Шинель краткое содержание для читательского дневника 8. Шинель (повесть), сюжет, действующие лица, инсценировки, экранизации

В этой статье будет рассказано о создании повести и об одном из великих писателей, прозаиков и критиков XIX века.

«Шинель» краткое содержание и краткий пересказ.

О повести «Шинель»

Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».

В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.

Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.

Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих. Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.

История создания повести «Шинель»

Эта повесть – некогда услышанный Николаем Васильевичем анекдот про чиновника, потерявшим своё ружье, на которое копил долгое время.

Эта повесть последняя из цикла «Петербургские повести».

В 1842 году «Шинель» была закончена, а фамилия героя была изменена на Башмачкина.

Жанр произведения — история с привидениями, драма.

Кто написал «Шинель»

Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.

Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.

Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести

Главным персонажем рассказа является Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий чиновник и титулярный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, печаль, а порой и даже небольшое отвращение.

Описание: скромный, не имеющий целей в жизни, кроме одной — накопить на новую шинель.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, наоборот, он находил удовольствие в переписывании бумаг и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особенный уединенный мир. Даже приходя домой, Башмачкин садился за переписывание бумаг.

Скудно зарабатывает, всего 400 рублей в год. Этого еле хватает даже на пропитание. Маленький, лысоватый человек с «геморроидальным цветом лица», беззащитный и одинокий. Терпящий издевательства и полное безразличие со стороны более молодых чиновников.

Другие персонажи «Шинели»

Кратко о других персонажах. Помимо Башмачкина, в повести есть ещё два персонажа — Григорий или кратко Петрович, и «значительное лицо» или «генерал».

В прошлом Петрович крепостной крестьянин, а ныне портной, злоупотребляющий алкоголем.

Именно к нему придет Акакий Акакиевич за помощью. Жена бьёт его за пьянство, но только в таком состоянии он уступчив.

«Значительное лицо» или «генерал». Второстепенное лицо, но играющее не последнюю роль в этой повести. С богатырской внешностью, в возрасте, солидный и строгий.

Краткий пересказ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Зачастую, в школах с учеников требуют ведение читательского дневника, где рекомендуется в основном записывать краткое содержание произведения или характеристики героев. Далее будет приведен краткий пересказ произведения.

Сидя за переписыванием бумаг, более молодые чиновники постоянно мешали и подбрасывали бумажки к нему на стол и всячески издевались. Но однажды один из молодых чиновников, в очередной раз решивший посмеяться над Башмачкиным, остановился, услышав его слова «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», которые долетели до его сердца.

Человек живет в своей должности, и даже приходя домой, после скудного ужина, он садился писать и переписывать документы. Описывается петербургский вечер, отображающий всю серость и слякоть и то, что видит Акакий Акакиевич. Эта зарисовка показывает и саму жизнь Башмачкина — такую же серую и тусклую без развлечений и целей.

Он зарабатывает всего четыре сотни рублей в год, чего ему едва хватает. На улице холодно, и герой старается как можно быстрее добежать до работы в прохудившейся «тощенькой шинелишке». Он обращается к Григорию, а в сокращении к Петровичу за помощью. Как было уже написано Петрович в прошлом крепостной крестьянин, а ныне портной. Описание дома Григория вызывает некое отвращение.

Придя к нему домой и поднявшись наверх, Акакий Акакиевич в ходе разговора понимает, что Петрович трезв, и договориться с ним не получиться.

Григорий не поддался уговорам Башмачкина починить его старую шинель и обязался сшить новую, не понимая сколько значила для Башмачкина эта шинель. Ведь она дорога не только как память, но и по цене.

В итоге попытка снизить цену или уговорить починить старую шинель не увенчалась успехом.

Одержимый мыслями о шинели он заходит к Петровичу поговорить о ней. И вот шинель сшита. Акакий Акакиевич идет в департамент в новой шинели. Башмачкин слышит много похвалы в свою сторону, ведь шинель не остается незамеченной сослуживцами.

Они требовали задать по такому случаю вечер и устроить празднество, но Башмачкина спасает другой чиновник, у которого были именины, он и позвал всех на ужин.

После работы Башмачкин возвращается домой. Пообедав, его путь ложится к чиновнику имениннику. Но Акакий Акакиевич надолго там не задерживается - увидев, что час поздний, возвращается домой.

Недолго Башмачкин носил свою шинель. Идя этим же вечером домой по темной улице, он наталкивается на двух людей с усами, которые благополучно отнимают у Башмачкина его шинель.

Расстроенный, он идет на следующий день на работу. Не найдя помощи у пристава, по настоянию коллег он обращается к «значительному лицу» или «генералу». Но и там не находит помощи.

Спустя несколько дней Акакий Акакиевич умирает в припадке горячки. Призрак Башмачкина обитал возле Калинкина моста, там, где с него сняли шинель, и сдирал со всех проходящих мимо их шинели.

«Значительное лицо» узнает о смерти Башмачкина и искренне этому удивляется. И однажды, проходя поздно вечером по этому мосту, генерал почувствовал, что кто-то ухватился за воротник.

Повернувшись, он узнает Акакия Акакиевича. Тот в свою очередь снял шинель с генерала, и с тех пор дух Башмачкина никто не видел.

Повесть «Шинель» - иллюстрация грустных реалей чиновничьей России.

В одном из департаментов Петербурга служил один мелкий чиновник – титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Маленький, низенький, рыжеватый и лысоватый. Описывается чудная история про то, почему его назвали таким именем. На момент рождения Башмачкина (23 марта) в церковном календаре предлагались странные и смешные варианты имен: Моккия, Сессия, Хоздазат, Трифилий, Варахасий или Дула. Ни одно имя не приглянулось его матери, потому решено было именовать ребенка в честь отца Акакием Акакиевичем.
Сколько его помнили на службе, он всегда был на одном и том же месте и делал одну и ту же работу. Чиновники-сослуживцы над ним посмеивались, не уважали, даже иногда издевались. Но Акакий Акакиевич не обращал внимания. Он всего себя посвятил работе – «он служил с любовью». Он тщательно и скрупулезно переписывал документы. Даже на дом брал работу. Башмачкин жил и дышал работой, не представлял себя без нее. Даже перед сном все мысли его были о работе: что «Бог пошлет переписывать завтра?». И кроме «переписыванья» для него «ничего не существовало».
Однажды зимой Акакий Акакиевич почувствовал, что ему как-то особенно холодно. Осмотрев свою старую шинель, он увидел, что она совсем протерлась на спине и плечах. Воротник шинели уменьшался из года в год, поскольку его ткань шла на закрытие дефектов в других частях. Снеся старую шинель Петровичу – одноглазому портному, который был всегда не прочь выпить. От него Башмачкин услышал вердикт о том, что вещь восстановлению не подлежит – «худой гардероб!». А когда портной сказал, что необходима новая шинель, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах». Была названа стоимость – «полтораста рублей», а если с мехом на воротник или шелковую подкладку – «и в двести войдет». Сильно расстроившись, Башмачкин вышел от портного и побрел в совершенно противоположную от дома сторону. Опомнился только, когда трубочист испачкал его сажей. Решил наведаться к портному вновь в воскресенье с просьбой о починке, но тот вновь был непреклонен. Единственное, что обрадовало – Петрович согласился работать за восемьдесят рублей.
Акакий Акакиевич за прошедшие годы работы скопил некоторый капитал – сорок рублей. Необходимо было достать где-то еще сорок, чтобы хватило на новую шинель. Он решил экономить и ограничивать себя: не пить чай по вечерам, не зажигать вечером свечи, реже ходить в прачечную, ходить осторожно по дороге, чтоб не износить подметок и т.д. Вскоре он привык и к этому, его грела мысль о новой, плотной, крепко, «без износу» шинели. Пошли с портным за тканью: выбрали очень хорошее сукно, коленкор на подкладку, на воротник купили кошачий мех (куница была очень дорога). Две недели длился пошив, двенадцать рублей стоила работа портного.
В один прекрасный морозный день Петрович принес Акакию Акакиевичу готовое изделие. Это был самый «торжественнейший» день в жизни простого титулярного советника. Самому портному понравилась своя работа, потому пока Башмачкин шел по улице на работу, Петрович долго смотрел на шинель вслед издали, а затем через переулок попал на ту же улицу, чтобы глянуть на шинель спереди.
Добравшись до департамента, Акакий Акакиевич снял шинель, осмотрел ее ещё раз внимательно и поручил «особенный надзор» швейцару. По департаменту очень быстро разлетелась новость о том, что Башмачкин обзавелся новой шинелью. Стали его поздравлять, хвалить, да так, что Акакий Акакиевич раскраснелся. Потом сказали, что неплохо бы обмыть покупку, отчего Башмачкин растерялся совершенно. Помощник столоначальника, у которого вдобавок в этот день были именины, решил показаться великодушным и пригласил по такому событию вечером всех отпраздновать к себе. Коллеги-чиновники охотно приняли приглашение.
Весь этот день для Акакия Акакиевича был наполнен радостью. И из-за новой шинели, и из-за реакции коллег, и из-за того, что вечером будет празднование, а потому будет повод пройтись в шинели еще раз. Башмачкин даже не стал брать документы на переписывание домой, а отдохнул немного и пошел на праздник. Давно он не бывал вечерами на улице. Всё блистало, сверкало, красивыми были витрины. По мере приближения к дому помощника начальника, который располагался, несомненно, в элитной части города, на улицах становилось все светлее, а господа попадались все более хорошо одетые и красивые.
Дойдя до нужного дома. Акакий Акакиевич вошел в роскошную квартиру на втором этаже. В передней находился целый ряд галош и целая стена плащей и шинелей. Повесив шинель, Акакий Акакиевич вошел в комнату, где закусывали и выпивали чиновники, а также играли в вист. Все приняли его с радостным криком, затем пошли ещё раз рассматривать шинель. Но потом быстро вернулись к картам и еде. Башмачкину было скучно в непривычной шумной компании. Выпив два бокала шампанского и поужинав, он мельком проскользнул в переднюю и тихо вышел на улицу. Было светло даже ночью. Акакий Акакиевич пошел рысью, с каждым новым кварталом становилось всё безлюднее и пустыннее. Длинная улица уперлась в широкую площадь, выглядевшую «страшною пустынею». Башмачкин испугался, предчувствуя что-то недоброе. Он решил пересечь площадь с закрытыми глазами, а когда открыл их, чтобы увидеть, далеко ли осталось до конца, прямо перед ним оказалось два здоровых мужика с усами. Один из них взял за воротник шинели Акакия Акакиевича и сказал, что «шинель моя», а второй пригрозил кулаком. В итоге, шинель украли. Башмачкин в панике бросился бежать к будке со сторожем, где горел свет, начал просить помощи и говорить, что украли шинель. На это полусонный сторож отвечал, что грабителей не видел, а если и видел, то подумал, что они знакомые Башмачкина, и зачем так кричать. Бедный Акакий Акакиевич в кошмарах провел эту ночь.
Все рекомендуют несчастному обокраденному Башмачкину обращаться к разным людям и в разные инстанции: то к надзирателю, то к частному, то к значительному лицу (автор намеренно выделяет эту должность курсивом). В департаменте некоторые даже в такой ситуации не преминули посмеяться над Акакием Акакиевичем, но, к счастью, больше нашлось сочувствующих и сострадающих. Даже собрали некоторую сумму, но, она, к несчастью, не покрывала расходов на шинель.
Акакий Акакиевич сначала отправился к частному. Долго его не хотят пропускать, и тогда Башмачкин, пожалуй, впервые в жизни показал характер, веля писарям пропустить его «за казенным делом». Частный, к сожалению, не проявил должного участия. Вместо этого стал задавать странные вопросы по типу «почему так поздно шел домой» или «не заходил ли в какой-нибудь непорядочный дом».
Отчаявшийся Башмачкин решается напрямую идти к значительному лицу (далее из повести понятно, что лицо было мужского пола). Далее автор описывает, почему значительное лицо стало таковым (в душе – добрый человек, но чин «совершенно сбил с толку»), как оно себя ведет по отношению к коллегам и подчиненным («знаете ли Вы, кто стоит перед Вами?»), а также каким образом пытается усилить свою значительность. Он брал за основу строгость, а надлежащий страх считал идеальным механизмом взаимоотношений «начальник – подчиненный». В кругу тех, кто ниже чином, значительное лицо боится показаться фамильярным и простым, отчего приобретает репутацию скучнейшего человека. Значительное лицо долго не принимает Акакия Акакиевича, болтая с приятелем битый час на разные темы и делая длинные паузы в разговоре, затем внезапно вспоминает о том, что какой-то чиновник ждет его. Башмачкин с робостью начинает рассказывать о краже, но высокий чиновник начинает его отчитывать за то, что он не знает порядка подачи просьбы. По мнению значительного лица просьба сначала должна пойти в канцелярию, потом – к столоначальнику, затем – к начальнику отделения, после – к секретарю и только в конце – к нему. Потом началось распекание, заключающееся в задавании грозным тоном вопросов «знаете и понимаете ли вы, кому это говорите?» и необоснованных упреков в буйстве «против начальников и высших». Напуганный до смерти Акакий Акакиевич лишился чувств, а значительное лицо упивалось этим.
Несчастный Башмачкин не помнил, как вышел на улицу и побрел домой. Были сильный ветер и вьюга, отчего Акакий Акакиевич схватил простуду («надуло … в горло жабу»). Дома наступила лихорадка. Врач сказал, что жить осталось заболевшему «полтора суток», и велел хозяйке квартиры заказывать сосновый гроб, мотивируя тем, что дубовый будет дорогой. Перед смертью у Башмачкина начались бред и галлюцинации по поводу шинели, портного Петровича и значительного лица, к которому он вперемежку с нецензурными словами обращался «ваше превосходительство!».
Умер Акакий Акакиевич, не оставив после себя наследства. Похоронили его, остался Петербург без Акакия Акакиевича, будто и не было скромного титулярного советника вовсе. Самая обыденная, никем не замеченная и не согретая жизнь была всё же перед самым концом озарена светлым событием в виде шинели, но все-таки закончилась трагически. В департаменте место Башмачкина сразу занял новый чиновник, выводивший буквы «наклоннее и косее».
Но история Акакия Акакиевича на этом не заканчивается. В Петербурге внезапно появился призрак чиновника, который у Калинкина моста срывал со всех шинели без разбору. Кто-то из чиновников даже утверждал, что призрак погрозил ему пальцем. Далее в полицию стали поступать в огромном количестве жалобы о «совершенной простуде» по причине «ночного сдергивания шинелей». Полиция поставила задачу поймать мертвеца – «живого или мертвого», и даже один раз у будочника в Кирюшкином переулке это почти получилось. Жаль только, нюхательный табак подвел.
Необходимо сказать про значительное лицо, точнее про то, что с ним было после ухода Акакия Акакиевича. Он сожалел о случившемся, часто стал вспоминать маленького чиновника Башмачкина. Когда узнал про его смерть, даже испытал угрызения совести и весь день провел не в духе. Вечером собрался высокий чиновник развлечься у знакомой дамы – Каролины Ивановны, с которой состоял в приятельских отношениях. Несмотря на наличие семьи – красивая жена и двое детей – значительное лицо любило иногда отдохнуть от мирской и семейной суеты. Генерал сел в карету и укутался в теплую шинель. Вдруг он почувствовал, как кто-то схватил его за воротник. Оглянувшись, он с ужасом узнал в мертвенно бледном человеке Акакия Акакиевича. Мертвец, пахнувший могилою, стал требовать отдать шинель. Генерал, боясь болезненного припадка, сам скинул с себя шинель и велел кучеру гнать быстрее домой, а не к Каролине Ивановне.
Примечательно, что после этого случая значительное лицо стало добрее и терпимее к подчиненным, а призрак Башмачкина перестал разгуливать по Петербургу. Видимо, он получил именно ту шинель, которую хотел.

Эта повесть Гоголя была издана в 1843 году. Она входит в авторский сборник "Петербургские повести".

Ниже мы передадим краткое содержание произведения "Шинель". Для лучшего усвоения события излагаются с точки зрения их важности в сюжетном построении (завязка, развитие событий, кульминация, развязка). Начало повести, в которой мы знакомимся с главным героем Акакием Акакиевичем Башмачкиным, можно рассматривать как экспозицию.

Начало повести. Знакомимся с главным героем

Завязке предшествует наше знакомство с главным героем повести, которого зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит мелким чиновником в одном из петербургских департаментов.

В повести рассказывается о рождении героя: несчастливая звезда Башмачкина зажглась, уже когда стали искать имя для новорожденного: сколько ни подбирали по святцам, все имена выходили заковыристые и такие причудливые, что мать его совсем отчаялась и решила дать ему имя его отца - так и стал он Акакием Акакиевичем.

Главный герой - типичный, что называется, "маленький человек". Он не блещет умом, звезд с неба не хватает, карьеру не сделал и не пытался. Башмачкин до самозабвения любит свою работу, а именно - снимать копии, то есть переписывать различные документы.

Вся его жизнь в этом и состоит. На работе он пишет. Придет домой со службы, наскоро поест - и снова за стол, достает перо с чернильницей и вновь принимается за работу - переписывает то, что не дописал в департаменте. Впрочем, если работы не оказывалось, Башмачкин писал какую-нибудь бумагу "просто для себя". Среди букв у Акакия Акакиевича есть даже свои любимчики.

Засыпал он с улыбкой, думая:

Что-то Бог пошлет переписывать завтра?

Ревностно относится Башмачкин к своему занятию. Нельзя сказать, что в старании своем был он совсем не замечен: однажды начальство назначило задание, которое помогло бы ему в продвижении по службе. Всего и делов было - слегка изменить содержание документа, переписывая его. Но для нашего героя задача оказалась непосильной, и он с облегчением вернулся к простому переписыванию.

Внешний вид и костюм героя

И красотой Акакий Акакиевич не отличается: он рыжеват, рябоват, с плешью на голове, видит неважно, ест без аппетита. Рассеян, ходит, не интересуясь тем, что происходит вокруг. Порой, шагая по улице, он задумывается о своем занятии так, что повсюду ему чудятся написанные строчки. Потом приходит в себя, глядь - а он стоит посреди дороги.

Говорит Акакий Акакиевич мало, а если и изъясняется, то по большей части предлогами, междометиями и частицами.

Друзей у него нет, в гости не ходит, нередко обижаем окружающими и терпеливо сносит насмешки канцелярских сослуживцев. Только иногда, когда толкнут его под руку и помешают писать, скажет он:

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Завязка

Носит Башмачкин вицмундир, бывший когда-то зеленым. Но давно уже он порыжел от старости. И старенькая шинель, которую в насмешку окружающие называют "капотом", совсем протерлась, и материя ее местами стала походить на сито.

Итак, в кратком содержании "Шинели" заметим, что завязка повести - пришедшая в негодность старая одежда главного героя.

И рад бы герой не обращать внимания на свою "тощенькую шинелишку", да как-то основательно стал прохватывать его ветер. Снял он шинель, посмотрел - а сукно-то по спине и плечам совсем дырявое, да и ткань подкладочная расползлась.

Обратился Башмачкин тогда к портному, которого все звали Петрович. Когда не бывал пьян, тот успешно занимался починкой всякого рода чиновничьей и прочей одежды - фраков, шинелей и панталон. Однако Петрович заявил, что, мол, никак такое сукно залатать нельзя, заплатку на гнилую ткань не положишь - тотчас расползется. А значит, непременно нужно шить новую шинель.

Это стало для героя страшным сообщением. Однако, подумав, решился Акакий Акакиевич зайти к портному в воскресенье, когда тот после субботней рюмочки будет подобрее - авось, и возьмется тогда за работу. Однако ж и в следующий к нему визит Петрович авторитетно заявил, что починить шинель невозможно.

На новую шинель, которую взялся сшить все тот же портной Петрович, ушло бы больше, чем полтораста рублей. Акакий Акакиевич стал прикидывать. Решил, что портняжка по обыкновению своему заломил высокую цену, и шинель встанет ему рублей в восемьдесят.

Но в копилке лежало у него только сорок рублей. Надо было набрать где-то еще сорок.

Развитие событий

И Башмачкин начал экономить: он не ужинает,

изгоняет употребление чая по вечерам

и не покупает свечей. Бедный Башмачкин даже ходит, ступая мягче и осторожнее, чтобы не стирались быстро подошвы обуви. А чтобы не отдавать в стирку лишний раз белье, дома он носит только халат.

Теперь целыми днями герой думает о шинели, о ее фасоне и материи. Ходит по лавкам, прицениваясь к сукну и прикидывая. Он уже привык сидеть голодным по вечерам. Башмачкин, как говорит нам автор,

сделался как‑то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель

Все эти привычки к новому образу жизни занимают у героя, как должно быть упомянуто в кратком содержании "Шинели", несколько месяцев.

Потом директор, как будто почувствовав, что Башмачкин нуждается в новой одежде, выдал ему аж шестьдесят рублей жалованья вместо положенных сорока.

И Акакий Акакиевич с портным направились в лавки, чтобы купить материю. Приобрели хорошее сукно и отличный подкладочный коленкор. А куницы для воротника не купили - дорога оказалась куница. Зато купили мех кошки, который по виду вполне казался приличным и походил на куницу.

Новая шинель

Портной доставил герою новую шинель рано утром - как раз, когда надо было отправляться на службу. Акакий Акакиевич вышел в обновке на улицу, а Петрович даже проводил его, чтобы еще раз полюбоваться своей работой.

По департаменту вдруг быстро разлетелась новость, что у Башмачкина новая шинель, и

капота более не существует.

Все поздравляют его - чиновника тяготит повышенное внимание - и настаивают,

что нужно вспрыснуть новую шинель и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер,

чтобы отпраздновать это событие.

Башмачкин не знает, как бы отказаться. Хорошо, что нашелся чиновник, который сообщил, что он сегодня именинник, и потому приглашает всех к себе сегодня же вечером.

Этот день становится для Акакия Акакиевича праздником. Когда вернулся домой, он посмотрел на старую и новую шинели и рассмеялся, сравнивая и радуясь обновке. Поужинав и повалявшись на постели, что вообще было не в его правилах, Башмачкин отправился в гости.

Чиновник проживал в лучшей части города, где фонари светили ярче, и улицы были не столь пустынны, как около его дома. На вечере сначала он чувствовал себя неуютно, но потом, выпив шампанского, повеселел. И все же среди играющих в карты и весело болтающих людей ему сделалось скучно, и, увидев, что уже за полночь, Башмачкин незаметно покинул торжество.

Кульминация

На одной из пустынных улиц оказались перед главным героем какие-то люди. Один из них, показав ему кулак, приказал молчать и вытряхнул из шинели. Потом ему дали такого пинка, что он упал в снег и потерял сознание.

На другой день по совету своей квартирной хозяйки Акакий Акакиевич посетил частного пристава, с трудом добился приема, но тот, задав какие-то нелепые вопросы, ничего толкового не сказал.

На службу пришлось идти ему в старом своем "капоте". Многие из сослуживцев, услышав печальную историю с ограблением, посочувствовали ему, и кто-то посоветовал попросить помощи у "значительного лица".

"Значительным лицом" был генерал. Долго дожидался Башмачкин в приемной, пока тот разговаривал с приятелем. Выслушав историю о "бесчеловечном ограблении", генерал рассердился на Акакия Акакиевича, прикрикнув на него, отчасти из желания покрасоваться перед бывшим еще здесь же знакомым. Испугавшись и едва не лишившись чувств, Башмачкин вернулся домой.

Развязка

Акакий Акакиевич слег с горячкой. Весь его болезненный бред вертелся вокруг украденной шинели и бессовестных воров.

Пришел врач, но ничего, кроме символической припарки, не прописал. А квартирной хозяйке сказал, что дня через полтора непременно наступит конец.

И Акакий Акакиевич умирает. Имущества после него осталось - лишь пучок гусиных перьев, несколько листов бумаги, пара пуговиц да старый его "капот".

А на службе отсутствия чиновника Башмачкина сразу и не заметили, а хватились лишь через четыре дня, когда того уже похоронили.

Один из самых значительных составляющих элементов повести - эпилог, придающий ей фантастический оттенок и дополнительный интересный смысл, должен быть обязательно упомянут в кратком содержании "Шинели".

Страшный эпилог

По Петербургу ползут тревожные слухи, что по ночам около якобы бродит призрак, который стаскивает со всех встреченных шинели, не глядя, какого вида шинели, бедные они или богатые. Один из чиновников сумел разглядеть мертвеца и признал в нем Акакия Акакиевича.

А генерал, который так грубо обошелся с Башмачкиным, почувствовал раскаяние, вспомнив о несчастном посетителе. Он даже послал к нему, пожелав оказать ему какую-нибудь помощь. Когда курьер доложил, что давешний посетитель умер в горячке, генерал расстроился.

Желая развеяться, он отправился на вечеринку к своему другу, а по окончании, совсем придя в хорошее настроение, решил навестить знакомую даму Каролину Ивановну. Ехал он к ней в санях, уютно обернувшись теплой шинелью.

Вдруг кто-то потянул его за ворот. Обернувшись, генерал с ужасом увидел того самого умершего чиновника в старом вицмундире. Акакий Акакиевич был бел, как снег. Но еще больше генерал испугался, когда прежний его посетитель произнес:

А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек, — отдавай же теперь свою!

Испуганный генерал беспрекословно выполнил приказание призрака и сам отдал ему шинель, а потом велел кучеру нестись домой. Про Каролину Ивановну он и думать забыл. А мертвец с тех пор исчез - вероятно, шинель генерала оказалась ему впору.

Повесть не разбита на главы, из-за отсутствия таковых, мы не смогли привести краткого содержания по главам "Шинели" Гоголя.

В центре истории находится некий Акакий Акакиевич Башмачкин, скромный чиновник солидных лет, отличающийся крайней старательностью и преданностью своей работе, заключающейся в постоянном переписывании различных бумаг. Молодые коллеги то и дело над ним подшучивают, всячески докучают мужчине, мешая ему выполнять его обязанности, однако Акакий Акакиевич чаще всего безмолвно терпит все издевательства, он лишь изредка просит товарищей не обижать его.

По возвращении домой Башмачкин, наскоро поужинав, вновь приступает к бумагам, взятым им на дом, он даже специально ищет для себя дополнительной работы, если к концу дня на службе для него никаких поручений не остается. У Акакия Акакиевича нет ни близких людей, ни друзей, его не интересуют никакие развлечения и удовольствия, закончив наконец поздним вечером переписывание, он отправляется на покой, с радостью думая о том, что завтра снова займется излюбленным делом.

Но однажды в упорядоченном существовании чиновника случается весьма досадное недоразумение. Мужчина с тревогой замечает, что его старая шинель, верно служившая Акакию Акакиевичу на протяжении ряда лет, уже совсем износилась и не спасает от петербургских холодов, не говоря уже о том, что коллеги давно уже потешаются над ее внешним видом, называя капотом. Башмачкин отправляется к портному Петровичу и просит починить предмет его верхней одежды, однако мастер, к ужасу мужчины, объявляет о том, что шинель уже не подлежит никакому ремонту и необходимо сшить новую. Цена работы, названная портным, потрясает Акакия Акакиевича, и он снова уговаривает Петровича взять изделие в починку. Но тот настаивает на своем, и Башмачкин начинает размышлять о том, где взять средства на новую шинель, ведь его доходы крайне невысоки и все траты расписаны до копейки.

Чиновник принимает решение уменьшить все свои и без того скудные «издержки», он отказывается от чаепития в вечернее время, перестает зажигать свечи, дома носит только халат, чтобы поберечь белье. Отныне вся его жизнь подчинена мечте о новой шинели, ради которой он во всем себе отказывает. Наступает момент, когда Акакий Акакиевич и Петрович действительно отправляются в лавку за необходимым материалом.

Шинель получается превосходно, и Башмачкин однажды приходит в ней на службу, поскольку уже начинаются достаточно сильные морозы. Товарищи сразу же замечают его обновку, всячески ее хвалят и требуют, чтобы Акакий Акакиевич по этому поводу устроил праздничный вечер. Домой он в этот день идет в отличном, незнакомом ему ранее настроении, но именно в этот момент его останавливают некие усатые грабители и без всяких церемоний снимают с чиновника шинель.

Башмачкин обращается за помощью в полицию, однако никто не принимает его слов о похищении шинели всерьез. В его конторе, куда он снова является в старом «капоте», жалеют несчастного человека и даже намереваются собрать деньги для того чтобы он купил новую шинель, но затем рекомендуют обратиться к одному важному лицу, которое обязательно поможет отыскать украденную вещь.

Однако это значительное лицо беседует с Акакием Акакиевичем крайне жестко и высокомерно, и робкий чиновник впадает в полнейшее отчаяние. Он с трудом добирается до дома, у него открывается горячка, и вскоре Башмачкин умирает, о чем коллеги узнают лишь по прошествии нескольких дней.

Вскоре начинают ходить страшные слухи о том, что некий призрак в ночные часы срывает со всех прохожих шинели, и кто-то узнает в этом мертвеце покойного Акакия Акакиевича, причем все усилия полиции по преследованию этого привидения оказываются безуспешными. Важный человек, ставший косвенным виновником смерти Башмачкина, узнает о том, что случилось с этим чиновником и даже испытывает к нему некоторое сострадание. Однажды вечером он, направляясь в гости к своей приятельнице, чувствует, как кто-то резко хватает его за воротник.

Значительное лицо в ужасе видит рядом с собой умершего Акакия Акакиевича, который с торжествующим смехом снимает с него шинель. Высокопоставленный господин, чрезвычайно испугавшись, возвращается домой, и с этого дня держится с подчиненными менее сурово и грубо. В то же время более никому не встречается и призрак чиновника, лишившегося шинели.

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.