Дикие животные что них делают. Дикие животные и их детеныши

Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
    • учить называть диких животных и их детёнышей.
  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить терминологию: слово, предложение;
    • активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
    • закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
    • совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.

2.2. Проверим домашнее задание.

– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

Рисунок 1

– Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним, какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

  • Язычок на прогулке.
  • Белочка грызёт орешки.
  • Грибок.

3. Минутка календаря

Отработка временных понятий.

– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока

4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.

– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.

4.2. Вступительное слово учителя.

– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку) . Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк)
– Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь)

4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

– Прочитаем слова, называющие животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5. Рассказ учителя о зайце

– Сейчас вы узнаете, у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока

Тема урока:

– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка (имитация)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

7. Работа по теме

– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1. Называние самки и самца диких животных.

– Будем учиться называть диких животных.

Рисунок 2

Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.

Модель: папа заяц мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц – зайчиха. Медведь – медведица.
Еж – ежиха. Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

– Кого мы учились называть?

7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела

– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.

Рисунок 3

– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных

8.1. Работа с карточкой. Один – много

– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

……..

– Это зайчонок. Это зайчата.
– Это волчонок. Это волчата.
– Это ежонок. Это ежата.
– Это бельчонок. Это бельчата.
– Это лисёнок. Это лисята.
– Это медвежонок. Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

– Кого учились называть?
– Учились называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

– Один... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.

9. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали бельчата, (прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата, (перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

10. Закрепление

10.1. Игра "Потерялись малыши"

– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.

Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.

10.3. Работа в парах. Проверка.

Рисунок 4

Ответы пар.

Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.

1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.

1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

11. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание

– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.

Описание видеоурока

Профессор Лис. Здравствуйте. Меня зовут профессор Лис. Я люблю познавать окружающий мир, за своё любопытство я и получил прозвище "профессор". Ребята, а ещё я очень люблю путешествовать. А вы?... Хотите со мной отправиться в путешествие?... А вот куда, вы узнаете, отгадав загадки: Диктор. Кто на своей голове лес носит? … Олень Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. … Заяц Под сосной, под елками Лежит мешок с иголками Ёж Зимой спит, летом улья ворошит… Медведь Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу… Белка Олень.., заяц.., ёж.., медведь.., белка.. - кто это?.....Правильно, дикие животные. Почему их называют дикими животными?... Дикие животные живут в лесу, вдали от людей и заботятся о себе сами: добывают пищу, строят дома, например, бобры, роют или находят норы: ежи.., лисы.., еноты.., раскапывают ямы - берлоги - медведи. Профессор Лис Ребята, вы знаете, какие дикие животные обитают в наших лесах?... Диктор. В лесу живут разные звери, но их очень трудно встретить: они прячутся от человека. Звери непохожи друг на друга. И не только потому, что одни маленькие, а другие большие. У одних длинные уши…, у других коротенькие…, у одних есть рога…, а у других их нет…, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты…, а у некоторых хвостик еле-еле заметен... Одни животные едят листья и траву… Очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников… Их называют… травоядные. Но есть в лесу и звери, которые охотятся на других животных - это хищники. Белки и мыши грызут всё, что им по зубам. Поэтому их называют… грызунами. Медведи - хищники. Но охотятся они очень редко. Встретится медведю в

лесу малина, он обязательно полакомится сладкими ягодами, найдет гнездо диких пчел - отведает меда. Может искать грибы, выкапывать корешки растений. Зимой у медведя появляются детеныши. Как вы думаете, почему медвежата рождаются зимой? Ведь только зимой у медведицы есть «дом»-берлога, летом она бродит по всему лесу и ночует, где придется. В наших лесах живёт большое количество зайцев. Их несколько видов: заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак зимой и летом серого цвета, а хвостик у него всегда черный. К зиме бока светлеют, а спинка остается русой. У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый с черной рябью, бока светлые, а брюшко - белое. На зиму беляк одевает теплую белоснежную шубку, только кончики длинных ушек остаются черными. У зайчихи детеныши появляются 3 раза в год: когда выпадает снег, вырастает травка, опадают листья с деревьев. А вот косым зайца называют зря. Он очень хорошо видит, просто очень уж он пуглив. Летом зайцы любят кушать злаки, бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив, а иногда едят сено. Профессор Лис А сейчас игра «Назови детёныша». Назовите, как зовут детенышей зверей. Диктор. У медведицы - …(медвежонок) У лисицы - …(лисенок) У зайчихи - … (зайчонок) У ежихи - … (ежонок) У волчицы… - (волчонок) У лосихи - … (лосенок) У белки - … (бельчонок) Профессор Лис Молодцы!.. Ребята, чем отличаются дикие животные от домашних? Диктор. Дикие животные живут в лесу и сами заботятся о себе: ищут еду, делают дом. Домашние животные живут у нас дома или в деревне. И о них заботится человек. Он их кормит.., лечит.., строит им жилье. Как вы думаете, человек заботится о диких животных?.... Люди лосям кладут на пенек соль, приносят диким кабанам свеклу. Лесник, лесной сторож, спасает диких животных весной, когда тает много снега и все тропинки заполнены водой, кормит зверей, находит больных и относит их к ветеринару…. Дикие животные приносят пользу лесу и человеку. Дикий кабан истребляет вредных насекомых и грызунов. Волка называют санитаром леса: он ловит больных, старых животных. Их кожи лося люди изготавливают обувь, используют мясо в пищу.

Ребята, где живут дикие животные?... В норе живет еж.., лиса.., енот.., из дупла выглядывает белка.., в берлоге всю зиму спит медведь…, зубастый волк забирается в логово. Профессор Лис. А сейчас игра «Кто, где живет?» Помогите найти животным их дом. Диктор. Белка живет в … дупле. Лиса живет в … норе. Ежик живет в …гнезде или найденной норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в …логове. Отлично справились с заданием... Как же приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? Медведь, еж, барсук накапливают подкожный жир и на всю зиму до весны впадают в спячку. Заяц и белка к зиме меняют цвет шерсти, своей шубки. У всех зверей шубка становится более пышная, появляется подшерсток - короткая густая шерсть. Запомните, что забирать из леса маленького его обитателя нельзя. Дикое животное не сможет выжить в лесу, если его вырастил человек...Так как только мама-животное знает, как и чем накормить своего малыша, научит его жить в лесу, расскажет ему об опасностях, которые могут случиться с ним. Профессор Лис. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ:
Медведь, медведица, медвежонок.
Заяц, зайчиха, зайчонок…

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ:
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …

НАЗЫВАТЬ МАМУ:
Медвежонок у медведицы,
лисенок у …,
зайчонок у …

КТО ГДЕ ЖИВЁТ:
В норе живет – лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …

КОМУ ЧТО ДАДИМ:
Мясо – волку,
малину -…,
мёд - …,
морковку - …,
орехи - …

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ:
Охотится - …
Крадется - …
Воет - …
Кусается - …
Скачет - …
Хитрит - …
Переваливается - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Волк (какой?) -….
Лиса (какая?) - …
Ёж (какой?)- …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Медведь (что делает?) - …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
След – волчий, лисий, заячий…
Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…
Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК:
Ходит - переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Как называется?
Где живет?
Какое у него жилище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Как зовут детеныша?





Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.
Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.


УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ».

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою - в беленькой. (Заяц)

Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке - летом. (Белка)

Чем кормится белка? (шишками, орехами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф - хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)

Какую пищу ест волк? (мясо - ловит мышей, зайцев, овец).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Дикие животные и их детеныши» для детей старшей группы

Составила: Смолина Е.А. Должность: воспитатель

пгт Ильский 2015г.

Тема: Дикие животные и их детеныши

Цель занятия:

Образовательные цели: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, лось, и т.д).

Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности. Развитие творческого воображения и подражательности, развитие речевого слуха, зрительного внимания, мышления, связной речи. Используемое оборудование:

Мольберт, фигурки животных, картинки с изображением животных, чудесный мешочек.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Упражнение «Угадай и назови».

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки о животных, а отгадки спрятаны в чудесном мешочке.

Воспитатель: Ставит перед ребенком мешочек и загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой,

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать « БЕЛКА ».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый - краса.

Кто же это? « ЛИСА ».

Хозяин лесной просыпается весной,

Спит в берлоге снеговой « МЕДВЕДЬ ».

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку « ЗАЯЦ ».

Первый ребенок отгадывает загадку и достает фигуру

Воспитатель: Кого ты нашел?

Ребенок: Лису, белку и т.д.

Воспитатель: Медведь, лиса, еж - какие это животные?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Где они живут?

Дети: В лесу.

Воспитатель читает стихотворение:

Дикие животные с человеком не живут,

Постоянной помощи от него не ждут.

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

На воде и под водой, в небесах и под землей.

Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Зайцы, волки, кабаны, лисы, буйволы, медведи,

По своим живут законам.

Их всем людям надо знать, чтобы не вредить животным,

Их повсюду охранять.

  • О ком сегодня мы будем говорить?
  • Сообщение темы и цели занятия

2. Сюрпризный момент. Игра «Почта».

Воспитатель проверяет почту и сообщает детям, что им пришла телеграмма, читает содержание:

В детский сад из леса. Мы хотим, чтобы ребята составили о нас рассказ. Подписи: медведь, лиса, заяц, еж.

Воспитатель: Мы будем составлять рассказ о тех животных, о которых вы отгадали загадки. А поможет нам эта картинка - подсказка, и картинки с изображением животных.

На доску выставляется схема для составления рассказа о животных, и предметные картинки с изображением животных.

Воспитатель напоминает детям, как надо составить рассказ с помощью схемы.

Воспитатель: Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишите, какого оно размера, цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши и чем питаются.

Составление рассказа первым ребенком.

Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Медведь большой, коричневый. У него большая голова, сильные лапы, маленький хвост. Его детеныши - медвежата. Медведь любит мед, малину. Аналогично составляется рассказы о лисе, зайце, и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили интересные рассказы о животных. Надеюсь, им очень понравится.

  1. Физ. Минутка «Лисята»

А лисята как проснуться (кулаками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спину выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонько подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу).

  1. Кого не стало?

Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, кого не станет.

Воспитатель показывает изображения 4 животных (медведь, лиса, еж, заяц). Затем прячет одно животное, дети отгадывают и называют: Не стало медведя (лисы, зайца, ежа).

5. Игра «На водопой»

Воспитатель: Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой (дети идут по кругу)

За лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата)

За ежихой катился ежонок, (приседают, бегут короткими шагами) За бельчихой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)

Волчица вела своих волчат, (изображают волчат)

Все мамы и детки напиться хотят, (поворачиваются в круг, «лакают языком»)

Воспитатель: Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

6. Игра с мячом Назови детенышей животных.

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть вам животное - маму, а вы будете бросать мяч мне обратно и называть детеныша.

У лисицы - лисенок У волчицы - волчонок У медведицы - медвежонок и т.д.

7. Игра: Кто где живет?

Воспитатель:

Где живет медведь? Где живет белка?

Где живет волк? Где живет еж?

Дети, говорят где живут звери Медведь живет в берлоге Белка живет в дупле и т.д.

Итог занятия:

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, за интересные рассказы и сообщает, что белочка им принесла им угощение.