Можно причащаться в прощенное воскресенье. Нужно ли причащаться на каждой воскресной службе

Как правильно: прощённое воскресенье или прощёное воскресение?

    Прощное воскресенье.

    Правильно писать с одной буквой н, а не с двумя.

    Это следует из того, что слово воскресенье является именно прилагательным, и не является причастием, потому что в этом сдучае не идт речь о прощении воскресенья, а именно идт речь о событиях в этот день.

    Что касается мягкого знака, то традиционно слово воскресенье мы пишем именно так, а не с буквой и.

    Обычно в такой день наши умы заняты чем то более важным, и зачастую у нас возникают именно такие вопросы. И что бы убедиться, не говорим, или не пишем мы с ошибкой, мы прибегаем к помощи и подсказкам, вроде тех, что изложены здесь.

    Прощенное Воскресенье или прощеное?Как пишется?Неважно!Главное- простить!Главное-прощение!/из воскресной проповеди/

    Как верно пишетсяПрощенное?

    Неважно.Важно всех простить.

    Крещеные мы в храме,не крещеные,

    Давайте просто жить.

    Зачем вражду на свете множить нам?

    Зачем копить обиды нам?

    Собрать бы в кучу всех их множество

    И выбросить как старый хлам

    А на очищенном пространстве парк

    Любви,Согласия,Весны

    Мы обустроим.И повесим мирный флаг-

    Пред совестью своей чисты.

    (стихи Натальи Алексеевны Исаевой)

    Правильным будет следующее правописание: ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

    В данном случае речь идет о прилагательном. Правописание одной или двух согласных Н в суффиксе зависит от того, какой это суффикс.

    Два НН пишется, например, в суффиксе ИНН (длинный).

    В суффиксе ЕН будет писаться одна согласная Н. Как например в таком слове как масленый. Но впричатиях будет писаться уже две буквы Н.

    В словосочетании Прощеное воскресенье слово прощеное пишется с одной буквой Н. Скорее всего это слово образовалось от глагола прощать, а не простить. В Прощеное воскресенье всех прощают. Хотя в этимологии слова я могу ошибаться. Но пишется оно точно с одной Н. Если причастие (чем по форме является слово прощеное) образовано от глагола несовершенного вида, у него нет приставки, зависимого слова, суффикса -ова-/-ева-, то в нем пишется одна Н. А вот в словосочетании прощенный муж причастие прощенный образовалось от глагола простить, т.е. мужа простили за плохое поведение. Этот глагол совершенного вида, поэтому в причастии пишется одна Н.

    Чтобы не ошибаться и писать правильно, нужно понимать, какая часть речи перед нами - прилагательное или причастие.

    Для этого вспомним, в чем состоит основное отличие прилагательного от причастия: прилагательное обозначает качество (предмета), а причастие - совершаемое действие.

    Теперь другое правило: правописание н и нн в прилагательных и причастиях: одну букву н пишем в прилагательных, две - в причастиях. Для самопроверки: в причастиях обычно присутствуют или приставки, или зависимые слова. Так, в предложении: Прощенные мною друзья-товарищи никогда более на моем горизонте не появлялись, слово прощенные является причастием и пишется с двумя буками н, а в словосочетании прощеное воскресенье, прощеное - это прилагательное, соответственно, пишем с одной н.

    В русском языке сосуществуют оба слова: прощное и прощнное . Думаю, что оба слова с суффиксами -ен- или -енн- являются отглагольным образованием. Они образованы от глагола простить. Но в этих словах есть семантическая, смысловая разница

    Слово прощное в единстве со словом воскресенье является прилагательным и обозначает только признак предмета. Пишется оно традиционно с одной буквой н в суффиксе. А слово прощнное - это страдательное причастие прошедшего времени в полной форме, которое имеет в себе признак действия , то есть кого-то за что-то должны простить:

    Я ушла, прощенная им, с легкой душой.

    Различаем также подобные пары слов:

    посажный отец - посаженный мной куст;

    суженый жених - суженный ручей;

    конченый человек - конченный разговор;

    приданое невесты - приданное частице ускорение.

    Для того, чтобы определиться с правильностью написания слова, необходимо разобраться к какой части речи оно относится: к прилагательному или же к причастию. Итак, в случае с прилагательным, а это как раз и есть наш случай, в суффиксе ен пишется одна буква н, а вот две буквы нн будут писаться в случае, если имеет место суффикс инн. Поэтому правильно писать ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

    А вот если бы речь шла о причастии, то мы бы писали в суффиксе енн удвоенную н.

    Да, действительно, наш русский могучий язык сразу и не поймешь правильно, этому еще необходимо поучиться. По правилам русского языка, правильно будет писать, так Прощеное воскресенье .

    Слово прощенное , является прилагательным, потому что отвечает на вопрос какое , образовано от слова прощать имеет средний род и находится в единственном числе.

    Согласитесь, для того, чтобы на душе было легко спокойно, нам людям необходимо прощать своих обидчиков и забывать все зло которое они нам причинили.

    Хотя оба слова ПРОЩННОЕ и ПРОЩНОЕ существуют в русском языке, правильно будет ПРОЩНОЕ ВОСКРЕСЕННЬЕ, то есть использование прилагательного, так как страдательное причастие здесь не при чм: воскресенье ни в чм не провинилось и его никто не прощал.

    Задавая этот вопрос, я ставила целью привлечь внимание к 4м словам: к прилагательному прощное -с единственной н, к причастию - прощнное (с двойной н), а также к окончаниям слов воскресенье - с мягким знаком, и воскресение - с буквой и. В русском языке сосуществуют все четыре слова: прощное и прощнное, воскресенье и воскресение. И если с прощением все более или менее понятно, то суть воскресений, которые являются близкородственными, но не взаимозаменяемыми, - требует дополнительной расшифровки, так как слова воскресение и воскресенье этимологически близки, но в современной речи несут разную смысловую нагрузку:

    • Воскресение от глагола воскрес нуть(этимологич. связано со словом крест), в русском языке это возрождение, возвращение к духовным истокам, возвращение к жизни на более высоком нравственном уровне - в библейском контексте.

    воскресенье - употребляется в узком смысле определения 7 дня недели, посвященному духовным практикам совершенствования, день связан с библейским преданием о воскресении Иисуса Христа, отсюда их родственная связь.

    Подводя итог, правильнее будет говорить - прощное воскресенье (как духовная практика), но воскресение Христа.

    Правильно будет писать Прощеное Воскресенье с одной буквой н.

    В данным словосочетании прилагательное прощеное означает признак предмета и пишется с суффиксом -ен согласно принятым правилам русского языка.

Действительно, существует такое мнение, что православный христианин должен причащаться на каждой воскресной Литургии.

В принципе, теоретически - это очень хорошо. Ведь Господь, по сути, нас к тому и призвал. Для того и совершается Таинство Евхаристии. И возглас священнический «Вонмем. Святая святым» обращен к нам и переводится как «Будем предельно внимательны! Святая, т. е. Тело и Кровь Христовы преподается святым - т. е. всем нам - царственному священству, освященному в Таинстве Крещения и добывающему благодать Божию усилием очищения своих души и тела от греха, происходящими в Таинстве Исповеди, в молитве, в посте, в добрых делах». И эти люди, максимально очистившиеся с Божьей помощью, приходят, чтобы им была преподана величайшая святыня Евхаристии, которая соединяет их с Богом. И происходит дивное преображение, воскресение, исцеление человека во Христе!

Потому, конечно же, причащаться нужно. Желательно почаще. Причащающийся человек максимально полнокровно участвует в Литургии, проживая ее огненно, воистину Божественно, словно пылающий любовью к Богу серафим.

Каждый, желательно со своим духовником или со священником, которому он доверяет, должен выработать максимально приемлемую для себя норму причастия, если так можно выразиться. Потому что легко попытаться, скажем образно, лечь под эту «духовную штангу», мысленно наложить на нее металлических тяжелых «блинов» для веса и в горячке рвануть ее. Но этой штангой можно проломить себе грудную клетку в худшем случае, а в лучшем - разорвать себе мышечную ткань. И остаться инвалидом. Такие случаи в церковной практике тоже известны. Человек по собственному произволу берет на себя духовный подвиг не по силам, а потом не может его выдержать. Бывало, когда люди из-за этого даже уходили из Церкви. В этом случае очень полезны книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «О прелести» или «Аскетические опыты». Ведь вспомним, например, печерского преподобного Исаакия Затворника, который помимо воли настоятеля без благословения ушел в затвор, там через некоторое время стал жертвой беса, и преподобные отцы потом несколько лет вымаливали его у Бога, потому что он лежал будто бы мертвый в параличе, немой.

Нужно все соразмерять со своими силами. Легче всего в романтическом энергичном порыве взять низкий старт, а потом угрюмо и мрачно сойти с дистанции, потому что не выдержишь добровольно возложенного на себя подвига.

Я своим прихожанам иногда в шутку говорю. Если сравнивать православного христианина с каким-нибудь животным, то это точно не гепард, который со старта развивает скорость в сто километров. Да, он ее развивает. Но не может бежать с ней все время. Это его стартовая скорость, хищнический бросок, который длится всего 10-20 секунд. А потом гепард устает. Православного человека скорее можно сравнить с верблюдом, который неторопливо, но спокойно и уверенно, терпеливо перенося тяжелейшие погодные условия, движется к своей цели.

В случае с православным христианином - к Царствию Небесному.

Мне кажется из священнического опыта, что мирянину очень сложно будет причащаться на каждой воскресной Литургии: три дня поста, четыре дня (включая сам день причастия) супружеское воздержание, молитвы, каноны, Последование ко причастию Святых Христовых Тайн довольно нелегко выдержать даже поставленному на то священнику. А работа, дети, семья, домашние обязанности? Все это может стать непосильной ношей. Потому, конечно же, лучше причащаться более четырех раз в год (в большие посты), но все-таки соразмерять причастие с собственными силами, временем и занятостью.

К тому же есть экстраординарные ситуации, когда по благословению архиерея или священника можно причащаться каждый день: предсмертное состояние, тяжелая болезнь.

Но в случае со здоровым человеком лучше соблюсти, на мой взгляд, разумную золотую середину, чтобы причастие не превратилось для вас в обыденную привычку или в тяжелую повинность, которую вы, скрипя зубами отбываете, но в легчающую и золотую радость.

Прощеное воскресение

Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») - самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, - мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями - золовкины посиделки, тещины вечерки - как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Простить непрощаемое

Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

Любого человека - даже самого страшного тирана - можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться - лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь - это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку - то есть я осуждаю не его, а себя - то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни - от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как?

Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло - это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди - ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения - отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной - кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться - а молиться и думать, что с этим можно сделать.

Началу Великого поста предшествует Прощеное воскресенье . Так называется оно не случайно: в этот день принято просить друг у друга прощения за совершенные обиды.

Как возникла такая традиция?

Этот обычай появился еще в древности. Подвижники того времени удалялись на период поста из монастырей для уединенной молитвы. Они точно не знали, доживут ли до Светлого Христова Воскресения и увидят ли братию. Поэтому прощались и примирялись со всеми — а вдруг это последняя возможность? Лишь после этого уходили в пустыню или затвор.

Важность примирения

На протяжении всей христианской истории всегда особое внимание уделялось прощению.

Например, в «Отче наш» есть строки И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Если человек держит на кого-то обиду, то как он может читать «Молитву Господню»? Не лицемерит ли, когда просит Бога отпустить ему грехи, а сам не может примириться с родственником, другом, коллегой?

Чтобы наладить отношения с тем, на кого мы обижаемся, не нужно ждать Прощеного воскресенья.

Священники не допускают к Святому Причастию человека, держащего затаенное зло. И это — не проявление жестокосердия со стороны священнослужителя, а исполнения заповеди Самого Спасителя. Ведь Христос говорит в Нагорной проповеди:

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

В Последовании ко Святому Причащению есть слова с похожим смыслом:

Божественную пьюще кровь для Причащения, прежде примирись с оскорбившими тебя, и потом с дерзновением вкушай таинственную пищу

Получается, что для каждого верующего свое «Прощеное воскресенье» наступает не только раз в году, но и постоянно во время подготовки к Евхаристии.

Пример Христа

Бог любит каждого и отпускает ему грехи. Но и человек, как образ Божий, должен также не держать ни на кого зла. Конечно, бывают случаи, когда избавиться от обиды очень сложно.

Иногда человек даже жаждет мести. Как родителям простить убийцу их ребенка? Как пережить смерть близкого человека, наступившую в результате врачебной ошибки?

В таких случаях можно разве что вспоминать пример Христа. Иисус ничем не согрешил, но Его приговорили к казни и распяли. И даже на кресте он молился за обидчиков: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.

Сам Христос первым показывает нам пример, как надо поступать.

Некоторые святые дают ценный совет: не ложись спать, пока не примиришься со всеми обидчиками. Если ты попросил прощения у другого, а он отверг его, помолись о человеке. Ведь он несчастен.

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье

О негативном влиянии обид говорят не только священники, но и психологи. Человек съедает себя изнутри, теряет спокойствие и мир душевный. Также держание зла на других может стать причиной возникновения онкозаболеваний.

Но для верующего даже не это самое худшее следствие затаенных обид. Что может быть хуже неизлечимых болезней? — спросите вы. Ответ кроется в евангельском отрывке, читаемом на Литургии в Прощеное воскресенье:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших

Действительно, а что может быть хуже, чем быть непрощеным Самим Богом?

Вот поэтому перед началом Великого поста и великого покаяния надо отпустить все обиды, обрести мир душевный. Так будет намного легче настроиться на молитвенный лад.

Надо встретиться с теми, кому вы причинили зло. Если не получается повидаться, то можно позвонить. Главное — делать все это не формально, а с сердечным сокрушением.

В храмах также принято после вечерни Прощеного воскресенья совершать чин прощения. Сначала священник становится на колени и просит прощения у прихожан. Верующие также отвечают земным поклоном и словами «Бог простит, и мы прощаем». Потом прихожане по одному подходят к настоятелю, делают земной поклон и просят у него прощения. Затем все верующие по очереди подходят к присутствующим в храме и просят простить их грешных. На что получают ответ: Бог простит, и я прощаю .

Особенное значение этот чин имеет в общинах или сплоченных приходах, где все друг друга знают и общаются помимо храма. Если же вы видите человека впервые, никогда с ним не пересекались раньше, то вряд ли могли его обидеть. Тогда стоит ли просить прощения?

Также и среди знакомых прихожан будут те, что не сделали вам ничего плохого. Протоиерей Димитрий Струев в таких случаях советует отвечать: «Мне не за что тебя прощать», чтобы всуе не упоминать имя Господне.

В Прощеное воскресенье важно примириться не только с теми, кого мы сами обидели, но и кто нам причинил зло. Надо «заткнуть» свою гордость и проявить смирение. Если безгрешный Христос простил даже Своих убийц, искупил каждого Своею Кровью, то как мы можем держать обиду на ближнего? Ведь от нас требуется только искреннее желание и смелость произнести всего два слова: «Прости меня» .

Проповедь в Прощеное воскресенье и фрагмент чина прощения смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще