Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.
Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.
Мотив человека и личности
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
Мотивация человека и личности
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
- мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
- мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
- мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.
Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.
Мотивирование
Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.
Выделяют два основных типа мотивирования:
- внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
- формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.
Основные мотивы человека
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.
Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
- потребности и инстинкты как источники активности;
- мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.
Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.
Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.
Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.
В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.
Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.
Мотивы личности
Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:
- органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
- функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
- материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
- социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
- духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.
Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
- генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
- инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.
Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.
Виды мотивов личности
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.
Ценность
Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:
- самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
- ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
- ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.
Убеждения
Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.
Намерение
Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.
Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.
«Кирпичиком», «клеткой», «элементарной частицей» деятельности является ее единичный акт - действие. Пространственно-временная последовательность действий образует то, что можно назвать деятельностью данного индивидуального или коллективного субъекта. Деятельность животных и людей в экологии, психологии, педагогике, криминологии иногда называют поведением. В этике под поведением подразумевают только сознательную, в условиях свободы выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфическом и узком смысле - под углом зрения морального качества действий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот вопрос, нужно подробнее остановиться на понятиях «действие» и «поступок».
Любое действие можно рассматривать двояко: действие-операцию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не возбуждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предложением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также иногда указание способа его осуществления. «Мальчик влез на дерево и нарвал яблок». В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если «мальчик нарвал яблок в чужом саду». Единственное добавление «в чужом» намеренно придает действию отрицательное значение, вызывает осуждение, так как мальчик совершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (операция), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Поступок может и не быть действием-операцией. Поступком может быть не действование, а его отсутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от оказания помощи терпящему бедствие - морально сомнительный поступок. Одна и та же операция может выступать как два разных поступка, например, в зависимости от морального качества, побуждений. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из патриотических побуждений, - герой. Герострат, спаливший храм Артемиды в Эфесе ради тщеславного желания войти в историю, - антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноценны, потому неравноценны по их моральному значению и поступки.
Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицательное отношение, реакцию одобрения или осуждения.
Это отношение - не обязательно моральное. Оценка может осуществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, целесообразности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. - эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем «Государе» по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты истории и современной жизни неопровержимо указывают, что самые грандиозные достижения социально-политической, научной, художественной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодотворены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только моральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого душевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы будем иметь перед собой не поступок, а операцию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.
Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматривается как сознательно-мотивированное, имеющее значение (ценность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оценку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различение доброго и злого, морально должного и недолжного.
Поступок - акт индивидуального поведения. Совокупность или последовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в педагогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятельность в ее моральном качестве. Так, «операционные» качества учеб-. ной деятельности школьника обозначают словами «успеваемость», «усердие» и т.п., в отличие от «поведения» на уроках и вне их.
Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами поведения в каком-то сообществе, называют «нравами», к примеру: «восточные нравы», «христианские нравы», «мещанские нравы», «нравы Растеряевой улицы» (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступки, люди вступают друг с другом в разнообразные отношения, которые могут включать и нравственное содержание - нравственные отношения. Таковы отношения любви и ненависти, дружбы и вражды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особенности межличностные связи и которые преимущественно получают выражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нравственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и антиценности. Считается, например, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человекоубийство) есть отношение безнравственное.
Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность поступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое «тело» морали, то нравственные отношения образуют «сеть» ее функциональных межсубъектных связей.
Когда человек испытывает прилив сил, готовность действовать, сделать все, что потребуется для достижения своей цели, это называется мотивом поведения. У каждого человека есть своя система мотивов, которую он формирует сам, под влиянием социального окружения, а также воспитания. В процессе реализации своих мотивов совершается деятельность, которая направляется на то, чтобы эти мотивы реализовать.
Абсолютно любое действие читателя сайта психологической помощи сайт определяется его . Одно дело, когда человек понимает свои мотивы, поэтому может их менять, если он считает их неугодными, либо контролировать свое поведение, если реализацию мотивов лучше отложить. Другое дело, когда человек не то, что не контролирует своих мотивов, так еще и не замечает, как совершает действия, на которые они его побуждают. Тогда он обычно сначала действует, а потом сокрушается на счет неправильности своего поведения.
Абсолютно любое действие имеет мотив. Человек просто может его не осознавать или не признавать в себе, поскольку не все мотивы являются социально приемлемыми, однако желанными самим человеком. Нередко человек прибегает к такому способу, как мотивировка – когда он оправдывает собственное поведение, которое совершил неосознанно.
Что важно – поступок или мотив действия? Современный человек все больше обращает внимание на то, что происходит с ним во внешнем мире, полностью забывая о том, что существует еще внутренний. И некоторые специалисты по чтению жестов и мимике говорят, что одна и та же поза может нести разное значение, поскольку человек может скрестить руки на груди не только потому, что он закрывается от собеседника, но и просто из-за того, что ему холодно. Один и тот же поступок может нести разное значение, хотя внешне он трактуется однозначно.
Ответственность – значит нести ответ за собственные решения, действия и результаты, к которым пришел человек. Это не значит, что он ответственен за решения и поступки других людей. Это ответственность только за самого себя и свою жизнь.
Ценный подарок, который можно сделать другим людям, — это предоставить им право самим отвечать за собственные поступки. Даже родители не несут ответственности за поступки своих детей. Пока родитель пытается навязать свое мнение ребенку и несет за него ответственность за любые последствия, ребенок сопротивляется, все делает наперекор и попадает в опасные ситуации, играется с вредными привычками и т. д. Но как только родитель дает собственному ребенку право самому решать и отвечать за последствия, ребенок быстро учится, взрослеет и с благодарностью, уважением относится к своим родителям.
Дети сами ответственны за себя, как и все люди ответственны за то, что они делают и какие результаты получают. Позвольте окружающим самим отвечать за все, что у них происходит.
На Божьем суде человека судят по мотивам, из-за которых он что-либо делал, — от или от любви. Главное – не поступки, а мотивы, с которыми человек что-то делал. Поэтому важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете, с какими целями и мотивами.
Что такое мотивы личности?
Трудно точно сказать, что такое мотив, поскольку личность движима множествами сил. Мотивом может стать:
- Цель или желание – чего человек хочет достичь?
- Убеждения и установки – готовые стереотипы, которые делают человека готовым к определенному действию или поведению.
- Страхи и комплексы – когда человек пытается от чего-то убежать, на что не жалеет сил.
- Интересы и влечения – когда человек к чему-то проявляет интерес, желает это попробовать.
- Идеи – когда человек пока еще не знает, к чему это приведет, но он видит в этом некий смысл удовлетворения своих желаний.
- Потребности – внутренние или инстинктивные желания, которые будут человека докучать до тех пор, пока не будут удовлетворены.
Мотивом личности является некая внутренняя сила, которую он ощущает как прилив энергии, которая побуждает его совершить определенное действие и достичь конкретного результата. Человек не чувствует усталости и лени. Он готов действовать.
Мотивами можно управлять. Конечно, некоторые мотивы являются базовыми и основными, направленными на сохранение жизни человека, поэтому даже их невозможно полностью устранить. Их возможно лишь отсрочить. Однако есть социальные мотивы – наработанные в процессе жизни. Если их осознать, то можно легко поменять или скорректировать.
Почему ваши желания не всегда дают вам желаемой энергии, чтобы их достигать? Ответ здесь достаточно прост: внешние мотивы, которые сформированы человеком сознательно и даже под влиянием общества, намного слабее внутренних мотивов, которые человеку даны на физиологическом уровне или в процессе жизни, ушли в подсознание. Если человек, пытаясь достичь цели, своими внешними мотивами противоречит внутренним, тогда он прекратит достигать своего желания, поскольку внутренние мотивы будут его останавливать и действовать сильнее, нежели внешние.
Мотивы поведения личности
Во все времена люди пытались ответить на вопрос «Почему человек поступает тем или иным образом?». Даже современный человек всегда пытается понять мотивы другого индивида, когда его поведение волнует, не согласуется с личными интересами и желаниями.
В основе любого поведения личности лежат мотивы. Они нередко возникают в комплексе. Среди них есть ведущие мотивы и второстепенные. Ведущие мотивы будут говорить, как человеку действовать, а второстепенные вносить коррективы в поведение, видоизменяя его незначительно.
Чтобы понять поступки другого человека и даже повлиять на них, нужно понять, что индивидом движет, и изменить его мотивы, сделать их ведущими. Именно этим и занимается психология.
Мотивы деятельности личности
Деятельность личности всегда продиктована мотивами. В каждом действии есть мотив. Человек не действует просто так. Сначала нужно понять, какую цель человек перед собой видит, поскольку все его действия будут направлены именно на ее достижение, чтобы удовлетворить самого себя.
- Мотивы могут быть функциональными – направленные на культурное развитие. Здесь человек будет определенным образом отдыхать, развиваться, совершенствоваться.
- Биологические мотивы указывают на то, какие потребности у человека возникают на уровне тела: голод, жажда, секс и пр.
- Материальные потребности – это то, чем человек желает себя окружить, чтобы чувствовать себя полноценным, успешным.
- Потребность в уважении, признании, любви – также возникает у всех людей.
- Духовные мотивы – стремление к самопознанию, самосовершенствованию и развитию своих внутренних качеств.
Мотивация побуждает человека к совершению определенных поступков с целью достижения конкретных целей. Именно мотив движет человеком, который хочет получить и стать обладателем некой категории ценностей. И зная, что является нужным и ценным для каждого отдельного человека, можно побудить его к совершению определенных действий или реализации определенной цели.
Мотивацию очень хорошо рассматривать на рабочих примерах, так как именно там открыто и глубоко изучают данную сферу психологии. Для чего человек работает? Для получения материальных ценностей. Именно благодаря деньгам, их обладатель может осуществить все свои потребности. А ими являются физиологические потребности (еда, одежда, дом) и безопасность (физическое здоровье, охрана), потребность в любви и общественном признании, а также потребность самореализации. Удовлетворяя все свои потребности, начиная от самой необходимой и заканчивая самореализацией, человека можно побуждать к конкретным действиям, связанным с каждым из них.
Итак, чем вы можете побудить своего работника? Конечно же, повышением зарплаты, продвижением по службе, процентами в зависимости от выполненной работы или достигнутых результатов. Для сотрудника всегда очень важно, чтобы его труды были не только замечены, но и хорошо оценены. И только такой работник готов трудиться на благо вашей фирмы, чтобы вы в очередной раз обозначили его заслуги.
В личной жизни мотивами человека могут быть любовь, признание и секс. Конечно, не стоит явно играть данными потребностями, как это происходит в рабочей сфере, однако негласные побуждения позволительны. Например, чтобы заняться с вами любовью, ваш мужчина должен сделать вам массаж. Таким образом, он сделает вам приятное, расслабит и подготовит к физическому контакту.
Управлять мотивацией человека довольно-таки легко, если только хорошо знать психологию людей, быть осведомленными в целях конкретного человека и готовыми выстраивать определенные схемы побуждения индивида к действиям.
Потребности и мотивы личности
Потребность – это определенная нужда внутри человека, которая вызывает напряжение, толкающее индивида на его устранение, что возможно лишь при совершении определенных действий, направленных на ее удовлетворение. Потребности, как и мотивы личности, могут быть:
- Органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
- Индивидуальными и групповыми.
- Психологическими и интеллектуальными.
- Суточными и годовыми.
В одной ситуации человек может быть ведом сразу несколькими потребностями. В зависимости от важности потребностей, человек сначала удовлетворяет самые важные, а затем второстепенные. Иногда человек отказывается от одних потребностей ради удовлетворения других.
Иерархию потребностей показал А. Маслоу в своей пирамиде:
- На первое место он поставил физиологические потребности.
- Затем идут потребности в защите.
- На третьем месте стоят потребности социальные – человек желает иметь с кем-то отношения и получать определенные чувства к себе.
- Затем идут потребности эстетические.
- На последнем месте стоят духовные потребности. К ним человек приходит лишь тогда, когда все предыдущие уровни удовлетворены так, как того надо человеку.
Человек живет в кругу других людей, поэтому социальные мотивы являются одними из главных. Человек не просто желает контактировать с другими людьми, но и стремится получать от них определенные чувства, отношение – уважение, любовь, признание.
Однако социальные потребности нелегко удовлетворить, поскольку в межличностных отношениях достаточно часто возникают конфликты, ссоры, проблемы. Желаемые отношения и чувства не получаются постоянно, поэтому человек периодически возвращается к необходимости их достигать.
Отдельное внимание следует уделить потребности человека иметь власть над другими людьми.
Система мотивов личности в итоге
Каждый человек ведом одновременно несколькими потребностями, что создает систему мотивов личности. В каждой ситуации могут прослеживаться сразу несколько мотивов, некоторые из которых подавляются или исключаются ради удовлетворения других.
Чтобы понять человека, нужно увидеть его систему мотивов, где есть главные и второстепенные потребности.
В психологии, педагогике, криминологии в структуре поступка выделяют следующие элементы: причину, цель, условия, побуждения, борьбу мотивов, принятие решения, действия, последствия и другие. В этическом анализе, думается, необходимо и достаточно принять во внимание лишь три структурных элемента и их взаимосвязь: мотив, результат, а также условия, при которых мотив переходит в результат. Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия же могут быть и субъективными, и объективными. В целом поступок есть единство объективного и субъективного в поведении. Ближайшие результаты поступка большей частью наблюдаемы, лежат на поверхности.
Сложнее с выявлением истинного мотива. Психологически он может представляться в виде комплекса побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто сам деятель затрудняется определить мотив своего поступка: "Сам не знаю, почему это сделал". Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Часто мотив поступка смешивают с близкими, но иными понятиями: причиной, побуждением, стимулом, намерением (умыслом). Побуждение - любая причина (внутренняя, внешняя) поступка. Оно всегда предшествует по времени действию и его результату. Внешнее побуждение (принуждение, уговоры, ссылка на авторитет, обещание награды и т.п.) обычно называют стимулом. Поэтому выражение "материальные стимулы" корректно, но "моральные стимулы" некорректно, так как моральные побуждения - всегда внутренние.
Намерения (умыслы) - хотя и внутренний элемент сознания, но не мотив поступка. Намерение - образ того действия, которое собираются совершить. Намерение нередко не совпадает с мотивом. Так, кто-то намерен взять слово на собрании, мотивы при этом могут быть разными: желание доказать истину, свести счеты с противником, а может быть - просто покрасоваться перед публикой, прослыть златоустом, записным оратором. Намерение предшествует поступку, мотив же может выдвигаться и после, скажем для оправдания уже совершенного поступка, его обоснования. Например, кто-то полез в драку по присущей ему агрессивности характера, на суде же "мотивирует" свое неприглядное поведение апелляцией к более высокому морально-правовому принципу "права на самооборону", на "защиту своей чести и достоинства".
Еще Гегель убедительно доказывал, что мотив всегда внутреннее, субъективное побуждение, и притом осознанное побуждение1. Этим мотив коренным образом отличается от всех других побуждений: внешних причин и обстоятельств, инстинктивных психических реакций.
Процесс осознания и выбора мотива, а также его обоснования для себя или перед другими принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения - исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.
В структуре поступка важное значение имеют условия его совершения, как внешние объективные ("социальный фон", на котором совершается поступок), так и внутренние субъективные (черты характера, состояние психики, тип мировоззрения и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств могут существенно меняться характер ожидания от человека той или иной "линии поведения", а также мера ответственности за нее.