Древние люди в степи. Страна великой степи

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Монголия — страна с одной из самой низкой плотности населения в мире. На территории размером с две Франции проживают менее трех миллионов человек, миллион из которых живет в столице.

Вот и получается, что можно очень долго ехать по Монголии в любом направлении, и лишь изредка встречать на пути небольшие скопления белеющих юрт.Две трети населения живут в степи и ведут кочевой образ жизни, регулярно переезжая на новое место в поисках пастбищ для скота.

Скотоводство, как ни крути, является ключевым видом деятельности для степных жителей — оно дает им мясо, молоко (из которого, кстати, тут что только не научились готовить), шерсть, шкуры. Обычно в одной семье есть разные виды животных — это может быть стадо овец и коз, загон с коровами и телятами, несколько лошадей.

Первый раз мы оказались в гостях у монгольской семьи, в юрте еще в начале нашего путешествия, благодаря подвозившим нас людям, ехавшим к своим друзьям. Мы слабо себе представляли на тот момент, как живут кочевые люди, какой у них быт, как выглядит настоящая юрта изнутри.

Как бы это не банально звучало, их уклад жизни практически не изменился с древних времен, и уж тем более со времен правления Чингисхана. Но тем не менее, цивилизация дошла и сюда — энергосберегающая лампочка, телевизор со спутниковой антенной, мотоцикл или грузовичок есть практически в каждой юрте.

Лошади как транспорт по-прежнему весьма актуальны, ведь во многих местах больше ни на чем не проехать, да и стадо удобно пасти. Всадники, которых нам встречались, седел не использовали. А вот это как-то лихо

Процесс собирания юрты для переезда на новое место нам повезло увидеть буквально в первой же семье, в которой мы очутились. Вечером все еще было на своих местах, никакой суеты и сборов. Зато утром слаженным семейным коллективом за два часа юрта была полностью разобрана и сложена в кузов грузовичка вместе со всеми вещами.

По размерам юрты встречаются разные – делятся по количеству составных частей стенок (мы видели от 4 до 6). Можно собрать и больше, было бы желание.

Основная обстановка во всех юртах одинаковая -в центре печка с трубой и стол, вдоль стен – кровати, чаще всего две. На полу еще дополнительные лежанки, ведь часто в одной юрте живет большая семья, и всем надо поместиться.

Шкафы у многих одинаковые, наверное — традиционное оформление.

Пол частично либо полностью застелен кусками линолеума или ковра, иногда частями просто земляной. В юртах не разуваются, ходят в уличной обуви.

Обязательно есть шкафчик или стеночка с фотографиями всех родственников, детей, внуков. Изображения Далай-ламы также встречается достаточно часто:)

Двери низкие, головой несколько раз бились Замков нет, даже шпингалетов, только если юрта стоит около города или поселка.

Юрту либо делают сами, либо покупают. В переводе на рубли ее стоимость около 40 000.

Живут, как уже говорили выше, животноводством, продают мясо и молочные продукты. Мужчины пасут стада овец, коров, яков, козлов или лошадей. Часто животные пасутся сами, к вечеру их сгоняют к юртам, где они и спят.

Есть небольшие загоны, в которых держат телят или жеребят, а мам приводят к ним утром и вечером кормить детенышей. После того, как ребенок поест, оставшееся молоко сдаивают.

Женщинам тоже есть чем заняться:) Готовят из молока сыр, кефир, сметану, масло.

В каждой юрте мы видели по несколько тазов, полных молока на той или иной стадии его приготовления.

Мясо помногу не заготавливают, больше одной туши в юрте не держат.

Коптят над печкой:

Мужчины в степи часто ходят в национальной одежде – поверх джинсов и футболки. Она удобна – не продувает, за пазуху можно сложить все необходимое, да и привыкли, наверное. Мы видели мужчин разных возрастов в такой одежде, так что это не пережитки старшего поколения:)

Женщины тоже носят, но реже. Хотя у женского платья есть как минимум один важный практический плюс – можно ходить в туалет в степи в любом месте Кустов-то нет!

Каждая семья держит несколько собак, которые должны охранять от чужих (это маловероятно, учитывая отсутствие замков), и от волков (вполне реальная угроза, овец периодически таскают). Все встреченные собаки лаяли очень громко, но при знакомстве оказывались очень милыми созданиями:)

Котов не любят, даже в городе практически не заводят. Мы видели один раз, в юрте, милого откормленного кота, с очень гладкой шерстью. Еще бы, столько молока!

Люди очень гостеприимные, можно спокойно заходить в любую юрту, если что-то случилось, или просто надо что-то спросить. Помогут, чем могут, и чаем напоят.

Чай, кстати, у них совсем другой – молоко, немного какой-то стружки и соль. Пьют горячим.

Так как я до сих пор молоко не полюбила, Роме достается две порции. Еще пьют кумыс, на вкус похож на молочный квас. В прикуску – хлеб с маслом, присыпанные сахаром! Как в детстве

В каждой юрте есть арц – сушеный соленый домашний творог. Он очень хорошо отбеливает зубы! Еще делают сладкий – арольд. В первой юрте нам подарили пакет арца и большую банку с домашним маслом – ели его две недели:)

Еще есть вот такая штука – это снимают верх с таза, в котором делают сметану, и складывают пополам. Едят с хлебом.

Из того, что нам довелось попробовать – сладкий молочный рис (моя порция ушла Роме), суп из рожек с мясом (рожки – мне, мясо – не мне:), домашнюю лапшу с мясом (аналогично).

Мы слышали, что монголы много пьют. При нас самогонную водку пили только раз – вечером в юрте, в семейном кругу в очень умеренных количествах. Готовят сами из молока, пьют теплой.

Тарелок в нашем понимании тоже не замечено, едят из высоких блюдец, из них же пьют чай.

Многие продукты из России и Украины – везде встречаются знакомые этикетки – Янта, Аленка, Золотая смечка.

Русский язык знают мало, даже старшее поколение. То есть встретить человека, говорящего на русском, вполне реально, но скорее всего это будет не первый встречный, и даже не второй.

Вообще, Рома сначала сильно психовал, что его никто не понимает За границей он первый раз, языку жестов еще не обучился, и искренне пытался говорить с ними по-русски, сбавляя темп речи и внятно произнося слова (ну, чтобы им понятнее было )

Видимо его это желание было так велико, что нам вдруг совершенно случайно стали встречаться люди, которые понимали наш язык и говорили на нем. Практически все, кто нас подвозил, у кого мы останавливались, кого мы встречали – монголы, поляки, французы, американцы – все могли более-менее внятно изъясняться на великом и могучем

Отдельно хочется сказать про детей. Во-первых, рожают минимум по двое-трое, часто больше. Хорошо быть ребенком в Монголии!

У него тут своя степь, своя лошадь, свои животные. Его не заставляют мыть руки перед едой, не ругают за порванные штаны или просыпанный сахар, никаких тебе «Туда не лезь, упадешь, Туда не ходи – задавят». Ему можно все, что хочется. Он целыми днями носится по степи, катается на велосипеде, гоняет туда-сюда овец.

Никаких стрессов, нервотрепок и болячек (хороший иммунитет, не подпорченный лекарствами).

Простые, счастливые люди, которые не заморачиваются условностями и не парятся по пустякам. Им не нужны дороги и интернет, у них есть все, что им нужно.

Путешествие по монгольской степи — это отличное место и оригинальный способ для переоценки своих ценностей и развеивания навязанных обществом стереотипов. Мы прониклись, всем рекомендуем!

Как живут в степях? Зачем люди живут в степях? Могут ли скотоводы жить оседло? Какие кочевые народы вы знаете? Какой дом нужен кочевнику? В чем его функциональность? Из какого материала легко построить дом скотоводу? Нужна ли в таком доме мебель? Жители степей создают свой дом из шерсти овец. Из нее валяют войлок и выделывают ковры, чтобы превратить их в теплые стены. Такой дом называется юрта. Войлочным покрывалом окутывают легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Деревянные части драгоценны, их берегут и при перевозке упаковывают в нарядные войлочные футляры. Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Юрта украшена орнаментами… В центре юрты – очаг, вверху – дымник, через него видно небо. Дверь обращена на юг. Почему украшают юрту? Что означают орнаменты, украшающие юрту? Все поселение кочевников представляло собой строго организованное пространство. Это круг, разделенный лучами дорог-улиц, с главной большой юртой в центре. Основной вход в поселение с юга. Киргизская юрта. Н. Рерих. Монголия. Юрты.

Слайд 13 из презентации «Народы гор и степей» . Размер архива с презентацией 11898 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Конфликты в нашей жизни» - Копилка добрых советов. Типы конфликтов. Последний звонок. Что приводит к конфликту. Подошла Лена. Конфликт. Как разрешаются конфликты. Вред конфликтов. Спор. Столкновение. Речевой этикет. Телефон. Результаты анкетирования. Мальчики. Людей неинтересных в мире нет. Конфликты в нашей жизни. Ты любишь слушать громкую музыку.

«Домик для скворцов» - Скворец. Журналисты. Дизайнер. Этапы проведения проекта. Аннотация проекта. Что мы сделали, чтобы улучшить ситуацию. Теоретики. Конструктор. Математики. Внимание учащихся. Методические задачи. Уютный домик для скворцов. Социологи. Результаты представления исследований. Скворечники в школьном саду. «Птицы – наши друзья». Основной вопрос. Пение птиц.

«Растения в жизни человека» - Результаты анкетирования. Цветы и парфюмерия. Цветы как лекарства. Роль цветов в жизни человека. Модельеры создают свадебные платья из цветов. План. Цветочные растения -источник вдохновения. Цветы как часть интерьера, сада или одежды. Цветы играют важное значение в нашей жизни. Роль цветущих растений в выработке кислорода.

«Динозавры» - У динозавров было по пять пальцев. Самые маленькие динозавры. Динозавры. Первые настоящие динозавры. Динозавры - вымершие животные. Динозавры-хищники были мельче и передвигались на задних конечностях. Господствующие ящеры. Орнитомимиды. Габариты тираннозавров составляли проблемы. Стегозавр, живший в меловой период, имел длину тела около 9 м.

«Самоцветы» - Яшма. Жадеит. Изумрудные бусы. Авантюрин. Изумруд. Часы из малахита. Оникс. Изделия из оникса. Кубки и замок. Коридор Зимнего Дворца. Аметист. Яйцо из гематина. Янтарная комната. Бабочка из агата. Лягушка из яшмы. Шахматная доска. Змеевик. Лунный камень. Ожерелье из опала. Изделия. Цветок. Амазонит. Кольцо. Топаз. Гематит. Кошечки из авантюрина. Опал. Агат. Серги из лунного камня. Бычий глаз. Колечко из топаза.

«История человечества» - Занятия человека. Древнейший человек был похож на крупную обезьяну. Начало истории человечества. Археология – наука о древности. Жизнь первобытного человека. Жизнь в общине. Что такое история? «Отец истории». Охота. Древнейший человек. Первобытные художники. Науки, которые помогают узнать историю. История в переводе с греческого языка означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Лбы были низкие и покатые.

Жители степей почитают землю как святыню. Земля – это трава для скота, зерно для хлеба, дерево для юрты и домбры. "Из земли мы вышли – в землю и вернемся", - считали кочевники. Согласно древним казахскими верованиями, бог неба сотворил людей из глины. Такой же миф существует в исламе, который начал распространяться в Казахстане еще в первом тысячелетии нашей эры. Казахи также верили, что духи предков следят за ними и охраняют их из подземного мира.

Именно земля связывает казахов с их корнями, с их прошлым. Причем не только в мистическом, но и в буквальном смысле. На территории современного Казахстана прошло множество археологических экспедиций. Их результаты помогли узнать, как жили в Великой степи много веков назад.

Например, во второй половине 20-го века в Центральном Казахстане было найдено захоронение степного звездочета – жулдызшы.

Среди кочевников звездочеты пользовались большим уважением. Они не только предсказывали погоду, но и составляли астрономические прогнозы. Эти пророчества применялись как в быту, так и при решении военных и политических конфликтов. Найденная могила жулдызшы подчеркивает его высокое положение. По периметру захоронения выложены булыжники в виде солнца. Могилу венчает статуя самого звездочета из красного гранита. А вместе с останками провидца захоронили кусок метеорита.

Древние кочевники считали, что вещи, оставленные в склепе, будут сопровождать умершего в загробной жизни. А в благодарность его дух будет оберегать потомков в жизни земной. Поэтому археологи часто находят в степных захоронениях ценности, оружие и мистические артефакты.

Одна из самых больших коллекций таких посмертных подарков была найдена на территории современной Западной Монголии на возвышенности МайхАн-уул. Совместная экспедиция монгольских и казахстанских археологов раскопала огромный мавзолей кагана – верховного правителя одного из государств, входивших в состав Тюркского каганата. Нашему уху привычнее другое звучание этого титула: "хан".

Мавзолей Майхан-уул, согласно исследованиям, был создан в 7-м веке нашей эры. Коридор гробницы длиной более 40 метров выходит на юго-восток, в сторону восхода. Стены склепа расписаны сюжетами из жизни и мифологии древних кочевников. В самой гробнице археологи нашли более 350-ти артефактов: монеты и драгоценности, наряды и украшения, остатки боевых стягов, золотой престол и сломанную корону.

Но наибольший интерес ученых вызвали десятки глиняных статуй - людей, лошадей и даже двух минотавров. Как и знаменитая терракотовая армия в Китае, глиняные солдаты и слуги должны были сопроводить правителя в загробный мир. Однако статуи в Майхан-ууле, в отличие от погребальных скульптур из Поднебесной, сделаны на железном каркасе, а при обжиге их не сбрызгивали водой.

Иная, отличная от китайской технология производства, по мнению ученых, доказывает, что древние кочевники изобрели терракотовые статуи самостоятельно и независимо от мастеров Дальнего Востока. Возможно, даже раньше по времени. Важность этого открытия подчеркнул Крым Алтынбеков, художник-реставратор, основатель и руководитель Научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым".

Крым Алтынбеков : Дело в том, что именно центром этих модернизаций цивилизации, открытий – центром является именно Центральный Казахстан. Это мы видим в этих памятниках. Кочевники – это вечное движение, они торговлей занимались, контролировали торговые пути, они распространялись, оттуда брали доход. И, естественно, общаясь, они вот эту культуру приручения коней, строительства колесниц распространяли. Они являлись центром, это доказано.

Обжиг глины и создание изделий из керамики – не единственные ремесла, которые, по мнению ученых, древние кочевники освоили первыми на планете.

Среди сокровищ гробницы кагана были найдены элементы конской упряжи: уздечки, стремена, сбруи. Лошадей ваяли в виде статуй и изображали в настенных рисунках. В древнетюркских захоронениях часто находят амуницию и изображения, а иногда и останки лошадей. Ведь конь настолько важен для кочевника, что без него нельзя отправляться в загробный мир. Для жителя степи лошадь – это признак статуса и богатства, удобное транспортное средство, источник теплых шкур, вкусного мяса, молока и кумыса.

Много интересного о совместной жизни людей и лошадей рассказало древнее поселение недалеко от деревни Ботай на севере Казахстана. Его в 1980-м году открыл археолог Виктор Федорович Зайберт. В городке на полторы сотни домов ученые обнаружили более 130 тысяч лошадиных костей. Как выяснилось, местные жители использовали коней не только для еды и езды: кости лошадей превращали в орудия труда и замешивали их глину для прочности при строительстве.

Эти скелеты дали археологам и другую интересную информацию. Останкам коней, найденным в Ботае, порядка 6 тысяч лет - и они не принадлежат ни к одному из доселе известных видов. Эта находка привела ученых к неожиданному выводу: скорее всего, предки казахстанцев одомашнили лошадей раньше, чем все остальные народы мира.

КрымАлтынбеков: Конечно, все ботайское поселение доказывает, что здесь впервые приручили коней. Мастера именно здесь умели их приручать. Дело в том, что кони водились на всей территории Евразии, но именно кочевники их приручили. Приручили их, и они приносили большой доход. Лошадей активно, охотно брали, покупали как китайские императоры, так и южные, западные и средиземноморские. Это стоило больших денег. Скакуны – это как машина в современности.

Ботайское поселение открыло археологам много интересного и о быте древних жителей степи. Застройка поселка в древности была очень плотной. На улицах длиной до 50 метров строилось иногда 15-16 жилищ на каждой стороне. Дома возводили без единого гвоздя: на стены из глины и камня укладывали бревна, формирующие купол. В центре крыши оставляли шанырак – отверстие для дыма и солнечного света. В центре дома выкапывали яму для очага, а под стенами – углубления для хранения продуктов.

Находка под Ботаем показывает мирный быт казахских кочевников прошлого. О военной стороне их жизни археологам рассказал Алтын Адам – "Золотой человек". Так назвали комплекс артефактов, которые казахстанские археологи нашли 50 лет назад в 50 километрах от Алма-Аты – на берегу реки Иссык.

Много веков назад Иссыкский курган был разграблен. Но мародеры не заметили одно спрятанное погребение. Зато его нашли археологи. Внутри склепа они обнаружили более четырех тысяч изделий из золота. Среди них – останки позолоченного доспеха с парадным мечом и кинжалом. Кропотливая реконструкция, которую позднее провели сотрудники научно-реставрационной "Остров Крым", предоставила науке самый первый образ воина из древнего кочевого племени саков.

Позже археологи нашли в Казахстане еще четыре "золотых человека". Алтын Адам верхом на крылатом барсе стал одним из самых узнаваемых символов Казахстана. Его копии установлены во многих городах страны, в том числе – на статуе Независимости на главной площади Алма-Аты.

А совсем недавно, в 2012 году, на западе Казахстана раскопали своеобразную пару "золотому человеку". Археологи обнаружили захоронение знатной женщины примерно 4-го – 3-го века до нашей эры. Это самое древнее из "золотых" захоронений Казахстана. Из-за богатого убранства найденные останки получили название "Золотая принцесса".

Крым Алтынбеков : Мы нашли в каменном саркофаге, все щели забутованы глиной. Туда почти ничего не попадало, сохранилось хорошо. Но всё съелось со временем, так как это памятник 4-3 века до нашей эры. Вся органика была съедена микробами. И, когда мы использовали изъятие блоками, мы сняли цифровой рентген, томографию. И благодаря новым технологиям мы увидели орнамент на подолах с изображением улитки папоротника, аппликации из кожи. Кожа как жирный предмет впитала влагу, уплотнила землю. Кожа сама, конечно, исчезла. И по уплотнению она показала все черты, все орнаменты, которые сделаны из кожи. Это открыло нам новую информацию, которую раньше никогда не мог увидеть ни один археолог в полевых условиях, и до сих пор не может увидеть. Благодаря именно этой технологии мы ближе и более глубоко изучаем историю этого памятника.

"Из земли мы вышли – в землю и вернемся", - считали кочевники в древности. Земля бережно хранит то, что люди вернули ей: останки людей и зверей, произведения искусства и инструменты… Историю народов Казахстана, корни их самобытности. А археология обнажает эти корни, позволяя узнать больше о том, как предки современных казахов жили и умирали в Великой степи.

Расцвет Кушанского ханства во II веке, кажется, разбудил Алтай, вернее всколыхнул его. И тому были причины.

На Алтае климат суровее, чем в Средней Азии. Поэтому урожаи здесь были беднее. Горы, надо отметить, везде скупы на землю, на достаток… И алтайские ханы посмотрели на степь. Плодородной земли там очень много, но мало кто мог жить на ней.

Степь издревле страшила людей. Там нет деревьев, - значит, нет топлива для очага, нет бревен для изб и куреней… Там мало рек, значит, нет воды для скота, для огородов, а порой и просто для питья. «Степь - это страна мрака», - шептали старики.

И они были правы. Там нет даже ориентиров, лишь ровная земля кругом да солнце в небе. Куда идти? Как находить дорогу? А ветры порой дуют неделями. Страшные ветры. Буран в миг занесет снегом поселок по самые крыши…

Неприветлив степной климат. Даже первобытные люди никогда не селились здесь. Избегали. В горах, по берегам морей, в лесах они селились, а в степи - нет. Неподготовленному человеку там не выжить. Он, например, не пройдет пешком - долгой ходьбы не выдерживает обувь, жесткая трава стирает ее до дыр. А о босых ногах и говорить не приходится.

Но иного пути у тюрков Алтая не было. Только через степь - в будущее вела народ дорога жизни. К богатым пастбищам, щедрым пашням. К простору, наконец.

Как на две чаши весов смотрели алтайцы на свою судьбу, - какая чаша перетянет? Известно же, надежда и страх - два крыла у человека. Надежда взяла верх.

Первые семьи с опаской отселялись на новое жительство… А на Алтае в ход снова вошло слово «кыпчак», переселенцев всегда там называли кыпчаками. Так уж повелось с Индии, с первых тюрков там. Какой смысл был в этом прозвании? Его объясняют по-разному. Например, «тот, кому тесно».

Впрочем, не исключено и иное. «Кыпчак» - это имя одного из древнейших тюркских родов. Возможно, он когда-то первым отселился с Алтая, и других переселенцев стали называть его именем.

Так или иначе, но только сильный род мог выйти один на один с суровой степью. Только сильный народ мог поселиться там. Тюрки решили свою судьбу сами, их никто не выгонял с Алтая, сами ушли. Но ушли они не с пустыми руками. У народа в то время были лучшие в мире орудия труда - железные! За спиной стоял огромный опыт жизни в Индии, Средней Азии и, конечно, на Урале и Древнем Алтае… К сожалению, обо всем этом историки будто бы и забыли.

Надо ли удивляться, что в степи были быстро построены города, станицы?.. Были проложены дороги, наведены переправы через реки, прорыты каналы… Вот так конкретно выглядят дела сильного народа, следы их остаются на века! Сегодня они - удел археологов.

В цветущий край с годами превратилось Семиречье - новое тюркское ханство. Его города сверкали в степи, как звезды в небе… Хотя, конечно, вряд ли они поражали своей архитектурой, изысканностью. Их назначение было иным.

В наше время эти города изучал замечательный казахский археолог, академик Алькей Хакенович Маргулан. Он впервые увидел древние руины случайно, из иллюминатора самолета. Опытный ученый разглядел в бескрайней степи развалины зданий, заросшие травой, присыпанные песком. Потом Алькей Хакенович выезжал в степь, на места заброшенных городов… Академик Маргулан сделал что мог, он об этом написал книгу.

Но многое до сих пор так и осталось непознанным. Слишком велик объект исследования! Слишком сложный… То была чрезвычайно важная пора в истории человечества: люди начали обживать степи - природную зону, в которой прежде не жили… (Разумеется, не о единичных поселениях речь, а именно о заселении незаселенной части планеты.)

Немало вопросов оставило то время науке. Например, как и на чем передвигались люди? Это очень важно знать. Вопрос лишь на вид прост. Пешком по степи не пройдешь, на себе много не принесешь. Значит, требовалось придумать то, чего нигде не было. Но что?

Да, тюрки считались всадниками, они оседлали коня. Но всадник перевозит только себя самого. А как ему везти поклажу? Для строительства, для очага, для проживания?.. Все надо было запасать впрок, брать с собой, все привозить.

Арабы тогда перевозили грузы на верблюдах, индусы - на слонах, китайцы - на буйволах, иранцы - на ишаках… У тюрков был конь, он и выручил народ.

Это теперь мы знаем о телегах, о бричках. Древние люди Алтая о них не знали, они не придумывали колес: для жизни в горах это не самые подходящие предметы быта. Просто ненужные. Их алтайцам пришлось приспосабливать специально для степи! Колесный транспорт - вот с чего началось заселение степи. Выдающееся произведение разума.

Кто придумал телегу, бричку? Конечно, тюрки. Потому что именно им эти предметы стали нужными. Значит, средства передвижения - тоже отличительный знак тюркской культуры. Еще один, как и кирпич, изба или войлок.

Имена изобретателей забыты, а телега служит людям до сих пор. «Телеган» на древнетюркском языке означает «колесо». Иначе говоря, «колесный транспорт».

Бричка появилась позже. Она похожа на телегу, но лучше. В степи ей не было равных. Запряженная двойкой (или тройкой) коней бричка стала скоростным транспортом. А были еще кадарка, тарантас. Тройки неслись по степи, как ветер, оставляя за собой облака пыли.

Для них строили дороги, ладили между городами «ямы» (так тюрки называли почту). Никто в мире в ту пору не ездил быстрее. Ямщики-почтальоны доставляли депеши с невероятной скоростью - двести и даже триста километров в день покрывала ямщицкая тройка.

Это не просто много. Это очень-очень много. Для сравнения: тогда люди передвигались по дорогам со скоростью двадцать-тридцать километров в день. Лишь тюрки, не зная расстояний, мчались на перегонки с ветром. Им покорились пространство и время.

Степь Семиречья первой приняла тогда ямщиков.