Джок Стерджес. Без смущения

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.


В Москве впервые состоялась персональная выставка признанного мастера эротической фотографии мирового уровня. Джок Стёрджес лично, честно и без всякого смущения рассказал всем пришедшим на творческий вечер о своём жизненном пути, опыте в творчестве, о своих моделях и своей семье. Провокационное творчество Стёрджеса и обилие на его снимках обнажённой натуры вызывает довольно разную и далеко не всегда позитивную реакцию общественности во всех странах. Часть его работ повсеместно запрещена к публикации. Но чтобы понять и оценить суть его скандальной гениальности, нужно знать одну историю...


Джок родился в Нью-Йорке в 1947 году и с малых лет интересовался фотографией, которая определила его жизненный путь. В юности, будучи призванным в армейские ряды, Джок стал главным фотографом на военной базе в Японии. После демобилизации в 1970 году, он поступил в колледж в Вермонте, где изучал практическую психологию. Но его дипломная работы была посвящена психологии восприятия в фотографии. По окончании учёбы Джок стал преподавать фотографию и работать фотографом в индустрии моды.

Год он совместно работал с известным мастером фотопечати Ричардом Бенсоном, в чьей лаборатории ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других знаменитых фотографов, у которых было чему поучиться. В 1978 году Джок перебрался в Калифорнию, где получал множество заказов для рекламы, портретной съемки и от модных журналов.





Его работа всегда была сезонной. Зима - время обильных заказов, приносящих внушительных доход. А лето он проводил со своей семьёй и занимался любимым делом - фотографировал на пляжах Калифорнии, Франции или Ирландии колонии нудистов. Стерджес никогда не скрывал своего пристрастия к запечатлению обнажённого тела любых возрастных категорий: дети, подростки, беременных женщины, их семьи, мужья, родители, люди почтенного возраста… Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и до поздней зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».


Джок всегда снимал своих моделей в натуральной обстановке, абсолютно естественной и гармоничной для них самих. Он никогда никого не просил и не заставлял позировать. Все его модели - это семьи из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались для фотосъемки, они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он делал последний кадр. Нагота для них вполне естественна. И Джок просто отражал их жизненный выбор, стараясь передать не только красоту тела в разное время жизни, но и силу характеров всех своих моделей.

Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать серию фотографий, он живет жизнью этих людей, среди этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать бытовые вопросы. Он уверен, что только в случае добрых и длительных доверительных отношений, у него есть шанс получить удачный снимок. И да, сам мастер и его семья тоже принадлежат к сообществу нудистов. Согласитесь, нечестно было бы снимать жизнь и быт обнажённых людей, если сам искренне не разделяешь их убеждений. Некоторых из своих моделей Стерджес начинал фотографировать еще в период нахождения в материнской утробе и делал фотографии-хроники на протяжении тридцати пяти и более лет.




Все его модели и их родители знали о проводящейся фотосъёмке и участвовали в ней исключительно с добровольного согласия. Права на все кадры с обнажённой натурой принадлежат не фотографу, а самим моделям. Всех их Джок знает лично и много лет они дружат семьями. Но в разные периоды жизни люди могут по-разному относиться к публикации своих обнаженных тел. Поэтому каждый раз, собираясь использовать те или иные кадры в своих выставках или публикациях, Джок заново получает согласие на публикацию конкретных кадров у всех моделей. Сколько бы времени ни прошло с момента съёмок и сколько бы хлопот это не приносило, Джок Стерджес связывается со своими моделями для получения разрешения на показ снимков общественности. Деликатность, честность и абсолютная красота его фотографий не позволяют считать их слишком откровенными , в его кадрах нет ни одного элемента порочности или намёка на сексуальность, несмотря на изобилие обнажённой натуры.


Но многие люди просто не готовы воспринимать такое искренне творчество. Консервативная общественность США в 1990 году за снимки детей, девушек- и юношей-подростков устроила облаву на самого фотографа и его работы. Полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели арест работ и фотографической техники Стерджеса. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, все плёнки, негативы и печатные снимки. Но за него вступилась художественное сообщество США и Европы, вынудив признать действия ФБР и полиции незаконными. А суд Сан-Франциско так и не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений. Инцидент был исчерпан, но вот скандал - нет. И именно благодаря этому скандалу о его творчестве узнали другие страны, заинтересовавшись ставшими уже шедеврами работами, которые стали широким достоянием общественности после многочисленных выставок по всему миру и выпусков более десяти его персональных фотоальбомов.


Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты требовали уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса. В конце 1990-х суд штата Алабама запретил фотографии Стёрджеса и Гамильтона как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», - прокомментировал решение суда Стэрджес, - «Люди на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они - нудисты. Нагота здесь ничего не значит. Люди обнажены, потому что они нудисты и в теплое время года они просто не носят одежды, совершенно свободные от чувства смущения».

Судебные страсти вокруг фотографа уже давно поутихли и он спокойно работает, несмотря на возраст и популярность. В свои 60 с лишним лет он и не думает уходить на заслуженный отдых, а до сих пор успешно преподаёт, устраивает выставки, издаёт книги и много фотографирует. Джок Стерджес выполняет коммерческие и частные заказы зимой, а летом продолжает снимать на пляжях своих единомышленников по натуральному образу жизни. "Однако современный нудизм сильно изменился. И теперь меня сильно смущает, что современные взрослые женщины стали удалять естественную растительность в зоне бикине, что делает их тела похожими на юных девочек и выявляет на фото слишком интимные и лишние анатомические подробности. Это уже совсем не похоже на искусство" , говорит автор. "Ведь одни из самых важных моментов в моей работе - это честность, естественноть и отсутствие смущения".

На этой неделе Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий. Белом зале в экспозиции находится около 40 отпечатков фотографий от самых ранних работ 1970-х годов до современных дней. Все они сняты на крупноформатную карданную камеру 20х25 см с ипользованием монохромной печати на специальной бумаге. Камера Джока весит более 20 кг. Испробовав все современные новинки оборудования для фотографии, для съемок обнаженной натуры Стерджес предпочитает до сих пор придерживаться собственной технологии, которая передаёт всю суть и эмоции момента, позволяя зрителю не отвлекаться на лишние детали снимка, а наслаждаться качеством его целомудренных фото-историй. Вчера, 8 сентября, в рамках творческой встречи с Джоком Стерджес ом вниманию слушателей было представлено множество работ, не вошедших в экспозицию.


Джок Стерджес отличный мастер своего дела, приятный в общении, крайне этичный и чистоплотный человек. Я лично не одобряю и не понимаю нудизма как явления. У меня не укладывается в голове как взрослые люди могут позволить своим детям-подросткам находиться рядом с собой в таком виде... Но я не ханжа и не сужу людей. Это явление есть. И люди сами делают такой выбор. Они не пропагандирую свой образ жизни и не выставляют себя напоказ в обществе. Просто живут в дикой природе подальше от людей своими колониями. В Джоке меня восхитило, что он смог превратить свою жизнь в искусство. Его фотки и правда крайне целомудренны и безупречны по композиции и деталям кадра. Это на самом деле очень красиво. Но смотреть на них нужно именно на качественных отпечатках на бумаге с его огромной пленочной камеры. Там везде такие "говорящие" глаза... В инете на "пере-фотках" этот эффект совершенно теряется. Пока я писала эту статью, столкнулась со странностью - в сети полно его фото детей, но почти совсем нет взрослых, которых у него на самом деле большинство. На выставке работ с детьми совсем мало, в основном представлены именно взрослые люди. Эротикой эти фото назвать можно с большим трудом. Цель эротических фото - это постановочные кадры в чрезмерно откровенных позах с чувственными выражениями лиц, имеющие своей целью возбудить зрителя. А на всех фото Джока просто обычные персонажи, со своими жизненными настроениями. К сожалению, многие люди не умеют смотреть, видеть, слышать и понимать окружающий мир и самих себя. Им неведома разница между порнографией, эротикой и просто обнаженным телом. Наш мир слишком испорчен. Надеюсь мои размышления помогли вашему внутреннему миру стать немного богаче. Вот такой у меня выдался необычный опыт соприкосновения с творчеством)



Выставка открыта с 12:00 до 22:00 и продлится до 30 октября. Цена билета от 200 до 430 руб.

Неделю назад, в воскресенье, 25 сентября, представители организации «Офицеры России» и ее лидер, член Общественной палаты Антон Цветков, блокировали вход в столичный Центр фотографии имени братьев Люмьер. В этой галерее уже более двух недель проходила выставка американского фотографа Джока Стерджеса, прославившегося снимками детей и подростков, в том числе — обнаженных. Цветков объявил, что закрывает экспозицию, поскольку его организация усматривает в ней признаки детской порнографии. Кроме того, в Центр Люмьер ворвался мужчина, обливший несколько фотографий мочой. Днем раньше выставку потребовали закрыть член Совета Федерации Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова.
А устроила весь этот скандал Мисс Задница ЖЖ Лена Миро, которая разожгла феерический холивар...


Выставка «Без смущения» открылась 8 сентября — и спокойно работала более двух недель. Утром в субботу, 24 сентября, блогер Елена Миро опубликовала у себя в «Живом журнале» пост, посвященный экспозиции американского фотографа Джока Стерджеса. Миро обвинила депутатов и правоохранительные органы в том, что они никак не реагируют на то, что в Москве проходит выставка «того, кто снимает маленьких голых девочек в сексуально-призывных позах».

Этой осенью в Москве на радость педофилам проходит персональная выставка Стёрджеса.
Я вам покажу некоторые работы этого товарища, но впечатлительных всё же прошу под кат не ходить, хоть я и заретушировала детские половые органы на снимках.

Миро разместила фотографии обнаженных детей. Позже они исчезли с её страницы, вместо них появилась надпись:

ФОТОГРАФИЯ РАБОТ ПЕДОФИЛА УДАЛЕНА ПО ЖАЛОБЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ПЕДОФИЛОВ
фотоработы Джока Стёрджеса вы легко сможете найти в поисковике.



Это что, вашу мать, такое?!
Представители власти и закона, где ваши глаза?! Как такое вообще стало возможным?!
С каких пор культурная жизнь Москвы занимается поддержкой детской порнографии?
Вы, бюрократы сраные, совсем охренели, и за своими бесконечными кофебрейками не видите того, что происходит у вас прямо под носом?
Все эти депутатки а-ля Маша Кожевникова, прососавшиеся через рот в Госдуму и теперь позиционирующие себя как защитницы материнства и детства, вы на что-нибудь, кроме своих Инстаграмов, внимание обращаете?
Мерзость. Позор. Падение ниже плинтуса.
Нудите, твари продажные, о семейных ценностях и духовных скрепах, чтобы от госкормушки не отлучили, пока американский порнограф наших педофилов развлекает. Мрази вы.

После таких гневных обвинений должностные лица засуетились.
Днем 24 сентября член Совета Федерации Елена Мизулина потребовала закрыть экспозицию. Сенатор направила официальный запрос генпрокурору Юрию Чайке с требованием о проведении прокурорской проверки в связи с «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Она также заявила, что «работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства» и назвала выставку «пропагандой педофилии».
Елена Мизулина обратилась в прокуратуру с требованием проверить выставку Стёрджеса на соответствие российскому законодательству.

«Эта выставка — публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки», — цитирует «Интерфакс» заявление, распространенное пресс-службой Мизулиной.

«Лайф», также со ссылкой на пресс-службу сенатора, сообщает , что Мизулина направила генпрокурору Юрию Чайке официальный запрос о проведении прокурорской проверки в связи с открытием выставки работ Джока Стерджеса.

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это — самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», — говорится в заявлении Мизулиной.

Вечером того же дня уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова заявила, что тоже попросила прокуратуру проверить выставку. Кузнецова сказала, что работы Джока Стерджеса «признаны Роскомнадзором «детской порнографией» и выразила уверенность, что «уполномоченные структуры отреагируют должным образом».
«Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором „детской порнографией“, может иметь место в „культурной“ жизни нашей столицы», — цитирует пресс-служба детского омбудсмена слова Кузнецовой.

С прокуратурой проведены переговоры о проведении проверки выставки, сказала она, добавив, что «теперь ожидаем конкретных шагов».
За демонстрацию порнографической продукции, заявила Кузнецова, предусмотрен штраф до 5 миллионов или приостановка деятельности до 90 суток с конфискацией материала (статья 6.20 КоАП).
«Уверена, уполномоченные структуры отреагируют должным образом», — заявила омбудсмен.

Роскомнадзор ранее требовал от сайтов удалить фотографии Стерджеса, которые эксперты ведомства сочли детской порнографией. О таком требовании Роскомнадзора, в частности, в июле 2015 года сообщали представители сайта о саморазвитии «Лотос».

Основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер и куратор выставки Стерджеса Наталья Григорьева заявила, что ранее у посетителей не было никаких претензий к экспозиции. Григорьева также отметила, что на каждую фотографию у Стерджеса есть разрешение от модели, которую он снимал.
На первой выставке фотографа в Москве показали около 40 снимков — от ранних работ 1970-х годов до современных, сообщается на сайте центра. Центр фотографии имени братьев Люмьер не получал никаких негативных отзывов от посетителей выставки «Джок Стерджес. Без смущения», заявила «Медузе» его основатель и куратор Наталья Григорьева.
«Выставка открыта с 8 сентября, и с тех пор у нас не было никаких комментариев со стороны посетителей, что кого-то что-то возмущает, раздражает, оскорбляет», — сказала она.
Обнаженное тело, подчеркнула Григорьева, присутствует в фотографическом искусстве, начиная с начала XX-го века. «Сказать, что мы не можем показывать фотоработы, на которых изображено обнаженное тело, будет кощунством», — добавила она.

Григорьева также сообщила, что на каждую фотографию у Стерджеса есть разрешение от модели, которую он снимал. В свою очередь у Центра фотографии, добавила она, есть договор, в котором Стерджес гарантирует, что каждую модель он снимал с ее согласия.
Основатель Центра фотографии имени братьев Люмьер также напомнила, что для посещения выставки работ Стерджеса установлено возрастное ограничение от 18 лет.

Выставка «Джок Стерджес. Без смущения» в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер закрыта. Об этом, как передает корреспондент «Медузы», заявил журналистам председатель президиума организации «Офицеры России» и член Общественной палаты Антон Цветков.
«Руководство выставки пошло навстречу Общественной палате Российской Федерации, и выставка с сегодняшнего дня закрыта», — заявил Цветков.

Цветков пояснил, что накануне получил «огромное количество обращений от возмущенных граждан» по поводу выставки, после чего было решено «ввести так называемые общественные санкции» и блокировать вход в Центр до разбирательства по существу. Руководители выставки, по словам Цветкова, связались с ним и согласились до решения вопроса не открывать вход.

Цветков сообщил, что вместе с владельцами Центра и представителями полиции осмотрел выставку, и признал, что на ней нет тех «ужасных, омерзительных фотографий», которые ему присылали в жалобах по интернету. Однако, по его словам, на «порядка 15 процентов» снимках изображены «полуобнаженные дети». «Мы считаем, что это тоже, конечно, недопустимо, хотя необходимо давать юридическую оценку», — заявил Цветков.


Председатель президиума «Офицеров России», член ОП Антон Цветков

Владелец центра Наталья Григорьева объяснила решение закрыть выставку нежеланием, чтобы «завтра у этого Центра фотографии начались какие-то неприятности» из-за «неадекватного поведения». «Вчера весь вечер, сегодня всю ночь я получала угрозы абсолютно неадекватных людей» , — заявила она.


Основатель и куратор Центра имени братьев Люмьер Наталья Григорьева

После объявления о закрытии выставки организаторы впустили в здание журналистов, чтобы они смогли осмотреть экспозицию. Вместе с журналистами внутрь прошел мужчина, который плеснул на снимки Джока Стерджеса мочой и фекалиями.

Представители «Офицеров России», которые все это время находились в зале, вывели его на улицу и передали сотрудникам полиции (полицейские в происходящее вокруг галереи и внутри нее никак не вмешивались).

По заявлению Цветкова, на активиста составили протокол по статье «мелкое хулиганство». Ранее глава «Офицеров России» назвал нарушителя помощником муниципального депутата Игоря Брумеля, который якобы подначивал его облить фотографии мочой. Нарушений в действиях Брумеля полиция не выявила. Сам Брумель утверждал, что «не был проинформирован» о планах своего спутника

Радулова плеснула керосинчику в огонь, написав, что Стерджес фотографировал обнаженной свою приемную дочь.
"Фанни — моя главная модель — была моей приемной дочерью. Ее мать написала мне записку с просьбой взять девочку на воспитание, перед тем как покончить жизнь самоубийством. Первое время девочка не слезала у меня с коленей и постоянно требовала внимания к себе, я не мог отставить ее в сторону и начать снимать. Но когда ей исполнилось пять лет, она сама спросила: а почему у нее нет фотографий? Тогда я начал ее фотографировать и вот уже около 30 лет снимаю" .
Ну а я что говорю! Она сама в 5 лет захотела, чтобы папа её письку сфотографировал. Какие претензии?








Между тем, никто из осуждавших — ни Мироненко, ни Радулова, ни Мизулина с омбудсменом Кузнецовой — на выставке не были, судя о ней по тем фотографиям Стёрджеса, которые имелись в интернете. Однако именно тех фотографий, из-за которых Стёрджес обрел скандальную славу, на выставке как раз и не было.
И многие блоггеры это заметили.

Самое смешное, что фотографий, которые гуляют по интернету данного автора на выставке в Москве - НЕТ, там вообще НЕТ детских фотографий.

А с каких пор ребята с их уровнем IQ и полным отсутствием понимания хоть чего-то в современном искусстве принимают решение о том, пускать на выставку или нет?

Какие они нахрен "офицеры"? парням лет по 20 же

Ольга Григорьева: Собственно, там была только фотовыставка. А всё остальное каждый додумал сам.

Фотографии детей с закрытой в воскресенье под давлением общественных активистов выставки "Джок Стерджес. Без смущения", равно как и другие доступные в интернете работы этого фотографа, не относятся ни к порнографии, ни к пропаганде педофилии, считает эксперт-искусствовед НП "Федерация судебных экспертов" Олеся Аксенюк.

По ее словам, в УК РФ нет общего определения порнографии — эксперты отталкиваются от определения в законе "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Это изображение половых органов человека, с фиксированным вниманием на этих анатомических подробностях, а также изображение полового сношения либо сопоставимого действия сексуального характера, с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и физиологических процессах.
"У меня порой складывается впечатление, что наши активисты в законе читают и видят только то, что хотят… Полового сношения или иного действия сексуального характера в работах фотографа нет. Другой вопрос, акцентирует ли он внимание на половых органах моделей, то есть делает ли половые органы главным "героем" своей работы? В работах автора со спорной выставки таких "акцентов" нет", — заявила эксперт РИА Новости.

Она пояснила, что, изображая обнаженную натуру, фотограф в жанре ню может не скрывать половые признаки модели. Но чтобы специально привлечь к ним внимание зрителя, он должен сделать их доминирующими в композиции фотографии. Для этого используются разные художественные приемы: особенности ракурса и освещения, фокусировка, компоновка кадра и другие. Таких приемов много, и все они основаны на знании механизма зрительного восприятия разных объектов человеком. Все это описано в научной и учебной литературе.

Аксенюк отметила, что подходы при определении порнографии с участием совершеннолетних и несовершеннолетних различаются: к изображениям несовершеннолетних он более строгий. Здесь также используется определение из "Конвенции ЕС о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных посягательств", которое также прописано в одной из статей УК РФ.
По этому документу, детская порнография - это любые материалы, изображающие ребенка, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка для преимущественно сексуальных целей. Таким образом, эротическое изображение ребенка, например, принявшего сексуальную позу, также можно отнести к действиям откровенно сексуального характера.

"Однако оценка действий как "откровенно сексуальных — не откровенно сексуальных" без исследования - это лишь субъективная оценка. Эксперт не имеет права делать вывод, не обосновав его. Делается исследование других материалов, которые общество однозначно на настоящий момент относит к эротическим или порнографическим. Например, проводятся параллели позы ребенка с позой модели в эротическом журнале, со ссылками на него", — пояснила она особенности анализа.

До общественности стало доходить, что вся эта история просто манипулирование. Многие стали возмущаться самоуправством странной самодеятельной организации «Офицеры России», которая закрыла выставку без постановления суда.
Думаете, затеявшая весь скандал Лена Миро смутилась? Ничуть! Она продемонстрировала высший класс изворотливости, обвинив активистов «Офицеров России» в закрытии выставки, а заодно намекнув на пособничество фашизму и организации Холокоста:

Вы знаете, с чего начался фашизм в Германии и Холокост? В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года организованные штурмовые отряды гражданских лиц осуществили погромы магазинов, которые принадлежали евреям.
Полиция при этом самоустранилась, сделав вид, что ничего не происходит.
«Коричневорубашечники» били витрины, угрожали, избивали людей, чтобы выдавить евреев из страны. Эти события вошли в историю под названием «Хрустальная ночь». С неё и началась активная фаза фашизма.

Знакомьтесь, это -- Антон Цветков. Член Общественной палаты, соратник «нашистов» и организатор НКО «Офицеры России» -- общественной организации с громким названием, регистрация которой стоит 30 тысяч рублей, и не имеющей отношения к офицерам армии России.

После моего поста с обращением в правоохранительные органы Антон Цветков решил, что имеет право подменить собой правосудие, заняться в центре Москвы самоуправством и во главе организованной группы в униформе завалился в Центр фотографии братьев Люмьер.
Штурмовики НКО оцепили здание, а сам Антон пошёл «договариваться».
До чего договорился Антон, всем уже известно. Он обнаружил пятнадцать процентов фотографий обнажённых детей, но заявил, что «пока не видит в этом ничего страшного».
Пока не видит. Пока шли переговоры с кураторами педофильской выставки он не видел.
По результатам переговоров Цветков заявил, что не видит обнажённых детей совсем.

Можно только гадать, каким образом договорились глава группы штурмовиков Цветков и галеристка Григорьева-Литвинская. Тут -- поле непаханое для фантазий.
Выставку, между тем, прикрыли. Но каким образом?

Когда-то полиция Германии сделала вид, что в упор не видит гражданских штурмовиков НСДАП. Наша родная полиция точно так же не видит и ребят в униформе НКО «Офицеры России», действующих под именем «Центра профилактики правонарушений».

В своём посте о педофильской выставке я обращалась к властям Москвы и правоохранительным органам, чтобы они разули глаза и посмотрели, что происходит у них под носом.
Вместо этого в галерее появились организованные гражданские штурмовики и занялись самоуправством.

И полиция сделала вид, что не замечает этого.
Организованные отряды в униформе НКО «Офицеры России»-ЦПН в последнее время стали привычным для Москвы зрелищем. Они пристают к людям, трутся на вокзалах и рынках, пытаются давить на граждан, подменяя собой полицию.
Гражданские активисты, не имеющие никаких полицейских прав, занимаются натуральным самоуправством, пугая людей.
Вот, например, типичные случаи от комментаторов Ленты.ру:

Что представляет из себя современная нам Россия?
Судите сами. Мы с вами пытаемся достучаться до правоохранительных органов, добиться наказания по закону организаторов педофильской выставки, а вместо этого в галерею врываются то ли штурмовики, то ли ряженые клоуны и, подменяя своими действиями правосудие, «договариваются» о чём-то с вероятными преступниками.
Полиция при этом бездействует.
Как гражданка России я требую у властей расследования событий в Центре братьев Люмьер.
Требую наказания по закону организаторов выставки фотографа, чьи работы возмутили даже ФБР. Я требую расследования деятельности штурмовиков НКО «Офицеры России» и её руководителя Антона Цветкова.

Хм, а ведь похоже, что от всей этой шумихи выиграли организаторы выставки и Стёрджес. Ну кто у нам слышал про такого фотографа? А теперь он прогремел на всю Россию...
Так может организаторы выставки и наняли Лену Миро для того, чтобы путём скандала привлечь внимание?

Кстати, многие заметили, что сама Миро отнюдь не носитель пуританского сознания. И выставляет весьма откровенные фоточки. Хотя по качеству это явно не Стёрджес...

У Стерджеса были проблемы с властями и общественниками не только в России. В 1990-х правоохранительные органы США проводили обыски в студии Стерджеса и арестовывали его работы и оборудование. Представители христианских общин пикетировали магазины, где продавались альбомы с работами фотографа. В поддержку Стерджеса выступила художественная общественность США и Европы. В результате действия американских правоохранительных органов признали неправомерными, никаких обвинений фотографу не предъявили.
Работы Стерджеса находятся в коллекциях Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной библиотеки в Париже и Музея современного искусства во Франкфурте.

А как вы думаете, это нормально, когда блоггеры в погоне за рейтингом разжигают страсти, обвиняя устроителей выставки в пропаганде педофилии, хотя на выставке и не было именно тех самых "педофильских" фотографий, из-за которых разгорелся скандал?
Вправе ли какие-то общественные организации устраивать "проверки" выставки с последующим закрытием?
И как должны реагировать власти на всю эту мутную историю?

Интервью: Евгения Воронина

Его преследовало ФБР, христианские общины требовали уничтожить его альбомы, а критики неизменно находили сексуальный подтекст в его снимках детей и девушек- подростков. Все это только усилило интерес к его деятельности: сегодня фотографии Джока Стерджесса выставляются в десятках городов по всему миру. В сентябре его работы впервые привезли в Россию, и сам Джок приехал на открытие выставки в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Мы поговорили с фотографом о Москве, судьбе художественной фотографии и сложностях в отношениях художника и власти.

- Как вам Москва, вы бывали раньше в России?

Я был здесь в 1974 или 1975 году - с тех пор Москва совершенно изменилась. Если бы не кое-какие старые здания, я бы не узнал этот город. Все другое - пространство, архитектура, машины и, главное, люди - они не испуганы. Тогда никто не заговорил бы с тобой, потому что все боялись. Так что Россия изменилась кардинально. Сейчас это современная, индустриальная, удивительная страна.

- Это ваша первая выставка в России. Каковы ваши впечатления от открытия и ожидания от общения с аудиторией?

Я думаю, Москва сейчас ничем не отличается от любого европейского города. Я совсем чуть-чуть говорю по-русски, к сожалению (Джок учил русский язык во время службы в военно-морском флоте США - прим. ред ), но те, с кем мне удалось побеседовать, - интересные люди с прекрасным образованием - я думаю, в целом здесь уровень образованности выше, чем среди моих знакомых в США, потому что в России к учебе относятся очень серьезно, в то время как в Штатах это катастрофа.

- А о чем вы говорили с посетителями выставки?

Из-за языкового барьера мне удалось поговорить лишь с несколькими гостями на открытии выставки. Я познакомился с интересными художниками, фотографами, ко мне подходили люди, которые хотели поговорить о технических особенностях съемки, - это случается из раза в раз, но я не нахожу ничего интересного в обсуждении технических моментов. Меня не интересует, как была сделана фотография, меня интересует, кто на ней изображен, что фотограф знает об этом человеке. Вообще выставка в Центре фотографии имени братьев Люмьер - большая честь для меня. Я не знаю частных галерей такого рода в Штатах.

- Расскажите, когда и как вы впервые начали снимать обнаженную натуру?

Впервые я стал снимать обнаженных людей в 1970 году, когда я закончил службу и поступил в колледж в Вермонте. В течение года я снимал своих однокурсниц по колледжу. Но это скорее была игра гормонов, чем осмысленная съемка.

- А когда она стала осмысленной?

Есть один важный момент: в нашей семье я был одним из пяти мальчиков, сестер у нас не было, и в возрасте восьми лет меня отправили в интернат, а после учебного года - в летний лагерь. С тех пор я никогда уже не возвращался домой к семье, год проходил в интернате, а лето в лагере, и так много лет, мои родители вообще не интересовались детьми. И интернат, и лагерь были для мальчиков. Затем я отправился на военную службу, где кругом тоже были одни мужчины. И когда я наконец поступил в колледж и обнаружил там женщин, я был счастлив. Но больше всего потому, что понял: женщины говорят о том, что мне интересно. Мне не нравилось беседовать о спорте или автомобилях, не нравилось, когда мужчины обсуждали женское тело, мол, смотри, какая у нее грудь, - для меня это пошлость. Женщины же говорили на близкие мне темы - о чувствах, отношениях. Один нью-йоркский критик написал, что видит во мне сильное женское начало, и я думаю, он прав. Однажды я перестал фотографировать обнаженную натуру - после трехдневного семинара, посвященного феминизму. Я служил в армии, до этого учился в интернате для мальчиков, и о феминизме не знал ничего. И этот семинар очень сильно изменил мое отношение к женщинам. Я понял, что снимки обнаженных девушек, которые я делал, объективировали их, а это совсем не то, чем мне хотелось заниматься. И перестал снимать ню - на целых 10 лет.

Потом я переехал в Калифорнию. Мой брат жил в горах неподалеку от коммуны хиппи. Он посоветовал мне съездить туда, и я согласился, потому что хотел сделать интересные портреты, хотел увидеть красивые лица. Был январь, и та коммуна находилась высоко в горах, поэтому повсюду был снег. Приехав на место, я увидел 80 обнаженных человек, которые принимали сауну - знаете, когда на раскаленные камни наливают воду, от них идет пар, а сверху на деревьях развешиваются одеяла, это традиционный способ, их этому научили американские индейцы. Они выглядели как демоны! В тот день я снимал их и сделал фотографию девушки, которая сидела на крыльце, она была обнажена, ее кожа была снежно-белой, она была абсолютно расслаблена и совершенно не стыдилась своего тела - как и все остальные. Тогда я впервые увидел отсутствие смущения, эти люди чувствовали себя без одежды спокойно и непринужденно, они жили в своих телах. То, что я увидел, изменило мою жизнь.

Ваши работы часто называют провокационными, вас критикуют за то, что вы снимаете обнаженных детей и девушек, находя в этом сексуальный подтекст. Вы же, напротив, говорите о том, что не хотите превращать моделей в сексуальные объекты. Что должен сделать фотограф, как он должен снимать ню, чтобы избежать этой объективации?

У меня на этот вопрос есть два ответа. Во-первых, я не несу ответственности за то, что думают другие люди. Для одного человека, например, туфли эротичны, для другого нет. Я вот туфли сексуальными не считаю, я их терпеть не могу (Смеется .). Я не несу ответственности за мысли других людей, но я ответственен перед моими моделями. Есть три способа снимать. Первый - когда фотограф вредит модели. Когда нарушаются ее личные границы, когда она попадает в неловкое положение. Очевидно, так мы делать не должны никогда. Второй - вы просто снимаете людей на дне рождения или еще где-нибудь. Это ничего не значит, всем участникам процесса все равно. И третий способ - когда ты фотографируешь модель и разговариваешь с ней, и этот опыт становится для нее позитивным: она чувствует себя красивее, увереннее, сильнее. Очень важно разговаривать с моделью, делиться тем, что ты чувствуешь. Процесс съемки должен быть для человека приятным - этого принципа я строго придерживаюсь. Если я понимаю, что модель не получает от съемки такого же удовольствия, как я, я не буду фотографировать. Мои проекты рассчитаны на долгий срок, я фотографирую людей в течение двадцати лет, и я не имею права расстроить их даже единожды. Как-то антрополог интервьюировала моих моделей, которых я снимал еще детьми, а теперь они уже имеют свои семьи. Она спрашивала их о впечатлениях от работы со мной, хотела найти между ними что-то общее. И все они отвечали, что им понравилось, что я не просил их ни о чем во время съемки, не просил как-то меняться. Я не просил их улыбаться или принять определенную позу. Я просто снимал их в их естественном состоянии. Если они были одеты, я никогда не просил их раздеться. Часто они раздевались сами, потому что им так хотелось, они чувствовали себя красивыми. Я снимал членов самой большой в мире коммуны нудистов в Монталиве, для них это было абсолютно естественным. Я всегда говорил моделям, какие они удивительные, - и был искренен, я действительно ими восхищался.

Что вы чувствовали, когда вам порой приходилось сталкиваться с непониманием со стороны коллег, публики, галеристов - и даже проблемами с полицией и ФБР?

Это было страшно. Пострадал не только я, но и многие другие художники, рэперы, которых преследовали за тексты их песен, другие фотографы, снимавшие ню. В 1990-е христианские правые пытались изменить Америку. Если бы я проиграл дело хотя бы в одном штате, минимальный тюремный срок составил бы десять лет. Это было по-настоящему страшно и длилось два года. Вначале я боялся, а потом разозлился. Понял, что надо защищаться, что мой голос должен звучать громко. С тех пор я очень люблю публичные выступления.

Что бы вы могли посоветовать фотографам - особенно начинающим, которые на своем пути тоже сталкиваются с непониманием, резкой критикой, цензурой?

Если вы делаете что-то смелое, неоднозначное, это всегда опасно. Мне повезло, потому что я уже был известен. Если бы меня посадили, это вызвало бы волну недовольства. Но дело даже не в этом: мне повезло, что решение по моему делу выносил суд присяжных. Они изучали мои фотографии, слушали меня, и в итоге признали невиновным. ФБР опросило каждого, кого я когда-либо фотографировал. Все они отвечали, что я их друг. И даже обвинитель пожаловался моему адвокату, что возле здания суда постоянно собираются люди, чтобы выразить мне поддержку. Российские художники тоже рискуют - вспомним Pussy Riot. Они нам очень нравятся, и мы возмущены тем, что с ними случилось. Они рискуют гораздо сильнее, чем я. В России всегда были очень смелые художники, которые противостояли системе, - и многие из них исчезли. В США сейчас более безопасно, но христианские правые до сих пор имеют большое влияние. И нас это очень пугает, потому что эту силу нельзя назвать разумной - это возвращение в Средневековье. Кажется, я так и не смог дать никаких полезных советов...

- Над чем вы работаете сейчас?

Вы видели мой снимок, на котором мать обнимает дочь?

- Да, это, пожалуй, моя любимая работа на выставке.

Я сделал ее четыре года назад. Помню, мне так хотелось скорее ее проявить. Я много снимаю матерей с дочерьми, меня интересует тема этих отношений - во многом, думаю, потому, что у меня самого две дочери, и они растут очень быстро: кажется, что моей одиннадцатилетней дочке в следующем году исполнится тридцать. И я уже чувствую ностальгию, стал очень сентиментальным. Моя жизнь меняется, и с ней меняются сюжеты моих работ.

- Вы фотографируете своих дочерей?

Очень осторожно. И редко - обнаженными. Мы с женой боимся, что эти фотографии могут использовать против нас. Снимки, на которых они обнажены, я не показываю никому - пока им не исполнится восемнадцать. Мы до сих пор боимся властей.

Какова, по-вашему, роль художественной фотографии сегодня - когда благодаря смартфонам фотографом стал каждый?

Художественная фотография в большой беде. Десять лет назад мои работы выставлялись в 27 галереях в 11 странах, сегодня десяти из этих галерей уже не существует. Этому есть две причины. Восемь лет назад мировая экономика подверглась кризису, и это ударило по среднему классу, у которого больше нет денег покупать искусство. Вторая причина - это экраны смартфонов и компьютеров, которые заменяют людям искусство, потребность в искусстве. Телефоны - это чудовищная зависимость. Да-да, это ведь доказано учеными. Когда вы пролистываете страницы, видите новую фотографию друга или получаете «лайк», в вашем мозге происходит химическая реакция - вырабатывается эндорфин, по действию схожий с морфином. Поэтому мы часами сидим в «фейсбуке». В Штатах школьники старших классов проводят шесть с половиной часов в день, глядя в экраны смартфонов, - представьте, сколько вещей просто выпало из их жизни. Исчезла культура альбомов - а ведь их можно было сохранить навсегда, в отличие от снимков в телефоне. Многие издания увольняют фотографов, никто уже не заинтересован в качестве снимков. Фотография стала доступной. Apple ведь по сути - крупнейшая компания в мире, выпускающая камеры, и камеры в их смартфонах действительно очень хорошего качества. Но вам больше не нужно думать о свете, композиции - а когда не нужно думать, люди перестают это делать.

- Если бы у вас была возможность прожить жить заново, чему бы вы ее посвятили, занялись бы снова фотографией?

Мне очень нравится моя жизнь! Я бы не стал ничего менять. Я женат на прекрасной женщине, у меня двое необыкновенных детей, благодаря фотографии я приобрел много друзей и до сих пор поддерживаю связь почти с каждым из них. В детстве я чувствовал себя очень одиноким, но эту жажду общения я утолил с помощью фотографии. Когда я учился в колледже, мои однокурсники часто жаловались, что они не знают, что им делать, что снимать. Я всегда знал точно. Так что моя жизнь прекрасна. Разве что ФБР из нее можно было бы убрать.

Выставка Джока Стерджеса официально закрыта для просмотра 25 сентября 2016 года после проверки представителя Общественной палаты.

25 сентября представители организации «Офицеры России» заблокировали вход на выставку Джока Стёрджеса, которая с 8 сентября проходила в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве. Роскомнадзор признал работы фотографа порнографическими, из-за чего экспозицию и вовсе пришлось закрыть. Фотограф и журналист Ирина Попова объясняет, почему творчество Стёрджеса - это не порнография, а искусство.

Джок Стёрджес

Американский фотограф. На протяжении 40 лет фотографировал семьи своих друзей, живущих и отдыхающих на побережьях Калифорнии и юга Франции. Во второй половине 1990-х годов лидер Евангельской церкви Рэндалл Терри стал призывать к уничтожению фотоальбомов Джока Стёрджеса, Дэвида Гамильтона и Салли Манн, считая, что они оскорбляют чувства верующих. Против фотографа было возбуждено несколько уголовных дел, которые впоследствии закрыли. Работы Стёрджеса являются частью коллекций Метрополитен-музея в Нью-Йорке и Музея современного искусства во Франкфурте.

Да, его снова закрыли. Джока Стёрджеса, известного фотографа, «певца обнаженной натуры», не дали показать в «центре столице нашей Родины, в трех минутах от Кремля». Последний штамп я повторила из интервью с Антоном Цветковым, главой НКО «Офицеры России», специально чтобы отразить это ощущение неживой речи, отсутствия смыслов, а лишь повторения зазубренных формулировок, будто говорит механический органчик в голове градоначальника из известной повести Салтыкова-Щедрина.

Люди в форме стояли в ряд, блокируя вход на экспозицию. Зрелище напоминало кадры из рэкета 90-х. Действительно, в обход закона, постановлений и вообще какого-то вмешательства государственных органов какие-то люди из какой-то группировки подменяют собой власть, куда-то врываются, что-то штурмуют. Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

Человек, обливающий мочой объекты искусства, был одет в «пацанскую» кожаную куртку из 90-х, и весь внешний вид его был так чужд всему, что можно именовать прекрасным, что казалось, будто воюют две поистине враждебные силы.

В комментариях на странице самой галереи братьев Люмьер граждане усердствуют с употреблением лексики типа «порочность» и «аморально». Обнаженные подростки вызывают у них ужас, страх, непонимание и слепую ярость.

В Москве (где, по разным подсчетам, проживает от 12 до 20 миллионов человек), есть место всему — в том числе цветущему пороку и разврату. Можно позвонить по телефону и вызвать на дом, в гостиницу, в машину кого угодно и для чего угодно. С другой стороны, на пляже можно обозревать сколько угодно голых копошащихся в песке детей. То есть запретным является не сам «разврат», а переход его на территорию искусства, эстетизация того, о чем говорить страшно и неудобно. А именно о том, что все мы рождаемся облаченными в телесную оболочку.

Так почему же фотографии с изображением обнаженных детских тел — это шедевр? На то существует несколько причин.

Причина первая

Одной из функций искусства является разговор о прекрасном. С древних времен история визуального искусства была проникнута особым вниманием к обнаженной натуре. В культуре Древней Греции и Рима скульптуры идеальных или близких к идеальным тел, не исключая детей, носили поучительный характер: они представляли пример для подражания и услаждали глаз. Фотографии Стёрджеса в этом смысле в высшей степени прекрасны. В них совершенно все: и тела, и лица, и та обстановка, в которой эти люди живут. Они словно возвышенные существа на фоне природы, которые гораздо больше отрешены от физиологии, чем, например, жирные ангелочки на классических барочных полотнах.

Причина вторая

Эти изображения — гораздо больше, чем просто объекты. Здесь мы говорим не просто о «голых детях», а о том, как они изображены, а это не одно и то же. Это еще и камера-посредник, и стиль, и цветовая гамма, и даже структура зерна. Мастерством мы называем именно сочетание всех этих элементов: объектов и формы. И здесь мы видим отменное мастерство.

Маленький тест для людей, не посвященных в таинство фотографии. Попробуйте расслабить взгляд и полностью отрешиться от изображенных объектов. Минуту разглядывайте просто светлые и темные пятна, сочетания линий, движения композиции. Пускай эти пятна и линии заставляют взгляд путешествовать, как по географической карте, или превращаться в непосредственный эмоциональный танец. Если фото вызывает при этом ощущение магической гармонии, значит, речь идет о хорошей фотографии.

Причина третья

Пожалуй, главная отличительная черта работ Стёрджеса - в том, что у зрителя с открытыми глазами и умом они призваны расширять границы познания о мире. Они способны вызывать общественную дискуссию, и именно в этом их главный смысл. То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема. И, беря на себя удар морально-этических вояк, эти работы решают важную общественную задачу — определить значимость этой темы для современного мира.

То, что выставку с такими фотографиями закрывают, значит только то, что у общества есть непроработанная болезненная тема.

Слово «педофилия» оказалось фаворитом медийных заголовков всего несколько десятков лет назад. До этого детей в сексуальном ключе рассматривали только откровенные психи. Теперь при виде голых детей об этом думают практически все — появляется смутный всесторонний страх. При этом общественная мысль идет в совершенно противоположном направлении. Создавая подсознательный истерический страх перед любой детской телесностью, мы разрушаем сам феномен детства, где нагота не отягощена половой функцией, но является представителем всего того непосредственного, легкого, естественного, что связано с детством.

Получается, эти фотографии, призванные говорить о прекрасном, вскрывают затхлые гнойники общества, отражая все уродливые страхи, живущие в нас самих.

Ближе всего по духу к работам Джока Стёрджеса стоит Салли Манн, которая фотографировала собственных детей на лоне природы.