Город антиохия. Антиохия (античный город)

Мы начнем с сирийской Антиохии, которая считалась третьим по значимости городом Империи после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских путешествий Павла. Город этот находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. ее мужское население составляло 150-200 тысяч; мы вправе предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями. Подобно другим эллинистическим городам, город был разделен надвое широкой, украшенной колоннадами улицей. Это единственный известный нам древний город, имевший регулярную систему уличного освещения.

В Дафне, расположенной неподалеку, находилось святилище бога Аполлона, знаменитое своим злочестием. Жители Антиохии также снискали репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане» (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Врач Лука традиционно считается уроженцем этого города. Вполне возможно, что Евангелие от Матфея было написано в Антиохии.

Археологические раскопки Антиохии и ее порта Селевкии производились в 1931-1939 гг. Возможно, самым важным открытием стала находка сотен напольных мозаик, давших много ценной информации об искусстве и даже о языческих религиозных культах позднего римского и византийского периодов. В городе и пригородах были найдены останки более чем двадцати древних церквей, относящиеся к периоду не ранее IV в. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных» греков. Возможно, именно из них и вышло большинство новообращенных христиан. Тем не менее исследователям так и не удалось найти никаких следов еврейской колонии, кроме мраморного фрагмента с частью семисвечника (исключением в этом смысле является и надпись VI в., в которой, возможно, воспроизводится отрывок из Библии).

Самой знаменитой находкой, сделанной в этих местах, является так называемая «Антиохийская чаша». Об этой находке было объявлено в 1916 г. Она представляет собой простую серебряную чашу, внешнее обрамление которой украшено изображениями виноградной лозы и фигур Христа и апостолов. Было заявлено, что это Святой Грааль - чаша, которая была у Иисуса на Тайной Вечере, при этом предполагалось, что фигурки на внешнем обрамлении являются портретными изображениями, сделанными в I столетии. Впрочем, благодаря трудам ряда ученых было установлено, что чаша эта была изготовлена, скорее всего, в IV или V столетии и не имела никакого отношения к Тайной Вечере. Тем не менее не вызывает никаких сомнений то, что это один из самых замечательных образцов древнего христианского искусства [

Мы начнём с сирийской Антиохии, которая считалась третьим по значимости городом Империи после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских путешествий Павла. Город этот находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как её посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. её мужское население составляло 150-200 тысяч; мы вправе предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями. Подобно другим эллинистическим городам, город был разделён надвое широкой, украшенной колоннадами улицей. Это единственный известный нам древний город, имевший регулярную систему уличного освещения.

В Дафне, расположенной неподалёку, находилось святилище бога Аполлона, знаменитое своим злочестием. Жители Антиохии также снискали репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане» (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Врач Лука традиционно считается уроженцем этого города. Вполне возможно, что Евангелие от Матфея было написано в Антиохии.

Археологические раскопки Антиохии и её порта Селевкии производились в 1931-1939 гг. Возможно, самым важным открытием стала находка сотен напольных мозаик, давших много ценной информации об искусстве и даже о языческих религиозных культах позднего римского и византийского периодов. В городе и пригородах были найдены останки более чем двадцати древних церквей, относящиеся к периоду не ранее IV в. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных» греков. Возможно, именно из них и вышло большинство новообращённых христиан. Тем не менее исследователям так и не удалось найти никаких следов еврейской колонии, кроме мраморного фрагмента с частью семисвечника (исключением в этом смысле является и надпись VI в., в которой, возможно, воспроизводится отрывок из Библии).

Самой знаменитой находкой, сделанной в этих местах, является так называемая «Антиохийская чаша». Об этой находке было объявлено в 1916 г. Она представляет собой простую серебряную чашу, внешнее обрамление которой украшено изображениями виноградной лозы и фигур Христа и апостолов. Было заявлено, что это Святой Грааль - чаша, которая была у Иисуса на Тайной Вечере, при этом предполагалось, что фигурки на внешнем обрамлении являются портретными изображениями, сделанными в I столетии. Впрочем, благодаря трудам ряда учёных было установлено, что чаша эта была изготовлена, скорее всего, в IV или V столетии и не имела никакого отношения к Тайной Вечере. Тем не менее не вызывает никаких сомнений то, что это один из самых замечательных образцов древнего христианского искусства

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.
Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились селевкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.
Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.
К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.
Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.
В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.
При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Антиохия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Антиохии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.
Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.
Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.
В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.
После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпей. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.
Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Антиохии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.
В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.
В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.
В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.
Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.
Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.
Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.
К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.
Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.
Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.
В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).
Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.


Общая информация

Местонахождение : граница Ближнего Востока и Малой Азии, юго-восток современной Турции.
Административная принадлежность : иль (область) Хатай, Турция.
Дата основания : 300 г до н. э.

Современный населенный пункт : город Антакья - 216 960 чел. (2012 г.).

Языки : турецкий, арабский.

Религии : ислам (суннизм), алавизм, христианство.

Этнический состав : турки, арабы.
Денежная единица : турецкая лира.
Крупная река : Оронт.

Цифры

Удаленность : около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от города .
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус) : глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Климат и погода

Средиземноморский.

Средняя температура января : +7°С.

Средняя температура июля : +26°С.
Среднегодовое количество осадков : 1145 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Полезные ископаемые : зеленый мрамор.

Промышленность : пищевая, табачная и текстильная.
Торговый центр сельскохозяйственного района.
Традиционные ремесла : лавровое мыло, ковроткачество, изделия из кожи и шелка.

Сфера услуг : туристические, торговые, транспортные.

Достопримечательности

Природные : река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
Культурные : Хатайский археологический музей.
Исторические : римские постройки(городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента иля Хатай).
Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

Любопытные факты

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.
■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.
■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.
■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.
■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.
■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.
■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

Античный город Антиохию бесполезно искать на современной карте: на его месте давно стоит турецкая Антакья, в которой практически ничего не напоминает о славном прошлом этого великого города. Его создавали финикийцы, а славу ему принес Селевк I Никатор - один из верных полководцев самого Александра Македонского. Город стремительно разбогател, да так, что на протяжении долгих веков враги так и не сумели разрушить его окончательно. За них это сделали землетрясения.

Антиохия - античный город, некогда процветавший под покровительством богини Тихе. о нашего времени практически не сохранилась архитектура этого города, уцелевшие памятники, в том числе церковь Св. Петра (IV-V вв.), относятся к более позднему периоду.

ПОД ЗНАМЕНАМИ СЕЛЕВКИДОВ

Древняя Антиохия находилась на стратегически важном месте, контролируя торговые пути из Ближнего Востока в Малую Азию, и завладеть ею мечтали многие...

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.

Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились се-левкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.

Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.

К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.

Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.

В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.

При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Анти-охия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Анти-охии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.

Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.

Антиохия была одной из столиц государства Свлевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.

СТЕРТАЯ ПАМЯТЬ

В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.

После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпеи. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.

Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Анти-охии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.

В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.

В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.

В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.

Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.

Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.

Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.

К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.

Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.

Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.

В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).

Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.

■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.

■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пятьЛаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.

■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.

■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
■ Культурные: Хатайский археологический музей.
■ Исторические: римские постройки (городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента ил я Хатай).
■ Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

ЦИФРЫ

Удаленность: около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от Дамаска.
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус): глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Атлас. Целый мир в твоих руках №264

36°12′ с. ш. 36°09′ в. д. H G Я O

Антиохия на карте Турции

Из 16 древних городов под названием Антио́хия (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου , Антиохия-на-Дафне , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ , Антиохия Великая , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη ) в древней Сирии (совр. Антакья , на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. ).

Антиохия в древности

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов . Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) около 300 года до н. э. , во времена войн диадохов , после битвы при Ипсе .

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян. ). Позже Антиохия стали называть колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия . Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст . В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города административный центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесарийского , Иеронима Стридонского , Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии [ ] .

Под властью Византии

В IV-VII веках Антиохия входила в состав Византии . В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст . С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин . Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия (528 г. и др.). Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном . Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.

В составе халифата

В период арабского, византийского и франкского правления, кафедральным собором Антиохии был собор Св. Апостола Петра, также известный как "церковь Кассиана" или "Аль-Кусиан". Собор был местом интронизации и погребения антиохийских патриархов и франко-нормандских князей, хранилищем основных антиохийских реликвий (кафедры и цепей Апостола Петра, жезла св. Иоанна Златоуста, части главы Иоанна Предтечи), центром патриархии, патриаршей школы и патриаршего госпиталя. Другим почитаемым храмом была круглая церковь Пресвятой Богородицы, воздвигнутая Юстинианом I Великим в VI в. Эта церковь была столь почитаемой, что ее утварь и убранство не тронули даже турки-сельджуки (в 1084-1098 гг.). Так, богородичная церковь Юстиниана была единственным антиохийским храмом, представшим перед крестоносцами в своем исконном, византийском блеске . Все церкви были уничтожены мамлюками во время разорения города в мае 1268 г.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать Антиохию туркам-сельджукам . Однако в городе оставался византийский гарнизон и наместник. В 1076 году город переходит под власть Филарета Варажнуни . 12 декабря 1084 года город был захвачен Румским султаном Сулейманом ибн Кутлумышем (цитадель города сдалась месяц спустя). Затем Антиохия перешла под власть Мелик-шаха , который назначил туда своего наместника.

Антиохийское княжество

Стены Антиохии во времена крестоносцев

После долгой осады крестоносцы взяли Антиохию в 1098 году; но не передали город Византии, а основали здесь своё государство - Антиохийское княжество , существовавшее до 1268 года. Князем Антиохии стал