Три богатыря и шамаханская царица герои. Три богатыря - потомки великанов

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.