Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения

Понятие о воображении

Представления воображения, Вы уже знакомы с представлениями памяти. Это образы того, что воспринималось человеком ранее. Но вот у школьника под влиянием чтения книги или рассказа учителя возникает образ тропического леса, вулкана, звездолета, московского стрельца XVII в. Или образ дяди Степы, известного героя С. В. Михалкова. К какой категории психических явлений отнести эти образы? Что это? Восприятие? Разумеется, нет. Представления памяти? Тоже нет, так как объект никогда не воспринимался и в прошлом. Оказывается, человек может представить себе и то, что он никогда не воспринимал ранее, с чем никогда в жизни не сталкивался, или то, что еще будет создано в более или менее отдаленном будущем.

Такого рода представления называют представлениями воображения или просто воображением.

Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в действительности, но чего ранее, человек не воспринимал (тундры, Парижа, ледокола и т. д.), представления исторического прошлого (боярина, древнего Нов. города, Петра I, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается), и того, чего никогда не было в действительности (Евгения Онегина, сказочных образов).

Воображение и его физиологические основы. Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят; «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Даже образы, создаваемые величайшими писателями, имеют подобную природу. Л. Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе сочетания черт нескольких, хорошо знакомых ему людей. М. Ю. Лермонтов писал, что Печорин - собирательный образ, составленный из пороков современного ему молодого поколения. А. М. Горький указывал, что образы купцов, лавочников созданы им на основе наблюдения сотен подобных типов.

И изобретатели, создающие образы новых приборов, механиз­мов и машин, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая жителей Антарктики -пингвинов, конструкторы сконструировали машину «Пингвин», которая может передвигаться по рыхлому снегу. Наблюдая, как некоторые виды улиток двигаются, следуя силовым линиям магнитного поля Земли, ученые стали думать над созданием новых, более совершенных навигационных устройств. Морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Ученые, изучая этот «птичий опреснитель», работают над созданием новых приборов для опреснения морской воды.

И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается на прошлый опыт: что такое песок, ему хорошо известно; ровную местность ему тоже приходилось наблюдать; верблюда, змею и ящерицу он видел в зоопарке, кино или на картинке; чахлый кустарник тоже ему знаком. Если ученику всего этого не приходилось наблюдать, то ему будет очень трудно представить себе пустыню, как, например, трудно представить себе заснеженную тундру жителю экваториальной Африки.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов (например, русалка - это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках- сочетание деревенской избы и куриных ног и т. д.). Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

физиологически процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся временных нервных связей в коре головного мозга.

Значение воображения. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. В. И. Ленин, говоря о фантазии (а это есть воображение), указывал, что она есть качество величайшей ценности. Возникло и развилось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате соответствующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных. К. Маркс подчеркивал это обстоятельство, указывая, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека...» .

Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения.

Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика -критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой _ работе художника, музыканта, писателя.

Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их.

Виды воображения

Непроизвольное и произвольное воображение. Наиболее простая форма воображения - это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей" стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного. Мальчик читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю, борется с врагами, побеждает их. Интересная, увлекательная книга вызывает у мальчика яркие образы непроизвольного воображения.

Всякое увлекательное, интересное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение у учащихся.

Один из видов непроизвольного воображения - сновидения. Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые иногда представляют собой сочетание странных, небывалых, а

порой даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и; собыские комбинации из обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. И. М. Сеченов считал, что сновидения и есть небывалая

комбинация бывалых впечатлений.

Целый ряд интересных опытов показал, что часто сновидения «фабрикуются» на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Спящему подносили к лицу духи, и ему цветущий благоухающий сад. Тихонечко звонили над ухом дайкой, я люди во сне видели себя мчащимися на в колокольчиками и бубенчиками или видели, как у из рук падает поднос с хрустальной посудой, которая разбивается на мелкие осколки. Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной комнате ноги спящего - ему снится, что он идет по льду и попадает ногой в прорубь. Неудачное положение тела затрудняет дыхание иди сдавливает сердце - снятся кошмарные сны.

Аналогична природа и так называемых «вещих снов», которые якобы предвещают будущие события и поэтому являются источником различных суеверий. Неоднократно наблюдались случаи, когда при заболевании внутренних органов спящие нередко видят назойливые сновидения, содержание которых связано с характером развития болезненных явлений. Пока болезнь еще выявилась, в кору поступают лишь слабые сигналы, которые не замечаются, потому что подавляются другими впечатлениями. Ночью же эти слабые сигналы (при заторможенной второй сигнальной системе) мозг воспринимает, что вызывает соответствующие сновидения. Например, один человек часто видел сны такого рода; то он подавался костью, то его кто-то душит. Внимательный осмотр врача ничего не выявил. Но через некоторое время в горле у него возникла опухоль.

Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. Инженер рассматривает сложный чертеж новой машины. Он старается представить себе ее внешний вид, принцип ее работы, делает для этого определенные усилия. Ученик, изучая ботанику, старается представить себе вид того или иного растения, изучая историю - представить себе образ исторического деятеля или полководца.

Воссоздающее и творческое воображение. По степени самостоятельности воображения и оригинальности его продуктов различают Два вида воображения - воссоздающее и творческое воссоздающее воображение - это представление новых для, человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен предста­вить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь доста­точные знания. Только на знания опирается воссоздающее вообра­жение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом, а гибель иноземных завоевателей на льду Чудского озера от рук воинов, Александра Невского в середине XIII в. представляют таким образом: «Пушки пробили лед, и рыцари утонули».

Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не только эмоционально, но и ясно и точно рассказывать о нем. С этой же целью важно дополнять словесную информацию наглядным материалом. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения - воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность. Наш римор, изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени.

В отличие от воссоздающего воображения творческие вообра­жение есть самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т. п. Творческой деятельностью будет и трудовая деятельность передовиков, новаторов производства, рабочих-рационализаторов.

Источник творческой деятельности - общественная необходимость, потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее,и лучше выполнять функции рук (рис. 24). Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.

Творческое воображение, конечно, гораздо более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее. Представить себе образ деда Щукаря по описанию неизмеримо легче, нежели создать его. Представить механизм по чертежу гораздо проще, нежели сконструировать его. И тем не менее четкой грани между воссоздающим и творческим воображением нет: артист создает образ в соответствии с ролью, музыкант-исполнитель исполняет произведение, написанное другим, но и артист, и музыкант дают чужим произведениям собственную оригинальную трактовку, что делает их творческими деятелями.

Учительский труд также может и должен быть творческим, если учитель работает не по шаблону, а постоянно ищет что-то

новое, разрабатывает новые и оригинальные методы обучения

Неправильно думать, что творчество - свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Все новое, значительное: открытия в области науки и техники, крупные произведения в области литературы и искусства - создано в результате огромного, напряженного труда. Так называемое вдохновение - оптимальная концентрация духовных сил и способностей человека - есть результат большого предшествующего труда. Недаром П. И. Чайковский говорил, что вдохновение - такая гостья, которая не любит посещать, ленивых, а И. Е. Репин считал вдохновение наградой за каторжный труд.

В процессе творчества изобретатель, писатель норой многократно переделывают, изменяют образы творческого воображения по сравнению с первоначальным замыслом. Замышляя роман «Анна Каренина»; Л. Н. Толстой первоначально представлял себе героиню малопривлекательной, несимпатичной женщиной. Л. (". Пушкин, заканчивая «Евгения Онегина», выдал Татьяну Ларину замуж за генерала, что не входило.в его первоначальные намерения.

У людей творческого труда представления воображения иногда могут быть необыкновенно яркими и живыми, давать сильнейшую эмоциональную реакцию. П. И. Чайковский, по его словам, плакал, когда его Герман заколол себя. А. Н. Толстой, работая над трилогией «Хождение по мукам», отчетливо видел своих героев, даже разговаривал с ними. И. А. Гончаров также видел и слышал своих героев. М. И. Глинка, сочиняя оперу «Иван Сусанин», так живо представлял себе положение героя в сцене в лесу с поляками, что, по словам композитора, волосы у него становились дыбом и мороз подирал по коже.

Мечта как особый вид воображения. Мечтой называют создание образов желаемого будущего. Полезно ли, нужно ли мечтать? В. И. Ленин в работе «Что делать?» высказал согласие с известным русским критиком Д. И. Писаревым, который исчерпывающе ответил на этот вопрос. Д. И. Писарев считал, что все зависит от того, может ли мечта обгонять естественный ход событий или же она может уводить совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может привести. В первом случае мечта может поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека, когда он способен изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками. Это помогает человеку, по мнению Д. И. Писарева, предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и.практической жизни.

Действенную, общественно направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной: мечтательностью, не побуждающей к деятельности, а уводящей от действительности, расслабляющей человека.

Бывают мечты и реального плана, но связанные с достижением мелкой, незначительной, по-мещански обыденной цели, когда все мечты человека ограничены желанием иметь модный костюм

модные пластинки. По этому поводу говорят так: «Если мечта - это полет, то есть полет орла и полет курицы!»

" Итак, мечта вдохновляет человека, помогает бороться с трудностями, дает возможность заглянуть в самое отдаленное будущее. Еще в древности люди мечтали" о полетах, создали сказку о ковре-самолете. Эти мечты содействовали тому, что человек действительно научился летать. В наше время люди идут в мечтах дальше. К. Э. Циолковский теоретически обосновал возможным, чем человек только мечтал. Эту мечту о полетах успешно осуществляют советские люди. Ю. А. Гагарин первым в мире начал покорение космоса. Другие советские космонавты успешно продолжают полеты в космос и его дальнейшее освоение.

Активная, творческая мечта имеет огромное значение не только в жизни отдельных людей, но и в жизни всего общества. В вашей Советской стране реализуются самые смелые мечты, если они направлены на благо народа. Марксистско-ленинское учение стало тем компасом, который ведет трудящихся от мечты к действительности, той непобедимой силой, которая побуждает двигаться вперед, к построению коммунизма в нашей стране.

Человек отличается от животных помимо прочего еще и тем, что обладает воображением. Это, конечно, не единственная, но весьма существенная его особенность, позволяющая человеку существовать и действовать не только в реальном, но также и виртуальном, воображаемом, придуманном мире, создавать в своем воображении новое, воплощать его в действительность, с его помощью преобразовывать окружающий мир. Наиболее известными феноменами воображения, несомненно, являются сновидения, мечты и грезы. Их время от времени обнаруживают у себя практически все здоровые люди. Творческие фантазии людей, которые также выступают как продукты их воображения и проявляются в разнообразных видах творчества, также давно интересуют ученых.

Когда-то философы, стремясь в кратком и емком определении отметить характерные для человека особенности, называли его по- разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее верно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением». Во всяком случае воображение - это не менее характерное именно для человека свойство, чем, например, его прямохождение, творчество или мышление.

Наличие воображения у человека мы можем констатировать с очевидностью, поскольку большинство людей непосредственно обнаруживают его феномены в своем сознании и могут в той или иной форме сообщить о его содержании. Относительно наличия воображения у животных и, тем более о его содержании, мы можем судить только косвенно, так как никакими объективными данными на этот счет не располагаем.

Возможно, однако, судить о наличии воображении по продуктам, создаваемым живыми существами, предполагая, что то, что имеется в их воображении, воплощается или материализуется в соответствующих продуктах. Наблюдая за активностью животных и людей, мы действительно обнаруживаем материальные результаты их деятельности. Животные, как и люди, строят и оборудуют свои жилища, создают ловушки для других живых существ, изготавливают орудия. Если бы можно было определенно судить о наличии воображения как психического феномена только по материальным продуктам созидательной деятельности живых существ, то следовало бы признать существование воображения и у животных. Однако имеется иное, предложенное много лет назад объяснение подобной, кажущейся разумной деятельности животных. Оно апеллирует к инстинктам - врожденным, неосознаваемым и автоматически действующим программам поведения. Оно же исключает наличие воображения у животных, поскольку инстинкты регулируются на физиологическом уровне, а воображение - это чисто психологический и к тому же осознаваемый в своих высших проявлениях феномен.

Приступая к обсуждению воображения, необходимо дать ему более или менее точное научное определение - такое, которое, во-первых, охватило бы собой всю совокупность его проявлений у человека, во- вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.

Воображение можно охарактеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не соответствует тому, что в данный момент времени человек может воспринимать, или тому, что уже хранится в его памяти . Другими словами, продукты воображения не являются прямым отражением предметов и явлений, воспринимаемых человеком в данный момент или воспринятых им раньше (образы которых хранятся в его памяти). По этим признакам воображение как психический процесс отличается от процессов восприятия и памяти, с которыми оно тем не менее связано.

По метафорическому сравнению, сделанному в свое время С.Л. Рубинштейном , воображение - это «отлет от прошлого опыта». К этому можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», т.е. от того, что человек в данный момент непосредственно делает или воспринимает. Это, судя по его высказываниям о воображении, хорошо понимал и С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что воображение в собственном смысле слова имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от процесса извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннем опыту и начинает работать с ним, т.е. сознательно преобразовывать или переделывать его.

Тем не менее имеет смысл подчеркнуть отличия воображения как познавательного процесса от восприятия и памяти. Главные отличия воображения от восприятия состоят в следующем.

  • 1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми сенсорными стимулами, которые в данный момент воздействуют на органы чувств человека.
  • 2. Образ восприятия отражает реальную действительность или конкретную обстановку, в которой человек находится. Воображение подобным образом с реальной действительностью и с обстановкой не связано и вообще, строго говоря, не является ее отражением. Оно, скорее, представляет собой отражение того, что в данный момент происходит в сознании (психике) человека. Это утверждение не означает, что образы воображения с реальной действительностью совершенно не связаны. Такая связь существует, но она другая по природе, чем связь образа восприятия с реально существующим миром.
  • 3. Образ воображения включает в себя элементы, которые не соответствуют свойствам реально существующих и воспринимаемых человеком объектов. Это иногда порождает иллюзию того, что образ воображения представляет собой не что иное, как набор известных, но необычным способом скомпонованных элементов. Так, раньше некоторые вульгарно-материалистически мыслящие философы и психологи, воинственно настроенные против идеализма, пытались представить воображение человека, сводя его образ к хорошо известным и простым элементам, обнаруживаемым во многих предметах и явлениях. При этом, однако, они забывали о том, что даже образ восприятия как целое к составляющим его элементам - ощущениям - не сводится: (см. рассуждения на эту тему в главе «восприятие»). Образ воображения тем более, и даже в большей степени, чем образ восприятия, содержит в себе много такого, чего в элементах, из которых он сложен, нет. Можно, конечно, признать, что отдельные элементы, из которых состоит любой образ воображения, представлены в реальной действительности. Однако, во-первых, в образе воображения они соединяются не механически и по-другому, чем в реальной действительности; во-вторых, в результате такого их творческого синтеза рождаются совершенно новые, неожиданные или эмергентные свойства образа воображения, которых нет и не могло быть в элементах, из которых формально состоит образ воображения. В качестве примера можно назвать фигуры, представленные на рис. 19.

Рис. 19.

На данном рисунке показано шесть из множества возможных фигур (форм), которые можно образовать из шести равнобедренных треугольников (эти формы показаны на рисунке сплошными линиями, в то время как внутренние границы, образованные треугольниками, из которых они составлены, изображены пунктирными линиями). Очевидно, что все эти фигуры (формы) разные, и идея ни одной из них не содержится в простых элементах - треугольниках, из которых они составлены. Если в качестве продукта воображения рассматривать именно форму, то также очевидно, что ни в каком смысле слова она не может содержаться в составляющих ее элементах. Следовательно, воображение не сводимо и не выводимо из элементов, на которые в конечном счете можно разложить любой образ воображения.

Современные физики, разделяющие атомистическое мировоззрение, возникшее еще в древности, признают, что все существующее на земле и, вероятно, за ее пределами, состоит из ограниченного набора разных по своим физическим свойствам элементарных частиц. Однако огромное разнообразие реально существующих предметов и явлений, их впечатляющие отличия друг от друга никак не объясняются тем очевидным и простым фактом, что все они состоят из одинаковых частиц. Точно так же вряд ли можно понять и объяснить различия в образах, рождаемых воображением человека, указывая лишь на то, что все они состоят из набора простых элементов.

  • 4. Образы восприятия всегда относятся к настоящему, т.е. к тому, что в данный момент окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными, вполне однозначными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человек может переместиться в любую точку пространства и далеко за пределами того, что он может реально воспринимать. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными и неограниченными.
  • 5. Образ восприятия возникает и изменяется в результате вариаций стимульного потока и активности сенсорных систем. Образ воображения возникает и меняется за счет других процессов, происходящих не в окружающей среде или органах чувств, а в центральной нервной системе. Ее активность инициирует, стимулирует и регулирует процесс воображения, в то время как аналогичный процесс, связанный с восприятием, в основном стимулируется и регулируется самим воспринимаемым объектом и получаемыми от него ощущениями.
  • 6. Образ, рождаемый и изменяемый воображением человека, не позволяет ему хорошо ориентироваться в том, что его непосредственно окружает, успешно адаптироваться к реальной действительности, в то время как образ, рождаемый восприятием, позволяет решать эту задачу.
  • 7. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет непосредственный контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует или является ослабленным.
  • 8. Если в процессе восприятия внимание человека в основном обращено на окружающий его мир, то в воображении внимание человека направлено на содержание самого процесса воображения или актуального сознания.

Рассмотрим основные отличия образа воображения от образа, извлекаемого из памяти человека. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Образ, извлекаемый из памяти человека, может содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным или искаженным, чуждые элементы, не свойственные припоминаемому материалу, изначально берутся из хранилища памяти. В образе, рождаемом воображением, всегда имеется нечто такое, чего в памяти человека нет и быть не может. Это то, что он придумывает сам по ходу воображения.
  • 2. Образ, извлекаемый из памяти, является более или менее точной копией того, что человек когда-то запомнил и сохранил в памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным образцом того, что хранится в памяти человека. Существуют важные отличия образа, рождаемого воображением, от образа, извлекаемого из памяти, и они заключаются в следующем:
    • - в образе, рождаемом воображением человека, новые элементы играют ключевую роль, характеризуют сущность данного процесса, причем, чем больше таких элементов, тем лучше по качеству образ воображения;
    • - в памяти новые элементы играют несущественную и в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека.

Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Вид мышления, внешне и процессуально похожий на воображение, носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. Речь, следовательно, идет именно о решении задач. То, что происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как воображение или действия с образами предметов, представленными в нем.

Предлагая классификации видов воображения, психологи нередко называют среди них активное и творческое воображение, причем последнее в их представлениях мало чем отличается от образного мышления. Четкую грань между воображением и мышлением в этом случае провести действительно трудно, и соответственно можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.

  • 1. Воображение в отличие от мышления не направлено на решение каких-либо определенных, осознаваемых человеком задач, на достижение заранее заданных целей, за исключением творческого воображения, о чем говорилось ранее.
  • 2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, чаще всего отличаются от приемов, используемых в процессе мышления.
  • 3. Продуктом воображения всегда является некоторый образ, а продуктом мышления, в том числе образного, в большинстве случаев выступает не образ, а некоторая идея или мысль.

В своем воображении человек может представлять не только образы физических предметов, но и многое другое, например действия, переживания (эмоции). В связи с этим имеет смысл рассмотреть отличие реальных действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в воображении. Реальные и воображаемые действия отличаются друг от друга следующими характеристиками.

  • 1. Реальное действие выполняется с помощью мышечных сокращений и расслаблений и сопровождается видимым перемещением в пространстве частей тела, движимых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными сокращениями скелетных мышц ;
  • 2. Реальное действие почти всегда что-либо меняет в окружающем человека мире: или тот предмет, на который оно направлено, или обстановку, например взаимное расположение физических предметов пространстве. Воображаемое действие практически ничего в окружающем человека мире не меняет.
  • 3. Реальные действия людей участвуют в осуществлении какого- либо внешнего процесса, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому процессу.

Имеются также отличия переживаний (эмоций) человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных в воображении. Эти отличия можно охарактеризовать следующим образом.

  • 1. Эмоции, участвующие в регуляции реального поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворить, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, соотносятся только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют .
  • 2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими в воображении, относятся не к реальной, а к представляемой или виртуальной деятельности человека. Следовательно, воображаемые эмоции так же не похожи на настоящие эмоции, как виртуальная (мыслимая) реальность не похожа на действительно выполняемую деятельность.
  • 3. Эмоции, соотносимые с осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд кажется, что они также участвуют в регуляции деятельности человека, но в действительности воображаемые эмоции управляют не деятельностью как таковой, а внутренними, психическими процессами или состояниями человека.

Существуют, наконец, определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью. Они могут проявляться в следующем.

  • 1. Реально осуществляемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями напрямую не связана и может осуществляться без них.
  • 2. В своей реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении, в психике).

Из сказанного следует, что хотя между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек делает реально или только представляет в воображении, существуют определенные различия, эти различия отчетливо проявляются лишь в тех случаях, когда воображение и соотносимые с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных друг другу формах или проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным уже не представляется столь же очевидным, как в случае сопоставления крайностей. Кроме того, воображение естественным образом включается во многие психические процессы и виды практической деятельности человека. Поэтому оно является неотъемлемой составляющей всей психики и всего поведения человека в целом и, подобно вниманию, с трудом отделимо от них.

Подводя итог, можно утверждать, что воображение - это особый психический процесс, отличающийся от других познавательных процессов, занимающий в определенном смысле слова промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. В воображении можно обнаружить элементы всех названных выше психических процессов, и, кроме того, воображение и эти познавательные процессы формально связывает тот факт, что все они имеют дело с образами. Однако между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются существенные различия, что не позволяет сводить воображение к иным познавательным процессам, «растворять» его в них.

Помимо понятия «воображение» в психологии используются и некоторые другие понятия, близкие по содержанию. Это прежде всего фантазия и представление. В связи с этим имеет смысл уточнить различия, существующие между этими понятиями. Фантазия - это процесс, оторванный, как правило, от реальной действительности, не опирающийся на нее и не реализуемый в ней. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующее, но и реализуется в нем, например в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей. Фантазия - это процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли. Понятие «воображение» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.

С.Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками пользовался понятием «представление», следующим образом определял его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если результатом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который существует в памяти, содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания, то в данном случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти материалу, то оно является уже продуктом так называемого «чистого» воображения.

Представление, по С.Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это «...воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте... Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление» . В образе-представлении на первый план выступают и сохраняются в нем некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а обобщенным значением обладает только слово, как понятие, используемое в мышлении. Следовательно, представление в форме процесса имеет отношение к мышлению человека.

Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, вновь создаваемым при определенных условиях и отражающим сложную внутреннюю жизнь личности. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, т.е. существовать лишь в его воображении.

Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от связанных с ними объектов. В этом заключается то, что объединяет данные явления. Представление как процесс выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.

Специфика воображения как познавательного процесса состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых и очевидных связей с действительностью. Соотношение воображения с реальной действительностью представляется, во-первых, не столь простым, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими стимулами. Во-вторых, воображение может существовать в формах, напрямую не связанных с реальным материальным миром, например в виде галлюцинаций, сновидений и грез. В-третьих, воображение мало зависит от того, что в данный момент происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем следует признать, что воображение - это процесс, который не полностью оторван от реальной действительности, но и не является простым ее отражением. Более того, человек только тогда может полностью «погрузиться» в свое воображение, когда он практически отключается от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют случаи медитации, мечтаний и грез.

Воображение и материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, хотя это взаимодействие не имеет причинно- следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы также в скором сможем времени убедиться на основе материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.

В заключение отметим, что относительно воображения, его научного понимания, точного определения, выделения видов и их классификации, прояснения связей с другими психическими явлениями, с поведением человека и многими другими вопросами, единства среди ученых-психологов еще меньше, чем в отношении других познавательных процессов. И это, несмотря на то, что интерес к воображению со стороны ученых существует уже не одну тысячу лет, а также на то, что изучению воображения посвятили свои труды многие известные ученые, представляющие несколько поколений людей. До сих пор еще в этой области научных психологических знаний остается немало сложнейших вопросов. Среди них можно назвать следующие.

  • 1. Где в нервных структурах мозга «локализовано» воображение?
  • 2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге или организме в целом, связано воображение?
  • 3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
  • 4. Почему одни люди обладают, а другие не обладают богатым воображением?
  • 5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по особенностям их воображения?
  • 6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
  • 7. В какой мере воображение определяет реальное поведение человека?
  • 8. Можно ли развивать воображение у человека, в частности у детей, которые богатым воображением с детства не обладают?
  • 9. Какими методами можно объективно изучать и каким образом практически оценивать воображение человека?
  • 10. Чем определяется содержание галлюцинаций или сновидений человека?

Эти и другие подобные вопросы будут частично обсуждаться в следующих параграфах главы, но без расчета на то, чтобы получить на них точные и полные ответы.

  • Раньше этот процесс называли «представлением» или «представливанием». Принципиальной разницы между воображением и этими двумя названиями нет. Мы, например,часто пытаемся что-либо вообразить или представить, понимая под этим одно и то же.В настоящее время трудно, однако, сказать, почему современные психологи предпочитают пользоваться именно термином «воображение», а не «представление», хотя последнее название встречается в некоторых сравнительно недавно опубликованных научныхработах.
  • См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М„ 1989.
  • В действительности такие сокращения происходят, но они осуществляются подсознательно и, кроме того, практически незаметны извне. Примером воображаемых движений, сопровождающихся едва заметными сокращениями соответствующих групп мышц,являются идеомоторные акты. Связанные с ними движения могут извне восприниматьтолько специально обученные, тренированные люди.
  • Исключение составляют лишь потребности, которые представлены в подсознании человека и могут получать через воображение частичное удовлетворение. О них в свое время писал 3. Фрейд, доказывая существование неосознаваемых мотиваций, а также рольсновидений, воображения и грез в удовлетворении неосознаваемых влечений.
  • Там же. С. 306.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство - воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. У современного человека нет границ познанию, работе мысли, беспредельны фантазия и воображение. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение и преобразование может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли. Воображение может совершить и такое отстранение от реальности, которое создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тогда плодотворно, когда оно преобразует действительность, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью. Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности. Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей». При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Функции воображения.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения

В психологии выделяют следующие виды воображения: Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха». Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам». Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту». К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности. Еще один вид творческого воображения - фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображения.

Воображение - это присущая только человеку, возможность создания новых субъективно-смысловых образов (представлений) Действительности. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

Первый такой способ - агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.

Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик - Спальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.

Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, - классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «…всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

Воображение и интересы

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое для него значение. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И.П. Павлов рассматривал интерес, как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия.

Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

Воображение и талантливость

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру.

Особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Программы эстетического воспитания должны учитывать сензитивные периоды.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Воображение и проблемная ситуация.

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея тельности человека, выражающийся в построении образа про дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситу ации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления- здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблему. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дейст вовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке".

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое".

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".

Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.

В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

Образ конечного результата реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может". .

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. "Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность".

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, "Сущность воображения заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ". "Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий".

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением" - пишет А.Д. Дудецкий.

Согласно Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);

по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);

по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).