Происхождение и этногенез венгров. История Венгрии

Ве́нгры (самоназвание мадьяр) - народ в Центральной Европе, основное население Венгрии (9, 02 млн. человек, 2004), живут также в Румынии (1, 47 млн.), Словакии (574 тысяч), Сербии (357 тысяч), на Украине (156 тысяч, подавляющее большинство в Закарпатской области). В США 997 тысяч человек считаются потомками переселенцев из Венгрии. В Российской Федерации учтено 2, 78 тысячи венгров (2010). Общая численность венгров в мире оценивается в 12 млн. человек (2004). Говорят на венгерском языке финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: западный задунайский, южный (альфельдский), тисский (дунайско-тисский), палоцкий (северо-западный), северо-восточный, мезешегский (закирайхагский), секейский. Письменность с 10 века на основе латинской графики. Верующие - в основном католики, есть кальвинисты и незначительное число лютеран.

Угорские племена полукочевников-скотоводов, родиной которых считаются области к востоку от Урала, в первом тысячелетии нашей эры переселились предположительно в бассейн Камы, затем в причерноморские и приазовские степи и долгое время находились под властью тюркских племен оногуров и протоболгар. От племени оногур и произошел этноним «угры». В 895-896 угры перешли Карпаты и заняли земли в бассейне Среднего Дуная - так называемое «Обретение родины». Здесь произошел переход к оседлому образу жизни и земледелию. В начале 11 века возникло Венгерское государство, тогда же было принято католичество.

В средние века латинский язык, а позднее и немецкий были официальными языками Венгрии: в венгерский язык вошло много терминов немецкого и латинского происхождения. В 16 веке, после установления османского господства над южными и центральными областями Венгрии, многие венгры переселялись на север и восток. После австро-турецкой войны 1683-1699 и подавления освободительного движения 1703-1711 этническая территория венгров оказалась под властью Габсбургов в составе Венгерского королевства и Трансильванского княжества. Австрийское правительство переселяло в Венгрию колонистов, преимущественно немецких. Образование Австро-Венгрии в 1867 не устранило национальных противоречий. В этот период происходила мадьяризация некоторых невенгерских групп, особенно немцев, словаков. В 1918 Венгрия стала самостоятельным государством.

Сложная этническая история и природные условия различных районов страны послужили причиной формирования локальных субэтнических и этнографических групп, сложившихся преимущественно к началу 18 века и долго сохранявших свои особенности. Живущие в северной гористой части Венгрии этнические группы палоци (между городами Балашшадьярмат и Шальготарьян) и матьо (населяющие область с центром в городе Мезекевешд, получили название от имени короля Матьяша, одарившего их землями) славятся искусством вышивки на коже и полотне. К западу от Будапешта живет выделяющаяся своим декоративным искусством и одеждой группа шаркеза. На западе Задунайского края в средние века сформировались этнографические группы областей Хетеш и Гечей, в материальной культуре которых много сходных черт с соседними словенцами. Между Рабой и Дунаем живет этническая группа области Рабакез. Потомки половцев - куманы (куны), переселившиеся в Венгрию под натиском татаро-монголов в 1239, и ясы (близкие по происхождению осетинам) получили от венгерских королей земли в местностях Ясшаг, Кишкуншаг и Надькуншаг. Они восприняли венгерский язык и культуру. В окрестностях города Дебрецена сформировалась субэтническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании (Румыния) обитают венгры-секеи, у которых сохранились предания об их гуннском происхождении; некоторые ученые считают их потомками печенегов. Ряд групп, отделившихся в разное время от секеев, объединяются под названием чанго.

Главное место в традиционном хозяйстве венгров принадлежало скотоводству, а с 19 века уступило свое место земледелию. Экстенсивное пастбищное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы) было развито на равнинах восточной части страны - Альфельда, в частности в Хортобадьской степи. Давние традиции имеет коневодство, в основном на юге страны. Повсеместно развито свиноводство. Большую роль в развитии земледелия сыграли хозяйственно-культурные контакты венгров с тюркоязычными протоболгарами, а позднее со славянами. Об этом свидетельствуют многочисленные тюркские и славянские заимствования в земледельческой лексике венгерского языка. Главная продовольственная культура - пшеница. С 17-18 веков возделывается также кукуруза - основная кормовая культура. Картофель выращивается с 18 века. Давние традиции имеют виноградарство и виноделие (наиболее известный винодельческий район - Токайская возвышенность на северо-востоке), садоводство и овощеводство. Разнообразны народные ремесла - обработка льна и конопли, вышивка, плетение кружев, ткацкое, гончарное, дубление и выделка кожи и др. В современном народно-прикладном искусстве заметно стремление сохранить старые локальные традиции.

Основными формами поселений долго были крупные села (фалу, кезшег) и хутора (танья), особенно на востоке страны. Наряду с городами, возникшими в средневековье (Буда, Дьер, Печ), сформировались так называемые сельскохозяйственные города (мезевароши): альфельдские города Цеглед, Кечкемет, Ходмезевашархей. Большую часть населения этих городов ранее составляли крестьяне. В 20 веке разница между двумя типами городов во многом была стерта. Традиционные формы жилища различны в разных частях страны. В прошлом дома часто строились с земляными стенами, местами (в Альфельде) - с тростниковыми, обмазанными глиной стенами. У секеев, палоцей и на западе Задунайского края преобладали деревянные постройки.

Традиционная одежда Венгров весьма разнообразна. Женщины носили широкие сборчатые юбки, часто надеваемые на несколько нижних юбок, короткие рубашки с широкими рукавами, яркие безрукавки (пруслики). Появляться на людях они могли только в головных уборах - чепцах, платках. Мужской костюм состоял из холщовой рубашки, жилета и полотняных брюк (гатья). Среди головных уборов преобладали меховые шапки и соломенные шляпы. Мужская верхняя одежда - суконное пальто простого покроя (губа), расшитый плащ (сюр), длинная меховая накидка (шуба).

Традиционные формы костюма вытеснены городской одеждой, но в питании традиции устойчивы. Венгры употребляют в пищу много мяса, овощей (капуста, помидоры), мучных изделий (лапша, клецки), приправ (черного и красного перца - паприки, лука). Наиболее известные блюда - гуляш (густой мясной суп с луком и красным перцем), перкельт (тушеное мясо в томатном соусе), паприкаш (тушеное куриное мясо с красным перцем), турошчуса (лапша с творогом и шкварками). Среди алкогольных напитков преобладают виноградное вино, фруктовая водка палинка.

Современная семья малая, в прошлом была распространена большая патриархальная. В традиционной духовной культуре, календарных и семейных обрядах остались элементы, связанные с дохристианскими верованиями - следы тотемизма, магии, шаманизма, прослеживаются некоторые характерные мифологемы. В фольклоре выделяются песни и баллады (о разбойниках-бетярах), сказки (волшебные, шуточные), исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская народная музыка. В песнях «старого стиля» заметны черты, характерные для музыкального творчества народов Поволжья. Музыка «нового стиля» сложилась под западноевропейским влиянием. Известны венгерские танцы - вербункош, чардаш.

Среди европейских народов венгры, пожалуй, наиболее сильно отличаются от соседей своей речью. Дело в том, что венгерский язык относится к финно-угорской языковой группе, в то время как жители окружающих государств говорят на языках индоевропейской группы. А наиболее родственны венгерскому языки таких народов, как ханты и манси, проживающих на территории Западной Сибири. В одну языковую группу с ними также входят финны, карелы, эстонцы, коми. Но как венгры оказались так далеко от Урала и Сибири? Почему внешне они совсем не похожи на своих ближайших языковых родственников?

На фото: ханты и манси - ближайшие языковые родственники венгров

Венгры, или, как они себя называют, мадьяры, имеют интересную историю, а состав их языка отражает многие периоды формирования венгерского этноса. Более половины слов современного венгерского языка имеют финно-угорское происхождение. В первую очередь это основные глаголы, а также термины и понятия, относящиеся к описаниям природы, семьи, общества, охотничьи и рыболовные термины. Как полагают исследователи, это основа языка, которая осталась практически неизменной со времен существования единой угорской общности, проживавшей на территории Западной Сибири и Урала около IV-III тысячелетий до нашей эры. Затем произошло разделение угорских племен на северные и южные, которые сместились в сторону Аральского моря. Там они в значительной степени смешались с представителями народов иранской группы (сарматами и скифами) и освоили скотоводство. В результате этого венгерский язык обогатился словами, связанными с разведением животных, которые имеют иранские корни. Около середины I века нашей эры мадьярские племена мигрировали на северо-запад, на территорию современной Башкирии, где было найдено несколько захоронений мадьярской культуры. В дальнейшем происходило продвижение племен на запад и смешение их с тюркоязычными булгарами и хазарами, а также со славянскими племенами. Так, очень много слов в венгерском языке, которые относятся к земледелию, труду, жилищу, пище, быту, имеют славянское происхождения. Именно интенсивным смешением с разнообразными народами и объясняется такое значительное внешнее отличие современных венгров от представителей обских угров (хантов и манси). В конце IX века венгры добрались до территории Среднего Дуная, где они и проживают по сей день. Интересно, что к этому времени они уже приобрели современные европейские черты лица и по своему генетическому типу являлись скорее европеоидами, о чем свидетельствует анализ венгерских захоронений Х века на Среднем Дунае.


На фото: венгерские девушки

Но помимо основы древнего угорского языка, у венгров сохранились некоторые обычаи и традиции, которые говорят об их сибирском происхождении. Например, традиционный венгерский рыбный суп халасле готовится по аналогичному рецепту с супом ханты и манси. А некоторые блюда национальной кухни такие же, как у коми или карелов.

Вот так, по мнению ученых, происходило формирование удивительного венгерского народа. И сегодня мадьяры хоть внешне и не напоминают своих древних предков, но сохранили в своем языке и традициях частичку сибирских угорских народов.

Их около десятка миллионов жителей. Также они населяют Румынию (около 2 млн чел.), Словакию и многие иные территории не только на евразийском континенте, а также в Америке и Канаде.

Сколько же их?

Итого мадьяров на земном шаре порядка четырнадцати миллионов человек. Основным языком для них является венгерский. Существует также множество диалектов, которые делают речь разнообразной в зависимости от территории.

Мадьяры - это очень древний народ, в чьей истории можно долго и увлекательно разбираться. Письменность развивалась уже с десятого века. Наиболее распространенной религией считается католицизм. Большинство остальных - последователи лютеранской и

Откуда они пришли?

Современные мадьяры происхождение свое описывают следующим образом: ранее это были кочующие мелкие племена, в основном занимавшиеся разведением скота. Они пришли с земель на востоке от Урала.

На заре первого тысячелетия эти люди последовали к бассейну Камы, потом обосновались на северном берегу Черного моря. В это время им приходилось повиноваться правящим на той территории народам. В конце девятого века мадьяры поднялись к и поселились на берегах реки Дунай.

Здесь они задержались надолго, ведь на данной территории было все для оседлого образа жизни. Мадьяры - это, по сути своей, земледельцы. В одиннадцатом веке эти люди стали частью венгерского государства и приняли католицизм.

Таким образом, древние мадьяры влились в венгерский народ, создавая анклавы. Местные жители приняли их. Стоит отметить, что в тогдашней Венгрии и без мадьяров было множество разных народностей, которые взаимно обогащались культурно и духовно.

Официально для письменности использовалась сначала латынь, а потом уже немецкий. Именно из них и почерпнул множество терминов. Мадьяры - это часть огромного бурлящего котла, содержимое которого менялось и перетекало из одних мест на другие на протяжении столетий.

Также некоторые представители этого народа покидали территорию Венгрии для того, чтобы основаться в прекрасных краях Восточного Прикарпатья. В XVI веке царило османское иго, оно затронуло и Венгрию, так что её гражданам приходилось спасаться бегством в сторону севера и востока.

Людей в государстве стало значительно меньше. Когда закончилась австро-турецкая война и освободительное движение было подавлено, землями венгров завладели Габсбурги. На территорию Венгрии подселяли немецких колонистов. Со временем как народ менялись мадьяры. История и культурное наследие пережили ощутимые перемены в то время, ведь национальные противоречия только нарастали.

Сила государства крепла, и все подселяемые народы проходили мадьяризацию. Так Венгрия перешла в состояние самостоятельной республики.

Кто из них в чем был хорош?

Начали формироваться различные группы венгров. Мадьяры - это не маленькое скопление жителей, а целый народ, столь же многочисленный, сколь неоднородный. Начиная с восемнадцатого века, эти группы сохраняли свои отличительные черты. Разумеется, у каждого поселения был свой конек, что-то, чем они отличались и в чем преуспевали больше своих сограждан.

Например, жители гор (палоци и матью) отличались большим мастерством в вышивании на коже и полотнах. Народ шаркёза в основном запомнился потомкам своими прекрасными навыками в создании предметов декоративного искусства и одежды. К западу Задунайского края во время средневековья образовались группы на территориях Хетеш и Гёчей. По достижениям в материальной культуре они наиболее походили на своих соседей - словенцев.

На омываемой реками Раба и Дунай территории разместился народ рабакёз. Куманы, они же куны, потомки половцев, ощущая натиск татаро-монголов в тринадцатом веке, а также ясы были удостоены получения земель от королей Венгрии. Подобно губке, они впитали в себя культуру и язык. Так появились и гайдуки.

А что же сегодня?

И вот спустя столетия что собой представляет венгерская нация? Мадьяры происхождение свое не забывают и чтят историю. Сегодня Венгрия считается довольно развитым государством. На высоком уровне функционирует промышленность, а также сфера обслуживания. Однако также большая роль отведена сельскому хозяйству, ведь эти земли все еще благодатны и плодородны, а технологический прогресс лишь открывает новые возможности для ее обработки. Хорошо развито как скотоводство (которое начало кормить венгров первым), так и земледелие.

С чего всё началось?

В древности развитием скотоводства отличались равнинные территории страны на востоке. Особенно популярным было разведение лошадей в южной части Венгрии. Немало пользы и от свиноводства. Знания об искусстве обработки земли венгры почерпнули от тюркоязычных протоболгар, а также славян. Это отражено даже в тогдашней лексике перечисленных выше народов.

Больше всего мадьяров кормила именно пшеница. Основной кормовой культурой была кукуруза. В восемнадцатом веке начали выращивать картофель. Без внимания не осталось виноделие, выращивание садовых деревьев и различных овощей. Обрабатывались лён и конопля. Отдельное внимание можно отвести прекрасной и уникальной вышивке, кружевам, произведениям Также мадьяры отлично управлялись с кожей. Современные венгры уважают свои традиции и стараются сберечь древние обычаи.

В каких условиях они жили?

Сёла венгров были довольно большими, также они селились на хуторах (по большей части в восточной части Венгрии). Сегодня подавляющая часть населения государства - это горожане. Из средневековья до наших дней сохранились такие города, как Печ, Буда, Дьёр и прочие.

Помимо этого, сформировались населенные пункты, кардинально отличающиеся от классического представления о мегаполисах. В прошлом их населяли крестьяне, так что отсюда и название - города сельскохозяйственного типа. Сегодня разница между двумя видами городов чувствуется не так сильно.

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

Существует немало доказательств в археологии, мифологии, лингвистике того, что венгры-угры пришли в IX веке на Дунай из Среднего Прикамья.
Казалось бы, венгры должны самолетами и вагонами приезжать с экскурсиями в Соликамск и Кишерть, чтобы хотя бы посмотреть на свою далекую историческую родину. Но этого не происходит. Почему?

Для начала прочтем небольшую главу из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль"(Пермь, 2014).

Загадка венгров

В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры, ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м (это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более 270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р.Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлур-гия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу.
Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —мост, vert —броня, asszony — госпожа, женщина, kard - меч, ezüst —серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ, исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого века.
В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с.Манвеловка в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима» (Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду (Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия» (так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели военное поражение от царя болгар, но затем в битве при Прессбурге под руководством князя Арпада, объединившего семь племен, разгромили войска Великой Моравии. Воинственные племена венгров хотели еще захватить Баварию, но проиграли битву при Лехе немцам и осели на Дунае.
Споры о родине венгров велись веками. Венгерские ученые (А.Регули, Б.Мункачи и др.) не раз приезжали в Зауралье, изучали хантов и манси, нашли много общего у своих предков и уральцев, включая древний национальный миф о семи братьях вождях и младшем царе-всаднике, победившим братьев в конном состязании. Аналогичный миф сохранился у манси, где великий герой Мир-Сусне-Хум (Альви, Альвали, Али-Хум) победил братьев и первым привязал коня у небесной коновязи отца Нуми-Торума.
Католический венгерский монах Юлиан, посланный для поисков родины предков и обращения в христианство оставшихся в язычестве венгров, в 1236 году нашел «венгров-язычников» в неведомых краях за Волгой и говорил с ними на понятном для них венгерском языке. Путь к ним на север ему указали булгары, так что, скорее всего, монах провел месяц с уграми Прикамья.
Итак, мы знаем, что в начале девятого века один из народов Приуралья исчез, а в конце того же века на Дунае появился народ с той же мифологией, с родственным языком, с похожим погребальным обрядом. Не будем ничего утверждать, выводы делайте сами.
***

Добавим к этой главе, что на Огурдинском могильнике в Усолье А.Белавин нашел и описал ряд вещей, аналоги которых найдены в древневенгерских могильниках на Дунае. Чтобы доказать тождество народов, не хватает только фотографий древних венгров на фоне Сылвы и Камы, а затем тех же лиц на фоне Тисы и Дуная в девятом веке.
Итак, факты налицо, а любопытных венгров в Соликамске не видно. Отчего?

Более того, если финны считают местных финно-угров своими младшими несчастными родственниками, так сказать, заблудшими лесными братьями, то венгры презрительно отворачиваются и открещиваются от всех этнических связей с Уралом. Это может рассказать, например, Наталья Шостина, которая не раз пыталась пригласить венгров на этнофестиваль Камву.
Тот же вопрос - почему?

Чтобы ответить на это сразу определим роль официальной историографии любой страны.
Официальный историк - это обслуживающий персонал правительства, так же, как охранник, водитель служебной машины, уборщик. Такой же персонал, как официальный писатель, режиссер, политолог, редактор государственного телеканала. Как известно, любая история тут же переписывалась в угоду новому императору и правительственному курсу.
Нынешней Венгрии, освободившейся 25 лет назад от социализма и вновь ставшей частью европейского мира, нужна европейская история, далекая от связей с Россией и лесостепью Прикамья. Официальная историография Венгрии считает, что стыдно и нелепо выводить историю страны из каких-то лесов диких финно-угров. Венгерские националисты-историки вообще называют теорию исхода угров из Прикамья и Зауралья пророссийским заговором в науке и клеймят ее сторонников. Венгерская историография ищет предков венгров в основателях огромных кочевых империй и возводит историю нации к гуннам и Атилле. Доказательств этому нет, кроме одного: на Дунай пришла орда, то есть кочевой народ. И вот тут мы вынуждены согласиться с ними.

Но мы пойдем дальше и исправим важную ошибку венгров.
На Дунай пришли не дикие угры северных лесов. В Восточную Европу явились из лесостепей Прикамья потомки кочевого народа аланов, сыгравшего огромную роль в этногенезе прикамских угров. Сармато-аланы, пришедшие на север в IV веке, после разгрома их основных сил в южных степях гуннами, осели на Каме, образовали вместе с местными племенами т.н. неволинскую культуру, но сохранили в прикамской лесостепи навыки кочевых народов. По неизвестным причинам их потомки через несколько столетий покинули наши края и пройдя через Волжскую Булгарию и Приазовье устремились в Европу.

Про аланские слова в венгерском языке мы уже говорили. Характерно, что это вождистские слова, обозначающие добычу и оружие (меч, серебро, зеркала, женщины и т.д.). Добавим, что в Венгрию впоследствии в XIII веке бежали от монголов с Кавказа аланы-яссы и легко адаптировались в "чужой" стране.
Парадокс в том, что венграм-националистам не нужно возводить себя к отвратным (по мнению тогдашних европейцев) гуннам, происхождение их гораздо благородней.
Сармато-аланы - знаменитый народ, родством с которым гордились поляки, украинцы и даже французы, где аланы оставили большое наследство в топонимике городов: Alanville, Alansonum и аристократических имен Ален, граф Аллон и т.д. Аланская конница в составе римских войск смяла и уничтожила центр гуннской армии во главе с Атиллой в знаменитой битве на Каталаунских полях. Вообще, аланы - ираноязычный народ, европейские кочевники, в отличие от азиатов-гуннов, пришедших издалека.
Лишь в последнее время появились работы о сарматах в Прикамье (Д.Шмуратко, В.Овчинникова и др.) , неизвестные венгерским историкам. Дождемся ли мы дней, когда истина озарит гордых венгров, и они двинут изучать свою далекую историческую уральскую родину?
К тому же местами она не менее красива, чем берега Тисы и Дуная.