Виды композиций городецкой росписи. Как рисовать цветы в городецкой росписи

Городецкая роспись

(Городец)

Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранние периоды речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с Городцом, его бытом, нарвами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Донце прялки. Городецкая роспись.

Город Городец расположен на левом берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Близ Новгорода находилась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка, затем Нижегородская, куда съезжались торговать со всей России и с других стран, что способствовало развитию ремесел. В Городце были и пряничники, и красильщики, и кузнецы, плотники и резчики по дереву. Изделия сбывали в городе или на ярмарке. Нижегородские прялки имели такую конструкцию, что основное украшение приходилось на донце (дощечка на которую садится пряха), так как гребень, с которого пряли кудель, не был предназначен для сюжетных композиций в отличие от лопаски Северодвинских прялок.

Прялка состоит из гребня, донца и веретена.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу XIX века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".

Городецкая роспись. Посиделки

Городецкая роспись. Панно «Игра в городки».

Городецкая роспись. Красная конница

Городецкая роспись. «Покупала Дарья товар у Макария»

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому люду.

В старину Городецкие изделия украшались мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать изделие еще красочнее.

Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором городецкой росписи становятся живописные элементы.

Техника выполнения городецкой росписи

Технология городецкой росписи во многом проще хохломской , особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Городецкие цвета

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Мотивы городецкой росписи

Наиболее распространенными мотивами являются:

Цветы - розы, купавки с симметричными листьями;

Птицы

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.

Виды композиции городецкой росписи

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись.

Цветочная роспись

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки.

Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.

Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись

Сюжетная роспись выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Сюжетная роспись обычно выполняется в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев - барышень и кавалеров - совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами - это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

  1. Охра (#CC7722);
  2. Розовый (#FFC0CB);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Синий (#964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (#00FF00);
  8. Черный (#000000);
  9. Желтый (#FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»


Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

Городецкая роспись - народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области). Яркая, лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

В 1836 году создана артель, которая с 1960 года была переименована в фабрику «Городецкая роспись». Артель выпускала сувениры. Главными мастерами ее были А.Е. Коновалов, Д.И. Крюков, И.А. Мазин.

Традиции городецкой росписи берут свое начало от резных городецких прялок. Донца прялок городецкие мастера украшали специальной техникой - инкрустацией, что означает следующее: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубление, соответствующее по форме. Позднее мастера начали применять подкраску. В данной технике Л.В. Мельников стал наиболее известным мастером. С 1870 года доминирует живописная манера украшения донец городецких прялок.

Элементы городецкой росписи

Орнамент городецкой росписи образуют различные элементы - геометрические, растительные, животные. Говоря о растительных элементах городецкой росписи , нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев. Животныемотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь - богатство.

Основными элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия. Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа. На первом этапе (подмалевка) производится нанесение одного цветового пятна, на втором (теневка) - нанесение скобки, а на третьем этапе оживки (разживки) происходит тонкая разделка форм орнамента при помощи белил. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность

История

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.

Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.

Технология

Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Виды композиции

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись , цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись .

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:


Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев - барышень и кавалеров - совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами - это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.


Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы...

Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.


Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.


Наиболее распространенными мотивами являются:

цветы - розы, купавки с симметричными листьями;






животные - конь, птица


«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.



Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.


Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Итак,

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.


«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.


«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.


«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».


Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья.Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.