Воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса на примере конкретной компании – Логистического агентства «20А.

"Инновации – это то, что отличает лидера рынка
от плетущихся в хвосте." – Стив Джобс

Развитие курьерских компаний, как и любого другого вида бизнеса, предполагает внедрение инноваций, исходя из потребностей клиентов и нужд самой организации: в управлении, в технологиях, в оказываемых услугах. В данной статье мы рассмотрим инновационный подход в логистике и доставке, который только начинает появляться на мировом рынке.

Инновации внедряют, как для устранения текущих проблем, так и усовершенствования работы компании в целом. Рассмотрим типичные проблемы в работе курьерских логистических компаний.

Несвоевременная доставка

Даже те фирмы, которые обладают собственным автопарком, имеют множество проблем, особенно в крупных городах в час пик. Другой проблемой является охват чрезмерно большого региона одним филиалом курьерской службы, что неизбежно ведет к снижению качества услуг. Подобные задачи решаются транспортными инновациями .

Низкий уровень лояльности клиентов

Отношение клиентов к компании, регулярность их заказов – ключевой фактор успеха, так как конкуренция в данной сфере достаточно высокая. Такие задачи решаются клиентоориентированными инновациями .

Возврат доставленных заказов

Проведение складских операций

Рутинные операции по ведению склада занимают большую часть работы курьерской службы. Правильно зарегистрированный товар по заказу на доставку позволяет избежать путаницы и увеличить скорость его отгрузки. Тоже самое касается процесса инвентаризации и сортировки заказов, где важны качество и скорость работы. Подобные задачи решаются складскими инновациями .

Порча товара при доставке

Основными причинами порчи груза являются или некачественная упаковка, или несоблюдение правил перевозки (особенно это актуально для заказов с поддержанием определенного температурного режима, хрупких и высокотехнологичных товаров). Данная проблема решается инновациями по комплектации и доставке .

Низкий уровень обслуживания в пунктах выдачи

Когда доставка происходит не из рук в руки, а самовывозом из отделения курьерской службы, возникает необходимость быстрого обслуживания без создания очереди и длительного поиска отправления. Помочь смогут инновации сервисного обслуживания .

Часто возникает потребность просчета оптимальной загрузки автотранспорта из-за разного размера грузов во избежание дополнительных транспортных издержек. Эта проблематика касается логистических инноваций .

Высокий уровень транспортных издержек

Чем выше уровень транспортных затрат, тем выше уровень цен на перевозку курьерской службы. Оптимизация ценовой политики за счет комплексного подхода к инновациям, позволяет снизить транспортные затраты, то есть с помощью комплексных инноваций .

Загрязнение окружающей среды

Во множестве стран есть налог на выхлопные газы от транспортных средств. Соблюдение правил ведения бизнеса с учетом экологического фактора позволяет увеличить лояльность клиентов, внедряя экологические инновации .

Не прогнозируемость спроса

Часто компании, предоставляя услуги, экспериментируют, чтобы выявить на какие инновации будет спрос, а это ведет к дополнительным затратам бизнеса. Помочь в этом вопросе сможет прогнозирование от внедрения технологических инноваций .

Рассмотрим ТОП-5 примеров инноваций для решения вышеперечисленных проблем.

ТОП-5 современных инноваций в курьерских компаниях

Ниже приведены реальные примеры инноваций передовых компаний, занимающихся курьерской доставкой.

№1. Логистические инновации


Для решения проблем с возвратными товарами используются следующие подходы:

  • программное обеспечение, которое позволяет планировать одноместные и многоместные возвраты, создавать инвойсы, отслеживать входящие и исходящие возвратные заказы;
  • вторичное использование упаковки, в которой хранился груз при транспортировке;
  • забор возврата вместе с доставкой товара на замену одной поездкой. Это позволит клиенту получить товар сразу же. Курьерская служба же сократит транспортные затраты, время обработки одного заказа, увеличит оборачиваемость товаров на складах и количество ошибок по поступлениям дохода.

Примером программного обеспечения является UPS Returns Plus, который работает через WorldShip. Программа позволяет контролировать возвратные отправления также и в выходные дни, создавая заранее возвратную накладную по номеру заказа, которую предоставит курьер вместе с товаром на замену. Запросить возврат можно через сайт курьерской службы, также как и контролировать весь процесс, начиная от сканирования штрих кода.

Изменения принципа доставки продуктовых товаров ожидается благодаря сервису по доставке, например, такому как AmazonFresh. Все покупки осуществляются онлайн, клиент назначает время, когда заберет продукты, загрузка товара происходит ответственным менеджером непосредственно в машину клиента. То есть привычное понятие покупок и походов в супермаркет видоизменится.

Инновационные грузовики с 3D-принтером на борту позволят ускорить доставку товаров. Такой грузовик будет выезжать по адресу доставки заказов, и «печатать» прямо на месте необходимые товары клиенту. Напечатать можно будет многие товары: от запчастей до игрушек. В будущем также планируется разработка технологии для печати сложных товаров, таких как ноутбуки и смартфоны.

Система Quantum View Notify отправляет на почту клиенту информацию о состоянии заказа, сроках, задержках, изменении статуса отправлений (отправка, непредвиденная ситуация или доставка). Также данная разработка уведомляет и самого ответственного менеджера об изменениях статуса доставки, задержках и т.д.

Для оптимизации маршрута доставки в данный момент разрабатываются очки, по типу Google Glass, отображающие 3Д-карту маршрута, и, показывающие оптимальное направление для сокращения времени доставки. Будут обладать встроенным сканером штрих кодов.

Считывание с помощью смартфона водяных знаков, QR-кода позволит узнать тип груза, контактные данные отправителя и клиента. Специальные датчики Smart Sensor покажут температурный режим товара или контейнера в целом. При отклонении температуры от нормы система подаст сигнал. Так, клиенты могут контролировать температурные показания груза на всех этапах доставки.

В недалеком будущем планируется развитие сети магазинов-представительств курьерских компаний с почтоматами, которые будут доступны круглосуточно для забора отправления.

№2. Складские инновации


Внедрение робототехники на складских помещениях позволит сэкономить время проведения инвентаризации, процесса приема и отгрузки товара. Поступившие грузы будут сканироваться, фотографироваться со всех сторон роботом перед размещением на складе. Опираясь на отсканированное изображение, робот отсортирует отправление по типу, размеру и весу, упакует и разместит в соответствующей ячейке склада. Для перемещения паллеты или стеллажа склады будущего будут оснащены прототипом робота-руки.

Центральная система позволит смоделировать оптимальный вариант размещения товаров в зависимости от сроков доставки, габаритов, как только груз поступает на складские площади. Также роботы смогут за несколько секунд считать штрих коды в труднодоступных участках склада. Данные технологии позволят существенно сократить время рутинных операций на складе, а также оптимизировать использование его площадей.

№3. Транспортные инновации


В связи с наличием налога на автомобильные выхлопы и, учитывая, что многие клиенты отдают предпочтение компаниям, которые берегут окружающую среду, конкурентным преимуществом может стать использование электромобилей. Подзарядить их можно будет в любой части города.

Самоуправляемые автомобили и воздушные дроны активно проникают в сферу доставки. Управлять данными системами будет возможно с помощью подключения к интернету. Они позволят решить проблему несоблюдения сроков, а также помогут избежать трафика на дорогах. Доставка станет доступна в любое время дня, как писем, так и габаритных грузов.

Инновации Hyperloop в части тоннельных инфраструктур, которые решат проблему роста загрузки дорог мегаполиса, смогут обеспечить быструю доставку транзитных сетей внутри и между городами.

№ 4. ИТ-инновации


Следующим шагом после внедрения сети почтоматов станет технология, позволяющая получить посылку, приложив лишь мобильный телефон с номером отправления к сканеру почтомата. Данная разработка в считанные минуты найдет отправление и автоматически спишет оплату.

Внедрение Big Data, облачных технологий и бизнес моделей logistics-as-a-service на всех этапах работы курьерской компании позволит оптимизировать склад и доставку, снизить риски за счет оперативного обмена данными, анализа деятельности.

Электронное утверждение заявок для кораблей, автотранспорта и поездов ускорит прохождение таможни: заявка будет подаваться еще перед тем, как транспорт пришел на границу.

Для доставки груза авиатранспортом можно будет забронировать место онлайн, в зависимости от габаритов товара, с помощью одной лишь регистрации.

№ 5. Клиентоориентированные инновации


Личный курьер, находящийся на всех этапах доставки груза, позволит решить проблемы с его порчей и поломкой. Особенно это актуально для крупногабаритных, контейнерных перевозок с поддержанием определенного температурного режима.

Для повышения лояльности клиентов, избегания очередей и быстрого обслуживания в местах выдачи отправлений, будет применяться специальный сервис. Он отобразит ячейку, стеллаж или паллету на складе по номеру накладной или при голосовом его произношении, а робот сможет оперативно найти его и передать менеджеру.

Для предотвращения поломки и порчи товара в личном кабинете заказчика добавятся электронные уведомления о правилах упаковки конкретного товара клиента с 3Д-моделью.

Инновацией в сфере эко доставки будет внедрение онлайн-отчета и мониторинга выбросов углерода при транспортировке конкретного груза клиента. Для курьерских служб данный сервис предоставит модели контроля выбросов и даст рекомендации для принятия стратегических решений.

Вывод

Современные технологии позволяют автоматизировать и упростить многие процессы работы в курьерских и транспортных компаниях. Инновации сегодня помогают сократить издержки, повысить рентабельность бизнеса и улучшить качество предоставляемых услуг. То, что казалось невероятным еще 20 лет назад, сегодня является реальностью для крупных компаний на рынке курьерских услуг. Со временем данные технологии станут доступными для среднего и малого бизнеса, что позволит вывести их также на новый уровень.


Получайте больше прибыли уже сейчас, внедряя инновации.
Автоматизируйте управление доставкой с нами!

Заказать демонстрацию

Вопрос 4. Инновации в логистических системах

С развитием в России международных стандартов товародвижения увеличивается и потребность в качественных логистических услугах. Современные условия требуют комплексного инновационного подхода к хранению и обработке продукции.

Инновация - это процесс научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, организационного или управленческого характера. В техническом отношении инновации проявляются в появлении новой продукции, как производственного, так и потребительского назначения, с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками - качество, надежность, мощность, производительность, экономичность, экологичность. С позиции технологии инновация представляет собой изготовление продукции с использованием более совершенных, по сравнению с существующими, технологических процессов, позволяющих снижать трудоемкость производственных операций и сокращать производственные расходы.

Инновация в области организации рассматривается в двух направлениях. Первое направление - разработка организационных структур субъектов хозяйствования, позволяющих установить оптимальный баланс структур с внешней средой. Второе направление связано с разработкой рациональных вариантов организации труда - кооперация, специализация, разделение труда, которые позволяют сократить затраты при организационном взаимодействии внутри субъектов хозяйствования и между ними. Инновация с позиции управления рассматривается в виде проектов планируемых управленческих изменений - количество уровней управления, степень управленческого воздействия, контроль за принимаемыми управленческими решениями, а также последующей их реализацией, позволяющей получать определенный экономический или социальный эффект.

Практически все виды инноваций, перечисленные выше, актуальны для логистики и принимаемых логистических решений.

В начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России. Материалы были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума. В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники 47 компаний из различных отраслей экономики. Полученные ответы показали, что инновации в логистике очень важны и существует необходимость их развития и внедрения.

Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

1. 51% признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе.

2. 38% уже применяют инновационные решения в своей практике.

Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

В результате обобщения ответов в перечень вошли:

1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий - 24%;

2. Лучшее управление персоналом и его мотивация -18%;

3. Эффективное управление цепочками поставок - 12%;

4. Повышение эффективности складской логистики - 11%;

5. Сокращение затрат на логистику.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Структурно логистика состоит из ряда подсистем, представляющих собой уже сложившиеся самостоятельные направления - «логистика снабжения», «логистика производства», «складская логистика», «транспортная логистика», «логистика распределения». Соответственно, «инновационная логистика» по своему назначению также рассматривается как самостоятельное направление логистической деятельности, перед которой стоят свои, специфические задачи.

Задачи логистической деятельности:

1. создание новых идей в области управления потоковыми процессами, на основе использования общих научно-технических достижений и применения их в инновационной логистике;

2. разработка и создание системы логистических новообразований и логистических систем различного назначения путем их поэлементного и поэтапного формирования.

При этом под системами инновационной логистики понимаются: специализированные инновационные логистические бизнес-центры; отраслевые научно-исследовательские институты и подразделения функциональных подсистем логистики; научно исследовательские подразделения высших учебных заведений; консалтинговые центры, проводящие исследования действующих и оценку новых логистических проектов; общественные логистические структуры - международные, национальные и региональные ассоциации логистики.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой исходную базу разработки гибких логистических моделей различных направлений производственно-хозяйственной деятельности.

В качестве логистических концепций приняты следующие:

1. концепция общих логистических издержек - определение дифференцированных логистических издержек;

2. концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике - выявление взаимосвязи между функциями и степени посредничества и сотрудничества;

3. концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе прогноза спроса и предложения;

4. логистическая концепция управления полной цепью поставок - организация всего процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, используются в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствовании операций и процедур, применяемых в логистических системах. При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических системах. С точки зрения процессов, современная логистика на 90 % состоит из информационных технологий. Только оставшиеся 10 % составляет непосредственно перевозка грузов. Без информационных технологий современная отрасль грузоперевозок просто перестанет существовать - ИТ используются во всех сферах и на всех этапах грузоперевозок. В качестве ключевых можно выделить два уровня применения ИТ: «стратегический», который представляет собой автоматизацию процессов управления грузоперевозками и логистикой, и «прикладной» уровень, направленный на автоматизацию грузопотоков. Спрос на автоматизацию грузоперевозок растет опережающими темпами. По разным оценкам, ежегодно объемы затрат увеличиваются на 15-20 %, в то время как затраты на автоматизацию процессов управления увеличиваются на 8-10 % ежегодно. Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. Функции 3PL-провайдера обширны и включают в себя не только прямую транспортировку, управление складированием, консолидацию отправок, экспедирование и другие базовые сервисы, но и услуги таможенного брокера, проектирование и поддержку информационных систем, переговоры о тарифах, консультационные услуги. Каждая организация должна следить и контролировать точность и порядок, как отправки, так и приема груза, для обеспечения эффективной и бесперебойной работы организации, что поможет избежать издержек на производстве. Допустим, если оператор привезет пачку муки не в 10 часов, а в 10:30, то заплатит штраф за простаивающую полку. А если он не вывез продукцию с завода, это грозит остановкой производства. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Еще один пример инновации в логистике служит информационная технология, которая успешно реализуется на российском рынке программа «Microsoft Dynamics AX». Система является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла производства, учета, контроля и анализа грузопотоков. Данная система поддерживает работу транспортно-логистической компании. Внедрение системы автоматизации приведет к следующим результатам: значительно возрастет производительность склада, полностью исключатся переработки, снизятся затраты на обработку товаропотоков, к стабильной работе объекта в установленном режиме. К тому же данная система поможет повысить мотивацию персонала, улучшить контроль за работой сотрудников организации, усовершенствовать процессы взаимодействия сотрудников различных подразделений, возрастет скорость обработки заявок клиентов. При работе с грузом логистические компании для маркировки перевозимых грузов применяют RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. Система контроля товаров позволяющая определить владельцу состояние товара (испорчен в результате удара, тряски/ упаковка вскрыта).



Транспортная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка транспортных услуг. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот

информации влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи. Практическая реализация инноваций в логистике становится мощным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и оказываемых услуг.

Обзор инновационных продуктов в транспортной логистике: технологии отслеживания

Данная статья посвящена обзору инновационных программных продуктов в транспортной логистике. Приводится системный анализ инновационного опыта в данной сфере, а именно рассмотрены программы, включающие технологии процессов отслеживания транспортных средств и отдельных грузов. Даются рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в транспортной логистике.

В настоящее время существует большое количество определений понятия "инновационная деятельность". Кандидат экономических наук Батьковский А.М. дает следующее определение данного термина: "Инновационная деятельность - это процессы создания, освоения и распространения новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления". Под инновационной деятельностью мы будем понимать один из самых рисковых видов деятельности в предпринимательстве, но в то же время, именно она является одним из ключевых факторов успеха любой организации. Грамотная разработка и внедрение инноваций позволит повысить эффективность и рентабельность компании на долгие годы, т.к. именно инновации - один из факторов обеспечения конкурентных преимуществ организации.

Одной из наиболее перспективных сфер для инноваций является транспортная логистика. В России транспортная логистика - сравнительно новый вид деятельности, который начинает активно развиваться, тем самым создавая благоприятную почву для внедрения инноваций. В данной статье представлен опыт инновационной деятельности различных транспортно-логистических копаний. груз транспортный отслеживание

Сегодня существует большое количество технологий, позволяющих оптимизировать процесс транспортировки грузов. Так, например, наибольшую популярность среди инноваций в транспортной логистике получили системы спутникового мониторинга и контроля транспорта. Одними из самых ярких представителей такой системы являются технологии глобального позиционирования ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) и GPS (Global Positioning System). Данные технологии позволяют определить местоположение, скорость движения транспортного средства, собрать информацию о работе всех его механизмов, а также обеспечить безопасность перевозок, сохранность и своевременную доставку грузов. Аналогами российской системы ГЛОНАСС и американской системы GPS являются китайская система Компас и европейская система Галилео.

На основе спутниковых систем разрабатываются системы, позволяющие автоматизировать работу транспортно-логистических компаний. Одной из таких систем является система MDS Logistic. MDS Logistic - система, автоматизирующая управление логистическими процессами, распределение и оптимизацию периодов доставки грузов на объекты. Данная система обеспечивает осуществление автоматизированного управления перевозкой и доставкой грузов, решает логистические задачи по формированию электронных очередей, погрузки и разгрузки транспортных средств и графиков доставки, координирует заказы на поставку в он-лайн режиме, формирует отчетную и статистическую информацию по заказам.

MDS Logistic позволяет обеспечить прозрачность логистических процессов, работы и движения транспорта, участвующего в доставке грузов, действий поставщиков. Увеличивает количество поставок "точно-в-срок", а также объем обработанных заказов на доставку и количество заявок на транспорт. Оптимизирует работу диспетчерской службы и снижает влияние человеческого фактора.

Другим примером систем данного типа является программа TopLogistic. Она представляет собой программный комплекс, полностью автоматизирующий транспортно-логистические задачи, задачи по оптимизации перевозок и оптимизации доставки грузов заказчикам. Данная программа позволяет управлять транспортом, логистикой транспорта; оптимизировать перевозки автомобильным транспортом; рассчитывать расстояния по городу (в том числе по проложенным маршрутам); прокладывать маршруты на электронных картах; оптимально управлять перевозками, доставкой; оптимизировать маршруты доставки.

Система TopLogistic предоставляет возможность управлять перевозками, выполнить наиболее оптимальное составление маршрута доставки. При этом составление маршрутов выполняется наиболее эффективным образом, учитывая адреса точек доставки, а также временные интервалы доставки и другие параметры. Кроме того, с помощью программы осуществляется планирование, учет и контроль процессов, связанных с отгрузкой и доставкой, сокращаются издержки на доставку, повышается качество обслуживания клиентов, обеспечивается надежность работы всего логистического комплекса.

К подобным системам можно отнести и систему ANTOR LogisticMaster, которая позволяет компаниям, доставляющим грузы заказчикам, осуществлять автоматизацию процессов управления доставкой и планирования маршрутов, оптимальную загрузку всего парка транспортных средств, обеспечение своевременной доставки продукции клиентам, эффективный контроль работы водителей и экспедиторов. Система может учитывать такие количественные параметры, как объем груза и объем кузова автомобиля, вес груза и грузоподъемность автомобиля, время выезда автомобиля со склада, длительность разгрузки, параметры движения, расчет длины и продолжительности маршрута, максимальное количество заказов на каждом маршруте, максимальную протяженность каждого маршрута, максимально допустимое время опоздания в пункт доставки, максимально допустимое время простоя, максимально допустимый перегруз автомобиля и др.

Существует также множество других подобных систем, отличающихся набором тех или иных функций.

Кроме систем, которые помогают определить место нахождения транспортного средства, существуют технологии, позволяющие осуществлять контроль процесса перевозки, вне зависимости от вида транспорта и протяженности маршрута. Данная технология - это система спутникового отслеживания грузов и контейнеров с помощью технологии GPS. С помощью данной системы можно определить точное (до 5 метров) место расположения груза или контейнера в режиме реального времени. Данные о текущем местонахождении и пути движения отражаются на масштабируемой электронной карте. Кроме того, система позволяет сформировать автоматический отчет, в котором отражается сводная информация о движении груза в табличной форме. Итоговые сведения могут быть выгружены в классические офисные программы и корпоративные IT-системы. Для определения места нахождения грузов используются компактные "GPS-маячки", которые размещаются непосредственно с грузом (в таре, упаковке, контейнере, прицепе, автомобиле и т.д.). Обычно такие GPS-маячки работают только от встроенного аккумулятора, так как подключить их к внешнему источнику питания (например, к бортовой сети автомобиля), чаще всего, невозможно. Продолжительность их автономной работы зависит не только от емкости аккумулятора, но и во многом определяется тем, с какой периодичностью данные о местонахождении пересылаются на сервер: каждую минуту, раз в час, раз в сутки и т.д.

Система спутникового отслеживания грузов и контейнеров позволяет :

  • · снизить риски и контролировать сроки доставки;
  • · отслеживать на электронной карте груз в режиме он-лайн, определять адрес местонахождения;
  • · контролировать отклонения от маршрута и графика;
  • · информировать о гео-событиях и о фактах вскрытия.

В современном мире в условиях развитых рыночных отношений, отрой конкуренции, интеграции в международное экономическое пространство возникает необходимость в предоставлении качественных транспортно-логистических услуг. Ключом к успеху при решении данного вопроса являются инновации. Именно инновационная деятельность позволяет генерировать идеи, реализовывать их и получать новые технологии. С помощью них транспортно-логистические компании могут сократить финансовые, временные, энергетические и другие виды затрат и тем самым максимально удовлетворить запросы клиентов. Применение инновационных технологий предоставляет компании неоспоримое конкурентное преимущество, позволяя опередить своих конкурентов на долгие годы.

Проанализировав опыт разработки и внедрения инновационных продуктов в транспортной логистике, необходимо сказать о том, что в рассмотренных системах существует и ряд недостатков. Одним из них является то, что системы спутникового слежения имеют так называемые "слепые зоны", наблюдение в которых невозможно. К другому недостатку можно отнести человеческий фактор, как пользователя продукта, так и водителя транспортного средства. Кроме того при разработке новых инноваций в данной области необходимо учитывать интеграцию складского и транспортного хозяйства, особенности таможенного оформления и других операций, выполнение которых необходимо при транспортировке грузов.

Подводя итог, можно отметить то, что на сегодняшний день существует множество технологий, систем, программ, позволяющих отслеживать и определять место нахождения как транспортного средства, так и груза в отдельности, а также выполнять другие функции, облегчающие процесс доставки груза заказчику. Кроме того, транспортная логистика, грузоперевозки в целом являются быстро развивающейся областью деятельности на данный момент, а, следовательно, является благоприятной сферой для появления новых инновационных технологий.

Библиографический список

  • 1. Батьковский А.М. "Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем". URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/15692/ (Дата обращения 09.11.2014г.)
  • 2. SpaceTeam URL: http://space-team.com/monitoring_transporta/industry_solutions/logistic/ (Дата обращения 05.11.2014г.)
  • 3. TopPlan URL: http://www.toplogistic.ru/35.html (Дата обращения 05.11.2014г.)
  • 4. Denexy URL: http://denexy.ru/gis/planirovanie-dostavki-produktsii/antor-logistics-master/ (Дата обращения 09.11.2014г)
  • 5. Ruslink URL: http://www.gdemoi.ru/gps-monitoring/cargo.php (Дата обращения 11.11.2014г)

В статье проведено исследование об инновационных технологиях в сфере логистики. В данной статье я рассмотрел новые технологии, которые постепенно вводятся в логистических организациях.

  • Исследование и анализ основных аспектов управления ресурсами и запасами, используемых в логистических системах
  • Моделирование логистической системы туристско-рекреационного региона
  • Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
  • Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым

Поступательно развиваясь и распространяясь в настоящее время логистика на разных уровнях региональная , национальная , международная , пространств и границ , постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок .

В общем виде инновация - новообразование, нововведение, это процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой основную исходную базу разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. В качестве постулатов логистических концепций приняты следующие:

  • концепция общих логистических издержек в комплексе - определение дифференцированных логистических издержек постоянное составление их калькуляции, анализ и мониторинг тотальных издержек для укрепления конкурентоспособности на национальном и международном уровне ;
  • концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике -выявление взаимосвязей и отношений между функциями и степени посредничества и сотрудничества;
  • концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе постоянного мониторинга прогноза спроса и предложения;
  • логистическая концепция управления полной цепью поставок- организация всего комплексного, интегрированного и гармонизированного процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают нововведения во всем интегрированном и гармонизированном комплексе логистики, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, способов, критериев, показателей) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, активностей и процедур, применяемых в логистических бизнес-процессах .

При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств и оборудования, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических бизнес-процессах.

В настоящее время развитие и распространение информационных технологий охватило практически все сферы социально- экономической и производственно-хозяйственной деятельности , включая образование, подготовку профессиональных специалистов по логистике , и без сомнения саму логистику в целом, ее системы, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов преобразования и функции . Данное развитие, распространение, совершенствование происходит на уровне региональной, национальной, международной логистике пространств и границ в соответствии с ее целью, принципами и задачами в процессе эволюции .

Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. 3PL провайдер или провайдер (оператор) логистических услуг представляет собой организацию, которая предоставляет комплексные услуги в области логистики для клиентов: транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и так далее. Аббревиатура 3PL означает Third Party Logistics – логистика третьей стороны. Другими словами, термин 3PL является синонимом понятия аутсорсинг, что означает передачу части или всех функций логистики третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг.

Наиболее часто передаются в аутсорсинг логистическим провайдерам транспортные услуги . В отличии от простых грузоперевозчиков, 3PL провайдеры не просто предоставляют разного вида транспортные услуги. Они выполняют весь комплекс работ, необходимый для продвижения товара по всей цепочке поставок, включая экспедирование, прием, отгрузку и хранение товаров на складах, страхование товаров, таможенное оформление, перевалку грузов и многое другое. Наиболее серьезные логистические операторы специализируются на международных перевозках. Они требуют от компании опыта и специализированных знаний. Наряду с 3PL выделяют и другие термины: 1PL, 2PL, 4PL и даже 5PL. К сожалению, мнения по поводу определений этих терминов сильно разнятся. Приведем один самый распространенный вариант, который поможет понять разницу между этими понятиями.

1PL (First Рагtу Logistics) – все логистические функции выполняет одна компания, являющаяся владельцем грузов. Это так называемая автономная логистика.

2PL (Second Рагtу Logistics) – простейшая форма аутсорсинга, когда сторонняя компания предоставляет традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими запасами.

3PL (Third Party Logistics) – более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания помимо стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости.

4PL (Fourth Рагtу Logistics) означает интеграцию всех компаний, участвующих в цепочке поставок. 4PL провайдер управляет всеми логистическими процессами таких компаний в интересах цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий.

Надо специально заметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL – это просто логистика третьей стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, которая оказывает логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. очень сомнительны. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Ещё одним примером инновации в логистике являются RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. В настоящее время систему RFID (метки с радиочастотной идентификацией) активно внедряется в повседневный бизнес. Использование этих технологий позволяет достичь существенного сокращения затрат, в том числе и при логистике и таможенном оформлении.

RFID является уникальной, прорывной технологией, способной перевернуть представления о способах идентификации и маркировки товаров. Она уже вошла в нашу повседневную жизнь и широко используется в самых разных областях – от многоразовых проездных билетов, до контроля за товарами в супермаркетах. Потенциал использования RFID меток особенно велик в производственной и складской логистике. Их применение для контроля цепочек поставок может принести предприятию огромную стратегическую выгоду. Однако темпы внедрения этого инновационного продукта на российском рынке еще сравнительно малы, в то время, как в странах Запада они чрезвычайно популярны.

Прежде всего необходимо отметить, что использование RFID особенно эффективно при контроле за перемещением предметов в пределах определенной, четко очерчено сферы деятельности. Живым примером такого использования может являться идентификация возвратной тары предприятия. В этом случае компьютерный системы автоматически ведут учет расхода и возврата тары, при этом в любой момент времени можно отследить все этапы перемещения предмета и его участия в разнообразных технологических процессах. Информация о перемещении и прохождении этапов обработки может сохраняться как на самой метке, так и в базе данных предприятия. Не имеет значения размер территории, по которой путешествует предмет: это может быть, как отдельный цех, так и вся страна. В любом случае система остается замкнутой и возвратные средства, пройдя полный цикл, возвращаются в исходную точку. В каждый момент времени можно оценить какое количество предметов находится на территории определенного участка предприятия, а какие все еще находятся во вне, при этом анализ может быть проведен и на предмет скорости обращения товаров, в том числе с выделением контрагентов, которые превышают нормальные сроки оборота помеченных предметов.

Аналогичный принцип используется и при идентификации отдельных узлов и деталей, используемых при сборке какого-либо товара. Администрация предприятия может в любой момент времени проверить количество предметов в любой точке. Каждый предмет может быть помечен своей уникальной меткой, которая поможет отличить его от своих миллионов братьев и сестер. Зачастую для таких целей используются особые защищенные RFID идентификаторы, стоимость которые может составлять несколько евро. Отсюда вытекает следующее преимущество меток – возможность их использования для однозначной идентификации предметов. Правда в этом случае имеются исключения – подобные метки нельзя использовать для маркировки металлических изделий и жидкостей. Однако имеется возможность считывания всех показателей с меток, упакованных на паллеты или в коробки. Оператор может практически мгновенно получить информацию о содержимом упаковки и размещением информации в базе данных предприятия.

Но, несмотря на сложность решения вопроса с металлами и жидкостями, решение этой проблемы в принципе возможно. Так RFID метка может быть помещена непосредственно на упаковку или между слоев стрейч-пленки. В любом случае нанесенные метки необходимо размещать под радиопрозрачным покрытием в пределах прямой видимости от считывающих устройств. Таким образом, данная технология выигрывает у широко распространенного способа штрихкодирования, ведь в отличии от штрих-кода ее можно расположить в защищенном месте, например, на внутренней стороне упаковки или под несколькими слоями упаковочного материала. Дальность же считывания идентификационных радиочастотных меток значительно превосходит аналогичную для оптического распознавания штрих-кодов.

Бесконтактная идентификация позволяет формировать базу данных компании, отражающую движение товаров в режиме реального времени. Система может содержать сведения о любом перемещении товара по производственной линии или на складе. Бизнес-процессы становятся открытыми и прозрачными, скорость работы значительно увеличивается. Например, для распознания информации с штрих-кодов на поддоне, содержащем 25 коробок в среднем затрачивается 17 минут, в тоже время аналогичный процесс, но проведенный с использованием радиочастотных меток затрачивается около 30 секунд. Грамотно организованная система хранения с использованием RFID меток позволяет значительно сократить время, необходимое для инвентаризации товаров.

Экономия времени при использовании RFID-идентификации является не единственным преимуществом данной инновации. Получение данных о движении товаров в режиме реального времени позволяет организовать аудит производственных и логистических процессов на качественно новом уровне. Администрации компании получает уникальную возможность в оценке и пересмотре тактики деятельности, возможности ее точечной и точной регулировке, что несомненно благотворно повлияет на общую конкурентоспособность.

Наиболее популярным является вопрос стоимость внедрения RFID-технологий на предприятии. Зачатую топ-менеджеры считают, что вопрос стоимость самой радиометки является определяющим при решении вопроса о переходе на систему радиочастотной идентификации. Однако представляется разумным рассматривать вопрос в комплексе. Принятию решения должен предшествовать детальный анализ бизнес-процессов компании, в ходе которого специалисты оценят затраты и выгоды от интеграции RFID в систему управления. При этом вопрос о стоимость самой радиометки не может являться определяющим. Всего несколько лет назад стоимость меток составляла около полутора долларов и, тем не менее внедрение системы радиочастотной идентификации позволяло компаниям экономить миллионы. Несомненно, что падение цен на метки, произошедшее в последние годы может подтолкнуть более широкий круг компании к изменению систем маркировки и учета. Сейчас стоимость RFID меток колеблется возле цены, составляющей несколько центов.

Некоторым препятствием на пути перевооружения производства и логистики на радиочастотную идентификацию может являться несогласованность национальных законодательств в разрешении на использовании определенного диапазона частот. В настоящее время в складской логистике в использовании RFID доминирует два основных стандарта: европейский, использующий 868 МГЦ и применяемый в странах Африки, Европы и в России и американский, использующий 915 МГЦ, распространенный в обеих Америках, азиатских странах и Японии.

В 2004 году применительно к складской логистике был разработан и принят стандарт Gen2, которого придерживаются разные мировые производители. Применение единого стандарта означает, что оборудование, произведенное в разных странах может быть легко интегрировано в единую систему на конкретном предприятии.

Несмотря на усиленно проталкиваемую руководством страны и прогрессивной общественностью идею модернизации производства, использование радиочастотной идентификации, к нашему сожалению, пока не получило у нас в стране широкого распространения. Опыт внедрения пилотных проектов по использованию RFID-меток показывает, что от внедрения любых инноваций наши предприниматели, как правило ожидают сногсшибательных результатов здесь и сейчас. Горизонты планирования российского бизнеса достаточно узки. К тому же внедрение высокотехнологичных средств обычно стоит начинать с наведения элементарно порядка. Хаос и бардак, изначально существующий в складской или транспортной логистике невозможно внезапно победить приобретением супер-гаджетов.

Рассмотрим инновационные технологии на примере известных компаний:

Французская компания Savoye разработала упаковочную машину E-Jivaro, которая сама рассчитывает нужную высоту коробок в соответствии с содержимым и запечатывает их. Она способна упаковывать товары в коробки, которые легко помещаются в почтовые ящики (формат упаковки – A4, минимальная толщина – 30 мм). Первой внедрила новинку компания Photobox, известная в Европе достижениями в области тиражирования и хранения фотографий в Интернете. Предполагается, что машина будет способствовать революционным изменениям в электронной коммерции.

Австралийская компания Quattrolifts выпустила тележку, с помощью которой можно перемещать и устанавливать стекла в цехах, на складах и стройплощадках. Чтобы с помощью этого устройства перевезти листовое стекло весом до 400 кг и длиной 4500 мм, а также поднять его на высоту до 4,5 м, потребуются один-два работника. Стекло можно разгрузить непосредственно со стойки грузового автомобиля, перевезти и установить в оконные проемы. Кроме того, сама тележка легко демонтируется.

Radius Group, российская компания, работающая в сфере складской и производственной недвижимости, в своем последнем проекте реализовала решение на основе бесшовно интегрированных каналов.

Для удовлетворения возросших потребностей российского рынка электронной коммерции Radius Group, совместно с французским гигантом розничной торговли стройматериалами в формате «Сделай сам» Leroy Merlin, строит новые складские помещения площадью 100 000 кв. м. Этот комплекс станет крупнейшим и, возможно, самым эффективным распределительным центром в истории Российской Федерации.

Рост омниканальной дистрибуции идет параллельно с развитием технологий RFID и EDI, а дроны, в свою очередь, также ждут своего часа, чтобы обеспечить еще большую эффективность и рентабельность.

Внедрение высоких технологий – это сложный и комплексный процесс, не на последнем месте в котором стоит правильная мотивация и обучение работников компании. Расплывчато написанные должностные инструкции, нечеткий административный регламент могут свести на нет любые благие начинания. В связи с этим остро встает вопрос о подборе компетентного интегратора, способного детально разобраться во всех бизнес-процессах, существующих в компании, провести тщательный анализ и выявить все «узкие места». К сожалению, немногие из существующих на российском рынке компаний, рекламирующих услуги по внедрению RFID идентификации могут похвастаться таким комплексным подходом. При обращении к неопытным специалистом топ-менеджмент предприятия может получит такой отрицательный опыт, который надолго отобьет у него желание внедрять какие-либо инновации.

Каждый склад, каждый производственный или логистический процесс, цепочка поставок – это уникальный живой организм, который, несмотря на множество общих характеристик имеет уникальные, одному лишь ему присущие особенности. Только консультации с действительно грамотными специалистами, имеющими опыт успешного внедрения высоко технологичных систем может дать компании конкурентное преимущество от инноваций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мире и в России инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Следует ожидать, что инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.

Список литературы

  1. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Кривоносов Н.А. Лазарев В. А. Использование компьютерных деловых игр при подготовке бакалавров по логистике Научно-аналитический журнал: Национальная ассоциация ученых (НАУ) / Экономические науки. IV (9), 2015. стр. 96-99
  4. Родкина Т.А. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (концепция, методология, реализация) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2001.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  7. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37-42.
  8. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  11. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга. Маркетинг. 2005. № 4, с. 107-116.
  12. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные формы и виды аутсорсинга. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г.
  13. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  14. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

Максим Толстобров – операционный директор СДЭК

Как современные технологии, включая Big Data, 3D-печать, Интернет вещей, и даже сам по себе интернет, меняют логистическую отрасль? Вряд ли стоит спорить, что, как и в случае с другими отраслями бизнеса, логистику с приходом в нее инновационных технологий ждут самые радикальные трансформации уже в ближайшем будущем. Кстати, последние постепенно уже приходят и отвоевывают место под солнцем в самых разных секторах отрасли – от производственной логистики до интернет-доставки и доставки в рамках последней мили.

E-commerce задает тон логистике

В общемировой торговле наиболее быстрыми темпами сегодня растет интернет-коммерция; именно с этим сегментом связаны ключевые инновации, которые приходят в логистику. Они влияют на сроки и качество доставки, их может увидеть и оценить покупатель. В недалеком будущем технологическое развитие, в том числе покрытие всей территории планеты сетью интернет и обеспечение доступа к ней всего населения, неминуемо превратит мир в гигантский маркетплейс. Конкурируя за своего покупателя, интернет-магазины и логистические операторы будут менять систему дистрибуции, распределения и доставки товаров.

Уже сейчас покупатели могут заметить, что вместо курьера время доставки заказа уточняет по телефону роботизированный сервис, доставку на дом с успехом заменяют сети почтоматов, доступ к которым можно получить по индивидуальным кодам, да и сам заказ могут доставить на дом . Сделать уже сегодня это способен робот-доставщик, который передвигается по земле. есть у Starship Technologies, одним из владельцев которой является Ахти Хейнла , запустивший Skype. Эти роботы пока что осуществляют доставку только в 4 городах Великобритании, но разработчики рассчитывают, что со временем их творение заменит обычного курьера. Они приезжают в удобное для получателя место и выдают посылку по команде, которую можно отдать через мобильное приложение. За раз такой доставщик может увезти до 9 кг груза.

Некоторые компании активно используют дронов для доставки по городу. Это экологичный и быстрый вид транспорта: не стоит в пробках, не нуждается в топливе и, в зависимости от модели, может пролететь до 200 км без подзарядки. Их используют не только единичные компании-гиганты вроде Amazon или Wallmart. Например, в Китае одна из компаний, которая занимается изготовлением пиццы, доставляет ту к покупателям дронами, в России же опыт доставки дронами был у «ДоДо-пиццы» и «Сбербанка».

Автоматизация приходит на склад

Не так давно я был на стажировке в Лейпциге на сортировочном складе DHL. Срок прохождения груза в терминале составляет 15 минут – столько времени занимает приемка груза, его расконсолидация, прохождение по сортировочной линии и отправка по назначению. При этом на склад груз прибывает не на машинах, а на самолетах! Всего 15 минут проходит от того момента, как груз «зашел» на склад, до его готовности к отправке новым самолетом по адресу доставки.

Это говорит о том, что инновационные технологии приходят уже и в закулисье логистики – здесь это зачастую даже быстрее происходит. Например, использование штрих-кодов на товарах позволяет значительно ускорить сортировку с помощью роботизированных терминалов. На складах используются роботизированные системы голосового поиска нужного товара, а также системы отбора по цветовым сигналам. Данные технологические инновации не отменяют необходимости в сотруднике-человеке на складе, однако делают процесс сортировки и комплектации значительно точнее, а главное, оперативнее. Например, голосовой поиск – технология Pick-by-voice – ускоряет процессы в два раза! Эти технологии уже используются в России: например, компанией X5 Retail Group.

В корпорации Amazon с 2014 года используют роботов-кладовщиков Kiva (сейчас их число уже составляет около 80 000). И если ориентироваться на отчет Deutsche Bank, подобные роботы оказались в пять раз эффективнее человеческого персонала. Каков итог? Например, на 20% снизились операционные расходы каждого склада. Есть примеры автоматизации складских помещений и в России – например, уже сегодня автоматизированная сортировочная линия компании экспресс-доставки СДЭК за час способна обработать и направить по 160 рукавам более 6 тысяч посылок. В день эта цифра составляет 70 000 отправлений.

Я уже не говорю об изменениях в логистике, которые вызовут развитие, к примеру, 3D-печати – ведь не исключено, что в будущем попросту не будет необходимости транспортировки очень многих товаров. Данные о них станут передаваться на производственные механизмы, которые будут в точности воспроизводить копии нужного продукта с помощью 3D-принтера.

Какое-то время назад я был на заводе Volkswagen в г. Вольфсбург (Германия), кстати, первом для автоконцерна. Помимо туристов сюда нередко отправляются и покупатели немецкого бренда – забрать собранный по индивидуальному заказу авто. Заказ можно оформить дистанционно, сам автомобиль собирается в течение недели с нуля: от железных листов до индивидуальной отделки. Покупатель просто заходит в интернет, выбирает опции будущей машины, в соответствии с которыми уже и производится автомобиль. Фактически речь идет о серийном производстве индивидуального заказа.

Конечно, новые технологии не отменят логистику полностью: в любом случае придется поставлять материалы для производства копий товаров, но она принципиально изменится, в том числе с точки зрения ценообразования и задействования людских ресурсов. Нужно будет передавать не товары, а данные, и эту функцию, кстати, также могут взять на себя логистические компании, просто обновленные и выступающие на рынке в новом качестве.

Цена инноваций

С чем связан приход инновационных технологий в логистику? Основная причина того, почему так происходит, – глобализация международных связей и торговли. Компании из разных стран заключают между собой соглашения о сотрудничестве. Люди хотят покупать в онлайн-магазинах не только в своей стране, но и по всему миру. Таким образом, постоянно растет товарооборот и, как следствие, нагрузка на логистические компании. Ручной труд постепенно отходит на второй план, людей заменяют машины, способные за минуту выполнять в сотни раз больше операций. Еще один бонус инноваций – экономия на рабочей силе. Это одна из самых значимых статей расходов сегодня, особенно в Европе и США. К примеру, во Франции стоимость труда кладовщика составляет 2000 евро в месяц, и это не считая налогов. Технологии помогают заменить рабочих роботами.

Конечно, изначально все инновационные вещи всегда очень дороги. Когда они становятся доступными, тогда они могут отменять текущие дорогостоящие операции. Вспомните самые первые компьютеры, которые занимали огромные помещения. Их приобретение было под силу разве что государственным структурам. Сейчас в наших карманах лежат смартфоны с производительностью больше, чем первые компьютеры. То же самое было и с мобильной связью, которая изначально являлась крайне дорогой, а затем, с падением стоимости, пришла на смену стационарной, стала популярна и сильно изменила скорость обмена информацией – и скорость бизнеса. Так было с любой технологической инновацией.

Ждет ли аналогичная перспектива и Россию? Существенных технологических препятствий я в данном случае не вижу. Если мы выпускаем ракеты и танки, почему мы, к примеру, не можем делать сортировочные линии для логистических хабов? В этом нет ничего сложного, подобные разработки уже есть на отечественном рынке – при этом на порядок дешевле западных аналогов. Другой вопрос заключается в их массовом применении. Здесь все очень сильно зависит от сроков окупаемости и клиентского портфеля компании. Пока что не все логистические операторы могут позволить себе массово внедрять инновации – это серьезные расходы. Сегодня в логистике (как, пожалуй, и других сферах экономики) ситуация не позволяет делать инвестиции, возврат которых оценивается в 5 или даже 7 лет, мы все живем в перспективе максимум 3 лет… Добавьте к этому недоступность кредитных ресурсов и тот факт, что труд рабочих у нас все же не так дорог, как в европейских странах или США. Пока человеческий труд будет дешевле, чем стоимость аналогичной операции, выполненной роботом, в том числе с учетом цены его внедрения, эта тема если и будет применяться, то исключительно инноваторами и активистами.

Рано или поздно роботы, конечно, придут в российскую логистику – иного выхода в перспективе попросту нет. Другое дело, в какие сроки получится это сделать. В данном случае дело не в возможностях производства или технической мысли, а в ресурсах.