Основные среды обитания животных. Среда обитания животных Среда обитания животных современной планеты

Познание мира 2 класс.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Цель: формирование и расширение знаний о животных и их отличительных признаках.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент .

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) Как называют людей, которые изучают животных?

Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

тигр медведь

гусеница корова

    На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

    Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

    Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

    Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

    Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

    Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

    Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)

    Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

    Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Тест: Многообразие животных

Задачи:

    Выявить уровень знаний у учащихся по данной теме;

    Формировать понятие о многообразие животного мира, о среде обитания животных, о значении животных в жизни человека и в природе.

    Основные группы животных:

а) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

б) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые

в) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук – олень, цапля

2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у …

б) насекомые

3. к какой группе относятся бабочки, медоносная пчела, жук – олень?

а) земноводные

б) насекомые

в) пресмыкающиеся

4. Отличительные особенности представителей группы рыбы – это …

а) крылья, перья

5. Второе название пресноводных – это …

а) амфибии

б) рептилии

в) нет правильного ответа

6. Хвостатое земноводное – это …

а) лягушка

б) саламандра

7. Рептилии – это второе название …

а) насекомых

б) пресмыкающихся

в) млекопитающие

8. Отличительные особенности представителей группы птицы – это …

а) крылья, перья

б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног

в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

Среды обитания организмов

Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел ?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
-
Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете.
(От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд

Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?

Сообщения уч-ся

Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…

1.Какие же условия характерны для водной среды?

Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.

2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.

3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные организмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.

Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.

Среды жизни и места обитания животных

Среды жизни

Названия животных

Место обитания

Приспособления к окружающей среде

Пруд, река, озеро, море, океан

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др.

Почвенная

Норы, муравейники

Проверка групповой работы.

Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.

Рефлексия.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Какие приспособления имеются у животных?

Приспособления

Для дыхания

Для плавания

Для добывания пищи

Для тепла

Для маскировки

Плавники

Кожа и лёгкие

Перепонки на лапах

Хвост-руль

Перепонки на лапах

Подведение итога.

Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.

Мы все снимаем угол у матушки- природы

И крыша нам над головой – суть купол небосвода!

А весь большой и старый дом битком набит жильцами

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами

Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,

Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,

Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт

С ним есть, чем поживиться

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание . Стр. 95-98, пересказ

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

3 класс

ТЕМА УРОКА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучить особенности (общие признаки) каждого класса

Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

Организовать наблюдение за аквариумными рыбками

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : Аквариум с рыбами

Индивидуальные карточки для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедии

Презентация по данной теме

ХОД УРОКА:

Организовать выставку .

1. орг. момент . Настрой детей на работу ./

На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных».

Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных).

Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (творческая работа)

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было нарисовать любое насекомое и от его лица рассказать все о его жизни. (2 человека), рисунки остальных учеников идут на выставку.

Спасибо, молодцы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). СЛАЙД 1(по щелчку). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (СЛАЙД 1 (по щелчку) (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). СЛАЙД 1(по щелчку).

4. Знакомство с новой темой, постановка целей.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с разнообразием животных и будем изучать представителей 3 классов позвоночных животных. СЛАЙД 2 (тема урока). Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы).

Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы.

Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня?

(вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных).

5 Организация наблюдений за рыбами.

Работа в группах.

Сейчас вам необходимо вспомнить ранее изученный материал, еще раз понаблюдать за аквариумными рыбками «Гуппи» (аквариум с рыбками). На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. У каждой группы будет свое задание. Вы понаблюдаете за рыбами, посовещаетесь, и, 1 группа расскажет нам об органах движения рыб, 2 группа – об органах дыхания рыб, 3 группа – об органах зрения, 4 группа – о покрове тела рыб. А также все группы вспомнят, чем питаются и как размножаются рыбы. В помощь вам дается небольшой словарик. СЛАЙД 3.

Проверка работы в группах.

Итак, проверяем, как каждая группа справилась со своим заданием, дополняем ответы.(1?2?3?4? группы рассказывают о рыбах).

СЛАЙД 4.

1группа – плавники и хвост

2 группа – жабры

3 группа – нет век, окружающая вода увлажняет их и очищает

4 группа – тело покрыто кожей, в которой располагаются чешуйки, тело рыб скользкое, так как в коже много слизистых желез. Молодцы!

Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей). Верно.

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Обобщение учителем пройденного материала во 2 классе.

Обратим внимание на строение скелета рыбы.

Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников).

Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. СЛАЙД 5.

Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?

Заполнение таблицы в графе «Рыбы»: СЛАЙД 6 (по щелчку)

    Среда обитания (водная среда)

    Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)

    Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)

    Органы дыхания (жабры)

    Способ размножения (мечет икру)

7. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, составление плана работы.

Следующими представителями позвоночных являются земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, какие цели мы поставим на этом этапе урока? (познакомиться с представителями данных классов). Верно. На доске вы видите план, СЛАЙД 7, по которому мы будем работать (среда обитания, внешний вид представителей земноводных и пресмыкающихся, их строение, органы дыхания, способы размножения). В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним классы по общим признакам и найдем отличительные черты каждого класса.

8. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом.

Сейчас вы откроете учебник на странице 69 ---70

1,2 группа читает статью о земноводных, 3,4 – о пресмыкающихся. После прочтения вам необходимо в группах посовещаться, как образовались названия этих классов?

Проверка:

Итак, проверяем вашу работу, 1,2 группы:

Назовите представителей Земноводных? (__________________). Почему они так называются? (взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде).

Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 9.

3,4 группы:

Назовите представителей пресмыкающихся? Почему они так называются? Может, кто-то догадался из ребят? (при движении касаются телом земли, пресмыкаются). Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 12.

9. Работа со справочными материалами.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Продолжаем работу в группах:

1,2 группа – попробуйте составить рассказ о земноводных по данному плану на доске (СЛАЙД 7)

3, 4 – попробуйте тоже составить рассказ о пресмыкающихся по плану.

В помощь вам даны энциклопедии.

ПРОВЕРКА:

1 группа отвечает, 2 - дополняет ответы, 3,4 группы внимательно слушают.

10. Работа над новым материалом, рассказ учителя .

Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД 10. Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД 8. СЛАЙД 11 (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок. А сейчас посмотрите видеоролик о некоторых видах лягушек (лягушка 1, 2).

Релаксация (двигательная) (земля, вода, воздух).

Продолжаем работу и следующим классом позвоночных являются пресмыкающиеся. СЛАЙД 12. О них готовили свой рассказ 3, 4 группы.

3 группа отвечает, 4 - дополняет ответы

Учитель обобщает ответы учащихся:

Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13.Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем. Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие. СЛАЙД 14. Видеоролики о некоторых пресмыкающихся.

Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.

Релаксация (рыбы – тишина, земноводные – 1 хлопок, пресмыкающиеся – 2 хлопка).

11. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ классов позвоночных животных

СЛАЙД 15.

Посмотрите на итоговую таблицу, найдите отличительные черты каждого класса позвоночных животных (дети находят отличия).

Первичное закрепление, создание проблемной ситуации на уроке (работа с рисунками)

Перед вами рисунки представителей этих классов животных.

Внимательно посмотрите на рисунки животных и распределите их на 3 группы: рыбы – 1, земноводные -2, пресмыкающиеся -3

Проверка фронтальная :

Назовите представителей земноводных? пресмыкающихся? рыб? Рядом, с каким животным вы не поставили цифру? (кит). Почему?

(позвоночное животное, но млекопитающее) живорождение, вскармливание детенышей молоком. Верно.

Подведение итогов урока:

Обобщение материала, тестирование по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.

    Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

    У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

    В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.

    В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

    Пресмыкающихся дышат жабрами.

    У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

ПРОВЕРКА:

Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).

Итог урока: Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?

Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты).

Рефлексия:

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание : реферат об одном из представителей классов. Урок окончен.

Вопрос непонятный от детей если есть, то им дома найти ответ и на следующий урок нам рассказать.

Климат Африки, расположенной в зоне повышенной освещённости и обласканной щедрыми лучами солнца, весьма благоприятствует обитанию на его территории самых разнообразных форм жизни.

Именно поэтому фауна континента чрезвычайно богата, а про животных Африки ходит множество замечательных легенд и удивительных историй. И только деятельность человека, влияющая не самым наилучшим образом на изменение экосистемы, способствует вымиранию многих видов биологических существ и снижению численности их популяций, при этом нанося непоправимый вред природе.

Однако, чтобы сохранить в своём неповторимом виде животный мир Африки в последнее время создаются заповедник, заказники, природные и национальные парки, неизменно притягивающие внимания множества туристов возможностью познакомиться с богатейшей фауной материка и всерьёз заняться изучением неповторимого мира тропической и субтропической природы.

Учёных всей планеты уже давно увлекает это удивительное многообразие форм жизни, которое явилось темой для множества научных исследований и полных фантастических фактов увлекательнейших докладов о животных Африки .

Начиная рассказ о фауне данного континента, следует заметить, что тепло и влага на этой огромной территории, близкой к экватору, распределены далеко неравномерно.

Это явилось причиной формирования различных климатических зон. Среди них:

  • вечнозелёные, богатые влагой экваториальные леса;
  • непроходимые безграничные джунгли;
  • обширные саванны и редколесья, занимающие почти половину от общей площади всего материка.

Подобные природные особенности, несомненно откладывают свой отпечаток на многообразие и уникальные особенности природы континента.

А все перечисленные климатические зоны, и даже дышавшие нещадным зноем пустыне и полупустыни, наполнены и кишат живыми организмами. Вот лишь некоторые, наиболее распространённые представители фауны благодатного жаркого материка, дикие животные Африки .

Лев

Царь зверей по праву причисляется к самым крупным хищникам континента. Благоприятной и излюбленной зоной обитания этого наземного животного с характерной густой гривой, чья масса тела достигает подчас 227 кг, являются саваны, привлекающие этих неистовых существ открытым ландшафтом, необходимым для свободы передвижений, наличием водопоев и огромными возможностями для удачной охоты.

Здесь во множестве обитают разнообразные копытные животные Африки – частые жертвы этого жестокого хищника. Но следует заметить, что из-за чрезмерного истребления в ЮАР, Ливии и Египте, такие дикие свободолюбивые и сильные создания сами стали жертвами необузданных страстей и жестокого обращения, и на сегодняшний день встречаются в основном лишь в Центральной Африке.

Гиена

Млекопитающее длиной до полутора метров, являющееся обитателем саваны и редколесья. По виду эти животные похожи на угловатых растрёпанный собак.

Буйвол

Огромные стада этих внушительных животных с крупными рогами бродят по саванам, проживая преимущественно южнее пустыни Сахара. Это грозные противники для своих врагов, группой способные даже нападать на , но питаются травой и листьями растений.

На фото лемуры

Бабуин

Примат из рода павианов, обладающий длиной тела около 75 см и огромным по величине хвостом. Чаще всего такие животные имеют желтоватую окраску, встречаются в лесах юга и востока Африки, также распространены и в открытых районах указанных территорий.

Павиан

Обитает в Южной Африке. Обладает длинной мордой, похожей на собачью, покрыт густым мехом, имеет внушительные клыки, мощные челюсти, изогнутый и заострённый хвост.

Облик особей мужского пола украшает большая белая грива. Их основными врагами являются крокодилы, гиены, леопарды и львы, которым вполне способны дать отпор своими острыми клыками.

На фото павиан

Горилла

Примат, обитающий в дебрях лесов жаркого континента. Гориллы считаются крупнейшими антропоидами. Длина тела особей мужского пола соответствует росту высокого человека, в отдельных случаясь приближаясь к двухметровым размерам, а вес их огромного тела исчисляется 250 кг.

Но самки меньше по размерам и значительно легче. Плечи широкие, голова массивная, руки огромные по величине с могучими кистями, лицо чёрного цвета.

Шимпанзе

Обезьяна, распространённая в экваториальной части континента, встречающаяся в горных и дождевых лесах тропиков. Длина тела около полутора метров. Их руки гораздо длиннее ног, ушные раковины почти как человеческие, шерсть чёрного цвета, кожа морщинистая.

Обезьяна шимпанзе

Мартышка

Относится учёными к высшим приматам и обладает небольшими размерами. Некоторые виды мартышек имеют хвост, но он может и отсутствовать. Их шерсть длинная и густая. Окрас меха различный: от бело-жёлтого и зеленоватого, до тёмного. Мартышки могут обитать в джунглях, на болотах, а также в горных и каменистых местностях.

Окапи

Достаточно крупные парнокопытные животные, имеющие массу около 250 кг. являются родственниками жирафов, относятся к животным леса Африки и питаются плодами, листьями и побегами различных растений, произрастающих на лоне тропической природы.

Впервые они были открыты более ста лет тому назад знаменитым путешественником Стенли в девственных лесах близ реки Конго. Шея этих животных, в отличие от жирафов, вполне пропорциональной длины. Кроме того, они имеют большие уши, замечательные по своей выразительности глаза и хвост кисточкой.

Животное окапи

Дукер

Животное относится к подсемейству антилоп. Это существа совсем небольших размеров, чаще всего обитающие в труднодоступных лесистых местностях. обладают осторожным и пугливым характером.

А название их в переводе означает «водолаз». Такое прозвище животные заслужили за свою способность, спасаясь, молниеносно скрываться в лоне различных водоёмов, также быстро они исчезают в чаще леса или зарослях кустарников.

Антилопа дукер

Крокодил

Хищное опасное пресмыкающиеся, часто встречающееся во многих реках африканского континента. Это настолько древние животные, что считаются родственниками динозавров, давно вымерших с лица нашей планеты. Эволюция подобных рептилий, приспособленных к жизни водоёмов тропиков и субтропиков, исчисляется миллионами столетий.

В настоящем такие существа мало чем изменились внешне, что объясняется их обитанием на территориях, где климат и условия внешней среды подверглись минимальным изменением за прошедших огромный отрезок времени. обладают ящерицеобразной формой тела и славятся крепостью своих зубов.

Бегемот

Этих животных также называют , что является тоже весьма распространённым названием. На сегодняшний день представители семейства парнокопытных, ввиду значительного истребления, обитают только в восточных и центральных районах африканского континента., причём преимущественно их можно наблюдать в национальных парках. Их внешность характеризуется массивным туловищем и толстыми короткими конечностями.

Карликовый бегемот

От обычного отличается в основном размером и имеет величину полтора метра или чуть больше. Шея животных длинная, ноги непропорциональные с маленькой головой.

Кожа достаточно толстая и имеет коричневый или тёмно-зелёный цвет. Обитает карликовый бегемот в водоёмах с медленным течением, также подобных существ можно встретить в зарослях тропических лесов.

На фото карликовый бегемот

Марабу

Из сухопутных пернатых считается самой крупной, достигая в высоту полутора метров. Голова лишена перьев, впечатляющих размеров мощный клюв, в спокойном состоянии покоящийся на мясистом выступе шеи, покрытом перьями и представляющем из себя своеобразную подушку. Общий фон оперения белый, тёмными являются лишь спина, хвост и крылья.

Птица марабу

Страус

Птица является крупнейшей среди пернатого царства огромной планеты. Высота впечатляющего пернатого достигает 270 см. Ранее эти существа водились на территории Аравии и Сирии, теперь же встречаются лишь на просторах африканского континента.

Они славятся своей длиной шеей и способны в случае опасности развивать огромную скорость. Рассерженный может быть неистов в своей защите и в состоянии возбуждения опасен даже для человека.

Африканский страус самый крупный представитель пернатых

Фламинго

Эта красивейшая птица является родственницей . Подобных прекрасных существ можно встретить у вод мелких солёных озёр и в лагунах. Ещё пол века назад были чрезвычайно многочисленны, но со временем популяция этих обладателей уникальных ярко-розовых перьев понесла значительный урон.

Ибис

– родственники аистов, а также эти птицы известны тем, что были чрезвычайно почитаемы в древние времена в Египте. Они имеют небольших размеров туловище, тонкие, стройны и длинные ноги с плавательными перепонками, чрезвычайно полезными для пернатых, большую часть жизни проводящих в воде. Их шея изящная и длинная, а цвет оперения может быть белоснежным, ярко-алым или серо-коричневым.

На фото птица ибис

Стервятник

Эти хищные птицы предпочитают питаться падалью. Стервятники небольших размеров, обладают слабым и тонким клювом, с похожим на пинцет, длинным крючком на конце.

Не отличаясь большой физической силой, пернатые прославились своей невероятной смекалкой, одним из примеров которой явилась их невероятная способность раскалывать яйца страусов острыми предметами.

Птица стервятник

Черепаха

На африканском континенте водится множество видов самых разнообразных размеров и расцветок. Они в основном заселяют озёра, реки и болота, питаясь водными беспозвоночными и рыбой.

Некоторые из этих рептилий достигают просто невероятных, гигантских размеров, обладая длиной панциря до полутора метров и весом около 250 кг. – известные долгожители, многие из них проживают более 200 лет.

Питон

Входит в число самых огромных рептилий в мире и состоит в родстве с удавами и . Длина некоторых достигает 6 метров. Окрас их может быть самых различных оттенив, однотонным и с причудливыми узорами.

Интересно, что такие впечатляющие по размерам и внешним данным змеи не являются ядовитыми, но способны задушить жертву силой мышц.

Питона считают одной из самых крупных рептилий

Гюрза

В отличие от питона, является смертельно ядовитой. На африканском континенте обитает в основном на северном побережье. Рептилии достаточно крупные, обычно более, чем метровой длины. Голова их треугольной формы и имеет однотонный окрас, спина светло-коричневого или серого цвета, возможен рисунок в виде пятен и линий.


Живая природа не может существовать без света, так как солнечная радиация, достигающая поверхности Земли, является практически единственным источником энергии для поддержания теплового баланса планеты, создания органических веществ фототрофными организмами биосферы, что в итоге обеспечивает формирование среды, способной удовлетворить жизненные потребности всех живых существ.

Каждое животное живет в определенной среде обитания: одни - в воде, другие - около воды, одни - на поверхности земли, другие - внедряясь в почву или поселившись в пещерах. Среда обитания включает компоненты неживой и живой природы, которые на жизнь животного влияют по-разному. Одни им необходимы, без них животное не может жить и воспроизводить себе подобных, другие - вредны, третьи - безразличны. Главные компоненты среды обитания, т. е. условия существования, без которых животное не может обойтись и которые всегда оказывают на него влияние в процессе жизни. Это пища, вода, воздух, температура среды, жилище, другие организмы.

Пища дает животному вещества, необходимые для его роста и развития, и энергию для осуществления жизненных процессов в клетках, тканях, органах, в системах органов, во всем теле. Вода - основа внутренней среды организма, в ней происходит обмен веществ. Одновременно вода - среда обитания большого числа видов рыб, млекопитающих, членистоногих, моллюсков, простейших и других животных. Воздух необходим животным для дыхания. При потреблении кислорода вещества, попавшие в тело в виде пищи, окисляются с выделением энергии, а из тела животного удаляется углекислый газ. Водные животные усваивают кислород, растворенный в воде. В то же время воздушную среду многие виды птиц, насекомых и других организмов используют для перемещения в ней, осваивая наземное пространство. С пищей, водой и воздухом животное получает вещества, необходимые для его жизнедеятельности. Температура среды - ее тепловое состояние, которое благоприятствует или не благоприятствует жизни животного, активизируя или нарушая обмен веществ в теле.

Свет нужен для ориентации большинства животных в пространстве. В силу постоянства восходов и заходов солнца, изменчивости светового режима в течение дня, в разное время года и в зависимости от географической зональности свет непременно корректирует ритм жизни животных, влияя на их суточную активность, стимулируя сезонные явления в их жизни.

Жилище - нора, гнездо, логово, дупло, пещера. Эти места животные временно или постоянно используют для отдыха, сна, размножения, укрытия от врагов и непогоды. Жилище - это и территория, которая используется как пространство для обитания. В нем может проходить жизнь одного животного, всей семьи или группы. Это - местообитание, которым может быть многоярусный лес, или открытое поле с выросшими на нем культурными растениями, или ограниченный пруд, или бесконечные глубины океана.

Наконец, к условиям существования относятся другие организмы - животные и растения, которые живут рядом с животным, в контакт с которыми оно непременно вступает, либо просто обживая конкретное пространство, либо через пищевые связи. Воспроизводя себе подобных, каждое животное оказывается живущим в группе своих родственников, особей, с которыми его связывают отношения родительские, половые, родственные. Это, естественно, отражается на взаимодействии с прочими условиями существования, что особенно ощутимо при недостатке пищи, воды, воздуха, территории.

Жизнь животного вне связи со средой невозможна, даже если она протекает в ограниченном пространстве почвы, в пещере, в помещении, искусственно созданном для животного человеком (в террариуме, в аквариуме). Вместе с тем, живя в среде обитания, животные ее изменяют, а следовательно, меняют свои условия существования.

От плотности среды зависят способы движения, она определяет и особенности строения животных. Температура среды в определенной степени влияет на температуру организма животного, это влияние может привести к его перегреву или переохлаждению. От увлажненности среды зависит сохранение содержания воды в организме животного. С освещенностью и прозрачностью среды, с его звукопроводностью связанные способы ориентирования животных в окружающем мире. По всем перечисленным признакам водное, наземно-воздушную среду и почву существенно различаются между собой.

Как приспособлены животные к особенностям сред, где они живут?

Водная среда (рис.). Вследствие высокой плотности воды на тело, в ней движется, действует большая сила сопротивления. Облегчает движение водных животных, уменьшая сопротивление среды, обтекаемая форма тела и слизь, выделяют их покровы. К передвижению в воде приспособлены и подобные лопастей конечности многих видов водных животных.

У животных, перемешиваются в толще воды, плотность тела вследствие накоплений жира, наличии пузыря, наполненного газами, приближенная к плотности воды. Силу притяжения, действующая на них, уравновешивает выталкивающая сила: вода является своеобразной подушкой, «подпирает» тела этих животных.

Итак, для поддержки внутренних органов им не нужна мощная опорная система: обычно скелет составляет небольшую долю массы тела животного или вовсе отсутствует.

В водной среде, как правило, не существует опасности потери воды организмом животного. Поэтому во многих водных животных покровы тела тонкие (медузы, черви, одноклеточные). Газообмен в них происходит через всю поверхность тела. В водных животных с плотными покровами за газообмен отвечают органы дыхания. У рыб это жабры, поверхность газообмена которых постоянно омывается потоком воды. Он поставляет кислород и выносит углекислый газ, выделившийся. Водные млекопитающие (дельфины, киты) дышат с помощью легких, и за каждой порцией кислорода им приходится подниматься на поверхность.

Наземно-воздушную среду. Само название этой среды свидетельствует о его неоднородность. Среди его жителей есть такие, которые приспособлены только к наземному перемещения – они ползают, бегают, прыгают, лазают, опираясь на земную поверхность или на растения (рис.). Другие животные могут передвигаться и в воздухе – летать.

Поэтому органы движения у жителей наземно-воздушной среды разнообразны. Так, уж передвигается по земле благодаря работе мышц туловища, пантера, лошадь, обезьяна используют для этого все четыре конечности, паук – восемь, а голубь и орел – только две задние. У голубя и орла передние конечности – крылья – приспособлены для полета.

Вода – жизненно важная составляющая организма животного. Для жителей наземно-воздушной среды является проблемой задержки ее в организме. Уберечься от высыхания им помогают плотные покровы тела: это хитиновый покров у насекомых, чешуя у ящериц, раковины в наземных моллюсков, плотная кожа у млекопитающих. Органы дыхания наземных животных «скрытые» внутрь тела – это предотвращает испарение воды через их тонкие поверхности.

Наземные животные умеренных широт вынуждены приспосабливаться к значительным колебаниям температуры в их среде обитания. От жары животные спасаются в норках, в тени деревьев. Млекопитающие охлаждают свое тело, испаряя воду через эпителий ротовой полости (собака) или во время потения (человек). С приближением холодов шерсть зверей сгущается, они накапливают под кожей запасы жира. С наступлением зимы некоторые из них, например сурки и ежи впадают в спячку, что помогает им пережить зимнюю нехватку пищи. Спасаясь от зимнего голода, некоторые птицы (журавли, скворцы) улетают в теплые края.

Грунт как среду обитания. Колебания температуры в почве небольшие, в нем достаточно органических веществ (корни растений, другие организмы), промежутки между его частицами заполнены влагой и воздухом. Однако содержание кислорода в нем значительно меньше, чем в наземно-воздушной среде углекислого газа намного больше. Грунт очень плотный, и передвигаться в нем сложно. Поэтому в этой среде преобладают одноклеточные и мелкие многоклеточные животные, у которых газообмен происходит через всю поверхность тела. Видов животных, дышащих легкими, в почве мало (кроты, полевые мыши).

В кротов конечности приспособлены для рытья ходов и почек, а дождевой червь просто «проедает» ходы в почве.

Где бы жила животное, его жизнь невозможно без других организмов, ведь животные являются гетеротрофами и им необходим источник органических веществ. Среди животных есть растительноядные (степная черепаха, майский жук, корова), хищники (тигр, сова, щука), падлоиды (некоторые насекомые, шакалы, грифы). Животные выделяют в окружающую среду углекислый газ используют в процессе питания растения и другие фотосинтеза-щие автотрофы.

Основная форма взаимодействия организмов в экосистеме – образование цепей питания (рис.). Начинают их растения и некоторые бактерии, являющиеся производителями органических веществ из неорганических. Следующие звенья в цепях представлены потребителями органических веществ – животными. Завершающим звеном является организмы-разрушители (грибы, гетеротрофные бактерии), которые расщепляют органические вещества до неорганических, поступающих в окружающую среду. Эти вещества снова используют организмы-автотрофы. Итак, животные в экосистеме является звеном в круговороте веществ, а вместе с ними и энергии.

В большинстве экосистем животные выполняют и некоторые другие функции. Так, они опыляют покрытосеменные растения, участвуют в распространении их плодов и семян.

ПОДІЛИТИСЯ:

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). }