Классный час "научитесь быть счастливым".

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро)

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Счастлив тот, кто в черные дни сохраняет чистоту сердца. (Ш.де Костер)

Счастье- равновесие разумных желаний и возможностей их удовлетворения.

Счастье без труда не дается.

Счастье как стекло- очень легко разбивается.

Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми.

Кто за счастье борется, тому оно и клонится.

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Знатные Незнатные

Великий государь, Стрельцы

бояре, крестьяне

дворяне. ремесленники

купцы.

Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.

Достижения

Можно отметить сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение составлять карты. Возможностей было немного (низкий уровень науки и техники), а достижения значительные.

Современные люди добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).

Ученик 1: С праздником весенним
В светлый этот час,
Мамочки родные,
Поздравляем вас

Ученик 2: Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света.
Сегодня праздник наших мам,
И нам приятно это.

Ученик 3: Этот праздник послушанья,
Поздравленья и цветов.
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых лучших слов.

Ученик 4: Капли солнечного света
Мы несем сегодня в дом,
Дарим бабушкам и мамам

Хором: Поздравляем с женским днем.

Ученик 5: Ночью темной мне светло,
В день морозный мне тепло,
Если мама рядом,
Смотрит нежным взглядом.

Ученик 6: Солнца ярче для меня – мама!

Ученик 7: Мир и счастье для меня - мама!

Ученик 8: Шум ветвей, цветы полей – мама!

Ученик 9: Зов летящих журавлей – мама!

Ученик 10: В роднике чиста вода – мама!

Учитель: Дорогие мамы, примите от нас в подарок это выступление.

Учитель: Дорогие наши гости! Мы долго думали, как построить этот вечер. Думали и придумали. Арт-лото. Не пугайтесь - это артистическое лото. Вы, наши гости – будете выбирать номера нашей программы. На доске висят цветы с номерками. Кто самый смелый из мам, кто начнет?

1) танец с цветами

2) стихи женщинам

1-й уч-ся: Весна шагает по дворам,
В лучах тепла и света,
Сегодня праздник наших мам,
И нам приятно это.

II 2-й: От чистого сердца,
Простыми словами,
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.

3-й: Мы любим её
Как хорошего друга,
За то, что у нас с нею
Все сообща.

4-й: За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

5-й: Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,

6-й: Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

7-й: За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.

8-й: И просто за то,
что Она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.

№3 Поле чудес.

Знаете ли вы качества, присущие мамам?
1) Этим качеством обладает каждая любящая дитя мать. доброта

2) Это св-во души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе. нежность

3) Умение разумно решать разные вопросы. мудрость

4) А это качество проявляется, когда мама шутит. юмор

№ 4 Сценка «Помощник».

Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
- Я вам больше не девчонка,
Не пойду за молоком.

Мама смотрит без улыбки:
- Что же, сделаешь ошибку.
Мне не будешь помогать
- Не пущу тебя гулять.
Посмотрел, подумал он:
- Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной.

Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной.

Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,
Улыбнулся: - Видно, маме Помогаешь?

Молодец!
Тётя девочке в панаме говорит:

Бери пример!
Помогает мальчик маме

– Настоящий джентльмен.
И уже не стороной
Вова гордо шёл домой.

Хоть по лестнице шагал,
Молоко не расплескал.

Мама, что ещё купить?

Я могу сейчас сходить!

Частушки №5

№1 Ох, частушки хороши,
Их споём мы от души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.

№2 Снег последний с нашей крыши
Словно дождик льётся.
Под весенними лучами
Весело поётся!

№ 3 Ёлочки – сосёночки
Колкие, зелёные.
Даже бабушки весной
В дедушек влюблённые.

№ 4 Чтобы маму на работу
Злой будильник не будил,
Я ему сегодня ночью
Три детальки отвинтил.

№ 5 С мамой за руку хожу,
Маму крепко я держу,
Чтобы мама не боялась,
Чтоб она не потерялась.

№ 6 У меня сестрёнка – чудо!
Лихо моет всю посуду
Я ей тоже помогаю
Все осколки собираю.

№7 Чтобы мама удивилась,
Мы готовили обед,
Почему-то даже кошка
Убежала от котлет.

№ 8 На гастроли мы хотели
Ехать на Багамы
Только вот не отпускают
Школа нас да мамы!

№6 Подарок (вручаем открытки)

Ученик 13
А какой подарок маме
Мы подарим в женский день?
Есть для этого немало
Фантастических идей.

Ученик 14
Ведь сюрприз готовить маме
– Это очень интересно…
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло.

Ученик 15
Ну а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок…
Жаль, я ростом невысок.

№ 7 "Я у бабушки живу "

Ученик
Коли был бы я девчонкой,
А потом бы постарел,
То, когда бы стал бабулей,
Никогда бы не скрипел.
Внуков я бы не ругал,
А лишь только баловал.
И уверен: был бы я
Ну как бабушка моя!
Много у бабушки с нами хлопот
– Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки тёплые надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни

Бабушка, милая, сядь отдохни!

Мы тебе песенку нашу споём…
Дружно мы с бабушкой милой живём!

Песня.
Я у бабушки живу,
Я у дедушки живу,
Папа с мамой ходят в гости к нам.
Стало модно одного
Малыша иметь всего,
Да и то – подкинуть старикам!

Припев:
У меня сестрёнки нет,
У меня братишки нет,
Говорят, с детьми хлопот- Невпроворот!
Что же будет на Земле
Через сто ближайших лет
Если мода на детей совсем пройдёт?

Шоколада – полный дом,
Мармелада – полный дом,
Класть игрушки некуда давно…
Чтобы я счастливым рос,
Настоящий куплен пес.
Он, конечно, очень славный, но…

Припев.
Хочет бабушка вязать,
Хочет дедушка поспать
– Я один слоняюсь по двору.
Жалко, что без пап и мам
Человек не может сам
Брата завести или сестру!

№8 Гость из далёкой страны.


Гость: Эмансипация сделано из тебя трудяга!
Переводчик: Ты прекрасна как чайная роза на Южном берегу Крыма.
Гость: Язык на плечо: кухарка, стирара, работа бежара, дитятя нянчара, мужа встречара. Короче доходяга!
Переводчик: Руки твои белоснежны как крылья райской птички! Стан твой тонок как горная тропинка.
Гость: О, санта марта, женщина!
Переводчик: О, несравненная женщина, свет очей моих!
Гость: Санта марта раз в году!
Переводчик: Целый год мужчина дарит тебе цветы и носит на руках.
Гость: Изумрудо, алмазо, рубино, бамбино, разбонники!
Переводчик: Твои дети послушны как ангелочки!
Гость: Дворецо,фонтано, служано, две комнаты, ванна.
Переводчик: Дом твой огромен, просторен, полон изобилия.
Гость: Эники, беники, нету вареники, обедо карама, деликато вермишель.
Переводчик: Кушанья на твоем столе прекрасны фрукты, клубника и шампанское
Гость: Карина, зарино, автобусы, пуговицы.
Переводчик: Шикарная машина ожидает тебя около дома.
Гость: Секрето фантастико как умудряно красавицей быть?
Переводчик: Как не быть прекрасной при жизни такой?
Гость: Желанто.
Переводчик: Что пожелать тебе?
Гость: Зарплато выплато, силу огромадо, терпето мужчины, чтоб помогато, здоровья, удачи, спасибо за вниманто!

Переводчик: Без перевода.

№9 Песня! Очарована, околдована. (исполняют родители папы)

№10 Конкурсы.

№1 Завяжи бантик (4м + 4 дев)

№2 4 девочки + 4 мамы (девочки по вкусу, мамы по запаху)
Апельсин, лимон, банан, киви, огурец, яблоко.

№3 Найди свою маму по рукам. (мальч + девочка)

№4 Конкурс «Косынка» (2 команды) 2 косынки.

№5 Конкурс комплиментов.

Ученик №16
Я смотрю на вас, девочки,
Слышу ваши голоса,
Как они прекрасны, звонки,
Лучезарные глаза.
Всё в них светится весною,
Отражая небеса,
Этой дивною порою
В вас особая краса!
Оставайтесь же такими,
Сохранив надолго свет.
Будьте счастливы, любимы,
Сколько б ни было вам лет!

Ученик 17
Девочки и мальчики,
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.
За песенки м сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки.

Ученик 18
За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье.

Дети (хором). Спасибо!

Ученик 19
Пусть вам солнце светит ярко-ярко,
Пусть щебечут птицы за окном!
Чтоб не только день Восьмое марта
– Каждый день считался вашим днем!

Игра «Волшебная свеча»

Песня «Нас качая в колыбели»

Открытый классный час в 6 классе по теме «Что такое счастье?»
Классный руководитель: Ошвинцева М.В.

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.

Оборудование: карточки с описанием ситуаций, клубок ниток, презентация «Искусство быть счастливым»

Подготовка: уч-ся заранее выполняют письменную работу:
Анкета:
С кем ты в семье особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя папа и мама?
Всегда справедливы к тебе в семье?
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
Сочинение «Самый счастливый день в моей жизни»
Рассказ начинается у всех одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда...»
Запиши, что для тебя является счастьем.

Ход занятия.
Поверь мне - счастье только там
Где любят нас, где верят нам.
М. Ю. Лермонтов
1. Информация.
Сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым.
«Самый счастливый день в моей жизни»
 Свои рассказы ребята оформляют на нескольких листах ватмана. Рассказ начинается у всех одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда...»

Что же такое счастье?
Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:
Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.
А вот что думаете о счастье вы:
Счастье – это когда любят, это радостный день, понимание, подарки, когда родители рядом, когда все мечты сбываются, когда тебе очень хорошо, всего добиваешься, везенье, здоровье, когда тебя ценят, когда занимаешься своим любимым делом, когда нашел 1000 рублей, когда тебя уважают, проявляют заботу и внимание и еще многое другое. Все ваши пожелания записаны на ладошках, что символично, ведь ваше счастье – в ваших руках.

Многие написали, что счастье – это когда мама и папа рядом, когда в семье мир и лад.
Выступление родителей: «Любили тебя…»
Любили тебя без особых причин:
За то что ты дочь, за то что ты сын,
За то что живешь, за то что растешь,
За то что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Игра «Найди своего ребенка»
После того как родители справились с заданием, им нужно пожелать своему ребенку то, что необходимо для счастья.
Игра «Ассоциации» Подобрать ассоциации к слову «семья»
Это хорошо, когда мама и папа рядом, когда в семье мир и лад. Но иногда и в семье случаются конфликты. Семейные отношения - явление вовсе не однозначное.

Чтобы в семье был мир и покой, нужно: (на доску написать)
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты?
(Любовь, конечно любовь и терпимость).
Учитель подводит вывод. Счастье – когда тебя любят

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия, слова в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Сегодня мы с вами поучимся быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Тестирование Анкета «Терпимы ли вы?»
- Как поступает терпимый человек?
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, стараясь быть терпимым, постарайтесь понять и помочь.

Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в кабинете:
Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Группа 3 – на уроке:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Счастье – когда тебя понимают, уважают окружающие.

А теперь, я предлагаю вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо записать, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Рефлексия.
Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое- либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д.
Учитель: счастье – когда все вместе.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. Посмотрите внимательно следующую презентацию.

БОУ «Егоровская СОШ» Тарского муниципального района Омской области
Разработала:
учитель русского язвка и литературы
Алтынкович Светлана Николаевна
Разработка классного часа для 10­11 классов на тему:
«Что такое счастье?».
Задачи:
 показать значимость проблемы счастья для человека,
 воспитывать духовно­ нравственные ценности,
 формировать социокультурные компетенции учащихся,
 воспитывать толерантное отношение к другому мнению,
 воспитывать чувство любви к жизни,
Оборудование: презентация, видео ролик, оформление на доске темы кл
часа, эпиграфа, рисунок дерева счастья для этапа «Рефлексия»
План
1.Орг момент
Классный руководитель:
­ Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы сегодня немного волнуемся,
поэтому я предлагаю снять напряжение, расслабьтесь, посмотрите друг на друга и
улыбнитесь…Вот так. Какими вы себя сейчас чувствуете? (весёлыми, спокойными,
счастливыми). Самое главное счастливыми. От какого существительного произошло слово
счастливые? (счастье). Вы в своём возрасте, наверняка, задумывались о том, что такое
счастье. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о счастье). И тема
нашего кл.часа какая, как вы думаете? Сформулируйте её в виде вопроса. («Что такое
счастье?» ­ на доске прикрепляется тема). (слайд 1) Над какими вопросами мы с вами
сегодня попытаемся порассуждать, то есть какие задачи мы поставим перед собой? (Над
тем, что такое счастье, кого можно считать счастливым человеком, счастливы ли мы).
(слайд 2) Совершенно верно.

2. Основная часть
Классный руководитель: Платон когда­то сказал: «Стараясь о счастье других мы находим
своё собственное счастье». (На доске).
Ребята, мы часто произносим слово «счастье», мы желаем счастья родным, друзьям,
знакомым и сами хотим быть счастливыми. Но что значит – быть счастливым, что такое
счастье? Прав ли был Платон? На эти вопросы нам предстоит ответить.
Вы заранее были разделены на три группы: филологов, психологов, журналистов. Заранее
каждой группе были даны индивидуальные задания. Первое задание: найти определение
счастье в словарях. Давайте послушаем группу филологов.
Филологи: (Слайд 3)
­ В толковом словаре счастье определяется как чувство и состояние полного высшего
удовлетворения.
Греческие философы пытались в стремлении человека к счастью найти основу морали.
Этические системы, исходящие из начала счастья, называют эвдаймоническими.
Различают:
1) Гедонизм Аристиппа, усматривающий счастье в чувственных наслаждениях.
2) Эпикуреизм, присоединяющий и утонченные умственные и эстетические
наслаждения.
3) Счастье в воздержании от страстей, отсутствии страданий и в добродетели у
стоиков.
4) Христианское понятие о Счастье в праведной жизни и подражании Христу.
Классный руководитель: Итак, по мнению филологов, счастье­это чувство и состояние
полного высшего удовлетворения. Интересно, как психологи раскрывают понятие счастья.
Дадим слово «психологам».
Психологи: (Слайд 4)
­ Психологи утверждают, что счастье неразрывно связано с эмоциями человека. Человек
по­разному переживает состояние счастья. Я обращаюсь к классу: А как вы можете
объяснить состояние, когда вы счастливы? (вопрос к классу)
Ученики: Счастье – это естественное состояние человека. Я чувствую себя счастливой
практически всегда. Я улыбаюсь, радуюсь жизни, у меня хорошее настроение и все
получается.

Ученики: Каждый человек счастлив. Счастье есть у всех, оно в каждом, оно внутри. Все
что нужно – это уметь видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить. Оно
кругом, оно в нас!
Классный руководитель: Как вы видите, сколько людей – столько и разных представлений
о счастье. Но в одном мнения всё же совпадают.
Счастье – это особое психическое состояние переживания положительных эмоций.
Причины этого переживания зависят от человека, его умственного развития, нравственных
ценностей и нравственной чуткости, общей культуры. Послушайте как об этом написал
поэт Эдуард Асадов в стихотворении «Счастье».
Что же такое счастье?
Одни говорят: ­ это страсти:
Карты, вино, увлеченья –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых
И трепете подчинённых.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мнению четвёртых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по­моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Классный руководитель:
­ Значит, счастье человека зависит от размеров той цели, которую он ставит перед собой.
Стремясь к ней он преодолевает преграды жизненного пути, мобилизует свои силы, идёт
по жизни целеустремлённо и уверенно. Счастье – это поиск смысла жизни, огромный труд,
концентрация всех душевных сил человека. Мгновения счастья – это состояние
эмоциональной удовлетворённости, своеобразная награда за самоотверженность, за волю к
победе, за преодоление жизненных трудностей, поэтому нередко говорят «трудное
счастье.»
Кл руководитель:
­ А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас высказал, что такое счастье, когда вы ощущаете
себя счастливыми? Давайте я начну с себя. Я чувствую себя счастливой ……
Учащиеся высказывают свои мнения:
­Радость, когда исполняются желания.(Приводит пример)
­Положительные эмоции при достижении цели.
­Когда много денег.
­Когда много друзей.
­Когда здоров и ничего не болит.
­Когда тебя любят, понимают и когда ты любишь сам.
­Когда занимаешься любимым делом.
Классный руководитель: Наверное, все согласятся, человек с детства стремится стать
счастливым. Поэтому мы осознанно строим свою жизнь для достижения этой цели. Но этот
путь не всегда является безоблачным. На своем пути человеку приходится преодолевать
жизненные трудности. А счастье мы воспринимаем как награду. А счастье зависит от
размера цели, ее значимости и душевных сил, которые мы вложили в ее достижение. Как
часто мы слышим, что человек говорит, как он был счастлив в какой­то момент его жизни в
прошлом или мечтает о будущем счастье. Значит ли это, что мы не осознаем свое
настоящее счастье, будучи вполне благополучны в семейной жизни, не имея материальных
проблем?

Ученики: Я думаю, да. Человек, не имеющий материальных проблем, не думает, что
душевное счастье одно из главных двигателей жизни. Наверное, у таких людей другие
ценности. А я уверен, что «щедрый на любовь живет богато и до могилы бедствует
скупой».
Ученики: Мы не умеем позитивно мыслить. Ищем счастье, а оно рядом. Просто нужно
обратить внимание на своих близких, окружающих тебя людей, на природу. Нужно просто
жить и быть счастливым!
Классный руководитель: Вот вы говорите, что люди не ощущают себя счастливыми.
Экспертная группа «психологов» попробовала выяснить, а счастливы ли люди, которые
окружают нас в нашей школе?
Результаты анкеты школьников. (Слайд 5)
Психологи:
­ На вопрос: «что такое счастье?» Ответы были разные, но в основном они сводятся к
одному. Многие учащиеся нашей школы находят счастье в близких людях: родителях,
друзьях. Только окружение близких людей, их забота и забота об них может полноценно
сделать человека счастливым. (Прочитать 2 примера из анкеты). Так же были ответы такие:
«Счастье – это когда хорошее настроение, на душе весело, ничего не болит, не беспокоит.
Из 17 опрошенных учеников нашей школы 13 ответили, что они счастливы. 2­е ответили­
нет, не счастливы, и 2 ответили – иногда или да и нет. Тот факт, что 2­е ответили, что они
не счастливы, наверное, должен нас заставить повнимательнее относится к людям, с
которыми мы встречаемся каждый день в школе. Возможно мы сможем им чем­то помочь.
Кл руководитель: Я тоже изучала результаты анкет. Хорошо, что обучающиеся нашей
школы не ставят материальное благополучие выше нравственных, духовных ценностей. На
первом месте родители. Близкие, желание им помочь, быть полезным.
­ Группа журналистов пыталась выяснить у жителей села в чём видят они счастье и
считают ли они себя счастливыми. Давайте дадим им слово.
Проходит демонстрация видеоролика.

Итог: Жители деревни счастливы, каждый из них видит счастье немного по­своему, но в
основном оно сводится к одному – это семья, близкие люди, здоровье.
Классный руководитель: Я вот смотрела этот видеоролик и думала. Не смотря на
экономический кризис в стране, на вымирание наших деревень, на отсутствие достаточных
материальных благ и даже потерю своих близких герои этого видеоролика считают себя
счастливыми.
­Нельзя зацикливаться на себе, своих переживаниях и неудачах, жалеть себя, позволять
себе быть несчастным. Ничто так не унижает человека, как жалость.
Кл руководитель: Кто, по вашему мнению не может быть счастливым?
­Не смогут быть счастливыми злые, злопамятные люди. У них душа черства, закрыта для
добра. Они не смогут оценить душевную щедрость другого человека, не смогут быть
искренними, милосердными, прощать.
­Некоторые люди не задают себе вопрос: «Счастлив ли я или нет?» Они просто живут,
работают, общаются с друзьями, любят своих родных. И этим счастливы. Как в этом
четверостишье: (Слайд 6)
Я живу, работаю, творю.
Я рассвет встречаю и зарю…
В этой жизни столько в моей власти.
Жив, здоров, ­ и значит, уже счастлив!
Классный руководитель: Ребята, а умеете ли вы быть счастливыми? Чтобы ответить на
этот вопрос, я вам предлагаю ответить на вопросы теста.(Звучит музыка, песня «По
капельки счастья») (Слайд 7,8,9)
1. Когда порой вы задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли вы к выводу,
что:
А) всё было скорее плохо, чем хорошо;
Б) всё было скорее хорошо, чем плохо;
В) всё было отлично.
2. В конце дня вы обыкновенно:
А) недовольны собой;
Б) считаете, что день мог бы пройти лучше;
В) думаете: «Всё было отлично!»

3. Когда вы смотрите в зеркало, то думаете:
А) «Могло быть и лучше!»
Б) А что, совсем не плохо!»
В) «Всё прекрасно!»
4. Если вы узнали о крупном выигрыше кого­то, то думаете:
А) «Ну, мне­то никогда не повезёт!»
Б) «Ах, почему же это не я!»
В) «Однажды так повезёт и мне!»
5. Если вы узнали о каком­либо трагическом происшествии, говорите себе:
А) «Вот однажды так будет и со мной!»
Б) «К счастью, это беда меня миновала!»
В) «Эти репортёры умышленно нагнетают страсти!»
6. Когда вы просыпаетесь утром, чаще всего:
А) ни о чём не хочется думать;
Б) планируете свой день;
В) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.
7. Думаете о ваших приятелях:
А) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы!»
Б) «Конечно у них есть недостатки, но в целом они хорошие!»
В) «Замечательные люди!»
8. Сравнивая себя с другими, находите, что:
А) «Меня недооценивают.»
Б) «Я не хуже остальных.»
В) «Гожусь в лидеры, и это признают все!»
9. Если вы поправились на 5 кг:
А) впадаете в панику;
Б) считаете, что ничего особенного не произошло;
В) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь спортом.
10. Если случилась неприятность, вы:
А) клянёте судьбу;

Б) знаете, что плохое настроение пройдёт;
В) стараетесь развлечься.
Обработка результатов: (Слайд 10) ответы «А» ­ 0 баллов, «Б» ­ 1 балл, «В» ­ 2
балла. Посчитайте общую сумму баллов.
0 – 7 баллов. Вы привыкли смотреть на мир сквозь чёрные очки, считаете себя невезучим.
Старайтесь больше времени проводить среди весёлых, оптимистически настроенных
людей. Хорошо бы чем­то увлечься, найти «хобби».
8 – 12 баллов. Счастье и несчастье для вас выражается формулой «50 на 50». Если хотите
склонить чашу весов в сторону счастья, старайтесь не пасовать перед трудностями,
опирайтесь на друзей, и помогайте тем, кто нуждается в помощи.
13 ­16 баллов. Вы оптимально счастливый человек. У вас хороший характер, с вами легко
и удобно, вы не боитесь трудностей, стойко их преодолеваете, и радости в вашей жизни,
больше, чем печали.
17 – 20 баллов. Человек вы жизнерадостный, оптимист, не обращаете внимания на
неприятности и житейские невзгоды. Но не рискуете ли вы прослыть легкомысленным?
Может быть немного реального взгляда на жизнь вам не повредит?
Классный руководитель: Хорошо. А что если быть счастливым – это не для
всех? Может счастье улыбается только удачливым людям, которым удается в
этой жизни все. Как вы думаете?
Ученики: Я думаю, что счастливым может быть каждый. Нужно лишь
стремиться к счастью. Но есть такие люди, которые умеют быть счастливыми.
Они ценят все. Для них даже маленькая радость – это счастье.
Ученики: Я не считаю, что быть счастливым – это дар. Ведь даже в пустяках
можно быть счастливым. Человек должен воспитывать в себе такие качества
характера как милосердие, порядочность, отзывчивость, понимание и тогда он
прозреет к окружающим, а значит, сумеет порадоваться не только за себя, но
и приумножить счастье окружающих.
Ученики: Скорее всего, что это так. Но все ­ таки для счастья нужно
трудиться. Оно не возможно без собственных вложений. Если человек
старается быть счастливым, он будет им!

Классный руководитель: (Слайд 11) В подтверждение этого хочется
сказать народной мудростью «Человек сам кузнец своего счастья». Еще
вашему вниманию я предлагаю послушать эту притчу:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный
кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь
оставшийся кусочек глины.
Учащиеся

Высказывают свои мнения:
­ Нельзя сидеть сложа руки, надо добиваться поставленной цели, и счастье придёт.
­Нужно быть добрым, полезным людям, помогать всем, кто нуждается в помощи или
поддержке. И тогда люди будут благодарны тебе. Разве это не счастье?
­Нужно работать над собой, над своим характером, недостатками. Вырабатывать силу
воли, целеустремлённость. Только через преодоление трудностей можно стать счастливым.
­Научить человека быть счастливым нельзя, только он сам может научиться быть
счастливым, если захочет. Нужно уметь преодолевать неудачи, не опускать руки, а
принимать решения и активно действовать. И тогда впереди обязательно будут победы.
Классный руководитель:

(Слайд 12)
­ Идеальных людей не бывает. У каждого есть свои недостатки и свои достоинства. Надо
быть толерантным, т. е. терпимым к чужим мнениям, недостаткам, поведению, уметь
прощать, сострадать, уважать человеческое достоинство, принимать других такими, какие
они есть. (Демонстрация схемы «Толерантность – путь к миру»)
(Слайд13) Но самое сложное, быть в гармонии с самим собой. Для этого надо
ежедневно работать над собой, своим характером, чтобы достоинств становилось больше, а
недостатков меньше. В этом поможет самовоспитание ­ совершенствование качеств

своей личности. Это когда человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет пути их
решения и сам контролирует их исполнение. Это нелёгкий путь сложной внутренней
работы над собой. Без него не обойтись, если вы хотите принести счастье своим близким,
добиться успехов в учёбе и труде, быть хорошим другом и быть счастливым самому. О
самовоспитании замечательно написал Николай Заболоцкий в своём стихотворении: «Не
позволяй душе лениться»
(АУДИОЗАПИСЬ)
Рефлексия: Давайте подведём итог нашей работы. На доске изображено дерево
Счатья. Перед вами лежат листочки. Напишите на 2­3 листочках что такое счастье по
вашему и прикрепите свои листочки к дереву на доске.
Итог. Ответили мы на поставленные вопросы в начале урока?
Классный руководитель: Спасибо за работу. И закончить нашу дискуссию
мне бы хотелось словами одной притчи:
Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье
исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю.
Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло
выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а
Счастье, естественно, выполняло их.
К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал
ничего требовать, а спросил: "Тебе­то, Счастье, чего хочется?".
"Выбраться отсюда", ­ ответило Счастье. Парень помог ему
выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.
(Слайд 14) Я желаю вам, чтобы и на вашем жизненном пути счастье
всегда было с вами.
А теперь снова улыбнитесь. Я рада видеть вас такими и хочу, чтобы вы почаще
улыбались друг друг, и старались быть счастливыми. Я желаю счатья вам. Спасибо
за урок.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам»

Классный час «Счастье - жить».

- Давайте поговорим немного о счастье. - Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. - А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? - Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы?

Каждый человек- это определенная нота, в которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Тренинг для учеников. Представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать. Как оно выглядит, форма? Какого оно цвета? Что вы ощущаете, прикасаясь к нему? Какой оно излучает аромат? Какое оно на вкус? (Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

- Ваше отношение к принципам счастливого человека:

    Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

    Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

    Счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании.

    Счастье - в общении с друзьями и родными.

    Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.

    Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

    Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.

Счастливый человек заметно отличается от окружающих –

он улыбается,

он «светится»,

у него всё, за что он берётся, получается.

Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.

- А теперь давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь? - Она ничего не стоит, но многое дает. - Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. - Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. - Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка) - Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вдохновите друг друга . Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье.

    "Счастлив тот, кто считает себя счастливым”.

(Г. Филдинг)

    "Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”.

(Лермонтов)

    "Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр)

- Для меня здоровье, здоровый образ жизни – это счастье. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас . Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. - А что нужно сделать для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме. " П Д О Р И Ж У С Ь О С О П Т О С Р М! ” (Подружись со спортом!) - Давайте ответим на вопрос: «Что такое спорт и что он дает человеку?» Ответы учащихся:
    Спорт – это движение. Спорт – это красота тела. Спорт – это здоровый дух. Спорт – это здоровое соперничество. Спорт оберегает от вредных привычек, и отвлекает от плохих поступков. Спорт дисциплинирует и организовывает. Спорт дает испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту. Спорт вырабатывает характер. Спорт помогает чувствовать себя бодрым, здоровым и энергичным. Спорт помогает обрести уверенность в себе. Спорт – это жизнь.
- 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день. - Недаром говорят: «Будешь заниматься спортом – будешь красивым». - Вы молоды. Жизнь прекрасна. Настроение у вас хорошее? А хорошее настроение – это тоже залог здоровья. Поэтому, я предлагаю всем вместе позабавиться. Забава первая – «А ну, попробуй!» Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было! Забава вторая – «Отдай честь!» Отдай честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!»
Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
- Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. - Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите "плюс” или "минус”. Вопросы анкетирования: - Мне приятно и радостно ходить в школу. - Меня ничто не раздражает. - Я чувствую прилив сил. - Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать. - Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам. - Я ощущаю себя счастливым человеком. - Дома после школы я чувствую приятную усталость. - У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых. - Люди любят приходить ко мне в гости. - Я не обижаюсь когда надо мною по доброму подшучивают. - Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения. - Я не таю обиды на людей и не держу на них зла. - Я верю в красоту, добро и разум. - Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
Давайте подведем итоги нашего классного часа. - Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они: - Делай добро! - Люби и прощай людей! - Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. - Найди свой смысл жизни. - Бойся обидеть человека. - Умейте дарить людям радость. - Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям. Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”(И. Беляева)

Я хочу поговорить с вами об очень важных вещах. Есть такие понятия, о которых хоть раз в жизни задумывается каждый человек. Добро, зло, любовь, ненависть, счастье…

Конечно, мы не сможем поговорить обо всем сразу. Поэтому предлагаю поговорить о счастье.

Сейчас у нас не урок, а классный час, час общения или просто разговор. Поэтому не ждите, что я буду вам что-то рассказывать, а выбудете сидеть и слушать. Мы с вами будем общаться, у нас будет диалог. То есть я жду от вас полноправного участия в разговоре.

Имейте только в виду, не нужно повторять то, что вы где-то услышали или прочли. Не надо говорить красивых слов, не нужно стараться ответить «правильно». Я прошу вас сказать от себя лично, то, что вы на самом деле думаете. Ваше реальное мнение.

Поэтому, не откладывая в долгий ящик, давайте послушаем вас. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое, по вашему, счастье?

Что я сама думаю по этому поводу, я обязательно вам скажу. Но сначала я предлагаю высказаться вам.

Диалог с детьми

Спасибо, ребята. Это очень здорово, что у вас есть своя позиция и вы не боитесь высказать ее. Мне было очень интересно послушать вас. С чем-то я согласна, с чем-то – не очень. Но все равно, я думаю, мы с вами сможем понять друг друга, если постараемся.

Дело в том, что понять другого человека вовсе не просто. Нам кажется, что мы понимаем, но это не всегда так. Мы и видим-то друг друга плохо, только скользим взглядом по лицам. А ведь, наверное, с этого все и начинается – с простого и сложного умения увидеть другого человека. Одноклассника, маму, папу, бабушку. Учителя. А иногда – просто незнакомого прохожего. Понять, что с ним происходит. Почувствовать его.

Поэтому я предлагаю вам сделать очень простую вещь. Давайте сначала разобьемся на пары. Не надо вставать и выходить. Вот мальчик с девочкой (или две девочки, или мальчики, как там они сидят) и будут партнерами в игре. И вы, и вы (и так далее). Разбились на пары? Отлично. А теперь просто посмотрите друг другу в глаза. Вы думаете, это слишком просто? Вовсе нет. Попробуйте и убедитесь.

Молодцы. А теперь,пожалуйста, отвернитесь друг от друга. Очень хорошо. Ну-ка, девочка, скажи нам, какого цвета глаза у твоего партнера? (И так далее).

Вот видите, оказывается, не так легко посмотреть в глаза другому человеку. Но этому стоит научиться. А то видите какая странная вещь получается: многие даже не разглядели цвет глаз партнера! Я думаю, это нас научит быть внимательнее друг к другу. А то ведь так можно не заметить что-то очень важное.

Ну, а теперь я выполню свое обещание и расскажу, как я сама понимаю слово «счастье».

Скажите, кому-нибудь из вас случалось из крошечного росточка выращивать цветок? Да? Великолепно.

Если дети начнут рассказывать, нужно выслушать и ответить.

А лучше прямо спросить у тех, кто сказал «да», какие это были цветы,

где выращивали и т.п.

А дерево? Никому не довелось съесть яблочко с выращенной своими руками яблони? Ну конечно, ведь вам еще слишком мало лет.

Я сейчас расскажу вам, как это происходит.

Сначала никакого дерева еще нет, а есть только крошечное семечко. Его нужно посадить в землю. Вскоре из земли появится росток. Он еще вовсе не похож на дерево. Он поход на обычную траву. Но если за ним ухаживать, беречь его, подкармливать, то постепенно он станет небольшим деревцем. Например, вот таким.

Показываем макет

Откуда оно взялось? Из земли, из солнышка, из дождика. А самое главное – из нашей заботы, из труда наших рук.

Так же и счастье. Большое значение имеют внешние обстоятельства, да и простое везение много значит. И все-таки в самом главном мы сами выращиваем свое счастье.

Все происходит не сразу. Сначала деревце небольшое и на нем растут только листья. Но просто так они не вырастут. Давайте оденем наше деревце в зеленую листву. Сейчас я попрошу вас подойти, взять по листочку и прикрепить к ветвям. Только сначала нужно сказать, что, по-вашему, нужно дереву, чтобы хорошо расти. Что мы должны для него сделать.

Варианты ответов: окапывать, поливать и т.п.

Если дети затрудняются, им можно как-то подсказать.

Ну, я вижу, вы хорошо знаете, как позаботиться о деревце. Если за ним так ухаживать, однажды оно обрадует нас цветами. Давайте поможем ему в этом.

Прикрепляют цветы

Это уже больше похоже на счастье, правда? Но цветы такие хрупкие и живут так недолго. Чтобы на месте опавших цветов завязались и налились плоды, нужно потрудиться.

Вы, может быть, думаете – а при чем тут дерево, ведь мы же говорим о человеческом счастье? Сейчас расскажу, но сначала поиграем еще в одну игру.

Дело в том, что, когда люди начинают друг друга понимать, между ними как будто протягивается невидимая ниточка.

Мы уже немного научились смотреть друг другу в глаза. Давайте попробуем сделать это снова, только теперь задача будет немного сложнее.

Я попрошу несколько пар выйти вот сюда, на площадку. Вот вы, и вот вы. Очень хорошо, спасибо. Теперь слушайте внимательно.

Встаньте друг напротив друга, так, чтобы между вами было примерно вот такое расстояние. Посмотрите друг другу в глаза и представьте себе, что между вашими глазами натянута тоненькая невидимая ниточка понимания. И теперь самое важное – чтобы она не порвалась и не провисала без дела. То есть двигаться вам нужно так, чтобы расстояние между вашими глазами оставалось одно и то же. В каждой паре один будет ведущим, другой – ведомым. Эти роли распределите между собой сами, как вам будет удобнее.

Дальше все просто, по крайней мере на первый взгляд. Ведущий начнет двигаться, а ведомый должен идти за ним таким образом, чтобы ниточка не оборвалась и не провисла. Само собой разумеется, что нужно все время смотреть друг другу в глаза. Ну, начали.

Тут можно какую-нибудь музыку в среднем темпе, не ритмичную

Отлично, молодцы. А вон та пара как-то не очень внимательно относится. Скорее спасайте свою ниточку, пока она у вас не порвалась!

Очень хорошо, спасибо. Еще кто-нибудь хочет попробовать? Ну давайте. Выходите.

Ну все, спасибо. Вы отлично справились.

А теперь вернемся к нашему разговору.

Дело в том, что человеческое счастье в чем-то похоже на наше дерево. Оно тоже вырастает из крошечного семечка простых, совсем не героических поступков, из каждодневных чувств, желаний и решений. Оно тоже зацветает однажды прекрасными, но хрупкими и недолговечными цветами. И для того, чтобы его не унесло ветром вместе с опавшими лепестками, нужно набраться терпенья и дождаться плодов.

А самое главное – счастье, точно так же, как наше дерево, само по себе не вырастет. Ему тоже нужна наша забота, наше внимание и труд.

Вы очень хорошо рассказали, что нужно дереву, чтобы вырасти и принести плоды. А кто знает, как вырастить счастье? Что нужно сделать, как нужно жить, чтобы стать счастливым самому и дать счастье своим близким?

Диалог с детьми.

Спасибо, ребята, мне было очень интересно вас послушать, и я рада, что во многом наши мнения совпадают. Например, в том, что для счастья совершенно необходимо умение понять близкого человека. И не только понять, но и принять его полностью. Стать для него зеркалом.

А давайте попробуем сделать это хотя бы в игре. Тогда нам будет проще в реальной жизни.

Я снова попрошу несколько пар выйти на площадку. Спасибо. Мы будем играть в зеркало. В каждой паре один человек будет ведущим, а другой – его зеркальным отражением. Роли распределите сами.

Но сначала давайте вспомнить, как мы видим себя в зеркале. Когда мы поднимаем правую руку, какую руку поднимет наше отражение? Правильно, левую. А когда мы делаем шаг к зеркалу, куда шагнет отражение? Правильно, навстречу нам.

Еще помните, что зеркало отражает все, а не только то, что мы делаем специально, чтобы посмотреть на это. Например, если мы машинально поправляем волосы, отражение тоже это сделает, даже если мы сами не обратили на это внимание.

Нужно быть очень внимательным к своему партнеру, чтобы не пропустить даже мельчайшие его движения.

Итак, начали. Попробуем стать отражением своих друзей.

Можно включить неритмичную музыку

Молодцы, большое спасибо. Я думаю, что наш разговор и эти простые, но интересные игры помогли нам с вами чуть-чуть побольше понять друг друга и чуть-чуть научили нас вниманию к личности другого человека. А значит, мы теперь немного больше узнали о том, как стать счастливыми самим и сделать счастливыми близких людей. Пусть это пока совсем маленький шажок, но и это важно.

Знаете, недавно я наткнулась на одну детскую песенку и была просто поражена, как много в ней сказано мудрых слов о том, что важно в человеческой жизни, а самое главное – о том, как человек становится человеком. Я думаю, это имеет непосрественное отношение к теме нашего разговора. Давайте послушаем ее вместе.

Точка, точка, запятая

Понравилось? Я рада. Вот видите, оказывается, совсем не просто из человечка превратиться в человека. А тем более – в счастливого человека.

Я думаю, что самое важное в умении быть счастливым – это именно быть человеком в самом высоком значении этого слова. Что это значит? Быть личностью. Уметь любить. Уметь ставить интересы другого человека выше своих. Уметь жертвовать собой.

Что еще? Еще нужно понимать, что важно, а что – не очень. То есть выстроить для себя правильную систему ценностей. Человек не сможет быть счастливым, если он не любит свою родину, если он не уважает своих родителей. Если не …………………

А знаете, что, по- моему, самое большое счастье? Видеть счастливым другого человека. Видеть его сияющие глаза и радостную улыбку.

А ведь зачастую это так просто – порадовать другого. Давайте попробуем это сделать.

Для этого не нужно многого. Достаточно будет вот этих мандаринок. Возьмите каждый по штучке и украсьте ее вот этими гвоздиками. Узор придумайте сами.

Сделали? Отлично. А теперь от всей души подарите украшенный мандарин своему товарищу (или лучше сказать – своему партнеру в наших играх?) Только не забудьт при этом посмотреть ему в глаза и сказать несколько хороих слов.

Вот видите, какая, оказывается, странная вещь – счастье. С одной стороны, вырастить его – все равно, что вырастить дерево. А ведь для этого нужны годы и так много труда! А с другой стороны, иногда достаточно самого простого подарка да нескольких слов. Только это должно быть сделано от всей души!

Вы унесет мандаринки с собой, положите их на слол или на тумбочку, и они еще долго своим ароматом будут напоминать вам о нашей встрече и о том, как много и как мало нужно человеку, чтобы быть счастливым.

Давайте пожелаем друг другу счастья и этим завершим беседу. Спасибо вам за общение.