Рождество Христово: даты, история, традиции. Православное Рождество: традиции и история празднования

Православные готовятся к наступлению одного из главных двунадесятых церковных праздников – Рождеству Христову, который верующие отметят 7 января 2018 года, рождественский пост. ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о традициях и обычаях празднования Рождества.

Рождение непорочной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа открыло возможность спасения души и вечной жизни для каждого верующего человека. Как праздник христиане начали отмечать Рождество с IV века, а ранее рождение Сына Божьего упоминалось только в день Богоявления. В дальнейшем эти праздники были разделены. По своей значимости Рождество стало вторым христианским праздником после Пасхи. Празднование Рождества продолжается вплоть до 17 января и это период времени называют Святками.

История Рождества Христова

Накануне рождения своего сына Богородица пришла в Вифлеем. Христос появился на свет в гроте скалы, где пастухи держали скот, укрывая его от непогоды. О появлении на свет Спасителя ангелы возвестили пастухам. Те, в свою очередь, пришли в грот, чтобы поклониться новорожденному. Маленький Христос лежал в яслях (так называется кормушка для скота). Волхвы принесли Сыну Божьему свои дары – ладан, золото и смирну, подарки, имеющие особое символическое значение. Так, золото – символ приношения Царю, ладан - священнический символ (Христос был Первосвященником), а смирна – это искупительная жертва Христа за все человечество.

Рождественский сочельник и Святой вечер

Завершающий день поста - рождественский сочельник – считается самым строгим. Те, кто придерживается поста, не принимают пищу до тех пор, пока на небе не начнут появляться звезды. Первая вспыхнувшая звезда - знак того, что на свет появился Божественный Младенец.

Вечер накануне Рождества называется Святым. Так как скоромную пищу можно принимать лишь на следующий день, то по сложившейся веками традиции, для Святого вечера хозяйки готовят двенадцать постных блюд. Это число символизирует 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви.

Основное блюдо праздничного стола в этот вечер – кутья. Так называется кушанье из проваренных зерен, приправленных медом, маком, орехами и изюмом. На Руси под тарелку с этим блюдом всегда прятали небольшой клочок сена, что являлось напоминанием места рождения Христа.

На столе также присутствовали постный борщ, салаты из овощей, пироги, блюда из рыбы и вареники с постной начинкой.

Как правильно праздновать Рождество Христово

Верующие всегда с нетерпением ждут наступления светлого праздника Рождества Христова. Накануне Рождества в храмах происходят праздничные службы. В эту ночь никто не ложился спать, потому как считается, что проспать такое великое событие, как рождение Сына Божьего, никак нельзя. Церковь напоминает, что Господь благодарит человека даже за самое незначительное усилие, которое тот за него делает. И даже природа откликается на это событие – и звезды ярче светят, и утреннее солнце играет разными цветами радуги.

После завершения праздничной службы верующие садились за накрытые столы и начинали разговляться. К великому празднику готовили различные мясные и рыбные закуски, ставили на стол заливное и гуся, которого запекали с яблоками. В качестве гарнира подавали соленые огурцы и помидоры, зелень, жареный картофель.

Традиционным символом праздника является елка, украшенная игрушками и свечами (последние - напоминание о неземном свете, исходящем от пещеры, где Иисус появился на свет), верхушку которой венчает звезда. Под деревом складывают подарками для всех членов семьи. Кроме того, в домах и храмах сооружают вертеп - пещерку, в которой родился Христос.

Еще одной традицией, пришедшей из прошлых веков и связанной с Рождеством Христовым, стало колядование. Суть обряда заключается в том, что дети и взрослые, переодевшись, ходят от дома к дому и поют колядки, которыми славят появившегося на свет Христа.

Хозяйки к Рождеству помимо пирогов и пряников пекли колядки – так назывались небольшие по форме изделия из ржаного пресного теста с начинками. Именно колядками угощали тех, кто приходил и пел песни о Рождестве Христовом. Исполнителей колядок одаривали конфетами, фруктами и даже деньгами. Сегодня такая традиция осталась лишь в деревнях и селах России.

Короткие смс-поздравления с Рождеством

В интернете можно найти немало вариантов поздравлений с Рождеством Христовым. Вот лишь несколько примеров коротких поздравлений в стихах.

Рождество – день особый, поверьте.
В этот день в мир явился Христос.
И с любовью в божественном свете
Нам надежду и радость принёс.
К небу руки свои вознесите
И откройте для чуда сердца.
Все обиды свои отпустите,
Излучая любовь без конца!

Мы вам желаем в Рождество
Улыбок, искреннего смеха,
Здоровья крепкого, успеха
И много доброго всего.
Пускай играет в сердце кровь,
И радость длится бесконечно.
И да пребудут с вами вечно
Надежда, вера и любовь!

С Рождеством Христовым поздравляю!
Света в душе и любви я желаю.
Пусть доброе сердце в груди твоей бьется
И верный спутник по жизни найдется.

Пусть будет сильным дух, счастливым быт
Удача в дом твой птицей прилетит,
И счастье с радостью придут на огонек
С тобой останутся не на один денек.

С вятой вечер к нам приходит, чудо, Рождество!
Пусть же в вашем доме будет радостно, светло!
В этот день Христос родился, мир нам все принес,
Лишь добро он людям делал, путь его непрост.
От души желаем счастья вам и всем родным,
В этот день улыбки ваши видеть лишь хотим.
Вместе с звездами на землю Святой дух придет,
И в сердцах любви прекрасной огонек зажжет.

Рождественские ангелочки
Весть по свету разнесли!
Будут счастливы люди и точка
На территории и всей земли!

Прекрасный день, прекрасный миг
И лучезарный видим лик!
Сегодня Рождество Христово
И весть мы разнести готовы,
А с нею вместе благо, счастье!
Пусть все покинут вас напасти!

Православное Рождество: традиции празднования.

Православное Рождество традиционно начинается со дня, который ему предшествует и носит название Рождественский Сочельник. В сочельник 6 января православные христиане активно готовятся к грядущему празднику. А само Рождество Христово для православных христиан наступает 7 января. По строгим давним традициям верующие должны отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, и, когда она загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол традиционное блюдо - сочиво. Сочиво - это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня - сочельник.

Традиции православного Рождества
Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд. Однако традиция праздновать Рождество возникла лишь в конце 3 - начале 4 века, когда верующие христиане стали отмечать рождение Христа одновременно с Его Крещением в один день - 6 января по юлианскому календарю. До этого момента самым важным и главным религиозным праздником было Воскресение Христа, т.е. Пасха. И лишь в середине 4 века праздник Рождества Христова окончательно отделился от Крещения Христа, и Римская церковь стала отмечать его 25 декабря по юлианскому календарю.
По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством, в мире хозяйничают две силы: добро и зло. И та сила, к которой человек склонялся, и совершала с ним чудеса в эту волшебную ночь. Одна сила звала на колядки празднование рождения Христа за рождественским столом, а другая сила собирала на шабаш нечистую силу, ведьм и чертов. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» (в народе «калитка») - наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядки, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Существовала народная примета: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». А если в ночь перед Рождеством ударит мороз - семья проживет год дружно, в любви и согласии. Такие традиции православного Рождества являются отголосками языческих традиций и празднований, которые по сути не имеют отношения к великому христианскому празднику, однако, они очень органично в него вписались о окутали православное Рождество сказочным и волшебным туманом.
В праздник Рождества Христова мы особенно остро и глубоко переживаем встречу с Христом, пусть для многих из нас она и случается всего-то пару раз в год. Но Рождество - это тот момент, когда мы осознаем корни и традиции Рождества наиболее глубоко и самое главное, радостно. Что ни говорите, а праздник Рождества зажигает свет в душах и дарит людям тепло, веру и любовь. По христианской православной традиции до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. И поэтому Бог сделал шаг навстречу и, преодолев ту грань, что отделяла людей грешных от вечной жизни в вечной радости, предстал перед людьми человеком. Именно эту встречу с Богом и празднуем в Рождество. В день рождественского сочельника начинаются Святки - почти две недели праздников, которые длятся вплоть до праздника Водокрещения 19 января. Рождество считается вторым по важности праздником Православного христианства.

Кто еще отмечает Рождество 7 января?
Помимо Русской православной церкви в ночь с 6 на 7 января Рождество отмечают Иерусалимская, Украинская, Белорусская, Грузинская и Сербская православные церкви, афонские монастыри, католические церкви восточного обряда (например, Украинская греко-католическая церковь), а также протестанты, следующие традициям отмечать религиозные праздники по Юлианскому календарю. Оставшиеся 11 православных церквей мира проводят празднование Рождества Христова, как и католические христиане, в ночь с 24 на 25 декабря. Объясняется такая традиция использованием так называемого «Новоюлианского» календаря, который совпадает с используемым католиками Григорианским календарем.

Желая спасти человеческий род, Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в иудейском городе Вифлееме. В то время император повелел сделать всена-родную перепись по всей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Для переписи люди должны были идти в те места, откуда они были родом. Поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода царя Давида, пришли в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостиницах. В пещере, служившей загоном для овец, среди сена и соломы для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Родившийся смиренный Богомладенец был прославлен ангелами, пастухами и иноземными мудрецами, чудесным образом узнавшими о Его рождении и пришедшими поклониться Ему. Вслед за ними это великое событие человечество торжественно отмечает 7 января (25 декабря по старому стилю).

Значение праздника Рождества Христова

Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. День, предшествующий рождественской ночи, называется Сочельником, по названию постного блюда этого дня — сочива, приготовляемого из меда и пшеницы. До захода солнца и появления первой вечерней звезды, согласно древней церковной традиции, было принято ничего не вкушать, подражая волхвам, претерпевшим многие лишения на пути к Рожденному Царю, а также пастухам, ночью охранявшим свои стада и первым принявшим весть о рождении Божественного Младенца.

Двенадцать дней от Рождества до Крещения Господня называются Святками, то есть святыми днями, в честь прихода в мир Спасителя. В эти дни люди издревле стремились принести друг другу радость: вручали подарки, приглашали гостей, рассказывали сказки и загадывали загадки, катались на санях и зажигали костер, который своим огоньком в темною зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Спасителю мира и принесли ему дары. Начиная с Петровской эпохи, в домах стали украшать рождественскую елку — символ неувядающей жизни, устраивали вертеп (подобие рождественской пещеры), ходили прославлять родившегося Христа особыми песнями — колядками.

Христианам следует всячески беречь святость этих дней и вечеров, не нарушая ее гаданиями и другими суеверными обычаями, заимствованными от язычников, ведь гадание Церковь относит к числу тяжких грехов.

по-церковнославянски:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

по-русски:
Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе.

по-церковнославянски:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

по-русски:
Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог.

Тропарь и кондак празднику исполняет вокальный квартет Раифского Богородицкого монастыря «Притча»

Материалы сайта о Рождестве Христовом


митрополит Сурожский Антоний

Рождество Христово , которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари, потому что это Рождество Христово , воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.

Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли - и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества - несметное количество. И по сей день - увы! - в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество - страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это - начало пути Его; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены - подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым...

Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, "стал как мы все", не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился - через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, - Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог - хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Только те, которые верят в силу и ни во что иное, только те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, жалость, милосердие - закон жизни.

Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды - Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Бого-носным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?
Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем.

Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем с благоговением, любовию и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно - слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!
И Бог призывает нас помнить это, и призывает нас такими быть не только в нашей христианской среде, но и среди всего окружающего мира: относиться к каждому человеку с такой справедливостью, не судящей и осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая все злое и темное и, признавая ее в каждом, дать путь этой красоте стать реальностью и победить, восторжествовать.

Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, изливающейся, истощающей себя, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры; любовь, которая дает не только то, что имеет, но самое себя. Вот что Евангелие, вот что Воплощение принесли в мир, и это в мире пребывает. Христос сказал, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его, но не может и погасить. И свет этот светит и будет светить, но победит он только, если мы станем его провозвестниками и делателями заповедей о правде и о любви, если мы примем Божие видение о мире и принесем его всему миру - нашу веру, то есть нашу уверенность и надежду, единственную силу, которая может помочь другим начать жить по-новому. Но для того, чтобы начать жить заново, они должны увидеть новизну в нас. Мир зачаточно стал новым через соединение Бога с человеком, когда Слово стало плотью; мы теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме или сумерках этого мира.
Да даст нам Господь смелость и любовь, великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями, и да будет благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Оставалось совсем немного времени до того момента, когда Святая Мария должна была родить.
Как раз в это время, по указанию царя Ирода, в стране было необходимо провести перепись населения. При этом согласно древним обычаям, каждый житель должен быть записан по месту происхождения своих родов.

Невзирая на свое положение, Мария и ее супруг Иосиф, отправились в Вифлием, откуда велась родословная царя Давида. До места они добрались только под вечер пятого дня.
Изнуренные тяжелой дорогой, святые Мария и Иосиф не смогли найти ночлег. Так же, как и они, в Вифлием прибыло очень много людей для переписи. Все постоялые дворы и гостиницы уже были заняты, а цены на свободные места поднялись и оказались слишком большими для семьи бедного плотника.
Так святое семейство недалеко от города Вифлиема, в пещере, где от непогоды пастухи укрывали свой скот.
В святую ночь 747 года от основания Рима, в этой пещере совершилось великое событие Рождества Христова, это было Рождество Спасителя всего мира.
После появления на свет Младенца, Святая Мария спеленала его и положила на ясли, в которых находилась солома для кормления скота. По преданиям, ослик и вол согревали Божественного Младенца.
Первыми, кто узнал о том, что произошло самое великой событие, которое вообще происходило когда-либо с миром, Рождество Бога-Сына, были пастухи. В ночной тьме вдруг все озарилось вокруг дивным светом, Ангел Небесный в этом сиянии явился пастухам, которые пасли неподалеку свои стада, и возвестил им:

«Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью всем людям: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2, 10-12)

И все небесное ангельское воинство предстало перед взором пастухов, они услышали торжественную песнь:

«Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!»

Когда это чудное явление исчезло, люди увидели яркий свет, исходящий от одной из пещер, они зашли туда и

«нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2,16)

Простые, неграмотные пастухи были первыми, кто безоговорочно поверил в Рождество Христово, в то, что они увидели Самого Бога.

Это был настоящий праздник, над пещерой ярко засияла Вифлиемская звезда, по ее свету волхвы нашли место, где случилось Рождество Младенца. Они зашли в пещеру и преклонились перед Спасителем. С собой волхвы принесли золото, как дар царю, ладан, как Богу и смирну, как предвестие будущей смерти.

Примечание: иудеи использовали смирну при погребении, чтобы тело как можно дольше оставалось нетленным.

Царь Ирод Великий, как и многие другие иудеи, знал о пророческом предсказании, о рождестве царя, и боялся этого, потому, что считал Его претендентом на свой престол. Он даже попытался обмануть волхвов и попросил им указать место, где произошло Рождество, чтобы и сам Ирод смог поклониться Иисусу Христу. Но волхвами были получены откровения о намерениях правителя, место нахождения святого семейства они не выдали.

Страх потери власти заставил царя Ирода отдать страшный приказ:

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Более 14000 младенцев погибло в то время, но Сын Божий остался жить – Мария и Иосиф, при Божием покровительстве, той же ночью покинули пещеру и отправились прочь из Иудеи в Египет.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ ПЕРЕД ПРАЗДНИКОМ. ПРОХОЖДЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА.

С 28 ноября начинается последний многодневный пост в году, Рождественский , который заканчивается праздником Рождества Христова- 7 января. Сначала Рождественский пост длился около 7 дней, но на Соборе в 1166 году было установлено, что этот пост необходимо хранить сорок дней, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост является примерно таким же по строгости, как Петровский, но ограничения в пище не такое строгое, как Великом.

По понедельникам, средам и пятницам Рождественского поста нельзя есть рыбу, и пить вино, продукты готовят без использования сливочного масла, но лучше в эти дни придерживаться сухоядения. Во все выходные дни и великие праздники разрешается есть рыбу. Правда, если праздник выпадает на понедельник, среду или пятницу, то рыбу есть нельзя, а выпить немного вина можно.

С 25 по 31 декабря пост усиливается, рыбу в эти дни не едят. Самый строгий день поста– накануне праздника, в Рождественский сочельник, в который пищу не вкушают до самого вечера. Этот Святой вечер в Рождественском посте принято проводить в кругу родных и близких людей, разговляться можно только после полуночи.
В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое соблюдение поста (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения.

«И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино́же пием, благодаряще Бога» (Типикон, 25 декабря).

В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай Рождественского поста — до позднего вечера, до появления первой звезды непосредственно перед самим Рождеством Христовым, продолжать соблюдение поста.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в этот пост в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера!

Пост продолжается до момента, когда после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча, и споют

Рождественский пост – это не диета. Он необходим, чтобы мы достойно встретили Рождество Христово, чтобы мы могли очистить себя покаянием и с чистою душою приняли праздник Рождества.

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.
Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.
Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.
По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.
С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.
Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

ВЕЛИЧАНИЕ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Величание Господа нашего Иисуса Христа в праздник Рождества Христова.

Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии

ВИДЕОФИЛЬМ

Видеофильм о событии Рождества Христова.