Поступки, нравы, поведение. Мотивация поведения

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

«Кирпичиком», «клеткой», «элементарной частицей» деятельности является ее единичный акт - действие. Пространственно-времен­ная последовательность действий образует то, что можно назвать деятельностью данного индивидуального или коллективного субъ­екта. Деятельность животных и людей в экологии, психологии, пе­дагогике, криминологии иногда называют поведением. В этике под поведением подразумевают только сознательную, в условиях сво­боды выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфи­ческом и узком смысле - под углом зрения морального качества дей­ствий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот во­прос, нужно подробнее остановиться на понятиях «действие» и «по­ступок».

Любое действие можно рассматривать двояко: действие-опера­цию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не возбуждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предложением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также иногда указание способа его осуществления. «Мальчик влез на дерево и нарвал яблок». В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если «мальчик нарвал яблок в чужом саду». Единственное добавление «в чужом» намеренно придает действию отрицательное значение, вызывает осуждение, так как мальчик со­вершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (опе­рация), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Поступок может и не быть действием-опе­рацией. Поступком может быть не действование, а его отсутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от ока­зания помощи терпящему бедствие - морально сомнительный по­ступок. Одна и та же операция может выступать как два разных по­ступка, например, в зависимости от морального качества, побужде­ний. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из пат­риотических побуждений, - герой. Герострат, спаливший храм Ар­темиды в Эфесе ради тщеславного желания войти в историю, - антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноцен­ны, потому неравноценны по их моральному значению и поступки.

Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицатель­ное отношение, реакцию одобрения или осуждения.

Это отношение - не обязательно моральное. Оценка может осу­ществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, це­лесообразности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. - эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем «Государе» по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты истории и современной жизни не­опровержимо указывают, что самые грандиозные достижения соци­ально-политической, научной, художественной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодо­творены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только моральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого ду­шевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы будем иметь перед собой не поступок, а опе­рацию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.

Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматрива­ется как сознательно-мотивированное, имеющее значение (цен­ность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оцен­ку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различение доброго и злого, морально должного и не­должного.

Поступок - акт индивидуального поведения. Совокупность или последовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в пе­дагогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятель­ность в ее моральном качестве. Так, «операционные» качества учеб-. ной деятельности школьника обозначают словами «успеваемость», «усердие» и т.п., в отличие от «поведения» на уроках и вне их.

Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами по­ведения в каком-то сообществе, называют «нравами», к примеру: «восточные нравы», «христианские нравы», «мещанские нравы», «нравы Растеряевой улицы» (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступ­ки, люди вступают друг с другом в разнообразные отношения, ко­торые могут включать и нравственное содержание - нравственные отношения. Таковы отношения любви и ненависти, дружбы и враж­ды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особеннос­ти межличностные связи и которые преимущественно получают вы­ражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нравственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и антиценности. Считается, напри­мер, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человеко­убийство) есть отношение безнравственное.

Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность по­ступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое «тело» морали, то нравст­венные отношения образуют «сеть» ее функциональных межсубъ­ектных связей.

Когда человек испытывает прилив сил, готовность действовать, сделать все, что потребуется для достижения своей цели, это называется мотивом поведения. У каждого человека есть своя система мотивов, которую он формирует сам, под влиянием социального окружения, а также воспитания. В процессе реализации своих мотивов совершается деятельность, которая направляется на то, чтобы эти мотивы реализовать.

Абсолютно любое действие читателя сайта психологической помощи сайт определяется его . Одно дело, когда человек понимает свои мотивы, поэтому может их менять, если он считает их неугодными, либо контролировать свое поведение, если реализацию мотивов лучше отложить. Другое дело, когда человек не то, что не контролирует своих мотивов, так еще и не замечает, как совершает действия, на которые они его побуждают. Тогда он обычно сначала действует, а потом сокрушается на счет неправильности своего поведения.

Абсолютно любое действие имеет мотив. Человек просто может его не осознавать или не признавать в себе, поскольку не все мотивы являются социально приемлемыми, однако желанными самим человеком. Нередко человек прибегает к такому способу, как мотивировка – когда он оправдывает собственное поведение, которое совершил неосознанно.

Что важно – поступок или мотив действия? Современный человек все больше обращает внимание на то, что происходит с ним во внешнем мире, полностью забывая о том, что существует еще внутренний. И некоторые специалисты по чтению жестов и мимике говорят, что одна и та же поза может нести разное значение, поскольку человек может скрестить руки на груди не только потому, что он закрывается от собеседника, но и просто из-за того, что ему холодно. Один и тот же поступок может нести разное значение, хотя внешне он трактуется однозначно.

Ответственность – значит нести ответ за собственные решения, действия и результаты, к которым пришел человек. Это не значит, что он ответственен за решения и поступки других людей. Это ответственность только за самого себя и свою жизнь.

Ценный подарок, который можно сделать другим людям, — это предоставить им право самим отвечать за собственные поступки. Даже родители не несут ответственности за поступки своих детей. Пока родитель пытается навязать свое мнение ребенку и несет за него ответственность за любые последствия, ребенок сопротивляется, все делает наперекор и попадает в опасные ситуации, играется с вредными привычками и т. д. Но как только родитель дает собственному ребенку право самому решать и отвечать за последствия, ребенок быстро учится, взрослеет и с благодарностью, уважением относится к своим родителям.

Дети сами ответственны за себя, как и все люди ответственны за то, что они делают и какие результаты получают. Позвольте окружающим самим отвечать за все, что у них происходит.

На Божьем суде человека судят по мотивам, из-за которых он что-либо делал, — от или от любви. Главное – не поступки, а мотивы, с которыми человек что-то делал. Поэтому важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете, с какими целями и мотивами.

Что такое мотивы личности?

Трудно точно сказать, что такое мотив, поскольку личность движима множествами сил. Мотивом может стать:

  1. Цель или желание – чего человек хочет достичь?
  2. Убеждения и установки – готовые стереотипы, которые делают человека готовым к определенному действию или поведению.
  3. Страхи и комплексы – когда человек пытается от чего-то убежать, на что не жалеет сил.
  4. Интересы и влечения – когда человек к чему-то проявляет интерес, желает это попробовать.
  5. Идеи – когда человек пока еще не знает, к чему это приведет, но он видит в этом некий смысл удовлетворения своих желаний.
  6. Потребности – внутренние или инстинктивные желания, которые будут человека докучать до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Мотивом личности является некая внутренняя сила, которую он ощущает как прилив энергии, которая побуждает его совершить определенное действие и достичь конкретного результата. Человек не чувствует усталости и лени. Он готов действовать.

Мотивами можно управлять. Конечно, некоторые мотивы являются базовыми и основными, направленными на сохранение жизни человека, поэтому даже их невозможно полностью устранить. Их возможно лишь отсрочить. Однако есть социальные мотивы – наработанные в процессе жизни. Если их осознать, то можно легко поменять или скорректировать.

Почему ваши желания не всегда дают вам желаемой энергии, чтобы их достигать? Ответ здесь достаточно прост: внешние мотивы, которые сформированы человеком сознательно и даже под влиянием общества, намного слабее внутренних мотивов, которые человеку даны на физиологическом уровне или в процессе жизни, ушли в подсознание. Если человек, пытаясь достичь цели, своими внешними мотивами противоречит внутренним, тогда он прекратит достигать своего желания, поскольку внутренние мотивы будут его останавливать и действовать сильнее, нежели внешние.

Мотивы поведения личности

Во все времена люди пытались ответить на вопрос «Почему человек поступает тем или иным образом?». Даже современный человек всегда пытается понять мотивы другого индивида, когда его поведение волнует, не согласуется с личными интересами и желаниями.

В основе любого поведения личности лежат мотивы. Они нередко возникают в комплексе. Среди них есть ведущие мотивы и второстепенные. Ведущие мотивы будут говорить, как человеку действовать, а второстепенные вносить коррективы в поведение, видоизменяя его незначительно.

Чтобы понять поступки другого человека и даже повлиять на них, нужно понять, что индивидом движет, и изменить его мотивы, сделать их ведущими. Именно этим и занимается психология.

Мотивы деятельности личности

Деятельность личности всегда продиктована мотивами. В каждом действии есть мотив. Человек не действует просто так. Сначала нужно понять, какую цель человек перед собой видит, поскольку все его действия будут направлены именно на ее достижение, чтобы удовлетворить самого себя.

  • Мотивы могут быть функциональными – направленные на культурное развитие. Здесь человек будет определенным образом отдыхать, развиваться, совершенствоваться.
  • Биологические мотивы указывают на то, какие потребности у человека возникают на уровне тела: голод, жажда, секс и пр.
  • Материальные потребности – это то, чем человек желает себя окружить, чтобы чувствовать себя полноценным, успешным.
  • Потребность в уважении, признании, любви – также возникает у всех людей.
  • Духовные мотивы – стремление к самопознанию, самосовершенствованию и развитию своих внутренних качеств.

Мотивация побуждает человека к совершению определенных поступков с целью достижения конкретных целей. Именно мотив движет человеком, который хочет получить и стать обладателем некой категории ценностей. И зная, что является нужным и ценным для каждого отдельного человека, можно побудить его к совершению определенных действий или реализации определенной цели.

Мотивацию очень хорошо рассматривать на рабочих примерах, так как именно там открыто и глубоко изучают данную сферу психологии. Для чего человек работает? Для получения материальных ценностей. Именно благодаря деньгам, их обладатель может осуществить все свои потребности. А ими являются физиологические потребности (еда, одежда, дом) и безопасность (физическое здоровье, охрана), потребность в любви и общественном признании, а также потребность самореализации. Удовлетворяя все свои потребности, начиная от самой необходимой и заканчивая самореализацией, человека можно побуждать к конкретным действиям, связанным с каждым из них.

Итак, чем вы можете побудить своего работника? Конечно же, повышением зарплаты, продвижением по службе, процентами в зависимости от выполненной работы или достигнутых результатов. Для сотрудника всегда очень важно, чтобы его труды были не только замечены, но и хорошо оценены. И только такой работник готов трудиться на благо вашей фирмы, чтобы вы в очередной раз обозначили его заслуги.

В личной жизни мотивами человека могут быть любовь, признание и секс. Конечно, не стоит явно играть данными потребностями, как это происходит в рабочей сфере, однако негласные побуждения позволительны. Например, чтобы заняться с вами любовью, ваш мужчина должен сделать вам массаж. Таким образом, он сделает вам приятное, расслабит и подготовит к физическому контакту.

Управлять мотивацией человека довольно-таки легко, если только хорошо знать психологию людей, быть осведомленными в целях конкретного человека и готовыми выстраивать определенные схемы побуждения индивида к действиям.

Потребности и мотивы личности

Потребность – это определенная нужда внутри человека, которая вызывает напряжение, толкающее индивида на его устранение, что возможно лишь при совершении определенных действий, направленных на ее удовлетворение. Потребности, как и мотивы личности, могут быть:

  • Органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
  • Индивидуальными и групповыми.
  • Психологическими и интеллектуальными.
  • Суточными и годовыми.

В одной ситуации человек может быть ведом сразу несколькими потребностями. В зависимости от важности потребностей, человек сначала удовлетворяет самые важные, а затем второстепенные. Иногда человек отказывается от одних потребностей ради удовлетворения других.

Иерархию потребностей показал А. Маслоу в своей пирамиде:

  1. На первое место он поставил физиологические потребности.
  2. Затем идут потребности в защите.
  3. На третьем месте стоят потребности социальные – человек желает иметь с кем-то отношения и получать определенные чувства к себе.
  4. Затем идут потребности эстетические.
  5. На последнем месте стоят духовные потребности. К ним человек приходит лишь тогда, когда все предыдущие уровни удовлетворены так, как того надо человеку.

Человек живет в кругу других людей, поэтому социальные мотивы являются одними из главных. Человек не просто желает контактировать с другими людьми, но и стремится получать от них определенные чувства, отношение – уважение, любовь, признание.

Однако социальные потребности нелегко удовлетворить, поскольку в межличностных отношениях достаточно часто возникают конфликты, ссоры, проблемы. Желаемые отношения и чувства не получаются постоянно, поэтому человек периодически возвращается к необходимости их достигать.

Отдельное внимание следует уделить потребности человека иметь власть над другими людьми.

Система мотивов личности в итоге

Каждый человек ведом одновременно несколькими потребностями, что создает систему мотивов личности. В каждой ситуации могут прослеживаться сразу несколько мотивов, некоторые из которых подавляются или исключаются ради удовлетворения других.

Чтобы понять человека, нужно увидеть его систему мотивов, где есть главные и второстепенные потребности.

Сессия №5. Уровни человеческого сознания. «Сила vs Насилие» Скрытые мотивы человеческих поступков. Дэвид Хокинс.
Человек подобен поплавку в море сознания - он не знает, где находится, откуда пришел или куда идет, и почему с ним все это происходит.

Человек подобен поплавку в море сознания - он не знает, где находится, откуда пришел или куда идет, и почему с ним все это происходит. Мы сталкиваемся с постоянными загадками, задаем одни те же вопросы в течение многих столетий и будем дальше оставаться в таком же положении, если не совершим значительный скачок в своем сознании. Основным препятствием на пути к развитию является недостаток информации о природе человеческого сознания. Целью данной работы является создание практической схемы энергетических полей сознания.


Путем исследований и наблюдений было обнаружено, что любая жизнь, посредством всех своих проявлений, выражает внутренний уровень энергии от самого слабого до самого сильного. Энергетическое поле сознания отражает человеческое сознание и управляет им. Спектр уровней этих энергий образовал калибровочную численную шкалу. Прологарифмировав полученную шкалу, результатом стала практичная произвольная шкала от 1 до 1000 (табл. 1). Уровень сознания 1 отражает жизненную энергию (или сознательность) первичного различимого проявления энергии жизни на планете (бактерии), прочие уровни вплоть до 1000 (высший возможный уровень на планете Земля) соответствуют различным проявлениям жизни и растительного животного царства. Уровень сознания 1000 соответствует уровню, достигнутому только очень немногими людьми в истории человечества, такими как Иисус Христос, Будда, Кришна и Зороастр и др.
Работы Дэвида Хокинса стали основанием для определения уровня сознания и его изменения. Дэвид Хокинс рассчитал шкалу энергетического спектра, которая является численным выражением уровня сознания, калибровочным инструментом всех возможных проявлений жизни, животной и человеческой, получившая широкую известность под названием «Карта сознания».

При помощи этой шкалы можно отследить эволюцию сознания, начиная от первого появления жизни и заканчивая высочайшим проявлением сознания – состояния просветленности. Важнейшим моментом в ходе исследования было установлено, что кинезиологические реакции (мускульный тонус) зависят от уровня сознания. С помощью кинезиологического метода можно определить уровень сознания на различных стадиях развития.

«Кинезиология» - существительное, означает учение о мышцах и их движениях, особенно в конкретных физических условиях. (Греч, кинезис, движение - «кинаин», «двигаться», плюс «логия» - «наука».)


Если мы взглянем на Карту Сознания (см. ниже. Таблица 1.), станет очевидно, что полученные уровни измерения сознания соотносятся с определенными процессами - эмоциями, восприятием или поведением, взглядами на мир и духовными ценностями. Если бы эту таблицу можно было расширить, она могла бы вобрать в себя все виды человеческого поведения. Все результаты исследования были подкреплены необходимыми доказательствами; чем более подробным и обширным было исследование, тем больше было найдено дополнительных доказательств.

Таблица 1. - Карта «Шкала сознания» (David Hawkins )


Видение Божественного

Взгляд на жизнь «Я»

Уровень

Показатель энергии

Эмоции

Процесс

Высшее «Я»

Она просто существует

Просветление

700 -1,000

Невыразимая

Чистая осознанность

Все существование, вездесущий

Совершенен

Мир, гармония

600

Счастье,

блаженство



Путь просветления, вдохновение

Един

Живущий в полноте, целостный

Радость

540

Благость, покой

Трансфигурация, преображение, метаморфоза

Любящий

Добрый, благорасположен

Любовь

500

Почтение, уважение

Откровение,

Мудрый

Осмысленный

Разум

400

Понимание

Обобщение,

абстракция



Милосердный,

милостивый



Гармоничный

Принятие

350

Прощение

Возвышение,

Преодоление, превосходство



Вдохновляющий

Оптимистическое подающий надежды

Готовность

310

Оптимизм

Устремление, намерение

Дающий возможность, помогающий

Удовлетворительный

Нейтралитет

250

Доверие

Освобождение, отпускание

Дающий разрешение

Практичный

Отвага, смелость

200

Утверждение

Могущество, усиление, полномочия

Границы истины и лжи

Безразличный

Потребительский, требовательный

Гордыня

175

Презрение, пренебрежение

Инфляция

Злопамятный, мстительный

Враждебный, сопротивляющийся

Раздражение, гнев

150

Ненависть

Агрессия

Отрекающийся

Разочаровавшийся

Желание

125

Стремление, жажда чего либо

Порабощение, зависимость

Карающий, наказывающий

Устрашающий, пугающий

Страх

100

Беспокойство, тревога

Отвержение, убегание

Не любящий

Трагичный

Печаль, горе

75

Сожаление

Тоска, подавление, уныние

Проклинающий, осуждающий

Безнадежный

Апатия, ненависть

50

Отчаяние

Отторжение, отречение

Обвиняющий, карающий

Злой

Вина

30

Упрек, обвинение

Разрушение

Презирающий

Ненавидящий, жалкий

Позор

20

Унижение

Небытие, уничтожение

Проанализируйте для себя Карту сознания. Сделайте свои наблюдения.


Критическая точка шкалы сознания находится на уровне около 200 баллов, который связан со Смелостью. Все поступки, мысли, чувства и ассоциации ниже данного уровня делают человека слабее. Поступки, мысли, чувства, организации или исторические деятели выше уровня 200 баллов придают человеку сил. Это точка равновесия между слабыми и сильными аттракторами, между отрицательным и положительным влиянием.

На уровнях ниже 200 баллов основной целью становится выживание, хотя в самом низу шкалы в зоне отчаяния и депрессии у человека отсутствует даже это стремление. Расположенные выше уровни Страха и Гнева отличаются эгоистическими желаниями, возникающими на основе внутреннего импульса к выживанию. На уровне Гордыни желание выжить может вырасти до стремления помочь выжить другим людям. После того как человек пересечет границу между влиянием негативных и позитивных энергий и окажется на уровне Смелости, для него постепенно становится важным благополучие окружающих. На уровне 500 баллов счастье других людей превращается в основную движущую силу. Преодолев уровень 550 баллов, человек начинает интересоваться вопросами своего и чужого духовного развития, а на уровне 600 баллов его главными целями становятся благополучие человечества и поиск путей к просветлению. На уровне от 700 до 1000 баллов человек посвящает свою жизнь спасению всего человечества.

УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


Миллионы измерений, сделанные в течение многолетнего исследования, определили шкалу оценок, точно соответствующих общеизвестным наборам шаблонов поведения и эмоций. Они соотносятся с энергетическими полями определенных аттракторов, почти как электромагнитные поля притягивают железные опилки. Мы разработали нижеследующую классификацию энергетических полей, которая проста для понимания и основана на точных клинических данных.

Очень важно помнить, что эти оценки представляют собой не арифметическую, а логарифмическую прогрессию. То есть уровень 300 баллов не является удвоением уровня 150 баллов; речь идет о 300 в десятой степени (10300). Таким образом, увеличение показателя хотя бы на несколько баллов говорит о значительном росте силы; по мере движения вверх по шкале сила увеличивается многократно.

Способы выражения различных уровней человеческого сознания имеют основательный характер и далеко идущие последствия; их влияние одновременно огромно и неуловимо. Все уровни ниже 200 баллов оказывают разрушительное действие как на жизнь отдельного человека, так и на жизнь общества в целом; все уровни выше 200 баллов являются выражением созидательной творческой силы. Уровень 200 баллов представляет собой критическую точку, которая разделяет сферы действия насилия и силы.

Говоря о взаимосвязи эмоций и энергетических полей сознания, необходимо помнить, что они редко проявляются в чистом виде. Уровни сознания всегда имеют комбинированный характер; человек может действовать на каком-либо уровне в одной сфере и на совершенно ином уровне в другой сфере своей жизни. Совокупный уровень сознания человека является суммарным выражением влияния всех этих уровней.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 20: ПОЗОР


Уровень Позора находится в непосредственной близости к смерти, к которой человек может стремиться, чтобы избавиться от бесчестья путем самоубийства или, в менее выраженном случае, отказа от дальнейших действий для продолжения жизни. В последнем варианте речь может идти о смерти от несчастного случая, которого можно было бы избежать. Все мы знаем о той боли, которую испытываем, «потеряв свое лицо», лишившись доверия, став персоной нон грата. Позор заставляет нас опустить голову и скрываться, испытывая желание стать невидимкой. Изгнание является частым спутником позора, а в первобытных обществах, откуда мы все берем начало, изгнание означало смерть.

Ранний негативный жизненный опыт, например, сексуальное насилие, ведущее к Позору, оказывает свое влияние на личность в течение всей ее жизни, если только эти проблемы не будут успешно решены с помощью соответствующей терапии. Согласно Фрейду, позор приводит к возникновению невроза. Он вредит эмоциональному и психологическому здоровью и вследствие низкой самооценки подвергает человека высокому риску физического заболевания. Испытавший позор человек становится застенчивым, одиноким и замкнутым.

Позор является признаком жестокого обращения, и его жертвы часто сами становятся жестокими людьми. Пережившие позор дети жестоко ведут себя по отношению к животным и друг к другу. Поведение людей, чье сознание находится на уровне 20 баллов, опасно. Они склонны к галлюцинациям, в которых переживают разоблачение, а также паранойе; некоторые становятся психопатами или совершают изощренные преступления.

Некоторые люди, испытавшие позор, пытаются компенсировать его с помощью перфекционизма и суровости, превращаясь в объект манипулирования и проявляя нетерпимость и фанатизм. Печально известными примерами таких людей могут быть высоконравственные экстремисты, создающие комитеты бдительности, проецируя тем самым собственный подсознательный стыд на окружающих, что позволяет им впоследствии оправдывать свою критику в их адрес. Серийные убийцы также часто действуют, исходя из сексуального морализма, объясняя свои поступки желанием наказать «плохих» женщин.

Снижая уровень сознания человека в целом, позор делает его уязвимым к другим негативным эмоциям и поэтому часто становится источником ложной гордыни, гнева и чувства вины.

Чувство вины, которое часто используется нашим обществом в целях манипулирования и наказания, имеет целый ряд проявлений, например угрызения совести, самообвинение, мазохизм и полный набор симптомов жертвы. Неосознанное чувство вины становится причиной психосоматических заболеваний, склонности к несчастным случаям и суицидальному поведению. Многие люди борются со своим чувством вины в течение всей жизни, в то время как другие безуспешно пытаются скрыться от него, забывая о морали и совершенно отрицая целесообразность этого чувства.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 30: ЧУВСТВО ВИНЫ


Преобладание чувства вины приводит к тому, что человек становится озабоченным своей «греховностью», неумолимым, суровым и лишенным каких-либо эмоций, что часто используется религиозными демагогами в целях насилия и контроля. Торговцы «грехом-и-прощением», мучимые мыслями о наказании , вероятно, таким образом либо пытаются выразить собственное чувство вины, либо проецируют его на других людей.

Субкультуры, склонные к самобичеванию, часто проявляют другие врожденные формы жестокости, например публичное ритуальное убийство животных. Чувство вины вызывает ярость, которая нередко находит свое выражение через убийство. Смертная казнь является примером того, как убийство доставляет удовольствие страдающей комплексом вины толпе. Так, современное американское общество, не умеющее прощать, осуждает своих жертв в печати и применяет по отношению к ним наказания, которые никогда не обладали сдерживающим или нейтрализующим влиянием.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 50: АПАТИЯ


Этот уровень соотносится с бедностью, отчаянием и безысходностью. Окружающий мир и будущее выглядят безрадостными; жизнь приобретает пафосный оттенок. Это состояние безысходности; его жертвы пребывают в бедственном положении во всех сферах своей жизни, им не хватает не только материальных средств, но и энергии, чтобы воспользоваться тем, что у них есть. Если они не получают внешней поддержки в лице заботливых друзей и близких, они могут погибнуть в результате пассивного самоубийства. Утратив желание жить, они безучастно смотрят на мир немигающим взглядом, не реагируя ни на какие раздражители, до тех пор, пока их взгляд не становится бессмысленным и у них не остается силы даже на то, чтоб проглотить приготовленную для них еду.

Это уровень, на котором находятся бездомные и изгои общества. Это также становится судьбой многих престарелых людей и тех, кто оказывается в изоляции из-за хронической или прогрессирующей болезни. Безразличные люди становятся зависимыми; те, кто находится в состоянии апатии, приобретают «неуклюжесть» и медлительность и становятся в тягость окружающим.

Очень часто общество не испытывает желания помогать культурам или людям, находящимся на этом уровне, поскольку они воспринимаются только как черная дыра, куда уходит большое количество денег и средств. Это уровень улиц Калькутты, где осмеливаются появляться только такие праведники, как мать Тереза и ее последователи. Это уровень отказа от надежды, и очень немногие имеют мужество взглянуть правде в глаза в подобных условиях.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 75: ГОРЕ


Этот уровень сопряжен с печалью, потерями и унынием. Большинству из нас случалось испытывать подобные чувства в течение непродолжительных периодов времени, однако те, кто остаются на этом уровне, выбирают жизнь, наполненную постоянными сожалениями и депрессией. Это уровень скорби, тяжелой утраты и сожалений о прошлом. Это также уровень, на котором находятся вечные неудачники и те закоренелые игроки, которые воспринимают проигрыш как часть своего образа жизни, что часто приводит к потере работы, друзей, семьи и новых возможностей, а также денег и здоровья.

Болезненные потери в детстве и юности делают человека ранимым и заставляют его пассивно принимать горе, как будто печаль становится платой за жизнь. В состоянии горя человек повсюду видит уныние: печаль маленьких детей, печальные события в мире и в жизни в целом. Этот уровень влияет на восприятие человеком всего бытия. Одним из признаков синдрома потери является убежденность в невозможности заменить то, что было утеряно, или то, что оно символизировало. Мы сталкиваемся с обобщением в отношении отдельных ситуаций или событий, так что потеря любимого человека приравнивается к утрате любви в целом. На этом уровне такие эмоциональные утраты могут привести к серьезной депрессии или смерти.

Хотя уровень Горя является кладбищем жизни, оно обладает большей энергией, чем Апатия. Поэтому когда перенесший травму апатичный пациент начинает плакать или кричать, мы понимаем, что ему становится лучше. Как только появляются слезы, он снова начинает принимать пищу.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 100: СТРАХ


На уровне 100 баллов количество доступной жизненной энергии заметно увеличивается; страх перед опасностью полезен для здоровья. Страх во многом управляет миром, побуждая людей к постоянной деятельности. Страх перед врагами, страх перед старостью или смертью, страх получить отказ и множество других социальных страхов являются основными движущими мотивами в жизни большинства людей.

С точки зрения данного уровня мир выглядит опасным, полным ловушек и угроз. Страх является любимым официальным инструментом контроля, которым пользуются организации с жестокой, тоталитарной системой управления, а чувство опасности представляет собой обычную уловку крупных манипуляторов в сфере бизнеса. Средства массовой информации и рекламные агентства используют страх, чтобы увеличить свою долю на рынке.

Страхи способны увеличиваться бесконечно, как и человеческое воображение; как только человек концентрируется на страхе, длинная череда ужасных происшествий в мире начинает подпитывать этот страх. Страх становится навязчивой идеей и может принимать любую форму: страх потери отношений ведет к ревности и постоянно высокому уровню стресса. Устрашающие мысли могут вылиться в паранойю или стать причиной появления невротических защитных реакций, а также принять характер доминирующих в обществе настроений, поскольку страх способен передаваться от одного человека к другому, уподобляясь заразному заболеванию.

Страх ограничивает развитие личности и приводит к появлению комплексов. Поскольку попытка преодолеть Страх требует наличия большого количества энергии, эти люди не способны подняться на следующий уровень без посторонней помощи. Поэтому трусы ищут сильных лидеров, которые, как им кажется, смогли преодолеть свои страхи, чтобы те помогли им избавиться от этой рабской зависимости.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 125: ЖЕЛАНИЕ


На этом уровне мы находим еще большее количество энергии; желание руководит нашими поступками в любой сфере человеческой деятельности, включая экономику. Рекламодатели играют на желаниях для того, чтобы запрограммировать нас на удовлетворение инстинктивных потребностей. Желание заставляет прилагать неимоверные усилия, чтобы достичь поставленных целей или получить награду. Желание денег, престижа или власти управляет жизнью многих из тех, кто сумел преодолеть господство Страха.

Желание также является уровнем, на котором мы сталкиваемся с зависимостями, когда желание превращается в страсть, которая становится важнее даже самой жизни. Жертва желания может даже не знать о происхождении руководящих ею мотивов. Некоторые люди испытывают непреодолимое желание быть объектом всеобщего внимания и постоянно досаждать окружающим своими непрекращающимися требованиями. Желание получить признание лиц противоположного пола положило начало целой индустрии, включая косметическую промышленность и мир моды.

Желание связано с накоплением и жадностью. Но оно ненасытно, поскольку представляет собой постоянно активное энергетическое поле. Поэтому удовлетворение одного желания сразу же влечет за собой появление другого, пока еще не исполнившегося желания. Мультимиллионеры страдают от навязчивой мысли заработать еще больше денег.

Очевидно, что желание находится на более высоком уровне, чем апатия или горе. Для того чтобы что-то «получить», вы должны сначала обладать достаточной энергией, чтобы этого «захотеть». Телевидение оказывает сильное влияние на людей, находящихся во власти своих желаний, насаждая и усиливая их потребности до такой степени, что они выходят из состояния Апатии и начинают стремиться к лучшей жизни. Желание может стать нашим отправным пунктом на пути к успеху. Поэтому Желание может послужить трамплином для достижения более высоких уровней сознания.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 150: ГНЕВ


Хотя гнев может стать причиной убийства или войны, в том, что касается его энергетического уровня, он находится намного дальше от смерти, чем те состояния, о которых было сказано выше. Гнев может стать источником как созидательных, так и разрушительных действий. По мере того как люди отказываются от Апатии и Горя и приобретают возможность преодолеть свой Страх, они начинают испытывать желания;

Желание ведет к фрустрации, которая, в свою очередь, приводит к Гневу. Поэтому он способен стать средством, с помощью которого находящийся под его влиянием человек в итоге может обрести свободу. Гнев в отношении социальной несправедливости, мучения и преследования людей, а также социального неравенства послужил причиной создания огромных движений, способствовавших осуществлению важных перемен в структуре общества .

Однако гораздо чаще гнев выражается в виде обиды и жажды мести и поэтому имеет изменчивый и опасный характер. Гнев как образ жизни свойствен раздражительным, вспыльчивым людям, которые обладают повышенной чувствительностью к проявлению неуважения и становятся «коллекционерами несправедливостей», склонными к ворчливости, драчливости или судебным разбирательствам.

Поскольку причиной гнева является нереализованное желание, он основан на энергетическом поле предыдущего уровня. Фрустрация наступает в результате преувеличения значимости того или иного желания. Вспыльчивый человек способен, подобно обиженному ребенку, моментально рассердиться. Гнев часто приводит к ненависти, которая оказывает разрушительное влияние на все сферы человеческой жизни.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 175: ГОРДЫНЯ


Гордыня, которая оценивается в 175 баллов, обладает достаточной энергией, чтобы, скажем, управлять Корпусом морской пехоты США. Это уровень, к которому стремится сегодня большая часть человечества. Люди чувствуют себя уверенно, достигнув этого уровня, в отличие от уровней с более низким энергетическим полем. Рост самооценки излечивает всю боль, которую человеку довелось испытать, находясь на более низких уровнях сознания. Гордыня кажется спасением и знает об этом; она кичится своими способностями на параде жизни.

Гордыня находится достаточно далеко от Позора, Чувства вины или Страха, поэтому, например, между преисполненной отчаянием жизнью в гетто и службой в Корпусе морской пехоты лежит огромная дистанция. Сама по себе Гордыня обладает хорошей репутацией и чувствует себя уверенно в социуме; однако, как мы видим из схемы уровней сознания, она имеет достаточно негативное влияние, чтобы оставаться ниже критической точки 200 баллов. Вот почему Гордыня ощущает себя хорошо только в сравнении с менее высокими уровнями.

Проблема, которая нам всем хорошо известна, заключается в том, что «Гордыня всегда предшествует падению». Гордыня занимает оборонительную позицию, все равно оставаясь уязвимой, потому что она зависит от внешних условий, без поддержки которых она может неожиданно упасть на более низкий уровень. Раздутое эго уязвимо перед нападением. Гордыня всегда остается слабой, поскольку она может быть свергнута со своего пьедестала и обернуться Позором. Эта угроза раздувает страх утраты предмета гордости человека.

Гордыня сеет разногласия и приводит к фракционности; это может иметь очень серьезные последствия. Люди часто погибают из-за своей гордыни - солдаты по-прежнему регулярно уничтожают друг друга из-за влияния одного из аспектов гордыни, который называется национализмом. Религиозные войны, политический террор и фанатизм, история ужасных событий на Ближнем Востоке и в Центральной Европе являются страшной ценой гордыни, которую вынуждено оплачивать все человечество.

Обратной стороной гордыни являются тщеславие и отрицание. Эти качества не позволяют человеку развиваться; в присутствии Гордыни невозможно исцелиться от какой-либо зависимости, потому что человек отрицает свои эмоциональные проблемы или недостатки характера. Главная причина отрицания заключается в гордыне. Поэтому Гордыня остается весьма серьезным препятствием на пути обретения истинной силы, что лишает ее реальной ценности и авторитета.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 200: СМЕЛОСТЬ


На уровне 200 баллов впервые появляется сила. Когда мы исследуем объекты, находящиеся на энергетических уровнях ниже 200 баллов, мы обнаруживаем и с легкостью можем это подтвердить, что все они отличаются слабостью. С другой стороны, каждый человек становится сильнее в ответ на действие поддерживающих жизнь полей выше уровня 200 баллов. Это грань, которая разделяет положительные и отрицательные жизненные факторы. На уровне Смелости человек обретает истинную силу; поэтому это также уровень доверия и полномочий. Это область исследований, достижений, стойкости и решительности. На более низких уровнях мир кажется лишенным надежды, грустным, пугающим или полным препятствий; но на уровне Смелости жизнь превращается в захватывающее, многообещающее и интересное приключение.

Смелость предполагает готовность пробовать новое и бороться с превратностями судьбы. На этом энергетическом уровне человек способен разглядеть и с успехом воспользоваться возможностями, которые предоставляет ему жизнь. Например, на уровне 200 баллов появляется энергия, которая позволяет приобретать новые профессиональные навыки. Для человека становятся достижимы личностное развитие и получение образования. Он способен противостоять страхам или недостаткам характера и развиваться вопреки всем препятствиям, а тревоги не мешают ему по-прежнему стремиться к своим целям, как это происходит на более низких уровнях развития. Преграды, которые наносят поражение людям, чье сознание остается ниже уровня 200 баллов, превращаются в дополнительные стимулы для тех, кто достиг первого уровня истинной силы.

Люди на этом уровне возвращают миру столько же энергии, сколько забирают; на более низких уровнях целые народы или их отдельные представители выкачивают энергию

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 500: ЛЮБОВЬ


Любовь, как ее изображают средства массовой информации, вовсе не та любовь, которая встречается на этом уровне. То, что мир чаще всего принимает за любовь, на самом деле является сильной эмоциональной привязанностью в сочетании с физической привлекательностью, жаждой обладания и контроля, зависимостью, чувственностью и новизной ощущений. Такая любовь обычно мимолетна и изменчива, она то увеличивается, то затухает в зависимости от обстоятельств. Если эта любовь не находит отклика, она часто проявляется в виде невыраженного гнева и замаскированной зависимости. Такая любовь может превратиться в ненависть, но речь скорее о том, что в действительности это не любовь, а вызывающая привычку чувствительность. Ненависть возникает из Гордыни, а не из Любви; в таких взаимоотношениях, скорее всего, никогда не было Любви.

Уровень 500 баллов характеризуется появлением безусловной, неизменной и постоянной любви. Она не меняется, потому что ее источник внутри любящего человека не зависит от внешних факторов. Любовь - это состояние бытия. Это способ общения с миром, который заключается в прощении, заботе и поддержке. Любовь не рациональна и не зависит от деятельности разума; любовь исходит из сердца. Она обладает способностью воодушевлять других людей и добиваться великих целей благодаря чистоте своих помыслов.

На этом уровне сознания основное развитие направлено в сторону способности видеть суть вещей; центр внимания сосредоточен в самой сердцевине интересующего человека вопроса. Поскольку влияние разума игнорируется, человек обретает способность моментально видеть всю проблему в целом, включая ее контекст, особенно в отношении времени и процесса ее развития. Разум видит частные детали, а любовь способна разглядеть все в целом. Эта способность, которая часто приписывается интуиции, представляет собой умение мгновенно понимать суть происходящего, не прибегая к логическому анализу символов. Это, на первый взгляд, абстрактное явление в действительности носит вполне конкретный характер; оно сопровождается небольшим выбросом эндорфинов в головной мозг.

Любовь не занимает конкретную позицию, поэтому она универсальна и возвышается над разделением, присущим по-зициональности. В этом случае становится возможным «быть вместе», поскольку все препятствия исчезают. Поэтому любовь охватывает весь мир и постепенно расширяет свое присутствие. Любовь сосредоточивается на красоте жизни во всех ее выражениях и усиливает любые положительные влияния. Она устраняет негативную энергию не путем насилия, а с помощью изменения контекста ее проявления.

Это уровень настоящего счастья, однако, хотя мир находится в постоянном поиске любви и все существующие религии оцениваются в 500 баллов и выше, интересно отметить, что только 0,4 процента населения мира достигает этого уровня развития сознания.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 540: РАДОСТЬ


По мере того как любовь становится все более безусловной, она начинает восприниматься как внутренняя радость.

Это не та неожиданная радость, которую мы испытываем, когда события складываются так, как нам того хочется; это радость, которая постоянно сопровождает нас, что бы мы ни делали. Радость появляется из каждого момента нашего существования вне зависимости от внешних факторов. 540 баллов - это также уровень целителей и групп самопомощи, чья работа основана на духовных принципах.

Начиная с уровня 540 баллов и выше, мы попадаем в мир святых, духовных целителей и преуспевающих духовных учеников. Отличительными чертами этого энергетического поля являются способность к безграничному терпению и неизменный положительный настрой вопреки затянувшемуся периоду неудач. Еще одним признаком этого уровня также является сострадание. Люди, достигшие этого уровня, оказывают сильное влияние на окружающих. Они способны в течение долгого времени пристально смотреть в глаза, погружая других людей в состояние любви и покоя.

На уровне 540 баллов и выше человек видит мир в сиянии ослепительной красоты и способен почувствовать его совершенство. Все происходит без малейших усилий, согласованно и является выражением любви и Божественного начала. Каждый человек становится частью Божественной воли. Человек ощущает присутствие таинственной Силы, чье могущество способствует возникновению различных феноменов за пределами традиционного восприятия мира, которые обыватели называют чудесами. Эти явления представляют собой силу энергетического поля, а не отдельного человека.

Чувство ответственности за других людей на этом уровне качественно отличается от аналогичного чувства на более низких уровнях. У человека возникает желание использовать состояния своего сознания на благо всего мира, а не отдельных людей. Это умение любить многих людей одновременно появляется вместе с осознанием того, что чем больше мы любим, тем сильнее становится наша способность любить.

Околосмертные переживания, которые обычно сильно изменяют людей, часто позволяют испытать на себе влияние энергетического поля на уровне между 540 и 600 баллами.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 600: ГАРМОНИЯ


Это энергетическое поле соотносится с опытом, который определяется такими понятиями, как выход за пределы ограничений, самореализация и осознание Бога. Это состояние встречается крайне редко, у одного человека из десяти миллионов. Когда человек достигает этого уровня, исчезает разница между субъектом и объектом, а также специфическая фокусная точка восприятия. Неудивительно, что человек на этом уровне удаляется от мира, поскольку достигнутое состояние счастья не позволяет ему заниматься обычными видами деятельности. Некоторые становятся духовными учителями; другие анонимно трудятся на благо всего человечества. Также встречаются те, кто достигает гениальности в определенной области и вносит неоценимый вклад в развитие общества. Эти люди праведны и могут быть официально признаны святыми, хотя на этом уровне человек обычно выходит за рамки формальной религии, заменив ее чистой духовностью, которая является основой любой религии.

Восприятие на уровне 600 баллов и выше порой напоминает замедленное воспроизведение событий во времени и пространстве, хотя ничто не постоянно; все живет и излучает свет. Хотя это тот же самый мир, который видят другие люди, он становится бесконечным потоком, бурлящим в совершенном танце жизни, где смысл происходящего и его источник не могут быть постигнуты. Это ощущение благоговения возникает без участия разума, разум наполняется бесконечной тишиной и перестает осмыслять происходящее. Поэтому свидетельствование и предмет свидетельства становятся тождественны друг другу; наблюдатель растворяется в общей панораме и сам становится объектом наблюдения. Все в мире взаимосвязано благодаря присутствию незримой Силы, чье безграничное могущество зиждется на доброте, но вместе с тем непоколебимо.

Великие произведения искусства, музыки и архитектуры, чья оценка составляет от 600 до 700 баллов, могут временно переносить нас на более высокие уровни сознания и обще-признаны непреходящими источниками вдохновения.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 700-1000: ПРОСВЕТЛЕНИЕ


Это уровень величайших людей в истории человечества, предложивших духовные модели, которым общество следует на протяжении многих веков. Все они отождествляются с Божественным началом . Это уровень могущественного вдохновения; эти существа создали аттракторы с энергетическими полями, которые оказывают влияние на все человечество. На этом уровне уже отсутствует понятие о жизни отдельного человека, обособленного от других людей; вместо этого возникает ощущение причастности собственного «Я» к высшему Сознанию и Божественному источнику. Непроявленное становится частью «Я», выходящей за пределы разума. Преодоление эго служит примером для окружающих, чтобы показать им, как они могут достигнуть этой цели. Это вершина эволюции сознания в рамках человеческого воплощения.

Великие учения воодушевляют толпу и увеличивают уровень сознания всего человечества. Такое видение мира называется обретением благодати и в качестве дара своему обладателю приносит чувство бесконечного покоя, которое называют неописуемым, невыразимым в словах. На этом уровне самореализации ощущение своей жизни выходит за рамки времени и индивидуальности. Человек больше не отождествляет себя со своим физическим телом и собственным «Я», и поэтому он избавляется от любых волнений и переживаний. Тело воспринимается только как инструмент сознания, который действует через вмешательство разума, его основная ценность состоит в процессе передачи и приема информации.

Индивидуальность вновь соединяется со своим изначальным «Я». Это уровень не-дуальности, или совершенной Цельности. Сознание нигде не локализовано, оно равномерно присутствует повсюду 1 .

Великие произведения искусства изображают людей, достигших уровня Просветления, в образе учителя, держащего свою руку определенным способом, который называется мудра и означает благословение. Это процесс передачи данного энергетического поля в сознание всего человечества. Этот уровень Божественной благодати достигает оценки 1000 баллов, самый высокий уровень, достигнутый человеком за время сто существования, - уровень знания, уровень Величайших Воплощений, к которым применимо обращение «Господин»: Господин Кришна, Господин Будда и Господин Иисус Христос.

Об авторе
Дэвид Р. Хокинс занимается психиатрией с 1952 года и является пожизненным членом Американской психиатрической ассоциации. Он широко известен как врач и преподаватель, а также участник таких программ национального телевидения, как «Макнейл/Час учителя» (The MacNeil/Lehrer News Hour), шоу Барбары Уолтере (The Barbara Walters Show) и шоу «Сегодня» (The Today Show). Он является автором многочисленных научных докладов и видеофильмов, а также соавтором книги «Орто-молекулярная психиатрия» совместно с лауреатом нобелевской премии Лайнусом Полингом. Его обширный опыт работы в качестве исследователя и преподавателя отмечен в биографическом справочнике «Кто есть кто в Америке».

В настоящее время доктор Хокинс продолжает заниматься научной и преподавательской работой, пишет книги и руководит Институтом современных теоретических исследований в Аризоне.

Книга «Сила vs Насилие» является результатом работы, которую доктор Хокинс проводил в течение всей своей жизни. Считая, что развитие этой работы шло параллельно с его собственным духовным развитием.

За эту работу автор книги был посвящен в рыцари членом королевской семьи Дании. В октябре 1996 года принц Вольдемар провел церемонию посвящения в члены Суверенного ордена Святого Иоанна Иерусалимского (основан в 1070 году).

В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка выделяют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и другие. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.
Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: "Сам не знаю, почему это сделал". Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуждение - любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее побуждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение "материальные стимулы" корректно, но "моральные стимулы" некорректно, так как моральные побуждения - всегда внутренние.
Намерения (умыслы) - хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение - образ того действия, которое собираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противником, а может быть - просто покрасоваться перед публикой, прослыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует поступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем для оправдания уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же "мотивирует" свое неприглядное поведение апелляцией к более высокому морально-правовому принципу "права на самооборону", на "защиту своей чести и достоинства".
Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив всегда внутреннее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение1. Этим мотив коренным образом отличается от всех других побуждений: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.
Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения - исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.
В структуре поступка важное значение имеют условия его совершения, как внешние объективные ("социальный фон", на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты характера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться характер ожидания от человека той или иной "линии поведения", а также мера ответственности за нее.