Городецкая роспись для детей - учимся рисовать.

Мастер-класс по рисованию городецкой росписи с применением шаблона. Картина "Кони".

Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №94" города Дзержинска Нижегородской области.
Описание: работу могут выполнить младшие школьники либо дошкольники с помощью взрослых. Мастер-класс заинтересует творческих людей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: послужит образцом рисунка на занятиях по изодеятельности, украшением интерьера.
Цель: создание картины "Кони".
Задачи: - учить рисовать городецких коней симметрично с использованием шаблона;
- закреплять навыки росписи цветочного городецкого орнамента;
- развивать творческие способности:
- воспитывать патриотические чувства, желание чаще соприкасаться с народными традициями.

Изображение коня, в городецкой росписи символизирует солнце и пожелание счастья.
Характер изображения животных всегда величав, торжествен. Если изображен конь, то это конь, горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива струящаяся водопадом.
Городецкий конь бежит – вся земля под ним дрожит…
Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Вот таких коней с растительным орнаментом, мы и будем рисовать с вами!

Материалы: лист бумаги А3; гуашь алая, рубиновая, охра, зелёная, белая, чёрная; акварельные краски; баночка для воды; простой карандаш; кусочек губки; кисти №1,№2,№5.


Покрываем, с помощью губки, лист гуашью цвета охра.


Теперь нам нужно нарисовать двух симметричных коней расположенных по бокам картины. Поставив такую задачу я столкнулась с проблемой, что у меня один конь получается (находящийся справа), а другой (находящийся слева) не получается зеркально симметричным... Тогда я вырезала свой карандашный эскиз и положила коня другой поверхностью на противоположную сторону рисунка.


Имея незначительные художественные способности трудно нарисовать красивого, пропорционального коня. Поэтому предлагаю, всем желающим, воспользоваться данным шаблоном, по моему эскизу.


Закрашиваем коней чёрной гуашью.


Для более ровного выполнения цветочного орнамента, а именно, рисования розы, купавок и ромашек, воспользуемся круглыми формами баночки для воды и баночки с гуашью.




Закрашиваем нарисованные круги.


В нижней части нашего цветочного орнамента распишем розан и две ромашки. В центре нарисуем купавку.



Дополним цветочный орнамент листиками.


Чтобы картина заиграла новыми красками, дополним её, новыми для нас цветами - колокольчиками.


Теперь приступим к рисованию сбруи коней.


Затем белой "оживкой" делаем наших коней грациозными и придаём им объём.


На листиках рисуем прожилки соответствующих цветов


Расписываем голубые колокольчики, бутоны и купавки синей и белой акварелью.


Теперь наносим чёрную "оживку" на листики.


Наша картина картина почти готова, осталось нарисовать уздечки.


Оформляем картину рамочкой и вешаем на стену.


Аналогичную картину можно нарисовать и с петухами. Она принесёт в Ваш дом тепло и уют, неповторимую самобытность. Спасибо за внимание!

Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.

Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров

Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.

Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.

Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.

В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.

Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.

Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.

Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.

Этапы выполнения цветов.

Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.

Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.

Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.

Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.

Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.


Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых »

Факультет:

Институт искусств и художественного образования

Реферат на тему:

Городецкая роспись по дереву.

Работу выполнила

Студентка группы Хгг-112

Илларионова Наталья.

Научный руководитель

Варцава Р.М.

Г. Владимир 2012г.

    История городецкой росписи.

    Техника городецких мастеров

    Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи

    Композиция в городецкой росписи

    Список литературы

    Иллюстрации.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположен¬ных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецая. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец - дочери, муж - жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным. Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Техника городецких мастеров

Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Требуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска - киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис. 1). Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую - с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной.

Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3). Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент". Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент.Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, выполняют без предварительного нанесения контура рисунка. Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью - флейц или беличья № 3. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться. Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания. Бутоны (рис. 7) - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки. Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали. Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от поверхности, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли. Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.

После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки. Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь- символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.

Городецкая птица


М. Ильченко, С. Мишин
Методическое пособие по
городецкой росписи


Роспись, которая сейчас называется городецкой, родилась в Поволжье на берегах чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.

Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но оттого что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

В наши дни наследие старых мастеров не умерло: их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «городецкая роспись» в г. Городце. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В. Было время, городецкая роспись едва не погибла, но нашлись добрые и талантливые люди, возродившие ее, и художницы, которых я назвала, в их числе. Они - наша национальная гордость.

В этом пособии я расскажу вам об элементах, сюжетах и приемах городецкой росписи. Это будут самые простые, азбучные истины, но их надо хорошо усвоить и не нарушать, когда приступите к росписи.


Городецкая роспись, как уже упоминалось, - это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге. Впоследствии, когда вы овладеете простейшими приемами городецкой росписи, будет рассказано, как подготовить деревянные поверхности под роспись, как их расписывать и покрывать лаком.

Ну, а теперь запаситесь бумагой, краской и кистями.

БУМАГА нужна белая из альбома по рисованию, ватман или полуватман. Для первых тренировок в росписи можно взять бумагу и похуже: потом ведь вы все равно выбросите неудачные рисунки, а удачные старательно перерисуете в альбом с хорошей бумагой.

КРАСКИ. Городецкие мастера пишут свои работы масляными красками. А мы с вами будем выполнять роспись гуашью.

Из школьного набора гуаши (12 цветов) возьмите всего восемь красок: черную, белую, алую, краплак (вишневую), кобальт синий светлый (ярко-голубую), а также желтую, окись хрома (темно-зеленую) и охру красную.

Первыми пятью красками вы будете пользоваться прямо из баночек, а три последние для городецкой росписи не годятся, их нужно будет намешать друг с другом, чтобы получить гамму красок, напоминающую городецкую. Подробно об этом рассказано дальше. Кстати, необходима еще одна краска - киноварь. Это краска ярко-красного цвета, но в наборе гуашевых красок ее не бывает. Хотя эта краска дорогая, без нее не сделать хорошей росписи, поэтому вам придется ее купить в художественном салоне.

КИСТИ. Для росписи желательно иметь хотя бы три кисти: беличью художественную (N2 или N3), колонковую художественную (N1 или N2) и флейц (N2 или N3) - эта плоская кисточка из мягкого волоса используется для подмалевка, наведения рамок и т.п.


Мы с вами уже условились, что будем осуществлять свою городецкую роспись гуашевыми красками. Проделайте несложный эксперимент. Возьмите листок бумаги и нанесите на него по одному мазку краски из каждой баночки гуаши, которые имеются в наборе. Теперь оглядите критически получившуюся палитру гуашевых красок. Не правда ли, получилась унылая гамма? Нечего и мечтать сделать приличную роспись «под городец», используя только эти цвета. Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам придется немного повозиться над смешиванием красок. Мы должны из набора гуаши получить пока что три новых краски: светло-голубую, светло-розовую и городецкую зеленую (т.е. зеленую с теплым «болотным» оттенком). Итак, начинаем перемешивать. Возьмите две чистых баночки из-под гуаши. В обе баночки положите по пол-ложки белой краски (белила цинковые) и добавьте в одну баночку немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска), а в другую - немного киновари. Правда, киновари может не оказаться, тогда придется обойтись тем, что есть в наборе гуаши - алой краской. Хорошенько размешайте. Если краски густоватые, подлейте по 2-3 капельки воды. Опять размешайте. Получились две новые краски: нежно-голубая и нежно-розовая. Но мы будем называть их так: голубой разбел и розовый разбел.

Проследите, чтобы при намешивании этих разбелов кисти, краски и баночки были совершенно чистыми, тогда и разбелы получатся яркими, чистыми, светоносными. Очень часто случается, что при намешивании розового разбела к белой краске, добавляют не алую, а краплак, и тогда разбел нежно розового цвета не получается, а выходит синюшная краска, которой прилично рисовать разве что утопленника. Но поскольку мы этого делать не собираемся, то неудачный разбел придется выбросить и намешать новый, уже с добавлением алой (а лучше, как я говорила, киновари).

Теперь, если разбелы ваши получились хорошими, закройте их плотно крышками и поставьте в свой набор гуаши. Вы будете ими пользоваться постоянно.


Кроме этих двух разбелов нам надо намешать Городецкую зеленую краску, которой делают подмалевки листьев. Вспомните, когда я говорила, какие краски из набора гуаши мы будем использовать для своей росписи «под городец», я называла пять красок: черную, белую, алую, краплак и кобальт синий. Это те цвета, которые будем использовать в росписи без намешивания.

Эти три краски я выделила в особую группу, потому что они в росписи не используются, но из них намешиваются новые оттенки красок, характерные для Городецкой росписи. Я расскажу, пока что только об одной, которая получается смешиванием этих трех красок. Итак, опять берем пустую баночку из-под гуаши. Кладем в нее пол-ложки желтой гуаши, добавляем капельку красной охры и немного окиси хрома (темно-зеленой краски); перемешиваем, пробуем на листке бумаги - должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной. Закройте баночку плотной крышкой и следите, чтобы она не пересыхала. Если она станет гуще, чем вам нужно, подливайте в нее понемногу воды. Поставьте баночку с этой краской в ваш набор. Так же, как и разбелы, она будет необходима вам в работе.

Еще одно замечание. Понятно, что у всех, кто станет намешивать краску, получатся очень различающиеся оттенки городецкой зеленой , поэтому, изменяя количество составляющих красок, получите тот оттенок городецкой зеленой, который больше всего нравится вам. Это будет ваша городецкая зеленая . И все-таки есть общий для всех совет: желтой берите побольше, а зеленой - поменьше, от этого городецкая зеленая будет легче, воздушней, и на ней будут хорошо смотреться черные оживки. Если уж вы намешали краску темноватую, то оживки на ней могут быть и желтыми.


Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы - в три этапа.

Для подмалевка используются широкие плоские кисти - флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком - хвосты птиц, голубым и розовым - подмалевки цветов, а зеленым - крылья птиц и листья.

Выполнение подмалевка - простой малярный прием, он доступен даже пятилетним детям. По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап - оживки. Оживки делаются белой краской. Но для оживок нужны уже и другие кисти, и другие приемы росписи.

Для оживок - кисти нужны художественные. И выполнение оживок - это уже не малярный прием, а художественный, и, чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово - оживки ! И точно! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Только не подумайте, что, как только вы макнули художественную кисть в белую краску, вы вправе рассыпать белые точки с щедростью, с которой сыплют пшено курам. Новичкам, между прочим, так нравится ставить во множестве эти белые точки, что не успеешь оглянуться, как они уже залепят ими всю работу. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в чувстве меры - истинное благо».

Вот уж золотые слова! В меру должно быть оживок, тогда только они сказочно красивы, а переборщишь - и вся прелесть работы исчезнет, словно снегом залепит. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.

Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Как они выполняются, будет подробно рассказано позже. Главное, запомните, что, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

Теперь, когда мы познакомились с тем, что изображается в городецкой росписи, и с помощью каких красок и кистей это можно выполнить, поговорим подробно о различных элементах этой росписи. И начинайте уже сами (одновременно с чтением текста) изображать на бумаге все, о чем будет рассказано в последующих главах.


Городецкая роспись происходит от иконы, и, так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья.

Посмотрите на городецких птиц - у них всегда толстый животик. В моей долгой практике преподавания я встречала немало людей, которым не нравилась именно эта особенность городецкой птицы. Многие, начинающие пробовать свои силы в городецкой росписи, пытаются «улучшить фигуру» городецкой птицы, утоньшая ее туловище. От этой грубой ошибки я и хочу вас уберечь. Такой абрис птицы - традиция, и пытаться бездумно изменить ее - все равно, что лишить смысла древний символический образ. Кто-то из вас скажет: «Подумаешь, какое преступление! Я всего-то и хотел сделать птичку потоньше - так она даже изящнее».

Но вспомните, птица - символ семейного счастья. Возможно этот «неэстетичный» (по мнению иных) животик как раз и символизирует зарождение новой жизни и является залогом семейного счастья!

Не знаю, правильно ли разгадан мною замысел наших простодушно-мудрых предков в отношении птицы, но вас я просто призываю уважать традицию и рисовать птиц таких, какими их рисовали тысячи художников до вас.

Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди (синусоида), хвост - в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище - черное, хвост - вишневый (краплак), крыло зеленое.

Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и краплак, а городецкая зеленая - намешивается.

Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок - это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки.

На рисунке 1 показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской - с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.


Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу животика.

Капельки делаются методом примакивания, известным современным детям еще с детского сада, где их учат этому приему. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно
прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли.

Как ставятся точки, проще понять, чем объяснить.

О том, как выполнять дуги, подробно рассказано в разделе этой методики «Цветы - символ здоровья».

Советую начать рисовать птицу традиционной расцветки. Позже вы, конечно, перепробуете и другие варианты раскраски Городецких птиц. И все-таки сами со временем придете к выводу, что сочетание, которое я назвала традиционным, - самое удачное из всех.


Вы слыхали такое слово - «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник». Теперь-то времена изменились. Вот у меня уйма знакомых, и ни у одного из них нет лошади! И у меня нет. И тем не менее никто про нас не говорит, что мы «безлошадники». У иных даже машины есть...

А вот в старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...

Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб - очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу.

А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный .

Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь - черный с белыми оживками, седло и сбруя - красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.

Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя - круто согнута в коленке перед грудью.


Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вам я советую вначале нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской (рис. 2а), потом - коня - черной (рис. 2б), а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек (рис. 2в).



Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; «сытым», как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный.

Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.


Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Для хорошего овладения городецкой росписью достаточно уметь рисовать всего четыре цветка. Впоследствии будет рассказано особо еще об одном цветке, самом красивом, но без которого прекрасно можно обойтись, не в ущерб качеству росписи.

Итак, поучимся сперва изображать всего четыре цветка. Они рисуются в три этапа:

  • подмалевок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.
Новичкам, я считаю, целесообразно начинать рисование этих цветков сразу со второго этапа.

Итак, приготовьте бумагу, карандаш, одну художественную кисть и пока лишь одну краску из набора гуаши - краплак. И с Богом!

Нарисуем карандашом на листе бумаги в ряд четыре кружочка: первый - поменьше, остальные одинаковые (см. рис. 3).


С помощью кисти и вишневой краски (краплак) нарисуем в каждом из этих кружочков круглое цветное пятно; на двух первых - сбоку, а на двух других - посередине (рис. 3). Давайте для удобства в дальнейшем называть это пятнышко носиком. Теперь дорисуем эти четыре цветка той же краской (краплак).

На первом кружочке рисуем дугу . Для этого, держа кисть в пальцах отвесно (перпендикулярно листу бумаги), начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией. Получается красивая дуга в форме молодого месяца (рис. 3а).

На втором кружочке рисуем такую же дугу, но теперь не по краю, а внутри кружочка. А по краю его - округлые лепестки по форме в точности такие же, как и дуга, только меньшего размера. Получился цветок чем-то напоминающий розу (рис.3б).

На третьем круге лепестки нарисуем по краю окружности (рис. 3в).

На четвертом круге дорисовываем капельки методом примакивания. Они располагаются по радиусу вокруг носика, нарисованного в центре (рис. 3г).

Вот теперь сравните свои цветочки с теми, что на рисунке... И если они похожи, поздравляю вас от всего сердца: вы справились едва ли не с самой сложной частью городецкой росписи!

Конечно, цветы всегда рисуют на цветных кружочках, но на первых порах цвет вас будет только отвлекать от правильного «написания» этих очень важных элементов росписи.

Если получились цветы не очень хорошие, потренируйтесь, пока не научитесь рисовать их с легкостью.

Следите, чтобы все дуги были округлы и выпуклы, как надутые ветром паруса, чтобы носики у третьего и четвертого цветков были достаточно крупные (не меньше, чем в 1/3 диаметра круга, в котором они размещены).

Теперь договоримся о терминологии. Удобнее будет дать название этим четырем цветкам:

  • бутон (рис. 3а);
  • роза (рис. 3б);
  • розан (рис. 3в);
  • ромашка (рис. 3г).
Предупреждаю, что в других источниках эти же цветы могут быть названы по другому. Но мы начинали осваивать городецкую роспись до появления каких-либо методик, а когда я с детьми поехала в Городец и на фабрике «Городецкая роспись» спросила у мастериц-художниц, как они называют эти цветы, выяснилось, что они их не называют никак. Одна художница так и сказала: «А че их называть? Я их рисую и все».

И пришлось нам самим назвать эти цветы. Поэтому вы можете их назвать так же, как называем их мы в своем рабочем коллективе, или переименовать по-своему. Согласитесь, что это не существенно. Как в народе говорят: «Хоть горшком назови, только в печь не сажай».

Второй этап (наведение лепестков) мы уже, я надеюсь, освоили, а теперь начнем с первого этапа (подмалевка).

Поговорим о том, какого цвета будут цветы, которые мы научились рисовать.

Пока мы будем все цветы рисовать только розовыми и голубыми. Розовых цветков в росписи много, а голубых - мало. Их может быть не больше одной четверти от общего количества цветков, или еще меньше, или даже вовсе может не быть в городецкой росписи. Но об этом будет рассказано во второй части этого пособия.

Так вот что интересно: городецкие цветы всегда рисуются на цветных кружочках. Когда начинают расписывать работу, вначале рисуют только цветные кружочки (это, собственно, и есть подмалевок). Почему же так? Неужели без кружочков не могли бы сделать городецкую роспись даже большие мастера?

Смогли бы, конечно. Но такова традиция.

Видите, до чего простодушна и бесхитростна эта крестьянская роспись, что в ней не делается никакого секрета из способа рисования их роскошных цветков и даже на работах прославленных мастеров Городца эти четыре цветка всегда рисуют на цветных кружочках. Вот оказывается, чтобы создавать немыслимо пышные и красивые городецкие композиции, достаточно уметь изображать всего четыре цветка, о которых здесь рассказано, а впечатление об огромном количестве этих цветков создается только благодаря их окраске - красные, розовые, голубые, синие, охристые, коричневые, вишневые и даже черные.

Не бывают цветы только оранжевыми, желтыми и фиолетовыми.

Итак, снова рисуем те же четыре кружочка, с которых мы начинали учиться изображать городецкие цветы.

Любой из четырех кружков закрасим голубым разбелом, а остальные три - розовым разбелом.

Теперь на этих подмалевках нарисуем те же цветы, что и на рисунке 3.

Советую эти цветы очень старательно зарисовать в своем альбоме - они войдут в ваш атлас городецких элементов. Обратите внимание на то, что на голубом кружочке лепестки и носик цветка наводим кобальтом синим, а розовые подмалевки расписываем красной краской .

Вот так же и вы будете расписывать: ярко-синим по голубому и красным по розовому.

Теперь перейдем к третьему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью художественной кисточки N2 и N3.

Кончик кисти осторожно обмакивают в белую гуашь и украшают цветки точками и упругими штрихами.

Первым делом ставят белую точку в центре всех носиков, потом окантовывают точками носики у розанов и ромашек, а носики бутона и розы обводят белой дугой (как рисуется такая дуга, уже объяснялось).

А затем совсем уж изящными штрихами заканчивают оживки на розе (те, которые расположены по «меридианам»).

Все! Цветы мы научились писать! Мой вам совет - делать оживки на цветах только такие, какие указаны на рисунке.

Это - традиция. А традицию надо уважать .


Городецкие цветы всегда окружены множеством листьев. Городецкий листок прост и незатейлив по форме: контуром он напоминает семечко тыквы, но эффектность роскошных городецких гирлянд во многом зависит именно от листочков.

Листья закрашивают городецкой зеленой краской.

Если сравнить старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве исполнения: мастера нашего времени очень преуспели в виртуозности написания элементов городецкой росписи, а вот форма листочков изменилась мало. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: прежде они были обращены к цветам широким концом, а теперь наоборот - узким. Я думаю, что это связано с тем, что прежде листочки свободно «витали» вблизи цветов, а теперь в современной росписи, листья компонуются группами в форме веера, а это можно сделать, только сильно утончив один конец листа.

Уже упоминалось, что проще изобразить городецкий листок в виде тыквенного семечка. А вот более сложный листок советую написать так: проведите кистью плавную дугу и соедините концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы листок с одного конца оставался широким (см. рис. 4).