К э циолковский сделал. Прототип аэродинамической трубы и шасси

­Краткая биография Константина Циолковского

Циолковский Константин Эдуардович - выдающийся русский ученый-самоучка; основоположник теоретической космонавтики; автор научно-фантастических произведений; изобретатель и простой школьный учитель. Родился 17 сентября 1857 года в Рязанской губернии, в семье лесничих, которые, однако, происходили из древне-дворянского рода с польскими корнями. Известно, что Константин в детстве переболел скарлатиной и практически полностью лишился слуха.

В юношеские годы он проживал в Москве и учился высшей математике. С 1879 года стал учителем геометрии и арифметики в одном из калужских училищ. Это был, пожалуй, самый плодотворный период для ученого, так как он привел в жизнь большое количество научных исследований. Впервые он обосновал возможность использования космических полетов для межпланетного исследования. Именно Циолковский затронул ряд теорий и инженерных решений, позволяющих в будущем использовать ракеты. В 1892 г. он был перебрался в Калугу.

Его труды были по достоинству оценены И. М. Сеченовым. Благодаря этому Константин Эдуардович надолго утвердился в российском сообществе физиков и химиков. Еще до переезда в Калугу ученый женился на В. Е. Соколовой. Для проведения технических экспериментов ему было ничего не жаль. Он тратил на это даже семейные активы, так как физико-химическое общество материально не помогало в вопросах исследований. Хотя вскоре ему все же было выделено 470 рублей на строительство нового туннеля для измерения аэродинамических показателей летательных аппаратов.

В 1895 году он выпустил книгу «Грезы о земле и небе», в которой выразил свои взгляды на возможные проблемы космонавтики. Еще через год он написал свой самый главный труд об исследование космического пространства. Начало 20-го века для ученого стало трагичным. Во-первых, в 1902 г. один из его сыновей покончил жизнь самоубийством. Во-вторых, в результате наводнения был затоплен его дом вместе с экспериментальной лабораторией. Ну, а в-третьих, интерес общества к аэродинамике оставался все таким же низким. С приходом большевиков ситуация для ученого заметно изменилась. Новая власть проявила живой интерес к его работам.

С 1919 года в его жизни началась белая полоса. Сначала он стал членом Академии наук, затем заслужил пожизненную пенсию за ощутимый вклад в отечественную науку. В 1932 году он был награжден орденом Красного Трудового Знамени, а через три года ученого не стало. Циолковский умер в сентябре 1935 года, через два дня после своего 78-го дня рождения. В 1950-е гг. к столетию ученого была создана медаль с его именем, которой стали награждать за вклад в область межпланетных сообщений.

К. Э. Циолковский - советский исследователь с мировым именем, пропагандист освоения космического пространства.

Константин Циолковский - ученый и изобретатель, первопроходец в области изучения космоса. Он является «отцом» современной космонавтики. Первый русский учёный, ставший известным в области воздухоплавания и аэронавтики, человек, без которого невозможно представить космонавтику.

Открытия Циолковского внесли весомый вклад в развитие науки, он известен как разработчик модели ракеты, способной покорить космическое пространство. Он верил в возможность основания людских поселений в космосе.

Из биографии К. Э. Циолковского:

Биография учёного является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий великий ученый родился 17 сентября 1857 года в Рязанской губернии, в селе Ижевское, недалеко от Рязани.

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков, она вела домашнее хозяйство.

Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань.

Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама. В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы.

Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества.

В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Родители К Э.Циолклвского

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых.

Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки. Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация.

Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно.

В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья.

В январе 1881 года умер отец Константина. Позже страшный случай произошёл в его жизни - пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов.

Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля.

Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого.

Константин получает отказ и тратит на свою работу семейные сбережения. Деньги были пущены на постройку около сотни опытных экземпляров. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей. Все эти деньги ученый вложил в улучшение свойств тоннеля.

Космос непреодолимо манит Циолковского, он много пишет. Начинает фундаментальную работу над «Исследованием космического пространства с помощью реактивного двигателя». Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса.

1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца.

В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни. Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Основные даты биографии Константина Циолковского:

*1880 г. обвенчался церковным браком с В. Соколовой.

*1896 г. начал исследовать динамику движения ракет.

*В период с 1909 по 1911 годы – получил официальные патенты, связанные со строительством дирижаблей в странах Старого и Нового света и России.

*1918 г. становится членом Социалистической академии общественных наук. Продолжает преподавательскую деятельность в Калужской единой трудовой советской школе.

*1919 г. комиссия не принимает проект дирижабля для вооружения советской армии. Написал автобиографии «Фатум, рок, судьба». Провел несколько недель в заключении, на Лубянке.

*1929 г. встретился с коллегой по ракетостроению с Сергеем Королевым.

Научные достижения Константина Циолковского:

1.Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.

2.Аэростат, которым можно управлять, дирижабль из цельного металла – разработки Циолковского.

3.Предложил новый проект двигателя с газотурбинной тягой.

4.Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.

5.Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.

6.Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.

7.Разработал старт ракеты с наклонного уровня.

8. Эта разработка применялась в артиллеристских установках типа «Катюши».

9.Работал над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.

10.Серьезно занимался изучением реальных межзвездных путешествий.

Интересные факты из жизни Константина Циолковского:

1. Будучи 14-летним подростком, он сделал токарный станок. Через год сделал воздушный шар.

2. В 16 лет Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, а своим образованием занимался самостоятельно: книги щедро давали ему знания.

3. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их.

4. Известия об успешных экспериментах Циолковского все же побудили Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, которые ученый израсходовал на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

5. Единственной вещью, уцелевшей после пожара в доме Циолковского, была швейная машинка.

6. При наводнении произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов.

7. Два сына Циолковского в разное время покончили жизнь самоубийством.

8. Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.

9. Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

10. Вдохновленный идеями великого изобретателя, А. Беляев написал роман в научно-фантастическом жанре под названием «Звезда КЭЦ».

Цитаты и высказывания Константина Циолковского:

1. «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».

2.«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

3.«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

4.«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

5.«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

6.«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».

7. «Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».

8.В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.

9.«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

10.«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

11.«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».

12.«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».

Памятник К. Э. Циолковскому в Москве

фото из интернета

> > Константин Циолковский

Биография Константина Циолковского (1857-1935 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Ижевское,
Рязанская губерния,
Российская империя

Место смерти : Калуга , РСФСР , СССР

– советский ученый и изобретатель: биография с фото, вклад в науку и культуру, первая модель ракеты, аэродинамические эксперименты.

Константин Циолковский был русским учёным, занимавшимся аэронавтикой, аэродинамикой и астронавтикой, изобрёл ракету и исследовал космос. Циолковским – разработчик первой модели ракеты для космического полёта. Но его жизнь закончилась до запуска.

Местом рождения Константина Эдуардовича Циолковского стал Ижевск. Его отца, Эдуарда Игнатьевича, знали как польского дворянина со средним достатком, а у мамы, Марии Ивановны Юмашевой было татарское происхождение. Будущему учёному досталась «гремучая смесь» генов. Девятилетнего Костю Циолковского поразила скарлатина, а её осложнения привели к глухоте.

По прошествии четырёх лет он потерял маму. Этим двум трагедиям суждено было сыграть определяющую роль в формировании жизненного сценария Константина. Будущему учёному пришлось заниматься домашним самообразованием, что привело к развитию замкнутости у ребёнка. Дружил он только с книгами. Он сильно увлёкся математикой, физикой и космосом. 16-летнему Циолковскому в Москве предстояло в течение трёх лет заниматься изучением химии, математики, астрономии и механики.

Общение с окружающими осуществлялось с помощью специального слухового аппарата. Но стоимость московской жизни была довольно высокой и Циолковскому, вопреки всем усилиям, не удалось получить достаточных средств, и в 1876 году по настоянию отца он очутился в Вятке. После сдачи экзаменов и получения учительского диплома им было начато преподавание. Боровская школа, где он работал, находилась на расстоянии ста километров от Белокаменной. В Боровске ему выпало жениться, его супругой стала Варвара Ефграфовна Соколова.

Российские научные центры были далеко, глухота не покидала, но Циолковскому это не помешало заняться самостоятельными аэродинамическими исследованиями. Сначала им была разработана кинетическая теория газов. В ответ на его послание с расчётами Русскому физико-химическому обществу Менделеев сообщил, что эту теорию уже открыли четверть века тому. Циолковскому удалось пережить этот удар, и не прекращать исследований. Петербург обратил внимание на одарённого и неординарного вятского учителя, он получил предложение членства в вышеупомянутом обществе.

С 1892 года местом работы Константина Циолковского стала Калуга. Занятия учителя наукой, астронавтикой и аэронавтикой продолжались. На новом месте Циолковским было осуществлено строительство специального туннеля для измерения различных аэродинамических показателей, которыми характеризуются летательные аппараты. Физико-химическим обществом не было выделено никаких средств на проведение экспериментов, учёный продолжал исследования с использованием семейных сбережений. Деньги Циолковского пошли на экспериментальные модели (свыше 100) и их тестирование. Когда обществом была, наконец-то, выделена финансовая поддержка калужскому гению в размере 470 рублей, Циолковским было осуществлено строительство нового, усовершенствованного туннеля.

Аэродинамические эксперименты усилили интерес Циолковского к космическим проблемам. 1895 стал годом публикации его «Грёз о земле и небе», в следующем году он опубликовал статью, посвящённую другим мирам, разумным существам, населяющим другие планеты, и их общению с землянами. Тогда же Циолковским начато написание «Исследований космического пространства с помощью реактивного двигателя». Книга, ставшая главным трудом учёного, была посвящена проблемам, связанным с использованием ракетных двигателей в космическом пространстве – навигационным механизмам, поставке и транспортировке топлива и т.д.

О первых пятнадцати годах двадцатого столетия можно сказать, как о самых тяжёлых из прожитых учёным. 1902 стал годом самоубийства сына Игнатия. В 1908 году Ока разлилась так, что произошло затопление дома, что привело к потери многих машин, экспонатов и уникальных расчётов. Физико-химическим обществом не была дана должная оценка значимости и революционности, которые были присущи железным моделям Циолковского.

Большевики, получив власть, в некоторой мере изменили ситуацию – новая власть заинтересовалась разработками учёного, что выразилось в оказании Циолковскому значительной материальной поддержки. 1919 год принёс Циолковскому избрание в члены социалистической Академии (позже ставшей Академией наук СССР), с 09.11.1921 г. учёный получал пожизненную пенсию, как человеку обогатившему отечественную и мировую науку. Эта пенсия выплачивалась до 19.09.1935 г. – дня смерти величайшего человека, Константина Эдуардовича Циолковского. Местом смерти стала уже родная учёному Калуга.

Представитель древнего польского дворянского рода, Константин Циолковский родился в маленьком рязанском селе, работал простым школьным учителем и всю жизнь прожил в самых скромных условиях. При этом он создал великие труды по философии, социологии, аэродинамике и космонавтике, стал основоположником различных научных теорий, писал научно-фантастические произведения, переработал «Евангелие» и активно оспаривал теории Альберта Эйнштейна. В день рождения Циолковского сайт рассказывает о самых невероятных изобретениях, мыслях и гипотезах ученого.

Дирижабль Циолковского

«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», - запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Слова «дирижабль» в то время и вовсе не существовало, а аэростаты имели небольшие объемы, купол их изготавливали из прорезиненной ткани, которая быстро изнашивалась и выпускала взрывоопасный водород.

Циолковский первым предложил совершенно новую и оригинальную идею аэростата с тонкой металлической оболочкой с гофрированными боковинами, которая позволила бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Кроме того, такая оболочка была крайне прочной. Вместо водорода ученый предложил использовать нагретый воздух. Аэростат Циолковского должен был быть огромным даже по современным меркам: объёмом до 500 000 кубических метров, что более чем в два раза превышало объём знаменитых немецких дирижаблей конца 1920-х годов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II».

Циолковский и модели его дирижабля. Фото: Commons.wikimedia.org

Прогрессивный для своего времени проект Циолковского не нашел поддержки, в субсидии на постройку модели отказали. Константин Эдуардович даже общался за помощью в Генеральный штаб русской армии, но и там сочли его изобретение фантастическим. В целом труды Циолковского по дирижаблю не получили признания и у официальных представителей русской науки.

Первая попытка воплотить проект была предпринята только в 1931 году, когда построить дирижабль по проекту Циолковского попытались на комбинате «Дирижаблестрой». Аэростат так и не был построен «из-за низкого технологического уровня предприятия». Но впоследствии инженеры убедились в том, что теоретические предположения ученого были верны.

Моноплан

Немецкий моноплан времен Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1894 году в своей статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Циолковский предвосхитил конструкцию монопланов - самолетов, которые начали строить в передовых странах только через два десятилетия. Константин Эдуардович впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также обосновал положение о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа аэроплана в целях получения больших скоростей. Перед Первой мировой немецкие монопланы поражали воображение современников, а ведь еще незадолго до этого проект Циолковского российская наука снова не восприняла всерьез.

Лунный пейзаж

В 1887 году Циолковский пишет научно-фантастическую повесть «На Луне». Казалось, тот самый «маленький шажок для человека и огромный скачок для человечества» простой учитель совершил более чем за 80 лет до его воплощения - высадки «Аполлона».

В честь Циолковского, так подробно описавшего лунный пейзаж, назвали кратер на обратной стороне Луны. Фото: Commons.wikimedia.org

«Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них легкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут», - пишет Циолковский от имени рассказчика.

Кроме того, автор подробно и поразительно точно описывает вид Солнца и Земли с поверхности Луны. Проанализировав следствия малой силы тяжести, отсутствия атмосферы, писатель предвосхищает поведение жидкостей и газов, испарения, кипения, и других физических процессов.

Прототип аэродинамической трубы и шасси

Современная аэродинамическая труба NASA. Фото: Commons.wikimedia.org

Циолковский не только создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, но и 1897 году самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной оригинальной конструкции - техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. По этому прототипу под руководством великого русского инженера Николая Жуковского и была создана в 1902 году аэродинамическая труба в при механическом кабинете Московского университета.

В последствии Жуковский признавался, что именно работы по аэродинамике Циолковского стали источником его идей. Также в этой сфере Циолковскому принадлежит изобретение собственной схемы газотурбинного двигателя, а еще ученый первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси самолета.

Поезд на воздушной подушке

В 1927 году в небольшой брошюре «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

«Трение поезда почти уничтожается избытком воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так, если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в 5 раз больше, чем необходимо для легких вагонов.

Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним движением вырывающегося из отверстия вагона воздуха. Работа накачивания тут также довольно умеренна (если вагон имеет хорошую, легко обтекаемую форму птицы или рыбы), является возможность получать огромные скорости», - писал Циолковский.

Эта теория легла в основу создания транспорта на воздушной подушке спустя многие годы: первые морские плоскодонные суда на воздушной подушке поступили в эксплуатацию в Англии лишь в 1958 году.

Многоступенчатая ракета

Современные ракеты летают по принципу, разработанному Циолковским. Фото: РИА Новости / Виталий Белоусов

В 1929 году Циолковский издает новую книгу - «Космические ракетные поезда». «Ракетные поезда» Циолковского - это комплексы ракет, которые по мере отработки топлива сбрасываются на землю. Ученый предположил, что благодаря такому принципу к моменту отсоединения последней ракеты скорость поезда будет позволять ему унестись в космос. В 1935 году в своей работе «Наибольшая скорость ракеты» Константин Эдуардович доказал, что что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение остается верным до сих пор, но проверить на практике теорию Циолковского смогли только в 1944 году, когда немцы запустили «Фау-2» - в первый в истории предмет, совершившим суборбитальный космический полёт.

Космический лифт

Лифт, способный доставить человека в космос, придуманный Циолковским, сейчас разрабатывает NASA. Фото: www.globallookpress.com

Лифт, с помощью которого можно попасть в космос, тоже идея Циолковского. Описание и проект такого устройства Константин Эдуардович изложил в своем труде 1895 года. По задумке ученого, космический лифт напоминал башню (к слову, Эйфелеву башню, которую построили в Париже уже после публикации проекта Циолковского). Башня должна была быть в 100 тысяч раз выше обычной - 35 тысяч километров, а ее верхушка бы двигалась со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость назвали второй космической, и теперь именно с ней летают межпланетные аппараты. И только в 2005 году NASA объявило конкурс на создание современного проекта космического лифта.

Теоритические исследования космоса и возможности его освоения, проведенные Циолковским, не могут не поразить: полагаясь лишь на расчёты, ученый описал невесомость, необходимость скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказывал создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций.

Многое из описанного Циолковским - от заселения Вселенной до разума атома и бессмертия - так далеко уходит за пределы современной науки, что трудно предположить, насколько реальны эти гипотезы. Однако и опровергнуть их наука не может.

17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский, российский и советский изобретатель, ученый-самоучка, основоположник теоретической космонавтики. Будучи с детства практически полностью глухим, ученый не мог получить общего образования в гимназии и университете. Но его страсть к изобретательству сделала из него ученого с мировым именем. Сегодня мы расскажем вам о пяти гениальных изобретениях Константина Циолковского.

Дирижабль, он же металлический аэростат

Первое из изобретений Циолковского, получившее массовое распространение. Уже в 1890 году ученый подготовил документ для патентования «О возможности построения металлического аэростата». Главным достижением был факт отсутствия взрывоопасного водорода в куполе — дирижабль был наполнен горячим воздухом.

Аэроплан. От ненависти до любви

В 1894 году выходит публикация работы «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина». В задуманной поначалу для критического исследования аэростатов статье Циолковский пришел к совершенно иным выводам и намного опередил свое время. Именно в этой работе были высказаны идеи моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации.

Изобретение ракеты

В 1903 году ему удалось опубликовать работу под названием «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где он полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия; вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения. Так же он высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам и проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

Формула Циолковского

Это основное уравнение движения ракеты, определяющее её характеристическую скорость; опубликована Циолковским в 1903 году в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». По формуле Циолковского определяется максимальная скорость, которую может получить одноступенчатая ракета в идеальном случае, когда её полёт происходит не только вне пределов атмосферы, но и вне пределов поля тяготения Земли. Циолковский считает начальную скорость ракеты равной нулю.