Паустовского «Теплый хлеб»? Чему учит сказка К.Г.Паустовского " Теплый хлеб "? Паустовский теплый хлеб чему учит.

Часто люди поступают жестоко, и от их поступков страдают окружающие. В рассказе «Теплый хлеб» писатель преподносит урок, когда действия одного мальчишки Фильки едва не привели к беде. Этот рассказ похож на сказку, потому как здесь есть элементы мистики. Но желание исправить свои ошибки могут помочь исправить все. А доброта исправит даже самый плохой поступок.

Главным героем этого произведения, с помощью которого нам показывает свои мысли Паустовский, является мальчик Филька.

Характеристика героя

Филька предстает в начале рассказа нелюдимым и злобным. Если соседские ребята просили у него помощи, он отказывался им помогать, отвечал грубо, резко. Его фраза, произносимая при этом, стала прозвищем мальчика: «Да ну тебя!»

Образ Фильки в начале повествования хорошо показан в его поведении с конем.

Как-то в деревню приковыляла раненая на фронте лошадь, которую приютил на своем дворе мельник Панкрат. Благодаря заботе мельника конь выздоровел и стал усердно помогать своему доброму спасителю. Но тот из-за бедности не мог хорошо кормить четвероногого помощника. Потому конь каждый день ходил по деревне, выпрашивая или разыскивая еду.

Однажды он забрел во двор к Фильке, надеясь, что мальчик даст ему поесть. Филька же поступил с конем жестоко. Сначала поманив животное хлебом, мальчик ударил животное по губам. А хлеб, который держал в своих руках, втоптал в снег. Конь обиженно заржал. В этот момент, даже сама природа, наверное, обиделась на Филькину выходку вместе с лошадью. Налетел тут холодный, сильный ветер, принесший с собой лютый холод. От сильной стужи замерзла речка, перестала работать деревенская мельница. Жителям деревни грозила голодная смерть без хлеба. У них не было не только муки теперь, воды тоже, потому что колодцы замерзли. Такова была расплата за бессердечие одного человека.

Бабушка рассказала, как когда-то давно от жестокости и грубости солдата тоже случилась такая стужа. И тогда погибло много людей. Виновник происшедшего испугался. Всеми силами мальчик попытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию. Сначала он пришел к мельнику с вопросом, как спасти людей. Тот посоветовал Фильке самому искать пути исправления поступка. Тогда ребенок побежал в деревню и стал звать всех прорубать лед в пруду возле мельницы, чтобы запустить мельницу и можно было смолоть зерно для хлеба. Когда люди прорубили лед, и мельница заработала, стужа тоже отступила.

Филька понял свою ошибку и исправил ее. Он еще побежал домой, дождался, пока испекут хлеб и принес теплого хлеба коню, извинившись перед ним. Конь простил мальчика, потому как взял из его рук лакомство.

Образ персонажа

Мальчик в начале повествования предстает жестоким, злым, резким. А потом, после того, как с ним побеседовала бабушка и рассказала, что такая беда была уже в деревне из-за жестокости одного человека, мальчик осознал свою ошибку. Эта его способность помогла мальчику изменить Это говорит об умении мальчика мыслить и анализировать свое поведение и понять, что только доброта помогает спасти мир.

Сцена, когда мальчик попросил прощения у лошади, говорит о присутствии в характере Фильки силы воли, умения преодолевать себя, признавать свои ошибки. А его работа у мельницы, показывает о трудолюбии и организаторских способностях мальчика.

Этот рассказ учит людей добру и умению любить людей, животных, природу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проанализировать сказку А.П.Платонова «Тёплый хлеб», понять тему, идею, нравственные уроки, особенности изобразительно-выразительных средств

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Описание слайда:

Автор сказки «Тёплый хлеб» Константин Георгиевич Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. В.П.Астафьев Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повёл его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории». К. Паустовский («Радость творчества»)

6 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова сюжетная линия сказки «Тёплый хлеб»? Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня, и остался тот в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей победой. Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя» - хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул. Вдруг наступил сильный мороз, всё покрылось льдом, даже мельничное колесо обледенело. И всем бы плохо было, если б Филька не догадался у коня прощения попросить и для примирения тёплого хлеба принести. Солнце засияло, и лёд стал таять.

7 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Кто главный герой сказки «Тёплый хлеб»? Что может рассказать о Фильке его прозвище? Главный герой сказки предстает перед нами «молчаливым, недоверчивым», а прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конем: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

8 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в начале сказки грубый злой гордый равнодушный

9 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Почему Филька ударил коня? Раненого коня пожалел и приютил у себя мельник Панкрат. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Животное подкармливали все жители деревни Бережки: ему выносили чёрствый хлеб, морковку, свекольную ботву – кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филька не покормил животное. Филька ударил по губам голодного коня, который потянулся к краюшке хлеба, и отбросил ломоть в снег.

10 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова расплата за жестокий поступок? Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…». Моментально началась снежная буря, замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки.

11 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какую историю рассказывает бабушка? История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Бабушка вспомнила о похожем поступке по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

12 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» К кому обратился за помощью Филька? Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Панкрат посоветовал мальчику изобрести спасение от стужи и дал Фильке на это час с четвертью.

13 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Что придумал Филька? Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания.

14 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Как мальчик искупил свою вину? В деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

15 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в конце сказки мягкий добрый душевный милосердный

16 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какие добрые советы Паустовского звучат в сказке? Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам. Человек и природа неразделимы, и человек не должен забывать об этом. Нельзя относится безразлично к окружающему миру. Надо с добром относиться к людям, и тогда жить станет легче, интереснее. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

17 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Назовите композиционные части сказки ЗАЧИН СКАЗКА (развитие действия) Концовка сказочные и реальные события сказочная и реалистическая Чудесное сочетание упорных усилий людей и сказочного вмешательства волшебства и фантастики превращают интересную историю про раненого коня и мальчика Фильку в чудесную сказку, которая помогает нам задуматься над своими поступками и стать более добрыми и дружными.. реалистический (что, где и когда)

Паустовский Константин Георгиевич - Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

chemu-uchit-skazka-teplyj-hlebчему учит сказка к. г. паустовского «теплый хлеб»?

К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои — на самих читателей, мальчишек и девчонок.

Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о многом задуматься. Сказка учит бороться со злом в самом себе. Плохие качества есть в характере любого человека. Но если мы дадим волю злобе, дурным мыслям и грубым словам, они могут обернуться бедой. Так случилось с Филькой. Из-за его грубости, недоверия чуть было не вымерла от холода и голода целая деревня. Но Филька исправил свою ошибку. Трудно ему было сознаться и повиниться перед людьми. Непросто было вернуть доверие людей и обиженного коня. Но он сумел победить в себе угрюмого мальчика Ну Тебя, которому раньше ни до кого не было дела. Писатель показал, что в каждом человеке есть что-то хорошее. И к людям, к животным, к природе следует повернуться лучшей своей стороной. Иначе не миновать беды. «От охлаждения сердца», «от злобы людской» творятся на земле злые дела. Так учит Фильку его бабушка. А сказка Паустовского помогает нам понять это и не умножать зла на земле ни словом, ни поступком.