Индейцы отделяются от сша. Русские вопросы

А. АЛЕКСЕЕВ, историк.

Многие поколения мальчишек играли, а может, и сейчас ещё играют в индейцев. И ладно бы только американские мальчишки! Боевые кличи ирокезов и могикан раздавались по всей Европе и России. Откуда такая популярность, если индейцев здесь в глаза не видели? Ну, во-первых, дальних любить проще, чем ближних. Во-вторых, ни в Европе, ни в России индейцы ни с кого не снимали скальпы - только в Америке, по месту жительства. Этого уже достаточно, чтобы хорошо к ним относиться. Однако давайте познакомимся с ними поближе.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Карта мира М. Вальдземюллера, где показаны открытые к 1513 году территории Америки.

12 октября 1492 года. Христофор Колумб объявляет остров Сан-Сальвадос (Багамские острова) владением Испании (из книги «Великие путешествия»).

Гуроны - представители одного из многочисленных и когда-то могущественных племён индейцев Северной Америки. Сидящий справа индеец явно горд, облачившись в европейский мундир и треуголку.

Индеец племени могикан, выходцев из долины реки Гудзон.

ТОНИ, УЧИТЕЛЬНИЦА И ВОЛШЕБНАЯ ДВЕРЬ

Широкую известность индейцам создал американский писатель Фенимор Купер. В его романах, начвших выходить в 20-е годы XIX века, почти все индейцы (кроме гуронов, воевавших на стороне французов) - храбрые, честные и глубоко порядочные люди, а если с кого они и содрали кожу, то только по уважительным причинам.

Полвека назад другой американский писатель, Говард Фаст, написал повесть про одиннадцатилетнего нью-йоркского школьника Тони Мак-Тэвиш Леви. У него одна бабушка (отцова мать) была итальянка, в честь её отца, Антонио, и назвали мальчика. (Вообще-то, бабушкин отец был наполовину француз и наполовину немец, но он так прижился среди итальянцев, что и сам стал вроде как итальянцем.) Бабушка Тони в молодости приехала в Нью-Йорк и вышла замуж за местного парня, в котором смешались русская, еврейская, польская и литовская кровь; отец Тони - их сын. У матери же Тони один дед был шотландец, другой - швед, а бабушки - индианка и гаитянка. Немного запутанно, согласитесь. Даже у американцев такая мешанина кровей встречается нечасто. Может быть, поэтому Тони получился большим выдумщиком и часто мечтал о том о сём, особенно в школе на уроках, за что получал по полной программе от строгой учительницы мисс Клэтт.

Как-то раз весной он размечтался, сидя за партой и глядя в окно, когда мисс Клэтт рассказывала историю Нью-Йорка. Она говорила о том, как в сентябре 1609 года капитан Гудзон на голландском корабле «Полумесяц» вошёл в здешний залив, как голландцы основали на острове Манхэттен посёлок, а их губернатор Питер Стюйвесант выстроил от реки до реки (между ними и расположился Манхэттен) стену для защиты от индейцев. Этой стены давно нет, на её месте проходит Стенная улица (Уолл-стрит).

Но тут вдруг Тони очнулся и начал возражать мисс Клэтт.

Незачем было строить эту стену, - заявил он. - Старик Деревянная Нога, то есть Стюйвесант, построил её, потому что поселенцы были им недовольны. А индейцы никогда никого не трогали, пока ван Дейк не застрелил бедную Драмаку из-за персика. Он был плохой человек, и, если бы поселенцы его выдали индейцам, как предлагал отец Питера, всё бы обошлось и стена бы не понадобилась.

Возражая мисс Клэтт, Тони сделал большую ошибку. То есть про индейцев и Стюйвесанта он был отчасти прав, но ему надо было понимать, что споры с учителем добром не кончаются. И, вообще, учителя не больно любят учеников, которые знают больше их. Вот и мисс Клэтт сначала замерла, разинув рот (или, наоборот, плотно сжав губы, - Говард Фаст про это не сообщает), а потом закричала:

Всё, Тони, хватит!

А вечером отправилась к его родителям.

Если бы она выслушала Тони, то, может, поняла бы, что погорячилась. Познания Тони объяснялись очень просто: он нашёл в заборе волшебную дверь. Через неё он часто проникал в тот самый голландский посёлок, который находился на месте Нью-Йорка в 1654 году. У него там был друг Питер ван Добен, и они бегали играть к индейцам из племени весквейстиков, жившим неподалёку. Понятно, что Тони намного лучше мисс Клэтт знал, как всё было на самом деле.

НОВОСЁЛЫ И СТАРОЖИЛЫ

А было так. Когда европейцы доплыли до Америки, они сначала приняли её за Индию и жителей называли «индийцами» (это только в русском языке «индийцы» и «индейцы» пишутся по-разному).

А нашли Америку испанцы. Христофор Колумб, правда, был итальянец, но служил Испании. Испанские мореплаватели захватили самые богатые американские земли, оставив на долю всех прочих североамериканские леса, прерии и тундру.

В Европе перебраться за океан хотели многие: бедняки, мечтавшие начать новую жизнь на свободной земле, протестанты, которых преследовали за их веру, преступники, должники (за неуплату долгов тогда сажали в тюрьму). Те, у кого не было средств на переезд, заключали договор с каким-нибудь богатым человеком или с компанией, обязуясь семь лет отрабатывать одолженные деньги. Кредитор имел право их подгонять и даже бить. Зато через семь лет они становились совершенно свободными, если, конечно, доживали.

В июле 1584 года на берегу нынешнего штата Северная Каролина высадились англичане. «Открытую» землю они поспешили объявить владением своей королевы Елизаветы I и назвали Вирджинией. Английским поселенцам в Вирджинии долго не удавалось прокормить себя, и они мёрли как мухи - от болезней и от рук индейцев. Эти индейцы ещё не изобрели колёса и, в отличие от киношных краснокожих, не умели скакать верхом (лошадей в Америку привезли европейцы). Но воевать они умели.

На восточном побережье Северной Америки большинство индейцев говорили на схожих языках - алгонкинских. Каждое большое племя делилось на несколько малых, малое племя - на кланы, клан - на отдельные деревни. Но существовало здесь и крупное объединение - Ирокезская лига, которую создал Гайавата, знаменитый вождь онондагов. Кроме самих онондагов в лигу входили мохауки, кайюги, сенеки и онеиды, поэтому её ещё называли Союзом пяти племён. Спустя сто лет к ним присоединились тускароры, и лигу стали называть Союзом шести племён.

Из других крупных племён ближе всех к первым посёлкам европейцев жили саскуэханны, могикане, гуроны и делавэры. Впрочем, «делавэры» - слово не индейское. Англичане в Вирджинии назвали залив и реку именем своего губернатора лорда де ла Вэра, а потом и местных жителей стали называть так же. Сами делавэры называли себя лени ленапе («настоящие люди»). Говорили они на трёх алгонкинских языках - манси, унами и уналактиго.

В 1607 году на севере Вирджинии, у залива Чесапик, на полуострове, соединённом с материком тонким перешейком, англичане построили посёлок. Нарекли его Джеймстаун в честь своего нового короля Джеймса (Якова), сменившего умершую Елизавету. Климат в той местности очень напоминал английский, поэтому её и стали звать Новой Англией (и до сих пор так зовут).

Индейцы были не против снабжать колонистов продовольствием в обмен на их удивительные товары. Но в ценах стороны иногда не сходились, и тогда возникали разборки. Однажды несколько обитателей Джеймстауна попали в засаду. Их командира Джона Смита индейцы взяли в плен и доставили в резиденцию Паухэтана - великого вождя, которому подчинялись сто двадцать восемь селений.

Сначала со Смитом обращались неплохо, но потом решили казнить. Голова его уже лежала на каменной плахе в ожидании удара каменного топора, но тут двенадцатилетняя Покахонтас, любимая дочь Паухэтана, бросилась к несчастному чужеземцу, закрыла своим телом и умолила отца пощадить его. По крайней мере, так описал события сам Смит. После этого по приказу из Лондона Паухэтана короновали в качестве вассала английского короля. Неизвестно, понял ли вождь смысл торжественной церемонии, устроенной англичанами. Во всяком случае, он убедился, что пришельцы его уважают, и за это подарил английскому капитану мокасины и звериную шкуру со своего плеча.

Несмотря на завязавшуюся дружбу с Паухэтаном, жители Джеймстауна были так изнурены болезнями, внутренними распрями и стычками с индейцами, а главное голодом, что среди них бывали случаи людоедства. Но колония, возведённая буквально на костях, всё же не погибла. В 1611году поселенцам раздали участки земли; они начали выращивать табак и поставлять его в Англию. Принцесса Покахонтас вышла замуж за англичанина (не за Смита) и в 1616 году приехала в Англию. О ней писали газеты, художники рисовали её портреты, она даже была представлена ко двору. Но английский климат всё-таки отличался от североамериканского: принцесса заболела и вскоре умерла в возрасте двадцати двух лет.

В 1619 году в Вирджинию завезли первую партию чернокожих рабов из Африки, а спустя ещё три года между колонистами и индейцами началась первая полномасштабная война, растянувшаяся на целых двенадцать лет.

(Продолжение следует.)

Вожди индейских племен лакота провозгласили себя независимой от Соединенных Штатов страной

Иронии нет. Нет еще и официальной реакции Вашингтона. Но есть факт: представители вождей индейских племен лакота – чьи предки жили на территории пяти нынешних американских штатов и принадлежащие к народу дакота - объявили о разрыве договоров, подписанных более 150 лет назад между племенами и властями США.

«Пришел конец колониальному правлению США!» - сообщил основатель «Движения американских индейцев» Рассел Минс.
Сообщая об этом, информационные агентства напомнили о существовании американских индейцев, к тому же «вырывших топор войны». Подразумевается, что раньше «краснокожие» и «бледнолицые» занимались исключительно раскуриванием «трубки мира» в вигвамах резерваций и небоскребах мегаполисов. Теперь же потомки переселенцев из Европы натолкнулись на неблагодарность потомков коренных жителей Северной Америки, которые заботливо отвели индейцам резервации и показывали их туристам как местную достопримечательность. Не забывая говорить о равноправии для всех, вне зависимости от вероисповедания и цвета кожи. Заведомо плохим был разве что индеец Джо, да и тот, не без усилий Тома Сойера и Гека Финна, нашел свою смерть в пещере. Еще «плохими парнями» были отдельно взятые индейцы в фильмах о «покорении Дикого Запада» белыми пришельцами, но великодушие завоевателей в итоге неизменно завоевывало дружбу племен.

Конечно, не знавшим великих основ свободного предпринимательства и духа стяжательства краснокожим было трудно объяснить необходимость «подвинуться».

К тому же новоприбывшие сочли индейцев людьми жуликоватыми. В 1626-ом вождь индейского племени продал остров Манхэттен голландцам за ножи, бусы, одеяла и ром - общей стоимостью в 60 гульденов. Но затем пришли другие индейцы и вновь потребовали денег с голландских поселенцев. Пришлось опять раскошеливаться, выяснилось, что сделка была совершена с индейцами, скажем так, проходившими мимо острова. Настоящие хозяева получили еще – правда, немного.
Затем им дали куда больше. Вскоре после того, как в 1871-ом конгресс ратифицировал закон об индейских резервациях, федеральный поверенный по делам индейцев истолковал его положения максимально просто: «Необходимо отчетливо сознавать, что в отношении цивилизованного государства с дикарями не может стоять вопрос о чести нации. С дикими людьми нужно обращаться так же, как с дикими животными. Индеец должен чувствовать себя в резервации до такой степени хорошо, а за ее границами до такой степени плохо, как это будет угодно правительству. Те из них, что окажутся послушными, получат еду и государственную охрану. А тех, что будут вести себя плохо, необходимо незамедлительно покарать или уничтожить». Поэтому от 600 тысяч индейцев, населявших Северную Америку в 1776-ом, к 1910-му в Соединенных Штатах осталось около 200 тысяч их потомков – уже в «отведенных им государством местах»: закон должен соблюдаться.
Последний раз, когда «мировая общественность» вспомнила об индейцах, было в 1973 году - практически в каждом номере газеты тогда обязательно давались сообщения о происходящем в американском местечке Вундед-Ни в штате Южная Дакота. Советские общественные организации встали на защиту 250-ти индейцев, захвативших это селение в резервации Пайн-Ридж и продержавшихся в осаде 71 день.
Название Вундед-Ни хорошо знакомо историкам: 29 декабря 1890 года именно там индейцев группы племен сиу – куда входят и лакота – «бледнолицые» согнали в «лагерь», где просто расстреляли. 300 мужчин, женщин и детей. Американский генерал Уильям Шерман использовал тактику, которую позже окрестили «тотальной войной».

В основе ее лежало предельно простое утверждение: «Хороший индеец - мертвый индеец». Что ж, Рассел Минс ответил ему много лет спустя: «Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что мы знаем, чего хотим».

«Бунтарям» в 1973-ем действительно нечего было терять, даже своих цепей: нищета толкнула их на эту форму протеста. Одним из лидеров восставших, которых власти просто назвали предводителями «бунта уголовников», был Рассел Минс. Уже тогда индейцы объявили эту территорию свободной от контроля белых людей и заявили, что утверждают традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн-Ридж.
- У правительства есть два пути, - сказал Рассел Минс, - либо атаковать нас, как это было в 1890-ом, либо рассмотреть наши требования. Правительство должно либо убить нас, либо рассмотреть наши умеренные требования.
Белые люди, которых индейцы призывали решить проблемы коренных американцев, восставших смели. Полиция и сотрудники Федерального бюро расследований взяли «краснокожих» в кольцо, затем начали стрельбу – но не убили. Восстание окончилось тем, что индейцы сложили оружие: они поверили обещаниям правительства позаботиться о коренных жителях. Вот тогда Рассел Минс и произнес фразу, которую сочли дежурной угрозой «недовольных»: «Если государство будет по-прежнему действовать в духе нацистов, нам останется только отстаивать свои права в битве». 16 сентября 1974 года суд снял обвинения с индейского лидера.
После Вундед-Ни Рассел Минс не потерял известности, снявшись в 1992-ом в фильме «Последний из могикан»: говорят, его Чингачгук был великолепен. Играл он и в «Прирожденных убийцах». Затем «вождь краснокожих» иногда снимался на вторых ролях в вестернах и комедиях, даже выпустил компакт-диск «Электрический воин», исполнив песни в стиле «рэп». Казалось, он полностью встроился в систему, и система его приняла, радостно заметив: некогда мощное и деятельное «Движение американских индейцев» уже больше двадцати лет назад отказалось от радикальных и насильственных методов борьбы, власть сумела сделать его «лояльным».
Вундед-Ни - не самая глянцевая страница в истории «бледнолицых», решивших принести «цивилизацию и демократию» на территорию Северной Америки. В советские времена мы знали об индейцах больше – и сочувствовали им. В девяностые годы, с потерей интереса к чтению, уже немногие могли назвать автора «Последнего из могикан»...

Нынешнее решение индейцев – сильный удар ниже пояса, но, думаю, осведомленность сотрудников ФБР подготовила Вашингтон к неприятной новости.

Взять и объявить, как это сделал Рассел Минс, о том, что он и его соплеменники больше не являются гражданами США, направить в государственный департамент официальное заявление о расторжении всех договоров, которые были подписаны с федеральным правительством на протяжении последних 150 лет – головная боль для администрации, и традиционным аспирином ее не излечишь. Не вспомнишь – во всяком случае, прилюдно – и сентенцию насчет «хорошего индейца».
Лидеры «нового государства» юридически подкрепляют свои доводы и решение, значит, государевы правоведы примутся вести с ними долгую изнурительную тяжбу. Быть может, пойдут даже на уступки – стандартный набор которых давно разработан и сделал индейцев самых разных племен лояльными и весьма преуспевающими гражданами страны. Речь идет о сотнях индейских казино, которые получают прибыли, исчисляющиеся в общей сложности миллиардами долларов. Правительству давно надоело возиться с финансированием резерваций: «краснокожим» дали свободу, разрешив наживаться на азарте, в феврале 1987 года Верховный суд США признал право коренных жителей на обустройство игорных заведений на территории резерваций, через год конгресс принял закон о регулировании проведения азартных игр индейскими племенами.
Вот так индейцы охотно вернулись к любимому занятию своих предков и принялись «скальпировать» желающих поразвлечься. Эти племена очень, очень богаты, потому что практически все доходы от «скальпирования» делятся исключительно между «своими». Не самый свежий, но от этого не менее показательный пример: около 70 процентов прибыли казино «Мистик лейк», расположенного в пригороде Миннеаполиса, идет правительству племени мдевакантон – кстати, дакотского племени. Только в 1995 году оно выплатило каждому из «своих» по 500 тысяч долларов - в резервации всего 150 человек, и только они являются владельцами казино. Остальные средства индейцы разумно и грамотно вкладывают в различные сферы бизнеса. Не забывая совершенствовать системы социального обеспечения и медицинского обслуживания, образования, строить жилье и даже заниматься благотворительностью применительно к «бледнолицым».
В командировке в штате Коннектикут я был за три года до открытия теперь всемирно известного, огромного игорного комплекса «Фоксвудс»: семейство племени пекотов численностью около 300 человек обеспечивает игроков всем необходимым.
- Скажи, - вопрошал недавно приехавший в Москву из Коннектикута мой хороший знакомый Рей Буше, - у тебя в роду не было индейцев пекот?
Искренне расстроился, узнав, что ни в Брянской, ни в Рязанской областях, откуда идут мои родители, индейцев отродясь не водилось:
- Если бы ты добыл справку, что в тебе хотя бы одна капля крови пекотов, то не только ты, но и дети, и внуки, и все твои потомки могли бы не работать, а лишь получать хорошие деньги.
Сегодня соплеменникам Рассела Минса могут помочь «войти» в игорный бизнес и быстро решить все проблемы, о которых опять узнала Америка: в резервациях лакота за чертой бедности живут 97 процентов населения, а уровень безработицы достигает 85 процентов.

Могут – пропагандистская машина позволяет легко это сделать – обратить все в шутку и представить новое государство очередным «Диснейлендом», на этот раз индейским.

Разве не забавно: попробовать купить паспорт «индейского государства» или «индейское» водительское удостоверение?
Могут затаскать по судебным слушаниям и за несколько лет запутать дело так, что американцы потеряют всякий интерес к «забавному казусу», а индейцы предстанут крючкотворами, требующими лично для себя неслыханных благ.
В любом случае, нового государства на территории США не будет. С большой долей вероятности - никогда. Только вот индейцы очень терпеливы, лакоты говорят: «Мы жили в этой стране не одну тысячу лет, мы не торопимся. Мы можем подождать еще сто лет. За нами - истина. Мы готовы умереть, чтобы наш дух мог существовать на этой земле».
В официальном гимне штата Северная Дакота, где проживает часть «жителей свободного государства», есть замечательные строки: «Здесь верные дети распевают песни счастья и благодарности».
У индейского государства, если таковое состоится, уверен, будет другой гимн.

Специально для Столетия

П равительство США урегулировало свой спор с индейскими племенами, согласившись выплатить им более миллиарда долларов. Это компенсация за пользование минеральными ресурсами индейских территорий, заготовку там древесины, выпас скота и пользование дорогами. Индейцы также обвиняли власти в дурном распоряжении своими финансами, которые находятся в доверительном управлении Министерства внутренних дел. Племена согласились отозвать из судов свои иски, некоторые из которых имеют более чем вековую историю.

Объявляя о достигнутом соглашении, министр юстиции Эрик Холдер заявил, что они открывают новую эру в отношениях правительства с индейцами.

Отношения эти начались 405 лет назад, когда Лондон едва пришел в себя после эпидемии чумы, театр "Глобус", для которого сочинял Шекспир, получил от короля Якова I статус труппы его величества, а на Руси чудесно воскрес дважды убиенный царь Димитрий. В мае 1607 года к берегам Виргинии подошла английская флотилия из трех кораблей, которой суждено было основать первое английское поселение в Новом Свете - Джеймстаун. Она бросила якорь у входа в Чесапикский залив. Берег показался членам экспедиции райским уголком. "По изумрудным лугам, - пишет хроникер, - струились свежайшие ручьи, высился лес исполинских деревьев, и я был очарован сим прекрасным видом с первого же взгляда".

Однако первая же вылазка на сушу повлекла за собой и первую стычку с туземцами. 10 человек были ранены, двое убиты. Только выстрел из корабельной пушки заставил ретироваться нападавших. Тонкий звон индейской стрелы стал постоянным звуковым сопровождением ежедневной битвы поселенцев за выживание.

Отношения балансировали между дружбой и враждой и породили легенду, ставшую поп-культурным трэшем – историю любви дочери вождя Покахонтас и предводителя поселенцев Джона Смита. Со своим вторым белым мужем Джоном Рольфом и дочерью Ребеккой (именно этот брак заставил ее отца заключить мир с англичанами) краснокожая принцесса побывала в Англии и произвела ажиотаж в светском обществе. В Двенадцатую ночь, последний день святок 1617 года, Рольфы получили приглашение в королевский дворец на представление театра масок. Пьесу специально по такому случаю сочинил драматург Бен Джонсон. Ребекка Рольф сидела неподалеку от короля Якова и королевы Анны.

Независимая Америка теснила индейцев на запад, воевала с ними, заключала союзы, пыталась ассимилировать, но государственной политики геноцида индейцев, о котором твердил нам советский агитпроп и о котором по сей день любят напоминать записные патриоты, у США никогда не было. Генерал Шеридан никогда не произносил одиозной фразы "Хороший индеец – мертвый индеец" - она зафиксирована Оксфордским словарем раньше, чем он мог бы ее произнести.

В освещении этой темы по-прежнему много пропаганды и публицистики. Строгая наука затрудняется даже определить численность индейцев в доколониальный период – оценки колеблются между одним и 18 миллионами. Да, бледнолицые воевали с индейцами, но индейские племена воевали и между собой. На военной тропе погибло гораздо меньше индейцев, чем от инфекционных болезней, против которых у них не было иммунитета. Сказки про зараженные холерой одеяла, которыми белые будто бы специально снабжали индейцев - выдумка невежественных людей. Европейцы тогда сами ничего не знали про микробы. В 1881 году, уже после открытия Пастера, врачи ковырялись грязными пальцами в ранах несчастного президента Гарфилда, раны которого были несмертельны, и довели дело до заражения крови.

Те, кто сегодня муссирует тему индейского "геноцида", напоминают этих докторов – они отравляют организм вместо того, чтобы лечить его. Америка платит по своим историческим долгам. И это правильно и достойно.

Интересный сценарий для проведения празднования дня рождения, который подходит имениннику возрастом от 5 до 9 лет. Основными персонажами в нем являются ковбои (бледнолицые) и индейцы (краснокожие). Виновник торжества (по сценарию) станет шерифом небольшого городка в штате Техас.

Руководить всеми действиями детей будут Ковбой и Индеец. Ими могут стать кто-нибудь из взрослых (отцы приглашенных детей). Сами дети будут ковбоями, друзьями шерифа, который празднует свой день рождения.

После того, как все приглашенные соберутся, появляется Ковбой и произносит:

— Я рад вас приветствовать, дорогие друзья! Сегодня — замечательный день — мы будем отмечать День Рождения нашего всеми уважаемого и любимого шерифа Энтони! (Имя ребенка переделывается на западный манер — Энтони — Антон, Джон — Иван, Билл — Борис, и т.д.).

— Наш именинник всегда в отличной форме, а сегодня — особенно, ведь ему исполнилось полных пять (6, 7, 8, 9) лет! И он уже стал лучшим шерифом в нашем штате!

— Поприветствуем его громким салютом из своих кольтов!

Присутствующими при этом взрослыми, делается несколько выстрелов из новогодних хлопушек, с красочным рассыпанием конфетти.

Ковбой продолжает:

— Вы должны знать, что в одном доме с шерифом живет старый индеец — Гордый Орел. Он сейчас вместе с нами, и по моей просьбе расскажет вам свою историю, которую знают далеко не все, а только самые достойные и уважаемые ковбои. Но для того чтобы вы все узнали, вам придется показать всю свою ловкость, ум, настойчивость и умение. Поэтому давайте немного подготовимся и начнем!

Ковбой раздает детям широкополые шляпы и шейные платки — обязательные атрибуты каждого поселенца диких прерий. Шляпа защищает голову от жесткого, палящего солнца, а шейный платок необходим в случае возникновения пылевой бури, которые часто возникают на больших открытых пространствах.

Свое слово вставляет и старый Индеец (взрослый, который одет в костюм индейца):

— Приветствую вас, мои дорогие бледнолицые братья! Свою историю я смогу вам рассказать только лишь в том случае, если вы успешно пройдете все испытания и докажете, что достойны моего внимания и благосклонности!

Ковбой (указывая на прикрепленный к стене лист ватмана):

— Вот доска почестей! На ней есть ваши имена. За каждое пройденное испытание вы будете получать звезду помощника шерифа. Гордый Орел будет главным судьей в определении достойного обладателя этой награды. Соберите все свои силы и настройтесь на прохождение всех заданий, которые начинаются прямо сейчас!

Мост через пропасть

Понадобятся две бельевых веревки длиной 3-4 метра и помощь двух взрослых.

Взрослые становятся в отдалении друг от друга и между ними (на полу) протягивается одна веревка, а вторую они держат в руках, на высоте чуть выше роста участвующего в испытании ребенка.

— В мои молодые годы, я жил в вигваме, который находился в удалении от основной стоянки нашего племени. И для того чтобы придти к своим сородичам, нужно было перебраться через глубокую пропасть, которую невозможно было обойти стороной, так как это заняло бы целый день. За все время, которое я там проживал, ни одному бледнолицему не удалось воспользоваться простым способом преодоления пропасти. Ведь пройти по двум протянутым канатам, когда под ногами бездна — осмелится далеко не каждый!

Давайте посмотрим, хватит ли у вас ловкости и храбрости повторить мой путь? Кто сможет это сделать?

Дети по очереди проходят по веревке на полу, держась за натянутую сверху. Тот, кому удалось ни разу не оступиться и удачно преодолеть всю дистанцию — получает звезду помощника шерифа с названием «Ловкий гризли», которая рисуется Индейцем, под именем ребенка на доске почестей.

Задачу можно усложнить, объявив (в момент прохождения) препятствия, что началась песчаная буря. Испытуемый должен закрыть лицо шейным платком (оставив лишь глаза), а двое взрослых (держащих верхнюю веревку) — начинают ее несильно раскачивать, препятствуя спокойному прохождению по нижней веревке.

Собрать стадо коров

Для этого задания в отдельной комнате раскладываются нарисованные на плотной бумаге, и затем вырезанные ножницами, фигурки коров (около 30 штук). Расположить их можно в самых различных местах, но не прятать в шкафы или ящики. Главным условием должно быть неброское положение фигурки.

Ковбой (обращаясь к детям):

— Вы прекрасно справились с заданием Индейца. И пока я наблюдал за вами, мои помощники ковбои, не справились со своей работой на ранчо и потеряли стадо коров. Их было тридцать, а сейчас нет ни одной — разбежались. И теперь их нужно найти, собрать в одно стадо и пригнать в загон. Сможете справиться с этой задачей? Ведь времени в обрез — пока звучит эта мелодия.

Дети, под звучание веселой песенки, отыскивают фигурки коров и отдают их Ковбою. За каждые пять коров, ребенок получает звездочку «Зоркий глаз», которая тут же оказывается на стене с доской почестей.

Поймать мустанга


Чтобы провести это соревнование необходимо запастись веревкой (5-6 метров) и простым деревянным табуретом.

— Мне известно, что опытные ковбои умеют мастерски бросать лассо. Таким способом ловят диких мустангов в прериях для дальнейшего их приручения. Но лассо применяют и на ранчо, чтобы отловить нужную корову или быка. Поэтому каждый, кто работает ковбоем, обязательно имеет притороченное к луке седла лассо. Но и простые путешественники по прериям и долинам с глубокими каньонами всегда держат под рукой этот необходимый для преодоления препятствий предмет.

Ковбой (держа в руках веревку необходимой длины):

— Я покажу вам, как делается лассо, и научу им пользоваться. Думаю, мне с удовольствием поможет наш шериф Энтони, а потом, каждый из вас попробует поймать хотя бы одного дикого мустанга.

Ковбой показывает, как завязать петлю на одном конце веревки и как затем сложить лассо для дальнейшего броска. В качестве мустанга используется перевернутая кверху ножками табуретка.

Для усложнения задания можно к перевернутому табурету привязать еще одну веревку и потихоньку тащить, чтобы мишень оказалась в движении.

Все удачно поймавшие мустанга с помощью лассо, награждаются звездой помощника шерифа, с названием «Крепкая рука».

Перехитрить индейца

В качестве призов в этом несложном конкурсе можно использовать небольшие игрушки, сувениры или сладости (пачка печенья, плитка шоколада и т.д.). Награды складываются в полотняный мешок и раздаются Индейцем в случае определения победителя. Участвуют в игре по паре детей. Тот, кто первым ошибется, остается без подарка, но может продолжать игру в паре с другим ребенком.

— Для того чтобы стать искусным воином, необходимо всегда быть очень внимательным и сообразительным. Я предлагаю сыграть в игру с названием «Сделай не так». У меня в запасе несколько команд, которые вы должны будете выполнять за мной. По этим командам я буду выполнять предписанные в них действия. Но иногда, я буду делать не то, что говорю. И если кто-то повторит за мной неправильное движение то — увы, он проиграл.

— Гордый Орел — очень хитрый воин! Не попадайтесь на его ловушки! Он очень любит их расставлять.

Дети разбиваются на пары и представление начинается. Индеец говорит команду и сам выполняет ее, а дети повторяют за ним. Периодически, Гордый Орел допускает несоответствие между командами и их выполнением. К примеру — по команде поднять левую ногу, он поднимает правую руку, или по команде «голову вниз», он, наоборот, задирает подбородок.

Убери лишнее (конкурс на логику)

Понадобятся карточки или отдельные листы бумаги с заготовленными словами и понятиями, которые уместны к этому слову.

— Для передвижения по прериям, в горах и лесах, каждый индеец берет с собой в путешествие все только самое необходимое, чтобы не перегружать себя во время движения. Иногда ведь приходится не только идти, но и бежать, пробираться через заросли или преодолевать крутые подъемы. Каждый лишний килограмм будет отбирать силы, и поэтому в дорожной сумке каждого индейца нет места лишним предметам.

— Наш закаленный в походах индеец, предлагает вам из перечисленного им списка выбрать только подходящие предметы. И не только для путешествия, а и вообще, в соответствии с ключевым словом. Например, в деревне можно обойтись без «коровы», «трактора», «телевизора», «газонокосилки», «лопаты».

Слова в карточках (листах) с заданиями:

  • река (песок, вода, водоросли, рыба, лодка, рыбак);
  • город (перекресток, тротуар, пешеход, автомобиль, трамвай, метро);
  • игра (шахматы, лото, кубики, считалка, правила);
  • путешествие (палатка, спальный мешок, карта, компас, удочка, сачок);
  • чтение (очки, глаза, книга, буквы, закладка);

Мгновенная реакция

Для проведения игры нужен любой мяч, который легко бросается и ловится и, конечно же, приз (пакет с конфетами).

— А сейчас, ребята, предлагаю проверить вашу реакцию! Будем играть в простую игру — вы становитесь в круг вокруг меня, а я буду бросать каждому из вас по очереди вот этот мяч. Гордый Орел, пока мяч будет в полете, скажет какое-нибудь слово. Если оно связано с опасностью, вы убираете руки за спину, а если обозначает что-то неопасное для вас, вы ловите мяч.

— Будьте внимательны и сосредоточены! Ошибка приведет вас к выбыванию из игры! Начали!

— Дождь, хлеб, гром, выстрел, огонь, дерево, болото, камень, молния…

Победитель в этом соревновании получает свой заслуженный приз и щедро делится (по подсказке взрослых) со всеми участниками игры.

Меткий стрелок

Для определения самого меткого стрелка понадобится картонная коробка, в которую будет усажен макет чудища и несколько теннисных мячиков.

— До меня дошли слухи, что в округе появилось небывалое чудище, которого все боятся! Нам с вами нужно победить его и избавить людей от страха. Давайте все вместе испытаем свою удачу и проявим чудеса храбрости и невероятную меткость в бою с этим ужасным чудовищем!

На полу простилается лента, которая является огневым рубежом (пересекать ее нельзя). В нескольких метрах от нее устанавливается коробка с чудовищем (им может быть старая белая наволочка набитая скомканной бумагой и нарисованным фломастерами лицом чудища).

Дети по очереди бросают теннисные мячики, стараясь попасть в мишень. Самым метким стрелкам вручаются призы и звезды «Меткий стрелок».

Болото

При помощи длинной веревки, на полу комнаты выкладывается большой овал (4-5 метров в диаметре) неправильной формы. Это будет «болото», которое нужно пересечь при помощи двух картонных листов размером чуть больше стопы ребенка. Подойдя к границам болота с двумя картонками в руках, участник кладет один из них в болото и, наступив на него, кладет дальше вторую картонку, перейдя на которую оборачивается назад, забирает первую и перекладывает ее дальше. Таким образом, делая себе кочки из картонок, участник соревнований должен как можно быстрее перебраться на другую сторону болота.

Победитель определяется с помощью секундомера и получает приз, а также звезду на доске почета, с названием «Быстроногий олень».

Индеец (обращаясь к детям):

— Что же, дорогие друзья! Вы порадовали меня своими умениями, храбростью и отличным отношением к выполнению поставленных задач. Каждый из вас получил много звезд помощника шерифа с разными названиями, которые говорят о том, где вы отличились. Теперь я могу с чистым сердцем поведать вам свою историю. И по нашей древней традиции, когда у племени индейцев появляются друзья — все садятся вокруг костра и выкуривают трубку мира.

Трубка мира


Понадобятся несколько покрывал (для того, чтобы дети могли расположиться на полу), пластиковый стаканчик с мыльным раствором, соломинка (трубочка для коктейлей).

Все рассаживаются на полу и, передавая друг другу стаканчик с соломинкой и мыльным раствором, по очереди выдувают несколько мыльных пузырей.

После этого, под веселую музыку исполняется несколько индейских танцев вокруг костра.

— Гордый Орел! Ожидая твой увлекательный рассказ, мы совсем забыли, зачем тут собрались!

— Давайте еще раз поздравим нашего именинника с его Днем Рождения, и вручим ему свои поздравления и пожелания, которые каждый напишет на вот этих подковах!

Ковбой раздает детям картонные подковы и маркеры или фломастеры. Друзья именинника пишут свои пожелания и поздравления, а если вдруг кто-то еще не умеет писать, то он просто рисует то, что, по его мнению, понравится виновнику торжества.

Затем все подковы крепятся на доске почестей.

Карта

Понадобится большой лист бумаги, где будет нарисован план помещения, в котором проходит празднование. Молоком или соком лимона на ней рисуется крестик в определенном месте (там будет спрятан клад). Затем карта разрезается (или разрывается) на множество довольно мелких кусочков.

Индеец подводит детей к пещере (сделанной из нескольких простыней перекинутых через натянутую веревку). Дети по очереди проползают в нее и выносят оттуда по кусочку найденного в конце пещеры листа бумаги с картой-планом, где обозначено место спрятанного клада. Перед тем как ребенок начинает заползать в пещеру, кто-нибудь из взрослых подкладывает очередной кусочек карты в конце пещеры (приподняв край простыни в нужном месте).

Собрав все кусочки в одно целое, дети видят план, но на нем нет обозначенного места клада.

— Я точно помню, что в нужном месте на карте был нарисован крестик! Куда же он подевался?

Я знаю, в чем дело! Карту необходимо нагреть. Наверняка, знак оставлен на ней тайными чернилами!

При помощи зажигалки Ковбой нагревает лист бумаги и на ней проявляется крестик в нужном месте.

Все отправляются туда и находят еще один лист бумаги, который свернут в трубочку и перевязан тонкой лентой.

Клад

Кладом является небольшая картонная коробка (обклеенная белой бумагой с нарисованными на ней атрибутами сундука), заполненная монетами, сделанными из шоколада, обернутого в золотую фольгу.

Индеец (указывая на найденный, перевязанный лентой лист):

— Не торопитесь, друзья! Вокруг этого свитка могут быть расположены ловушки! Поэтому достать его мы должны доверить самому опытному из вас — Шерифу Энтони!

Именинник достает свернутую записку и раскрывает ее. Там написано:

«Клад на балконе, на краю подоконника».

Все дружно отправляются к балкону и находят сундук с золотыми монетами, которые сразу же делятся по-братски между всеми гостями.

После всех приключений, гости приглашаются к столу, и начинается новое празднование знаменательного дня в жизни великолепного шерифа маленького городка в Техасе — Энтони.

Столкновение с «передовой цивилизацией» Европы обернулось для североамериканских индейцев катастрофой. Преодолевать ее последствия они начали только в XX веке
П отрепанная штормами флотилия голландской Ост-Индской компании бросила якорь 4 сентября 1609 года — после трех месяцев плавания. Капитан — англичанин Генри Хадсон (Гудзон) — велел определить координаты и готовить шлюпки. 40 градусов северной широты и 73 градуса к западу от Гринвича. В нескольких сотнях метров по правому борту лесистый остров поднимался над морской гладью.
Высадку, однако, пришлось отложить. В полдень корабли голландцев были окружены десятками легких лодок, выдолбленных из стволов деревьев. «В руках у людей были луки и стрелы с наконечниками из заточенных камней. Они выглядели вполне дружелюбно, но одновременно выказали склонность к воровству» (из записок Гудзона). Шестого сентября перед рассветом пятеро моряков тайно пересекли пролив между кораблями и устьем реки, впоследствии названной Гудзоном. Но алгонкины-часовые подняли шум, «наших молниеносно атаковали, и одному из них, Джону Колману, всадили в горло стрелу» (из бортового журнала). Так закончился первый визит белых людей на Манхэттен.
Позже этот сценарий знакомства тысячи раз повторился на просторах Северной Америки. Сначала «соблюдали дистанцию». Старались разгадать намерения друг друга. Потом сходились, демонстрируя дружелюбие. А при малейшем движении, в котором можно было усмотреть угрозу, коварно убивали новых друзей. Но у европейцев были волшебные палки, разящие на расстоянии…
Кочевники с Великих равнин и граждане Натчезского государства на Миссисипи, собиратели дикого риса у Великих озер и пуэбло, одурманивающие себя соком кактуса, — все они были обречены. Хотя, по разным данным, к началу XVII века от арктических островов до границ вице-королевства Новая Испания жили от 5 до 12 миллионов индейцев.
Южнее этих границ уже больше ста лет кипела бурная колониальная жизнь. От Буэнос-Айреса до Рио-Гранде не смолкал стук заступов на рудниках. Золото рекой текло через океан. Тонны его оседали на морском дне, тонны попадали а руки французских и английсюп пиратов. Азарт к дальнейшим завоеваниям у испанского короля убавился. Зачем искать новые земли, если богатства уже известных неисчерпаемы?.. Но людям молодым и горячим слава Кортеса не давала спать спокойно. Поверив рассказам индейцев о «семи городах Сиболь: из золота и драгоценных камней, испанцы организовали несколько экспедиций на север.
Миф о Сиболе рассеялся как дым. Франсиско де Коронадс: 1540 году прочесал пустыни от Аризоны и Нью-Мексико, где обнаружил развитую, но отнюдь не богатую золотом цивилизацию пуэбло. Впрочем, Коронадо все же вошел в историю. Благодаря ему племена юго-западных прерий избежали истребления, которому подверглись, скажем, муиски в Колумбии. Конкистадор велел составить декларацию о поголовном переходе индейцев в католичество. Затем вызвал к себе старейшин пуэбло и заставил каждого начертить на акте крест. Вожди нарисовали две линии, не понимая толком, зачем. Но это спасло их народы. В дальнейшем к «истинным христианам» пуэбло бледнолицые относились почеловечески. Хопи, дзуни и другие народы Аризоны по сей день сочиняют песни в честь «справедливого вождя» дона Франсиско.
Ритм колонизации тем временем учащался. В 1607 году британцы основали на востоке материка Джеймстаун. В 1608
году на северо-востоке французы заложили Квебек. Границы Новой Испании «поползли» на север — центром этих владений стал Санта-Фе (1610). Захватывая и обустраивая свои заокеанские колонии, Франция, Испания и Англия преследовали разные цели.
В Новой Франции в первую очередь были заинтересованы нормандские и бретонские купцы. Их специализацией была торговля мехами. В погоне за пушниной французы раньше всех пересекли Америку — от устья реки Святого Лаврентия, через Великие озера и вниз по Миссисипи, где вскоре основали город Новый Орлеан. В отличие от французов испанцы, обосновываясь в Северной Америке, создавали колониальную инфраструктуру, развивали сельское хозяйство и скотоводство, рыли каналы, открывали рудники. Индейцы в этой системе обрабатывали землю, прислуживали иноземным хозяевам, пасли скот, выполняли тяжелую работу.
Справедливость требует признать, что обращение с аборигенами в испанских владениях было гораздо мягче, чем в британских и французских. Отцы-иезуиты не только насильно крестили туземные семьи, но и обучали детей грамоте, ремеслам, не давали умереть с голоду, открывая амбары в неурожайные годы. А офицеры и солдаты испанской короны «голосовали сердцем» — сплошь и рядом женились на индианках. Отсюда такое обилие метисов на юго-западе США (в Новой Англии смешанных браков практически не случалось).
Выиграли схватку, однако, британцы. Можно сказать — они задавили соперников числом. Борьба династии Стюартов с пуританизмом «выдавила» с Альбиона в Новый Свет множество англичан. Французам, лишенным стимула к массовой эмиграции, не удалось удержать свои позиции на столь обширных территориях. Парижский договор 1763 года, подорвал их колониальную империю: Канада и вся восточная часть Североамериканского континента, вместе с индейскими племенами перешла в руки англичан. Существует множество противоречивых рассказов об отношениях краснокожих с «красными мундирами». С одной стороны, все с малых лет знают Кожаного Чулка — друга индейцев и Последнего из могикан — друга англичан. А американским детям рассказывают идиллические истории о любви Джона Смита и индейской «принцессы» Покахонтас, и о том, как
появился в календаре День благодарения (власти Вирджинии вернули индейцам украденный урожай). С другой стороны — в архивах хранятся приказы военного командования сжигать целые селения за убийство одного англичанина. Заскучавшие британские офицеры развлекались, устраивая облавы на «дикарей». Всякое случалось.
Но в отличие от испанцев англичанам в принципе не были нужны сами индейцы — только их земля. Мир управляется теперь с территорий, некогда принадлежавших гуронам, алгонкинам, ирокезам. Но самих индейцев здесь давно нет. Остатки измученных эпидемиями племен востока США в 1830 году были высланы за Миссисипи. А вскоре в словаре самой демократической страны мира появился новый термин — индейская резервация.
Почти на столетие мир как бы забыл о коренных американцах. С «героических» времен покорения Запада жизнь на индейских территориях никого не интересовала. Только в 1920-х годах, когда «дикари» наконец официально получили статус граждан США, мир с удивлением вспомнил: оказывается, индейцы существуют на самом деле, а не только в приключенческих романах.
Мари-Элен Фрэссе
Демократы были и есть самыми опасными врагами человечества ибо жажда наживы превратила их в нелюдей и моральных уродов. Одна война в Ираке из-за нефти чего стоит на их руках тысячи смертей. Но это все лирика, а мы тут просто весело путешествует и по истории в том числе.