Что произошло 12 декабря 1993 года. Принятие конституции рф и выборы в государственную думу

12 декабря 1993 года одновременно с референдумом по Конституции РФ были проведены всенародные выборы депутатов Государственной Думы первого созыва.

225 депутатов было избрано по пропорциональной системе по единому федеральному округу, при заградительном барьере 5 процентов, 225 — по мажоритарной системе по одномандатным округам.

Во многом выборы закончились сенсационно. Первое место в голосовании по партийным спискам заняла партия ЛДПР Владимира Жириновского - 22,92% голосов, вторым был «Выбор России» Егора Гайдара - 15,51%, третьими стали коммунисты Геннадия Зюганова - 12,40%. Также в парламент прошли «Женщины России» Алевтины Федуловой - 8,13%, «Аграрная партия» Михаила Лапшина - 7,99%, блок Явлинский-Болдырев-Лукин (Яблоко) - 7,86%, ПРЕС Сергея Шахрая - 6,73%, Демократическая партия России Николая Травкина - 5,52%. Всего в выборах участвовало 13 избирательных объединений.

За счет одномандатных округов по 64 мандата получили ЛДПР и «Выбор России», 42- КПРФ 37 - «Аграрная партия», 23 - «Женщины России», 27 - Яблоко, 22 - ПРЕС, 14 - ДПР. Не прошедшие в парламент по спискам РДДР по округам получили пять депутатских мест, движение «Кедр» одно, «Достоинство и милосердие» - три, «Гражданские союз» - десять, «Будущее России - Новые имена» - два. 130 мест получили независимые кандидаты. Председателем Госдумы первого созыва был представитель аграриев Иван Рыбкин.

В соответствии с переходными положениями Конституции, данный созыв парламента избирадся на два года. Одной из отличительных черт этого созыва была политическая неустойчивость, которая приводила к регулярному изменению численности и состава фракций. Одной из проблем, определивших работу первого созыва Госдумы, стали боевые действия на территории Чеченской Республики.

В июле 1995 года депутаты выразили недоверие правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента президенту Борису Ельцину и принять поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства. Важнейшим решением стало объявлении амнистии находившимся под следствием или под стражей участникам событий 19-21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября — 4 октября 1993 года. Всего был принят 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди принятых — федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.

В этот же день прошли единственные в истории прямые выборы членов Совета Федерации. Правовой основой для их проведения являлись заключительные и переходные положения Конституции. Депутаты избирались сроком на два года по мажоритарной системе в двухмандатных округах, образованных в границах субъектов федерации. Избирателям выдавался один бюллетень, в котором предлагалось отметить две фамилии. В Чечне выборы не проводились, а в Татарстане и Челябинской области прошли чуть позже. Среди избранных были: 5 президентов республик, 11 глав правительств, 43 главы краёв и областей, три федеральных министра. Членами Совета Федерации от Москвы были Николай Гончар и Юрий Черниченко, от Санкт-Петербурга - Александр Беляев и Юрий Болдырев. Сенаторами были и некоторые известные в современной России политики - Елена Мизулина, Олег Смолин, Рамазан Абдулатипов, Аман Тулеев и другие. От Нижегородской области в Совет Федерации был избран Борис Немцов. Первым главой верхней палаты парламента стал представлявший в ней Калининградскую область Владимир Шумейко.

Читайте на портале «Твоя история» статью

Расстрел Белого дома в 1993 году. Хроника событий

Ответ редакции

В первые годы существования Российской Федерации противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета привело к вооруженному столкновению, расстрелу Белого дома и кровопролитию. В результате была полностью ликвидирована система органов власти, существовавшая со времен СССР, и была принята новая Конституция. АиФ.ru вспоминает трагические события 3-4 октября 1993 года.

До распада Советского Союза Верховный Совет РСФСР, согласно Конституции 1978 года, был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. После того, как СССР перестал существовать, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшего органа власти) и все еще обладал огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки к Конституции о разделении властей.

Получилось так, что главный закон страны, принятый еще при Брежневе, ограничивал в правах избранного президента России Бориса Ельцина, и он стремился к скорейшему принятию новой Конституции.

В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Борис Ельцин и его сторонники, а также Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова , большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким .

Связан конфликт был с тем, что его стороны совершенно по-разному представляли дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны. Особенно серьезные разногласия у них были по поводу экономических реформ, и никто не собирался идти на компромисс.

Обострение кризиса

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков .

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, ВС принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов даже назвал его действия государственным переворотом.

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в Белом доме, где были отключены связь и электричество и не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Белого дома.

Штурм «Останкино» и расстрел Белого дома

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Белому дому и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал их взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска начали штурм Дома Советов. Белый дом обстреливали танки. В здании произошел пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Белого дома собрались зеваки, которые подвергли себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября - начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, порядка 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

После октября

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно.

Фото: Commons.wikimedia.org

До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.



Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3‑4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00 . Подписывая указ, Ельцин ссылался на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью , ставшей, по мнению президента РФ, в условиях экономического кризиса препятствием на пути экономических реформ и превращение Верховного Совета в "штаб неконструктивной оппозиции", занимающийся политической борьбой.

В подготовленном главой государства указе предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через час после телевизионного обращения Ельцина председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов выступил на экстренном совещании депутатов в Белом доме, где квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот .

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию в двенадцати пунктах и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая своё заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице‑президента Александра Руцкого.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х cъезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице‑президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" — Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.
Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято‑Даниловом монастыре при посредничестве патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.

Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния", ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона призвал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.

В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице‑президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Стреляли из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" были взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Спустя несколько месяцев Государственная дума объявила политическую амнистию участникам событий сентября‑октября 1993 года.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в ходе событий 21 сентября — 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

В результате трагических событий 3-4 октября 1993 года в Москве Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были ликвидированы. До избрания Федерального Собрания и принятия новой Конституции в РФ устанавливалось прямое президентское правление. Указом от 7 октября 1993 года "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ" президент установил, что до начала работы Федерального Собрания вопросы бюджетно‑финансового характера, земельной реформы, собственности, госслужбы и социальной занятости населения, ранее решаемые съездом народных депутатов РФ, теперь осуществляются президентом РФ. Другим указом от 7 октября "О Конституционном Суде РФ" президент фактически упразднил этот орган. Также Борис Ельцин издал ряд указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция России, в которой такой орган государственной власти, как съезд народных депутатов, уже не упоминался.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 21,7%, блок «Выбор России» - 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 11,46%, «Женщины России» - 7,51%, Аграрная партия России - 7,38%, блок «Яблоко» - 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) - 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) - 5,10%

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы

государственной жизни п о с т а н о в л я ю:

4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.

Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).

Официальные результаты выборов:

Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835

Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698

Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)

Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов

Против всех - 2.267.963 (4.22%).

Пятипроцентный барьер преодолели:

1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)

2. Выбор России 15.51% (40 мест)

3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)

4. Политическое движение "Женщины России" 8.13% (21 место)

5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)

6. Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 7.86% (20 мест)

7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)

8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).

По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» - 24 кандидата, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» - 7, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР - 5, блок «Достоинство и милосердие» - 3, блок «Будущее России - новые имена» - 2 и один депутат был избран от «Кедра».

Председатель Государственной Думы - Рыбкин Иван Петрович.

Было принято 464 закона, из них подписано Президентом - 320.

ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА

Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР - в "горячих" пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты - в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только "русские" регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в "русских" регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в "русских" регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.

Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся ("болото"). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве "русских" регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно - около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на "русских" регионах.

Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным "сторонники реформ" - "противники реформ", что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории "демократический", "коммунистический" и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.

Подобное часто возникает при более устойчивых расколах - этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России - многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво "державным" образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).

Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где "демократический" электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом, функциональное определение либерального электората может быть следующим - это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за "либералов". Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.

В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы - это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, - где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице "демократов", протестный электорат голосует против всех больших идеологий - и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.

В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.

В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993

“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”

Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре "Останкино", где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: "Россия, ты одурела!”

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3‑4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00 . Подписывая указ, Ельцин ссылался на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью , ставшей, по мнению президента РФ, в условиях экономического кризиса препятствием на пути экономических реформ и превращение Верховного Совета в "штаб неконструктивной оппозиции", занимающийся политической борьбой.

В подготовленном главой государства указе предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через час после телевизионного обращения Ельцина председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов выступил на экстренном совещании депутатов в Белом доме, где квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот .

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию в двенадцати пунктах и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая своё заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице‑президента Александра Руцкого.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х cъезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице‑президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" — Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.
Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято‑Даниловом монастыре при посредничестве патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.

Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния", ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона призвал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.

В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице‑президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Стреляли из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" были взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Спустя несколько месяцев Государственная дума объявила политическую амнистию участникам событий сентября‑октября 1993 года.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в ходе событий 21 сентября — 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

В результате трагических событий 3-4 октября 1993 года в Москве Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ были ликвидированы. До избрания Федерального Собрания и принятия новой Конституции в РФ устанавливалось прямое президентское правление. Указом от 7 октября 1993 года "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ" президент установил, что до начала работы Федерального Собрания вопросы бюджетно‑финансового характера, земельной реформы, собственности, госслужбы и социальной занятости населения, ранее решаемые съездом народных депутатов РФ, теперь осуществляются президентом РФ. Другим указом от 7 октября "О Конституционном Суде РФ" президент фактически упразднил этот орган. Также Борис Ельцин издал ряд указов, прекращающих деятельность представительных органов власти субъектов Федерации и местных Советов.

12 декабря 1993 года была принята новая Конституция России, в которой такой орган государственной власти, как съезд народных депутатов, уже не упоминался.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников