Классный час о вов. Классный час о войне

Классный час

«О войне должны помнить!»

Цели:


  1. Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, дать представление о подвиге русского солдата.

  2. Развивать способность сопереживать, умение слушать окружающих.

  3. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой героический народ.
Звучит песня “Журавли”

Учитель:
Дорогие ребята! Мы с вами живём в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как тонкую нить. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - это история. Славной и великой победе нашего русского народа в самой жестокой и кровавой войне и посвящён наш сегодняшний урок. Мы с вами мысленно вернёмся в прошлое нашей Родины, в те страшные и жестокие годы.

Есть события, даты, имена людей над которыми время не властно, которые прочно вошли в историю страны, города, и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют музыку. А главное, что о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть тем далёким дням и событиям.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война, война нашего народа против фашистской Германии.

1. Ученик:

Летней ночью на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших

На колени не упавших

Истребить до одного

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Учитель:
- Ребята, а почему эта война называлась Великая Отечественная ?

Да, действительно, эта была война справедливая в защиту Отечества, война за свободу и независимость. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
2. Ученик:

Лето. Был обычный выходной день. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы, ведь они праздновали вступление во взрослую жизнь. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.Неожиданно, без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия.

22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась раньше наша Родина.

Учитель:
Первыми приняли удар советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вёл ожесточённый бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы окружили крепость, обрушили на неё массу снарядов и бомб, но её защитники продолжали отбивать атаки фашистов.

Репродукция картины «Защитники Брестской крепости».

Учитель:

Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей отдадут они за счастье своего народа и горячо любимую Родину. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

Учитель:

– На Кубани, в станице Днепровской жила крестьянская семья, вырастившая девять сыновей. Работящая и неутомимая Епистиния Фёдоровна учила своих детей жить в труде, быть честными, добрыми людьми. Они были разными, её дети.

Александр – первый помощник в семье, выращивал хлеб,

Николай – сам научился играть на скрипке, организовал оркестр народных инструментов,
- Василий – был самым весёлым и находчивым,

Филипп – был талантливым земледельцем,

Фёдор – работал в колхозе конюхом, помогал по дому больше других,
- Иван – писал стихи, любил читать военные романы, в школе был пионервожатым,
- Илья – хорошо играл на гитаре и задушевно пел, когда призвали на службу в армию, учился на танкиста.
- Павел – мечтал стать школьным учителем, был хорошим гимнастом, писал стихи, - -- Александр – работал в полеводческой бригаде, мечтал окончить курсы трактористов.
Но их мечты оборвала война. Все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины.

За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший Александр посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
В честь подвига славных воинов в Тимашевске был открыт музей семьи Степановых.
3. Ученик: Н а столе стакан воды и кусочек черного хле б а.

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Учитель:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

(на доске портрет Тани Савичевой)

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(Стук метронома.)

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Учитель:

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым.Они работали вместе со взрослыми - копали картофель, убирали зерновые, собирали колоски – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.Мальчишки и девчонки рвались участвовать в боевых действиях. Они уходили на фронт, становясь детьми полков.Дети наравне со взрослыми воевали на полях сражений, в партизанских отрядах, отправлялись фашистами в лагеря смерти.Дети гибли там от грязи, эпидемий, от чудовищных экспериментов. У них брали кровь для раненных фашистских бойцов, отправляли в газовые камеры. Дети войны. Они были повсюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы. Они дежурили в госпиталях. Они строили бомбоубежища. Они тоже были Защитниками Родины, как их отцы и братья, старались не отставать от взрослых, иногда ценой своих собственных жизней.Рядом с именами легендарных героев войны мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу. Это:

Это Зоя Космодемьянская. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили. Ей присвоили звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами.

Это Лёня Голиков. Когда его родное село Лукино захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Это и Валя Котик. Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зина Портнова. Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Учитель.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

4. Ученик: Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надежный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

Учитель. Долгих 4 года шла война. Казалось, ей нет конца и края. Но победа пришла! 9 Мая 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны.

Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Задохнулись канонады. Будем жить, встречать рассветы,

В мире – тишина. Верить и любить.

На большой земле однажды Только не забыть бы это!

Кончилась война. Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари Эта память - верьте, люди –

И кружилась мгла Всей Земле нужна.

А в реке – меж берегами – Если мы войну забудем

Кровь-вода текла. Вновь придёт война.

Учитель. Дорогой ценой заплатил наш народ за победу в этой войне.

4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. И 20 миллионов погибших людей. Вы представляете себе что это такое?
Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

20 миллионов могил. 20 миллионов за 1418 дней - это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту…
Вот что такое 20 миллионов!

Линия фронта не дошла до нашего города. Но сколько наших земляков ушло воевать! Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши дедушки воевали, а ваши бабушки своим трудом помогали устоять фронту.

5. Ученик: По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

6. Ученик:

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

7. Ученик:

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Учитель.

Готовясь к этому торжественному дню, мы прочитали много книг о войне. Ребята приготовили литературную викторину, и предлагают вам поучаствовать в ней.


  1. Ученик:
Шел корабль, своим названьем гордый,

Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли. Борис Слуцкий «Лошади в океане»


  1. Ученик:
Митины товарищи, как погрузили снаряды, стали пить чай. Кто заваривал в кружке берёзовую веточку, кто подгоревший сухарик. И все благодарили Митю за доставленное удовольствие.

Митя устроил себе место в грузовике среди ящиков. Уселся там удобно и положил ещё тёплый …. на колени. Так он и вёз его до своего дивизиона.

Анатолий Митяев «Самовар»

3. Ученик:

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Леонид Мартынов «Народ - победитель»

4. Ученик:

Товарищ командир, - сказал Женя Молоканов, - есть у меня знак, по которому все поймут, что дом советский. Разрешите действовать!

Командир разрешил. Женя полез на крышу. Он посмотрел на город. Всюду из окон домов свисали белые флаги- вражеская столица сдавалась победителям. А над

Крышами, над высокими памятниками, над башнями развевались красные флаги.

Анатолий Митяев «Бескозырка»
5. Ученик:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Александр Твардовский. «Рассказ танкиста»

6. Ученик:

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Булат Окуджава «Ах, война»
Учитель:

67 лет назад окончилась Великая Отечественная война.Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут как реки. Но как скалы стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она - молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

8. Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Учитель:

Подошёл к концу классный час «О войне должны помнить!». Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь, творите добро и живите под мирным небом!

9. Ученик:

На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»,

Пусть нам снятся звездные сны!

Дети встают и исполняют песню «Солнечный круг». Затем запускают белых бумажных голубей.

Классный час «Незаживающие раны Великой Отечественной»

Классный руководитель: Спицина Людмила Ивановна МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям 8-10 классов. Сценарный материал поможет учителям истории в подготовке внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: воспитание молодёжи в духе патриотизма и гражданственности, приобщение обучающихся к исторической памяти, к событиям Великой Отечественной войны. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
Духовное обновление молодого поколения;
Приобщение обучающихся к теме Великая Отечественная война и ценностям отечественной истории;
Привлечение участников игры к творческому процессу, укрепляющему патриотические чувства, любовь к Родине и готовность её защищать.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: репродукции картин, плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне; музыкальные фрагменты песен о войне; историческая настенная карта Отечественной войны 1941-1945 гг.; изображение русских наград и памятных знаков; портреты героев Великой Отечественной войны. Пирамида с вопросами; конверты с разрезанными буквами; карточки с деталями и названиями событий войны; ноты с описанием на оборотной стороне песен военных лет.

Эпиграф
Нет героев от рождения, они рождаются в боях.
А.Твардовский

Чтец 1 :Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что звучат слова в эфире:
«Терроризм», «Агрессия», «Война»…
Чтец 2: Неспокойно жить на свете,
На Земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица Земли
Всё, что люди возвели.
Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы десятилетий ни минуло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Дорогие ребята, на нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Киреев В.Ф.
Великой Победе, посвящается наша игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
4. Если команда затрудняется с ответом или даёт не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
6. Ответ оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Содержание игры:
Презентация команд. (Команды сами должны придумать себе название, связанное с историей Великой Отечественной войны, девиз и эмблему)
Ведущий : Конкурс – разминка.
Перед участниками игры находится пирамида, разделённая на шесть секторов, в каждом из которых находится вопрос с определённым количеством баллов. Команды по очереди открывают сектора. Баллы присуждаются, если команда дала верный ответ на поставленный вопрос.
Сектор 1: Сколько дней длилась Великая Отечественная война?
(2 балла)
Сектор 2: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (2 балла)
Сектор 3: Когда началась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 4: Когда закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 5: Какое кодовое название получил стратегический план Гитлера против СССР? (3 балла)
Сектор 6: Какое кодовое название носит операция, в результате которой армия Паулюса была разбита и капитулирована? (3 балла)

Конкурс «Шифровка»

Чтец: Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца.
Это значит, что детям вовек не придётся стыдится,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!...
Задание: Команды выбирают один из двух конвертов с определённым набором букв. Необходимо составить слово из всех предложенных букв. Оценивается правильность и быстрота.
(1 конверт – НАСТУПЛЕНИЕ; 2 конверт – ОТСТУПЛЕНИЕ )
Разминка для следующего задания:
1. На территории, какой страны была разгромлена последняя группировка врага? А) Румыния; Б) Бельгия; В) Венгрия; Г) Чехословакия
2. День освобождения города – 9 мая, стал Днём победы советского народа над фашизмом. О каком городе идёт речь?
А) Прага; Б) Берлин; В) Варшава
Конкурс «Исторические события»
1. 14 июля 1941 года под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)
2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города?
А) Попытка переговоров; Б) Парад войск на Красной площади 7 ноября; В) Крестный ход вокруг Москвы
3. После, какой битвы был развеян миф о непобедимости
немецкой армии?
А) Битва под Сталинградом; Б) Битва под Москвой;
В) Битва под Курском
4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной войны? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Сталинградская битва; Г) Битва за Днепр
5. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза
за героизм, проявленный при форсировании неприступной,
по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»).
О какой битве идёт речь?
А) Форсирование Днепра; Б) Форсирование Дона;
В) Висло-Одерская операция
6. После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью
в руки советского командования? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Харьковское сражение;
Г) Сражение у деревни Прохоровка
Конкурс «Коренной перелом»
Ведущий: Перед командами расположены карточки с датами и событиями. Необходимо привести в соответствие два набора карточек (дата-событие). Оценивается правильность и скорость.
Конкурс «Исторические места»

1. Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость? А) Петропавловская крепость; Б) Брестская крепость; В)Измаил
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьёзное сопротивление. Назовите этот город? А) Тула; Б) Калуга; В) Смоленск; Г) Рязань
3. В годы войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? А) Смоленск; Б) Сталинград; В) Курск; Г) Москва
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (А) Киев; Б) Севастополь; В) Одесса; Г) Воронеж
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землёй. По какому озеру она проходила? А) Чудское озеро; Б) Онежское озеро; В) Ладожское озеро; Г) Белое озеро
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолётов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? А) Киев; Б) Москва; В) Брянск; Г) Волгоград
7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? А) Васильевка; Б) Прохоровка; В) Ивановка

Чтец: В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Конкурс «Города - гер ои»

Задание: Командам выдаются плакаты, на которых изображены списки городов. Назвать города-герои. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь, каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена?
2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы войны для награждения моряков были учреждены ордена?
3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? А) В.М.Молотов; Б) Г.К.Жуков; В) И.В.Сталин; Г) Л.А.Говоров

Конкурс «Споёмте, друзья. Литература и искусство»
Чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вопросы:
1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? А) А.В.Александров «Священная война»; Б) А.Твардовский «Василий Тёркин»; В) А.Сурков «Землянка»
2. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора? А) С.С.Прокофьев; Б) А.В.Александров; В) Д.Д.Шостакович; Г) Б.А.Макроусов
3. Команда выбирает ноту на нотном стане, на которой дано описание песни военных лет. Необходимо угадать о какой песне идёт речь.
4. По музыкальным фрагментам угадать песни военных лет.

Конкурс «Подвиг солдата»
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Задание: Перед командами находятся два портрета героев войны (изображения закрыты). Необходимо по предложенному описанию подвига солдата назвать имя и фамилию героя (изображение открывается).
1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. (Н.Гастелло)
2. Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (В.Талалихин)
Ведущий: Пока жюри подводит итог встречи, слово предоставляется ветерану войны Кирееву В.Ф.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает в игре.

Классный час по теме

"Дети и Великая Отечественная война"

Внеклассная работа

Цель:

Формирование у школьников патриотической позиции.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в ВОВ.

Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: фотографии, песни военных лет. Рассказы и стихи советских писателей, фрагмент из фильма.

Ход занятия

Ребята, 9 мая наша страна отмечает 71 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,-
Это значит - против нас.

На рассвете 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война

(«Священная война»).

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.

Дома остались старики, женщины и дети. Дети сразу повзрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети?

(показать фотографии детей военных лет.)

Вот фото мальчика. Ему 12-13 лет. Он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.

(1 ученик читает рассказ.)

Рассказ о мальчике.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

(2 ученик рассказывает стихотворение)

Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,


А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,-
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,- столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: -
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.- Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.- Вот здесь.- И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.

Ребята, посмотрите на фотографию .

Что здесь изображено? Как вы думаете?

У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.

А кто такие партизаны?

Этодиверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.

(Песня «Землянка»)

Ребята о чем говорят эти фотографии?

Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.

Чем еще могли помочь дети во время войны?

Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Вот послушайте письмо мальчика своему папе на фронт:

«Дорогой папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбe. Я горжусь, что ты - солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.

Твой сын Женя.

А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.

Вот эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо.

Посмотрите, какие были раньше фотографии, это черно-белые снимки небольшого размера.

(Фрагмент из фильма о войне "В бой идут одни старики")

Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.

(Отрывок. С.Михалков «Быль для детей». Читает 3 ученик)

Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…

Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель -
Красной Армии солдат!

(Песня " День Победы")

Майский день сорок пятого

Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
,
Тот, который Победу принёс.

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.

Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!

Мы с вами должны всегда помнить о тех людях, взрослых и детях, которые отстояли для нас мир!

КРОССВОРД

    Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.

    Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.

    Военная машина с башней и пушкой.

    Столица СССР.

    Военный, охраняющий границу государства.

«Поклонимся великим тем годам….»

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях.

Ход занятия.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый. (слайд 1) Выступление 2 класса

1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается...

2 чтец: Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель . На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

3 чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

4 чтец: Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

5 чтец: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

6 чтец: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (слайд 4)

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

(слайд 5-10)

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Они сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали тёплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед раненными в госпиталях. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Жестокое слово-война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли -

Мы просто дышали войной. (А.Иоффе)

Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет.

Рассказы учеников о пионерах-героях.

(слайд 11-14) Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера. Звание Героя он получил посмертно. Январской ночью 1943 года он погиб в неравном бою.

Валя Котик 12 лет .

С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Марат Казей

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отрядВ декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля – военные карты и планы гитлеровского командования.
Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.

З а проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова ей было 14 лет.

В июне 1941 года девочка на школьные каникулы приехала в деревню Зуя, возле станции Оболь Витебской области. После вторжения фашистов на территорию советского Союза Зина оказалась на оккупированной территории

Зине Портновой удалось устроиться работать в столовую для немецкого личного состава. Поработав немного там, она осуществила жестокую, однако очень эффективную операцию – отравила пищу. Более 100 немцев пострадали. В ответ на это фашисты обрушили на город волну массового террора. Во время разбирательств, Зина, желая довести немцам свою непричастность, сама попробовала отравленный суп. Чудом уцелела. Портновой, дабы избежать ареста, пришлось к партизанам уйти.

В августе 1943 г. Зина становится разведчицей партизанского отряда. Девушка участвует в подрывах эшелонов.

При допросе в гестапо Зина выхватила пистолет следователя и мгновенно застрелила его. На эти выстрелы прибежали два гитлеровца, которых девушка тоже застрелила

Учитель: Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. (слайд15)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Учитель: Женщины не только трудились в тылу. . Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки. (слайд 16, 17)

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка:

"Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!"-

Всё позабыла: слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла.

Ведущий. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев. (слайд 19)

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Тысячи россиян в памятные дни приходят на Пискарёвское кладбище в Санкт- Петербурге, на Мамаев Курган в Волгограде,(слайд 20) на Сапун- гору в Севастополе, к памятнику сожжённым жителям деревни Красуха в Псковской области и к другим священным местам. Подвиг Советской Армии – освободительницы чтят не только в нашей стране. В Германии в Трептов – парке стоит памятник Воину – освободителю. Это Солдат- победитель, к груди которого доверчиво прильнула спасённая им немецкая девочка. (слайд 21)

На рубеже весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежал у наших ног!

Не умолкает гром орудий.

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди-

Есть справедливость на Земле!

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошёл через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу – герою!

Слава Армии славной его!

И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник- Советскому солдату,

С девочкой спасённой, на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светящийся во мгле,

Это он – солдат, моей державы,

Охраняет мир на всей Земле!

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют! (слайд 25)

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну.(слайд 2)

Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.

Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

(Выступление 4 класса)

ученик:

Мы хотим, чтоб люди мирно жили,
Чтоб дети разных стран всегда дружили,
Чтоб леса, поля зеленели,
Чтобы птицы в небе звонко пели.

ученик:

Мы – дети свободной и мирной страны.
Народ наш великий не хочет войны.
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы.

Как танк сумел гранатой подорвать
И как ходил в атаку из окопа,
Как Белоруссию пришлось освобождать
И как с боями шли через Европу.
Как побеждали в тех они боях
И как Берлин солдаты наши брали,
Как над рейхстагом водрузили флаг,
И как в тот день все люди ликовали.

Ученик:

А мой прадедушка погиб под Сталинградом.
Он был артиллерист.
Они сражались до последнего снаряда,
А после отбивались, как могли.
И в братской похоронен он могиле,
И вечный там огонь теперь горит,
И памятник большой соорудили –
Красивый мрамор и гранит.
И на граните имена солдат,
Которые в могиле той лежат.
Прадедушкино имя в списке том.
И свежие цветы всегда кругом.

Ученик:

Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу солдатам помогала.
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолеты,
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
Орудья и, конечно провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.

Ученик:

А сколько человек погибло в той войне!
Почтить их нужно памятью достойной.
И подвиги российского солдата
На веки вечные запомнить надо!
Сегодня мы героев вспоминали,
Что нашу землю от фашистов отстояли.
Велик их подвиг, вечна слава их.
Они живут и будут жить в сердцах людских!

Ведущий: Память о войне – это, прежде всего – память о людях. Пройдут года, десятилетия, немало ярких и важных событий произойдет в жизни народа, но легендарный подвиг – Победа в Великой Отечественной войне – навсегда останется в нашей памяти.

Чтец:

Слава Вам, храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поёт Вам народ,
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о Вас никогда не умрёт!


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: доступным для детей 7–8 лет, языком, рассказать о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;
  • научить складывать фронтовое письмо – треугольник.

Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка сценария классного часа;
  • разучивание стихов и подготовка выступления чтецов;
  • подготовка карточек с текстами, подготовка выступающих;
  • подготовка наглядного материала (презентация);
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка технического обеспечения;
  • экскурсия в Музей обороны Москвы.

Оборудование:

  • Оборудование для практической работы.

Состав участников: Учащиеся 1-х классов.

Ход клубного часа

Показ слайдов, в сопровождении рассказа учителя.

Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, как она называется? (ответы детей) Знаете, ребята, а ведь ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна, в состав которой входила Россия, раньше? (ответы детей)

2 слайд: Советский Союз

От ледяных просторов севера
До гор Кавказа и Саян
От Балтики до моря Беринга
Раскинулась страна моя.
Ее размеры – исполинские,
Красот, богатств ее не счесть.
Таежный край, озера чистые,
Алтай, Урал, донская степь!
Ее душа светла и искренна,
И милосердна, и добра.
Друзьям – радушная, открытая.
Поможет всем в беде она.

Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - . Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

Не раз ее пытались вороги
Заставить на колени встать,
Забыть о чести и о гордости,
Поработить, завоевать.
Но каждый раз в годину черную
Вставал, Россия, твой народ,
И гнал с земли родимой ворога,
И мир границ твоих берег.
И пахарь становился воином,
Менял он мирный плуг на меч.
Их ратный труд не ради подвига,
А ради жизни на земле!

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник?

3 слайд: 1941 - 1945

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

4 слайд: лента времени от 1939 до 2014

Посмотрите, ребята, это – лента времени. Найдите на ней год, когда вы родились. Найдите год, когда началась Великая отечественная война, когда закончилась. Сколько лет она длилась? (ответы детей)

9 мая 2014 года мы будем отмечать 73-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!

5 слайд: Завтра была война

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах.

Чтец 1 :

Поколение сорок первого…
Их на подвиг звала неизведанность
Стратосферы, Сибири и Арктики,
И в мечах все – пилоты, полярники!
Позади выпускные экзамены,
Впереди жизнь с красивыми планами…
Вальс последний по школам закружится,
По июньским заспанным улочкам…

6 слайд: Крепость – Герой Брест

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

Чтец 2:

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы.

Воскресенье, 22 июня 1941 года. Тишину наступившей ночи, по – летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.

Чтец 3:

Только что это? У репродуктора
Каменея от боли и ужаса
Выпускное стоит поколение.
«Война… с немцами… без объявления».

Выступление В. Молотова

22 июня 1941 прервалась мирная жизнь людей. Роковая дата, как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

8 слайд: «Прощание славянки»

Чтец 4:

На взросление времени не было
И шагнуло мое поколение
В боль потерь, горечь слез, ратный подвиг,
Чтобы все пережить, все исполнить!

Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Красная армия с тяжелыми боями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве.

В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот столицы. С окраин города их можно было увидеть невооруженным глазом. Столица превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Многие здания, заводы и фабрики, театры и памятники в Москве были заминированы. Было заминировано метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано захватчикам.

Но, несмотря на страшное положение, 7 ноября на Красной площади в Москве состоялся парад. Прямо с парада бойцы отправлялись на фронт.

10 слайд: Оборона Москвы

Из далекой Сибири, с Дальнего Востока на помощь столице подходило подкрепление.

Чтец 5:

И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали, с русским едины,
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

11 слайд: Битва за Москву

Выступление учащегося (карточка № 1)

Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.

Выступление учащегося (карточка № 2)

5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов.

12 слайд: Блокада Ленинграда

Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград.

В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.

Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов.

Выступление учащегося (карточка № 3)

Для таких маленьких деток, как вы, выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города (раздать копии хлебных карточек ).

13 слайд: Таня Савичева

Посмотрите, эту девочку звали Таня Савичева. Она немного старше вас. В блокадном Ленинграде у нее погибла вся семья, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда ее вывезли на Большую землю. Врачи долго боролись за ее жизнь, но спасти девочку не смогли. Сохранился ее дневник. Такой дневник мог бы быть у каждого ленинградца.

Ни один, самый прекрасный город на Земле, не стоит даже одной человеческой жизни. 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.

14 слайд: Сталинградская битва.

Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.

Выступление учащегося (карточка № 4)

Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года погнали фашистов прочь с советской земли.

15 слайд: Курская битва.

В результате наступления нашей армии в начале 1943 года удалось освободить многие города и села Советского Союза.

Еще одно из решающих сражений - битва на Курской дуге. В июле 1943 немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления.

Выступление учащегося (карточка № 5)

Наша армия выдержала удар. Враг был остановлен.

16 слайд: Труженики тыла.

Чтец 6:

У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.

Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину, ни наших женщин, детей и стариков, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. Так же самоотверженно трудились и колхозники. «Все для фронта, все для победы!» Но не только технику, боеприпасы, продукты и теплые вещи нужны были нашим бойцам, но и теплые письма из дома. Многие школьники писали письма незнакомым солдатам, поддерживали их своими теплыми словами.

Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник»

Что бы вы написали солдату? Что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

17 слайд: Армия идет на запад.

Нанося тяжелые удары по врагу, выходя к своим границам, Советский Союз понимал, что необходимо уничтожить фашизм и помочь народам Европы освободиться от фашистских захватчиков. Армия идет на Запад. Кенигсберг, Будапешт, Вена, Белград, Прага, Варшава. Европа была освобождена.

18 слайд: Взятие Берлина.

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая.

19 слайд: Парад Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад. Наши воины – солдаты и офицеры, бросили к стенам Кремля фашистские флаги и знамена.

20 слайд: Помните. Минута молчания.

21 слайд: Памятники.

В нашей стране много памятников воинам. Есть целые мемориалы (Поклонная гора), а есть маленькие обелиски, на которых простая надпись: Неизвестный солдат.

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

22 слайд: Лента времени.

Мы вернулись к нашей ленте времени. Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2010. Между ними 65 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 65 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

Чтец 7:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Литература:

  1. И.В. Новокрещенов Страницы Великой Победы. Учебное пособие для учащихся 2–4 классов. Ювента, Москва, 2010.
  2. Е.А. Воронова Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Феникс, Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Полная хронология XX века. Вече-Аст, Москва, 1999.