Икона святой фотинии. Имя светлана, фотиния в православном календаре

2 апреля многие Светланы (и я в том числе) отмечают День Ангела. Наша небесная покровительница - Святая Фотиния (Светлана) Самаряныня

Святая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?

Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Фотиния плюнула императору в лицо и,
посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Святая мученица Фотиния в народе почитается как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Нередко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Просвещение светом Христовым

(проповедь Митрополита Антония о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в
образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь. И второе, чему могут научить нас святые, - это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он - свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: "Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах" (Мф.5;16). Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет - есть свет Божий; не по нашим словам - разве только что наши слова - это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть
задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни,
например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, - это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, - теперь мы сами видели, сами слышали... Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Молитвы:

Фотинии (Самарянке)
Тропарь, глас 4-й

Агница Твоя, Иисусе, Фотиние, / зовет велиим гласом: / Тебе,
женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаются и
спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, и
умираю за Тя, / да и живу с Тобою: / но яко жертву непорочную приими мя с
любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко милостив, спаси души наша.

Молитва Святой мученице Фотинии

О, Святая мученица Фотино. Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангилие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящие
муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодязь брошена, душу свою Господу предала еси. Услыши нас Святая Фотино, духовною красотою возсиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа
поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою не ослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Миластивого, во все века. Аминь.

Святая Фотина (греч. Фотиния), родом самарянка, жена сначала беспорядочной жизни и суеверная, а после - благословенная святая подвижница и проповедница истинной веры.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город, называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца, пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, так как иудеи никогда не общались с самарянами.

Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка еще больше удивилась: откуда Иисус мог дать воду живую, не имея даже почерпала?

Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.

Господь, зная, что самарянка сожительствует с неким мужем тайно, во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.

Сама же блаженная самарянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа вместе со своими сыновьями и сестрами во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Это лютое гонение продолжалось с 65 по 68 год, и во время его пострадали в Риме святые апостолы Петр и Павел, а мучители затем стали разыскивать всех их последователей. В это время святая Фотина жила в городе Карфагене (ныне - город Тунис), где она с младшим своим сыном Иосиею безбоязненно проповедовала Евангелие. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:

Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею - последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.

Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, - отвечал на это Виктор, - а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.

Тогда Севастиан, сказал Виктору:

Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

Никогда я этого не сделаю, - отвечал Виктор, - и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

На это Севастиан сказал ему:

О, Виктор! Все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.

После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:

Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, - крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.

Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:

Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?

Любезнейший Виктор, - отвечал Севастиан, - меня призывает к Себе Христос твой.

Виктор же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога.

Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».

Виктору же Он сказал:

С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.

Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца.

Господь сказал эти слова и взошел на небо.

Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую:

Для чего вы пришли к нам?

Для того, - ответила Фотина, - чтобы научить тебя чтить Христа.

В это время бывшие при императоре сказали ему:

Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии.

Пусть приведут их ко мне, - повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их:

Правда ли то, что я слышал о вас?

Всё то, что ты слышал о нас, царь, - ответили они, - истинная правда.

Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их:

Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него?

О, царь! - отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, - никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему.

А как ваши имена? - спросил император.

Я, - отвечала святая Фотина, - от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, - Анастасией, вторая

Фото, третья - Фотидой, четвертая - Параскевой, а пятая - Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, - Виктор, младшего же Иосия.

Итак, все ли вы, - сказал на это Нерон, - согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа?

Все мы, - ответила святая Фотина, - с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем.

Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотинии остались невредимы: мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?» (Псал. 117:6). После сего Нерон стал уже затрудняться, думая о том, каким еще мучением подвергнуть святых и, наконец,Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотинию с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотиния обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение, а также обратила ко Христу и волхва, которой принес однажды для питья ей и ее сестрам настойку ядовитой травы, после чего претерпела множество мучений.

Когда прошло после этого три года, то Нерон приказал однажды освободить бывшего в числе его придворных одного слугу своего, который по его повелению был заключен в темницу и посланные для этого, увидев в темнице святых мучеников Севастиана, Фотина и Иосию в здоровом состоянии, сообщили императору, что ослеплённые галилеяне видят и совершенно здоровы, что самая темница светла, исполнена, обильного благоухания и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что святые располагают в темничном заключении большим богатством, что к ним собирается народ и, уверовав в Бога их, принимает от них крещение. Услышав это, Нерон пришел в ужас и приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

Уверовав, они крестились во имя Христа, Бога нашего, и стали последователями святых. Нечестивый Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и приказал содрать кожу со святой Фотины. И в то время, когда мучители исполняли это царское приказание, святая мученица пела: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Псал. 138:1, 2).

Содрав со святой Фотины кожу, ее бросили в колодец. После этого, схватив Севастиана, Фотина и Иосию, отрезали им подколенные кости и вместе с коленями бросили собакам, а затем содрали с них кожу и по повелению императора бросили их в ветхое каменное строение. Приказав после сего привести к себе пятерых сестер Фотины, Нерон велел отрезать им сосцы, а потом и с них содрать кожу. Когда мучители подошли за этим к святой Фотиде, то она не пожелала, чтобы кто-либо из них совершил над нею это истязание, как над прочими святыми женами, но, став на место мучения, сама мужественно содрала с себя кожу и бросила ее в лице Нерона, так что он сам изумлён был ее мужеством и терпением. Тогда мучитель придумал для святой Фотиды новое, в высшей степени жестокое и смертельное мучение. По его повелению в его саду склонили друг к другу два дерева и к вершинам их привязали за ноги Фотиду, после чего отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана. Так она и предала Богу свою праведную и блаженную душу. После сего нечестивый Нерон повелел всем прочим святым мученикам мечем отсечь головы, а святую Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам. Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала:

О, нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?

Услышав такие слова, Нерон повелел снова бросить святую Фотину в колодец. И когда это было исполнено, то святая мученица предала душу свою Богу и в венце мученическом вечно радуется в Царстве небесном вместе со всеми, пострадавшими с нею.

Святая мученица Фотиния чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Не редко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему Святая Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что Святая Фотиния исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: "Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни". Может, это и была лихорадка.

Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Святая Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Храм Святой мученицы Фотинии (Светланы) находится в одном из живописнейших мест Днепропетровской области на берегу Днепра у знаменитых днепровских порогов, в селе Диброва Синельниковского района. Село это не случайно носит такое название. Еще до строительства Запорожской ГЭС на берегу Днепра росла дубовая роща (дубрава) и люди называли это место "раем на земле". В этом храме находится икона Св. мученицы Фотинии с частичкой от ее мощей, у которой постоянно (каждую среду недели) по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея служится молебен о здравии. Также в нашем храме хранится частица от мощей преподобного Лаврентия Черниговского чудотворца.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью , так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли видеть, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служит Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.

Среди многих женских имен присутствует и имя славянского происхождения Светлана, которое означает светлая и чистая. Именины Светланы по православному календарю отмечаются дважды. 26 (13) февраля - день памяти преподобной Фотины (Светланы Палестинской) и 2 апреля (20 марта) - преподобной мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни Римской.

Именины Светланы. Жизнь святых

История жизни этих двух святых поражает. По Евангелию преподобная мученица Фотина однажды беседовала с Иисусом, повстречавшимся ей возле колодца Иаковлева.

Отмечая именины Светланы, необходимо знать историю святых с этим именем, которые свою жизнь посвятили служению вере во Христа.

Фотина жила в Карфагене вместе с младшим сыном Иосией, и там проповедовала Слово Божие. В это же время ее старший сын Виктор состоял в римских войсках и воевал против варваров. За хорошую службу его отправили военачальником в Атталию, город в Малой Азии, где он обратил в свою веру градоначальника святого Севастиана и его слуг.

Преподобная мученица Фотина Римская

Слухи эти дошли до императора Нерона, в то время были страшные гонения на христиан, и тогда он приказал доставить этих проповедников христианских к нему в Рим. Но сам Господь явился к своим людям и сказал: «Я не оставлю вас, Нерон будет побежден, и все, кто ему служит».

Святая Фотина тоже была извещена Спасителем о том, что им предстоит принять мученическую смерть во имя веры. Она присоединилась к святым проповедникам и вместе с ними отправилась в Рим. Там император повелел им отречься от Христовой веры, но они этого не сделали. Тогда было приказано раздробить им кисти, но святые люди боли не чувствовали, а руки Фотины не пострадали. Следом Нерон приказал ослепить святых Севастиана и Иосию и бросить их в тюремный подвал. А святую Фотину вместе с ее сестрами, которых было пять, отправить под надзор своей дочери Домнины в императорский дворец. Святая Фотина обратила Домнину и ее служанок в веру во Христа, а также слугу, который принес им отравленное питье.

Через три года Нерон вспомнил про ослепленных им святых мучеников и послал за ними слуг, которые, вернувшись, рассказали, что те живы и здоровы и даже в тюрьме продолжают проповедовать Христа. Как только ни мучил святых Нерон, но они оставались живыми, в итоге им отсекли голени, с живых содрали кожу и кинули в колодец. Сестрам Фотины тоже была уготовлена мученическая смерть.

Со святой Фотины также содрали кожу и кинули в колодец, потом ее оттуда вытащили и держали в темнице 20 дней. Нерон думал, что после таких страшных пыток она отречется от Христа и принесет жертву идолам, но она отказалась, и поэтому опять оказалась в колодце, где и погибла. Было это где-то в 66-м году.

Именины у Светланы по церковному календарю

История преподобной Фотины (Светланы) Палестинской тоже удивляет и восхищает. Все началось с преподобного Мартиниана, который с 18-ти лет жил в пустыне недалеко от города Кесарии Палестинской. 25 лет жил он в подвижническом подвиге и полном безмолвии, но враг посылал ему всякие искушения. Однажды соблазнить его в ночной час под видом странницы пришла женщина, но святой не поддался искушению. Эта женщина в итоге раскаялась и стала монахиней монастыря святой Павлы, ее звали Зоя.

Преподобная Фотина Палестинская

После этого случая святой Мартиниан стал жить на скалистом необитаемом острове. Пищу ему привозил корабельщик. Однажды во время шторма волны вынесли к берегу обломки корабля и девицу Фотинию. Монах-отшельник оставил девице хлеба и воды и попросил, чтобы она дождалась корабельщика, а сам поплыл по морю, и два дельфина помогли ему выплыть на сушу. С тех пор он стал странствовать.

А блаженная Фотиния не захотела покидать остров, приняла на себя подвижнический подвиг и прожила там 6 лет, где и скончалась. Корабельщик, который привозил ей пищу, ее и обнаружил. Тело ее он перевез в Кесарию Палестинскую, где ее похоронили с честью. Именины Светланы (святой Фотинии Палестинской) и Зои отмечают в один день - 2 апреля (20 марта).

Светлана (Фотиния, Фотина, Фатина)

Значение имени: от слав. светл – «светлая».

Основные черты: легкость, активность, восприимчивость.

Особенности характера. Света растет любознательным и живым ребенком, однако в школе учится поверхностно. К счастью, она схватывает все на лету, поэтому проблем с успеваемостью нет. Если же она чем-то заинтересуется, то полностью погрузится в этот предмет. Света любит книги и фильмы о любви, мечтает о прекрасном принце.

Взрослая Светлана – прекрасный организатор. Она любит командовать и считает, что вправе это делать. Она самостоятельна и трудолюбива, прекрасно приспосабливается к обстоятельствам. Однако характер Светланы противоречив. Она может, если это нужно, резко изменить направление, поменять убеждения, профессию, страну.

Именины

Из книги Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого существа автора

Светлана Васильевна Баранова Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого

Из книги Путь Воина Духа.Том III. Эгоистическая личность автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Баранова Путь Воина Духа. Том III. Эгоистическая

Из книги Священное служение автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Васильевна Баранова Священное Служение

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Раздел I Звезды в соломенной шляпке Мудрые притчи для мудрых женщин Светлана Савицкая 1. Серебряные врата Жили люди на земле, поживали беспечно, как вдруг ни с того ни с сего на полсвета белого выросла черная стена. Вышел на землю враг из серебряных врат. Направились

Из книги автора

Раздел III Легенды планетарных традиций Записала и обработала Светлана Савицкая 1. Мудрейшая из Мудрейших Исида. Египет Непонятная и загадочная, мудрейшая из мудрейших древности – богиня Исида стала образцом для понимания египетского идеала женственности и

Из книги автора

10. Святая Фотина и Санта Лючия. Италия Святой Светланы в Испании, да и вообще в феномене католической веры нет. Как нет имени Светлана в христианстве.В христианстве Светлана заменена греческим именем Фотина (свет). И имя Светлана произносить в церкви нельзя. И упаси Бог

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров