Обучение грамоте. Старшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»

Конспект занятия

«Освоение действия звукового анализа

при помощи ТИКО грамматики»

в старшей группе

по обучению грамоте

Разработала воспитатель-

Халиуллина Ленария Рахимьяновна

г. Нефтеюганск

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

Определять протяженность слов и составлять их графическую запись,

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова,

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал:

Демонстрационный:доска, экран, указка, картинка-схема слова кит, детали конструктора ТИКО: зеленые, синие и красные, карандаши, руль (штурвал) бинокль.

Раздаточный:картинки-схемы слова кит, детали от конструктора ТИКО: синие, зеленые, красные, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А все ли ребята сегодня здесь?

Игра «Перекличка» (называть звуки, у кого имя начинается на этот звук, тот встает). А В М С П Р Т У

2.Хорошо, все присутствуют, а давайте выберем капитана, самого ответственного и внимательного, он сегодня будет моим помощником, мы дадим ему штурвал (выбор детей).

И так, поплыли (пройтись по кругу, имитируя плавание).

3.А сейчас садимся в свои шлюпки (на стульчик)

Скажите, ребята, а на чем можно плавать (ответы детей, в названиях посчитать слоги)


(катер, лодка, пароход, судно, плот)

Давайте поиграем в игру «Телеграф»

Игра"Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу",отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

Слово катер перенесем на листочки.

Сначала слово делим на слоги, для этого, мы прохлопаем, и наши слоги будем рисовать волнами на листочках.

4. Давайте с вами поиграем. Ребятки, смотрите, мимо нас что-то огромное проплывает, хвостом плещет. Кто же это?

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный,

В море ест и в море спит,

Так живет на свете……(КИТ)

Видеоролик на экране.

(ответы детей, на доску вывешивается картинка кита)

    Анализ слова КИТ (ТИКО грамматика) Какой первый звук Найти звукИ в слове, охарактеризовать его; Какой последний звук Сколько звуков в этом слове Делить слово по слогам Игра «Слушай внимательно» звук К-хлопнуть, звук И-тянуть,

звук Т-топнуть.

Молодцы, вы справились с заданием.

5. Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка « Волны»

Кроме огромных рыб, таких как кит и акула, в море так же водятся другие рыбы, поплывем посмотрим.

6. Ребята посмотрите, вон там островок. Давайте с вами для отдыха построим там дом

Игра "Построим дом"

Ребята, назовите пожалуйста, материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь.

А я, если вы правильно будете отвечать и еще при помощи конструктора ТИКО грамматикавыделите правильно звук и покажите, буду рисовать.

(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.)

А что может быть внутри дома? называют предметы мебели, кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.)

что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом рисую карандашом на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.

Мы с тобой построим дом

Дружно в нем мы заживем

Какой замечательный дом у нас получился!

А теперь возвращаемся из морского путешествия обратно в детский сад. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Ребята, сегодня вам понравилось путешествовать?

Что больше всего понравилось?

С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Все молодцы. В память о нашем путешествии, кит вам дарит свою фотографию.(Раскраску)


Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук - мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зелёным.

Примерные игровые задания:

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] - согласный, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Если Ваш ребёнок уже знаком с буквами, то можно задать и такие ворпросы:

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

У детей седьмого года жизни (6-7 лет, второй год обучения в старшей группе) учебной программой рекомендовано формировать умение читать слоги и простые слова (детей 5-6 лет знакомим только со звуками и их характеристиками).

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия - нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте рекомендациям педагогов. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе ОНР «В королевстве звуков и букв»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.

Цель: закрепить знания детей о звуках и буквах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа, фонематических представлений, навыка анализа предложений, чтения. Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках.
Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, мышления, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, сюжетная картинка «Вот так игрушка», «цветик-семицветик», схемы предложений, предметные картинки животных на звук [к], «карточки-светофорчики», плоскостные изображения утят, контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, фишки для звукового анализа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Логопед встречает детей, организует приветствие в кругу.
Логопед. Ребята, вы сегодня узнаете, что произошло с одним маленьким щенком. Но прежде мы выполним несколько упражнений.
Логопед приглашает детей к зеркалу, делает с ними знакомые упражнения биоэнергопластики: «Шарик», «Часики», «Качели». Дети выполняют каждое упражнение 3-4раза.

2. Рассказ о щенке в королевстве звуков и букв.
Дети садятся на стулья. Логопед помещает на магнитную доску картинки щенка и кошки.
Логопед. Однажды щенок проснулся и увидел кошку. «Мяу! – сказала кошка, - как тебя зовут?» Щенок огорчился, потому что у него еще не было имени. «Не огорчайся, отправляйся в королевство звуков и букв» - сказала кошка. Отправился щенок в королевство звуков и букв. Что такое буква?
Дети. Буквы мы видим, читаем, и пишем.
Логопед. Что такое звук?
Дети. Звуки мы слышим и произносим.
Логопед. Какие бывают звуки?
Дети. Гласные и согласные.
Логопед. Встретили щенка принцессы Гласа и Согласа.

Логопед. Щенок рассказал, что у него нет имени. «Обойди все королевство и помогай всем, кому нужна твоя помощь, а в благодарность ты получишь буквы для своего имени» - сказали принцессы. Пошел щенок гулять по королевству.

3. Игра «Найди рыбок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение пруда и рыбки.
Логопед. Увидел щенок пруд с одной рыбкой. Рыбка не умела говорить, но щенок понял, что рыбке скучно одной в пруду, ей нужны друзья.
Дети находят рыбок с картинками, в названии которых есть звук [р].

4. Упражнение «Повтори за мной».
Логопед предлагает детям индивидуально повторить за ним слова, предложения, чистоговорки со звуком [р].
Рак, рыба, рыбак.
Рома видит рыбу.
Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Кра, кра, кра - очень вкусная икра.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.

5. Упражнение «Веселые утята».
Логопед помещает на магнитную доску изображение утки.
Логопед. Встретил щенок утку. У утки потерялись утята на поляне. Возьмите плоскостные изображения утят и «светофорчики». Если вы услышите звук [ш] в начале слова, утенок будет гулять на красной полянке. Если звук будет в сере¬дине слова, утенок будет гулять на желтой полянке. Если звук [ш] будет в конце слова, то утенок будет гулять на зеленой полянке. Слушайте внимательно: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь.
Дети отмечают место звука [ш]в слове утенком на «карточке-светофорчике».


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

6. Звуковой анализ слова осы.
Логопед помещает на магнитную доску изображение ос.
Логопед. Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы , они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы .
Логопед предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Какой фишкой вы его обозначите?
Дети. Красной.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Гласный звук [ы].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.

7. Игра «Веселый поезд».
Логопед помещает на магнитную доску изображение коровы, и раздает детям предметные картинки с изображениями животных на звук [к].
Логопед. Встретил щенок корову. Корова с друзьями отправляется на прогулку на поезде. Надо помочь разместить животных по вагонам. В первый вагон нужно разместить животных с одним слогом, во второй – с двумя слогами, а в третий – с тремя слогами.
Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия.


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.

8. Упражнение «Подбери схему».
Логопед на магнитную доску помещает сюжетную картинку «Вот так игрушка» и схемы предложений.


Логопед. Составьте по картинке предложения, которые будут подходить к этим схемам.
Ребенок. «Девочка держит щенка». В этом предложении три слова. Оно подходит ко второй схеме.
Ребенок. «Девочки нашли маленького щенка». В этом предложении четыре слова. Оно подходит к первой схеме.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить предложения про девочек. Они подарили щенку букву Д.

9. Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Логопед помещает на магнитную доску изображение цветка и приглашает детей пройти на ковер сделать пальчиковую гимнастику.
(Ладони сложены «цветочком», а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помахивание пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(прямые указательные пальцы вращаются друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(ладони повернуты от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(указательные пальцы стучат одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

10. Игра «Составь слова».
Логопед. Щенок попал в красивый сад и встретил жука. Жуку поможем прочитать слова и предложения. Откройте конверты. Посмотрите на слоги и составьте слова из данных слогов.
Дети составляют слова: ножи, жаба, кожа, жуки

11. Упражнение «Цветик-семицветик».
Логопед предлагает детям взять лепестки с плоскостного изображения цветка. На обратной стороне лепестков написаны предложения.


Логопед. Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед. Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

Окончание занятия. По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие №13

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Дети: Это птица аист.

Дети: 4.

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Дети: Звук (а).

Дети: Это гласный звук.

Аист.

Аиист?

Дети Звук (и).

Дети: Это гласный звук.

Дети: Во вторую.

аисст?

Дети: Звук (с).

Дети: Это звук согласный.

Дети: В третью.

аистт?

Дети: (т)

Дети: В четвёртую.

Дети: 4.

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

аист

Дети: В первую клеточку.

Дети: Во вторую.

Дети: В третью.

Дети: В четвёртую.

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. .

Дети: Роза, дом, сани.

Дети: Два слога.

Дети: Два звука.

Дети: В первом слоге.

Дети: Во втором слоге.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Заключительная часть.




Дети: Роза.

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение. Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист ?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист , становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3. Актуализация ранее приобретённых знаний .

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(гбПоу ро «впк»)

Конспект НОД

Обучение дошкольников грамоте

Тема: «Анализ звукового состава слова»

старшая группа

Разработал (а ):

студент (ка )

Сухорукова Надежда Александровна

группа ДО-4

специальность: 44.02.01

Дошкольное образование

База практики: МБДОУ д/с «Светлячок»

Руководитель практики: Л.П. Кугукина

Воспитатель ДОУ: Т. П. Бадаева

Подпись руководителя практики

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Подпись воспитателя

Дата проведения: « 27 » сентября 2018 г.

Оценка за конспект _________________________________________(подпись)

Оценка за проведение занятия ________________________________(подпись)

г. Волгодонск

Программное содержание:

Цель: Обучение детей звуковому составу слова.

Задачи:

    Образовательные :

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

2. Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

    Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

    Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование :

    Демонстрационны: предметные картинки или игрушки (лиса,медведь, заяц, кот)

Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное, демонстрационное оборудование, дети расставляют стулья.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: словесные методы и приёмы : рассказ, объяснение, беседа, вопросы (наводящие, уточняющие, дополнительные, корректирующие); игровые методы; наглядные методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть

(Мяукает кот)

Воспитатель предлагает прислушаться, а кто это там рычит?

Да? и правда, мяукает, а как вы догадались?

По первому звуку? какой первый звук в слове «мяу»?

А кто может рычать?

Давайте порычим, как собачка рычит?

Какой там звук?

Похоже на мяуканье?

Правильно, нет, у нас в группе кто-то другой, кто это? Кто может мяукать?

Правильно ребята! Давайте все вместе скажем «Мяу».

Дети, смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает картинку кота).

Какого он цвета? Он черный? Или белый?

Послушайте стихотворение.

Леж ебока рыж ий кот

Отлеж ал себе ж ивот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ж дет рыж ий кот,-

Мож ет миска подползет?

Вот какой ленивый кот, да ребята?

Тогда все, как котятки, тихо, идем на свои места. Вы знаете, что у кошечек есть подушечки на лапках, чтобы бесшумно передвигаться.

-Не рычит, а мяукает

-Собачка

-«Рррр»

-Котенок

-«Мяу»

-Рыжий!

слушают

-Да, ленивый

-Знаем

II. Организационно - деятельностный компонент

II .Основная часть

1.Игра «Назови звук»

А сейчас послушайте это стихотворение еще раз и подумайте, что изменилось.

(читаю первые две строчки стихотворения с интонационным выделением звука «ж»)

Кто заметил, как я читала стихотворение?

Какой звук жужжал?

Кто попробует рассказать отрывок из стихотворения, чтобы все дети хорошо услышали в нем звук «ж»?

(при необходимости помогаю им, даю образец произнесения)

А сейчас найдем, какие в этом стихотворение были слова со звуком «ж»? Произнесите их с интонационным выделением этого звука.

2.Упражнение «Назови звук».

Ребята, назовите слова со звуком «ж», поднимите руку. (8-10 слов)

3.Упражнение «назови слово по его частям»

Показываю детям игрушечных зверей или картинки с изображением лисы, медведя, зайца.

Как назвать животных одним словом? какие это животные?

Ребята, сейчас скажите слово «лиса» не сразу, а по частям.

Если есть затруднение даю образец: «Послушайте, как я скажу это слово: ли-са», вызываю несколько человек повторить это слово.

Дети,

Какая первая часть?

Назовите вторую часть.

Скажите слово по частям.

Сколько слов вы сказали?

А сейчас Маша произнесет по слогам слово «Медведь»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

Произнесите по слогам слово «заяц»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

И в этом слове тоже два слога.

Сейчас все вместе произносим слова по частям, отхлопывая каждый слог.

4.Игра «Назови животных, в названии которых есть два слога»

Ребята, вспомните других животных, в названии которых тоже есть два слога.

Слова произносим по слогам. За правильный ответ дается фишка.

-Вы жужжали

-Звук «ж»

-Моро ж еное, ж ираф, е ж ик, лы ж и, ж ук, ж аба, но ж ницы, сне ж инка.

-Называют животных

-Это дикие животные.

-Ли-са

-На две

-«Ли»

-«Са»

-«Ли-са»

-Одно.

-«Мед-ведь»

-На две

-«Мед»

-«Ведь»

-«За-яц»

-На две.

-«За»

-«Яц»

-Произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

-Белка, барсук, ёжик, кабан, олень.

Результативно-оценочный компонент

III .Заключительная часть

У кого фишки, поднимите их и покажите.

А за что вы сегодня получили фишки?

За то, что вы называли животных, да?

А сколько в этих словах было слогов?

А сколько может быть звуков в слогах? один или много?

в слове «Медведь» сколько у нас было слогов?

Правильно, два, а звуков много, да ребята?

Вот теперь вы знаете, что в слове есть звуки и слоги.

Ребята, а кто же все-таки мяукал у нас в группе, давайте его поищем.

-Много

Как организовать свадьбу мечты

© 2024 mega-podarki.ru