Домашнее задание грибы старшая группа. Лексическая тема «Грибы

Домашнее задание на тему "Грибы" для старшей группы представляет собой подборку речевых упражнений на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и загадки для прочтения взрослыми детям, а непосредственно для детей - графические упражнения и упражнения на внимание, что также способствует речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРИБЫ

Повторите с Вашим ребенком:

  • Где растут грибы? (Грибы растут в лесу).
  • На какие две большие группы делятся все грибы? (Грибы бывают съедобные и несъедобные).
  • Какие ты знаешь части гриба? У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
  • Как называются корни у грибов? (Грибница)
  • Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)

« СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО»

одна сыроежка, много … (сыроежек).

один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят, одна поганка, много поганок, один мухомор – много мухоморов.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ГРИБЫ?

Как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)? Под осиной? (Подосиновик). Грибы рыжего цвета… (лисички) На пеньках растут… (опята). Грибы с масляными шляпками… (маслята). Грибы, которыми морят мух… (мухоморы). Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Подберезовик – подберезовичек, подосиновик – подосиновичек, масленок – масленочек, опенок – опеночек, мухомор – мухоморчик, поганка – поганочка, сыроежка – сыроежечка, белый гриб – беленький грибочек.

РАССКАЖИ О ГРИБАХ

Рассказ-описание гриба по плану (белый гриб, мухомор, лисички, опята, сыроежка).

  1. Как называется этот гриб?
  2. Где он растет?
  3. Какого цвета?
  4. Съедобный или несъедобный?
  5. Что можно из него приготовить?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Цель: сопоставление глаголов множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени.

Эти ребята очень дружные - они всё всегда делают вместе. Мы сейчас о них расскажем. Я буду начинать фразы, а ты помогай мне их закончить.

РАЗ ГРИБОК, ДВА ГРИБОК

Цель: употребление глаголов «класть» и «положить».

Методические указания. Сначала взрослый проводит игру по картинке. Затем взрослый листом бумаги закрывает картинки и дает задание ребёнку нарисовать грибы, которые Егорка клал в корзину. Наконец, взрослый открывает картинки и говорит.

Вот Егор - он в лес пошёл

И грибы в лесу нашёл.

Посмотри и запомни, как Егорка грибы собирал:

Вот как много - посмотри.

А теперь вспомни, в каком порядке Егорка клал грибы в свою корзинку. Нарисуй их.

Проверь, правильно ли ты нарисовал. Для этого еще раз вместе с Егором расскажи, как он грибы собирал:

Я кладу в корзину гриб - это раз.

Я кладу...

Ответь на вопросы: Сколько грибов нашёл Егор? (Три.) Что Егорка делал с грибами? (Клал в корзинку.)

Читаем и заучиваем стихи

В лесу

Н. Гладков

Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.

В тесноте

Е. Серова

На пенечке сто опят.
- Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.

Грибы

В. Шульжик

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.

Ю. Копотов

Волнуются волнушки:
- Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках!
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты!
Очень вкусные грибы!

Боровик

А. Прокофьев

По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

Дождевик

В. Шульжик

Этот гриб называется так:
Дождевик, или дедов табак.
Только тронешь его за бочок,
И начнёт он курить табачок.

Кто сеял лисички?

Е. Алексеев

Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы.

Мухомор

И. Мельничук

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.

Опенок

А. Прокофьев

Влез опенок на пенек,
Простоял один денек,
А потом склонился,
Чуть не свалился,
Тоненький, тоненький,
Ножка – что соломинка!

Сыроежка

В. Шульжик

Над поляной дождь промчался,
К сыроежке
В плен попался...
И летят букашки в спешке
За водою к сыроежке.

Сел мышонок на масленок…

А. Лаптев

Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, выручай!

Подберезовик

Е. Серова

Подберезовик,
Подберезовик,
Ловко спрятался
Под березою.
Да не прячься ты
Так старательно –
Я найду тебя
Обязательно.

В. Кожевников

Под раскидистой сосной
Отыскала белка
Непонятный гриб лесной.
Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -
Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит?
Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ
Белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет,
Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть,
Даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь.
Он вполне съедобный!

Сморчок

А. Прокофьев

Сморчок, сморчок,
От рожденья старичок.
Вырос на опушке.
Шапка на макушке.
Дунул ветер … и сморчок
Повалился на бочок,
Весь в морщинах –
Старичина!

Рыжик

В. Мусатов

Под сосной
В хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик
Рыж не зря:
Рыжик –
Вестник сентября.

А. Лаптев

Стаpый гpиб Боровик
Поднимает воротник.
Возле кочек ежится,
Ежится, тревожится.
Поворчать ему охота.
Он собрал своих детей
И бормочет: - По субботам
Прячьтесь, дети, от людей.
Кто накроется листвой -
Тот останется живой.
А того, кто рот разинет -
Люди мигом прикорзинят!

По грибы

В. Шульжик

Шел грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?

И. Демьянов

На горе растут дубы,
Под горой растут грибы:
Белый – стар, брать не стал,
Моховик и мал и вял.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!

Отгадываем загадки

Шапочка да ножка –
Вот и весь Ерошка.
(Гриб)

Кто шляпу на ногу одевает?
(Гриб)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лемму,
Как веснушки на носу.
(Опята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу непригодный.
(Мухомор)

Растут на опушке
Розовые подружки,
Их зовут ….
(Волнушки)

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…

(Боровик)

Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро.

(Груздь)

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

(Подосиновик)

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Эти желтые сестрички
Называются…

(Лисички)

У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок -
Глядь, уже синячок.

(Моховик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

(Мухомор)

Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная…

(Поганка)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ….
(Подосиновик)

Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

(Подберезовик)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это …

(Сыроежки)

Математические раскраски



Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ

«ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания

«Осень» № 1

Осень
Падают, падают листья - в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают - гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос. Кому что дарит осень?

Карточка домашнего задания «Осень» № 2

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» (слова, обозначающие предметы) по теме «ОСЕНЬ»

Приходит (что?) ……

Дует (что?) ……

Плывут (что?) ……

Моросит (что?) ……

Улетают (кто?) ……

Опадают (что?) ……

Желтеет (что?) ……

Мокнет (что?) ……

Вянут (что?) ……

Карточка домашнего задания «Осень» № 3

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «ОСЕНЬ»

Солнце (какое?) — …….

Облака …..

Земля …..

Трава …..

Ветер …..

Листья ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 4

Составление связного рассказа по теме «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….»

Рассказ пересказать.

Карточка домашнего задания «Осень» № 5

Игра «Составь предложение»

Работа над деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Карточка домашнего задания «Осень» № 6

Игра «Назови правильное слово»

Образец: Ветер дует, а ветры дуют.

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди ….

Цветок увядает, а цветы ….

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 7

Игра «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

(что делает?) – дует

ветер (что сделает?) – подует

(что делал?) — дул

(что будет делать?) – будет дуть.

Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 1

Игра «Один – много»

Образец: гриб –грибы – много грибов

Слова: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, масленок, поганка, мухомор.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 2

Игра «Веселый счет»

Образец: одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек.

Посчитай до 5 со словами: поганка, подосиновик, масленок, опенок.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 3

«Вопросы на засыпку!»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше — опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 4

Составить описательный рассказ про гриб (любой) по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 5

Проговори фразы по образцу:

Я собираю, мы собираем, ты собираешь, вы собираете, он собирает, они собирают.

Со словами: собирать, сорвать, сушить.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 6

Игра «Скажи наоборот»

Много грибов – мало грибов

Маленькая корзинка –

Чистый гриб –

Съедобный гриб –

У опят длинные ножки, а у волнушек ….

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки…

Уважаемые родители!

Тема недели «Грибы»

Дети должны знать:

И узнавать на картинке грибы: белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, опята, груздь, лисички, мухомор, сыроежка, поганка;
- названия частей (шляпка, ножка), их цвет, форму, характерные особенности (тонкая, толстая, короткая, длинная ножка и т.д.)
- где растут грибы: в лесу, в роще, в бору, па поляне, около пеньков, под берёзой, недалеко от ёлки, под осиной, все вместе и т.д.
- когда собирают грибы (летом, осенью), во что собирают (в корзину, в лукошко), как готовят (маринуют, жарят, варят, солят),что готовят (грибной суп, грибная солянка, грибной пирог).

Расширение словарного запаса детей:

Существительные : гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опята, грузди, мухомор, поганка, сыроежка, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, корзина, грибник;

Прилагательные : белый, красный, рыжий, маленький, большой, съедобный, несъедобный, ядовитый;

Глаголы : расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать;

Наречие : рядом, далеко, близко.

Выучите загадку:

Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)

Грамматический строй речи.

Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Один гриб – много грибов
Одна лисичка – много лисичек
Один груздь – много груздей
Один мухомор – много мухоморов

Дидактическое упражнение «Назови блюда правильно» (образование относительных прилагательных):

салат из грибов (какой?) — грибной,
суп из грибов – грибной,
солянка из грибов — грибная,
пирог из грибов — грибной.

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек.
Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов.
Одна поганка, две поганки, … пять поганок;
Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.

Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Поганка, сыроежка, шишка, опята (шишка, так как остальные — грибы).
Мухомор, подосиновик, малина, груздь (малина, так как остальные — грибы).
Подберёзовик, сосна, лисички, опята (сосна, так как остальные — грибы).

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):

высокая ножка – низкая ножка,
толстая ножка – тонкая ножка,
съедобный гриб – несъедобный гриб.
большой гриб – маленький гриб.

Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут грибы. Грибы могут расти: под деревьями, во мху, в траве, на пеньке и т.д.

Рассмотреть вмести с детьми картинки с грибами. Объяснить, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые).

Рассказать ребёнку, что можно приготовить из грибов (салат, икру, запеканку, суп ит.д.).

Поиграйте с детьми.

Игра «Где растёт грибок» (на ориентировку в пространстве с целью употребления предлогов)-в лесу, в бору, под деревом, на пеньке и т.д.

Игра «Угадай грибок» (составление описательных рассказов) – ножка белая, толстая, шляпка коричневая (белый гриб), ножка длинная, с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнышками (мухомор) и т.д.

Игра «Что пропало» (развивает внимание, память). Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением грибов, он закрывает глаза, а взрослый в это время прячет одну из картинок. Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что пропало.

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак.

  1. Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички, опята, подберезовик, сыроежки, мухомор, черника, брусника, морошка, земляника, малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?
  1. Объясни, почему гриб называется подберезовик? Подосиновик? (Потому, что он растет под березой, под осиной) Опёнок? (растёт на пне).
  1. Посчитай грибы до 5, правильно согласовывая слова: ГРИБ, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА. (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек)
  1. «Один - много» - назвать во множественном числе.

Боровик – боровики

Подосиновик –…..

Подберезовик –…..

Сыроежка –…..

Лисичка –…..

Мухомор – …

  1. Назвать существительные в родительном падеже (много чего?)

Гриб – много грибов

Лисичка – …..

Боровик – ….

Шляпка – …..

Сыроежка – ……

Черника – …..

Брусника – …..

Малина – ……

  1. «Назови ласково»:

Боровик – боровичок

Моховик – ….

Корзина – …

Лес …

Поляна – …

  1. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас -клюква -невидима сверху.

Как растет клюква?

Какие еще ягоды растут в лесу?

Как они растут?

Какая ягода невидима сверху?

  1. «Что приготовили?»

варенье из черники – черничное варенье

компот из брусники - …..

чай из земляники - ……..

суп из грибов - …

икра из грибов - ……..

жаркое из грибов - …

пирог из черники - …

  1. Отгадай загадки:

Вот стоит кто – то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки. (Гриб Мухомор)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

Сразу станет кисло. (Ягода клюква)

  1. Составь предложения из слов, данных в беспорядке:

Грибы, лес, расти, в.

Расти, на, клюква, болото.

Много, на, земляника, полянка, вырасти.

Сосчитай количество слов в каждом предложении. Назови «маленькие» слова – предлоги.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?