Армия одкб. Что такое одкб и зачем она россии? Что это за силы и насколько они боеспособны

    Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек . Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

    При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы - братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, - шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, - заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Цели и задачи[править | править вики-текст]

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Деятельность ОДКБ в сфере борьбы с наркоугрозой[править | править вики-текст]

Одним из важных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности является противодействие современным вызовам и угрозам. Весьма серьезное внимание в этой работе уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.Устав ОДКБ

Практически все государства-члены Организации в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территории проходит, так называемый «Северный маршрут» афганского наркотрафика. «Помимо этих, ставших традиционными наркоугроз, в последнее время правоохранительные органы регистрируют стремление наркоторговцев продвинут наркотики синтетического ряда произведенные в Европе на рынки России и Центральной Азии. Что подтверждается изъятиями достаточно крупных партий этих препаратов в некоторых городах этого региона».

«Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и использование коллективных мер организационного, правового и практического характера». 23 июня 2003 года решением СКБ был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и Положение о нем.

«Ежегодно под эгидой ОДКБ проводится комплексная оперативно профилактическая операция под условным название «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, государственной безопасности, таможни, милиция и пограничной охраны государств-членов Организации».

Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотических средств из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса.

5 сентября, 2008 года в Москве в целях дальнейшего развития проекта «Канал» на сессии Совета коллективной безопасности Решением Президентов государств-членов ОДКБ оперативно-профилактической операции «Канал» был придан статус Региональный антитеррористической операции ОДКБ постоянного действия. Это решение позволить более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки связанной с распространением наркотиков, решать практические проблемы на нескольких уровнях. А именно, на первом уровне это будет двух-трех-четырех сторонние операции регионального и субрегионального характера, проводимые на отдельных наркоопасных направлениях в рамках единого замысла.

«В интересах борьбы с наркобизнесом налажены рабочие контакты Секретариата ОДКБ с Управлением по наркотикам и преступности ООН, организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой. Кроме того, обеспечено и развивается взаимоотношения с Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, а также с Оперативным комитетом Совета государств Балтийского моря. Активизируется взаимовыгодное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков с ОБСЕ, ведется диалог в формате процесса «Париж-2 –Москва-1». В 2012 г. в Астане обсуждалось контрабанда наркотиков из Афганистана. Страны, которые входят в ОДКБ, намерены приложить все усилия в борьбе с наркотрафиком.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) является Уставным органом межпарламентского сотрудничества ОДКБ.

24 ноября 2016 года и 5 ноября 2019 года Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва Вячеслав Викторович Володин.

Рабочими органами ПА ОДКБ являются постоянные комиссии , Координационное совещание председателей комитетов (комиссий) по обороне и безопасности парламентов государств – членов ОДКБ при Совете ПА ОДКБ , Экспертно-консультативный совет и Информационно-аналитический правовой центр.

Функции по организационно-техническому и иному обеспечению деятельности Парламентской Ассамблеи возлагаются на Секретариат , деятельностью которого
руководит Ответственный секретарь Парламентской Ассамблеи.

Официальным символом ОДКБ является флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище синего цвета, в центре которого изображена эмблема ОДКБ (окованный серебром щит синего цвета в виде четырехугольной фортеции, по окантовке которого – серебряные заклепки, в поле щита – золотой шар, щит обрамлен золотым лаврово-дубовым венком).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1999 году Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял специальное решение , согласно которому парламентские делегации, представляющие государства МПА СНГ – участники Договора о коллективной безопасности (ДКБ), стали рассматривать в рамках МПА СНГ правовые вопросы реализации данного договора. Статус Межпарламентской Ассамблеи СНГ как парламентской структуры Договора о коллективной безопасности закрепился в 2000 году на сессии Совета коллективной безопасности ДКБ (Бишкек, Кыргызская Республика), когда перед МПА СНГ в формате ДКБ были поставлены задачи по разработке модельных законов и рекомендаций с целью унификации и гармонизации законодательства стран – участниц Договора.23 ноября 2001 года на первом своем заседании члены Совета МПА государств СНГ – участников ДКБ приняли Программу правового обеспечения Плана основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности на период 2001–2005 годов. Эта Программа, утвержденная председателями Совета коллективной безопасности ДКБ и Совета МПА СНГ, стала основой работы парламентариев до 2005 года и была успешно выполнена.

Основными формами работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ в формате ДКБ стали регулярные заседания членов Совета МПА государств СНГ – участников ДКБ и Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности в формате ДКБ. Были налажены взаимодействие административных органов Совета МПА СНГ и ДКБ, обмен информацией между ними, сотрудничество в разработке проектов документов, направленных на укрепление коллективной безопасности государств – членов ДКБ. Помимо этого, группами депутатов МПА государств СНГ – участников ДКБ осуществлялось изучение военно-политической обстановки во всех регионах коллективной безопасности (в Центрально-Азиатском – в марте 2001 года, в Кавказском – в октябре 2004 года, в Западном – в сентябре 2005 года).

С учетом необходимости адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности и с целью противодействия новым вызовам и угрозам 14 мая 2002 года на московской сессии ДКБ было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ в целях гармонизации национальных законодательств, разработки модельных законов для решения уставных задач ОДКБ, организации взаимодействия по вопросам международной и региональной безопасности. Основываясь на этом решении Совета коллективной безопасности ОДКБ и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ – членов ОДКБ на своем заседании 16 ноября 2006 года приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ). Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва Борис Вячеславович Грызлов.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого и пятого созывов Грызлов Борис Вячеславович

Председателем ПА ОДКБ являлся Сергей Евгеньевич Нарышкин - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва.


Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Нарышкин Сергей Евгеньевич

24 ноября 2016 года Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва Вячеслав Викторович Володин.


.

5 ноября 2019 года В.В.Володин вновь избран Председателем Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.

ОДКБ

Штаб-квартира Россия , Москва Участники 7 постоянных участников Официальный язык Русский Николай Николаевич Бордюжа Образование ДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
ОДКБ
договор подписан
договор вступил в силу
15 мая
20 апреля

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа .

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

См. также

  • Вооружённые силы Беларуси

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки

  • Официальное интернет-представительство Организации ДКБ

Примечания

Формирование системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве началось практически сразу после распада СССР. Так, 14 февраля 1992 года было принято решение о создании Совета министров обороны (СМО) и Главного командования Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ), а 20 марта того же года подписано Соглашение об ОВС на переходный период.

Тем самым была предпринята попытка сохранить общее оборонное пространство и трансформировать бывшую Советскую Армию в единые для всех членов СНГ вооруженные силы. Однако параллельно с этим развивались и усиливались диаметрально противоположные тенденции - многие бывшие республики СССР начали формировать свои собственные армии. Это фактически привело к разделу и национализации новыми независимыми государствами вооруженных сил, техники и имущества Советской Армии, дислоцированных на их территориях.

Таким образом, уже весной 1992 года стало ясно, что сохранить централизованную армию СНГ под единым контролем невозможно. Причин этому было немало: от усиления центробежных сил и развала системы управления войсками до разгоревшихся между бывшими республиками СССР конфликтами. Вместе с тем, у руководства большинства республик росло понимание того, что необходимы качественно новые формы и механизмы интеграции в военно­политической сфере, которые позволили бы создать более эффективную систему безопасности со значительно меньшими экономическими и научно-техническими издержками, снизить эскалацию вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. Именно с учетом этих факторов 15 мая 1992 года в Ташкенте представители Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана заключили Договор о коллективной безопасности. В течение сентября - декабря 1992 года к Договору присоединились Азербайджанская Республика, Грузия и Республика Беларусь.

20 апреля 1994 года, сразу после сдачи ратификационных грамот подписавшими его государствами, Договор вступил в силу. 1 ноября 1995 года договор был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций, в соответствии с 51 Статьей Устава которой ДКБ и был заключен.

После вступления Договора в силу был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-

политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию. Среди них следует отметить принятые в 1995 году «Декларацию государств-участников ДКБ» и «Концепцию коллективной безопасности государств-участников ДКБ». В том же году был принят «План реализации Концепции коллективной безопасности» и «Основные направления углубления военного сотрудничества», которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году «План второго этапа формирования системы коллективной безопасности» уже предусматривал формирование региональных коалиционных группировок войск на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан, а затем ратифицирован «Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности». Протоколом предусматривалось автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды.

Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году «Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации», реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.

Тогда же были утверждены «Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности», «Модель региональной системы коллективной безопасности», «Основные положения коалиционной стратегии», призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств- участников.

Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах «Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности» и «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ».

Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, которые были укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана (по одному от каждого государства) общей численностью в полторы тысячи человек с органом военного управления.

Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ - Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Был создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников, их полномочных представителей при Генеральном секретаре СКБ.

Наконец, осенью 2002 года в жизни Договора о коллективной безопасности произошло эпохальное события - на основе договора была создана новая международная организация. 7 октября 2002 года президенты государств-участников ДКБ от 15 мая 1992 года подписали два важнейших документа - «Устав Организации Договора о коллективной безопасности» и «Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности». Спустя почти год, 18 сентября 2003 года, эти документы вступили в силу. Согласно им участниками ОДКБ являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Официальной целью ОДКБ стало предотвращение совместными усилиями, а при необходимости и ликвидация, военной угрозы суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Для противодействия новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности Россия, Беларусь, Армения Казахстан, Киргизия и Таджикистан договорились активизировать деятельность на этом направлении, предпринимая конкретные действия, направленные на решительную борьбу против международного терроризма. Таким образом, осенью 2003 года сотрудничество в рамках Договора было преобразовано в полноценную международную межправительственную региональную организацию, которая призвана играть ведущую роль в обеспечении безопасности на евразийском пространстве в целом, и пространстве СНГ в частности.

На самом деле, решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную организацию стало ответом на вызовы меняющейся геополитической конъюнктуры. Возникла острая необходимость адаптировать Договор к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Главной задачей создаваемой Организации стала координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии.

Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности является координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. При этом было зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.

Создание Организации Договора о коллективной безопасности стало также важным политическим событием в жизни государств- участников Договора. Не вызывает сомнения тот факт, что членство в новой региональной организации реально содействует укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе и обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.

По формулировкам основополагающие документы ОДКБ являются достаточно сильными. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В Статье 2-й Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В то же время, в Статье 4-й предусмотрено: «В случае

совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51-й Устава ООН». При этом Устав Организации Договора о коллективной безопасности предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение.

Таким образом, главный документ Организации Договора о коллективной безопасности выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников при приоритете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфликтов. По своему содержанию Договор является прежде всего фактором военно-политического сдерживания.

Государства-участники Договора особо подчеркивают, что никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Отдельным государствам или международным организациям Устав предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.

Сама суть Организации Договора о коллективной безопасности, заложенные в его Уставе принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции государств-членов предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, - записано в Статье 1 Договора, - и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ.

Преобразование межгосударственного договора в полноценную международную организацию не могли не сказаться на внутренней структуре последней. Еще 28 апреля 2003 года на сессии СКБ в Душанбе были разработаны положения, регламентирующие деятельность организации и четко оформлена структура ОДКБ. Компетентность основных органов Договора о коллективной безопасности значительно расширилась - СМИД, СМО и КССБ отныне стали не только консультативными, но и исполнительными органами.

На данный момент структура ОДКБ выглядит следующим образом. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств- членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами. Консультативным и исполнительным органом Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики является Совет министров иностранных дел (СМИД).

В свою очередь, консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно­технического сотрудничества - является Совет министров обороны (СМО). Место консультативному и исполнительному органу ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности отведено Комитету секретарей советов безопасности (КССБ).

Высшим административным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, который осуществляет руководство Секретариатом ОДКБ. Генсек организации назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

Наконец в целях активизации работы по укреплению военной составляющей ОДКБ был сформирован Объединенный штаб ОДКБ.

За свою недолгую, но насыщенную событиями историю, Организация Договора о коллективной безопасности не раз давала повод говорить о себе. На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств- участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства.

Непосредственно возможности Договора задействовались осенью 1996 года и летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.

Важную военно-политическую роль ДКБ сыграл и в процессе достижения национального примирения в Таджикистане. Более того, и в середине первого десятилетия XXI века в рамках ОДКБ этой стране оказывается существенная политическая, военная и военно­техническая помощь.

В целом, можно с уверенностью утверждать, что Организация Договора о коллективной безопасности является значимой международной региональной организацией на просторах Евразии. Причем ОДКБ является евразийской организацией не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле благодаря универсальности своих принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в

первую очередь, ОБСЕ и «Шанхайской организации сотрудничества».

В заключение следует отметить, что после развала СССР баланс сил в мире оказался нарушен, а новая архитектура безопасности еще не создана. Более того, ситуацию на постсоветском пространстве, еще двадцать лет назад жестко контролировавшуюся Москвой, сейчас также нельзя назвать стабильной. В этом плане России просто необходима мощная интеграционная группировка, состоящая из стран-союзников, способная адекватно отвечать на вызовы современности. В этом плане ОДКБ действительно способствует решению задач национальной безопасности Российской Федерации на ее передовых рубежах, созданию фактически под эгидой России обширного политического, оборонного пространства и общего военно-технического потенциала.

В более широком плане Договор, особенно с созданием Организации Договора о коллективной безопасности, может содействовать укреплению позиций России и общих союзнических коллективных позиций государств-членов ОДКБ в мире, формированию весомого евразийского полюса безопасности и стабильности.

Долгосрочной целью политики России в отношении ОДКБ, а по возможности и всего СНГ, призвано быть создание сообщества государств, способного стать в XXI веке одним из ведущих мировых центров устойчивого политического, социально-экономического и научно-технического развития, зоной мира, национального и социального согласия. Здесь военно-политические факторы тесно переплетаются с необходимыми внутренними реформами.

Поддержание стабильности по периметру собственных границ, создание и укрепление пояса добрососедства, мира и безопасности является одним из ключевых приоритетов внешней политики Российской Федерации. Более того, данный фактор приобретает особое значение с появлением новых вызовов и угроз, усилившимся использованием международными террористами и наркодельцами российской территории для достижения своих трансграничных целей. В этих условиях представляется, что именно ОДКБ может стать той структурой, которая в наибольшей степени будет соответствовать национальным интересам России в стремительно меняющейся международной обстановке.

15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией – 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь – 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства–участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В случае совершения акта агрессии против любого из государств–участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании

Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимается главами государств–участников. Договором также создается (СКБ)

в составе Глав государств–участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств–участников в соответствии с Договором. Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств–участников.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами–участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация,

Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в г. Минске главы государств–участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворчества. Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур. Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности . Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности .

Органами системы коллективной безопасности являются.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ. Совет министров иностранных дел (СМИД) – высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики. С овет министров обороны (СМО) – высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства. Комитет секретарей Советов безопасности государств – консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности. Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств–участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств–участников.

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств–участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.

Секретариат Совета коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств–участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности. Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосударственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-экономической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОДКБ совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ).

Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами ХХI века. В силу своего геополитического положения государства–участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией .

Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники – Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ

21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр – постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.

Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ . Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств–членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами–членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью. По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств

СНГ образовал Рабочую группу , которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы . После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах–участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996–1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.

Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств–участников СНГ. Концепция взаимодействия правоохранительных органов – государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств–участников СНГ в борьбе с преступностью.

К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:

    осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств–участников СНГ;

    оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;

    обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

    выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств–участников СНГ;

    выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

    обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств–участников СНГ;

    проведение совместных научных исследований;

    сотрудничество компетентных органов государств–участников СНГ в международных организациях;

    сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

    развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Проблема миграции. Новой проблемой для государств СНГ стали разрастающиеся миграционные потоки , которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая ресурс международного терроризма.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики – комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев. При этом, очевидно, что современное сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств. Незаконная миграция из более отсталых в экономическом смысле регионов нарушает безопасность в точке прибытия. В силу особенностей геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду. Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, «параллельную» глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом, даже в мировом масштабе 90 .

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.