1. Прочитай.
Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.
(И. Эренбург)
- Каким назван дождик? Почему?
- Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.
2. Назови предметы.
- Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
- Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие - мягкие?
Страничка для любознательныхШипящие
Шипящие
Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].
(В. Иванова)
3. Прочитай.
- Как звучат звуки [ш] и [ж]: твёрдо или мягко?
- Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
4. Прочитай.
- Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
- Как звучат звуки [щ"] и [ч"]: твёрдо или мягко?
- Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
У четырёх черепашек
по четыре черепашонка.
5. Прочитай. Когда так говорят?
- Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.
Хорошая работа два века живёт.
Работе время, потехе час.
рабо́та
Страничка для любознательных
О происхождении слова
Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.
6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.
- Какой предмет мы называем словом карандаш ? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш ?
В русском языке согласные буквы имеют несколько классификаций. Разберем их отдельно.
Твердые и мягкие, парные, непарные
Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о,у, э, ы, е, ю, я, ё, и), а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.
Например, {б}–{б´}: болт-бита, {д}–{д´}: дуб – дело. В первом случае согласный звук твердый, во втором - мягкий.
По твердости-мягкости согласные составляют пары. Таких пар получается 15. Не имеют пару согласные – {ц}, {ж}, {ш}, {ч}, {щ}, {й}. Их в связи с этим называют непарными.
Среди непарных 4 согласные при произношении шипят, то есть являются шипящими. Это – {ж}, {ш}, {щ}, {ч}. При этом {ш} и {ж} всегда твердые, а {щ} и {ч} всегда мягкие. Это нужно просто запомнить.
Таким образом, {ш} и {ж} являются твердыми непарными шипящими согласными звуками.
Особенности употребления «ж» и «ш» в словах
Итак, рассмотрим каким образом эти звуки проявляют себя в словах. Произведем звукобуквенный разбор.
Шорты – {ш о р т ы}. Здесь звук {ш} стоит рядом со звуком {о}. Сомнений в произношении и написании не возникает.
Шёпот – {ш о п а т}. Так как звук {ш} всегда твердый, звук {е} не способен его смягчить, как, например в слове «дети», где {д´} становится мягким. Сомнения возникают при выборе между «ё» и «о». В данном случае для проверки написания подбираем однокоренное слово с «ё» или «е» (шептать).
Что касается звука {ж}, то здесь действует то же правило. Только следует различать корни – жёг и –жог. Для выбора правильного написания обращаемся к контексту.
Например, «Петя ожёг руку». В данном контексте имеется в виду, действие. «Ожёг» - это глагол, поэтому пишется «ё». «У отца был сильный ожог». Тут слово «ожог» - это существительное и пишется оно с «о».
Еще одно правило: «жи-ши всегда пишем через И». Имеется в виду, что после «ж» и «ш» не может писаться «ы». А в целом исключения составляют:
- иноязычные слова (фишю, жюри);
- иноязычные имена (Жюль);
- аббревиатуры (межюрбюро).
В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.
Инструкция
- Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
- Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
- Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
- Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
- Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
- А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
- Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.
Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.
В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)
Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.
Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.
Обучение буквам
В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце
существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.
Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из
Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -
\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а
иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]
Цель:
Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .
Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».
Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал
План урока.
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
3.Постановка учебной задачи.
5.Физминутка.
6.Работа с учебником.
7.Работа в тетрадях.
8.Заключительная часть.
9.Уборка рабочих мест.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.
2.Речевая разминка.
Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.
3.Постановка учебной задачи.
Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)
Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.
4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .
Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).
Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
2. Чтение слов в столбиках.
3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].
Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.
Сравните слова: читать и считать.
4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.
Чтение правила.
5.Работа в паре
Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»
6.Работа со стихотворением.
5.Физминутка.
Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
6.Работа с учебником.
Учитель читает Поташникова «Сосульки»:
Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Беседа по тексту.
7.Работа в тетрадях.
1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).
2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).
3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)
8.Заключительная часть.
С какой буквой вы сегодня познакомились?
Какой звук она обозначает?
Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).
С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).
Рефлексия.
Теперь наш урок подходит к концу.
На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».
Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.
9.Уборка рабочих мест.