Игры для занятий-тренировок по физкультуре для детей начальной школы. Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников

«Меткий футболист»

В начерченный на земле круг кладут мяч, в 6 шагах от которого за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

«Точный расчет»

Для каждой команды на земле чертят круг диаметром 40—60 см. В него с завязанными глазами становится играющий команды. Его задача, выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

«Хлопни по шару»

К опоре привязывают хорошо надутый шарик для каждой команды разного цвета на расстоянии не менее 2 шагов. В 8—10 шагах от своего шарика становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и ударить по нему палкой.

«Два капитана»

Играют две команды. Команды стоят в окружностях, начерченных мелом в противоположных концах площадки. Правила игры те же, что и в баскетболе, только команды кидают мяч не в сетки, а каждая своему капитану. Он должен поймать его. В этом случае команда получает 1 балл. Игра идет до 15 баллов.

«Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Скакалка-подсекалка» («Рыбаки и рыбки»)

Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают в тот момент, когда ручка скакалки под ногами. Тот, кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.

Другой вариант игры предусматривает смену водящего каждый раз, когда кто-либо из стоящих по кругу заденет ее ногой.

«Стой!»

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

«Живая цель»

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом. По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Игры для занятий-тренировок в зимний период

«Снежками в круг»

Соревнуются в меткости две команды по 6—8 человек. Они располагаются за общей чертой на расстоянии 5—8 м от глухой стены, забора или деревянного щита, где напротив каждой команды чертят круг диаметром 0,5 м. Команды группируются произвольно. Несколько минут отводится игрокам для подготовки снежков. По сигналу каждая команда начинает бросать снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свой круг. Побеждает команда, игроки которой сделают это быстрее.

«Живые мишени»

Две команды строятся шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 10—12 шагов. Каждый участник предстоящей перестрелки очерчивает себя кругом радиуса 0,5 м. Руководитель игры становится сбоку между шеренгами. По его сигналу «Первый, начинай!» первый номер одной из команд делает снежок и бросает его в игрока, стоящего напротив. При этом бросающий не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать), но не выходит из круга. Затем подается новая команда: «Первый, отвечай!» Теперь уже игрок другой команды бросает ответный снежок.

Когда все игроки бросят по одному разу снежки друг в друга, судья подсчитывает число попаданий. За каждое попадание команде засчитывается 1 балл. После трех туров подсчитывается общее число баллов, набранное командами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

«На санках с пересадкой»

Команды (7—8 человек) строятся в колонну по одному за общей линией старта. Перед каждой из них — отмеченная цветной бумагой или флажками дорожка шириной 3—4 м. В конце дорожки стоит поворотный знак: флажок, ком снега. Направляющие держат за веревку санки, на которых сидит очередной игрок команды. По сигналу санный экипаж отправляется в путь. Участники едут до поворотной стойки, огибают ее и возвращаются назад. Затем они объезжают свою команду (против часовой стрелки) и тот, кто вез санки, остается в конце колонны, второй игрок встает с санок, чтобы отправиться в путь с санками, на которых занял место очередной (стоящий впереди) игрок его команды. Выигрывает команда, чьи игроки раньше побывали в роли как ездового, так и седока.

«Компас»

На земле рисуют круг диаметром 2—3 м. На расстоянии примерно 3 м от окружности пишут (отмечают) стороны света, сверяя с компасом: С (север), Ю (юг), 3 (запад) и В (восток). Играющие становятся спиной к центру и слушают команду руководителя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» Услышав, к примеру, команду «Север!», все должны повернуться в сторону севера. Игроки, стоявшие лицом к югу, поворачиваются на 180°, другим достаточно сделать пол-оборота направо или налево.

Подают различные команды, и играющие принимают соответствующие положения. Тот, кто ошибся (повернулся не в ту сторону), получает штрафной балл. Победителем оказывается набравший наименьшее число штрафных баллов.

В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора. Какие игры для младшего школьного возраста могут быть организованы в небольшом пространстве?

Игра 1 - Пионер, дай смену

Игра организовывается для детей в коридоре школы. Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.

Игра 2 - Третий лишний

Игра для младшего школьного возраста годится и для детей среднего возраста, и даже для старшеклассников. Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом.

Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.

Игра 3 - Платочек

Эта детская игра популярна в детском саду. Но приносит массу удовольствия играющим младшего школьного возраста. Дети становятся в круг и присаживаются на корточки (при желании, можно стоять). Ведущий берёт предмет (кубик, платок, небольшой портфель) и идёт с ним по кругу, повторяя песенку: «Я несу, несу платочек под малиновый кусточек». При этом он старается незаметно оставить предмет сзади чьей-то спины. Если ему удалось, и он, оставив «платочек» на полу сзади ребёнка, прошёл круг и опять пришёл к оставленному предмету, то зевака становится водящим. Каждый ребёнок в круге старается быть внимательным и заметить, когда за спиной появится предмет. Если он заметил, он встаёт, берёт «платочек» в руки и догоняет водящего.

Игра 4 - Панас

Игра организовывается на переменах в коридоре. Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков.

Подвижные игры в классе

Подвижные игры для небольшого пространства востребованы в тех случаях, когда коридор небольшой и разгуляться в нём негде. Наиболее интересные игры имеют глубокую историю, и часто использовались в качестве обрядовых танцев во время народных гуляний.

Игра 5 - Ручеёк

Популярная игра на перемене, поскольку не организовывает активного движения и не является травматичной. Интересна детям разного возраста.

Дети строятся парами друг за другом. Каждая пара соединяет руки, поднимает их вверх. Образуется коридор. По живому коридору проходит ученик и выбирает себе пару. Тот, кого он выбрал, идёт за ним, они выходят их коридора и становятся первой парой. Оставшийся без пары идёт к последней паре и входит в живой коридор, выбирая себе нового партнёра.

Игра 6 - Ниточка с иголочкой

Игра может быть организована даже в помещении небольшого класса. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Первый ученик – иголочка, все остальные - ниточка. Иголочка передвигается по классу, все остальные играющие повторяют за ним передвижения: проходят между партами, переступают стулья, обходят вокруг стола учителя.

Игра 7 - Путаница

Также представляет подвижные игры для детей на минимальном пространстве. Водящий выходит из класса, дети становятся в круг и берутся за руки. Дальше они запутывают свой круг, переступают друг через друга или пролазят под соединёнными руками соседей. Единственное важное условие – руки не должны расцепляться. Образуется путаница. Когда запутываться дальше некуда, зовут водящего. «Бабка, бабка, нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Водящий возвращается в класс и пытается разобрать путаницу, указывает играющим, куда им переступать и как поворачиваться. Если нитка разорвалась, игра начинается заново.

Игра 8 - Петушки

Эта игра требует ловкости. Для игры выбираются два ребенка. На полу рисуют окружность. Играющие становятся внутрь линии, каждый сгибает в колене любую ногу и удерживают её рукой. В таком положении (на одной ноге) дети пытаются грудью вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает тот, кто остался внутри нарисованной окружности.

Подвижные игры для детей на площадке школы

Самые популярные подвижные уличные игры для младших школьников, в которые можно играть на перемене – это прыжки на скакалке, на резиночке и в классики (обычно прыгают девочки).

Старинная игра в городки больше популярна у мальчиков. В «городках» из деревянных чурбачков складывают фигуры (ворота, пушка, колодец, стрела). Фигуры размещают в нарисованном на земле квадрате. На расстоянии нескольких метров обозначают линию кона, с которой сбивают фигуры деревянной битой. Соревноваться в меткости можно индивидуально или командами.

Для чего нужны подвижные игры

Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Это чревато развитием хронических заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» не просто красивая фраза. Оно выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга.

Что дают подвижные игры на переменах:

  1. восполняют необходимую двигательную нагрузку;
  2. активизируют кровоток по всему организму, предупреждая застойные явления и развитие заболеваний;
  3. дают отдых мыслительной деятельности мозга, переключают внимание;
  4. стимулируют развитие ловкости и физической силы;
  5. дают заряд положительных эмоций и создают хорошее настроение.

Любовь к играм сохраняются и во взрослом возрасте. Футбол, волейбол и настольный теннис помогают взрослым сохранить ловкость и молодость.

Ребенок семи лет и дети младших классов уже много знают и применяют в своей жизни, но дополнительное обучение, закрепление пройденного материала в виде развивающей игры всегда полезно и увлекательно.

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста помогают концентрировать внимание, включать мышление и развивать память.

Развивающие игры для младшего школьного возраста

Анаграммы

Поиск цифр и букв

Попробуйте также потренироваться в поиске букв . Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение . Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел .

Пятнашки

3 назад

Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.

В этой игре даны карточки с цифрами надо запомнить, последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.

2 назад

Игра «Номер 2 назад» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить всю последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей, на экране.

На экране показаны карточки с цифрами, вам надо запомнить, цифры предыдущих карточек и сравнить их с карточками, которые сейчас на экране. Если карточки совпадают, то ответьте «да», если карточки не совпадают, то ответьте «нет».

Если вы три раза ответили неправильно, игра заканчивается, если ответили правильно, продолжаете играть.

Копилка

Игра «Копилка» развивает мышление и память. Главная суть игры выбрать, в какой копилке больше денег.

В этой игре даны четыре копилки, надо посчитать в какой копилке больше денег и показать с помощью мышки эту копилку.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Буквы и цифры

Игра «Буквы и цифры» развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо быстро указать его свойство с помощью кнопок «да» и «нет».

В этой игре на поле находится объект и задается вопрос. При помощи кнопок «да» и «нет» ответьте на вопрос.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Операции

Игра «Операции» развивает мышление и память. Главная суть игры надо выбрать математический знак, чтобы равенство было верным.

В этой игре даны примеры, посмотрите внимательно и поставьте нужный знак «+» или «-», так чтобы равенство было верным.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Упрощение

Игра «Упрощение» развивает мышление и память. Главная суть игры надо быстро выполнить математическую операцию.

На экране нарисован ученик у доски, и дано математическое действие, ученику надо посчитать этот пример и написать ответ. Внизу даны три ответа, посчитайте и нажмите нужное вам число с помощью мышки.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Быстрое сложение

Игра «Быстрое сложение» развивает мышление и память. Главная суть игры выбирать цифры, сумма которых равна заданной цифре.

В этой игре дана матрица от одного до шестнадцати. Над матрицей дано число, надо выбрать цифры, сумма которых будет равна заданной цифре.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Математические сравнения

Игра «Математические сравнения» развивает мышление и память. Главная суть игры сравнить числа и математические операции.

В этой игре надо сравнить два числа. На верху, написан вопрос, прочитайте его и ответьте с помощью кнопок внизу «левое», «равно», «правое».

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Буквы и цифры плюс

Игра «Буквы и цифры плюс» развивает мышление и память. Главная суть игры на поле находится объект, надо указать его свойства.

В этой игре на поле находится объект и написан вопрос, прочитайте этот вопрос и ответьте с помощью кнопочек расположенных внизу «да» или «нет».

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Математические матрицы

Игра «Математические матрицы» развивает мышление и память. Главная суть игры быстро найти правильные слагаемые для выражения.

На экране дан пример, вместо слагаемых стоят буквы «А» и «В» и после знака равно стоит цифра. Надо правильно подобрать слагаемые, чтобы получилась заданная сумма.

Если вы ответили правильно, вы набираете очки и играете дальше.

Заключение

Развивайте ребенка в любом возрасте, поиграйте вместе, игра всегда сближает и в процессе игры ребенок узнает новую информацию и приобретает новые навыки.

Развивающие курсы и программы

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Мини-игры:

""Песок"" . Предложить детям набрать в руки воображаемый песок /на вдохе/, сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок (задерживаем дыхание), посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох).
""Солнышко и тучка"". Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задерживаем дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко - расслабиться, разморило на солнце (выдох).
""Медвежата"" . Медвежата лежат в берлоге. Подул холодный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замёрзли (сжимаемся в клубочек), греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали от удовольствия.
""Муравей"" . На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задерживаем дыхание). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги, ноги отдыхают.
""Насос и мяч"". Игра проводится в парах. Один - ""мяч"", другой - ""насос"". ""Мяч"" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). ""Насос"" начинает надувать ""мяч"", сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком ""с"". С каждой подачей воздуха ""мяч"" надувается всё больше и больше /ребёнок распрямляется, вдыхает воздух, поднимает голову, затем надувает щёки, руки отводит от туловища/. Мяч надут. Напарник выдёргивает шланг насоса из ""мяча"". Из него с силой выходит воздух (""ш""). Тело возвращается в исходное положение.
""Любопытная Варвара"". Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше (вдох). Мышцы шеи напряжены. Вернуться в исходное положение /выдох/. Аналогично в другую сторону. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд -
Тут немного отдохнёт.

""Шарик"". Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох)
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

Пальчиковый игротренинг дляразвитие моторики, памяти, внимания, коррекция эмоционального состояния
""Рожки да ножки"". ""Рожки"" - средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец - вытянуты. ""Ножки"" - вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем. Усложнение. Одна рука - ""рожки"", другая - ""ножки"". Затем руки одновременно меняются ролями.
""Встречные колечки"" . Правая рука - кончик мизинца встанет на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука - кончик округлённого указательного пальца встанет на кончик большого пальца - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения строятся одновременно. Последняя пальцевая позиция - зеркальное отражение первой.
""Перекаты"" . Левая рука повёрнута к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встаёт на мизинец левой руки. Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и сразу же безымянный палец левой руки смыкается с указательным пальцем правой и т.д. Затем следует руки развернуть вокруг сомкнутого мизинца правой руки и большого пальца левой. Теперь правая ладонь повёрнута к себе, а левая - от себя. Движения повторяются.
""Письмо на ладони"" . Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот - на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.
""Сядьте те…"" . Дети стоят возле столов. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием.
Сядьте те, кто сегодня позавтракал;
Сядьте те, у кого есть носовой платок;
Сядьте те, кто сегодня чистил зубы;
Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение
и т.п.
""Слушай команду"" . Ведущий даёт разные команды: ""встать"", ""сесть"", ""открыть тетрадь"", ""посмотреть направо"", ""поднять руки вверх"" и т.п. Дети должны выполнять только те команды, которые произносятся шепотом. Следить за правильностью выполнения команд. Обратить внимание на тех детей, которые не могут, с первого раза, не переспрашивая, правильно выполнить команды.
""Запомни своё место"" . Ведущий быстро и чётко называет место в комнате для каждого ребёнка, которое он должен занять по команде ведущего. Например, у одного ребёнка это место - угол, у другого - стул, у третьего - около двери и т.д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде: ""Место!"" - они разбегаются по своим местам. Команду ведущего можно заменить какой-либо ритмичной музыкой. Игру можно провести 2-3 раза. Если дети сумели справиться быстро и верно с этой игрой, к ней не следует возвращаться.
""Слушай хлопки"" . Дети двигаются свободно в группе под спокойную музыку. Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.
Количество хлопков. Позы детей:
1 - поза ""аиста"" (ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую);
2 - поза ""лягушки"" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами
на полу);
3 - дети возобновляют ходьбу.
Во время ходьбы дети должны свободно двигаться, не мешая друг другу.
Усложнение. Добавить ещё 2 позы, например, зайчики, лошадки и т.п.
""Ленивые восьмёрки"". Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости ""восьмёрки"" по три раза каждой рукой, а потом повторяют это движение двумя руками.
""Слушай и исполняй"". Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были названы ведущим.
а) повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть
голову прямо;
б) поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки;
в) повернуться налево, присесть, встать;
г) поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
В первый раз не следует давать детям все 4 задания, им будет это сложно. Можно дать
2 задания, а в следующий раз добавить остальные.

Развитие коммуникативных навыков
""Добрые слова"". При первом проведении игры следует обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, ""колючие"" слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, ""колючие"" слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова - ""колючки"", не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее на каждом занятии вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту, например, на букву ""А"": аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву ""Б"": бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т.д.
""Мяч "". Дети встают в круг, лицом к центру круга. Берут мяч в руки. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передают его, называя четко и громко своё имя - 1 круг. 2 круг - тот, у кого мяч, кидает его соседу справа и называет при этом его имя. Усложнение. Ведущий даёт мяч любому ребёнку, а тот, получив мяч, должен назвать три имени - имя соседа справа, своё имя, имя соседа слева. Затем передать мяч следующему игроку, который также называет три имени и т.д.
""Тропинка"". Дети встают друг за другом. Руководитель выбирает водящего в этой игре сам: этот ребёнок должен быть бойким, сообразительным. Участники идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, при этом водящий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель (ров, лужа, река, камни, кусты и т.п.), а остальные повторяют его движения. По хлопку водящий становится в хвост змейки. Водящим становится второй стоящий в змейке. По окончании игры дети выбирают самого оригинального водящего. Во время выбора оригинального водящего, следует разобрать с детьми изображение тех препятствий, которые вызывали у большинства затруднения.
""Ласковые имена"" . Дети передают мяч по кругу. Ребёнок, передающий мяч, называет того, кому передаёт его, ласково по имени (Серёженька, Аннушка и т.д.).
""Пальцы"". Вначале детей предупреждают, что игра сложная, и что сразу не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её освоить. Игра поможет узнать, как мы умеем работать вместе. Дети становятся в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо способом. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть её в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время. В первый раз игру следует провести не более 3 раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать детям, что они хорошо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, нужно ребят успокоить и настроить на то, что очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и обязательно его добьются.
""Передай по кругу"". Дети - в кругу. Передают друг другу (пантомимикой) горячую картошку, холодную сосульку, которая тает в руках, бабочку, воздушный шарик и т.п. После игры дети выбирают ребёнка, который изображал передаваемый предмет лучше всех.
""Ручеёк"". В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.
""Комплименты"". Дети - в кругу. Передают мяч по кругу со словами: ""Мне нравится в тебе то, что ты…"" Получивший мяч передаёт его другому участнику с теми же словами. Игру может начать психолог, если дети испытывают затруднения.
""Колечко"". Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" - любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" - выбежать вперёд, задача всех остальных детей - постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.
""Совместный рисунок"". Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать
название рисунку или имя, если это персонаж.

Упражнения на развитие внимания:
""Узнай по звуку"". Дети узнают по звуку различные предметы (карандаш, линейка, книга, монета и т.д.), которые те издают при постукивании или падении.
""Запретный номер"". Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Дети начинают считать по порядку от 1 до 10. Вместо запретной цифры - хлопок в ладоши. Усложнение. Выбираются 2 цифры, которые нельзя произносить. Если дети успешно справляются с заданием, можно усложнить задание: считать от 1 до 20, нельзя произносить 3 цифры и т.д., кроме этого, можно использовать обратный счёт: от 10 до 1, от 15 до 1.
""Гордый тополь, плачущая ива"". Дети идут по кругу. По хлопку принимают позу ""гордого тополя"" (мимика гордости), по сигналу удара ноги - позу ""плачущей ивы"" (мимика печали"". Позы и мимику обсудить с детьми до начала игры.
""Зачеркни букву"". Для проведения этой игры можно использовать корректурные таблицы, а также вырезки из старых журналов. В течение 2-3 минут дети внимательно просматривают каждую строчку в тексте и зачёркивают букву ""А"". Затем меняются листочками и проверяют, нет ли ошибок, что обеспечивает концентрацию внимания ещё на определённое время, то есть тоже является тренингом внимания. Усложнение. Зачеркнуть 2 буквы; одну букву зачеркнуть, другую подчеркнуть. Если дети успешно справляются с этими заданиями, можно предложить отыскивать 3 буквы, одну из них зачёркивая, другую - подчёркивая, третью- обводить кружочком.
""Запретное слово"". Детям задаются вопросы, они могут давать различные ответы, но нельзя произносить запретные слова ""да"" и ""нет"". После объяснения правил игры, привести пример. Вопросы:
Ты умеешь летать?
Снег белый?
Ты спишь в ванной?
Ты был на луне?
Ты умеешь ремонтировать утюг?
Зимой можно купаться в речке? И т.д.
""Муха"". На доске - квадратное поле, состоящее из 9 клеток (Приложение 3). По клеточкам игрового поля следует перемещать воображаемую ""муху"". Перемещение ""мухи"" с одной клетки на другую происходит путём подачи ей команд ""вверх"", ""вниз"", ""вправо"", ""влево"". Исходное положение ""мухи"" указывается перед началом игры (например, в центре). Ведущий подаёт команды, и при помощи указки показывает направление полёта ""мухи"". Дети следят за перемещением ""мухи"". ""Вылетать"" за пределы поля ""мухе"" запрещается. Ведущий даёт 5-7 команд, отвечающих правилу игры, затем даёт ошибочную команду. ""Муха"" оказывается за пределами поля. Дети, заметив ошибку, должны хлопнуть в ладоши.
""Отметь фигурки"". С помощью этой игры можно тренировать переключение внимания. В игре используются фигурные таблицы (Приложение 4).На выполнения задания отводится не более 3 минут. Предварительно детям даётся указание: ""Просматривайте внимательно фигурки, отыскивайте среди них три: треугольник, флажок, кружок. В треугольник ставьте чёрточку (минус), в кружочек - крестик (плюс), во флажок - точку"". Задание рисуется на доске. Опросить детей, как они поняли задание. После этого стереть всё нарисованное с доски и дать команду: ""Начали!"". Через 2-3 минуты работа останавливается командой ""Стоп"", а дети должны поставить галочку в месте, где они остановились. Затем дети обмениваются таблицами и проверяют друг друга.
""Летает - не летает"". Руки детей на столе. Ведущий называет объекты. Если объект летающий, то дети хлопают ладонью по столу. Если не летающий, руки неподвижны.
""Прочти слово"". Детям раздаются листы нелинованной бумаги, на которых вверху листа написано слово из 3-4 букв, буквы переставлены местами (например, "" е п л о ""). От каждой буквы к низу листа ведутся перепутанные линии (Приложение 5). Детям предлагается проследить за направлением линии и найти место каждой буквы. По линии дети могут вести ручкой или пальцем. Усложнение. Проследить направление линии взглядом. Использовать слова из 5-6 букв.
""Чёрточки - палочки"". Каждый ребёнок должен иметь тетрадный лист в клетку с полями и ручку или карандаш. Дети рисуют чёрточки палочки следующим образом: одна чёрточка, одна палочка, одна чёрточка, две палочки, одна чёрточка, три палочки. При этом важно соблюдать такие правила: а) надо всё время считать палочки, чтобы не ошибиться; б) на строчке можно писать только до поля; в) надо правильно переходить с законченной строчки на новую (на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой); г) между строчками должно быть расстояние в 1 клеточку. Правила повторить 2 раза. Показать на доске образец выполнения задания (Приложение 6). После окончания работы предложить детям вспомнить все правила, о которых говорилось, и проверить, нет ли ошибок.
""Карлсон сказал"". Все участники встают по кругу. Дети выполняют различные движения по команде (поднять руки вверх, опустить руки, сделать хлопок, повернуть направо и т.п.). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых будет предваряться словами: ""Карлсон сказал"". Например, Карлсон сказал: ""Поднимите левую руку вверх"" - дети выполняют движение. ""Опустите левую руку вниз"" - движение выполнять не надо. Сделавшие ошибку покидают круг. Соответственно в конце игры остаётся самый внимательный.
""Флажки"" . Для игры нужен лист бумаги в клеточку. На доске - образец задания (Приложение 6.1) - флажки, изображённые при соблюдении следующих правил: ножка флажка занимает три клеточки, флажок - две; расстояние между 2 соседними флажками - две клеточки; расстояние между строчками - две клеточки; на флажке поочерёдно изображается то треугольник, то кружок; один флажок с подставочкой, другой без. Рассмотреть с детьми образец, 2 раза повторить правила. Предложить нарисовать точно такие же флажки. После окончания работы, дети проверяют, нет ли ошибок. Работают 3 минуты.
""Срисуй картинку"". Детям предлагается заранее приготовленный рисунок, а они должны точно его скопировать (Приложение 7). Можно предложить детям срисовать две картинки. Обратить внимание на то, чтобы на них присутствовали разнообразные детали, чтобы эти детали имели разную форму и были не очень мелкими. Когда дети завершат работу, предложить им проверить, всё ли правильно нарисовано. Обсудить вместе с детьми точность выполнения работы.
""Палатка и деревце"". Аналог игры ""Чёрточки - палочки"". Задание несколько усложнено: вместо чёрточек и палочек дети рисуют палатку и деревце. Кроме того, если дети успешно справлялись с заданием ""Чёрточки - палочки"", можно изменить правила и увеличить их число (Приложение 6.2). От количества правил зависит сложность задания: чем их больше, тем оно труднее.

Зрительно-моторная координация, пространственная ориентация.
""Раскрась правильно"". Каждый ребёнок должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полоской из квадратиков (Положение 8). Предложить детям раскрасить синим карандашом второй домик слева, красным - третий домик справа, зелёным - домик, который находится перед синим, жёлтым - домик, который следует за красным, коричневым - первый домик слева. Второе задание состоит в том, что дети должны раскрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную звёздочкой. Клетку снизу закрасить зелёным карандашом, клетку сверху - жёлтым, красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной. Каждое задание повторяется 2 раза. После завершения работы, задания повторить, а дети проверяют, правильно ли они всё выполнили. Ошибки проанализировать вместе с детьми.
""Рисуем узоры"". Дети должны иметь листы в клетку и ручку или карандаш. На листах - образцы выполнения различных узоров (Приложение 9). Детям предлагается внимательно рассмотреть образец и продолжить его до конца строки. Обратить внимание детей на точность, аккуратность выполнения задания. Постепенно узоры усложняются.
""Графический диктант"". Материал: ручка, тетрадный лист в клетку, на котором заранее проставлены 3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии в 4-5 клеток. От левого края листа они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор под диктовку, начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора самостоятельно до конца строки. Для каждой точки диктуется свой узор. Диктовать следует медленно и чётко. Во время рисования ручку (карандаш) от бумаги отрывать нельзя. Когда дети научатся выполнять простые узоры, предлагать для рисования более сложные узоры (Приложение 9.1). Перед выполнением задания уточнить понятия ""вверх"", ""вниз"", ""вправо"", ""влево"".
""Срисуй фигуру"". Материал: лист в клетку с изображением фигуры (Приложение 9.2), ручка или карандаш. Детям предлагается рассмотреть внимательно фигуру и рядом нарисовать точно такую же. Постепенно задание усложняется путём увеличения элементов фигуры.
""Быстрый карандаш"". Материал: тетрадный лист в клетку, на котором слева изображён какой-либо узор, а справа - этот же узор с допущенными ошибками. Детям предлагается сравнить 2 узора и найти ошибки. Затем предложить ниже нарисовать этот узор, не допуская ошибок.
""Нарисуй и расскажи"". Материал: листы в клетку с образцами рисунков (Приложение 9.3).Детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок, подсчитать необходимое количество клеток для рисунка, нарисовать рядом такой же, правильно расположить рисунки на бумаге. Затем выучить загадки к этим рисункам.
""Футболист"". Выбирается футболист, который выходит на середину комнаты. Затем ему завязывают глаза, недалеко от него положить на пол мяч. Дети по очереди становятся направляющими для футболиста. При помощи словесных команд нужно вести его к мячу и объяснить, что сделать, чтобы попасть точно по мячу. Желательно приблизительно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если ребёнок, направляющий футболиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста следует поддерживать одобрительными словами.

Подвижные игры для 3-4 классов в школе

«Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5—6 м одна от другой. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями (примерно посередине) спиной к играющим.

Водящий называет любой цвет. Если такого цвета нет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего за другую линию. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

«Переправа»

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадки и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний.

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три самых выносливых прыгуна. По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.

«Бег командами» (поезда)

Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впередистоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3—5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15 м ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

«День и ночь»

Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой — «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10—12 м есть «дом». Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают. Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду. Все становятся на свои места в шеренги, игра повторяется. Важно, чтобы не было строгого чередования команд, тогда играющие останутся предельно внимательны. Перед сигналом к бегу можно предложить игрокам выполнить несложные упражнения, чтобы отвлечь внимание. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается общее число пойманных игроков той и другой команды за равное количество перебежек. Салить игроков разрешается только до черты «дома». Пойманные продолжают участвовать в игре. В ходе игры-перебежки один участник может салить не только стоящего напротив, но и его соседей.

«Сумей догнать»

На площадке очерчивают или размечают предметами (камешки, городки, флажки и пр.) круг диаметром 9—12 м. 6—8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки на одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг вместе с тем, кто их осалил, остальные продолжают бег по кругу. Когда последний игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков. Можно не делить участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2—3 лучших бегуна, которые остаются последними.

«Быстро шагай»

Водящий поворачивается лицом к стене или дереву, закрывает лицо руками или локтем и говорит: «Быстро шагай, оглянусь — замирай... раз, два, три, четыре, пять... Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята, расположившиеся за чертой в 15—20 шагах от водящего, во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий крикнул «Стой!» и повернулся лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад, за черту. После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, не коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее не устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается.

«Пятнашки по кругу»

Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится пятнашкой, а другой — убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.

По сигналу пятнашка бежит вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В тот же момент сосед, оказавшийся справа, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего, они меняются ролями.

«Третий лишний на прогулке»

Разделившись на пары, играющие встают по кругу и медленно идут в одном направлении, взявшись за руки или под руку, свободная рука на поясе. Водящих двое. Один из них убегает, а другой догоняет его. Убегающий, когда ему грозит опасность, пристраивается к какой-либо паре, взяв под руку одного из них, и тогда его ловить нельзя. Оказавшийся третьим игрок с другой стороны пары должен убегать от водящего и тоже, спасаясь от преследования, присоединяется к любой паре справа или слева, схватив под руку.

Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает кого-либо из убегающих. Тогда пойманный меняется ролью с водящим. В этой игре водящему и убегающему разрешается бегать через круг, однако запрещается без нужды касаться, пробегая мимо, игроков в парах.

«Падающая палка»

Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер становится в середину круга, держа в руках гимнастическую палку. Один ее конец он ставит на землю, а другой придерживает рукой сверху так, чтобы палка стояла вертикально. Затем он громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названым номером должен успеть подхватить падающую палку. Водящий в это время отбегает назад. Если вызванный игрок успел схватить палку и она не упала на землю, то он возвращается на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а тот, кто водил, идет в круг на свое место.

Играют установленное время, после чего станет видно, кто меньшее число раз был водящим. Он и считается победителем.

Если желающих играть больше 10 человек, то лучше организовать для игры два круга.

«Возьми городок»

Для игры нужны городки (теннисные мячи, одинаковые по размеру камушки) в количестве на одну единицу меньше, чем число участников игры. Например, шесть городков ставят по кругу (в метре один от другого), а семеро играющих встают с внешней стороны в шаге от них. По сигналу все идут, затем бегут вокруг городков (вправо или влево) до свистка или команды «Взять!». Тогда каждый играющий стремится схватить городок. Кому предмета не досталось, выбывает. Игроков остается на одного меньше, поэтому убирают из круга и один городок. Когда на кону останутся один городок и два участника, они разыгрывают между собой первое место.

«Тарелочка по кругу»

4—5 человек встают по кругу на расстоянии 5—8 м один от другого. У первого и третьего игрока в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки бросают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав терелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел бросить тарелочку, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя пролетела выше головы. Играют 8—10 мин. Победителем считается получивший меньше штрафных баллов.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.

«Охотники и лисицы»

Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего — «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» 2 раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

Игра повторяется.

В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не за- 6стали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, грудь и т. п.

Игры для общефизической подготовки в зимний период

«Палочку в снег»

Каждый играющий должен иметь заостренную с одного конца палочку. Участники игры становятся в круг и кидают по очереди вверх свою палочку так, чтобы, падая, она воткнулась заостренным концом в снег. У кого это получилось, выходит из круга. И так до тех пор, пока не останется один игрок, он и становится водящим. Его задача — осалить вышедших из круга игроков. Те, кого запятнали, становятся его помощниками. Последний игрок, оставшийся непойманным, объявляется победителем.

«Не ходи на гору»

Крепко взявшись за руки, играющие окружают большой снежный ком — гору. Сначала они медленно идут вправо или влево, а по сигналу тянут друг друга и стараются заставить кого-нибудь влезть на гору, т. е. дотронуться до кома. Кому поневоле придется взобраться на снежный ком, выходит из игры. Победителями считаются три игрока, которые останутся последними.

«Быстрые и меткие»

Играющие распределяются на группы по 2—5 человек. Каждая из них получает задание в течение установленного времени (5—8 мин) скатать снежный ком. Выигрывает группа, чей ком самый большой. Затем комья ставят один на другой: внизу самый большой, наверху самый маленький. Каждый играющий заготавливает себе снежки. По очереди с расстояния 6—8 шагов бросают их в голову фигуры, стараясь ее сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать. Игра может быть и командной. Тогда делают две снежные фигуры. Выигрывает команда, игроки которой быстрее собьют голову фигуры противника.

«Лови в сеть»

Участвует весь класс. Пятеро ребят, взявшись за руки, образуют «сеть». По сигналу воспитателя они бегут за играющими, стараясь догнать и запятнать их (пятнать могут только крайние в «сети»). Пойманный игрок присоединяется к «сети». Играющие могут разорвать «сеть» и увести одного из товарищей «на свободу». Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы в «сеть».