Формирование финансовой культуры и навыков предпринимательства у молодого поколения – одна из важных задач современного образования. Поэтому бизнес-обучение актуально уже в школьном возрасте. О перспективах такого направления, инновационных технологиях и экономических реалиях российского рынка образовательных услуг «Жажда» расспросила Татьяну Зозулю и Екатерину Чукову – руководителей проекта Miniboss Business School.
Идея создания и первые шаги
Идея создания школы появилась у Татьяны после долгих раздумий. Ее поддержала коллега Екатерина. Многие родители задумывались над тем, какие знания лучше получать их детям. В традиционных школах им преподают предметы, материал которых нужно заучить, – дети не проявляют свою индивидуальность и не раскрывают свои таланты. Система обучения не меняется годами, как и информация, предоставляемая ученикам. В таких школах дети не могут полноценно развиваться, учиться работать в команде, придумывать собственные идеи и прочее.
Екатерина Чукова: «Идея создания школы родилась у Татьяны, которой изначально хотелось реализовать ее для своих детей. Мы все обсудили, решив создать бизнес-школу для детей, где можно будет растить талантливых предпринимателей, грамотных государственных управленцев и людей, способных реализовать свои таланты. Таким образом, наши дети получили бы нужную им информацию, которую не дают в обычных школах».
Первым шагом стало изучение еще не сформированного российского рынка детского бизнес-образования. Вторым этапом стало посещение выставки франшиз. Именно там была найдена международная школа. В России ранее такие образовательные учреждения не открывались. Для запуска бизнеса, безусловно, требовались деньги: первоначальный капитал, помещение и другие расходы. Создание собственного дела обошлось в 50 тысяч евро.
Масштабы бизнеса и планы по расширению
В российской школе Miniboss Business School на данный момент есть 4 группы по возрастам (6-8 лет, 9-11 лет, 12-14 лет), которые обучаются на протяжении 1 года. Проходит набор еще двух классов: младшей и средней группы. Практика показала наибольшую эффективность поэтапного учебного процесса – освоение современных бизнес-технологий рассчитано на 10-летний курс, с набором специальных дисциплин и практических занятий. Занятия проходят только по субботам.
Татьяна Зозуля: «Школа ориентирована на формирование гармонично-развитого, сильного и успешного ребенка. Мы занимаемся поэтапным раскрытием детских талантов, даем нашим ученикам возможность лучше понять собственную индивидуальность и окружающий мир, передаем детям блоки ценных знаний и стимулируем появление необходимых умений, навыков и практического опыта самореализации. Число наших учеников постоянно растет, и наши двери открыты для всех, кто хочет учиться чему-то новому».
Преимущества школы перед другими заведениями
Miniboss Business School – международный проект, на базе которого дети и молодежь подросткового возраста обучаются основам предпринимательства. Они готовятся к участию в чемпионатах, проводимых на региональном уровне и по стране в целом. Победители чемпионатов по школьному предпринимательству переходят на международный уровень.
Дети имеют возможность представить собственные бизнес-проекты. Ученики Miniboss Business School свои первые бизнес-планы составляют уже в 7 лет. В этом же возрасте получают и первые гранты на реализацию своих стартапов. При получении гранта они могут стать предпринимателями и зарабатывать реальные деньги. В марте в Москве состоится первый форум стартапов, где первые маленькие боссы презентуют свои проекты с получением грантов от предпринимателей. Для учеников Miniboss Business School ежегодно проходят бизнес-туры, а в летний период можно поехать за границу в бизнес-лагеря. В этом году можно было поехать в Грецию и Болгарию.
Екатерина Чукова: «Для того чтобы сделать из ребенка предпринимателя, нужно заниматься становлением его характера с 7-8 лет, учить его системно мыслить, делать практические шаги, преодолевать препятствия, уметь работать в команде… И это сверх теоретической базы экономики. Мы учим детей работать в команде, выступать на публике, преподносить презентации и другим навыкам, которые пригодятся в дальнейшем».
Конкурентная среда
Учитывая, что учреждений рассматриваемого направления пока нет, Miniboss Business School в России не имеет конкурентов. Действуют несколько заведений, преподающих финансовую грамотность для детской аудитории. Но в этих учреждениях совершенно иная схема преподавания.
Екатерина Чукова: «К нам пришло несколько детей из подобных школ. Им было неинтересно учиться, так как предметы просто начитываются. У нас же все происходит в интерактивной форме – деловые и имитационные игры, case-study, презентации, ток-шоу, конкурсы, поэтому дети имеют большую вовлеченность в процесс обучения. В итоге получаем высокую результативность, так как дети могут с легкостью воспринимать преподносимую информацию».
Miniboss Business School сотрудничает с московскими партнерами. Планы компании – заключение договоров с высшими учебными заведениями для дальнейшего приглашения учащихся в институты. Создается предпринимательский совет, оценивающий предлагаемые детьми бизнес-проекты. Налажено сотрудничество с клубами для детей дошкольного возраста. Проводятся открытые уроки в школах Москвы. В прошлом году организация была представителем Министерства финансов и принимала участие в неделе финансовой грамотности.
Екатерина Чукова: «В школе пока три учителя, и мы справляемся, каждый педагог ведет свою дисциплину. Все специалисты при принятии на работу в бизнес-школу проходят многоуровневое собеседование со штаб-квартирой и ежегодное обучение. Также сдают экзамены, проходят стажировку, получают сертификат на право преподавания, и только после этого они могут работать в Miniboss Business School. Каждый год они обязаны проходить обучение и подтверждать свою квалификацию».
Перспективы развития бизнеса и необходимые для этого навыки
К сентябрю следующего года в планах у предпринимателей открыть до 10 школ с аналогичным направлением в Москве. На данный момент учреждение открыто на базе клуба «Деловар». Но в ближайшее время планируется обзавестись собственным помещением.
На первом этапе создания школы предпринимательницам пришлось приобрести много новых знаний и подробно ознакомиться с программой обучения. Преподаватели проходили обучение за рубежом, поэтому дети получают современное и качественное образование.
Екатерина Чукова: «Недавно мы выкупили лицензию на открытие креативной арт-школы «Леонардо». Ее работа направлена на проявление талантов ребенка. Данная тема нам показалась довольно интересной, и мы планируем открыть школу в ближайшее время. Также планируем открыть Royal British Shool – это сеть языковых школ. Будем минибоссам преподавать английский язык, который пригодится в бизнесе. На него также приобретена лицензия».
Miniboss Business School в цифрах и фактах
Количество сотрудников
4 человека.
Количество групп
Минимальный возраст учеников
Вложения на начальном этапе
50 тыс. евро.
Стоимость 1 месяца обучения
Сроки окупаемости бизнеса
Некоторые эксперты утверждают: чем раньше человек начнет постигать финансовую грамотность, тем проще ему будет в дальнейшем управлять деньгами и избегать проблем. Именно поэтому современных детей начинают обучать таким обыденным для вещам, как банковские операции и правильное обращение с деньгами, с раннего детства. Это обусловило широкое распространение бизнес-школ для детей, которые готовят их к взрослой жизни практически с пеленок.
Ни для кого не секрет, что все родители желают для своих детей только лучшего. Малыш, едва научившийся ходить, уже представляется маме и папе известным политиком, звездой спорта или успешным бизнесменом. Однако не каждый взрослый знает, как помочь ребенку найти свое место в жизни, выбрать правильную профессию и достичь успеха.
Некоторые эксперты утверждают: чем раньше человек начнет постигать финансовую грамотность, тем проще ему будет в дальнейшем управлять деньгами и избегать проблем. Именно поэтому современных детей начинают обучать таким обыденным для вещам, как банковские операции и правильное обращение с деньгами, с раннего детства. Это обусловило широкое распространение бизнес-школ для детей , которые готовят их к взрослой жизни практически с пеленок.
Детское бизнес-образование: альтернатива общему образованию или хорошее дополнение?
Сегодня общеобразовательные школы находятся под пристальным вниманием органов власти. Совершенствование и внедрение в программы обучения новых методик и поддержание соответствия требованиям времени является первоочередной задачей Министерства образования. Но, к сожалению, традиционные школы по-прежнему не могут решить ряд очень важных вопросов.
В первую очередь, это касается индивидуального подхода к обучению детей. Один учитель, работающий одновременно с классом, в котором более двух десятков человек, физически не может уделить должного внимания каждому. Отсюда возникает проблема с выявлением способностей и наклонностей каждого ученика, а также невозможность обеспечения его теми знаниями, которые будут соответствовать его интересам.
Кроме того, сегодня программа общего образования состоит из необходимого минимума по ряду дисциплин и не предполагает глубокого изучения одного-двух предметов, способных облегчить поступление в ВУЗ на выбранную специальность. В связи с этим, многие родители, недовольные современными методиками обучения, начали искать решение за пределами обычной школы.
В результате, большую популярность сегодня приобрели альтернативные способы обучения детей. И спрос на программы дополнительного образования продолжает расти с каждым днем, в том числе к бизнес-школам для детей.
Отметим, что на первый взгляд такие специальные учебные заведения кажутся неуместными из-за очевидной несопоставимости понятий о детях и предпринимательской деятельности. Однако постоянно растущее количество детских бизнес-школ явно свидетельствует о том, что общество не только их признало, но и считает эффективными.
Чему учат в бизнес-школах?
Безусловно, стать полноценной заменой общеобразовательной школе подобная образовательная организация не сможет. Но бизнес-школы способны обеспечить детей необходимыми знаниями об экономике и финансах, что является важным аспектом современной жизни.
Бизнес-школы предлагают специальные программы для детей в возрасте от 6 до 19 лет и имеют много общего с курсами МВА (главное отличие, в основном, только в возрасте студентов). Занятия проводятся успешными бизнесменами, которые знают все об особенностях менеджмента. Ученики посредством моделирования различных ситуаций учатся принимать решения, изучают рынок и многое другое.
Каждая школа имеет ряд программ, которые позволяют детям получить очень важные навыки и знания. В зависимости от выбранного направления их характер может меняться, но, в целом, выделяют следующие задачи и цели бизнес-образования :
- обучение командному взаимодействию;
- содействие в профориентации;
- развитие коммуникативных навыков;
- бизнес-обучение;
- создание бизнес-проектов;
- самореализация;
- тренировка мышления;
- развитие памяти;
- выявление лидерских качеств;
- навыки ведения дебатов;
- развитие креативного мышления;
- освоение правил тайм-менеджмента и др.
Многие занятия проходят в форме игры или беседы, что позволяет лучше усваивать материал. Кроме того, отличительной чертой большинства бизнес-школ является наличие тьютора , который сопровождает ученика на протяжении всего периода обучения. То есть, детские бизнес-школы придерживаются политики индивидуального подхода к каждому ребенку - той важной составляющей, недостающей традиционному образованию.
Российские бизнес-школы для детей
В России бизнес-школы для детей начали открываться более 10 лет назад. Поскольку подобных направлений обучения в нашей стране до сих пор не было, основателям этих курсов приходилось самостоятельно разрабатывать методики и программы обучения, соответствующие разным возрастным категориям детей.
Кстати, руководителями детских бизнес-центров стали преимущественно бывшие ученики школ МВА, предприниматели, психологи и преподаватели экономических ВУЗов.
На сегодняшний день на территории России функционирует огромное количество бизнес-школ для детей. Однако наибольшей популярностью пользуются такие образовательные организации, как:
- «Кидбург» - представлен в трех городах России: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва. Центр приглашает к себе детей в возрасте 4-14 лет для участия в игре, моделирующей жизненную ситуацию. То есть, дети выбирают себе профессии и пытаются достичь в ней успехов, обучаясь финансовой грамотности и навыкам принятия решений.
- Kinder MBA - открылась в Москве около 5 лет назад и по сути представляет собой адаптированную под детей программу МВА . Она состоит из трех модулей: Start (1-4 класс), PRO (5-8 класс) и Foundation (9-11 класс), каждый из которых длится 4 месяца. В процессе обучения дети, в зависимости от возраста, учатся находить решения изобретательных задач и командной работе, а также осваивают особенности управления финансами и оптимизации бизнес-процессов. Примечательно, что многие ученики этой школы уже владеют собственным делом и зарабатываются деньги самостоятельно.
- Matrix Carrier - школа работает уже более 10 лет. Учащиеся - школьники разного возраста, а недавно открылось отделение и для дошкольников. Длительность курса обучения занимает весь учебный год, при этом дети проводят в школе по 2-8 часов в неделю. Дошкольников учат быть лидерами, а также с ними проводят уроки театрального мастерства и обучают английскому. Дети постарше вовлечены в более сложную программу.
- Creative camp - предназначена для детей в возрасте от 12 до 17 лет. В лагере, арендованном на подмосковной базе, все занятия выпадают на период школьных каникул. То есть, дети могут одновременно отдохнуть и провести время с пользой, изучая бизнес-процессы . Каждый год в лагере проводится по 10 смен. Со школьниками ежедневно занимаются молодые предприниматели экономических факультетов. Они ведут деловые игры и рассказывают об особенностях «реального» бизнеса. Благодаря тому, что возраст всех педагогов менее 30 лет, они очень быстро находят общий язык с участниками. Многие дети по окончанию учебы смогли даже реализовать собственные проекты.
- Тренинговый центр К.О.Т. - приглашает детей в возрасте 9-17 лет на однодневные тренинги, позволяющие освоить финансовую грамотность и расширить кругозор. На курсах обучают командной работе, основам тайм-менеджмента и лидерства, а также рассказывают, как нужно правильно ставить цели. Помимо этого дети развивают коммуникативные навыки и учатся презентовать себя.
«Подводные камни» бизнес-образования для детей
Несмотря на все преимущества программ бизнес-школ для детей, они подходят далеко не для всех. Стоимость таких курсов варьируется в зависимости от возраста, длительности программы и формата проведения. Но в целом, если говорить о полноценном бизнес-образовании, стоимость обучения в бизнес-школе может существенно ударить по карманам семью со средним доходом.
Если традиционное образование ребенок может получить бесплатно благодаря государственному финансированию обычных школ, среднепрофессиональных и высших учебных заведений, то дополнительное образование полностью ложится на плечи родителей.
Видимо, это и является основной причиной того, что в нашей стране доля участия в таких программах по сравнению с западными странами очень низка. К примеру, в странах Европы дополнительное образование занимает 70% населения, а в России только 22%. Хотя правительство не раз заявляло о необходимости поддержки детского бизнес-образования и акцентировало внимание на его важности, практической пользы это не принесло, поскольку даже само понятие "детское бизнес-образование" не закреплено на законодательном уровне.
Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.
Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.
MBA для самых маленьких
Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.
В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.
«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.
Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.
Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.
Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.
«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»
Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»
«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.
В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12-16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.
Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.
На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».
Роботы в помощь
С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.
В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.
Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева (Фото: Владислав Шатило / РБК)
Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.
Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — . Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.
Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.
Дети-предприниматели
Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.
Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.
Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.
Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.
Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.
Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».
По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.
Взгляд со стороны
«Предпринимательство — это жизненная позиция»
Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»
«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».
«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»
Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов
«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.
Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».
Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.
Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ
Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.
Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .
Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ
На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.
Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».
Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»
Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.
Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.
По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.
Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .
Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»
«Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.
«Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.
В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).
Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .
Клуб юных астрономов в Московском планетарии
Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.
В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.
Подробную информацию о клубе можно найти .
В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».
В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.
После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.
Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258
Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .
Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля
В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.
Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.
На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.
Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .
Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой
30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.
1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.
Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.
Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.
В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.
Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .
Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»
Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.
Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.
В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).
Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .
Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School
Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.
Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.
Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.
Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном
Для того чтобы ребенок был успешен, реализовывал в полной мере свои возможности и способности, был уверенным в себе и умел правильно отстаивать свое мнение, необходимо воспитывать в нем лидерские качества.
Лидерские способности являются важным фактором успеха любого начинания – будь то школьный проект или собственный бизнес. Лидеры постоянно работают над развитием и совершенствованием своих компетенций. Лидерство – умение нести ответственность, ставить цели и достигать их, принимать самостоятельные решения, определять дальнейшую перспективу, организовывать работу команды.
Бизнес-школа для детей – возможность развить в ребенке необходимые лидерские качества и умения, заложить основу организаторских способностей, дать знания по тайм-менеджменту и самоменеджменту. Занятия позволят ребенку накопить опыт работы в команде, научиться брать ответственность, правильно распределять ресурсы, сформировать творческий и интеллектуальный потенциал.
Особенности занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»
- Детский центр «Имена Продакшн» предлагает занятия в бизнес-школе для детей в Москве. Занятия проходят в 2 группах: для детей от 7-10 лет и от 10-14 лет. Цель наших преподавателей – раскрыть способности каждого ребенка, учитывая его индивидуальность, создать комфортную атмосферу, в которой ребенок будет эффективно обучаться и чувствовать себя непринужденно.
- Занятия в бизнес-школе направлены на развитие лидерских качеств у детей, воспитывают способность выделять важное, учитывать мнения других, правильно организовывать время, тренируют организаторские способности. Педагоги моделируют ситуации, которые позволят примерить ребенку разные социальные роли.
- Лидерство тесно связано с умением вести себя на публике. Поэтому ребенок будет развивать ораторское мастерство, научится управлять эмоциями, аргументированно отстаивать свою точку зрения, убеждать, разрешать конфликтные ситуации.
- Курс бизнес-школы включает в себя программу «Лидерами не рождаются», которая состоит из следующих занятий:
- Психологический портрет будущего профессионала. Лидерство – основа успеха.
- Какой я организатор? Тренинг организаторских способностей. Создай свою команду. Умение работать в команде. Тренинг групповой кооперации.
- Как все успеть. Тренинг «Тайм – менеджмент».
- Самоменеджмент. Управление вниманием. Как завершать дела в срок и без перегрузок.«Лидер – это Я». Тренинг по лидерству.
Преимущества посещения занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»
- Индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Интересная программа обучения;
- Команда опытных преподавателей;
- Комфортная атмосфера;
- Разбор сложных кейсов;
- Встречи с бизнесменами;
- Помощь в реализации бизнес-идей.
Результат посещения занятий в бизнес-школе для детей в Детском центре «Имена Продакшн»
Программа бизнес-школы помогает развивать лидерский, творческий и интеллектуальный потенциал ребенка. Он будет целеустремленным, активным, уверенным в себе, самостоятельным, научится работать в команде и нести ответственность за принятые решения. Научится слышать и принимать другие точки зрения, аргументированно отстаивать свою. Разовьет аналитические способности, приобретет навыки нестандартного подхода к решению сложных задач.
Ребенок будет понимать основы процессов управления и взаимодействия людей в обществе. Станет организованным, собранным, расширит кругозор, найдет талантливых умных друзей. Знания и умения, которые он получит, пригодятся в учебе и будущей жизни. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развил лидерские качества, научился грамотно распоряжаться своими ресурсами, легко общался со сверстниками, строил большие планы на будущее, то записывайте его на занятия в бизнес-школу в Детский центр «Имена Продакшн».
Свернуть