Как устроен светофор.

05.08.2015 03.12.2015 by Papar@zzi

Как известно, переходить дорогу можно только в предусмотренных для этого местах и только на зелёный сигнал светофора. Но светофоры появились на наших перекрёстках не так давно, прежде координацией дорожного движения занимались регулировщики. Кому же принадлежит пальма первенства? Сегодня, в День рождения Светофора, мы разберемся с этим вопросом.

1. Изобретатели светофора

Первым, кто сообразил установить светофор на перекрёстке для регулировки уличного движения, был Джон Пик Найт — лондонец и специалист по железнодорожным семафорам. Первый сконструированный им светофор был установлен в британской столице 10 декабря 1868 года возле здания Парламента.

Переключение сигналов осуществлялось вручную с помощью двух семафорных стрелок. В горизонтальном положении они сигнализировали «стоп», а опущенные под углом в 45° — движение с осторожностью. Чтобы ночью можно было опознать подаваемый стрелками сигнал, использовали вращающийся газовый фонарь, который светил красным или зелёным.

В 1910 году Эрнст Сиррин из Чикаго разработал и запатентовал первую в мире автоматическую систему переключения сигналов светофора. На его светофоре были две надписи Stop и Proceed без подсветки.

Буквально пару лет спустя, в 1912 году, житель Солт-Лейк-Сити, что в штате Юта, которого звали Лестер Вайр создал первый в мире электрический светофор, с двумя круглыми сигнальными фонарями красного и зелёного цвета. По неизвестным причинам Вайр своё изобретение не запатентовал.

Следующее имя в светофорной истории — Джеймс Хог. 5 августа 1914 года Американская светофорная компания установила в Кливленде на перекрёстке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора, спроектированных Хогом.

Светофоры были оборудованы двумя световыми сигналами — красным и зелёным, а при переключении подавали звуковой сигнал. Вся система управлялась полицейским, который сидел в специально оборудованной для этого стеклянной будке на перекрёстке.

Шесть лет спустя — в 1920 году — в Детройте и Нью-Йорке были установлены светофорами, на которых появился жёлтый сигнал. Люди, их разработавшие друг с другом знакомы не были: Уильям Поттс из Детройта и Джон Ф. Харрис из Нью-Йорка.

Аналогичные светофоры были установлены в 1922 году в Париже на пересечении улицы Риволи и Севастопольского бульвара, а также в Гамбурге на площади Штефансплатц. В 1927 году такие же светофоры появились в английском Вулвергемптоне.

Часто в качестве первого изобретателя нередко упоминают американского изобретателя Гаррета Моргана, который в 1923 году получил патент на светофор оригинальной конструкции. Первые светофоры с обратным отсчётом появились во Франции в 1998 году.

Что касается Советского Союза, то первые светофоры здесь были установлены в начале 1930-ых годов. Сначала светофор появился на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского города Ленинграда (современные Невский и Литейный проспекты Санкт-Петербурга) 15 января 1930 года. В Москве первый светофор начал работу 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

2. Виды светофоров

Наиболее широко распространены уличные и дорожные светофоры. Среди них особо выделяются автомобильные и светофоры для пешеходов — эти разновидности встречаются на дорогах всего мира чаще всего.

Автомобильные светофоры. Как правило, встречаются светофоры с круглыми сигналами трёх общепринятых цветов: красного, жёлтого и зелёного. Порядок цветов строго регламентирован. Если сигналы располагаются вертикально, то красный всегда сверху, а зелёный внизу. Если же светофор горизонтальный, то красный сигнал будет расположен слева, а зелёный — справа. На автомобильные светофоры нередко навешиваются дополнительные секции со стрелками.

Жёлтый сигнал практически везде означает вот что: допускается проезд за стоп-линию, но обязательно снижение скорости при выезде на охраняемый светофором участок, готовность к тому, что светофор переключится на красный. Этот сигнал может быть и оранжевого цвета.

Светофоры для пешеходов устанавливают в непосредственной близости от установленных переходов. Сигналов на них обычно всего два — запрещающий и разрешающий. Внешний вид их может отличаться. Наиболее распространены сигналы в виде силуэта человека — стоящего или идущего.

В некоторых странах, в США например, красный сигнал выполнен в виде поднятой ладони. Иногда вместо человечков и ладоней используют надписи «Идите» и «Не идите». В Осло в качестве запрещающего движение пешеходов сигнала светофора используются две стоящие человеческие фигуры красного цвета.

Для чего такие сложности? Это делается для удобства людей с плохим зрением, а также для тех, у кого трудности с цветоразличением (дальтонизм). Кроме этого, светофоры в разных странах оборудованы звуковым сигналом.

3. Конструкция

Из чего же состоят светофоры? Существует несколько возможных конструкций светофоров. Первый вариант — светофоры на лампах накаливания или галогенных лампах. В их конструкцию входят:

  • Лампа
  • Отражатель
  • Светофильтр
  • Линза Френеля
  • Козырёк.
  • Матрица светодиодов
  • Антивандальное стекло
  • Козырёк.

В России есть памятник светофору.

Он установлен в Новосибирске в 2006 году.

На вопрос Почему цвета светофора расположены именно так? заданный автором Евровидение лучший ответ это



Источник: => Vita pulchra et necessaria. (лат.)

Ответ от разносол [гуру]
В некоторых странах вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зелёный - снизу) , так и горизонтально (при этом красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный - справа) . При отсутствии других, специальных светофоров они регулируют движение всех видов транспортных средств и пешеходов. Иногда сигналы светофора дополняют специальным табло обратного отсчёта времени, которое показывает сколько времени ещё будет гореть сигнал. Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время красного сигнала.
Практически повсеместно красный сигнал светофора запрещает движение, жёлтый запрещает выезд на охраняемый светофором участок, но допускает завершение его проезда, а зелёный - разрешает движение. Распространено, но не повсеместно использование сочетания красного и жёлтого сигналов, обозначающее предстоящее включение зелёного сигнала. Иногда зелёный сигнал включается сразу после красного без промежуточного жёлтого, но не наоборот. Детали применения сигналов различаются в зависимости от принятых в той или иной стране Правил дорожного движения.
Существуют светофоры из двух секций - красной и зелёной. Такие светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т. п.
Могут также подаваться мигающие сигналы, смысл которых зависит от местного законодательства. В России и во многих странах Европы мигающий зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому. Автомобили, приближающиеся к светофору с мигающим зелёным сигналом, могут принять меры к своевременному торможению, чтобы избежать выезда на охраняемый светофором перекрёсток или переход на запрещающий сигнал. Мигающий жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения) . Иногда для этих целей применяются специальные светофоры, состоящие из мигающей одной или попеременно мигающих двух жёлтых секций.



Ответ от четверостишие [новичек]
В световой сигнализации автомобильного транспорта используются три цвета - красный, желтый и зеленый.
Для человека исстари сложилось, что красный цвет - сигнал опасности, тревоги. Именно огонь был для него всегда таким знаком. Красный цвет стал общепризнанным сигналом предупреждения об опасности. И наоборот, зеленый сигнал всегда олицетворялся с безопасностью, спокойствием, поэтому было естественным использовать его в качестве разрешающего сигнала светофора.
Лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Поэтому красный цвет виден дальше всех. Красный сигнал лучше заметен и именно он принят как сигнал опасности. Это особенно важно, например, в условиях недоcтаточной видимости. Так, туман поглощает синие и зеленые лучи, поэтому зеленый цвет в тумане может воспринимается как желтый, а желтый как красный. Если водитель в тумане ошибочно примет желтый цвет за красный, а зеленый за желтый, то такие ошибки не создадут опасности для дорожного движения.
В начале на светофорах вверху располагался зеленый сигнал, но потом пришли к единодушному мнению, что красный сигнал более важный для водителей и пешеходов и поэтому он должен быть более заметным. Неслучайно поэтому в последнее время даже стали делать линзы для этого сигнала больше остальных.

Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый - знакомы даже ребенку.

Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.

На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.

Небольшой экскурс в историю

Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены - проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.

Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.

Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.

Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.

Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.

Желтый - обрати внимание

Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.

В обратном порядке: зеленый, желтый, красный - светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.

Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.

Пешеходный светофор

Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый - однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.

Изображены обычно на идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.

Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.

Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.

Что такое «зеленая волна»

В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.

«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.

«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.

Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.

Порядок чередования сигналов светофора соответствует международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Сигналы светофора чередуются в следующей последовательности: красный - красный с желтым - зеленый - желтый - красный. Допускается чередование сигналов красный - зеленый - желтый - красный или красный - желтый - зеленый - желтый.

Красный немигающий сигнал запрещает движение по всей ширине проезжей части. Разновидности красного сигнала:

Контурная черная стрелка на красном фоне круглой формы запрещает движение в направлении стрелки;

Косой красный крест запрещает движение по полосе, над которой установлен;

Красный силуэт человека запрещает движение пешеходу;

Красный мигающий запрещает въезд на железнодорожный переезд, мост, причал и т.д.

Желтый немигающий сигнал обязывает остановиться перед стоп-линией всех водителей, за исключением тех, которые не могли остановиться перед перекрестком.

Желтый, подключенный к красному, предупреждает о включении зеленого сигнала.

Желтый мигающий сигнал предупреждает о наличии перекрестка и не запрещает движение.

Зеленый немигающий сигнал при отсутствии каких-либо дополнительных секций светофора разрешает движение по всей ширине проезжей части дороги во всех направлениях.

Разновидности зеленого сигнала:

Черная стрелка на зеленом фоне квадратной, круглой формы, а также зеленая стрелка на черном фоне круглой формы - разрешение движения в сторону стрелки;

Зеленая стрелка на черном фоне квадратной формы, направленная вниз, разрешает движение по полосе, над которой установлен;

Сигнал в виде зеленого силуэта человека разрешает движение пешеходу;

Зеленая стрелка дополнительной секции светофора разрешает движение в сторону стрелки, независимо от сигнала основного светофора;

Мигающий зеленый сигнал предупреждает об окончании разрешающего сигнала.

Разрешение движения транспорта общего пользования зависит от сочетания включенных сигналов верхнего и нижнего рядов специального светофора. Включение нижних сигналов движение запрещено во всех направлениях.

Исследования показали, что перед перекрестком существует, так называемый критический участок и, находясь в пределах этого участка, водитель не может своевременно остановиться перед стоп-линией при смене разрешающего сигнала на запрещающий.

Критический участок определяется расстоянием от стоп-линий до точки, начиная с которой 10% водителей не могут остановиться. Длина критического участка зависит от скорости движения. Так при скорости движения 50 км/ч длина этого участка составляет 43 м и время проезда этого участка требуется 3,1 с; при скорости движения 60 км - длина участка 58 м и время проезда - 3,5 с; при скорости движения 80 км - длина участка- 91 м и время проезда-4,1 с.



Отсюда время проезда критического участка при различных скоростях движения колеблется в пределах 3-4 с. Это побудило в качестве предупредительного применять мигающий зеленый сигнал и время мигания принять равной времени проезда критического участка. Чтобы не уменьшать пропускную способность перекрестка. при разрешающем сигнале, зеленый мигающий сигнал вводят частично за счет длительности желтого, который позволит безопасно проехать перекресток.

Типы светофоров. Светофоры классифицируются по их функциональному назначению -транспортные и пешеходные; по конструктивному исполнению – одно, двухсекционные, трехсекционные и трехсекционные с дополнительными секциями; по роли, выполняемой в процессе управления движением - основные, дублеры и повторители.

Основные две группы светофоров: транспортные и пешеходные, которые в свою очередь делятся на типы. Имеются 8 типов транспортных светофоров и 2 типа пешеходных. Первый номер светофора означает группу, вторая цифра - тип светофора.

Транспортные светофоры 1 типа имеют три сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных вертикально или горизонтально.

Первый тип применяется с дополнительными секциями, в котором стрелками указаны направление движения (стрелки на черном фоне). Светофоры этого типа применяются для регулирования всех направлений движения на перекрестках. Допускается их применение на железнодорожных переездах, пересечениях с трамвайными и троллейбусными линиями, в сужениях проезжей части и т.д.

Светофоры 2 типа. На линзах светофора нанесены- контуры стрелок, . указывающих разрешенное или запрещенное движение. При этом зеленый сигнал (стрелка) нанесена на черном фоне. Светофоры типа 2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях (указания на линзе стрелок).



Светофоры типа 3. Применяются в качестве повторителей и совместно с светофором типа 1.

Устанавливают их под основным светофором на высоте 1,5-2 м от проезжей части. Размер диаметра сигналов составляет 100 мм. Если основной имеет дополнительную секцию, то повторитель оборудуют дополнительной секцией. Светофоры этого типа могут быть установлены для управления велосипедным движением.

Светофоры типа 4. Применяют для управления въездами на отдельные полосы движения, при реверсивном движении.

Они устанавливаются над каждой полосой в ее начале. Они имеют горизонтальное расположение сигналов; слева - в виде косого креста красного, справа - в виде зеленой стрелки, направленной острием вниз. Оба сигнала выполняются на черном фоне прямоугольной формы. Габаритные размеры 450 х 500 мм.

Эти светофоры могут быть использованы вместе со светофорами типа 1, если реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжей части. В этом случае действия светофора типа 1 не распространяется на полосы с реверсивным движением. Эта полоса может быть ограничена двойной прерывистой линией 1.9 при отключении светофора типа 4.

Светофор типа 5. Имеет 4 сигнала бледно-лунного цвета круглой формы диаметром 100 мм. Этот светофор применяется в случаях бесконфликтного регулирования движения трамваев, маршрутных автобусов, троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе. В схеме организации движения на перекрестке обеспечивается бесконфликтный пропуск т.е., указанных видов вместе с общим потоком, поэтому надобность применения этого типа на перекрестке отпадает.

Светофор типа 6 . Имеет два (или один) красных сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных горизонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При выключенных сигналах движение разрешается. Их устанавливают перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами, паромных переправ, в местах выезда на дорогу специальных автомобилей.

Светофор типа 7. Имеет один сигнал желтого цвета, постоянно работающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых перекрестках повышенной опасности.

Светофоры типа 8 . Имеют два расположенных вертикально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы Ш 200 или Ш 300 мм. Применяют их при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе. Также применяют для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях гаражей, предприятий и организации, где введено ограничение скорости.

Пешеходные имеют два вертикально расположенных сигнала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 мм или 300 мм. Оборудуются все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке.

Светофоры с большим размером устанавливают на магистральных улицах, площадях, на дорогах со скоростью движения Т.С. 60 км/ч.

Конструкция светофоров. Светофор состоит из отдельных секций (рис.1) и каждая секция предназначена для определенного сигнала. В зависимости от типа светофора секции имеют различную форму, свои символы, источника света и т.д. Общим для всех секций является наличие оптического устройства, размещаемого в отдельном корпусе.

Рисунок 15 - Устройство светофора

Секции соединены между собой резьбовыми пустотелыми втулками 1, через них пропускают подводящие провода. Секция состоит из корпуса 8, противосолнечного козырька 4 и крышки 6. Они изготовлены из листовой стали или из пластмассы. В крышке смонтировано оптическое устройство, которое состоит из отражателя 7, цветной рассеивающей линзы 3 и подвижного стакана 10 с электролампой. При перемещении стакана нить лампы устанавливается в фокусе отражателя. Для подключения питания тока внизу секции имеется колодка 9.

Источник света.

В качестве источника света используют лампы накаливания как общего так и специального назначения. Так, в качестве источника света используют газосветные трубки или излучающие диоды. Основной недостаток лампы накаливания – общего пользования – большая протяженность нити, которая плохо поддается фокусировке, низкая виброустойчивость ламп, а также имеют малый срок службы (500-800 ч):

Доказано, что перегорание нити происходит в основном из-за неоднородности по диаметру проволоки, шагу спирали, электрическому сопротивлению и скорости испарения.

В некоторых конструкциях светофора применяют галогенные лампы. Они обладают при малых размерах повышенной удельной светоотдачей и компактной нити, и эти лампы хорошо фокусируются. Однако эти лампы широкого распространения не получили из-за их высокой стоимости.

Могут в одной секции использованы две одновременно работающие лампы, но это требует установки специального отражателя и бифокальной линзы. Такое решение связано усложнением конструкции и удорожанием.

За рубежом в качестве источника света нашла применение изогнутая газосветная трубка. В трубках содержится наполнитель красного, желтого или зеленого цветов, что позволяет обходится без цветной линзы. Для свечения трубок необходимо напряжение свыше 2000 В, поэтому требуется трансформатор. Они имеют большой срок службы, но по силе света сигналов уступают в 5-6 раз современным светофорам с лампами накаливания.

Линзы светофора.

В последние годы у нас и зарубежом большое распространение получили пластмассовые линзы. Они имеют преимущества перед стеклянными в простоте изготовления, более высокой прочностью при воздействии ударных и вибрационных нагрузок, а также меньшем весе (примерно в 3 раза). Материалом таких линз обычно служит поликарбонат.

Линзы-рассеиватели предназначены для перераспределения" светового потока в ■ пространство. Для этого на их внутренней стороне формируется узорчатый, ромбический, призматический или каплевидный рисунок. Важной характеристикой линзы является угол светорассеяния - наибольший угол в пределах которого сила света уменьшается вдвое по сравнению с ее осевой величиной. Для современных линз этот угол находится в пределах 5-15°, что обеспечивает нормальную видимость сигнала на многополосных дорогах (100 м).

Отражатель.

Отражатель характеризуется двумя основными внутренними поверхностями: параболоидной, обеспечивающей концентрацию светового потока, и конической (или цилиндрической), предназначенной для увеличения глубины отражателя и тем самым уменьшения выгорания красителя линзы.

При коротком фокусном расстоянии появляется опасность возникновения ложного сигнала светофора (фантомный эффект), когда луч от постороннего источника света, попадая на отражатель, вновь возвращается к наблюдателю.

В конструкциях современных отражателей фокальную плоскость АА максимально " приближают к плоскости светового отверстия, за которым начинается нерабочая коническая поверхность.

Как правило выдерживается условие:

(13)

где: - диаметр светового отверстия отражателя, мм.

Отражатели изготавливают из стали, алюминиевых сплавов или пластмасс с последующей обработки внутренней поверхности. Большое применение получают пластмассовые отражатели с рабочей поверхностью, полученной методом напыления в вакууме.

Антифантомные устройства.

Антифантомным устройством в светофоре является противосолнечный козырек, но при низком положении солнца (например восток-запад, запад-восток) могут возникнуть свечение всех сигналов светофора.

Существуют несколько методов устранения фантомного эффекта, но они требуют изменение в конструкции отражателя или линзы светофора.

Отражатель с так называемым антифантомным крестом представляет собой взаимно перпендикулярные сегментные пластины с прорезями для расположения галогенной лампы (рис.1).

Луч света, попадающий от постороннего источника света на отражатель отклоняется и поглощается поверхностью пластин. Другое решение осуществляется путем установки перед светофильтром 1 специальной антифантомной линзы, состоящей из двух частей 2, 3, каждая из которых имеет пилообразный профиль (рис.2). Луч солнца, попадая на наклонную поверхность, отбрасывается на горизонтальную зачерненную ступень и поглощается ею.

Рис. 16 - Антифантомный крест

Рис.17 - Линза, поглощающая солнечные лучи

Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу, рискуя попасть под копыта лошадей или колёса повозок.

Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении, и им тоже необходимо освободить дорогу. На помощь участникам дорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор . В переводе с греческого языка светофор — «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов. В большинстве светофоров используют сигналы трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного.

Почему были выбраны именно эти цвета светофора?

Красный — цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает движение. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!»

Зелёный цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыт! Смело вперёд!»

Между красным и зелёным «глазами» светофора поместили ещё один — жёлтый . Он призывает водителей и пе-шеходов быть внимательными, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено».

Вот и устанавливаются в городах светофоры с тремя секциями, в которых зажигается то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал. Они так и называются — трёхсекционные. Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указывают направление, в котором разрешено движение.

Какие еще бывают светофоры?

Наряду с трёхсекционными светофорами, есть ещё специальные светофоры для пешеходов . В них используются только два световых сигнала — красный и зелёный. На них изображены человечки-пешеходы. Красный человечек — стоит, а зелёный — идёт. Любому пешеходу сразу понятно: если светится красный пешеход — идти через дорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход — можно переходить улицу.

Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, где движется большой поток машин и пешеходам трудно перейти дорогу.

Запомни такой стишок про светофор

Если красный свет горит —

Значит, путь тебе закрыт!

Если жёлтый свет горит —

«Приготовься!» — говорит.

А зелёный свет горит —

Путь вперёд тебе открыт!