Дискретный обзор: гремлин как гость. Кто такие гремлины и как они появились? Гремлины история существования

Мифология – живое явление. И как всё живое, она имеет свойство не исчезать бесследно, а снова и снова воспроизводить самоё себя, меняя формы в зависимости от условий существования. Потому-то по мере обособления человека от природы мифология «научилась» одушевлять не только природу. Так, дом к природе опредёлённо не относится, но это не помешало появиться русским домовым и английским брауни… В дальнейшем происходило мифологическое «освоение» и других рукотворных объектов. Так, немецкий моряки верили в клабаутерманов – человечков, обитающих на кораблях (по одной из версий, это бывшие духи деревьев, из которых построены корабли), а во вполне цивилизованном XIX в, когда расцветал пышным цветом научный материализм, среди тульских рабочих ходили легенды о Тулянке – женщине, живущей в стенах заводов и покровительствующей оружейникам… В этом свете не кажется удивительным, что в следующем столетии своими духами обзавелись и… самолёты.

«Духи самолётов» были вызваны массовым производством этих машин во время Второй мировой войны – ведь массовость всегда тянет за собой снижение качества, отсюда – поломки, аварии… поневоле задумаешься о происках злых духов (ведь современный человек не так далеко ушёл от своих далёких предков, как кажется). Вот английские пилоты во время Битвы за Британию и задумались… Сейчас уже невозможно установить, кто первым употребил слово «гремлины», так же сложно выяснить его этимологию – это слово возводят и к ирландскому «gruaimin», что переводится как «маленький злой шутник», и к названию весьма любимого пилотами пива «Fremlin’s»… так или иначе, повседневность военных аэродромов в 40-е годы ХХ века было невозможно представить без быличек о гремлинах.

Мифологические существа в процессе своей «эволюции» в конечном итоге приходят в литературу. Норвежских троллей воспел Г.Ибсен, эльфов – У.Шекспир, а несколько веков спустя – Дж.Р.Р.Толкиен, нашёлся свой литературный «крёстный отец» и для гремлинов. Им стал англичанин Роальд Даль – тот самый, которого широкая публика знает как автора «Чарли и шоколадной фабрики». Обращение к такому сюжету было вполне закономерно – Р.Даль сам был лётчиком (и даже литературную карьеру начал с рассказа о своей аварийной посадке, едва не закончившейся печально), так что о «маленьких человечках», ломающих самолёты, был наслышан… и вот – появляется сказка «Гремлины» с характерным для фольклора лётчиков сюжетом: во время боя над Ла-Маншем британский пилот обнаруживает на крыле своего самолёта человечка с рожками, подпиливающего крыло… оказывается, гремлины когда-то жили в лесу, но лес вырубили, чтобы построить на этом месте авиационный завод – вот гремлины и мстят людям (сравните «родословную» клабаутерманов!)… Компания «Уолт Дисней» хотела даже экранизировать сказку – да не смогли договориться о правах на слово «гремлин» (вот поистине – абсурд нашей эпохи: спорить о правах на название фольклорных персонажей!).

Впрочем, американский мультфильм с участием гремлинов всё же появился… в качестве военной агитации: Гитлер, раздосадованный поражением своей авиации, сам садится в самолёт и отправляется мстить советским лётчиком, но у него ничего не получается: гремлины всю дорогу издеваются над ним и в конце концов показывают маску Сталина, чем окончательно деморализуют бедного фюрера… в этом мультфильме гремлины выглядят как забавные маленькие человечки с характерными «эльфийскими» острыми ушами.

Так или иначе, о гремлинах узнала широкая публика – и среди людей, далёких от авиации, распространились шутки на тему: автомобиль не заводится – гремлины в двигателе завелись, стиральная машина сломалась –тоже гремлины постарались и т.д., применительно абсолютно к любой технике. Поговаривали, что эти существа очень любят машинное масло и пиво – и посредством такого угощения с ними можно поладить.

Что же до кинематографа, то в послевоенное время гремлин появился в сериале «Сумеречная зона», а затем – в полнометражном фильме с таким же названием. В первом случае он внешне напоминал снежного человека, во втором – «классического» гоблина с зелёной кожей, и в обоих случаях занимался своим изначальным делом: пытался поломать самолёт.

Но подлинный кинематографический триумф гремлинов состоялся в 1984 г. Стараниями американского режиссёра Дж.Данте. В этом фильме гремлинам приписано китайское происхождение, а внешне они выглядят как милые пушистые зверушки, чем-то напоминающие нашего Чебурашку (только уши не такие большие) – но только до тех пор, пока их не обольют водой или не накормят после полуночи! Тогда они начинают порождать себе подобных, которые с каждым новым поколением становятся всё более мерзкими и зелёными – и начинают вредить людям.

Вот такой пример фольклора позднейших времён, весьма быстро прижившегося и в литературе, и в кинематографе! И если дальнейшее шествие гремлинов по профессиональному искусству могут сдержать споры на почве авторских прав, то их фольклорному бытованию не помешает ничто.

Первой публикацией о «феномене» гремлинов был рассказ в журнале «Royal Air Force Journal» от 18 апреля 1942 года .

Гремлины известны как ненавистники техники. Со Второй мировой войны все неполадки в технике, начиная с велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Они ненавидят её и всячески вредят людям, которые ею пользуются. Предположительно, гремлины напрямую сотрудничали с Гитлером.

Фильмы

Кошмар на высоте 20 тысяч футов

Эпизод сериала «Сумеречная зона », повествующий о человеке по имени Боб Уилсон (Уильям Шатнер), страдающем страхом полётов, который следует самолётом вместе со своей женой, только что выписавшись из психиатрической клиники, где он лечился на протяжении шести месяцев от своей фобии. На крыле самолёта он замечает косматую страшную фигуру, которая приближается к мотору, а затем начинает его ломать. По иронии, когда кто-либо другой, кроме Боба, смотрит в иллюминатор, существо исчезает, сносимое ветром или же отлетающее в сторону. Боб считает, что видит гремлина, и пытается выбить иллюминатор, чтобы застрелить чудовище украденным у одного из пассажиров револьвером. Когда же самолёт сажают на землю, техники с удивлением обнаруживают, что обшивка крыла и двигатель изодраны в клочья и залиты чьей-то кровью. Эпизод также был неоднократно спародирован в мультипликации и кинематографе («Симпсоны », «Футурама », «Робоцып », «Джонни Браво », «Эйс Вентура: Когда зовёт природа » и т. д.).

Гремлины в массовой культуре

  • Гремлинам посвящён рассказ Харлана Эллисона «Вместе с маленьким народцем».
  • Гремлины упоминаются в книге Александра Больных «Руки вверх, мистер гремлин!».
  • Гремлины являются НАТОвской нечистой силой в романе супругов Лукиных «Алая аура протопарторга» (и возможно, в других романах).
  • Гремлины присутствуют в серии игр Heroes of Might and Magic , где, напротив, чинят технику.
  • В романе «Дневной дозор» Сергея Лукьяненко ведьма Алиса использует заклинание «гремлин» на двигателе автомобиля, чтобы тот вскоре «внезапно» сломался.
  • В мультипликационном фильме Русская рапсодия «гремлины из Кремля» побеждают Гитлера.
  • Гремлины женского пола называются «фифинеллами». Фифинелла являлась эмблемой и талисманом организации женщин-пилотов WASP (Women Airforce Service Pilots).
  • Гремлин - лирический герой, отождествляемый с автором, в треке русскоязычного рэп-исполнителя Oxxxymiron "Песенка Гремлина".

Напишите отзыв о статье "Гремлин"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гремлин

– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...

Не только ценный мех...

Гремлины

Кейт: Что они делают?

Билли: Они смотрят «Белоснежку». И она им нравится!

«Гремлины», 1984

Мы знаем их с детства, но вряд ли сможет толком объяснить, кто они такие. Маленькие, волосатые, хитрые, любят механизмы... Гномы? Гоблины? Домовые? Нет. Наши сегодняшние герои - одни из самых молодых обитателей фэнтези. Их придумали всего лишь полвека назад, однако они настолько хорошо прижились в сказочном жанре, что сегодня кое-кому будет трудно поверить в реальную историю их происхождения.

Друзья человека и его злейшие враги. Знакомые незнакомцы, скрытные знаменитости и сказочные механики, живущие бок о бок с нами, - все это они. Гремлины.

Кремлевские прибамбасы

Все началось с самолетов. К началу Второй мировой войны численность военной авиации стала измеряться сотнями тысяч машин. Массовое производство сказалось на их качестве. Пилоты, страдавшие от частых поломок и отказов техники, были людьми суеверными, поэтому во всех винтокрылых бедах они сразу стали винить сверхъестественные силы.

Особенно этим отличались британские ВВС. Если верить их профессиональным легендам, наибольшее количество поломок приходилось на самолеты высотной фоторазведки. Их экипажи утверждали, что техника выходила из строя по вине маленьких зловредных существ - гремлинов. Кто-то даже якобы видел, как гремлины обрывали провода и раскручивали гайки в его бомбардировщике B-25 «Митчелл» (возможно, у этих небылиц было разумное объяснение - мало ли что привидится пилоту в состоянии стресса на большой высоте?).

Первое официальное упоминание о гремлинах было сделано в двухнедельной газете Королевских Вооруженных Сил 18 апреля 1942 года. Позже некоторые писатели рассказывали, будто слышали о гремлинах еще раньше - от английских пилотов, воевавших на Ближнем Востоке.

Подобные байки не вышли бы за пределы военных аэродромов, если бы не писатель Роальд Даль. Карьеру авиатора он начал в Найроби (летал на биплане и больше наблюдал за животным миром Кении, чем воевал), затем перевелся на базу под Багдадом. Во время одного из полетов над Ливийской пустыней Даль сбился с пути, истратил все топливо и совершил аварийную посадку, в ходе которой едва не погиб. Этот случай он описал в своем первом рассказе Peace of Cake («Проще простого»). Журнал Saturday Evening Post купил его за 900 долларов, после чего окрыленный Роальд решил взяться за перо и сочинить детскую сказку по мотивам «авиационного фольклора».

Словарь Даля

В это трудно поверить, но происхождение слова «гремлины» не теряется в глубине веков. Оно не имеет латинских или германских корней и не фигурирует в бестиариях. Его придумал - или, по крайней мере, позаимствовал у кого-то другого - Роальд Даль. Сегодня часто можно встретить теории насчет того, что «гремлин» произошло от ирландского gruaimin - «маленький злой шутник» (родители Даля - норвежцы, он не имеет никакого отношения к Ирландии) либо от пива Fremlin’s, которое якобы любили пить летчики. Последняя версия кажется наиболее правдоподобной, ведь после двух-трех пинт пива в самолете можно сломать все, что угодно.

Книжка получила название «Гремлины ». Даль показал рукопись Сидни Бернштейну (главе Британской информационной службы, позже ставшему медиамагнатом), который, в свою очередь, отправил ее Уолту Диснею. Тот сразу же решил снять по ней мультфильм.

PR-департамент компании Диснея начал активно «продвигать» слухи о самолетных гремлинах по всей стране, однако мультик так и не был нарисован - якобы из-за того, что юристы не смогли точно установить, кому принадлежит авторское право на слово «гремлин». Вместо этого сокращенную версию «Гремлинов» опубликовал «Космополитен», а чуть позже в свет вышла иллюстрированная книга, на обложке которой слова «Уолт Дисней» были в десять раз крупнее имени Роальда Даля.

В «Гремлинах» рассказывается о том, что однажды во время боя над Ла-Маншем британский пилот по имени Гас увидел на крыле своего самолета маленького человечка с рожками на голове, усердно сверлившего крыло. Выяснилось, что таким образом гремлины мстят авиаторам за уничтожение их леса (вырубленного под постройку авиазавода).

Гасу удалось убедить гремлинов в том, что все их беды - из-за Гитлера. Маленький народец поступил на службу в британские ВВС и стал ломать немецкие самолеты. Кроме того, гремлины помогли Гасу реабилитироваться после аварии (здесь Даль явно использует историю своего крушения в пустыне).

Согласно Далю, молодые гремлины зовутся widgets («штуковины», «прибамбасы»), а женщины-гремлины - fifinellas (по кличке кобылы, выигравшей престижное дерби в Эпсоме в 1916 году, то есть в год рождения Даля). Интересно, что молодые гремлины были бесполы. Взрослея, каждый из них должен был решить, кем стать - мужчиной или женщиной. Обычно лишь 1 из 12 «штуковин» становился фифинеллой.

Несмотря на неудачу с экранизацией, гремлины появились в кино одновременно с выходом книги. Они стали «актерами второго плана» в агитационных мультфильмах Warner Bros. В Falling Hare* (1943) Багсу Банни, который не верил в гремлинов, пришлось сражаться с одним из них. Действие происходит в падающем бомбардировщике, который не успевает даже долететь до земли - кончается топливо (ехидный памфлет на существовавшие в то время ограничения).

* - Игра слов: «падающий заяц» и «выпадающие волосы» (hair) - намек на ситуацию, в которую попал Банни.

Неизвестные страницы Второй мировой войны.

В этом мультфильме у гремлина - непонятного существа, похожего на маленького клоуна - впервые появились длинные «эльфийские» уши. Интересно также и то, что гремлин - один из немногих существ, кому удалось победить Багса Банни.

В короткометражке «Русская рапсодия » (1944) американская пропагандистская машина сделала довольно замысловатый ход. Гитлер, обозленный военными неудачами, садится в бомбардировщик и отправляется лично мстить проклятым русским. Внезапно на борту появляются крохотные разноцветные уродцы, поющие «Мы - гремлины из Кремля» (We are Gremlins from Kremlin). Адольф пытается их зарезать, но те показывают ему маску Сталина, напугав диктатора до полусмерти. В итоге гремлины разрушают самолет, тот падает и становится могилой Гитлера.

После окончания войны гремлины «затаились» на несколько десятилетий. Мультяшные хулиганы, смахивающие на человечков из советских «Веселых картинок», стали чем-то вроде шутки. Этих авиационных «домовых» начали обвинять в неполадках техники вообще - будь то швейная машинка или наручные часы. На Руси похожим образом винили в пропаже вещей нечистую силу («черти утащили»). Если у вас не завелся автомобиль - значит, в двигателе завелись гремлины. Согласно «городским легендам», этих шкодливых существ можно было задобрить с помощью пива и машинного масла (вероятно, очередная отсылка к пиву Fremlin’s , которое уже давно не выпускается).

Диснеевские гремлины тех времен - нечто среднее между грызунами-вредителями и феями: маленький народец, обитающий в лесу и ненавидящий технику лишь потому, что она мешает им спокойно жить. Они не были злыми - наоборот, разобравшись, что к чему, гремлины стали помогать людям одолеть истинное зло в лице нацистов.

Но, как говорится, добрые дела не остаются безнаказанными. Война кончилась, нацисты дрыгались на нюрнбергской виселице, а на должность мирового пугала назначили тех самых «гремлинов из Кремля». Изначально гремлины были tabula rasa и с одинаковым успехом могли стать как добрыми, так и зловредными. Конечно, их основное занятие - повреждение самолетов - вряд ли вызывало симпатии, однако «русский след» в истории этой расы сыграл немалую роль. В условиях, когда бурно развивающиеся СМИ устраивали шумиху вокруг каждой авиакатастрофы, гремлины-вредители, да вдобавок еще и с русскими «корнями», были обречены стать злыми.

Это интересно
  • Во второй части «Эйса Вентуры» есть эпизод, где Джим Керри выглядывает в иллюминатор самолета и кричит, что на крыле кто-то есть.
  • В рассказе Даля гремлины очень любили есть... почтовые марки.
  • По словам Криса Коламбуса, он вдохновился на создание «Гремлинов» после того, как однажды ночью услышал на темном чердаке пугающий шорох мышей. Спилбергу эта идея понравилась, и он купил сценарий.
  • В раннем сценарии фильма «Гремлины» была сцена с нападением гремлинов на «Макдональдс»: монстры сожрали там всех людей, не тронув «несъедобные» гамбургеры.
  • В романе «Гремлины» Джорджа Гипа сообщается, что могваи были созданы инопланетной расой и изначально были добрыми.
  • Гремлины есть и в игре AdоM. Они «размножаются» в воде и гибнут на свету.

На крыле кто-то есть

В 1963 году «обновленные» гремлины появились в эпизоде «Кошмар на высоте 20000 футов», снятом Ричардом Доннером (впоследствии он сделает «Омен» и «Супермен 1-2») для культового сериала «Сумеречная зона ».

История «Кошмара» проста и элегантна: торговец Боб Уилсон, только что перенесший нервный срыв, летит на самолете. Внезапно он видит на крыле гремлина, который явно хочет добраться до двигателя. Бобу никто не верит, поскольку всякий раз, когда кто-то из пассажиров выглядывает наружу, гремлин прячется.

Невзирая на косые взгляды и кручение пальцами у виска, Уилсон считает себя полностью адекватным. Улучив момент, он крадет револьвер у спящего полицейского и убивает гремлина, едва не выпав при этом из самолета. Его, естественно, сразу же упаковывают в смирительную рубашку. Эпизод заканчивается тем, что техники, осматривающие самолет на земле, обнаруживают необычные повреждения на его обшивке.

В 1983 году этот же сюжет попал в полнометражную версию «Сумеречной зоны», продюсером которой был Стивен Спилберг (эпизод с «Кошмаром...» на сей раз снял Джордж Миллер - режиссер «Безумных Максов»). Если «сериальный» гремлин проявлял к самолету всего лишь любопытство, то в фильме - явно пытался повредить. Изменился и облик этого существа. Теперь гремлин приобрел зеленую кожу и зловещую ухмылку и стал похожим на обычного гоблина. Выстрелить он в себя не дал, а попросту... улетел.

Гремлины caca

Следующий - и окончательный - шаг к славе эти существа сделали в 1984 году, когда на экраны вышли «Гремлины» Джо Данте (ранее снявшего один из эпизодов полнометражной «Сумеречной зоны»). Сценарий написал Крис Коламбус. Человек, многие годы спустя подаривший нам экранного Гарри Поттера, сделал гремлинов такими, какими они остаются и по сей день.

По версии Криса, то, что европейцы называли «гремлин», на самом деле было лишь начальной стадией развития китайского волшебного существа «могваи » (в переводе с мандаринского диалекта - «злой дух»).

Как и положено всякому сказочному зверю, оригинальные китайские могваи обладали сверхъестественными способностями, и частенько обращали их во вред человеку. Размножались они перед сезоном дождей - вероятно, затем, чтобы в период бурного роста флоры и фауны легче кормить молодняк.

Коламбус пошел гораздо дальше древних китайцев. По его версии, солнечный свет стал для «злых духов» смертелен, а искусственный - крайне неприятен. Могваи Гизмо боялся света, как заправская нечисть (в «Гремлинах 2» упоминалось, что эта боязнь - разновидность аллергии), однако при этом оказался милым, умным, воспитанным и пушистым. Гизмо был своего рода «белой вороной» среди других могваи - хитрых и агрессивных.

Размножались могваи бесполо, для чего, в полном соответствии с китайским фольклором, требовалась вода. Процесс деления протекал болезненно. Количество «детей» зависело от объема воды, пролитого на могваи. Если тот упадет в бассейн или реку - ждите чудовищного бума «рождаемости».

Ни в коем случае не следует кормить могваи после полуночи, иначе он закуклится в кокон, из которого появится гремлин - мерзкий ушастый рептилоид с дурным характером и неуемной страстью к разрушению. Судя по фильму, «злые» могваи осознанно стремились стать гремлинами, в то время как добряк Гизмо отказался принимать пищу после 12 ночи и даже помогал людям уничтожить своих озверевших сородичей.

У зеленых гремлинов сохраняется светобоязнь и способность делиться при контакте с водой. От экспериментальных химических средств они могут мутировать - становиться сверхразумными, превращаться в животных или чистое электричество («Гремлины 2», 1990). Гремлины также способны произносить короткие фразы, обычно заканчивающихся словом «кака» (caca). Если завести им мультфильм «Белоснежка и семь гномов», они успокоятся и начнут с огромным удовольствием его смотреть.

Некоторые критики усмотрели в киношных гремлинах пародию на чернокожее население США. Поведение гремлинов действительно соответствует негритянским стереотипам 1980-х годов. Они слушают «черную» музыку, носят черные очки ночью, ведут себя агрессивно, любят выпить и пошуметь, при случае танцуют брейк.

Подземелья и гремлины

В отличие от большинства фэнтези-существ, гремлины не штурмуют замки в составе армий темных властелинов, не гибнут под железными сапожищами ультрамаринов и не выходят в матрицу Шэдоурана. Их роль в фантастической поп-культуре чрезвычайно скромна. Ушастые монстры слишком прочно «привязаны» к крылу военного самолета, чтобы вписаться в сказочный или фантастический антураж.

Первыми, кто решился поселить гремлинов в мире фэнтези, были разработчики ролевой игровой системы Dungeons & Dragons . Им нужен был максимально объемный бестиарий. В дело шло все - от фольклора Бангладеша до детских страхов Гари Гикакса.

Гремлины по версии D&D очень похожи на гномов или халфлингов. Голова круглая, непропорционально большая. Рост - чуть более 2 футов (примерно 60 сантиметров). Глаза крупные, нос и рот похожи на собачьи, уши длинные и свисающие вниз - иногда до плеч. Гремлин-мужчина покрыт густой короткой шерстью темно-коричневого или черного цвета. Их подруги, напротив, щеголяют голой кожей. Половой диморфизм выражен явно - женщины не такие крупные, как мужчины (если, конечно, существо ростом 60 сантиметров можно назвать крупным). Продолжительность жизни составляет около 50 лет, зрелость достигается в 14.

Глаза у гремлинов желто-оранжевые или зеленые. О своей внешности они заботятся мало и зачастую ходят грязные. Одежды на них мало, а та, что имеется, сделана из грубой кожи. По своей природе гремлины - беззаботные весельчаки (chaotic good), не признающие никаких законов. Материальные блага им безразличны. Гремлины любят развлечения, в чем бы они ни заключались: с равным удовольствием они могут и помочь попавшему в беду человеку, и испортить крестьянский инвентарь.

Последнее делается с особенным удовольствием - ведь гремлины, как им и положено, испытывают врожденную неприязнь к любым механизмам. Они будут забивать дымоходы печей, расшатывать колеса на телегах, ломать охотничьи капканы. Теплых чувств в ответ ждать не приходится - другие расы ненавидят гремлинов и убивают их как вредителей (либо порабощают - из гремлинов, как ни странно, получаются отличные рабы).

Живут гремлины небольшими сообществами под землей, недалеко от механизмов. Вероятнее всего, вы найдете их под кузницей или в подвале башни мага. По вполне понятным причинам они часто кочуют из одного логова в другое, прорывая для этого тоннели.

Язык гремлинов очень примитивен и не имеет письменной формы (ввиду чего большинство из них не умеет читать). Гремлины не утруждают себя именами: всех соплеменников мужского пола они называют Gik, а женщин - Dri.

Еще один повод гордиться за гремлинов - цикл Heroes of Might and Magic . Неизвестно, о чем или чем думали его разработчики, но «геройских» гремлинов невозможно отличить от гоблинов из Warcraft. В пятой части «Героев» гремлины - самые дешевые и слабые войска Академии. Они одеты в халаты и вооружены архаичного вида бомбардами, которые также можно использовать вместо дубин. В их жилах, если верить компании Nival, течет кровь демонов. Можно предположить, что гремлинов, как и орков, создали маги путем переливания крови демонов рабам и преступникам - правда, последние оказались слишком строптивы и подняли мятеж против своих создателей.

Гремлины слабы и могут сделать лишь 5 выстрелов, однако после улучшения до «старших гремлинов» они могут чинить военную технику (а не разрушать ее, как логично было бы предположить) - в том числе и големов. Кроме того, игровой параметр «инициатива» для старших гремлинов равен 11 - одно из самых высоких значений в армии Академии. Упреждающий залп большой группы гремлинов может решить исход битвы.

* * *

Гремлины еще очень молоды. Но малый возраст и рост - вовсе не помеха на пути к славе, ведь в классическом фэнтези именно малыши спасают мир. По отношению к технике гремлинов можно противопоставить гномам или гоблинам. Везде, где будут действовать фэнтези-инженеры, следует ожидать появления ушастых саботажников. А в фантастических произведениях техники вообще хоть отбавляй - здесь гремлинам настоящее раздолье. Возможно, когда-нибудь Джордж Лукас снимет еще одну трилогию «Звездных войн», где пилоты будут рассказывать байки о мастере Йоде, сидевшем на крыле их «X-винга».

Кто из нас не видел фильма о гремлинах? Эти маленькие мохнатые существа, которые боятся света и воды, появившиеся в одноимённом американском фильме, вызывали хохот у миллионов зрителей. Однако такие ли гремлины на самом деле, или кинематограф все искривил?

В статье:

Внешность монстра

Маленькие пушистые зверюшки на экране, которых нельзя кормить после 12 ночи, потому что они постоянно будет становиться все больше и больше - это не настоящий образ из легенд и преданий.

В большинстве древних легенд и сказаний гремлины описываются как злобные существа, они очень маленького роста (не более полуметра), лапы их покрыты густой шерстью, передвигаются они очень быстро.

Согласно одному из мифов, гремлины ранее являлись духами, которые жили в деревьях. Но после того, как дерево гремлина было срублено, он превращался в чудище.

Особняком стоит легенда, гласящая, что в очень далекие времена монстры были невидимыми духами, помогающими людям.

Гремлины - враги или помощники?

Согласно последней из легенд, ранее гремлины действительно не были злыми сущностями, являлись добрыми помощниками, по типу наших . Они умели чинить предметы, изготавливали безделушки, обожали разорять муравейники и птичьи гнезда.

Монстры всегда были готовы помочь человеку, и люди стали этим пользоваться. Со временем существа поняли, что на самом деле их никто не ценит и их труд остается незамеченным. Это раздражало маленьких существ, в какой-то момент они разозлились, стали использовать свои знания во вред.

Позже гремлины стали разрушать любую технику, до какой только могли добраться. Особенно верят в этих существ часть пилотов. Они считают, что все неполадки на борту случаются из-за их козней. По одной из версий, слово гремлин получилось от использования ирландскоого слова «gruaimin», что означает «злой гном» или «злой шутник», с сочетанием любимого летчиками названия пива Fremlin’s.

Вконтакте

Гремлины
Все началось с самолетов. К началу Второй мировой войны численность военной авиации стала измеряться сотнями тысяч машин. Массовое производство сказалось на их качестве. Пилоты, страдавшие от частых поломок и отказов техники, были людьми суеверными, поэтому во всех винтокрылых бедах они сразу стали винить сверхъестественные силы.

Особенно этим отличались британские ВВС. Если верить их профессиональным легендам, наибольшее количество поломок приходилось на самолеты высотной фоторазведки. Их экипажи утверждали, что техника выходила из строя по вине маленьких зловредных существ - гремлинов. Кто-то даже якобы видел, как гремлины обрывали провода и раскручивали гайки в его бомбардировщике B-25 «Митчелл» (возможно, у этих небылиц было разумное объяснение - мало ли что привидится пилоту в состоянии стресса на большой высоте?).
Первое официальное упоминание о гремлинах было сделано в двухнедельной газете Королевских Вооруженных Сил 18 апреля 1942 года. Позже некоторые писатели рассказывали, будто слышали о гремлинах еще раньше - от английских пилотов, воевавших на Ближнем Востоке.
Подобные байки не вышли бы за пределы военных аэродромов, если бы не писатель Роальд Даль. Карьеру авиатора он начал в Найроби (летал на биплане и больше наблюдал за животным миром Кении, чем воевал), затем перевелся на базу под Багдадом. Во время одного из полетов над Ливийской пустыней Даль сбился с пути, истратил все топливо и совершил аварийную посадку, в ходе которой едва не погиб. Этот случай он описал в своем первом рассказе Peace of Cake («Проще простого»). Журнал Saturday Evening Post купил его за 900 долларов, после чего окрыленный Роальд решил взяться за перо и сочинить детскую сказку по мотивам «авиационного фольклора».

Словарь Даля

В это трудно поверить, но происхождение слова «гремлины» не теряется в глубине веков. Оно не имеет латинских или германских корней и не фигурирует в бестиариях. Его придумал - или, по крайней мере, позаимствовал у кого-то другого - Роальд Даль. Сегодня часто можно встретить теории насчет того, что «гремлин» произошло от ирландского gruaimin - «маленький злой шутник» (родители Даля - норвежцы, он не имеет никакого отношения к Ирландии) либо от пива Fremlin’s, которое якобы любили пить летчики. Последняя версия кажется наиболее правдоподобной, ведь после двух-трех пинт пива в самолете можно сломать все, что угодно.

Книжка получила название «Гремлины». Даль показал рукопись Сидни Бернштейну (главе Британской информационной службы, позже ставшему медиамагнатом), который, в свою очередь, отправил ее Уолту Диснею. Тот сразу же решил снять по ней мультфильм.
PR-департамент компании Диснея начал активно «продвигать» слухи о самолетных гремлинах по всей стране, однако мультик так и не был нарисован - якобы из-за того, что юристы не смогли точно установить, кому принадлежит авторское право на слово «гремлин». Вместо этого сокращенную версию «Гремлинов» опубликовал «Космополитен», а чуть позже в свет вышла иллюстрированная книга, на обложке которой слова «Уолт Дисней» были в десять раз крупнее имени Роальда Даля.

В «Гремлинах» рассказывается о том, что однажды во время боя над Ла-Маншем британский пилот по имени Гас увидел на крыле своего самолета маленького человечка с рожками на голове, усердно сверлившего крыло. Выяснилось, что таким образом гремлины мстят авиаторам за уничтожение их леса (вырубленного под постройку авиазавода).
Гасу удалось убедить гремлинов в том, что все их беды - из-за Гитлера. Маленький народец поступил на службу в британские ВВС и стал ломать немецкие самолеты. Кроме того, гремлины помогли Гасу реабилитироваться после аварии (здесь Даль явно использует историю своего крушения в пустыне).
Согласно Далю, молодые гремлины зовутся widgets («штуковины», «прибамбасы»), а женщины-гремлины - fifinellas (по кличке кобылы, выигравшей престижное дерби в Эпсоме в 1916 году, то есть в год рождения Даля). Интересно, что молодые гремлины были бесполы. Взрослея, каждый из них должен был решить, кем стать - мужчиной или женщиной. Обычно лишь 1 из 12 «штуковин» становился фифинеллой.

Несмотря на неудачу с экранизацией, гремлины появились в кино одновременно с выходом книги. Они стали «актерами второго плана» в агитационных мультфильмах Warner Bros. В Falling Hare* (1943) Багсу Банни, который не верил в гремлинов, пришлось сражаться с одним из них. Действие происходит в падающем бомбардировщике, который не успевает даже долететь до земли - кончается топливо (ехидный памфлет на существовавшие в то время ограничения).

В этом мультфильме у гремлина - непонятного существа, похожего на маленького клоуна - впервые появились длинные «эльфийские» уши. Интересно также и то, что гремлин - один из немногих существ, кому удалось победить Багса Банни.
В короткометражке «Русская рапсодия» (1944) американская пропагандистская машина сделала довольно замысловатый ход. Гитлер, обозленный военными неудачами, садится в бомбардировщик и отправляется лично мстить проклятым русским. Внезапно на борту появляются крохотные разноцветные уродцы, поющие «Мы - гремлины из Кремля» (We are Gremlins from Kremlin). Адольф пытается их зарезать, но те показывают ему маску Сталина, напугав диктатора до полусмерти. В итоге гремлины разрушают самолет, тот падает и становится могилой Гитлера.

После окончания войны гремлины «затаились» на несколько десятилетий. Мультяшные хулиганы, смахивающие на человечков из советских «Веселых картинок», стали чем-то вроде шутки. Этих авиационных «домовых» начали обвинять в неполадках техники вообще - будь то швейная машинка или наручные часы. На Руси похожим образом винили в пропаже вещей нечистую силу («черти утащили»). Если у вас не завелся автомобиль - значит, в двигателе завелись гремлины. Согласно «городским легендам», этих шкодливых существ можно было задобрить с помощью пива и машинного масла (вероятно, очередная отсылка к пиву Fremlin’s, которое уже давно не выпускается).
Диснеевские гремлины тех времен - нечто среднее между грызунами-вредителями и феями: маленький народец, обитающий в лесу и ненавидящий технику лишь потому, что она мешает им спокойно жить. Они не были злыми - наоборот, разобравшись, что к чему, гремлины стали помогать людям одолеть истинное зло в лице нацистов.
Но, как говорится, добрые дела не остаются безнаказанными. Война кончилась, нацисты дрыгались на нюрнбергской виселице, а на должность мирового пугала назначили тех самых «гремлинов из Кремля». Изначально гремлины были tabula rasa и с одинаковым успехом могли стать как добрыми, так и зловредными. Конечно, их основное занятие - повреждение самолетов - вряд ли вызывало симпатии, однако «русский след» в истории этой расы сыграл немалую роль. В условиях, когда бурно развивающиеся СМИ устраивали шумиху вокруг каждой авиакатастрофы, гремлины-вредители, да вдобавок еще и с русскими «корнями», были обречены стать злыми.

В 1963 году «обновленные» гремлины появились в эпизоде «Кошмар на высоте 20000 футов», снятом Ричардом Доннером (впоследствии он сделает «Омен» и «Супермен 1-2») для культового сериала «Сумеречная зона».
История «Кошмара» проста и элегантна: торговец Боб Уилсон, только что перенесший нервный срыв, летит на самолете. Внезапно он видит на крыле гремлина, который явно хочет добраться до двигателя. Бобу никто не верит, поскольку всякий раз, когда кто-то из пассажиров выглядывает наружу, гремлин прячется.
Невзирая на косые взгляды и кручение пальцами у виска, Уилсон считает себя полностью адекватным. Улучив момент, он крадет револьвер у спящего полицейского и убивает гремлина, едва не выпав при этом из самолета. Его, естественно, сразу же упаковывают в смирительную рубашку. Эпизод заканчивается тем, что техники, осматривающие самолет на земле, обнаруживают необычные повреждения на его обшивке.
В 1983 году этот же сюжет попал в полнометражную версию «Сумеречной зоны», продюсером которой был Стивен Спилберг (эпизод с «Кошмаром...» на сей раз снял Джордж Миллер - режиссер «Безумных Максов»). Если «сериальный» гремлин проявлял к самолету всего лишь любопытство, то в фильме - явно пытался повредить. Изменился и облик этого существа. Теперь гремлин приобрел зеленую кожу и зловещую ухмылку и стал похожим на обычного гоблина. Выстрелить он в себя не дал, а попросту... улетел.

Удержаться на реактивном самолете сможет разве что гремлин. Этот трюк в 1977 году выполнил Рик «Human Fly» Рояат. Скорость DC-8 составляла около 250 миль (320 километров) в час. Каскадер был зафиксирован на корпусе самолета и не свалился бы оттуда при всем желании.

Около 80% всех авиакатастроф происходят во время взлета или посадки. При этом лишь 5% аварий вызваны саботажем, и 13% - отказами техники. В настоящее время авиация - самый надежный вид транспорта. Самолеты примерно в шесть раз безопаснее автомобилей и в два раза безопаснее поездов. В 2007 году журнал «Популярная механика» подсчитал, что люди, находящиеся в хвосте самолета (как правило, это самые дешевые места эконом-класса), имеют на 40% больше шансов выжить в авиакатастрофе.

Следующий - и окончательный - шаг к славе эти существа сделали в 1984 году, когда на экраны вышли «Гремлины» Джо Данте (ранее снявшего один из эпизодов полнометражной «Сумеречной зоны»). Сценарий написал Крис Коламбус. Человек, многие годы спустя подаривший нам экранного Гарри Поттера, сделал гремлинов такими, какими они остаются и по сей день.
По версии Криса, то, что европейцы называли «гремлин», на самом деле было лишь начальной стадией развития китайского волшебного существа «могваи» (в переводе с мандаринского диалекта - «злой дух»).
Как и положено всякому сказочному зверю, оригинальные китайские могваи обладали сверхъестественными способностями, и частенько обращали их во вред человеку. Размножались они перед сезоном дождей - вероятно, затем, чтобы в период бурного роста флоры и фауны легче кормить молодняк.
Коламбус пошел гораздо дальше древних китайцев. По его версии, солнечный свет стал для «злых духов» смертелен, а искусственный - крайне неприятен. Могваи Гизмо боялся света, как заправская нечисть (в «Гремлинах 2» упоминалось, что эта боязнь - разновидность аллергии), однако при этом оказался милым, умным, воспитанным и пушистым. Гизмо был своего рода «белой вороной» среди других могваи - хитрых и агрессивных.
Размножались могваи бесполо, для чего, в полном соответствии с китайским фольклором, требовалась вода. Процесс деления протекал болезненно. Количество «детей» зависело от объема воды, пролитого на могваи. Если тот упадет в бассейн или реку - ждите чудовищного бума «рождаемости».
Ни в коем случае не следует кормить могваи после полуночи, иначе он закуклится в кокон, из которого появится гремлин - мерзкий ушастый рептилоид с дурным характером и неуемной страстью к разрушению. Судя по фильму, «злые» могваи осознанно стремились стать гремлинами, в то время как добряк Гизмо отказался принимать пищу после 12 ночи и даже помогал людям уничтожить своих озверевших сородичей.

У зеленых гремлинов сохраняется светобоязнь и способность делиться при контакте с водой. От экспериментальных химических средств они могут мутировать - становиться сверхразумными, превращаться в животных или чистое электричество («Гремлины 2», 1990). Гремлины также способны произносить короткие фразы, обычно заканчивающихся словом «кака» (caca). Если завести им мультфильм «Белоснежка и семь гномов», они успокоятся и начнут с огромным удовольствием его смотреть.
Некоторые критики усмотрели в киношных гремлинах пародию на чернокожее население США. Поведение гремлинов действительно соответствует негритянским стереотипам 1980-х годов. Они слушают «черную» музыку, носят черные очки ночью, ведут себя агрессивно, любят выпить и пошуметь, при случае танцуют брейк.

Подземелья и гремлины

В отличие от большинства фэнтези-существ, гремлины не штурмуют замки в составе армий темных властелинов, не гибнут под железными сапожищами ультрамаринов и не выходят в матрицу Шэдоурана. Их роль в фантастической поп-культуре чрезвычайно скромна. Ушастые монстры слишком прочно «привязаны» к крылу военного самолета, чтобы вписаться в сказочный или фантастический антураж.
Первыми, кто решился поселить гремлинов в мире фэнтези, были разработчики ролевой игровой системы Dungeons & Dragons. Им нужен был максимально объемный бестиарий. В дело шло все - от фольклора Бангладеша до детских страхов Гари Гикакса.
Гремлины по версии D&D очень похожи на гномов или халфлингов. Голова круглая, непропорционально большая. Рост - чуть более 2 футов (примерно 60 сантиметров). Глаза крупные, нос и рот похожи на собачьи, уши длинные и свисающие вниз - иногда до плеч. Гремлин-мужчина покрыт густой короткой шерстью темно-коричневого или черного цвета. Их подруги, напротив, щеголяют голой кожей. Половой диморфизм выражен явно - женщины не такие крупные, как мужчины (если, конечно, существо ростом 60 сантиметров можно назвать крупным). Продолжительность жизни составляет около 50 лет, зрелость достигается в 14.
Глаза у гремлинов желто-оранжевые или зеленые. О своей внешности они заботятся мало и зачастую ходят грязные. Одежды на них мало, а та, что имеется, сделана из грубой кожи. По своей природе гремлины - беззаботные весельчаки (chaotic good), не признающие никаких законов. Материальные блага им безразличны. Гремлины любят развлечения, в чем бы они ни заключались: с равным удовольствием они могут и помочь попавшему в беду человеку, и испортить крестьянский инвентарь.

Последнее делается с особенным удовольствием - ведь гремлины, как им и положено, испытывают врожденную неприязнь к любым механизмам. Они будут забивать дымоходы печей, расшатывать колеса на телегах, ломать охотничьи капканы. Теплых чувств в ответ ждать не приходится - другие расы ненавидят гремлинов и убивают их как вредителей (либо порабощают - из гремлинов, как ни странно, получаются отличные рабы).
Живут гремлины небольшими сообществами под землей, недалеко от механизмов. Вероятнее всего, вы найдете их под кузницей или в подвале башни мага. По вполне понятным причинам они часто кочуют из одного логова в другое, прорывая для этого тоннели.
Язык гремлинов очень примитивен и не имеет письменной формы (ввиду чего большинство из них не умеет читать). Гремлины не утруждают себя именами: всех соплеменников мужского пола они называют Gik, а женщин - Dri.

Еще один повод гордиться за гремлинов - цикл Heroes of Might and Magic. Неизвестно, о чем или чем думали его разработчики, но «геройских» гремлинов невозможно отличить от гоблинов из Warcraft. В пятой части «Героев» гремлины - самые дешевые и слабые войска Академии. Они одеты в халаты и вооружены архаичного вида бомбардами, которые также можно использовать вместо дубин. В их жилах, если верить компании Nival, течет кровь демонов. Можно предположить, что гремлинов, как и орков, создали маги путем переливания крови демонов рабам и преступникам - правда, последние оказались слишком строптивы и подняли мятеж против своих создателей.

Гремлины слабы и могут сделать лишь 5 выстрелов, однако после улучшения до «старших гремлинов» они могут чинить военную технику (а не разрушать ее, как логично было бы предположить) - в том числе и големов. Кроме того, игровой параметр «инициатива» для старших гремлинов равен 11 - одно из самых высоких значений в армии Академии. Упреждающий залп большой группы гремлинов может решить исход битвы.

В мифологии зулусов есть существо, очень похожее на гремлина - токолош (тиколош). Выглядит он жутковато - одна рука, одна нога, тело мальчика, лицо старика. Другие говорят, что токолош очень волосат и похож на маленького медведя с костяным гребнем на голове. Так или иначе, этот африканский гремлин обожает разрушать и убивать, владеет магией и испытывает мощнейшее интимное влечение к человеческим женщинам. Угомонить его может только шаман, а если простой человек умудрится одолеть токолоша в схватке, тот научит его волшебству.

Гремлины еще очень молоды. Но малый возраст и рост - вовсе не помеха на пути к славе, ведь в классическом фэнтези именно малыши спасают мир. По отношению к технике гремлинов можно противопоставить гномам или гоблинам. Везде, где будут действовать фэнтези-инженеры, следует ожидать появления ушастых саботажников. А в фантастических произведениях техники вообще хоть отбавляй - здесь гремлинам настоящее раздолье. Возможно, когда-нибудь Джордж Лукас снимет еще одну трилогию «Звездных войн», где пилоты будут рассказывать байки о мастере Йоде, сидевшем на крыле их «X-винга».

(c) Михаил Попов

Http://darkdiary.ru/users/metallman/1765197/comment/?lastcomment=1

Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации , © "Fox журнал" Февраль 2008 г.