Тутанхамон: загадка гробницы. Открытие гробницы фараона древнего египта тутанхамона

ГРОБНИЦЫ

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов - склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане ), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса .

Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.


Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы », несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В ) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

Рис. 55

Рис. 56


Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56 ). Они сводятся к следующим типам:

А - собственно пирамида (Гизех);

D - пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S - ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57 ). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57 , А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной - синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Методы стройки. Последовательная кладка. - Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58 .

1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это - тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид. - Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер - с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений - с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб - около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана ; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц. - Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

Э кспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона.
С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в поисках знаний. В долину Нила привозили больных, так как египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но Египет - страна каменных чудес - манил своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. В этом посте под КАТ много интересных фото с раскопок...

Гробница Тутанхамона - единственная неразграбленная гробница, была обнаружена в 1922 году двумя англичанами, египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. Эта находка, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии.

Гробница расположена в Долине Царей, где с 16 века до н. э. по 11 век до н. э. были построены гробницы для захоронения фараонов - царей Древнего Египта.


Luxor: King’s Valley, Photgrapher: Peter J. Bubenik

Долина находится на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор). Её поиски велись долго. В Долине Царей давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком.


Меценат и организатор раскопок лорд Карнарвон за чтением книги на веранде дома Картера в Долине царей. Около 1923 г.

Картер имел репутацию педантичного учёного, скрупулезно ведущего регистрационные записи и заботящегося о сохранности древностей. Он разбил долину на квадраты и начал методично их проверять. В течение нескольких археологических сезонов экспедиция Картера вела раскопки в Долине Царей, однако достигнутые результаты по-прежнему оставляли желать лучшего.

В 1922 году лорд Карнарвон, истративший изрядные средства на археологические работы и обескураженный неудачами объявил Говарду Картеру о своём решении свернуть поиски гробницы в данном районе. И тогда Картер возобновил раскопки на оставленном им прежде без внимания участке возле группы разрушенных хижин. И удача им улыбнулась.

4 ноября 1922 года экспедиция Картера обнаружила вырубленную в скале небольшую ступеньку, а к концу следующего дня от песка была расчищена целая лестница, ведущая к двери. Картер отправил лорду Карнарвону срочную телеграмму, умоляя его приехать незамедлительно.

Фото у входа в гробницу. Они еще не знают что там их ждет...

26 ноября в присутствии лорда Карнарвона Картер проделал в углу двери отверстие и, освещая образовавшийся проём пламенем свечи, осторожно заглянул внутрь.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

«Поначалу ничего не возможно было разглядеть, пламя слегка мерцало и колебалось в потоке тёплого воздуха, идущего из помещения. Лишь спустя некоторое время, когда мои глаза немного привыкли к свету, очертания комнаты стали постепенно проступать из темноты, странные животные, статуи и золото — блеск золота повсюду ». Говард Картер

Картеру понадобилось целых восемь лет, чтобы каждый предмет из разнообразного и многочисленного инвентаря был тщательно задокументирован и занесён в каталог, прежде чем гробница была полностью очищена. Всего различных драгоценных предметов окажется около трёх с половиной тысяч.

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

16 февраля 1923 года британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище пирамиды: каменный саркофаг фараона.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Когда в феврале саркофаг вскрыли, внутри оказался золотой гроб с его мумией. Саркофаг был золотым и содержал более 100 кг чистого золота, а находящееся там тело фараона было мумифицировано.

САРКОФАГ ТУТАНХАМОНА
1 — первый антропоидный гроб (дерево); 2 — второй антропоидный гроб (дерево, позолота); 3 — третий антропоидный гроб (литое золото); 4 — золотая маска; 5 — мумия Тутанхамона; 6 — ковчег из красного кварцита

Комната, где находился саркофаг, была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось целых пять лет. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

Фараон правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).

Проклятие Тутанхамона

Первой жертвой стала птица, жившая в клетке в луксорском доме Картера. После того как они нашли гробницу, ее съела кобра — в мифологи египтян животное, поражающее врагов фараона. В прессе распространилось толкование, что это дурное предзнаменование для участников раскопок.

В загадочных смертях, последующих за открытием археологом Говардом Картером нетронутой гробницы Тутанхамона, сегодня винят плесень. Оказалось, что в тканях легких мумии жил плесневый грибок аспергиллус нигер, который может стать смертельным для людей с ослабленным иммунитетом или с поврежденной легочной системой.

Первая жертва «Тутанхамона» — организатор и спонсор раскопок Лорд Карнарвон еще задолго до обнаружения гробницы попал в страшную автомобильную аварию, в которой повредил легкое. Он умер от пневмонии спустя некоторое время после посещения гробницы.
Вслед за ним скончался и другой участник раскопок - Артур Мейс, который, по трагичной случайности, был тяжело болен до начала раскопок. Его ослабленная иммунная система стала идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Но люди связывают их смерть с проклятием.

Сам Говард Картер (на фото), который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Но с проклятием вся эта история загадочней...

(С) разные источники интернета

И сегодня на нашем пути – древний город Луксор.

Луксор – город фараонов

Наверное, трудно найти человека, который совсем ничего не слышал об этом городе, в котором сосредоточено такое количество древних памятников. Это самый большой музей под открытым небом.

Луксор, на месте которого некогда существовала бывшая столица Древнего Египта Фивы, разрушенная более 2500 лет назад, находится в 500 километрах от Каира.

Из Хургады, Эль-Гуны и Макади в Луксор можно добраться на автобусе. Время в пути, примерно, от четырех до пяти часов. Из Каира – на автобусе 11 часов в пути, но можно добраться самолетом или поездом. Из Шарм-эль-Шейха – только самолетом (на автобусе дорога займет 15 часов).

Во времена процветания древнего города Фивы сюда свозилось все самое ценное со всего Египта. И сегодня почти каждое строение в Луксоре – это либо музей, либо храм, либо дворец.

Наверняка вы слышали о том, что в Египте есть «город мертвых» . Так вот речь идет именно о Луксоре. В одной его части на восточном берегу Нила живут теперешние жители города («город живых»), а во второй его половине находятся усыпальницы фараонов и священные храмы. Это, так называемый, «город мертвых», где нашли свое последнее пристанище цари Древнего Египта с момента, когда египетских фараонов перестали хоронить в пирамидах. А это было во времена Тутмоса Первого (1504-1492 гг. до н.э.).

Для их захоронения было выбрано специальное место – долина в Фивах у подножия гор на западном берегу Нила, получившая название Долина Царей . Их хоронили в Долине Царей на протяжении пяти столетий, и здесь образовалось несколько некрополей (это огромное кладбище, которое состоит из множества усыпальниц, склепов и подземных галерей).

Самым древним и самым большим фиванским некрополем считается некрополь Интефа . Усыпальницы этого некрополя устроены либо в виде находящихся на равнине удлиненных могил, либо немного врытых в землю гробниц. Здесь найдено очень много стел, и среди них известная стела с изображением фараона с пятью охотничьими собаками.

В некрополе Аль-Хоха хоронили жрецов и правителей Египта. Гробницы вырубались прямо в скалах и уходили вглубь сначала по наклонному коридору, а затем резко вниз на глубину до 100 метров. Все это заканчивалось несколькими комнатами, потолки и стены которых покрывались рисунками, рассказывающими о жизни погребенных в них.

Здесь находятся гробницы жреца Пуимра, скульптора времен Аменхотепа III – Ипуки, царского секретаря Усерхета.

Некрополь Ментухотепов II и II I– в результате долгого строительства был создан красивый комплекс, состоящий из гробницы, заупокойного храма и других сооружений.

Некрополь Аль-Ассасиф знаменит тем, что на его территории находится более 500 захоронений египетских фараонов и вельмож, поминальные храмы фараонов и царицы Хатшепсут, остатки погребального храма в честь бога Амона-Ра в виде двух статуй Аменхотепа (Колоссы Мемнона), храм Мединет-Абу.

Гробница Тутанхамона – самая знаменитая находка в Долине Царей. Особая ценность усыпальницы самого молодого фараона Египта (умер в 19 лет) в том, что она оказалась не разграбленной.

В этом захоронении сохранилась мумия фараона, несколько саркофагов с великолепными сокровищами, погребальные принадлежности и утварь.

Также в Долине Царей находится гробница фараона Мернептаха , разграбленная много тысячелетий назад, но, тем не менее, саркофаги которой несут на себе много информации о тех временах. И ее изучение продолжается до сих пор.

Долина Цариц (называлась в древности «долина детей фараона») располагается рядом с Долиной Царей.

В этой Долине в древние времена хоронили жен фараонов и их детей, а также вельмож и жрецов. Археологи обнаружили в этих местах около семидесяти гробниц, высеченных в скалах.

Лучше других сохранилась гробница загадочной царицы Египта Нефертари , жены Рамзеса Великого. Гробница была открыта в 1904 году, но только с 1995 года сюда стали впускать посетителей.

Сохранность внутреннего убранства, хорошо сохранившаяся полихромная фресковая живопись, наскальные рисунки в гробнице – не только повод для восхищения мастерством древних мастеров, но и источник знаний о жизни тех далеких времен.

Храм Мединет-Абу

Одна из самых больших построек Древнего Египта в «городе мертвых», которая сохранилась до нашего времени. Разноцветные фрески на стенах храма рассказывают о времени, жизни и победах Рамзеса III, великого фараона Египта.

В окруженный мощными крепостными стенами храм ведут монументальные ворота, которые сами по себе заслуживают внимательного рассмотрения.

Построенный во времена правления Рамзеса храм впоследствии служил местом жизни и погребения для нескольких последующих поколений фараонов.

Храм доступен для посещения круглый год (но там постоянно ведутся реставрационные работы, перед поездкой нужно уточнять, доступен ли он для посещения).

Храм царицы Хатшепсут

Этот поминальный храм построен за 9 лет во втором тысячелетии до нашей эры недалеко от гробницы Ментухотепа. Царица Хатшепсут, первая женщина-фараон, называла храм Джесер Джесеру («священнейший из священных»).

Храм полностью пока еще не восстановлен, но даже та часть архитектурного комплекса, которая открыта для посетителей, поражает воображение.

Храм был вырублен в известняковых горах. К центру святилища ведет широкая дорога с пандусами. У входа в храм встречают колонны, изваянные в виде огромных фигур людей. Стены храма украшены барельефами, рисунками и древнеегипетскими письменами, которые повествуют о многих событиях из жизни и правления величественной царицы Хатшепсут.

Колоссы Мемнона – статуи-великаны богов Египта

В фиванском некрополе можно увидеть то, что осталось от некогда монументальной аллеи, которая вела к поминальному храму Аменхотепа III(не сохранился). Сегодня – это две гигантские статуи, изображающие фараона, которые известны как «Колоссы Мемнона». Их высота – 20 метров.

Во второй половине Луксора – «городе живых» – находятся не менее знаменитые, чем гробницы фараонов, Карнакский и Луксорский храмы, некогда объединявшиеся в один архитектурный комплекс аллеей Сфинксов.

Карнакский храм

Самый крупный храмовый комплекс Луксора. На его большой территории много древних построек. Но главная его достопримечательность – храм Амона, занимающий его центральную часть, и знаменитый Колонный зал фараона Сети I с величественными колоннами (134 шестнадцатиметровые колонны), украшенные цветными барельефами.

Чуть поодаль от храма – Священное озеро, на берегу которого самая большая статуя в мире самого почитаемого насекомого в Египте – жука-скарабея. Такая популярность этого жука связана с мифологией Древнего Египта и верой в загробную жизнь (жук-скарабей – символ возрождения после смерти).

По преданию, желание, загаданное около этой статуи с соблюдением обязательного ритуала, непременно исполнится. А те, кто верят в магическую силу этого насекомого, стараются приобрести статуэтки.

Луксорский храм

Был возведен во времена Рамзеса II (13 век до нашей эры) и до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.

Оказавшись в Луксоре, нельзя не побывать в древнем городе Дендера, который находится в 60 километрах от города (от Хургады – 230 километров).

Главная достопримечательность этих мест – Храм богини Хатхор в Дендере

Древнейший храм, посвященный богине любви и рождаемости, хранительнице домашнего очага Хатхор, особо почитаемой женщинами, был построен в греко-римский период и является одним из последних храмов Египта.

Храм был обнаружен только в середине 19 века под толстым слоем песка. Вероятно, этим объясняется его хорошая сохранность.

Это сооружение из песчаника в форме квадрата с толстыми стенами и портиком с колоннами. Стены храма, как внутренние, так и внешние, украшают рельефные рисунки с фрагментами цветных изображений египетских богов, фараонов, римских императоров, астрономических сцен, уникального зодиака и солнечного диска.

Позади храма Хатхор расположен совсем маленький храм Исиды и Священное озеро, которое, по преданию, посещала царица Клеопатра.

Храм в Абидосе – тайна загробной жизни

Храм располагается в 98 километрах к северу от Дендеры и в 170 километрах от Луксора. Храм считался настоящими вратами в загробный мир и вход сюда простым смертным был закрыт тысячелетиями.

Храмы Абидоса – это священные места для египтян и культовый центр Осириса (бога загробного мира). Погребальный храм Сети (13 век до н.э.) – его главная достопримечательность.

Храм Хора в Эдфу

Эдфу – город, который находится в 100 километрах от Луксора на западном берегу Нила.

Храм построен в честь бога Хора. Грандиозное сооружение (высота – 36 метров, ширина – 79 метров, длина – 137 метров) уступает по размеру только Карнакскому храму и храму Мединет-Абу. Хорошо сохранился, очень много рисунков, изображений, древней письменности.

Закончив осмотр замечательных древних памятников в этой части Египта, в следующий раз мы отправимся в , утонченных восточных мечетей и церквей.

А пока… пока, пока

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.