Почему могилу чингисхана невозможно найти. Где похоронен Чингисхан: легенды и гипотезы

Энциклопедия исторических тайн развития человеческого общества достаточно обширна, интересна и познавательна. Большинство из них, имеющих даже мировое значение, уже раскрыто усилиями многих и многих поколений ученых. Некоторые находки были случайно сделаны обычными дилетантами, но немало интереснейших загадок всё ещё терпеливо ожидают своих исследователей и первооткрывателей. Одной из таких хитроумных головоломок, умышленно задуманных и успешно осуществленных на практике всадниками-интеллектуалами 13 века, является тайна сокрытия территории родового Некрополя Чингизидов и место расположения погребения самого Тэмуджина, с 1206 года гордо носящего свой титул Делкян Эзен Суту Богдоо Чингис Хаан «Владыка, ниспосланный миру Высшим Духом потустороннего царства, перевёрнутого Вечного Синего Неба, озера Байкал».

Сегодня не обнаружено ни одно из двадцати пяти предполагаемых захоронений, в которых покоятся последователи и потомки Великого Хаана, а это означает, что все они размещены в одном потаённом, трудно доступном и достаточно обширном регионе.

В среде цивилизованных европейских народов на генетическом уровне укоренилось несправедливое мнение об умственной неполноценности и отсталости «диких» азиатов. Однако до конца разгадать все секреты «поганых» наши «лучшие умы человечества» не только не смогли, но и на протяжении нескольких сотен лет ни на йоту не приблизились к раскрытию этой тайны, так как оказались не в состоянии обзавестись хоть какой-нибудь достаточно разумной гипотезой.

Так существует ли на самом деле такой укромный уголок на нашей планете, либо прах Покорителя народов сожжен на жертвенном кострище, а пепел развеян ветром над бескрайними степными просторами, как этого требовали обычаи того времени?

Покоится ли Император в саркофаге из горного хрусталя или же мумия Вождя величественно восседает на Золотом троне среднеазиатского правителя Мохаммед Шаха?

Расположено ли священное место в обширной карстовой пещере, где в специальных нишах хранятся свитки с законами и наставлениями, сказаниями и песнями, где вокруг трона установлены сигнальные трубы и барабаны, государственные стяги и боевые знамёна, а также лежат бесценные трофеи, в число которых входит коллекция, состоящая из 75-ти золотых корон, снятых с покорённых царей Евразии? Либо же размещено оно в самой обычной земляной яме, вырытой в голой степи, в которую свалены в кучу разнообразные предметы человеческого обихода, так необходимые покойному в потустороннем мире, то есть «всё, чему есть имя на земле»?

Погребено ли нетленное тело Великого Хана под огромным каменным курганом, возведённым многочисленными рабами на одной из тысяч горных вершин, или оно навсегда и безнадёжно затеряно в безбрежных степных равнинах?

Затоплен ли Некрополь создателя Монгольского государства на каменистом дне его родной реки Онон, либо он надёжно укрыт от посторонних глаз в глубинах бездонной байкальской пучины?

Не вызывает никаких сомнений только одно - такое место, безусловно, существует, а данная ЗАГАДКА является Величайшей тайной в истории человечества, неизбежное открытие которой когда-нибудь грянет всепланетной мировой сенсацией!

В данной статье читателю предлагается познакомиться практически со всеми известными на сегодняшний день так называемыми «версиями», а затем самостоятельно сделать свои выводы о том, достаточно ли представленные материалы обоснованы и аргументированы, и не являются ли они поверхностными, а зачастую и просто наивными предположениями, уводящими искателей в сторону от истинного пути.

Одно из самых первых в России упоминаний о месте расположения пресловутой «могилы» Чингис Хаана любознательный читатель сможет найти в путевых заметках русского путешественника Григория Потанина , сделанных им в 1884 году в Монголии.

Потанин в центре

Там, в местности Эджин-Хоро (ныне Уйгурский автономный округ Китая) ученый обнаружил две белые войлочные юрты, украшенные позолоченными лентами и скрывающими внутри себя деревянные срубы.

Согласно записанной им легенде, в одном из них находился серебряный саркофаг с останками самого Императора, рядом лежали его сабля, трубы и боевые знамена, а под другим в простых деревянных колодах покоились тела двух самых любимых жен.

Древняя притча гласила о том, что Великий Хаан вовсе не умер, а просто спит и, согласно его завещанию, он должен проснуться в 2184 году, в день, когда наступит знаменательная дата полного солнечного затмения.

При входе в юрту вождя хранители мавзолея каждый вечер клали опутанного по ногам живого барана, а утром последний бесследно исчезал.

Сомневаться в том, что русский путешественник лицезрел описанные им сооружения и действительно видел в них срубы, у нас нет никаких оснований, а вот на два вполне естественных вопроса я предоставляю право ответить самим читателям. Могли ли через 657 лет со дня смерти Кагана уцелеть в голой степи две обычные войлочные юрты, набитые серебром, когда за это же время с лица Земли навсегда исчезли многие мировые столицы? Куда девается по утрам жирный и вкусный барашек?

В 1922 году известный российский монголовед Б.Я. Владимирцев издает свою книгу под названием «Чингисхан», в которой приводит следующие выдержки из летописей 13 века: «Тело его было погребено на горе Буркан Калдун в месте, которое уже давно было указано самим каганом. Однажды, будучи на охоте, он присел под одиноким деревом и долго отдыхал там в приятной задумчивости, а после произнёс: «Это место прилично для моего последнего упокоения - заметьте его!»

Обыкновенная логика подсказывает, что подробно описывать такое малозначительное события древний сказитель просто так не стал бы. Что означает выражение «пусть его заметят»? Где и каким способом можно было навечно зафиксировать указанное место, если неизбежно наступит тот день, когда любое дерево засохнет, упадёт на землю и превратится в труху? В чем же заключается истинное значение данного эпизода, что представляет из себя и где расположена «священная гора», на которой всё ещё произрастает «потрепанное ветрами одинокое дерево»? Об этом читатель узнает чуть позже. Пока же мы можем сделать вывод о действительном существовании такой территории, а нарисовать и отметить её могли только на топографической карте, которая у монголов в то время уже существовала и активно применялась ими на практике при захвате новых земель.

В одной из своих работ советский ученый-востоковед и писатель Лев Гумилев

приводит такую выдержку из легенды:«Посреди бескрайней степи воины вырыли огромную яму и опустили в нее золотой саркофаг с телом императора. Рядом в землю положили «все, чему есть имя на земле», то есть нож, уздечку, чашку, стремя, лук со стрелами…медный котёл и так далее, и тому подобное.

Когда могила была засыпана, то над ней, в присутствии матери, они зарезали только что родившегося верблюжонка и окропили его кровью священное место, а затем несколько раз подряд прогнали по кругу многотысячный табун лошадей.

Кони на значительной территории вытоптали всю траву, и найти в степи ранее относительно небольшое пятно голой земли стало невозможным. Ровно через год, когда пришло время исполнять обряд обязательного поклонения и «побрызгать» духу отца, его сыновья пустили перед собой несчастную верблюдицу. Именно она должна была найти место гибели теленка и остановиться над ним как вкопанная».

Во-первых , очень жаль маленького верблюжонка! Во-вторых , отёл у этих животных происходит на четвёртый год со дня их рождения, а значит, что беременеют они на третий, и это очень символично, так как Тэмуджин был окончательно погребён тоже только на третий год со дня своей смерти. Всё это время его тело тщательно мумифицировалось, а внутри карстовой пещеры готовился и оборудовался Царский саркофаг.

В-третьих , данный рассказ явно противоречит пожеланию самого Великого Кагана, завещавшего похоронить его «на вершине горы под одиноким деревом». И не совсем понятно, кто и как будет искать это место позднее, когда мать его просто забудет, родив другого детеныша, или сама погибнет?

Согласно древнему обычаю, монголы не имели права навсегда утратить в своей памяти СВЯТИЛИЩЕ, которое требовало не только постоянного и регулярного его посещения, но и ВЕЧНОГО поклонения и почитания со стороны потомков.

Единственное, что можно точно определить по легенде, так это время года, когда у верблюдов начинается отел, и которое совпало со временем похорон, а это зимой, либо в конце января, либо в феврале, когда землю в степи не то чтобы продолбить лопатой, но и тротилом взорвать невозможно!

Зато в эти месяцы озеро Байкал превращается в широкую и надёжную дорогу, по которой легко и безопасно можно передвигаться к Царскому Некрополю! Да и описанное захоронение выглядит слишком примитивно, так как первый Император монголов наверняка заслужил себе шикарный погребальный зал, отделанный благородным горным хрусталём и украшенный златом-серебром, а не обычную холодную яму в голой степи.

В свою очередь, английский ученый С.Уолкер , также занимавшийся данной проблемой, в своих трудах рассказывает о каменном кургане, расположенном на одной из вершин горного хребта Хентэй, что на севере нынешней Монголии. Основанием кургана является площадка в виде прямоугольника длиной 250 и шириной 200 метров, а его высота почему-то не указана.

Именно с этого горного водораздела берут свое начало реки Онон и Керулен, по берегам которых предки Борджигинов многие сотни лет воевали и пасли свой скот. Возможно, что Уолкер умышленно упустил точное указание высоты строения по той причине, что она не слишком выделяется на вершине, так как ею и сама является. Вполне вероятно, что данное сооружение было призвано исполнять роль своеобразного «каменного щита», благодаря которому определить, в каком именно месте находится вход в подземную погребальную камеру, практически невозможно. Кроме того, подобные курганы, называемые монголами ОБОО, издревле возводились кочевниками на каждом горном водоразделе. Они всегда были, и до сих пор исполняют роль культовых участков земли, предназначенных для жертвенных подношений духам предков и поклонения Онгону - «хозяину» данной местности.

Самые первые и по-настоящему крупномасштабные поиски так называемой «могилы Чингис Хаана» с использованием космических спутников для фотографирования местности, вертолетов, кинологов с собаками, военных саперов и даже экстрасенсов были начаты в 1990 году совместной монголо-американской экспедицией. На ее финансирование техасский мультимиллионер Джон Вудс выделил пять миллионов долларов. Все эти и последующие многолетние поиски принесли археологам немало интереснейших находок, но главная цель так и не была достигнута!

И как это сами араты решились нарушить Йэхэ Хориг (Великий Запрет), почему они допустили ученых к поиску священных могил, зачем разрешили копать землю в сакральных местах и переворачивать камни древних курганов? Американские деньги, конечно же, сыграли здесь свою определённую роль, но может быть те, кто давал на это разрешение, уже заранее знали, что на территории нынешней Монголии искатели ничего и никогда не найдут?

Примерно в эти же годы, когда перестройка сдернула «железный занавес», запрещавший в России писать на данную тему, внештатный корреспондент газеты «Правда Бурятии» Чингис Доржиевич Гомбоин начинает серию своих работ. Основой его версии является легенда о способе захоронения гуннского вождя Атиллы, потомка хуннских царей, тысячи лет повергавших в ужас жителей Поднебесной, а на закате своего существования «задавших перца» римским патрициям. Хунны также имели подробную топографию ареала своего обитания, «любезно» подаренную им древнейшей китайской цивилизацией. При этом изображение озера Байкал, полностью покрытого зимой чистейшим снегом, ассоциировалось у них с благородной белоснежной птицей.

Автор статей выдвинул предположение о том, что монголы сначала отвели в сторону русло реки Онон, на берегу которой родился Темуджин, а затем в обнажившемся каменистом берегу пробили в скалах пещеру, в которой установили саркофаг из горного хрусталя с телом Императора. Тщательно замуровав вход, они снова пустили воду, и река навсегда укрыла последнее пристанище Кагана. Главным стержнем мысли ныне покойного Чингиса Доржиевича является утверждение о том, что найти этот участок земли теперь невозможно, так как за прошедшие столетия Онон много раз менял направление течения, а значит и свои берега.

В тоже время, автор подробно описывает каменный курган, расположенный на одной из вершин хребта Хамар Дабан, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, где, как он предполагает, захоронена мать Чингиса по имени Огэлэн.

Ононская версия маловероятна, так как на берегу этой реки зарыта в землю пуповина-послед Тэмуджина и этот регион именуется Нютаг Тоонто , то есть Родина . Обычаи кочевников предусматривали погребение знатных покойников на специально отведенных территориях, которые объявлялись запретными и куда доступ простым людям был категорически запрещён.

У «чёрного народа» харачу имелись свои способы. Труп либо сжигали, раскидав пепел по ветру, либо привязывали его к необъезженной лошади, которая убегала от страшного груза до тех пор, пока от последнего ничего не оставалось.

Кроме того, Чингис Доржиевич также проигнорировал заветы Хаана, касающиеся «вершины горы» и «одинокого дерева».

В сказании Алтан Тобчи Лубсана Данзана приводится четыре варианта нахождения Царского Некрополя. Это либо южный склон горного хребта Хентэй, либо северный склон водораздела Алтай, либо местность Йэхе Отог, либо вершина горы с названием Бурхан Халдун.

Цель вышеприведённой игры слов, например «либо-либо» и «попробуй-угадай» - запутать незадачливых искателей приключений. На самом деле, автором четко указаны такие географические ориентиры, как символическая гора под названием «Лысый Бог», а такую форму в 13 веке имела северная граница империи,

местность «Великий Шалаш», то есть култук северной оконечности озера, сходный по своей форме с лесным балаганом.

Кроме того, это название имеет ещё одно значение, такое как «Великая Семья» или «Великий Род», что наиболее ярко отражает обозначение территории родового могильника Чингизидов.

О настоящем же предназначении северных и южных склонов гор Хэнтэя и Алтая читатель познакомится в ходе дальнейшей «беседы».

В 2003 году казахский писатель Хамза Коктанди издал в Москве книгу на родном языке с «точнейшим» указанием места захоронения Императора, которое, якобы, расположено на юге этой республики. Однако все экземпляры данного произведения добросовестно хранятся у него в квартире, и он пока не намерен пускать их в продажу, так как опасается, что Великое погребение будет сразу же найдено и разграблено вандалами. Возникает вопрос, для чего вообще ему нужно было что-то издавать? Чтобы потом в течение десятка лет сидеть и охранять свой фолиант от авантюристов и искателей сокровищ?

28 июня 2001 года официальные средства массовой информации всех стран мира передали сообщение экспедиции, которой руководил археолог Моури Кравиц. В нем говоилось о том, что в монгольском аймаке Хэнтий близ горы Биндер найдено погребение сразу шестидесяти воинов и одним из них, якобы, является сам Чингис Хаан! Уже 3 августа, опять же на весь мир, прозвучало опровержение предыдущей сенсации, и знатный покойник, чье имя не называлось, был обозначен всего лишь как один из потомков императора.

Кравиц начал поиски в 1960 году еще на заре своей молодости, и я

осмелюсь предположить, что спустя 10 лет после начала раскопок его инвестор наконец-то поинтересовался у археологов, на какие именно цели были потрачены его денежки и где результаты их работы.

Тем более, что ровно через год, то есть 15 августа 2002 года Кравиц сообщил о приостановке всех работ и их полной консервации.

В июле 2002 года о своей версии громогласно заявил профессор из города Кызыл Орда Николай Абаев .

Он называет местом своего открытия село Сосновка, расположенное в центральной части Тувы, где был обнаружен большой надгробный камень с описанием обряда захоронения Чингис Хаана, но каких-либо иных подробностей этим ученым по чему-то не приводится.

Лично я сомневаюсь, что монголы, похоронив своего вождя, могли оставить сообщение о том, кто именно покоится под этим валуном.

В декабре 2002 года торжественно объявляет о «великой находке» китайский профессор Цан-ху и называет регион, расположенный неподалеку от города Чин-Чинь, что в Уйгурском автономном округе.

Зачем это было сделано, никому неясно. В китайские варианты никто и никогда из ученых не верил еще и потому, что данную версию эта страна всегда тесно увязывала со своей геополитикой постепенного захвата чужих территорий. В тоже время скрытно похоронить Правителя монголов вблизи довольно большого города было бы просто невозможно.

7 октября 2004 года уже совместная монголо-японская экспедиция «уверенно» дала информацию о том, что Некрополь Кагана опять найден в аймаке Хэнтий, но только уже в другой местности, под названием Авраш. На основе обнаруженных ими фундаментов учёные подробно описали устройство довольно большого мавзолея, но о том, куда подевался его «владелец», они ничего не сообщают и намерены искать тело в радиусе аж 12 километров на протяжении ещё не менее трех лет…

Данное сообщение было показано в новостях 1-го и 2-го каналов Российского телевидения, где было хорошо видно, что раскопки вновь ведутся в ровной степи, а это означает, что о последнем наказе нашего героя искатели опять «позабыли» и по этой причине снова, мягко говоря, «грубо прокололись».

Думаю, что настало время подвести некоторые предварительные итоги, из которых явствует, что все вышеперечисленные легенды и рассказы дошли до нас из глубины веков, и были либо специально в целях дезинформации грабителей «пирамид» придуманы хранителями Великой тайны, либо несут в себе отдельные достоверные сведения, смысл которых не только нужно суметь понять, но и, словно разноцветные паззлы различной формы, сложить всю информацию в единую мозаичную картину. Либо же они хитроумно зашифрованы с использованием древнего секретного кода, абсолютно неизвестного современному человеку.

Всё то, о чем узнал читатель, взято мною из достоверных источников, которые при желании можно быстро и легко проверить, открыв публикации указанных выше авторов или «войдя» во всемирную сеть.

Все теоретические и практические изыскания, проведенные археологами за последние двадцать семь лет, оказались бесплодными, а перечисленные выше аргументы и факты являются не более чем малодоказательными ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ, так как среди них нет ни одной настоящей, достаточно полно обоснованной и аргументированной ВЕРСИИ.

Может быть, главной причиной этих неудач явилось то, что искатели приступили к работе исключительно на территории нынешней Монголии и имели на руках короткие и разрозненные по своему содержанию обрывки легенд и сказаний, которые «по секрету» им любезно поведали местные старожилы?

В настоящей же, действительно развернутой и полномасштабной ГИПОТЕЗЕ должен соблюдаться принцип научности, включающий в себя постановку проблемы, подробный анализ её состояния на начало разработки, планирование путей её логического решения и, в итоге, достижение конкретных, неоспоримых результатов исследования.

В своей основе версия обязана опираться на фундаментальный исторический письменный первоисточник, обязательно учитывать геополитическую обстановку того времени, а также народные традиции и обычаи, религиозные верования и обряды древних кочевников. Не меньшее значение имеют практические находки и открытия памятников или древних сооружений.

Пусть читателю не покажется слишком амбициозным данное заявление, но именно такой, ЕДИНСТВЕННОЙ в МИРЕ версией, в течение почти двух десятков лет располагал автор, что в конце концов и послужило окончательному открытию.

В 1999 году, благодаря счастливой случайности, в мои руки попало древнее монгольское сказание «Алтан Тобчи» под авторством Лубсана Данзана.

Прочитав его, я неожиданно понял, что Чингис Хаан, отвечая на вопросы сыновей о месте своего будущего погребения, описывает уникальные места, расположенные исключительно на берегах Северного Байкала. В этих строках узнаётся и 17-километровый песчаный остров Ярки, названый «переправой в широком море», и огромный байкальский сор, в целях конспирации умышленно именуемый «маленьким болотцем», и единственная тогда сухопутная дорога в наши края, обозначенная «горным проходом».

Данную летопись, наверняка, не раз и не два прочитывали и вновь перечитывали самые различные ученые и писатели, но они не имели возможности посещать и видеть воочию, а тем более длительное время проживать здесь и изучать северное побережье священного моря. Кроме того, в этих местах мною были обнаружены десятки комплексов гигантских искусственных каменных сооружений.

Согласно легенде, Великий Хаан похоронен рядом со своими любимыми сыновьями Тулуем и Угэдеем. Остальные Великие Ханы Монголии и члены их семей покоятся в некотором отдалении, в других местах, но все они объединены одним «Запретным Местом» под названием «Великое мертвое Царство Золотого Рода Чингизидов», сравнимым по своему величию лишь с Долиной Царей Древнего Египта.

После самой первой публикации в газете «Молодёжь Бурятии» ко мне подошёл житель города Северобайкальск Иванов Аркадий, бурят по национальности, по комсомольской путёвке приехавший на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали из Ольхонского района Иркутской области и поведал мне такую историю.

Его старенькая бабушка была шаманкой и долго не могла понять, куда это собрался и уезжает её любимый внучек? Когда же до неё дошло, то на её голове моментально все волосы встали дыбом, она забилась в истерике и громко закричала:«Аркадий, что ты делаешь, нашему народу в тех местах жить категорически запрещено!»

Почему же так много различных претендентов на это заветное место мы сегодня имеем? В их число, кроме самой Монголии и Внутренней Монголии Китая, входят и Читинская область, и Тува, и Казахстан, и Тункинская долина Бурятии, и Горный Алтай, и даже озеро Иссык-Куль?

Это объясняется довольно просто: в границы Монгольской империи 13 века входили все вышеперечисленные регионы, не была исключением и северная часть озера Байкал.

В целях создания удобных условий для выполнения простым народом священного обряда поклонения ДУХУ усопшего Вождя, правители Империи наметили ещё восемь различных территорий, расположенных поблизости от мест их постоянных кочёвок, на которых были объявлены, организованы и успешно проведены не менее величественные и пышные, но уже фиктивные похороны. Всё предыдущее время на протяжении двух лет факт смерти Великого Хаана тщательно скрывался, а страной управлял его младший сын Тулуй «Зеркало».

В итоге тункинцы «хоронили» Повелителя под курганом в Орлике, борджигины «провожали» своего земляка в последний путь под холмом на Хентэе, уйгуры ставили белые юрты в Эджин Хоро, и так далее, и тому подобное…

Всё выше перечисленное позволило ввести в заблуждение охотников за черепами и алчных грабителей «пирамид», которые существовали во все времена. Память же об этих событиях навсегда сохранилась в устных преданиях жителей соответствующих степных долин, а позднее нашла своё отражение в различных письменных источниках, в том числе и в рукописи под авторством Лубсана Данзана.

Александр Клементьев.

План
Введение
1 Исторические данные
2 Поиски
Список литературы

Введение

Могила Чингисхана (умер 1227) - место, являющееся объектом многочисленных исследований и домыслов вплоть до настоящего времени (2011 год).

1. Исторические данные

Чингисхан приказал, чтобы его похоронили в таком месте, где бы его могилу никто не нашел. После того как он умер, его тело было возвращено в Монголию, где, предположительно, он и был похоронен где-то на территории современного аймака Хэнтий, неподалеку от реки Онон. Согласно легенде, тех людей, которые знали о месте могилы, убивали, чтобы скрыть место, где он был окончательно захоронен.. Мавзолей Чингисхана в Эзэн-Хоро - это его мемориал, не являющийся местом его захоронения. По одной из фольклорных версий, над его могилой проложили русло реки, чтобы это место невозможно было найти (таким же образом был захоронен шумерский царь Урука Гильгамеш). Другие сказания говорили, что через его могилу прогнали большое количество лошадей, что были посажены деревья; свой вклад в место сокрытия погребения внесла вечная мерзлота. «Эрдэни Тобчи» (1662) утверждает, что гроб Чингис-хана, возможно, был пуст, когда был привезен в Монголию. «Алтан Тобчи» (1604) утверждает, что в Ордосе были похоронены лишь его рубашка, палатка и сапоги. Согласно ещё одной легенде, с ханом был похоронен молодой верблюд, а мать верблюда была позднее найдена плачущей на его могиле.

Марко Поло писал, что уже к концу XIII века монголы не знали расположение гробницы. «Сокровенное сказание монголов» в год смерти Чингисхана никакой информации о месте его захоронения не дало.

Марко Поло также пишет, что Чингис-хан умер во время осады города, при которой был поражен стрелой в колено, и, скончавшись от ран, был похоронен в горах Алтая. Другие источники называют район горы Бурхан-Халдун (приблизительно

). Области вблизи Бурхан-Халдун были запретны для чужаков, а незаконное проникновение было наказуемо смертной казнью. Это территории площадью около 240 км². Только в течение последних 20 лет этот район был открыт для западных археологов.

Ходили слухи о нахождении неких ключей к могиле, которые были вывезены в СССР из буддийского монастыря в 1937 году, и слухи о проклятье, приведшего к смерти двух французских археологов (сравнимо с проклятьем гробницы Тамерлана, Гур Эмир).

6 октября 2004 года, во «Дворце Чингисхана» также были якобы обнаружены некие ключи, позволившие бы найти место захоронения.

Археолог-любитель Мори Кравиц посвятил 40 лет поиску гробницы. В XV веке французский иезуит нашел место, где Чингисхан, в то время еще известный как Темучжин, одержал крупную победу. Согласно этому источнику, он выбрал слияние рек Керлена и Бручи, с Бурхан-Халдуном справа от него, а после победы Темучжин сказал, что это место навсегда останется его любимым местом. Кравиц убеждён, что Темучжин был захоронен в этих местах. Но картографам не была известна река Бручи. Кравиц, однако, обнаружил топоним «Баруун Брух» («Западный Брух») в этой области, и с 2006 года проводит там раскопки, примерно в 100 км к востоку от Бурхан-Халдуна (

Сомон Баянбулаг).

Список литературы:

1. Lost Histories by Joel Levy. Published by Vision Paperbacks, London: 2006. ISBN 978-0-7394-8013-7. pages 172-179.

2. Ratchnevsky, p. 143f. Tumbull (2003, p. 24)

1225 год, осень — Чингисхан возвратился из похода на восток. Основы Монгольской империи в ту пору были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Находилось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где в наше время простирается песчаная пустыня Гоби. Мысли о непокоренном государстве не давали Чингисхану покоя: предчувствуя скорую смерть, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 г. поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия выдвинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 г. оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению тех времен Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Однако в самый разгар победоносного наступления 65-ти летний властелин монголов умер…

В Большой советской энциклопедии указана и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 г. О том же пишется и в других источниках, к примеру, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), но сказано в нем о месте смерти, а не о месте захоронения.

Правда, в других древних сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть Чингисхана наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не прознал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», монгольский полководц находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов.

Таким образом, в различных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указаны разные. Нет единого мнения на этот счет и среди ученых: Р. Дуглас полагает, что Чингисхан умер «от скоротечной болезни», Абул Фарадж считал, что у великого полководца была малярия, которая была вызвана нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади когда охотился на куланов.

Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана в действительности потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывал, что смерть монгольского полководца наступила от старой раны, а монах из Франции Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 г. возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях говорилось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышеизложенного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются по сей день неясными, и с уверенностью можно говорить только об одном: умер он в конце лета (или осенью) 1227 г. на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, говорится, что тело великого хана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на его родине. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса.


Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось ему, и великий хан долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти повелителя монголов остались неясными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Имеются сведения, что могила Чингисхан находится или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, называемой эхэ-Утек. Марко Поло утверждал, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за 40, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С лошадями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших коней они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения дошли до нас о местонахождении могилы Чингисхана. Ясно лишь одно: делали все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины в действительности убивали всех, кого встретили на своем пути, а после погребения, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу Чингисхана. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я.Шмидт, монголовед и тибетолог XIX столетия, беря за основание то, что монголы не могли бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только некие вещи и реликвии монгольского полководца. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу хана монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

XVII век — считалось что могила Чингисхана находится в Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX столетия эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Потанин, который записал легенду о гибели великого полководца и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют из себя войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь Чингисхана, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, находившаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Ежегодно, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса.

Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты снова ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого монгольского хана. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 см, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.
К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам…

Празднество, в котором принимают участие лишь мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, потом белой лошади, после этого идут к Алтын-хатасуну, ему также поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана…

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее…

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан вновь явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о нахождении могилы Чингисхана уже не один век волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти Чингисхана, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 1920-х годах появилось предположение, что захоронение великого полководца может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии.

В 1962 году здесь даже соорудили памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа».

Но, несмотря на воздвигнутый памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

На протяжении веков историки, археологи и искатели сокровищ пытались найти место захоронения великого хана Монгольской империи Чингисхана. Новые данные, полученные в результате использования спутников и радиолокационных сканирований, дают основания полагать, что могила полководца обнаружена. Жизнь основателя и первого великого хана Монгольской империи является легендой, а его смерть окутана туманом мифов. Некоторые историки полагают, что Чингисхан умер от ран, полученных в бою, другие уверенны что он упал с лошади или умер от болезней. Место захоронения полководца, стоящего во главе завоевательных походов, до сих пор было неизвестно: монголы сделали все, чтобы предотвратить вскрытие и осквернение могилы. Погребальный эскорт убивал любого прохожего, заметившего, куда направляется процессия. Рабов, совершивших погребение, убили, а потом казнили и их палачей.
10 тысяч всадников топтали землю над местом захоронения Чингисхана, чтобы не осталось и малейшего следа от могилы ”, - утверждает исторический источник. Ученые до сих пор пытаются найти баланс между фактом и вымыслом, так как рассказы и предания слишком преувеличены или искажены. Но в одном историки уверенны: хан был похоронен в некрополе. Недавно представители исследовательского проекта, объединяющего американских и монгольских ученых, объявили, что смогли установить местонахождение захоронения хана. Оно расположено в отдаленном районе на северо-западе Монголии. Исследователи использовали беспилотные летательные аппараты, спутники и радиолокационные сканеры, а также фотографии 4 000 кв. миль горного ландшафта. В лаборатории Калифорнийского института телекоммуникаций и информационных технологий ученые, проанализировавшие спутниковые снимки и результаты сканирования, построили 3-D реконструкцию предполагаемого некрополя. Также небольшие группы археологов отправились в отдаленные необитаемые области на северо-западе Монголии, где обнаружили наконечники стрел, керамику и черепицу.
Когда мы расширили область поиска и присмотрелись более внимательно, то обнаружили сотни артефактов ”, - говорит один из руководителей исследовательского проекта Фред Хьюберт . Ученые не спешат называть точные координаты могилы Чингисхана, опасаясь привлечь нежеланных гостей: искатели сокровищ хорошо платят местным жителям за информацию о захоронениях.
Мы не будем раскапывать некрополь Чингисхана, несмотря на легенды об огромных сокровищах. Он должен находится под защитой, как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО ”, - сообщил профессор Альберт Лин из университета Калифорнии. Монголы с опасением восприняли сенсационное открытие ученых и археологов. “Если кто-нибудь откроет его могилу, то мир рухнет ”, - мрачно предрек пожилой пастух.

Тайна могилы Чингисхана
В шаге от сенсации . В сентябре 2001 года информационные агентства мира сообщили о сенсационном открытии могилы Чингисхана монголо-американской археологической экспедицией. В сообщениях говорилось, что в 360 км от Улан-Батора, близ горы Биндэр, были обнаружены порядка четырех десятков могил, с трех сторон окруженных каменной стеной высотой 3-4 метра и общей протяженностью около 3 км. В центре ограждения расположена живописная природная скала. Это место известно как Красная скала, а также как Замок Чингисхана. В захоронении в
южной части ограждения были зафиксированы специальными приборами-радарами останки более 60 человек, судя по обнаруженным там доспехам и оружию, относящихся к монгольской знати. По словам ученых, если в обнаруженных ими могилах на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Было сделано официальное заявление, что здесь покоятся великие монгольские ханы, и, возможно, среди них — Чингисхан. А в 56 км от этогоместа была найдена еще одна могила, в которой похороненооколо сотни монгольских воинов. Это, по мнению ученых, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобыскрыть место гибели Чингисхана. Однако уже 20 октября 2004 года на информационных лентах появилось сообщение, что тела Чингисхана в могиле не оказалось. Следом появилось сообщение из Китая, в котором сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: «Мы нашли подлинную могилу Чингисхана». Согласно сообщениям китайских информационных агентств, подлинная могила монгольского полководца находится на севере Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила. Эта сенсационная новость не получила своего продолжения и вскоре также исчезла с новостных лент.
В 2004 году японско-монгольской экспедиции при раскопках на территории сомона Дэлгэрхан Восточного аймака Монголии в местности Аврага удалось обнаружить фундамент здания. По внешнему виду он напоминал дворец Чингисхана-Великий Ордо. При раскопках ученые нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устраиваемых после смерти высокочтимых людей. Участники экспедиции утверждают, что в одной из персидских летописей говорится о том, что недалеко от могилы Чингисхана постоянно горят курильницы именно такой формы.
В обнаруженных близ дворца четырех глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Как гласят древние китайские источники, заметки путешественников тех времен, в Монголии по традиции после похорон ханов в специально вырытых ямах сжигали туши домашних животных, принесённых в жертву, наполняли ёмкости домашними кушаньями, кумысом. Но пока версия о том, что это здание могло быть поминальным мавзолеем Чингисхана, остаётся без доказательств. В средневековых летописях не удалось найти никаких упоминаний о строительстве поминального мавзолея рядом с местом погребения монгольского полководца. В 2006 году в монгольской прессе появилось сообщение об обнаружении на западной окраине Улан-Батора руин третьего дворца Чингисхана. Правильна ли гипотеза — покажет время, в «Сокровенном сказании монголов» на этот счёт нет точных географических ориентиров, поэтому можно говорить лишь о найденных фрагментах строений, украшенных изображением дракона, рисунками обезьян, тигра, льва. Планировка дворца напоминает строения XIII века, но доказать, кому оно принадлежало, пока невозможно.


Смерть: причины неизвестны

По поводу самой смерти великого властителя тоже осталась таинственная неопределенность. Известный паломник Марко Поло писал, что Чингисхан умер от раны, полученной в результате попадания отравленной стрелы в колено. Вернувшийся из Монголии посланник папы римского Плано Карпини в 1247 году сообщал, что хан погиб от удара молнии. Официально же считалось, что кончина его была связана с болезнью, случившейся от падения с коня во время охоты. А по древнему монгольскому преданию, причина и вовсе трагикомична: хан, которому в то время было уже хорошо за семьдесят, погиб якобы от раны, причиненной зубами красавицы. То ли в порыве страсти она его укусила, то ли хотела отомстить - неведомо. Кюрбелдишин-Хатун была женой тангутского правителя, а после падения столицы тангутского царства Чингис по праву завоевателя приб
рал все земли в свои руки, и плененная красавица стала одной из его многочисленных жен. Да вот такой кусачей...
По поводу места захоронения тот же Марко Поло рассказывал: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот такая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатых при теле, да приговаривают: иди служить нашему государю!» Из разных источников вырисовывались и подробности кульминационного события 1227 года - похорон Чингисхана. Траурный кортеж с останками покинул излучину Желтой реки и двинулся через пустыню Гоби в Каракорум, куда съезжалась монгольская знать и главы родов. По пути истреблялись все, кто мог преждевременно узнать о смерти верховного хана.
В назначенный шаманами день останки, облаченные в парадные одежды, поместили в гроб. Затем этот гроб вложили еще в четыре, один в другой, и отвезли на гору Бурхан-Халдун. Она и должна была стать местом вечного успокоения. А чтобы никто не нарушил покой, перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы, и установили охрану на отдаленных местах от могилы. Никто не должен был знать, где она находится. Цель была достигнута. С годами кустарники, а затем и деревья полностью скрыли склоны горного массива Хэнтэй, и никто не мог сказать, какая из гор носила имя Бурхан-Халдун. Да и с самим названием вершины ясности не было. Но в большинстве своем версии о местонахождении могилы Чингисхана вели к этому массиву Хэнтэй. Он не самый высокий в пределах Монголии, не превышает 2800 м. Нагорье находится в центральной части страны и сегодня превратилось в место паломничества и поисков многих экспедиций.

Осенью 1225 года Чингисхан вернулся из похода на восток. Основы Монгольской империи к этому времени были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Располагалось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где ныне простирается песчаная пустыня Гоби. Непокоренное государство не давало Чингисхану покоя: предчувствуя скорую кончину, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 году поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия двинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 году оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению того времени Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Но в самый разгар победоносного наступления 65-летний властелин монголов скончался…

В Большой советской энциклопедии указывается и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 год. То же самое утверждают и другие источники, например, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), однако речь в нем идет о месте смерти, а не о месте захоронения. Правда, в других старинных сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть монгольского полководца наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не проведал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», Чингисхан находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов. Некоторые поздние монгольские предания рассказывают о фантастическом единоборстве повелителя монголов с тангутским царем:

Правитель тангутов превратился в змея, Чингисхан - в мифическую Гаруду; правитель - в тигра, Чингисхан - в мифического льва арслана; правитель - в юношу, Чингисхан - в божество Хармусту… Но наконец Чингисхан пленил правителя тангутов, и тот будто бы сказал ему: «Если убьешь меня - тебе самому будет плохо. Если не убьешь, то потомству твоему потом будет плохо». Чингисхан убил правителя тангутов и пленил его жену Гурбэлджин Гоя-хатун, которая потом и убила полководца монголов.

Таким образом, в разных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указываются по-разному. Нет единого мнения по этому вопросу и среди ученых: Р. К. Дуглас считал, что великий полководец скончался «от скоротечной болезни», Абул Фарадж полагал, что у Чингисхана была малярия, вызванная нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади во время охоты на куланов. Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана действительно потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывает, что смерть великого хана наступила от старой раны, а францисканский монах Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 году возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях сообщалось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышесказанного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются до сих пор неясными, и с уверенностью можно сказать лишь одно: умер он в конце лета (или осенью) 1227 года на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, сказано, что тело Чингисхана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на родине повелителя монголов. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса. Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось великому хану, и он долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти Чингисхана остаются таинственными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Есть сведения, что повелитель монголов был захоронен или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, которая называется Йэхэ-Утек. Марко Поло утверждает, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С конями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

В XVII веке местом захоронения Чингисхана считалось Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Н. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.

К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам.

К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун. Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. «Алтын-хатасун» означает «золотой кол», и по поводу этого существует следующая легенда: «Во времена Чингисхана с неба спустилась белая, как яйцо, лошадь, которую великий полководец привязал к золотому колу, но какой-то вор украл его. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему:

- Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола!

И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же - закапывать в землю одного из потомков вора». Так и возник праздник Тайгла, но теперь у вора в песок закапывают только ступни ног. В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике.

Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. ему тоже поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана.

От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие - на телегах, маленькие - под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят:

Да будет одеяло полно детей,

Да не будет у них ни чесотки, ни насморка!

А в возраст придете -

Да будете вы счастливы и сановиты.

А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким.

После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан - специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные - князья и простой народ.

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее.

Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло. Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают.

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 20-х годах прошлого века возникло предположение, что захоронение великого хана может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии. В 1962 году здесь даже был сооружен памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа». Но, несмотря на сооруженный памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.