Понятие политической системы и политической власти. Понятие ведущей деятельности

  • Пьяных О.В. Краткий курс лекций по внешнеэкономической деятельности (Документ)
  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    6.17 . Социальные процессы в современной России
    Современное общество очень пестрое и изменчивое, в нем каждый человек имеет много возможностей, чтобы изменить свое положение - можно переселиться из деревни в город (или наоборот), сменить место работы, переехать в другую квартиру, получить новую профессию, стать представителем другого класса. Очень важную роль при этом в современном мире играет уровень образования. Без глубоких знаний и высокого профессионализма невозможно перейти на новую престижную должность, получить стабильную работу, стать незаменимым на своем месте.

    Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85-90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.

    Серьезную опасность стабильности общества представляет также маргинализация . Маргиналами называют людей, оказавшихся вне привычных им групп, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе. Человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками.

    7 . Политика
    7.1 . Власть, ее происхождение и виды
    Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть . Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

    Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т.д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели; согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

    Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

    Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:


    • Экономические ресурсы , к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.

    • Силовые ресурсы : армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи, в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня, сила государства в силе законов, в четком исполнении законом и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

    • Социальные ресурсы : престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

    • Информационные ресурсы , являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту - людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.
    В политической науке выделяется несколько видов власти:

    Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

    Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

    Социальная власть - установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей - статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

    Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной кампании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

    Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют “четвертой властью”. Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

    Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющими для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

    Существуют и другие основания для классификации власти:

    По сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т.п.);

    По функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

    По способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

    Глава 28. Диссидент, историк, публицист Абдурахман Авторханов: «Единственная идея, во имя которой смерть красна, – это идея борьбы с деспотизмом»

    Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

    Глава 28. Диссидент, историк, публицист Абдурахман Авторханов: «Единственная идея, во имя которой смерть красна, – это идея борьбы с деспотизмом» В 1989 году я обратился с письменными вопросами к Абдурахману Авторханову – известному диссиденту, историку, публицисту, с 1943

    Седьмая заповедь: Любая идея - ваша идея!

    Из книги Шесть актеров в поисках режиссера автора Кесьлевский Кшиштов

    Седьмая заповедь: Любая идея - ваша идея! Открытость, которую проповедует Кесьлевский, необходима не только по отношению ко всяким неожиданностям, но и к предложениям разного рода.Кесьлевский: "Конечно, у нас семинар, ситуация особая, но и во время обычной работы над

    Дорога, ведущая в никуда

    Из книги У-3 автора Флёгстад Хяртан

    Дорога, ведущая в никуда Исторические факты, изложенные живым литературным языком, бывают порой прелюбопытны. Но когда они переплетаются с политикой, дело выходит на уровень обостренного читательского интереса. А коли еще здесь наличествуют элементы детектива, да еще с

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Белорусская идея как идея лучшего человека

    Из книги автора

    ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Белорусская идея как идея лучшего человека Эта весна так долго сражается с зимой, словно хочет привлечь наше внимание к важности перемен. Нечто этапное есть в этом сражении. Обычное ежегодное отмирание и возрождение превращается в рубеж эпох. Все,

    Последняя идея – «тебе не нужна никакая идея»

    Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

    Последняя идея – «тебе не нужна никакая идея» В: Когда вопрос не возникает, это потому, что рыба боится быть убитой?К: Ты не хочешь терять Свою последнюю рыбу. Ты боишься опасности, поэтому не показываешь Свою лавку. «Я лучше не буду показывать мою рыбу, это слишком

    § 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки

    Из книги Картезианские размышления автора Гуссерль Эдмунд

    § 3. Картезианский переворот и ведущая финальная идея обоснования науки Таким образом, мы, каждый для себя и в себе, начинаем с начала, с радикального решения начинающих философов вывести прежде всего из игры все до сих пор значимые для нас убеждения, а вместе с ними и все

    Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций

    Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

    Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций Единственный способ изменить мир – это его объяснить сколь-нибудь удовлетворительно; объяснить его – это значит спокойно изменить его под воздействием

    Голова – ведущая функция

    Из книги История тела в средние века автора Ле Гофф Жак

    Голова – ведущая функция Римляне, как и большинство народов, полагали, что в голове (caput) находятся мозг, душа и жизненная сила человека. Ей отводилась в теле ведущая роль. Историк Поль-Анри Сталь убедительно показал, что весьма распространенная в древности и в Средние века

    Ведущая и ведомая

    Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

    Ведущая и ведомая Легче получить прощение, чем разрешение. Закон обратного действия Стюарта (законы Мерфи) Ну и загадки подсовывает иногда жизнь, общеизвестно что люди разделяться на тех кто может вести за собой, учить, направлять массы, и тех, кому лучше

    Мнительность, ведущая к болезням

    Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

    Мнительность, ведущая к болезням Известно, что мнительность – это повышенная склонность к тревожным опасениям по любому поводу. И пожалуй, наиболее тягостными для человека оказываются тревоги и страхи по поводу собственного здоровья или здоровья его близких.Подобная

    ВЕДУЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

    ВЕДУЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ Братья Райт первыми построили летающую машину тяжелее воздуха, потому что они изменили основной принцип. В то время как все изобретатели были поглощены конструированием «статичных» летающих аппаратов, братья Райт решили создать «динамичную» машину.

    Лестница, ведущая к успеху

    Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

    Лестница, ведущая к успеху Как я уже упоминал, промежуточные цели должны помогать шаг за шагом продвигаться к своей мечте. Этот процесс является глубоко индивидуальным. У вас своя лестница, ведущая к успеху, у меня своя. Главное, чтобы до следующей ступеньки вы могли

    Башня, ведущая в небо

    Из книги Встречи на берегах Ёдогавы автора Мамонов Анатолий Иванович

    Башня, ведущая в небо У меня на столе сувениры, привезенные из Японии: Диплом с начертанными тушью иероглифами - искусство современного каллиграфа, шахматы, ажурный макет Осакской башни, чем-то напоминающей Эйфелеву. Они мне очень дороги. Это награды. Это память о

    Ведущая программа

    Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

    Ведущая программа Продолжительное существование сложного физико-химического явления, обладающего свойством, которое мы называем «жизнь», возможно только при одновременном и обязательном появлении и наследовании механизма самовоспроизведения, как главного условия

    9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея")

    Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

    9. "Идея датит и идея элойким" ("Божественная идея и религиозная идея") Оба этих термины принадлежат раву Куку. У него есть специальная книга, которая называется "Ле-маалах едиот бэ-Исраэль" о эволюции идей в еврейском народе. И в этой книге он описывает следующим образом

    Позиция

    ШАБРОВ Олег Федорович - доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, президент Академии политической науки (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 84; [email protected])

    ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО: ВОЗМОЖНА ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА?

    Аннотация. В статье рассматриваются базовые понятия политической науки - «политика» и«политическое», устанавливаются критерии отнесения общественных явлений к сфере политического, раскрывается место сферы политического в общественной системе и ее взаимосвязь со сферами экономического, духовного и социального. Показана актуальность проблемы предметной определенности политической науки, формулируются авторские подходы к ее решению. Автор полагает, что его публикация послужит снижению степени неопределенности в вопросе о предмете политологии.

    Ключевые слова: политика, политическое, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера

    Всякая наука имеет дело с достаточно определенной областью реального мира. Существуют, конечно, области межпредметных исследований, такие как биохимия, астрофизика, медицинская антропология и т.п. Более того, доминировавшая примерно с середины XIX в. тенденция углубления специализации наук и их обособления сменилась к концу XX в. противоположной тенденцией

    Развитием междисциплинарных исследований. При этом, однако, в соответствующих научных сообществах сохраняется достаточно солидарное представление об объекте и предметном поле собственных исследовательских интересов и уж тем более не ведутся серьезные дискуссии о наличии у своей науки достаточно четких границ предмета.

    Иное дело наука политическая. В дискуссиях о том, что такое политика и что есть «политическое», сломано немало копий. Представления о них колеблются в широком диапазоне - от распространенного утверждения, что политика - грязное дело, до возвышенного представления о политике как деятельности на общее благо. «Политика, - писал, к примеру, И.А. Ильин, - есть прежде всего служение - не "карьера", не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия... Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном "успехе-неуспехе" перед лицом Дела» [Ильин 2007: 194].

    Но этого мало. Многие авторитетные политологи полагают, что понятия политики и политического в принципе не имеют и не могут иметь однозначной трактовки. «Теория, - пишет в своем учебнике для вузов А.И. Соловьев, - может создавать бесконечное количество трактовок политики» [Соловьев 2006: 7]. И далее: «Политическая наука представляет собой открытую (выделено мной.

    О.Ш.) систему знаний, развивающуюся на основе постоянного уточнения и обновления теоретических образов политики. Именно поэтому в современной политике нет единого теоретического направления, которое сформировало бы однозначные подходы и общепризнанные оценки мира политики» [Соловьев 2006: 14]. Столь же пессимистичный взгляд демонстрирует и Т.В. Карадже: «Политическое представляет собой сложное, многоуровневое, многообразное и вместе с тем динамично изменчивое явление, которое невозможно исследовать с помощью четко очерченной схемы. Любая попытка исчерпывающе определить содержание политического неизбежно терпит крах.» [Карадже 2013: 6]. Из 62 статей, содержащихся в вышедшем в 2007 г. объемном издании «Политология:

    Лексикон», 27 посвящены категориям, содержащим термин «политическое». Не раскрыто лишь само понятие политического. Статья же, посвященная понятию политики, содержит недвусмысленное предупреждение политологу: «...наиболее серьезная интеллектуальная ловушка, которая подстерегает ученых. состоит в их стремлении придать политике целостный и системный характер, уловить законообразность ее исторического движения, сформировать лишенный противоречий образ этого явления» [Соловьев 2007: 324].

    Суть проблемы в том, что суждения эти содержат скепсис в отношении не только понятий, но и возможности политической науки как таковой. Выходит, мои современники не в состоянии говорить на одном научном языке не только с Платоном, но и между собой. Но и это не все. Отсутствие договоренности между представителями той или иной отрасли знаний по поводу ключевых понятий и закономерностей ставит вообще под вопрос отнесение этой области к сфере науки. «Есть одно коренное явление, - писал В.И. Вернадский, - которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений (выделено мной. - О.Ш.)» [Вернадский 1991: 139]. Какие уж тут общеобязательность и бесспорность выводов, если даже по поводу предметной области нет общеобязательных и бесспорных суждений!

    Это противоречие и побуждает вернуться к вопросу о понятии «политическое» и в очередной раз попытаться определить его содержание.

    Политика

    Наша цель состоит в том, чтобы определить понятие политического и через него установить границы предметной сферы политической науки, выяснить, какие явления мы относим к числу политических. Иными словами, нам нужно установить признаки, которые, во-первых, присущи всем объектам интересующего нас множества и, во-вторых, отличают их от всех остальных объектов. Для понятия политического в политической науке это особенно актуально, поскольку почти весь ее категориальный аппарат представляет собой совокупность терминов, содержащих комбинацию из двух и более слов, одно из которых -прилагательное «политическое». Не установив значения последнего, мы никогда не договоримся о том, что такое «политическая власть», «политическая система», «политический процесс» и т.п.

    Не претендуя на рассмотрение политического во всех его аспектах, мы ставим целью лишь определить границу области явлений, которые мы относим к классу политических. Это предполагает необходимость выявить содержание не только области политического, но и граничащих с нею областей. В качестве таковых представляется естественным последовать логике Т. Парсонса, представившего общественную систему как совокупность четырех подсистем: социеталь-ного сообщества, подсистемы воспроизводства образца, политики и экономики [Парсонс 1998: 24]. В рамках современных, хорошо устоявшихся терминов мы должны определить сферу политического и ее взаимосвязи с социальной, экономической сферами и сферой культуры (духовной сферой).

    Но это трудно сделать, не определившись с понятием политики. Поэтому рискнем и устремимся в «интеллектуальную ловушку». Принято ссылаться на определение М. Вебера, согласно которому политика есть «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей» [Вебер 1990: 646]. Все бы ничего, да только почему лишь «стремление»? И что тогда дает основание для распространенных среди части российских политологов суждений типа:

    «в России политики, в западном понимании этого слова, нет» [Пастухов 2007]? Разве в России никто не стремится к власти? Разве содержание научных понятий может иметь разные смыслы в разных частях планеты? Если да, то снова встает вопрос, является ли политология наукой.

    На самом деле проблема содержания понятий, используемых в разных обществах, существует объективно, и не только в политологии. Одна из причин этого - различие культур и связанных с ними способов отражения реальности, находящее отражение в специфике языков. Студенты-политологи 1-го курса знают, например, что русское слово «политика» переводится на английский язык как минимум тремя терминами - polity, policy и politics, означающими институциональный, содержательный и процессуальный аспекты политики. При этом мало кто придает значение тому факту, что в английском языке нет, как в русском, интегрального понятия, которое отображало бы эти три явления в совокупности!

    Здесь мы сталкиваемся с одним из проявлений существенного отличия в восприятии окружающего мира рациональным человеком Запада и русским человеком, в большей степени созерцательным. В сознании российского человека объект обозначается понятием как целое, нерасчлененное. Напротив, рациональный западный человек познает объект через его анализ, вычленение составляющих, которые не всегда затем объединяются в целое.

    Все это, помимо прочего, усложняет понимание переводных работ. Это обстоятельство нельзя не учитывать, тем более что современная российская политология во многом построена на заимствованиях из западных текстов. Оно диктует также необходимость развивать собственные, не обязательно вступающие в противоречие с западными школы политической науки, вписывающиеся в контекст российской культуры.

    Существуют и другие причины, предопределяющие различие трактовок понятий политической науки, включая базовые. Два обстоятельства накладывают на нее особый отпечаток: генетическая связь с философской мыслью и вольная или невольная идеологическая и политическая ангажированность исследователей.

    С античных времен европейская философская мысль искала формулу совершенного государства (Платон), а русская - государства благодати (митрополит Илларион), позднее - Святой Руси. Светская в своей основе античная философия и религиозная русская были едины в одном: критерий истины они искали в соответствии идеалам, ценностям.

    Иное основание для соотнесения социальной практики, в т.ч. и в сфере политики, с определенными системами ценностей возникает из приверженности экспертов определенным моделям общественного устройства. На протяжении почти всего XX в. в мировом сознании и на практике доминировали две конкурирующие модели: советская и западная. Сторонники каждой из них рассматривали движение к своему «идеалу» как единственно верный, объективно обусловленный путь развития общества.

    С крушением советской системы и дискредитацией советских образцов сове-тоцентристская модель сдала позиции и оказалась практически полностью вытесненной на периферию мировой политической мысли западоцентристской моделью общественного развития. В отсутствие конкуренции идей произошла фактическая сакрализация западных ценностей, а соответствие им реальной политической практики стало для нее критерием истины. Это и дает основание сторонникам данного направления утверждать, что политика, не отвечающая данному критерию, политикой не является. Здесь мы продолжаем, как и в XX в., иметь дело с идеологией, правда, в условиях временного отсутствия авторитетной идеологической альтернативы. Идеологическая ангажированность вольно или невольно делает ученого заложником собственных идеологических и поли-

    тических предпочтений, толкает его ради их обоснования к подмене смысла понятий, в т.ч. понятий политики и политического.

    Нельзя не указать и на еще один источник путаницы в категориальном аппарате политологии. Это проникновение в него обыденного понимания политики. В повседневном общении говорят о политике преподавателя, директора предприятия, отца в семье и т.п. Примером может служить книга авторитетного нидерландского приматолога Ф.Б.М. де Вааля «Политика у шимпанзе» [Де Валь 2016], русский перевод которой издан в Высшей школе экономики в серии «Политическая (!) теория».

    Все это лишний раз побуждает вернуть понятийный аппарат политологии в русло науки, найти основным ее категориям то содержание, которое, хотя бы в первом приближении, не зависело бы от философских взглядов, идеологических предпочтений и обыденных представлений.

    Принимая во внимание все варианты использования термина «политика», можно сказать, что не всякая политика входит в круг интересов политолога и является в этом смысле политической. Политика понимается различными способами: и как борьба больших групп людей за возможность распоряжаться общественными ресурсами, и как деятельность во имя общего для страны блага, и как борьба за обретение, удержание и использование государственной власти, и как процесс подготовки, принятия и реализации общеобязательных для страны решений. Однако нетрудно заметить, что все эти способы хорошо согласуются друг с другом, отражают различные стороны одного явления. Это относится, прежде всего, к борьбе за распределение общественных ресурсов, если понимать под ними материальные, интеллектуальные и духовные ресурсы, производимые обществом. Что касается консенсусного представления о политике как деятельности на общее благо, то лишь на первый взгляд оно противоречит конфронтационному подходу. Ведь именно через борьбу за ресурсы в политической сфере реализуется в идеале тот баланс интересов, который и обеспечивает принятие общеобязательных решений, направленных на реализацию общего блага.

    В любом случае политика - это деятельность по реализации названных и подобных им целей и возникающие в процессе этой деятельности отношения. Поскольку сама деятельность есть отношение между действующим субъектом и объектом, на который эта деятельность направлена, политика может быть представлена как совокупность соответствующих отношений. В эпицентре этих отношений - политическая власть, так что политику можно определить как совокупность общественных отношений политической власти и отношений по поводу этой власти. В конце концов, как точно подметил известный советский философ А.И. Уемов, «всякая наука, каков бы ни был ее предмет, изучает вещи, их свойства и отношения.» [Уемов 1963: 3]. В нашем случае рассмотрение политики как совокупности именно отношений представляется более конструктивным как для понимания проблемы политического, так и для раскрытия сути его взаимосвязи с другими общественными сферами.

    Существуют, конечно, подходы, которые плохо согласуются с нашим определением. Например, Э. Хейвуд понимает под политикой «процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и обогащают нормы собственного общежития» [Хейвуд 2005: 519]. Но, во-первых, не только в рамках политического процесса формируются социальные нормы, а во-вторых, политика явно к этому не сводится. Иными словами, данное определение не обладает свойством полноты и не позволяет выделить политику из других общественных явлений, т.е. не может служить понятием. Страдают изъянами и другие подходы, но их рассмотрение заняло бы неоправданно много места.

    Политическое

    Есть изъян и в предложенном нами определении: понятие политики дано через понятие политической власти, так что остался открытым вопрос: какую власть мы называем политической? Иными словами, надо решить задачу, которая обозначена с самого начала: дать определение политического. Ясно, что область политического не совпадает с политикой: выше уже было отмечено, что не всякая политика является политической. Представляется также очевидным и обратное - не все политическое является политикой: политическая культура, политическое сознание, политическая система выходят за пределы политики, если под последней мы понимаем определенного рода деятельность.

    Будем исходить из очевидного факта, что все политическое так или иначе связано с государством, а под политической властью понимается власть, прежде всего, государственная или реализуемая посредством государства. Причастность государства к тому или иному явлению является первым необходимым признаком того, что явление это относится к сфере политического. Необходимым, но не достаточным: не все государственное мы относим к политическому. Мы не считаем, например, политическими функции бухгалтера, служебные отношения начальника и подчиненного в министерствах. К политическому принято относить только то государственное, что оказывает влияние на общественную среду. Это его второй необходимый признак.

    Но и совокупности этих двух признаков недостаточно. Существует множество государственных учреждений, вступающих в непосредственные отношения с общественной средой, - в России, например, это Государственная инспекция безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологическая, пожарная и прочие службы, деятельность которых тоже вряд ли можно отнести к сфере политического. Почему?

    Ответ на этот вопрос мы находим у К. Шмитта, для которого ключ к пониманию специфики политического - «это различение на друга и врага (выделено мной. - О.Ш.)» [Шмитт 2012: 25]. Если отвлечься от алармистского характера используемой им терминологии, К. Шмитт обратил внимание на действительное отличие сферы политического от других сфер общества: оно начинается там, где отношения между социальными группами, между «мы» и «они» обостряются из-за несовпадения интересов. В том, собственно, и состоит основная функция политических лидеров, партий, групп давления, общественно-политических движений - чтобы агрегировать и артикулировать специфические интересы различных значимых с точки зрения их влияния на государственную политику социальных групп и отстаивать их, оказывая воздействие на принятие и реализацию государственных решений.

    В государственных учреждениях, упомянутых выше, объективно нет почвы для возникновения оппозиции «друг - враг» (хотя государство может ее создать, политизируя тем самым неполитические по своей природе проблемы). Такую сферу отношений относить к политическому не принято. В этом смысле представляется уязвимой позиция авторов, относящих к политике всякую деятельность по принятию государственных решений, распространяющихся на все общество [Алексеева 2005: 169]. В нашем понимании такая «политика» выходит за пределы сферы политического.

    Итак, наличие у явления этих трех названных признаков - государство, значимые социальные группы, несовпадение интересов - не только необходимо, но и достаточно, чтобы отнести его к числу политических, разумеется, если не соотносить это явление с ценностями, т.е. оставаться в поле науки. Иными словами, политическим можно назвать любое общественное явление, связанное с государством и затрагивающее несовпадающие интересы значимых социальных

    групп. В этой триаде формальных признаков особая роль принадлежит государству. Ее уяснение необходимо для понимания сути политического.

    Не углубляясь в разбор научного творчества К. Шмитта в целом, отметим лишь одну, но принципиальную ошибку в его рассуждениях. Государству он фактически отводит роль арбитра, который вправе «по собственному решению определять врага и бороться с ним» [Шмитт 2012: 42]. Проецируя этот тезис на внутреннюю политику, он утверждает, что «государство как политическое единство, пока оно существует, может определять своего "внутреннего врага"» [Шмитт 2012: 43]. Последовательное развитие этой идеи привело его не только к теоретическому обоснованию национал-социализма, но и в ряды гитлеровской Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

    На самом деле государство как институт не только управленческий, но и политический, функционируя в интересах наиболее значимых социальных групп, призвано обеспечить при этом целостность страны в интересах этих социальных групп. Здесь принципиальное отличие государственного управления от производственного и любого иного: оно неизбежно имеет политическую составляющую, через которую совместно с другими политическими институтами обеспечивается социальное согласие, достаточное для поддержания стабильности общественной системы. Даже в отсутствие демократических институтов оно находится под постоянным прессом влиятельных кланов, каст, сословий, классов, этнических и религиозных сообществ, а периодически - и недовольных низов. В том и состоит миссия сферы политического, чтобы в ней осуществлялся поиск возможных компромиссов между значимыми социальными группами через их представителей с целью недопущения дезинтеграции общества. В сфере политического значимые социальные группы получают возможность вместо прямого выяснения отношений находить компромисс через своих представителей и реа-лизовывать его с использованием механизмов государственного подчинения.

    Это дает основание некоторым исследователям идеализировать политическое, рассматривать его исключительно как сферу договоренностей и компромиссов, противопоставлять политическое административному. Эта схема далека, однако, от реальной практики. Не случайно наука оперирует понятиями «политическая коррупция», «политическое насилие», «политический террор» и другими, к компромиссам и договоренностям никакого отношения не имеющими. К тому же не все решения политиков, основанные на компромиссе и даже консенсусе, охотно исполняются гражданами, что требует от государства применения насилия. Реальная политика, как и все реальное, далека от идеала.

    Определение политического по наличию трех необходимых и достаточных критериев (государство, значимые социальные группы, несовпадение интересов) расширяет сферу политического до реальных пределов, включающих и политическое как сферу договоренностей и компромиссов. В то же время такое понимание границы политического дает возможность более четко уяснить и ее взаимосвязь с граничащими с ней сферами - социальной, экономической и духовной - таким образом, что их совокупность становится полной, включающей все сферы жизнедеятельности общества, в т.ч. и деятельность государственных органов принуждения.

    Политическое в общественной системе

    Теперь мы можем приступить к установлению взаимосвязи между политическим и другими общественными сферами, составляющими в совокупности, по Парсонсу, общественную систему. Рассмотрев политическое как совокупность отношений, мы и другие сферы должны рассматривать как совокупности отношений, чтобы соответствующие понятия были сопоставимыми. Четыре сферы,

    представляющие в совокупности общественную систему, можно, в конечном счете, представить в этом случае как отношение социальных групп с природной, материальной средой (экономическая сфера), духовной средой (духовная сфера), между собой (социальная сфера) и с государством как представителем общества в целом (политическая сфера). Соответственно, к экономической сфере мы отнесем отношения, складывающиеся в процессе производства, воспроизводства, обмена и потребления материальных ценностей. В духовной сфере складываются отношения производства, воспроизводства, обмена и потребления духовных ценностей - религиозных, нравственных, эстетических. Отношения, складывающиеся по поводу распределения ценностей, можно отнести к социальной сфере. Само же распределение и перераспределение ценностей, реализуемые через государство, и возникающие в этой связи отношения политической власти и по поводу власти, как уже было показано выше, относятся к политической сфере жизнедеятельности общества.

    Взаимное влияние экономической и политической сфер сегодня не подвергается сомнению. С одной стороны, от политиков зависит принятие решений о государственных инвестициях и других мерах поддержки тех или иных отраслей, наполнении и расходовании общественных фондов, создании механизмов обмена, об ответственности за нарушения законов в экономической сфере. С другой стороны, государство может перераспределять, инвестировать, расходовать на силовые структуры только то, что получает в свое распоряжение от экономической деятельности граждан через систему налогов и сборов. Возможности политики ограничены ресурсами экономики.

    Но влияние экономики на политику не сводится к функциям ресурсной базы. Само политическое устройство общества во многом определяется уровнем экономического развития. Овеянная романтикой античная демократия давала право голоса далеко не всем жителям полиса, а только гражданам, оставляя рабов на правах одушевленной собственности и самого совершенного орудия. Ни в античные времена, ни в средние века не было экономических условий для демократии в современном ее понимании. Эта зависимость политики от экономики как общеисторическая тенденция была исследована К. Марксом, Ф. Энгельсом и их сподвижниками - идеологами рабочего движения Европы и России конца XIX - начала XX вв. Она была сформулирована в теории общественно-экономических формаций и получила известность как форма-ционный подход. Именно как историческая тенденция, а не «экономический детерминизм» в его вульгарном истолковании обосновывается зависимость политики от экономики в аутентичном марксизме. На обвинения в обратном К. Маркс еще в 70-х гг. XIX в. иронически заметил: «Я знаю только одно, что я не марксист» [Энгельс 1965: 370].

    Таким образом, сфера экономики содержит предпосылки политики, условия возникновения определенных типов политического устройства и материальные ресурсы. Политика, в свою очередь, влияет на экономику, создавая правовые и прочие условия ее функционирования, а также непосредственно через механизмы государственного управления.

    Проблема соотношения духовной и политической сфер не менее сложна, но менее разработана и привлекала до сих пор меньше внимания. В этой сфере (куда относят религию, мораль, искусство, образование и т.п.), в отличие от экономической, происходит удовлетворение потребностей человека в создании, передаче и потреблении не материальных, а духовных ценностей. В современном обществе потребления этой сфере придается второстепенное значение не только в теории, но нередко и в реальной политике, хотя именно здесь лежит принципиальное отличие человека от животного.

    В одном из сегментов духовной сферы заложен механизм производства и воспроизводства социальных общностей, общественной системы в целом. Это духовная культура, понимаемая как совокупность исторически сформированных, устойчивых, передаваемых из поколения в поколение значимых идей, социальных ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, что ставит духовную сферу в один ряд по значимости со сферой экономической. Нельзя не согласиться с А.А. Пелипенко, пишущим об ущербности панэконо-мического взгляда на бытие, «когда экономические показатели оцениваются вне общего культурно-исторического, а главное, вне ценностных установок соответствующего человеческого типа. Поэтому причины кризисов и упадков тех или иных цивилизаций первым делом ищут в области экономики, производства и технологий. И немало удивляются, обнаруживая, что кризисы, упадок и разрушения нередко настигают общества в эпохи их экономико-технологического и военного расцвета» [Пелипенко 2014: 37]. Процессы массовой миграции, ставшие одной из отличительных черт XXI столетия и приводящие к непосредственному соприкосновению различных культур, выдвигают проблему «воспроизводства образца» в число наиболее актуальных.

    Совокупность устоявшихся ценностных ориентаций и установок, содержащаяся в коллективном бессознательном, составляет ядро культуры, его называют ментальностью. В ментальности каждой социальной общности - этнической, религиозной, национальной, классовой - присутствует специфика, связанная с особенностью пройденного ею исторического пути и существенно влияющая на быт, политическое и экономическое поведение ее представителей. Недооценка этого влияния влечет за собой существенные издержки в политике. Попытки навязать обществу политическую конструкцию, не соответствующую его мен-тальности, не обретя общественной поддержки, обречены на неудачу. Надежды на радикальное изменение ментальности также минимальны: коллективное бессознательное инертно, его изменения происходят только по мере накопления и напластования нового социального опыта. Можно разрушить ценности социальной общности - современные информационные технологии позволяют это делать, - но тем самым разрушаются регуляторы социального поведения, общество погружается в состояние аномии, разрушается цементирующая группу социальная идентичность. Возникает угроза распада социальной общности и, соответственно, всей государственной и политической конструкции.

    На этом основано влияние духовной культуры и духовной сферы в целом на сферу политического. Даже К. Маркс, которому необоснованно приписывается модель экономического детерминизма, отводил этому влиянию существенную роль. «Право, - писал он, - никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное (выделено мной. - О.Ш.) развитие общества» [Маркс 1961: 19]. Культура, а вместе с ней и духовная сфера является базисом наравне с экономический сферой по отношению к сфере политической. Как и экономика, она содержит предпосылки политики - условия возникновения определенных типов политического устройства и предоставляет ей свои - духовные - ресурсы. Политика, в свою очередь, влияет на духовную сферу, создавая правовые и прочие условия ее функционирования, и непосредственно через соответствующие учреждения, и средствами информационного воздействия.

    Наконец, один из сегментов духовной культуры входит в сферу политического непосредственно. Это политическая культура - совокупность исторически сформированных, устойчивых, передаваемых из поколения в поколение значимых политических идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил политического поведения.

    Наконец, соотношение социального и политического можно трактовать по-разному в связи с различным пониманием социального. Социальное в широком смысле, понимаемое как общественное, по объему понятия практически совпадает с социальной системой, и в этом смысле политическое рассматривают как часть социального. Нередко понятие социального зауживают до совокупности учреждений, функцией которых является производство и воспроизводство человека, создание бытовых условий его существования. В нашем случае социальное, понимаемое как совокупность межгрупповых отношений в общественной системе, позволяет увидеть взаимосвязь всех четырех общественных сфер, соединяющую их в единое целое.

    человек - существо не только материальное и духовное, но и социальное: помимо материальных и духовных потребностей, у него есть потребность быть в группе. Эта потребность реализуется в отношениях с коллегами, родственниками, друзьями, единомышленниками, единоверцами, товарищами по спортивной команде и т.п. Но помимо круга непосредственного общения в процессе социализации человек приобщается и к более широкому кругу людей, идентифицируя себя по отношению к общим духовным ценностям или к общему положению в системе производства. По мере развития человека происходит процесс его социализации, становления как личности: расширяется круг отношений с близкими ему группами, осознается общность экономических интересов, усваиваются и принимаются, как собственные, их социальные ценности - растет число групп, воспринимаемых индивидом как «мы». Тем самым расширяется сфера социальной идентичности человека до пределов общества в целом. И всякий раз формирование круга идентичности «мы» сопровождается формированием отношения к тем, кто за пределами этого круга. Наряду со всяким «мы» возникают соответствующие «они».

    Существуют, однако, группы, экономические интересы и социальные ценности которых не только не совпадают, но и вступают в противоречие друг с другом. В этом случае между «мы» и «они» возникают отношения конкуренции, а то и конфликта, перестающего при определенных условиях в противостояние по принципу «друг» - «враг». Наиболее важными для современного общества являются отношения по поводу противоположных материальных интересов и духовных ценностей между наемными работниками и работодателями (или классами), а также между различными этническими и религиозными группами. «Современная политология, - писал А.С. Панарин, - сочетает две методологические стратегии. Одна из них связана с процедурами отнесения к интересам. Раскрыть пружины "реальной политики" - значит вскрыть стоящие за ней интересы. Вторая стратегия связана с процедурами отнесения к ценностям. В аналитическом смысле она предполагает раскрытие той пружины политических событий, которая связана с конфликтом ценностей, менталитета, традиций» [Панарин 1997: 10]. Обе эти процедуры равноценны и отражают два реальных источника политики, коренящихся в экономической и духовной сферах, но проявляющих себя в форме социальных противоречий, в сфере социальной. Именно для регулирования отношений между значимыми социальными группами и существует сфера политического.

    Могут возникать противоречия и между группами по половой, возрастной или иной принадлежности, но эти противоречия, как правило, уступают по остроте противоречиям, имеющим предпосылки в экономической и духовной сфере. Бывает, однако, что принадлежность к той или иной из таких групп связана с экономическим положением (молодежная безработица, производственная дискриминация по признаку пола и т.п.) или с формированием особых ценностных установок (субкультуры). Если такие группы достаточно консолидированы

    Рисунок 1. Схема взаимодействия между политической, социальной и духовной сферами

    и оказывают влияние на принятие государственных решений, их тоже следует отнести к числу значимых социальных групп, отношение с которыми проецируются на сферу политического.

    Таким образом, можно сказать, что экономическая и духовная сферы оказывают воздействие на сферу политическую, формируют ее не напрямую, а через социальную сферу, через отношения, складывающиеся между значимыми социальными группами с несовпадающими интересами и ценностями. Условно взаимодействие между этими сферами отображено на рис. 1.

    Не договорившись о базовых понятиях, невозможно сформировать единое пространство научных представлений о мире политического. Скудость научного знания легко замещается богатством предвзятых интерпретаций и небескорыстных фантазий. Уходя от четкого обозначения предмета, политическая наука, как и любая иная, дает простор эклектике, тормозит собственное развитие и снижает свои прогностические возможности. Тем самым служители политологии сами дают пищу для разговоров об отсутствии этой науки или о ее ангажированности. Хочется надеяться, что данная публикация послужит снижению степени неопределенности в вопросе о предмете политологии.

    Список литературы

    Алексеева Т.А. 2005. Познание и сущность политического. - Полития. № 1. С. 144-170.

    Вебер М. 1990. Политика как призвание и профессия. - Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 644-706.

    Вернадский В.И. 1991. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 268 с. Де Валь Ф. 2016. Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов. 2-е изд. М.: ИД ВШЭ. 272 с. Ильин И.А. 2007. Путь к очевидности. М.: Хранитель. 325 с. Карадже Т.В. 2013. Проблема определения «политического» в политической науке. - Вопросы политологии. № 3. С. 5-13.

    Маркс К. 1961. Замечания к программе Германской рабочей партии. - К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Издательство политической литературы. Т. 19. 670 с.

    Панарин А.С. 1997. Политология. М.: Проспект. 408 с. Парсонс Т. 1998. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с. Пастухов В.Б. 2007. Мы живем в «дополитическом» государстве. - Ресурс АПН. Доступ: http://www.apn.ru/publications/article17284.htm (проверено 01.05.2016). Пелипенко А.А. 2014. Глобальный кризис и судьбы Запада. М.: Знание. 224 с. Соловьев А.И. 2006. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс. 559 с. Соловьев А.И. 2007. Политика. - Политология: Лексикон. М.: РОССПЭН. Уемов А.И. 1963. Вещи, свойства и отношения. М.: Книга по Требованию. 184 с. Хейвуд Э. 2005. Политология. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 544 с. Шмитт К. 2012. Понятие политического. М.: НИЦ «Инженер». 172 с. Энгельс Ф. 1965. Конраду Шмидту. - К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Издательство политической литературы. Т. 37. 599 с.

    SHABROV Oleg Fedorovich, Dr.Sci.(Pol.Sci), Professor; Head of the Chair of Political Science and Political Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), President of the Academy of Political Science (84 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; [email protected])

    THE CONCEPT OF POLITICAL: IS POLITICAL SCIENCE POSSIBLE?

    Abstract. In the article basic concepts of political science - polity and political, are discussed. The author formulated criteria of social phenomena belonging to the sphere of political and defined the position of the political sphere in social system and its interrelation with economic, social and cultural spheres. The urgency of the problem of the subject certainty of political science is shown, the author also formulates the approaches to its solution. The author believes that this publication will decrease a degree of uncertainty in the question of political science subject.

    Keywords: politics, political, political sphere, economic sphere, cultural sphere, social sphere

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Понятие власти

    Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власть. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным основанием назвать властными отношениями.

    Власть -- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

    Важным при рассмотрении властных отношений в обществе является понятие о ресурсах власти. Под ресурсами власти понимаются средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность и поведение граждан.

    Перечислим важнейшие ресурсы власти в современном обществе:

    * Экономические ресурсы, к числу которых относятся, прежде всего, финансовые средства, капиталы, собственность. Особенно заметно влияние данных ресурсов в странах с рыночной экономикой, где практически все имеет свою цену.

    Силовые ресурсы: армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд. Эти ресурсы преобладали в прошлые эпохи в авторитарных и тоталитарных государствах. Но и сегодня сила государства -- в силе законов, в четком исполнении законов и подчинении им всех органов государства и граждан. «Силовые» органы были всегда и везде, но если они действуют на основании закона, это ничуть не противоречит, а напротив, предполагает демократический порядок.

    Социальные ресурсы: престижные должности, особые права и привилегии. Значимость подобных ресурсов важна не только для сословного общества, общества привилегированных и непривилегированных групп. И сегодня, в наши дни, не только материальные, но и моральные, статусные стимулы важны для деятельности человека. Конечно, если речь не идет о наследуемых привилегиях замкнутой группы людей.

    Информационные ресурсы, являющиеся наиболее эффективными в современное время. Многие политологи подчеркивают, что сегодня тот, кто владеет информацией, управляет обществом. Даже современную властную элиту -- людей, находящихся у власти, называют элитой информационной, владеющей в первую очередь информационной собственностью.

    В политической науке выделяется несколько видов власти.

    Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательностью решений для всех граждан (в случае, если эти решения не выходят за рамки установленных законов, что может быть установлено судом), публичностью (открытое обращение ко всем гражданам и организациям); наличием центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).

    Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения.

    Социальная власть -- установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей -- статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.

    Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль над людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.

    Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое называют информационным веком.

    Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.

    Существуют и другие основания для классификации власти:

    по сферам действия (государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и т. п.);

    по функциям (законодательная, исполнительная и судебная);

    по способам взаимодействия властных структур с населением (демократическая и недемократическая).

    Власть -- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

    Какова структура власти?

    Компоненты структуры власти

    власть ресурс легитимность политический

    Источники власти:

    богатство,

    положение в обществе,

    знания, информация,

    природная одарённость (харизма)

    демократические процедуры -- свободные выборы,

    источник власти в РФ -- народ.

    Субъекты власти:

    государство, его институты,

    политические элиты,

    политические партии,

    отдельный человек,

    общность людей,

    мировое сообщество -- ООН.

    Объекты власти:

    социальная группа,

    общество.

    Функции власти:

    господство (древ. греч. -- благородный),

    руководство,

    регуляция,

    контроль,

    мобилизация.

    Средства власти:

    принуждение,

    убеждение,

    поощрение,

    традиции стран,

    материальные ценности,

    информация.

    Вопрос о структуре власти сводится к выявлению того, кто и почему (по какому праву) воздействует, командует, заставляет, руководит, что для этого используется, а кто подчиняется.

    Типы легитимности власти по М. Веберу

    Харизматическая

    Традиционная

    Легальная

    Люди подчиняются королю, вождю в силу исключительных личных качеств. Люди подчиняются в силу сложившихся традиций, обычаев. Люди починяются лидеру на основе веры в правильность формальных правил, по которым формируется власть.

    1. Харизматическая власть существовала и в архаичном и в современном обществе. XX век называется веком толпы. Харизматические лидеры являются наиболее актуальными для конкретной ситуации, они сильно воздействуют на толпу. Харизматический лидер -- любимец толпы. Робеспьер, Ганди, Мао, Ш.де Голь, Сталин, Ленин, Гитлер.

    2. Традиционная власть . Достигается благодаря обычаям, привычкам повиновения власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархии. Оно схоже с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Традиционная власть отличается прочностью, благодаря институту наследования власти монарха подкрепляющего авторитетом господства. Многовековыми традициями подчинения власти - подданные проявляют преданность правителям наделением власти в соответствии с обычаями. Верность вождю и его поддержка передаются от одного поколения к другому. Отношения между господином и слугой.

    3. Легальная власть . Господство связанно с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Люди подчиняются тем, кто наделён соответствующими полномочиями. Каждый служащий получает фиксированное жалование.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Разнообразные трактовки понятия политической власти; ее виды, отличительные признаки, субъекты и объекты. Характеристика традиционного, харизматического и рационально-правового видов легитимности власти как важного условия политической стабильности.

      реферат , добавлен 10.08.2011

      Понятие политической власти и ее отличительные черты. Основы государственного управления. Рассмотрение исторически сложившихся особенностей политической власти в России; изучение ее легитимности в период СССР, перестройки и на современном этапе.

      реферат , добавлен 01.10.2014

      Рассмотрение понятия власти как общественного явления; ее сущности, форм, функций. Исследование феномена политической власти (работы Н. Макиавелли, М. Вебера и др.), определение элементов ее структуры и ресурсов. Понятие легитимности как ее основания.

      курсовая работа , добавлен 29.11.2011

      Определение понятия и сущности политической власти как волевого отношения между социальными субъектами, а также ее объектов, субъектов и функций. Ознакомление с источниками и ресурсами политической власти. Рассмотрение проблемы легитимной власти.

      контрольная работа , добавлен 03.11.2014

      Дееспособность власти и ее зависимость от легитимности. Понятие «власть» и сущность политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Разница понятий легитимность и легальность власти.

      реферат , добавлен 04.12.2008

      Определение понятия политической легитимности, рассмотрение ее типологии, представленной в работах нескольких исследователей. Выявление структуры, источников, функций политической легитимности и причин кризиса; оценка ее современного состояния в России.

      курсовая работа , добавлен 20.10.2014

      Понятие, сущность, источники, ресурсы власти. Типы политической власти, их отличительные особенности и нормативно-правовое обоснование. Легитимность власти: понятие и содержание, место в современном обществе. Специфика политической власти в Казахстане.

      презентация , добавлен 16.10.2012

      Сущность и содержание власти. Взаимодействие субъекта и объекта, вертикальная и горизонтальная структура. Уровни власти, ее основания и ресурсы. Распределение власти в современном обществе. Показатели, типы и уровни легитимности в политической практике.

      реферат , добавлен 12.02.2010

      Понятие легитимности власти как соответствия политического режима господствующим в обществе ценностям и нормам. Доверие граждан к власти. Политические аспекты современного взаимодействия с избирателями. Идеологическая активность политических субъектов.

      реферат , добавлен 27.04.2010

      Основные источники власти, ее субъекты, объекты, функции и средства. Характеристика видов власти. Принципы устойчивости политической власти. Типы власти (харизматическая, традиционная и легальная). Сущность теории разделения власти, его цели и функции.

    Начать предварительный режиссерский анализ пьесы нам представляется наиболее целесообразным с определения темы пьесы. За этим последует раскрытие ее ведущей, основной идеи и сверхзадачи. На этом первоначальное знакомство с пьесой можно будет считать законченным.

    Условимся, однако, относительно терминологии.

    Темой мы будем называть ответ на вопрос: о чем в данной пьесе идет речь? Другими словами: определить тему - значит определить объект изображения, то есть тот круг явлений действительности, которые нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.

    Основной или ведущей идеей пьесы мы будем называть ответ на вопрос: что утверждает автор относительно данного объекта? В идее пьесы находят свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности.

    Тема всегда конкретна. Она - кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она - вывод и обобщение.

    Тема - объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности.

    Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

    Как известно, в подлинном искусстве жизнь не отражается зеркально, то есть в том виде, как она непосредственно воспринимается нашими органами. Пройдя через сознание художника, она дается нам в познанном виде, то есть вместе с мыслями и чувствами художника, вызванными изображаемыми явлениями жизни. Художественное воспроизведение как бы впитывает, вбирает в себя мысли и чувства художника, выражающие его отношение к изображаемому предмету, и это отношение преобразует предмет, превращая его из феномена жизни в феномен искусства - в художественный образ.

    Ценность подлинных произведений искусства в том и состоит, что всякий предмет, в них отражаемый, не только поражает нас удивительным сходством с оригиналом, но, кроме того, предстает перед нами освещенный светом разума художника, согретый пламенем его сердца, раскрытый в своей глубокой внутренней сущности.

    Каждому художнику следовало бы помнить слова, сказанные Львом Толстым: «Нет более комичного рассуждения, если только вдуматься в смысл его, как то, весьма распространенное, и именно между художниками, рассуждение о том, что художник может изображать жизнь, не понимая ее смысла, не любя доброе и не ненавидя злое в ней...»

    Правдиво показать каждое явление жизни в его сущности, раскрыть важную для жизни людей истину и заразить их своим отношением к изображаемому, то есть своими чувствами, - в этом задача подлинного искусства.

    Если этого нет, если субъективное начало, то есть мышление художника о предмете изображения, отсутствует в его произведении и, таким образом, все достоинства этого произведения ограничиваются элементарным внешним правдоподобием, то познавательная ценность такого произведения оказывается ничтожной.

    Но бывает и обратное. Случается, что в произведении отсутствует объективное начало. Предмет изображения (часть объективного мира) растворяется тогда в субъективном сознании художника и исчезает. Если мы и можем, воспринимая такое произведение, узнать кое-что о самом художнике (впрочем, обычно очень немногое), то уж об окружающей его и нас реальной действительности оно ничего существенного сказать нам не может. Познавательная ценность такого беспредметного субъективистского искусства, к которому так тяготеет современный западный модернизм, тоже совершенно ничтожна.