Василь Быков. Биография

изложена в єтой статье.

Василь Быков краткая биография

Василь Владимирович Быков — белорусский писатель, общественный деятель

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища и в школе ФЗО. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. В 1942 году будущий писатель вступил в ряды Красной Армии. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Воевал на Втором и Третьем Украинских фронтах, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен.

Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году.

В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 1970-е – «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.

С 1972 по 1978 год Василь Быков занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973).

В 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, а в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

Некоторые произведения писателя, такие как повести «Третья ракета» (1962), «Дожить до рассвета», были экранизированы.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

В декабре 2002 года Василь Быков переехал на постоянное жительство в Чехию. Несколько последних лет Быков проживал в ФРГ, а до этого в Финляндии.

Затем Быков перенес в Чехии операцию по удалению раковой опухоли желудка. В Беларуси писатель находился на реабилитации после перенесенной операции, однако развитие болезни остановить не удалось…

Советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Василь (Василий ) Владимирович Быков с ранних лет увлекался рисованием. Окончив восьмилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но спустя год оставил учебу там и в школе ФЗО из-за отмены стипендий. В июне 1941 года юноша экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Василь Быков / Vasil Bykov в Великую Отечественную войну

В армию Быков был призван летом 1942 года и был направлен на учебу в Саратовское пехотное училище, по окончании которого осенью 1943 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Василь Быков был участником боев за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. В ходе Кировоградской операции он получил ранения в ногу и живот, и по ошибке был записан как погибший.

После трех месяцев, проведенных в госпитале, Быков снова отправился на фронт. Он участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в составе своей части освобождал от немецких захватчиков Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию. За это время он дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал взводом полковой, а затем армейской артиллерии.

Василь Быков / Vasil Bykov. Послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны Быков демобилизовался и в 1947 года поселился в Гродно. В том же году она начал печатать свои произведения, работал в мастерских и два года - в редакции областной газеты «Гродненская правда».

В 1949 году Василь Быков снова поступил на службу в Советскую армию, а в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора и до 1972 года был сотрудником «Гродненской правды».

В 1959 году Быков был принят в Союз писателей СССР, а в 1972-1978 годы работал секретарем Гродненского отделения СП БССР.

В 1978 году писатель переехал в столицу Белоруссии Минск, и с тех пор ежегодно до 1989 года избирался депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году вместе с коллегами Быков учредил Белорусский народный фронт, а через год стал депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошел в Межрегиональную депутатскую группу. Василь Быков вел активную общественную деятельность, входил в состав ряда, был президентом белорусского ПЕН-центра, Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына».

В 1997 году Быков по политическим причинам эмигрировал из Белоруссии, жил в Финляндии, ФРГ, Чехии и вернулся на родину за месяц до смерти. Умер Василь Быков 22 июня 2003 года в онкологическом госпитале в Боровлянах, под Минском. Писатель был отпет в минском Доме литератора по обряду грекокатолической церкви и похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Литературное творчество Василя Быкова / Vasil Bykov

Большая часть произведений, написанных Быковым , посвящены Великой отечественной войне. Широкому читателю имя Василя Быкова стало известно в 1961 году после публикации повести «Третья ракета». В 60-е годы вышли из печати принесшие писателю всемирную славу повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

По повести «Альпийская баллада» в 1967 году было поставлен одноименный балет (композитор – Евгений Глебов ), а в 1980 году по «Волчьей стае» была создана а опера «Тропою жизни» на музыку Генриха Вагнера .

Василь Быков / Vasil Bykov и кинематограф

По целому ряду повестей, романов и рассказов Василя Быкова поставлены фильмы, наиболее известные из которых – «Третья ракета », «Альпийская баллада », «Долгие вёрсты войны » (по произведениям «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»), «Восхождение » (по повести «Сотников»), «Знак беды », «Пойти и не вернуться », «Блиндаж », «В тумане ». В создании большинства картин, поставленных при жизни Быкова , писатель участвовал в качестве сценариста.

За свои боевые и творческие заслуги Василь Быков награжден многими наградами, среди которых – Герой Социалистического Труда, Орден, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Дружбы народов, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Красной. Писатель стал лауреатом Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии БССР имени Якуба Коласа, Литературная премия БССР имени Якуба Коласа, был отмечен почетным званием «Народный писатель Беларуси».

Фильмография Василя Быкова / Vasil Bykov

Блиндаж (мини-сериал, 2012)
В тумане (2012)
Очная ставка (2008); короткометражка
Обреченные на войну (2008)
Отражение (2003); короткометражка
На чёрных лядах (1995)
Пойти и не вернуться (ТВ, 1992)
В тумане (ТВ, 1992)
Карьер (1990)
Одна ночь (ТВ, 1989)
Его батальон (ТВ, 1989)
Круглянский мост (1989)
Знак беды (1987)
Фруза (ТВ, 1981)
Обелиск (1976)
Восхождение (1976)
Дожить до рассвета (1975)
Долгие версты войны (мини-сериал, 1975)
Волчья стая (1975)
Западня (1966); короткометражка
Альпийская баллада (1965)
Третья ракета (1963)

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Василя Быкова.

    Осень сорок первого. Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трех километрах от местечка Выселки. К ним-то и приводят полицаи вошедших в близлежащее село немцев. Мягкий по натуре Петрок поначалу всеми силами стремится избежать конфликтов с фашистами, надеясь, что все обойдется миром. Однако Степанида понимает, что в дом пришла беда. С первых же минут гитлеровцы ощущают молчаливое презрение хозяйки дома, ее явное нежелание хоть в чем-нибудь угождать... ... Далее

  • Повесть белорусского писателя Василя Быкова (1924–2003) – настоящий психологический триллер, основанный, как и большинство его произведений, на событиях времен Великой Отечественной войны. Главная героиня повести Зося выполняет важное задание командира партизанского отряда. Ее спутником на оккупированной врагом территории неожиданно становится товарищ по оружию Антон. Молодых людей тянет друг к другу, и взаимная симпатия перерастает в нечто большее. Но избранник Зоси оказывается вовсе не тем, кем представлялся вначале… Любовь и смертельная опасность, предательство и верность долгу переплетены в этой остросюжетной истории, которая до самого конца держит слушателя в напряжении. ... Далее

  • Впервые произведения Василя Быкова были опубликованы в 1947 году, но известность и популярность пришли к писателю много позже – в 1962 году, после выхода в свет повести «Третья ракета». Потом были «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», Сотников», «Обелиск», «Пойти и не вернуться». В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды». «Альпийская баллада» – У них было три дня, три коротких дня, наполненных любовью и надеждой на спасение. Три почти мирных дня, вместивших в себя целую вечность и подаривших невообразимое счастье бежавшим из плена узникам – белорусу Ивану и итальянке Джулии. Аудиоверсию этого пронзительного романа прочел для вас Народный артист РФ, Лауреат Государственных премий СССР и РФ – Андрей Леонидович Мартынов, полюбившийся и запомнившийся зрителям по роли старшины Федота Васкова в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». © В. Быков (наследники) ©&℗ ИП Воробьев ©&℗ ИД СОЮЗ ... Далее

  • «19 июня 1945 года ему исполнился 21 год. И уже год, как дома из похоронки знали, что он «пал смертью храбрых». Он погиб и вернулся, чтобы понять («понять» – слово тяжелое, более мучительное, чем слово «рассказать») то, что уже не избыть. Лучшую книгу о нем Игорь Дедков назвал «Повесть о человеке, который выстоял». Это очень верное название. Он выстоял не только в войне. Тяжелее и невыносимее был вот этот самый труд понимания. Читатель, который пройдет сейчас путь его героев впервые, поймет, какие были потребны силы, чтобы прожить эти немыслимые жизни…» ... Далее

  • Повесть Василя Быкова «Его батальон» заканчивается словами: «Война продолжалась». Взятие высоты, описываемое автором – лишь один из эпизодов войны, которых комбату Волошину предстоит пережить немало и, может быть, погибнуть в одном из них. Но, как бы ни было тяжело на фронте, всегда надо оставаться человеком: «И чем значительнее в человеке истинно человеческое, тем важнее для него своя собственная жизнь и жизнь окружающих его людей». ... Далее

  • «Пробуждение едва наступило, но сон уже отлетел. Агеев это понял, минуту полежав неподвижно, с закрытыми глазами, будто опасаясь спугнуть остатки дремоты. Несколько последних дней он стал просыпаться до срока, когда еще не начинало светать и парусиновый верх палатки еще чернел по-ночному непроницаемо, а вокруг стояла мертвенная тишь, какая бывает глухой ночью или накануне рассвета. Было прохладно, он это почувствовал шершавой от щетины кожей щек, начавшей стынуть макушкой головы. За лето он так и не привык забираться в мешок с головой – вечером в том не было надобности, в палатке долго держалось дневное тепло, лишь на исходе ночи, перед рассветом, когда выпадала роса и верх палатки набрякал стылой влагой, становилось прохладно. К тому же на голове у Агеева давно уже не было того жесткого, непокорного чуба, который украшал его в молодости. С годами волосы поредели, утратили былую пышность, удлинились залысины, и голова стала чуткой к прохладе. Что ж, все, наверно, в порядке вещей – такова жизнь…» ... Далее

  • «„Юнкерсы“ налетели внезапно. Их тонкохвостые стремительные тени вынырнули из-за островерхих, разбитых минами крыш и обрушили на город неистовый громовой рев. Оглушенный им, автоматчик Волока замедлил бег, присев, втянул голову в плечи и на несколько секунд сжался под все нарастающим визгом бомб. Вскоре, однако, сообразив, где спасение, боец метнулся на забросанный мусором тротуар и очутился под чугунной решеткой, тянувшейся вдоль улицы. Несколько долгих мучительных секунд, прильнув к раскаленному асфальту, ждал…» ... Далее

  • «… Да, следовало выбираться отсюда и начинать все заново. Опять мучиться, голодать, терпеть страх и стужу. Бороться. Что следовало бороться, в этом он не испытывал сомнений. Если они захватят, истребят, разопнут на кресте народ – не останется ничего. Ни прошлого, ни будущего. Значит, бороться за будущее. Но, пожалуй, и за прошлое тоже? То, что пережито с болью и обидой. Но ведь это ужасно! Вот положение, будь оно проклято. И никакого выбора… Все-таки, однако, должно же что-то перемениться, пытался убедить себя Азевич. Вечно не может так продолжаться. Как было – не должно! Все-таки с народом так невозможно. Даже и этот народ имеет какое-то право на человеческое отношение к себе. Чем он виноват, где и когда преступил закон? Божеский или человеческий? Чересчур много терпел? В прошлом и в нынешнем. Хотелось верить, однако, что после пережитого, после кровавой бани-войны наберется нового ума. Не может быть, чтобы такая война ничему не научила. Хотя бы прибавила толику чувства собственного достоинства. Нельзя же всегда, всю историю, жить в рабстве и унижении. Повиснув на кресте, даже не плакать. Впрочем, у него, Азевича, все было загодя определено. Первый заход окончился неудачей, надо было начинать следующий. Пока не кончатся силы. Или не грянет погибель. Такова судьба. Судьба его поколения. Да и народа тоже. Что же еще остается? …» ... Далее

  • «… Снаряжать мину Бритвин принялся сам. Рядом на шинели уже лежал найденный ночью у Маслакова полуметровый обрезок бикфордова шнура и желтый цилиндрик взрывателя. Впрочем, начинить мину было несложно. Спустя десять минут Бритвин засыпал полбидона аммонитом, бережно укрепил в его середине взрыватель, конец шнура выпустил через край. – Гореть будет ровно пятьдесят секунд. Значит, надо поджечь, метров тридцать не доезжая моста. Наверно, для лучшей детонации, что ли, он вытащил из кармана гранату – желтое немецкое «яичко» с пояском – и тоже укрепил ее в середине. Потом по самую крышку набил бидон аммонитом. – Вот и готово! На середине моста с воза – вэк! И кнутом по коню. Пока полицаи опомнятся, рванет за милую душу. …» ... Далее

  • «На заросшие бурьяном межи, неровный бруствер окопа и одинокую пушку из затуманенной выси сыпался снег. Студеный северный ветер своевластно буйствовал в неубранном кукурузном поле, теребил и рвал мерзлые изломанные стебли, наполняя простор унылым завыванием вьюги…» ... Далее

  • Далее

  • Василь Быков – известный белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны. В его произведениях нет батальных сцен и масштабных исторических сражений. Автор изображает войну такой, какой она была на самом деле, передает ощущения рядовых бойцов, исследует мотивы их поступков, раскрывает глубины переживаний. Повесть «Сотников» рассказывает о цене подвига и позорном финале морального компромисса, об истоках мужества и причинах предательства. Слаб бывает человек, даже сильный и смелый. Хоть в чем-то, да слаб. Слаб, если нет в нем внутренней твердости и нравственной силы… ... Далее

  • «Фамилия его была Выползков, но в этой большой, растянувшейся вдоль дороги белорусской деревне, где он обосновался после войны, его называли Выползком. Тем более что обычно он откликался и на это прозвище, хотя и делал это не без раздражения, а то и с криком, нередко сдобренным злым матом. Но людям было безразлично, как он откликался – за войну люди привыкли к мату и крику – своих, полицаев, немцев и партизан тоже. Привыкли люди, привыкла скотина, особенно лошади. Иная не тронется с места, пока ее не обложат матюгом, в котором одинаково преуспели старые и молодые, мужики и бабы. Не говоря уже о начальстве…» ... Далее

  • «… Это был приземистый бетонный обелиск в оградке из штакетника, просто и без лишней затейливости сооруженный руками каких-то местных умельцев. Выглядел он более чем скромно, если не сказать, бедно, теперь даже в селах устанавливают куда более роскошные памятники. Правда, при всей его незатейливости не было в нем и следа заброшенности или небрежения: сколько я помню, всегда он был тщательно досмотрен и прибран, с чисто подметенной и посыпанной свежим песком площадкой, с небольшой, обложенной кирпичными уголками клумбой, на которой теперь пестрело что-то из поздней цветочной мелочи. Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я видел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику. …» ... Далее

  • «… Изгородь была на месте – несколько пар перевязанных лозой кольев с жердями криво торчали в снегу. Тут, за полоской картофлянища, и стояла когда-то та самая пунька, на месте которой сейчас возвышался белый снеговой холмик. Местами там выпирало, бугрилось что-то темное – недогоревшие головешки, что ли? Немного в отдалении, у молодой яблоневой посадки, где были постройки, тоже громоздились занесенные снегом бугры с полуразрушенной, нелепо оголенной печью посередине. На местах же сараев – не понять было – наверно, не осталось и головешек. Минуту Рыбак стоял возле изгороди все с тем же неумолкавшим ругательством в душе, не сразу сообразив, что здесь случилось. Перед его глазами возникла картина недавнего человеческого жилья с немудреным крестьянским уютом: хатой, сенями, большой закопченной печью, возле которой хлопотала бабка Меланья – пекла драники. Плотно закусив с дороги, они сидели тогда без сапог на лежанке и смешили хохотунью Любку, угощавшую их лесными орехами. Теперь перед ним было пожарище. …» ... Далее

  • «Звонит телефон, и она берет трубку. Мы враз притихаем. Навалившись на отполированный, широкий, точно прилавок, барьер, мы с нетерпением ждем ее слова, которое должно либо разочаровать нас, либо обрадовать. Вообще-то мы готовы ко всему, было бы только что-то окончательное. Хуже всего в жизни – неопределенность: она отнимает волю к действию. Но женщина, словно избегая того и другого, озабоченно хмурит тонкие подведенные брови. Минута внимания, торопливые отметки в бланках, что лежат перед ней на стекле, скупые профессиональные вопросы кажутся необыкновенно долгими. Наконец она отрывает от уха трубку…» ... Далее

  • «Последние три или четыре ночи, вдрызг разругавшись с женой, Ступак ночевал в гараже. А потом и дневал, потому как твердо решил не возвращаться на свой пятый этаж силикатной хрущевки. Коли так получилось, что он стал там нелюбимым и ненавистным, что появился кто-то лучший, так пусть жена подавится и тешится с новым женихом, а ему, законному мужу пути туда больше нет. Все-таки он мужик гордый и просить не будет. Тем более, что вся его жизнь, кажется, пошла наперекосяк, так что уж тут жалеть о квартире?..» ... Далее

  • Войны, соблазном бессилия, безнадежности, отступничества, бесконечностью раскисших дорог... «… Все-таки она успела, хотя и намочила у берега ноги, в левом сапоге сразу захлюпало, но теперь, наверное, можно было рискнуть. Недолго раздумывая и почти физически ощущая пугающее приближение незнакомца, она ступила на корявый конец дерева и взмахнула руками. Ей удалось сделать лишь три робких, торопливых шага, как верхушка деревца, подогнувшись, соскользнула с закрайка и Зоська очутилась в воде. Она рванулась к недалекой и такой недосягаемой кромке закрайка. Но ноги в воде вдруг потеряли опору, дно ушло в сторону, она погрузилась в воду почти до пояса, с ужасом ощутив, как течение туго ударило ее в бедра, грозя свалить с ног. И тогда сквозь шум разворошенной ее телом воды где-то вверху раздалось: – Зоська, постой! Ты что, сдурела?! «Антон?!» В страхе и замешательстве она замерла, узнав голос того, кого меньше всего ждала тут увидеть. …» ... Далее

  • «… Повозка медленно приближалась, и, кажется, его уже заметили. Немец с поднятым воротником шинели, что сидел к нему боком, еще продолжал болтать что-то, в то время как другой, в надвинутой на уши пилотке, что правил лошадьми, уже вытянул шею, вглядываясь в дорогу. Ивановский, сунув под живот гранату, лежал неподвижно. Он знал, что издали не очень приметен в своем маскхалате, к тому же в колее его порядочно замело снегом. Стараясь не шевельнуться и почти вовсе перестав дышать, он затаился, смежив глаза; если заметили, пусть подумают, что он мертв, и подъедут поближе. Но они не подъехали поближе, шагах в двадцати они остановили лошадей и что-то ему прокричали. Он по-прежнему не шевелился и не отозвался, он только украдкой следил за ними сквозь неплотно прикрытые веки, как никогда за сегодняшнюю ночь с нежностью ощущая под собой спасительную округлость гранаты. …» ... Далее

  • Василь Быков (1924–2003) на протяжении всего творческого пути оставался верен главной теме – Великой Отечественной войне. Автор, сам прошедший поля сражений, слишком хорошо знал, что именно в этих жесточайших условиях необходимости выбора явственно определяется сущность человека. Быков раскрывает духовную и гражданскую наполненность своих героев, показывает, что нравственный подвиг лишен ореола внешне яркого, эффектного героического действия. В книгу вошли повести «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Журавлиный крик», «Знак беды», а также публицистические статьи «Колокола Хатыни» и «Как написана повесть «Сотников». ... Далее

  • «Он лежит на скамье в простенке между двумя окнами с безжизненным восковым лицом, на котором уже ни движения, ни мысли, лишь подобие какой-то неопределенной тупой гримасы, делающей его лицо незнакомым и странным. Омертвевшие в своей неподвижности, его руки сложены кистями на животе поверх неподпоясанной суконной гимнастерки с двумя эмалевыми шпалами в полевых петлицах. Ордена с гимнастерки уже свинчены, и над карманами остались лишь две небольшие дырочки, тронутые по краям ржавчиной, которая издали кажется следами крови. Слегка раздвинутые ноги в аккуратно натянутых шерстяных носках выглядят не по-мужски маленькими и худыми…» ... Далее

  • Писатель Василь Быков – участник Великой Отечественной войны, которая определила темы, сюжеты и выбор героев его произведений. Повести его прежде всего – о человеке, пытанном ледяной водой болот, мокрой глиной окопов, пустотой леса в ничейной полосе, неизвестностью исхода войны, соблазном бессилия, безнадежности, отступничества, бесконечностью раскисших дорог... «… Как только солдат переставал думать про пищу, его сразу одолевала дрема. Однако днем спать он не решался. Хотя тут, в лесу, никого еще не встречал. Сперва это обстоятельство обнадеживало, но потом стало пугать, казалось: напрасно он прибежал сюда. Все-таки люди чувствовали опасность и старались держаться от зоны подальше. Опять же одиночество чем дальше, тем больше угнетало солдата. Порой становилось невтерпеж. Но что делать? Убеждал себя, что иначе нельзя, что очутился он здесь не по своей воле, что лучше быть одному. Но, пожалуй, и одному становилось невозможно – не терпела душа. Недолго полежав на пригреве, солдат снова учуял дым и не на шутку встревожился. Быстро подхватился и стал пробираться к речке. Показалось, дымом несло оттуда. …» ... Далее

  • Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. Вокруг тихо – ни взрыва, ни выстрела, все спят. Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот захрапит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Помалу спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозема, обессиленно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Распластав широкие, размочаленные на концах крылья, они забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы, важно взмахнув крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье… ... Далее

  • Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей. Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» не только Белоруссии, но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности. ... Далее

  • Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей. Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» не только Белоруссии, но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности. ... Далее

  • Книги, созданные белорусским прозаиком Василем Быковым, принесли ему мировую известность и признание миллионов читателей. Пройдя сквозь ад Великой Отечественной войны, прослужив в послевоенной армии, написав полсотни произведений, жестких, искренних и беспощадных, Василь Быков до самой своей смерти оставался «совестью» не только Белоруссии, но и каждого отдельного человека вне его национальной принадлежности. ... Далее

  • «… Наверное, Бурова ранило здорово, пуля, похоже, навылет пробила бок, и раненый медленно исходил кровью. Сознание его то и дело меркло, растворяясь в чудовищной боли, которая теперь властвовала почти во всем теле, сердце обмирало от слабости, и он проваливался в мучительный мир призраков. Однако по ту сторону сознания боль эта превращалась в муки несколько иного характера, чем наяву, там он страдал душевно, от какой-то непонятной несправедливости, постигшей его. Физически он чувствовал себя лишь напрочь обессилевшим и опустошенным, с неуклюжими ватными ногами и такими же ослабевшими руками. Этими руками он едва держался за край кузова своей полуторки, стремительно катившейся под уклон по дороге к Залесскому озеру, где был мостик через протоку в другое, поменьше озеро. Но мостик этот исчез самым непонятным образом, не осталось даже следа от него, полуторка набирала скорость, а он не в состоянии был взобраться в кузов, чтобы попытаться остановить ее. Почему она покатилась, того он не знал: может, не поставил на тормоз, а может, кто-то другой управлял ею в кабине, но машина вскоре должна была свалиться с обрыва. Буров стонал, кричал даже, но не слышал своего крика, как его, наверно, не слышал никто, хотя рядом по дороге шли и ехали люди. Это были странные люди, все в незнакомой коричневой форме, японцы, что ли? Многие из них поблескивали очками на плоских косоглазых лицах, подозрительно поглядывали на него, но никто не попытался ему помочь. И вот наконец случилось то, что не могло не случиться – машина оторвалась от дороги… Только в протоку она не свалилась, полет ее странно замедлился, она вроде бы даже поднялась в воздух, и с нею поднялся он, все так же уцепившись за борт. Минуту спустя он уже парил в воздушном пространстве над озером, и ему стало вроде даже приятно в этом мягком, плавном парении. Земля и озерные берега отдалились, исчезли из виду, окутанные предвечерними тенями. В этом теплом безветренном пространстве он ощутил себя словно в нежарком банном пару. Недолгое его блаженство оборвал громкий, суровый окрик, раздавшийся откуда-то сверху, смысл его Буров понять не мог, но тревога уже охватила его, он знал – сейчас что-то случится, …» опустить

    Писатель Василь Быков – участник Великой Отечественной войны, которая определила темы, сюжеты и выбор героев его произведений. Повести его прежде всего – о человеке, пытанном ледяной водой болот, мокрой глиной окопов, пустотой леса в ничейной полосе, неизвестностью исхода войны, соблазном бессилия, безнадежности, отступничества, бесконечностью раскисших дорог… «… Выбравшись из мрачных, сырых поутру лесных дебрей, где они проблуждали половину ночи, Гусаков облегченно вздохнул: лес кончился, перед ними раскинулось поле. Над подернутой утренней дымкой стеной соседнего леса поднимался ярко-красный диск летнего солнца. Лучей от него еще не было в чистом, погожем, широко залитом багрянцем небе, краснота которого, однако, быстро тускнела, уступая натиску света и голубизны. В поле становилось светлее, стало видно, как полосы ржи чередуются с разными по ширине участками ячменя, пшеницы и картофеля, – как когда-то в доколхозной Западной Белоруссии, где больше года служил Гусаков. Но тут не Западная – тут должна быть Восточная, и эти нивы-полоски давно перепаханы тракторами, а земля обобщена в колхозы. Второй раз за минувшую ночь Гусакова охватила тревога: куда же они угодили? Первый раз встревожился, когда на огромном скошенном лугу, где они приземлились, никто их не встретил, никакого партизанского дозора там не было. Правда, не было и немецкой засады. …» ... Далее

  • Писатель Василь Быков – участник Великой Отечественной войны, которая определила темы, сюжеты и выбор героев его произведений. Повести его прежде всего – о человеке, пытанном ледяной водой болот, мокрой глиной окопов, пустотой леса в ничейной полосе, неизвестностью исхода войны, соблазном бессилия, безнадежности, отступничества, бесконечностью раскисших дорог… «… Как всегда на фронте, спасу от немецких мин не было нигде – ни в поле, ни в лесу, ни в городе. Разве что в земле. Но в земле мы уже насиделись за зиму, а тут в Австрийские Альпы пришла весна, на пустыре зеленела усыпанная лютиками трава, в палисадниках зацветала сирень, днем пригревало солнце. На душе посветлело, даже становилось радостно от предчувствия молодой, бездумной удачи. Особенно когда тебе уже перевалило за двадцать и впервые за войну появилась надежда выжить. А сегодня вдобавок попался под руки велосипед, на котором не катался с детства. Из-за оснеженных хребтов вынырнуло утреннее солнце, слепящими лучами неожиданно ударило в глаза, дорога метнулась в сторону, колесо – в другую, и я с разгона загремел на мостовую. Превозмогая боль в колене, поднял голову и увидел рядом людей. Плотно пригнанные к уцелевшей стене дома, стояли две командирские машины – американский «Виллис» и трофейный «Хорх», возле которых, удивленно уставившись на меня, замерла группа офицеров. Конечно, это было начальство. «И когда их принесло сюда?» – недоуменно подумал я. Тихо ругнувшись, стал не спеша подыматься. Торопиться уже не имело смысла, я отчетливо сознавал, что влип, и думал только о том, как бы скорее пережить малоприятную встречу. – Посмотрите на него! – прозвучало издевательским командирским тоном. – Он думает, что война уже кончилась. Немцы не успели застрелить, так он сам на рожон лезет… …» поднять

    «По обе стороны узкой, посыпанной гравием дорожки тянулись многочисленные ряды могил городского кладбища. Еще недавно здесь были сельхозугодья пригородного совхоза, выращивали картошку, капусту, ранние овощи. Но рос город – разрастались и городские кладбища. И вот оно – скопище плотно теснящихся могильных выгородок – из уголка, дерева, добытого со строек арматурного железа. Почти все – с непременной стелой, выполненной в популярной форме морского паруса, но лишь отдаленно напоминающей таковой. Крестов на захоронениях советской эпохи почти не видать, разве где-нибудь на верхушке каменной стелы процарапан и обведен черным тоненький православный крестик. Некоторые памятники украшены небольшими, с ладонь, овальными фотографиями на фарфоре, переснятыми с молодых фотографий усопших, улыбающиеся лица которых слабо соотносятся с данным местом их бытования…» ... Далее

Поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков — Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно . В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы — депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды . От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли "убитым поколением". Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний.

Василь Быков (Васіль Быкаў) - уроженец белорусской деревни Бычки (Витебская область). Он появился на свет 19 июня 1924 года в крестьянской семье и с раннего детства очень хорошо рисовал. В 1939 году, окончив неполную среднюю школу в деревне Кубличи, Василь поступил в Витебское художественное училище. Однако овладевать профессией скульптора ему пришлось недолго – в 1940 году студенческие стипендии отменили, и чтобы прокормиться, молодой человек пошел учиться в школу ФЗО. В мае 1941 года, после окончания учебного года, Василь эскстерном сдал экзамены за курс средней школы и отправился навестить своих украинских родных. Война застала его на земле Украины.Юноша был мобилизован на

оборонные работы и отступал вместе с военными частями до Белгорода, где и отстал от основной колонны инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из Белгорода были расстреляны все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось присоединиться к своей оборонной команде. Так, отступая вместе с войсками, Василь дошел до Саратовской области, где обучался в железнодорожном училище. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти, в то время как командир написал рапорт о его гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова. После лечения в госпитале будущий писатель участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях за Румынию, Венгрию,

Болгарию и закончил войну в Австрии, получив орден Красного Знамени. После демобилизации в 1947 году Быков работал в редакции газеты "Гродненская правда" и опубликовал несколько рассказов. В 1949 году он опять был призван в армию и окончательно демобилизовался только в 1955 году, дослужившись до майора. Василь Быков вернулся в"Гродненскую правду" и серьезно занялся литературным трудом.

Творчество Быкова, которое рассказывало об увиденном и пережитом им на войне, относили к категории "лейтенантской прозы", представленной именами Бондарева и Нагибина. В 1959 году была опубликована первая повесть начинающего писателя под названием "Журавлиный крик", а вышедшая в свет в 1961 году "Третья ракета" принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть "Альпийская баллада"(1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В "Альпийской балладе" Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой. Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть "Мертвым не больно" (1965), где автор без прикрас описы

вал войну так, как он ее видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошелся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на "беседы" в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали "убираться на запад". Фронтовик не отступил. Вышедшая в 1970 году повесть "Сотников" с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарем Гродненского отделения белорусского союза писателей. Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова –удостоенные Государственной премии "Обелиск" (1971) и"Дожить до рассвета" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), на основе которой была создана популярная пьеса. Новым поворотом творчества Быкова стала повесть "Знак беды" (1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора и взаимоотношения человека и режима остается вед

ущей и в повестях "Карьер"(1986), "В тумане"(1987), "Облава " (1990).

Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. Еще в 1988 году он был у истоков создания Белорусского Народного Фронта, затем возглавлял белорусский ПЕН-Центр. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших знаменитое "письмо 43" в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его курса. Проза Быкова этого периода продолжала оставаться документально точной и безжалостной ("Полюби меня, солдатик", "Афганец", "Волчья яма"). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии. Наиболее значительным его произведением этого периода стала автобиографическая книга "Долгая дорога домой" (2002). В этом же году Быкову был поставлен страшный диагноз – рак желудка. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня. Он погребен на Восточном кладбище Минска.