Местный бюджет как основа муниципальных финансов. Местный бюджет как основа муниципальных финансов 1 к собственным доходам местных

Статья 55. Доходы местных бюджетов

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Комментарий к статье 55

1. С 1999 г. по 2003 г. доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета России снизилась с 24,5% более чем наполовину и составила 11,8%. На этом фоне происходило снижение фактических расходов, однако только с 30,5% до 23,2%. Превышение расходов над доходами в этот же период составило уже 11%. Все это связано с изменениями, которые последовательно вносились в бюджетное и налоговое законодательство в эти годы. В результате местные бюджеты имеют устойчивый дефицит, который накапливается в виде долгов.

В соответствии с Рекомендациями 79 (2000) седьмой сессии Конгресса местных и региональных властей Европы, которая проходила в Страсбурге 23-25 мая 2000 г., термин "собственные ресурсы" означает финансовые средства, получаемые в результате принятия местными органами власти самостоятельных решений; они могут распоряжаться ими по своему усмотрению, а если речь идет о налогах, они сами могут устанавливать ставки в зависимости от своих потребностей и от того, в какой степени граждане готовы взять на себя налоговое бремя.

Согласно нормам комментируемой статьи к собственным доходам местных бюджетов относятся все доходы бюджета, кроме субвенций. Также Закон 2003 г. в собственную доходную часть местного бюджета включил финансовую помощь. Финансовая помощь - помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств (ст.44 БК РФ).

По действующему законодательству в соответствии со ст. ст.44, 45 и 47 БК РФ финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета. Здесь необходимо отметить, что в Государственной Думе находится на рассмотрении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений". Согласно этому проекту финансовая помощь относится к собственным доходам бюджетов. Как совершенно верно замечает в связи с этим Л.И. Пронина, "изменение содержания понятия финансовая помощь будет искусственно завышать собственные доходы бюджетов".

Следует отметить, что в Законе при установлении доходов местных бюджетов не употребляется термин "регулирующие налоги", хотя деление доходов на закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) широко используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов и достаточности собственной финансовой базы.

Рассмотрим некоторые собственные доходы местного бюджета в соответствии с комментируемой статьей:

1) о средствах самообложения см. комментарий к ст.56;

2) местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (комментарий к ст.57);

3) региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (комментарий к ст.58);

4) федеральными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (комментарий к ст. 59);

5) новый Закон в собственные доходы местных бюджетов включает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Закон о местном самоуправлении 1995 г. такого не предусматривает, так как согласно БК РФ дотация является финансовой помощью и не входит в состав собственных доходов местных бюджетов. Процедура выравнивания бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, а также муниципальных районов и городских округов урегулирована в ст. ст.60, 61, 62 комментируемого Закона;

6) одним из основных видов неналоговых доходов является доход местного бюджета от имущества, которое находится в муниципальной собственности (ст.42 БК РФ) (комментарий к ст.50, 51);

7) ст.113 ГК РФ устанавливает, что унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Согласно ч.4 ст.41 БК РФ и ст.17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам бюджетов. Прибыль от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, является одним из видов таких доходов, поскольку образуется от использования государственного имущества. Такая прибыль подлежит зачислению в местный бюджет не полностью, а лишь в размере, определенном уполномоченными органами местного самоуправления.

Так, например, в соответствии с решением Новокуйбышевской городской Думы от 20 марта 2003 г. N 144 "Об утверждении новой редакции Положения о муниципальном унитарном предприятии", решением Пензенской городской Думы от 25 февраля 2000 г. N 478/39 "О Положении о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы" (с изменениями от 29 ноября 2002 г) и решением собрания представителей г. Кузнецка Пензенской области от 13 февраля 2003 г. N 6 "Об утверждении Положения о муниципальном унитарном предприятии г. Кузнецка" прибыль муниципальных предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение предприятия и используется им в соответствии с уставом.

Помимо получения части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, собственник имущества такого предприятия имеет право на получение доходов в виде арендной платы, что прямо предусмотрено БК РФ. Согласно п.1 ст.42 БК РФ среди прочего в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

8) штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части местных бюджетов. Статья 46 БК РФ предусматривает, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено названным Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход бюджетов.

Действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам (ч.2 ст.41 БК РФ). Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

поступления сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;

санкции за нарушение порядка применения цен;

административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за нецелевое использование бюджетных средств и др.

Суммы штрафов, применяемых в качестве санкций, предусмотренных НК РФ, подлежат зачислению в местные бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год или законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Так, например, Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" устанавливает, что суммы штрафов, применяемых в качестве налоговых санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой декларации, нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и иное, зачисляются в местные бюджеты в объеме 50%.

В соответствии с Указом Президиума Государственного собрания Республики Алтай от 30 апреля 1994 г. N 70 "Об административной ответственности за нарушение порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц на территории Республики Алтай" штрафы за нарушение порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц на территории Республики Алтай взыскиваются в местный бюджет.

В отдельных случаях региональное законодательство содержит требование о распределении сумм штрафов между соответствующим местным бюджетом и иными инстанциями. Например, как предусмотрено Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы", 50% сумм наложенного штрафа вносится нарушителем на расчетный счет Миграционной службы г. Москвы (данные средства используются для проведения мероприятий по выдворению иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность с нарушением закона), оставшиеся 50% вносятся в бюджет г. Москвы;

9) правовые аспекты института добровольных пожертвований регулируются нормами ГК РФ (ст.582).

В п. п.5, 6, 7, 8, 9 ч.1 ст.55 перечислены неналоговые доходы местных бюджетов. Развитие названных доходов местных бюджетов является одним из перспективных направлений работы муниципальных образований. По данным фонда "Институт экономики города", неналоговые доходы местных бюджетов с 1996 г. по 2002 г. возросли и составили в 2002 г.6,0% в структуре доходов местных бюджетов.

2. В случае если в муниципальном районе формируется представительный орган, который состоит из глав, депутатов представительных органов поселений, то для решения вопросов межмуниципального характера из бюджетов поселений должны быть перечислены субвенции. Эти отчисления входят в состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов.

Согласно ч.2 ст.55 размер субвенций, перечисляемых из бюджетов поселений в обязательном порядке, определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех городских и сельских поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя услуг соответствующего поселения. Отсутствие на федеральном или региональном уровнях определенных критериев расчета размеров данных субвенций и ограничений по их установлению может привести к необоснованно завышенным нормативам изъятия данных средств из бюджетов поселений, что существенно ухудшит их финансовое положение.

В зависимости от способов формирования представительных органов местного самоуправления создаются преимущества в формировании доходной базы одних муниципальных районов перед другими муниципальными районами. Принудительное изъятие доходов поселений в виде субвенций в бюджеты муниципальных районов нарушает принцип равенства бюджетных прав муниципальных районов.

Предоставление субвенций из бюджетов поселений, с одной стороны, не позволяет обеспечить самостоятельную бюджетную политику поселений, а с другой - ставит финансирование расходов бюджетов муниципальных районов в прямую зависимость от эффективности формирования доходной части бюджетов поселений. В то же время на бюджеты муниципальных районов возложена обязанность по выравниванию бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законодательством, но только в том случае, если будет изменена система налогов и сборов Российской федерации, а также изменен перечень вопросов местного значения, т.е. доходы для закрепления за местными бюджетами рассчитываются исходя из их расходных обязательств.

4. В доходную часть местных бюджетов зачисляются субвенции, которые предоставляются органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий. См. об этом комментарий к ст.63.

5. Согласно проекту Федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" учет операций со средствами местных бюджетов проводится органами Федерального казначейства от имени, по поручению и в рамках полномочий главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местных бюджетов. Органы Федерального казначейства распределяют зачисленные на их счета доходы между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 56. Средства самообложения граждан

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Комментарий к статье 56

1. Закон 2003 г. определяет средства самообложения граждан как один из источников доходов местных бюджетов. При этом под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи, направленные на решение конкретных вопросов местного значения. Следует отметить, что законодательно выделяется целевой и обязательный характер названных платежей.

Размер платежей устанавливается в абсолютной величине на каждого жителя муниципального образования. Вместе с тем могут быть предусмотрены льготы отдельным категориям граждан. При этом устанавливается ограничение общей численности граждан, получивших такую льготу (не более 30% от общего числа жителей).

Средства самообложения, безусловно, имеют налоговую природу. Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст.17). Поэтому можно сделать вывод о нарушении конституционного принципа "законно установленных налогов" (ст.57 Конституции РФ).

2. Так как все налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, то средства самообложения граждан могут быть введены только на добровольной основе путем референдума либо схода граждан.

Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

1. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов.

3. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

4. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов.

Комментарий к статье 57

1. Часть 1 комментируемой статьи является отсылочной нормой, так как устанавливает, что перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а с его отменой - ч.6 ст.12 НК РФ законодательно закреплен запрет органам местного самоуправления вводить дополнительные налоги, не предусмотренные федеральным налоговым законодательством, а равно повышать установленные на федеральном уровне предельные значения налоговых ставок. Конституционность данного положения подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П.

В связи с тем что ст.15 НК РФ, устанавливающая перечень местных налогов и сборов, вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в настоящее время продолжают действовать нормы последнего Закона. В соответствии с ним к местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

2) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона N 364858-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Согласно этому Законопроекту не предполагается существенных изменений состава местных налогов. Они так и не становятся определяющими при формировании доходов местных бюджетов.

К местным налогам и сборам предполагается относить:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

торговый сбор;

транспортный налог.

Как видно, из числа местных налогов исключен налог на рекламу. Оценивать это можно по-разному. С одной стороны, уже неоднократно отмечалось, что налог на рекламу ставит муниципальные образования в заведомо неравные положения: вполне очевидно, что доходы от этого налога в крупных городах будут в разы превышать суммы, собираемые в сельских поселениях. С другой стороны, налог на рекламу в большей степени гарантирует регулярность поступления платежей в местные бюджеты, чем, например, торговый сбор.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы.

3. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований. Налоговые ставки и нормативы отчислений названных налогов устанавливаются решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

4. Комментируемая часть определяет, что в бюджеты поселений могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов муниципального района. Данные отчисления будут проводиться на основе нормативов отчислений, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района.

Закон вводит запрет на установление нормативов отчислений на ограниченный срок. В условиях изменения налогового потенциала территории данные нормативы в какой-то мере смогут гарантировать определенные поступления от местных налогов из бюджета муниципального района.

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

2. В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иным законом субъекта Российской Федерации на ограниченный срок не допускается.

3. В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления дохода от соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты муниципальных районов, за исключением случая, установленного частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

2. К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

3. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества:

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 в части доходов от приватизации федерального имущества приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

6. К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления .

Местный бюджет имеет доходную и расходные части. Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета , а превышение доходов бюджета над его расходами – профицитом бюджета .

В соответствии со ст. 264.6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 29 Устава города Нижнего Новгорода, ст. 95 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Нижнем Новгороде, утвержденного постановлением городской Думы от 25.06.2008 № 120, рассмотрев представленный администрацией г. Нижнего Новгорода отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год, городская Дума г. Нижнего Новгорода своим решением от 29 мая 2013 года № 70 «Об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2012 год» утвердила отчет об исполнении бюджета г. Нижнего Новгорода за 2012 год по доходам в сумме 21.890.563,7 тыс. руб., по расходам в сумме 23.024.020,3 тыс. руб. с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета г. Нижнего Новгорода) в сумме 1.133.456,6 тыс. руб.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Они включают :

1) налоговые доходы. К ним относятся доходы от предусмотренных законодательством России о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

2) неналоговые доходы. К ним относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

3) безвозмездные поступления. К ним относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Итак, в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции , предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Субвенции распределяются пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Местные бюджеты могут получать субсидии , которые представляют собой бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов. В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд муниципального развития .

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в других случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, местным бюджетам предоставляются дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Субвенции, субсидии и дотации относятся к формам межбюджетных трансфертов , под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. «Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства».

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.

К долговым обязательствам муниципального образования относится и муниципальная гарантия – это вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Собственные доходы местных бюджетов

Собственные доходы местных бюджетов - в РФ - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

См. также: Бюджеты муниципальных образований

  • - Вексель, выставленный органу местной власти в Великобритании...

    Финансовый словарь

  • - региональные и местные налоги и сборы, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной...

    Финансовый словарь

  • - "... состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам..." Источник: Федеральный закон от 25.09...

    Официальная терминология

  • - в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом гос-ных минимальных социальных...

    Большой юридический словарь

  • - в РФ - собственные доходы и поступления от регулирующих доходов. Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ...

    Финансовый словарь

  • - "...2...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов...

    Официальная терминология

  • - "...3...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1. включает: 1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации...

    Официальная терминология

  • - в бюджетном законодательстве РФ федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты, субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на...

    Большой юридический словарь

"Собственные доходы местных бюджетов" в книгах

30. Доходы местных бюджетов

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

30. Доходы местных бюджетов В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов:1) от местных налогов:а) земельного налога;б) налога на имущество физических лиц;2) от федеральных налогов и сборов:а) налога на доходы физических лиц;б) единого

35. Доходы местных бюджетов

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

35. Доходы местных бюджетов Перечень доходов местных бюджетов установлен ст. ст. 61, 61.1, 61.2, 62 БК РФ. При этом налоговые доходы местных бюджетов различаются в зависимости от формы муниципальных образований.Так, в бюджеты поселений в полном объеме зачисляются доходы от

36. Расходы местных бюджетов

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

36. Расходы местных бюджетов Основания возникновения расходных обязательств муниципальных образований закреплены ст. 86 БК РФ. Таковыми основаниями, согласно положениям, закрепленным в названной статье БК РФ, являются:1) принятие нормативных правовых актов органов

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

автора Коллектив авторов

Статья 47. Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся:налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60 Утратила

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных

50. Доходы местных бюджетов

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. Доходы местных бюджетов Доходная часть местных бюджетов состоит:а) из собственных доходов и поступлений;б) финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований) и др.К собственным доходам местных

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60. Формирование доходов местных бюджетовУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов 1. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего

автора Автор неизвестен

Статья 55. Доходы местных бюджетов 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов 1. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.2. Органы

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов 1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов 1. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 – 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального