Первый земский собор. Земский собор - история и значение

19-ти летний царь инициирует «Собор примирения» в Москве, в котором приняли участие выбранные представители всех социальных групп Московского государства. Основным вопросом было искоренение коррупции среди местных чиновников . Видимо, недовольство населения злоупотреблениями царских наместников уже приняло форму острого конфликта. Собор примирения позднее стал называться Земским, т.к. его участники собрались со всех земель. В период правления Ивана Грозного в России начинает складываться сословно-представительская монархия. Начиная с 1549 г. Земские соборы проводились в России вплоть до начала правления Петра I.

Характерно, что на соборе Иван IV выступил с покаянной речью перед всем народом. Царь прилюдно с Лобного места площади Кремля каялся в своих грехах, что является свидетельством его искренней христианской веры, т.к. исповедь является одним из главных церковных таинств. Таким образом царь сообщал народу, что он будет заботиться о нем по христиански и защищать его от коррумпированных чиновников честно перед Богом.

На соборе было объявлено о необходимости избрания населением в землях старост, целовальников, сотских и дворских, которые должны забрать функции местного управления у царских наместников. Так началась Земская реформа, которая упраздняла коррумпированную систему кормлений и ущемляла интересы высшего сословия. При этом Земскую реформу принято приписывать Избранной раде при царе. Предатель-ренегат Курбский, сторонник Избранной рады был человеком, собственно описавшим Избранную раду. Ни у кого, кроме Курбского Избранная рада не упоминается. Однако, именно Курбский входил в ту группу царских людей, которые в итоге пострадали от Земской реформы, потеряв возможность злоупотреблений на местах. Поэтому ведущая роль Избранной рады в Земской и других реформах царя, который проводил активные преобразования, выглядит сомнительной.




Судебник Ивана IV (Грозного) принимается на Земском соборе и утверждается на церковном Стоглавом соборе

Судебник царя Ивана, который был принят на Земском соборе должен был ограничить коррупцию на местах путем усиления позиций местного самоуправления и расширения роли крестьянства в судебных, податных и полицейских делах. Уточнялся механизм перехода крестьянина от одного хозяина к другому, что лишало возможности злоупотреблений хозяевами. Уголовные дела были переданы от кормленщиков губным старостам, которые, как и кормленщики выбирались населением из дворян и детей боярских.

В случае тупикового дела разрешался судебный поединок (Поле). Спорящие стороны сражались за свою правду. Нельзя было проводить Поле между воином и не воином (по возрасту или по занятиям), кроме случаев, когда не воин сам того хочет.

Судебник вводит приказную систему государственного управления. При Иване IV созданы следующие приказы: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы. Система приказов упорядочила и ставила государственные дела под контроль царя, ущемляя бояр, которые ранее вершили дела без контроля. В приказах служили бояре, дворяне и дьяки. В Челобитном приказе, служили только придворный окольничий и дьяк. Бояре негативно воспринимали их отстранение от государственного управления, составляя заговоры. Например, такое положение дел стало одной из причин государственной измены одного из главных командиров русской армии Андрея Курбского.

Царь попросил утвердить Судебник на церковном Стоглавом соборе в 1551 г. На церковном соборе Иван сетовал на то, что его бояре и вельможи погрязли в воровстве и несправедливости. Однако, царь призывал всех христиан к примирению.

Помимо утверждения Судебника Стоглавый собор унифицировал церковные обряды в землях, местных святых перевел в статус общерусских святых. Также Стоглав повелел организовать училища (школы при церквях и монастырях) для обучения грамоте. Из одной из таких школ вышел первый русский патриарх Иов. Было запрещено ростовщичество для православных священников.

На церковном соборе также обсуждался вопрос секуляризации церковных земель в форме спора иосифлян с нестяжателями. Митрополит Макарий был на стороне иосифлян, а царь и священник Сильвестр на стороне нестяжателей. Молодой царь надеялся секуляризовать церковные земли. Однако, партия иосифлян не позволила это сделать и одержала верх.

Возраст субъекта: 19
Место: Москва
Путь: Волга
Субъект: Иван IV Грозный
Страна: Московское государство
Географические координаты: 55.751666676667,37.617777787778
Год: 1549

В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, "государевы люди", позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. Земский собор включал в себя Боярскую думу, представителей духовенства, феодалов и горожан. Хотя Соборы не ограничивали власти царя и носили совещательный характер, они способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти. Поскольку юридический статус Земских соборов не был определен, собирались они крайне неравномерно. Избранная рада направила верховную власть на путь сближения с обществом и устроения государства при общественном содействии. Ее внушению, по всем данным, обязан своим созывом Земский собор. Весьма вероятно, что идея созыва Собора зародилась в среде окружавшего царя духовенства, которое знало Собор церковный для устроения дел церкви. На созыв Собора, быть может, навели царя митрополит Макарий и некоторые другие лица, «пресвитерством почтенные», которые были душой «избранной рады», окружавшей царя. Но и среди боярства, принадлежащего к этой избранной раде, идея Земского собора пользовалась сочувствием. Из речи царя, которую он произносил на церковном соборе 1551 года, выносится впечатление, что первый Земский собор созывался для всеобщего примирения, для прекращения тяжб и неудовольствий, накопившихся в обществе от предшествовавшей эпохи боярского, а затем царского произвола и тирании. Итак, первый Земский собор собирался в Москве для внутреннего умиротворения государства после неурядиц 30-х и 40-х годов. Роль его, по всем признакам, не ограничилась только общей постановкой этой задачи. В истории развития верховной власти нового Московского государства наступил момент, когда установилось некоторое ограничение монархического абсолютизма. Это ограничение было преимущественно делом известного кружка лиц, воспользовавшегося благоприятным поворотом в душевной жизни царя, а не результатом дружного отпора, солидарных усилий всего высшего класса или большей его части. Не будучи результатом борьбы целого класса с монархом, это ограничение не было закреплено должными политическими гарантиями, известной конституцией, которая определяла бы точно права и обязанности монарха в отношении подданных. Вследствие всего этого и ограничение оказалось непрочным и оказалось не в состоянии предотвратить наступление еще горшей тирании.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, генеральными штатами, кортесами, сеймами), так как земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., названном «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители дворянства. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии. В ходе Собора были приняты решения о судебной реформе, о подготовке к войне с Казанским ханством, об «устроении» местного самоуправления.

Судебник 1550 г.

В 1550 г. по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей – целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям – излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике было и понятие антигосударственной деятельности – «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV – начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, – поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI–XVII вв. это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод – Разрядный, поимкой преступников – Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы и др.



Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья – это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк – чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие – это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений – «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым. Этот церковный Собор принял следующие основные решения: 1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского пантеона святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) церковного искусства – иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участвовавших в Соборе. Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда. Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а Стоглав стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Издревле на Руси существовал обычай решать возникшие проблемы и улаживать дела всей общиной, «соборно», несмотря на то, что созыв первого Земского собора состоялся только в середине шестнадцатого столетия, в период правления страной Иваном Грозным. Существование подобных учреждений характерно для многих стран Европы, прошедших в своем развитии этап сословно-представительной монархии. Первые земские соборы возникли на территории Англии, Каталонии, Португалии. В Испании подобные совещательные учреждения именовались кортесами, в Польше - сеймами, в Германии - ландтагами.

Итак, Земский собор - это высшее учреждение сословно-представительной власти, наделенное законосовещательными функциями. Он созывался для разрешения политических и административных дел. Иными словами, это созыв представителей разных сословий для решения какого-либо дела государственной значимости. Появление подобного учреждения стало результатом окончания объединения русских земель в единое государство, усиления дворянской власти на местах. По составу входящих в него лиц русский Земский собор был приближен к западноевропейским сословным представительствам, но отличался от них наличием только совещательной функции. Европейские земские соборы обладали правом законотворчества. На Руси решения данного учреждения вступали в силу лишь после их одобрения со стороны царя и Боярской думы.

Созыв первого Земского собора на Руси был приурочен к началу реформ Ивана IV Грозного. В его состав вошло высшее духовенство, бояре, удельные князья, богатые горожане, представители дворянства из разных провинций страны. Земский собор условно состоял из двух палат. В одну из них входили бояре, казначеи, дворецкие, в другую - дворяне, военачальники. Каждый созыв Земского собора длился, как правило, не более двух дней. Трижды на нем выступал царь, после которого свое мнение по решаемому вопросу могли высказать бояре, в заключение проводилось заседание Боярской думы. Все заседания проходили строго по чинам, решения принимались в единогласном порядке.

Большое значение для политической и культурной жизни страны имел созыв первого Земского собора в феврале 1549 года, провозгласившего переход Русского государства к сословно-представительной монархии. С этого времени возрастает роль дворянства в управлении страной. В ходе созыва учреждается новый свод законов и принимается решение о создании Челобитной избы. Отныне всякий люд мог обратиться с челобитной (прошением) на имя Царя и практически сразу же получить на нее ответ. Подобным образом челобитная изба регулировала деятельность других правительственных учреждений.

Первый Земский собор, созванный на Руси, получил название «Собор примирения», параллельно с ним прошло заседание Церковного собора, рассмотревшего жизнеописание шестнадцати православных святых и установившего церковное празднование названных их именами праздников.

Созыв первого Земского собора, да и всех за ним следующих, осуществлялся специальной грамотой, в которой указывалась причина созыва и количество выборных представителей. Часто население само решало, какое количество человек должно заседать на Земском соборе. Представители отбирались на выборах, проходивших в различных городах страны в форме собраний. В данных выборах могли принимать участие лица, которые несут службу, а также исправно платят налоги в государственную казну. Выборные представители не получали жалованья за свое участие в созыве Земского собора. Более того, должны были самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, отправляясь на подобное заседание.

Все созывы Земского собора проходили, как правило, в торжественной обстановке в Кремле. В их честь устраивалась служба в Успенском соборе. Всего на протяжении двух столетий существования данного учреждения было проведено заседание 57 Земских соборов.

В XVI в. в России возник принципиально новый орган госу- дарственного управления - земский собор.

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Ос- вященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечест- во), а иногда - государственных крестьян.

Земский собор как

представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не из- бирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым по- ложением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе значительную роль играли дворяне (глав- ное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело ре- шение денежных проблем для обеспечения средствами государ- ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представи- тельство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали. На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в груп- пы свои письменные мнения так называемые сказки. Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельстви важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства.

Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но

в целом сопор действовал в тесной связи с царской властью Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриар- ших палатах или Успенском соборе Кремля, позже - Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», это представительное уч- реждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и во- шел в историю как Собор примирения. Причина его созыва - восстание в Москве в 1547 г. и необходимость примирения про- тиворечий между боярством и дворянством.

На основе документов историки насчитывают в XVI-XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; со- боры, на которых избирались цари.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относит- ся ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. - Михаила Романова.

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван цер- ковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламен- тировал церковное искусство, правила жизни духовенства, со- ставил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединяв- ших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался во- прос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно конста- тировать, что на земских соборах рассматривались во- просы: избрания на царство; войны, и мира; принятия новых нормативных актов; налогообложения.