудилась и занемогла Наталья Андреевна Андреева, что потом послужило поводом к обретению и прославлению Валаамской иконы Божьей Матери, иеромонах-иконописец Алипий, в миру его звали Алексей Константинов написал эту прекрасную икону. Когда он принимал постриг, а о его таланте живописца было уже известно, потому иноческое имя Алипий дали ему в память об иконописце Алипии Киево-Печерском, определив, таким образом, его служение в монастыре. Вместе с другими иконописцами он создал многие иконы и фрески в храмах и церквях Северного Афона. В результате их трудов в иконописи сформировался новый – «валаамский» – стиль, существование которого, впрочем, оспаривают некоторые искусствоведы, но это их право.

Так или иначе, Валаамская икона Божьей Матери не походит ни на одну из ранее прославленных икон Богоматери. По типологии ее чаще относят к византийскому образу «Никопеи» – «Победотворной». В алом мафории 1 – цвет царственности, покрывающем синий гиматий 2 , на одной руке, что под мафорием, Она держит Младенца, другой, открытой, в поручи, – поддерживает Его спереди. Сам Господь – в белом гиматии, правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой держава с крестом. Царица Небесная не обута, под Её босыми стопами – облако и вся Она – будто выступает из золотистого теплого марева, солнечного и успокоительного.

Так и на иконе «кузнецовского письма» Юрия Кузнецова уникальная цветовая палитра Валаамской иконы Божьей Матери являет нам радость неизбежной победы духовности, веры, любви, победы над всеми врагами – внутри нас и вне, как для нас, так и для всей Державы Российской…

Какое чудо произошло

Конечно, обретение иконы Валаамской Божьей Матери через историю болящей Натальи Андреевой от начала до нынешнего времени – одно непрерывающееся чудо. С самого начала изумляет цепь совпадений, вплоть до того, что икона была написана иконописцем Алипием в тот год, когда Андрееву постиг ее недуг.

То что, болящая паломница молилась Ей, которая навестила паломницу в ночь ее отъезда на Валам именно в том обличье, в каком Её увидела затем Наталья Андреевна в Успенской церкви, хотя иконы этой до того не видела ни разу – это тоже чудо. Она молилась Ей об исцелении и молила о возвращении Её образа у раки со святыми мощами преподобных Сергия и Германа. Глубинная связь этого Её Первообраза со святыми безусловна и подтверждена очередным дивным событием. О том рассказывает чудесное видение, явившееся отцу Борису – в схиме Николаю.

Одно время валаамским насельникам было искушение – пошли слухи, что в раке преподобных Сергия и Германа нет их мощей. Остров, мол, большой, могут они быть и в другом месте. Так сидел он на хорах, и том размышлял, пока в храме на Всенощной читали кафизмы. Тут он глянул на Валаамскую икону Божьей Матери, которая висела прямо перед ним, и увидел по обе стороны Её Пречистого образа святых преподобных Сергия и Германа! В мантиях и схимах, на которых было написано Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!», оба чудотворца с Божественным сиянием в очах смотрели на молящуюся братию. Они были тонки ликами, голубоглазы, в руках у них были свитки. Отец Борис от изумления на миг отвел глаза, а когда вновь глянул на икону, преподобные чудотворцы уже ушли.

Так стало ясно, что все слухи – лишь искусительное испытание вере, что чудотворцы находятся при Ней и что недаром по молитве Валаамской иконе Божьей Матери и преподобным Сергию и Герману, Андреева получила исцеление. А после слезной молитвы у раки с их мощами о том, чтобы снова увидеть тот Её Пречистый образ, Наталье Андреевне было видение об обретении Валаамской иконы Божьей Матери, и само обретение случилось в день причастия молитвенницы – через три дня после праздника обретения мощей святых Сергия и Германа.

О том, что Валаамская икона Божьей Матери была и остается заступницей русского воинства, рассказывают три видения, которые во время службы в храме посетили старца Валаамского монастыря иеросхимонаха Михаила, практически нашего современника – он ушел из жизни в 1962 году. Видения были ему перед началом Великой Отечественной войны.

В первом видении старец увидел Божью Матерь в Валаамском образе, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и других святых, которые слезно молились перед Ним за то, чтобы Он не оставил Русь в надвигающемся бедствии. Господь отвечал, что в России такова мерзость духовного запустения, душевного падения, такое множество других пороков, что беззакония эти переходят меру даже Великого Божьего терпения. Но и Божья Матерь и все святые продолжали со слезами Ему молиться, и Господь сказал, что Он не оставит России.

Прошло время, и вскоре старцу было второе видение , подобное прежнему: Матушка-Заступница в Валаамском образе и святой Иоанн-Креститель вновь стоят перед престолом Его и молят со слезами о спасении России и вновь ответил Он, что не оставит нашей Отчизны.

И в третьем видении уже одна Божья матерь в том же образе Валаамской молит Сына Своего у Его Престола о спасении России и со слезами умоляет Его, чтобы Он вспомнил, как она стояла на коленях перед Его земным Распятием. И вот уже снова была готова Матушка-Заступница стать на колени перед Сыном, но Спаситель остановил Её, и сказал, что знает, как Она любит Россию, и потому ради Её Материнских слез Он не оставит нашу страну.

Эти откровения – чудо из чудес, которые еще раз подтверждают и особое заступничество Пречистой, Её покровительство нашей стране, и вновь свидетельствуют, что Валаам – еще одна Её обитель, еще один Афон, на территории России, который, впрочем, на некоторое время покинул пределы нашей страны. Этот исход Её Первоообраза в лике Валаамской иконы Божьей Матери из пределов тогдашней России тоже – чудо высокого духовного значения.

После русско-финской войны в 1940 году Валаам отошел к Финляндии, и монахам пришлось принять финское подданство. История Нового Валаама – длинна и заслуживает отдельного рассказа, поэтому только вкратце заметим: уход с территории послереволюционной России Северного Афона можно рассматривать как знак, что в том государстве, где творились жестокие гонения на истинную веру и на ее служителей и редчайшее святотатство по отношению к храмам и церквам не только как культовым сооружениям, но и памятникам культуры и искусства, не было места Её Обители.

Сейчас Первообраз Валаамской иконы Божьей Матери расположен в храме во имя Преображения Господня, что на Новом Валааме. Она висит под левым клиросом и образ по-прежнему славен своими чудотворными событиями. Настоятель Нового Валаама архимандрит Сергий рассказал, как через Валаамскую икону Божьей Матери получил исцеление мальчик, сын греческого священника о. Илии по его просьбе к братии о молитве перед Валаамским Её образом об исцелении сына. Исцеление произошло, и благодарный священник теперь присылает ладан для чудотворной изумительной иконы, моление перед которой от чистого сердца и с чистыми помыслами свершит по вере нашей ещё немало чудес.

Значение иконы

То, что обретение иконы Божьей Матери такой чудотворной силы случилось именно здесь на Валааме – знак особого расположения Царицы Небесной к этому месту. Сказанные Ею в видении Наталье Андреевой слова, что Она там живет, и увидит Андреева Её на Валааме – откровение Богородицы о присутствии Её. И как Святая Гора Афон – место присутствия Божьей Матери в земле Иерусалимской, так гористый, трудно проходимый местами Валаам стал пристанищем Её в земле русской и получил название Северного Афона, а саму Валаамскую икону Божьей Матери зовут «местночтимой».

Так же для Валаама и для всей России обретение Валаамской иконы Божьей Матери имеет ещё одно уникальное значение – это явление нам Её предстательства перед Господом за Русь. Еще в первую Мировую войну валаамским старцам были видения, задокуметированные ими. В одном из них Пречистая, такая, как на Валаамской иконе Божьей Матери, явилась плачущей перед Богом и молящаяся Ему о спасении земли русской от врага и даровании нашему народу победы.

Валаамская икона Божьей Матери в те годы находилась в Смоленском скиту, освященном в честь Смоленской Божьей Матери, поскольку икона еще не была официально прославлена Церковью. В скиту жили монахи, которым было заповедано молиться об убиенных русских воинах, в Первой мировой, во время смут начала прошлого века. Затем – за погибших в гражданской войне, а затем – за всех убиенных за веру.

И если мы молимся перед Валаамской иконой Божьей Матери об обретении любви и веры и об исцелении душ и телес, то, любя свою Отчизну, какой бы она ни стала в эти странные, тяжелые для нашей духовности дни, мы можем и должны молиться о России сегодняшней. Из неё будет вырастать та, в которой будут жить дети наших детей.

_____________________________________
1 Мафорий – длинное покрывало, окутывающее фигуру с головы до ног.
2 Гиматий – четырехугольный отрез, который носили древние гречанки поверх хитона.