«Я знаю, где похоронен Чингисхан! Великий Потрясатель покоится на Алтае!? Версия «Могила Чингисхана Место захоронения чингисхана.

Во время строительства, работники, занятые в дорожном строительстве рядом с рекой Онон в Хэнтэйском аймаке Монголии, обнаружили массовое захоронение, содержащее останки многих десятков человеческих трупов, лежащих среди груды камней. Судмедэксперты и археологи признали, что это монгольская ханская гробница в 13-м веке, предположительно -Чингисхана.

Команда ученых, работающих с университетом Пекина, пришла к выводу, что многочисленные скелеты похоронены на вершине захоронения были, скорее всего, рабы, которые возвели могилу, и были убиты, чтобы сохранить тайну расположения. Также были найдены останки двенадцати лошадей, которые должны были, якобы сопровождать покойника после смерти.

68 скелетов были найдены похороненными вместе, почти прямо поверх довольно грубого каменного строения.

Содержимое могилы было рассеяно, и сильно повреждено, предположительно из-за того, что она находится под руслом реки на протяжении сотен лет, пока течение реки Онон не изменилось в 18 веке. Останки высоких мужчин и шестнадцать женщин-скелетов были выявлены среди сотен золотых и серебряных артефактов и тысячи монет. Женщины, как предполагается, были жены и наложницы вождя, которые были убиты, чтобы сопровождать военачальника в загробной жизни.

Количество сокровищ, жертвенных животных и людей, привели археологов к выводу, что здесь был захоронен монгольский военачальник. Проведя тесты и анализы, они подтверждают, что тело принадлежит мужчине в возрасте между 60 и 75 лет, который умер примерно между 1215 и 1235 годами. Возраст, дата, место и величественность захоронения, возможно, подтверждают, что эта гробница действительно принадлежит Чингисхану, передает агентство “Worldnewsdailyreport”.

Обновлено:

Вчерашняя новость уже успела вызвать ажиотаж и некоторое недоумение монгольских СМИ и у пользователей соцсетей. До сих пор никто в Монголии не публиковал этой сенсационной информации. Однако сегодня же на эту тему в прессе появился комментарий уполномоченного официального лица. Советник министерства культуры, туризма и спорта Монголии, доктор исторических наук, С.Урантөгс поставила точку в вопросе о предположительном захоронении Чингисхана на реке Онон в Хэнтэйском аймаке.

По её заявлению, археологической экспедиции о которой пишет Worldnewsdailyreport.com , вовсе не было. «По закону археологические экспедиции должны получать соглашения об исследованиях и раскопках с 15 апреля каждого года. Те, кто получили разрешения в 2013 году - уже зарегистрировали результаты. Так что данная информация - ложная», цитирует комментарий госпожи С.Урантөгс монгольский сайт uls.mn . Иными словами, ни одна из утвержденных в Монголии экспедиций не заявляла о подобной находке.

По сообщению society.time.mn директор Института археологии Академии наук Монголии, господин Д.Цэвээндорж также опроверг информацию о нахождении предположительной «могилы Чингисхана» какой-либо археологической экспедицией.

После смерти Чингисхана его тело было возвращено в Монголию, по-видимому, к месту его рождения на территории современного аймака Хэнтий ; он был похоронен, как предполагается, где-то близ реки Онон . Согласно как Марко Поло , так и Рашид ад-Дину , погребальный эскорт убивал всякого, встреченного по пути следования . Рабов, совершавших погребение, предали мечу, а затем убили и казнивших их воинов . Мавзолей Чингисхана в Эджэн-Хоро - это мемориал, не являющийся местом его захоронения. По одной из фольклорных версий, над его могилой проложили русло реки, чтобы это место невозможно было найти (таким же образом был захоронен шумерский царь Урука Гильгамеш) . По другим сказаниям, над его могилой прогнали множество лошадей, там были посажены деревья; свой вклад в сокрытие места погребения внесла вечная мерзлота . Саган Сэцэн в летописи «Эрдэнийн тобчи» (1662) утверждает, что гроб Чингис-хана, возможно, был пуст, когда прибыл в Монголию, а согласно «Алтан Тобчи » (1604), в Ордосе были похоронены лишь его рубашка, палатка и сапоги . Легенда гласит, что могила Чингисхана была вскрыта через 30 лет после его смерти. Согласно этой легенде, с ханом был похоронен верблюжонок, и по крику верблюдицы позднее находили место захоронения .

Рашид ад-Дин также называет местом погребения гору Бурхан-Халдун. Области вблизи Бурхан-Халдун (их хориг - «великий запрет») были запретны для чужаков, а незаконное проникновение было наказуемо смертной казнью. Это территории площадью около 240 км². Только в течение последних 20 лет этот район был открыт для западных археологов.

Поиски

Ходили слухи о нахождении неких ключей к могиле, которые были вывезены в СССР из буддийского монастыря в 1937 году , и слухи о проклятье, приведшего к смерти двух французских археологов (сравнимо с проклятьем гробницы Тамерлана , Гур Эмир).

Археолог-любитель Мори Кравиц посвятил 40 лет поиску гробницы. В XV веке французский иезуит нашел место, где Чингисхан, в то время еще известный как Темучжин, одержал крупную победу. Согласно этому источнику, он выбрал слияние рек Керлена и Бручи, с Бурхан-Халдуном справа от него, а после победы Темучжин сказал, что это место навсегда останется его любимым местом. Кравиц убеждён, что Темучжин был захоронен в этих местах. Но картографам не была известна река Бручи. Кравиц, однако, обнаружил топоним «Баруун Брух» («Западный Брух») в этой области, и с 2006 года проводит там раскопки, примерно в 100 км к востоку от Бурхан-Халдуна (48° с. ш. 110° в. д. H G Я O L , сомон Баянбулаг).

Примечания

  1. Книга Марко Поло // История монгалов / Д. Плано Карпини . Путешествие в восточные страны / Г. де Рубрук. Книга Марко Поло. - М. : Мысль , 1997. - С. 235 . - ISBN 5-244-00851-Х.
  2. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой, редакция профессора А. А. Семёнова. - М., Л.: Издательство АН СССР , 1952. - Т. 1, кн. 2. - С. 233.
  3. Levy J. Lost Histories. - London: Vision Paperbacks, 2006. - P. 172-179. - ISBN 978-0-7394-8013-7 .

Могила Чингисхана?… Где она? По какому обряду похоронили этого великого завоевателя? Что похоронено вместе с ним? Клишин Виктор Алексеевич (г. Горловка, Донбасс)

Для историков интерес большой и версий много: одни историки говорят, что он похоронен где то в Китае, другие предполагают, что он похоронен в Туве, потому что, якобы, он сам был тувинец, из рода тувинских князьков, третьи предполагают, что он похоронен на территории Монголии, на священной горе Монгольского Алтая, которую до сих пор никак не сыщут.

Версий много, но, увы, нет ни одного логического заключения, нет ни одного доказательства тому, что именно в Туве, именно в Китае или в самой Монголии должны были состояться его похороны.

Почему же в древних рукописях о Чингисхане не указано конкретное местонахождение его могилы? По древнему монгольскому обычаю, побежденные, униженные и оскорбленные враги победителя, после смерти его, проникали в гробницу, разбрасывали его кости и считали себя отомщенными. Вероятно, с этой целью хранилась тайна похорон Чингисхана и место его захоронения. С целью сохранения тайны место погребения, убивались тысячи рабов, прислуживающих при погребении. Об этом и Марко Поло упоминает. Вот и причина тайны местонахождения могилы Чингисхана, которая держится уже восемь веков, а она – могила, возможно, ежедневно попадается на глаза человечеству.

От чего умер Чингисхан? Может быть, этот вопрос приблизит нас к тайне.

Причин смерти великого завоевателя описывается много и все они домыслы.

По этому поводу Марко Поло сообщает, что Чингисхан умер от попадания отравленной стрелы в колено; посланник Папы римского, спустя двадцать лет после смерти Чингисхана, вернувшись из Монголии, сообщает, что хан погиб от удара молнии; еще сообщается что, покорив Тангутское царство, хан взял жену покоренного себе в гарем и будто, эта самая бывшая первая леди Тангута была причиной его смерти.

Хан был в первую очередь человек, а у человека причин смерти может быть уйма: и от язвы желудка, ибо ему, мальчонке, после убийства отца Ясугая-багатура пришлось с семьей прятаться в горах и питаться кореньями, травой, дичью, порой голодая неделями; а может быть он умер от аппендицита, а может быть от малярии, ибо до этого, до смерти, он жил несколько лет в ареале обитания малярийного комара, завоевывая пространство междуречья Сырдарьи и Амударьи, где располагались укрепленные города-государства Бухара, Самарканд, Хива, Коканд и другие.

Короче, и этот вопрос не приблизил нас к тайне места захоронения Чингисхана, и в этом вопросе неразбериха, пущенная в молву, с целью запутать следы.

Тогда мы примемся к решению нашей задачи с другой стороны, т.е. определим дорогу, по которой монголы вторглись в Кыпчакскую степь, ибо эта дорога вторжения в Кыпчакскую степь и место погребение Чингисхана, через семь лет после вторжения, эти два понятия связаны между собой и приближают к цели.

Обратимся к историку, автору трилогии «нашествия монголов», к Василию Григорьевичу Яну. Он то уж должен бы знать, по какой дороге, в каком месте границы шла первая лавина вторжения на кипчаков… но, увы, он в своей последней повести к «Последнему морю», коснувшись сношения действующего войска хана Батыя в Европе со столицей ханства Каракум, упоминает пустыни Гоби.

Так, на военном совете в ставке хана Батыя, на берегу Адриатики, учитель и наставник Батыя Сабудай-багатур, словами Василия Яна, как автора повести, говорит: «… мы находимся на расстоянии двухмесячного пути от ставки Бату- хана в низовьях Итиля (Волги) и на расстоянии многих месяцев пути на сменных конях от главной столицы всех монголов Кара-корума.

Нам нужно сохранить безопасным и неприкосновенным этот путь, помня, что этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби и Кызыл – Кумы, но что только по этому пути к нам прибывают и будут прибывать для нашей поддержки новые отряды родных и единственно всегда нам верных монголов, непобедимых багатуров.»

Этим изречением Василий Ян завел историков монголоведов в темную комнату искать в ней черную кошку.

Обратите внимание на изречение: «этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби…»

Ко времени похода, в Кыпчакскую степь, Западный Китай не был покорен моголами, следовательно имея к началу похода в своем войске 35-40 тысяч одних только воинов, не считая гурты скота на пропитания, табуны запасных лошадей, которых ежедневно надо поить, семьи, кибитки, Чингисхан двинулся через Монгольские Гоби, Китайское Гоби, через враждебную территорию в тысяча километров тоже по степям и пустыням…! О-оо, это было бы безрассудное решение.

Полководец, создавший новую армию с железной дисциплиной, разбив на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные отряды, применяя хитрую тактику и стратегию и так бесшабашно подвергать орду жестоким лишениям! Я не поверю в этот путь. К концу похода к Кипчакам, войско Чингисхана подошло бы ослабленное, полуживое.

И еще, обратите внимание на высказывание Сабудая на военном совете в ставке хана Батыя: «… только по этому пути (т.е. через пустыню Гоби) к нам прибывают и будут прибывать…» (Военный совет Батыя проходил в 1238г.)

Прошло восемнадцать лет с начала похода Чингисхана, а дорога в столицу Каракорум оказывается та же: тяжелая, безводная, страшная.

Это заблуждение историков тоже работает на тайну места погребения Чингисхана.

А дорога легкая, короткая, богатая, полная источников воды и подножного богатого корма была и есть, а о ней знал Чингисхан и ею воспользовался.

Дорога вторжения Чингисхана в Кипчакскую степь. 1220 год.

Посмотрите на прилагаемую карту Монголии, где ее южная граница охватывается Китаем дугой, на которой располагаются величайшие пустыни мира – Гоби: Алтайские Гоби, Южное Гоби, Восточное Гоби.

Начинать завоевательный поход на запад через пустыни и враждебную, западную Китайскую территорию, пока еще не завоеванную — было бы безумием! Но монголы, в 1220 году вторглись в Кипчакскую степь, и победоносно, без лишений и потерь подчинили себе гигантскую территорию, вплоть до Аральского моря, разгромив там, в районе озера и междуречья Амударьи и Сырдарьи укрепленные города-государства: Бухара, Хива, Самарканд, Коканд, Сыгнак и др.

Так с какого участка границы начинался поход?

Посмотрим на карту.

Версия «Могила Чингисхана»

В самой западной точке, Монголия уткнулась в горную систему Алтай. В этом месте бреет начало река Бахтарма и течет между горными хребтами, со склонов которых в р. Бухтарму впадают ручьи, родники, речушки, потому река многоводна. Сама Бухтарма впадает в р. Иртыш, левый берег которой является границей горной системой Алтай и беспредельной степью Кипчаков. Долина Реки Бухтарма богата подножным кормов и водой, что является благодатью для путников и всадников.

Я предполагаю, что об этой долине знал землепроходец Алтая, автор проекта дороги «Чуйский тракт», Вячеслав Шишков, писатель, романист, назвавший эту долину р. Бухтарма «Беловодьем», куда стремилась душа русского мужика от гнета, от преследований за веру, от малоземелья, от худоземелья.

Вот как описывает Шишков эту страну «Беловодье» в своем рассказу «Алые сугробы», когда вымирающая община снаряжает в поход искателей этого «Беловодья» Степана и Афоню: «… есть на свете такая диковинная страна и называется она «Беловодье». И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири ли она, за Сибирью ли, или еще где то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу путь свой править, и, если счастье тебе от рождения дано, увидишь «Беловодье» самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собой круглый год растет – ни пахать, ни сеять – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье, без конца, без счету стада пасутся — бери, владей.»

Ну какая мужичья душа не вскипит, не ринется на поиски Беловодья – этого рая на земле, тогда как на старом месте: « … а земля наша – сквозь песок, а дождей который год нету, сами знаете… Чистая смерть господи помилуй… Эвот поглдя-ка, что покойников на погосте: крестов, что в лесу дерев.»

Снаряжая Степана и Афоню на поиски Беловодья и предвкушая положительный исход поиска «обчество» пообещало землепроходцам: «… ежели найдете Беловодье, век не забудем вас, ей-бо… переселимся и работать не дозволим: сидите себе дома на печи, милуйтесь с хозяйками да малину с медом кушайте, ей-бо.»

Ценой неимоверных лишений и страданий, ценой трагической гибели Степана в расщелине ледника, Афоня, больной, замерзающий, умирающий, был спасен аборигеном-татариным. Придя в себя Афоня рассказал татарину, кто он и зачем попал сюда. Татарин оценит этот подвиг: «… который за людей сдохла, эвот-эвот какой большой, шибко якши, шибко харош..»

И о земле куда попал Афоня: « … земля шибко якши тут.. ай-ай какой земля, самый харош. Работать мала-мала можна, деньга калатить можна.»

Долина реки Бухтармы довольно заселена населенными пунктами: Урыль, Берель, Березовка, Танба, Черновая, Чингизтау, Киннжира, Кабарга, Катон-Карагай, Согорное, Белое, Печи и др.

Это тоже говорит о ее богатстве: черноземом для пашни, травами для скота, лесом для строительства и охоты.

И так, скорее всего, дорога шла из Монголии по Бухарской долине до селения Катон-Карагай. Так как отсюда река Бухтарма врезается в крутые горы Алтая, а налево от Катон-Карагая открывается широкая долина речки Нарымки, впадающей в Иртыш, богатая водой и травами, то дорога отсюда поворачивает налево и до самого Иртыша остается легкой и богатой. Здесь Иртыш маловоден, т.к. многоводная Бухтарма впадает в него гораздо ниже, так что переправы лучше и не надо искать.

Так вот, знали ли Монголы о таком легком и сытном пути к Кипчакам? Конечно знали, ибо они сами скотоводы-кочевники, охотники и связь с Кипчаками у них была давно, еще до похода Чингисхана.

Мог ли Чингисхан игнорировать этот путь всего в 200-250 км до р. Иртыш, или тащиться через пустыни Гоби в несколько тысяч километров? Конечно нет.

По здравому смыслу, вторжение должно было проходить двумя потоками: один поток проходил по реке Бухтарме, — это монгольская знать, кибитки, гурты скота, табуны лошадей… , и второй поток, налегке, с запасными конями и запасом воды и корма, в основном воины, прошли через небольшой участок китайской территории (если смотреть на нынешнюю границу) через Китайскую джунгарию к западному берегу озера Зайсан, т.е через вторые ворота, где в настоящее время, на границе с Китаем, стоит районный центр Алексеевка Восточно-Казахстанской области.

Оба потока, соединившись и переправившись на левый берег реки Иртыш, монголы уже оказались на гигантском просторе - в Кипчакской степи, заселенной разными другими народами, но такими же кочевниками - скотоводами, не имеющими укрепленных оплотов в силу своего кочевого образа жизни и, потому, легко покоренные.

Не удивительно, потому что Чингисхан, к началу похода имел в своем войске 35-40 тысяч воинов, из них 4-5 тысяч коренных монголов (военачальники гвардия) и остальные 30-35 тысяч других народностей: тувинцы, алтайцы, буряты, татары енисейские, объединенные емким словом - татары. Что и сколько воинов мог противопоставить князек кочевого улуса перед такой громадой? Пусть сто, пусть двести, пусть тысячу… толку-то, так что монголы следовали по степи как селевой поток.

По мере продвижения в глубь степи, пленяя и покоряя разрозненные отряды местных князей-кочевников и комплектуя из них боевые отряды (десятки, сотни, тысячные) под руководством монголов; подойдя к Аральскому морю, Чингисхан уже имел войско в 300-350 тысяч.

Подойдя к региону Аральского моря, к междуречью Сырдарья и Амударья, где располагались города – государства: Хива, Бухара, Самарканд, Коканд, Сыгнак и другие богатейшие по тем временам города, имеющие свои войска, оборону, но противостоять вражеской силе, многочисленной, хорошо вооруженной, с жесткой дисциплиной, имеющей на вооружении стенобитные орудия-онагры, эти города, со своей богатейшей культурой, школами-медресс, письменностью, поэзией, с разнообразной ремесленностью, с правилами основ земледелия, с разветвленной искусственной оросительной сетью, — эти города пали под громадой войск Чингисхана и были разрушены до основания, а население пленили, пополнив войско еще на десятки тысяч, а может быть и на сотню тысяч.

Итак, за пять лет похода, монголы покорили гигантскую территорию, очутившись в сердце Средней Азии.

В 1225 году Чингисхан, вероятно, задался вопросом – «что делать дальше?»

Надо иметь в виду, что поход к Аралу проходил мимо западного берега озера Балхаш. Не покоренные земли восточного берега озера Балхаш, а также земли западного Китая, представляли потенциальную угрозу в «спину», и, потому, Чингисхан, на мой взгляд, принимает правильное решение, чтобы устранить эту угрозу.

Он комплектует, снаряжает и рассылает свои отряды, под руководством своих сыновей, родичей и соратников, (Чингисхан имел пять сыновей: Джучи, Чагатай, Угедей, Тулихан, Кюлькан) и отправляет эти отряды в Хаджи-Тархан (Астрахань-столицу хазаров) в Персию, В Афганистан, в Индию.

В это время, в северном Афганистане, войско монголов, посланное туда Ченгисханом, подверглось сокрушительному поражению от повстанцев-партизан во главе с тюркским предводителем Джалал Эд-Дином, который и в последствии нападал на монголов.

По моему мнению, этот наскок Джалал Эд-Дина на монголов, укрепил в Чингисхане мысль, что надо обязательно ликвидировать угрозу, оставшуюся за спиной. А за спиной остались земли восточного Балхаша и земли западного Китая.

Особое войско с награбленными сокровищами и с пленными ремесленниками: гончарами, кузнецами, ювелирами, с учеными, он отправляет в Монголию только не по пройденному пути, а вдоль восточного берега оз. Балхаш, с целью их порабощения и устранения угрозы.

Сам же с войском, под девизом «Только вперед», пробирается в западный Китай то ли по долине реки Торим, уходящей в Китай, то ли ниже, на стыке Памира и горной системы Каракорум, в долину руки Яркенд. Отсюда он, строго на север, в родную Монголию, насаждая своих баскаков для сбора дани, пленяя местное население и пополняя свое войско новыми отрядами.

Дойдя до Китайской Джунгарии, Чингисхан, где то в районе озера Алаколь, выходит из Западного Китая и движется по Аягузской степи к речке Чар, вдоль которой пролегает главный тракт, который ведет к переправе через р. Иртыш у оз. Зайсан и далее, по долине реки Бухтармы на Родину.

Версия «Могила Чингисхана»

Из летописи известно, что Чингисхан умер при выходе из Западного Китая в августе 1227 г. Летний месяц. В это время там погода жаркая.

Монголы в это время не знали метод бальзамирования, надо было спешить с похоронами… Где хоронить?

Послали на все четыре стороны разведотряды с целью отыскания такого места, где можно было соблюсти тайну погребения, чтобы обезопасить от осквернения могилы, от разграбления.

Вернувшись, три отряда принесли пустые вести, а четвертый поведал то, что и требовалось. По заданному направлению отряд встретил среди степи довольно высокую гору. (Ныне гора называется Монастырь). Взобравшись на вершину, они обозрели округу и впереди по ходу движения увидели отроги Алтая, мимо которых протекала р. Иртыш. Перейдя реку, в это время мелководную, разведчики с увала увидели котловину, гектаров сто, окаймленную полукольцами отрогами и речкой Ульбой, впадающей в Иртыш. Место дикое, глухое, никем не посещаемое, примерно километров сто в стороне от оживленного тракта на речке Чар, — место идеальное для тайного погребения Великого Повелителя. (Так я представил поведение соратников Чингисхана, во время этой экстремальной ситуации).

Время шло своим спокойным, мерным шагом, но не спокойно было в мире людском, ибо после смерти, его политику «Потрясателя Вслененной», как его называют в летописях, продолжили его сыновья, внуки, правнуки, утвердив на слезах и крови, на пепелищах невиданную империю угнетения.

Но, увы, ничто в нашем мире не вечно; империи возникали и распадались: распалась римская империя, империя персов, империя Александра Македонского… Распалась и монгольская империя, ибо зло не может быть вечно; возникают внутренние противоречия, возникают силы противостояния, силы молодые, сплоченные, сильные.

Пять веков спустя, после смерти Чингисхана, на мысу, на месте слияния рук Ульба и Иртыш, выросла сторожевая казачья крепость.

Еще два века спустя, вокруг этой казачьей крепости вырос купеческий городок… а в настоящее время здесь вырос мощный промышленный центр с гигантскими металлургическими комбинатами: свинцово-цинковым, титаномагниевым, вырос механический завод по изготовлению горного оборудования, вырос большой завод приборов и другие промышленные предприятия, вырос научно-исследовательский институт ядерной физики со своей промышленной базой, и называется этот город Усть-Каменогорск.

Месторасположение города исключительно удачное в смысле снабжения водой промышленных предприятий. Рядом, в горах две гидроэлектростанции.

Река Иртыш делит город на две части: правобережная часть города прижалась к отрогам горной системы Алтай, а левая часть расширяется в степь.

Из горной тайги вырывается река Ульба и в центре города впадает в Иртыш.

Выше по течению Ульбы, окаймленная увалами, лежит котловина гектаров в сто, на которой вырос поселок Ушановский. Рядом с поселком, к одному из отрогов прижалась странного вида возвышенность — классической формы конуса, при виде с издали, вызывая удивление. Я тысячу раз обращал на нее внимание, рыбача на Ульбе, охотясь на перепела, на уток на Шиловом лугу, или проходя мимо, в глубь отрогов, охотясь на куропаток, тетерева, коростеля.

Все отроги лежат как поросята — продолговатые, а один отрог будто пропахал носом землю перед собой и нарастил идеальный конус «Во природа… что творит», и все больше никаких мыслей. Но однажды это творение природы приобрело имя.

Приходит как-то ко мне товарищ, а сам смеется, за живот держится. – Ты знаешь, что моя Юлька сморозила! Показывали по телевизору извержение вулкана на Камчатке, так она мне так загадочно говорит – а ты знаешь, что у нас тоже есть Улкан.

— Кто?- спросил я.

Улкан, такой же острый, как показали по телеку.

— Где ты его видела? – спрашиваю, а сам не могу успокоиться.

— Да за Ушаковским поселком.

Мы посмеялись вместе, обсудили завтрашний поход по Иртышу на катерах… и я забыл об «Улкане».

Версия «Могила Чингисхана»

Прошло некоторое время, и я решил отдохнуть на природе – побродить, поохотиться по ушановским увалам. Сойдя с автобуса в поселке, чтобы двинуться в сопки, я сразу увидел диковинный «Улкан» и решил немедленно его обследовать.

Основание «Улкана» представляет собой окружность, склон довольно крутой, состав гравийно-песчанный.

Кружным путем, взобравшись на «спину» увала, я обратил внимание на его ширину: свободно пройдут два потока людей – туда и обратно. Вершина конуса приподнята над «спиной» увала и представляет площадку, диаметром метра два.

Заметна перемычка между валом и конусом.

Спустившись вниз, в соседнем отроге, с торца, я обнаружил разработку камня (розовый известняк), поросшую растительностью. Это тоже говорит о чем-то.

Пошло двадцать лет, как я покинул те места, где восемь веков тому назад зарождались отряды, тиранившие Персию, Русь, Европу, Ближний восток. Положивший начало этому историческому действию Чингисхан стал часто появляться в печати. Даже японские монголоведы заинтересовались и проводили раскопки по поиску его могилы. Заинтересовался этим вопросом и я, и, проследив последние годы жизни Чингисхана, я указываю местоположение его могилы. Это моя версия, но к ней я подошел последовательно, логически объясняя поступки положительные, в чем, мне кажется, я убедил читателя.

Сегодня я опять, мысленно, перенесся на вершину «Улкана» в пойму реки Ульбы и представил, как, быть может, по буддийскому обычаю посадили Чингисхана на пятки, ноги калачиком в вырытом гроте отрога, лицом на завоеванную степь, ставшую родной, а за спиной любимая Монголия.

Место дикое, тихое, скрытное, подходящее для тайного погребения. Рядом пойма реки Ульбы из песка и гравия, для насыпи надгробия. Лучшего места для погребения не найти.

Для оправдания моей версии дело за археологами, но напоминаю о мифических проклятиях Великих Тиранов.

«Риск – благородное дело», — девиз больших игроков.

Восточный Казахстан является частью региона «Большой Алтай» и отправной точкой для путешествий в разные страны мира. При выборе тура полезно сравнить между собой большое количество направлений. Например, можно посмотреть .

Великий Потрясатель покоится на Алтае!? Версия «Могила Чингисхана» reviewed by admin на 16.05.2012 rated 5.0 of 5

Могилу Чингисхана в последнее время находят с завидной регулярностью. Уже несколько мест в мире претендуют на то, чтобы считаться местом последнего упокоения правителя. «Своим» Чингисхана числят сразу несколько народов – монголы, буряты, китайцы, японцы и казахи. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты – голубые глаза и светло-рыжие волосы.

Сомнительно все

По образному замечанию историка Льва Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения». И, добавим мы, заканчивая местом его захоронения. И вот теперь, кроме России, Монголии и Китая, претендентом на почетное звание «места могилы Чингисхана» может стать и Казахстан. По крайней мере, в этом уверен алматинский ученый, кандидат исторических наук Владимир Осколков. Совсем недавно Владимир Сергеевич решился объявить всему просвещенному миру: он наконец-то разгадал тайну места захоронения самого легендарного полководца истории! Чингисхан похоронен, согласно его утверждению, на территории современного Казахстана, а именно в Риддерской впадине, – считает ученый. И приводит ряд аргументов.

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на страну тангутов Си-Ся. Есть несколько версий его смерти. По одной из них – полководец упал с коня во время облавной охоты на диких лошадей. Его конь чего-то испугался и шарахнулся в сторону, а хан упал на землю. После этого старый император почувствовал себя плохо. Его военачальники хотели приостановить завоевательный поход и вернуться домой, но Чингисхан настоял на его продолжении. Но даже перед самой смертью он потребовал, чтобы факт его кончины тщательно скрывался до окончательной победы над тангутами.

По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой (так считал Марко Поло) и даже от удара молнии (этой версии придерживался Плано Карпини). А по распространенной монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесенной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Ее специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. По этой легенде, красавица укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Однако все ученые сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 году и не была естественной.

В запретном лесу

Умер Чингисхан в походной обстановке. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, обладатель несметных богатств, он до конца своих дней чуждался роскоши и излишеств. После покорения Средней Азии его военачальники обзавелись прекрасными турецкими кольчугами и дамасскими клинками, но сам Чингисхан, несмотря на то, что был страстным любителем оружия, принципиально не последовал их примеру и остался чужд мусульманской роскоши. Он продолжал носить одежду кочевника, придерживался старинных обычаев и завещал своему народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы китайской и мусульманской культур.

Его военачальники сделали все возможное, чтобы дать праху и душе своего властелина наслаждаться вечностью в идеальном покое. Место его захоронения держалось в строжайшем секрете. Могилу утаптывали, сравнивая с землей, более тысячи лошадей. В процессе похорон принимали участие 2 000 человек. Всех их сразу же по окончании церемонии изрубили на куски 800 конных охранников из войска хана. Но и эти 800 воинов прожили не более суток: их вскоре казнили, чтобы сохранить место захоронения в тайне. Затем были высланы специальные патрули, которые убивали всех, кого заставали в близлежащих местностях. Со временем местность, где была эта могила, покрылась густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы.

– Этот лес находится на Алтае, – рассказывает Владимир Осколков, – Чингисхан сам однажды указал Алтай как место своего будущего погребения. Место должно быть безлюдным, таким, куда люди не ходят вообще или если и ходят, то очень редко. Там должны отсутствовать любые следы пребывания людей. И на Алтае есть полностью подходящее под эти условия место. Это Лениногорская (Риддерская) впадина. Там обнаружены следы пребывания человека в каменном веке, но практически отсутствуют следы бронзового и железного века и дальнейших времен. Складывается впечатление, что они намеренно уничтожались. При этом данная территория богата полиметаллическими рудами и удобна для проживания. Кроме того, там берет начало река Ульба – один из крупных притоков Иртыша, а известно, что в древности, да и в средние века именно реки служили путями продвижения людей. Места вполне проходимы – через Лениногорск в советское время гоняли из Монголии крупный рогатый скот на Семипалатинский мясокомбинат, а в настоящее время там проходит часть автомобильной магистрали Улан-Батор – Москва. Любопытно, что в таком благодатном месте до прихода русского исследователя Риддера в 1786 году люди не жили. Об этом говорит хотя бы то, что в этом месте отсутствуют тюркские или монгольские топонимы и гидронимы.

И вновь политика

Здесь надо отметить, что восемь лет назад китайские ученые сделали сенсационное заявление: могила Чингисхана обнаружена вблизи с монголо-китайской границей у подножия Алтайских гор на территории Китая. Так что по поводу приблизительного места – Алтая – у китайских, монгольских, российских и казахстанских ученых наблюдается полное единодушие. Правда, каждая сторона хочет, чтобы могила находилась именно на их территории. У китайцев, например, кроме чисто научного интереса к захоронению легендарного военачальника присутствует и некоторый политический интерес. Пекин таким образом лишний раз хочет показать, кто является истинным и безраздельным лидером в этом регионе. Интерес к поискам места захоронения Чингисхана подогревают и многочисленные легенды о несметных богатствах, якобы спрятанных в гробнице. Родилась даже шутка: если могила Чингисхана будет найдена, цена на золото в мире сразу упадет.

Удивительно, но факт, – заканчивает Владимир Осколков, – великая Монгольская империя, которая считается одной из крупнейших за всю историю человечества, загадочным образом не оставила потомкам практически никаких материальных следов своего существования. О монголах и их предводителях мы узнаем преимущественно из мифов и летописей. До сих пор, несмотря на многолетние усилия археологов и использование самого современного поискового оборудования, не найдено ни одного захоронения великих монгольских ханов. Не обнаружено никаких значительных памятников архитектуры эпохи монгольского владычества, а также и фантастических богатств. Быть может, ничего этого и нет, а может, нас ждут еще замечательные открытия.

О том, насколько разнятся версии о смерти и похоронах Чингисхана, можно судить только по этим трем отрывкам.

Л. Гумилев «От Руси до России»:

«Есть легенда. Обряд похорон был таков: в вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит ее детеныш. Заколов эту верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и затем покинули могилу навсегда. И до сих пор никому не известно, где погребен Чингисхан».

Марко Поло:

«Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот такая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатых при теле, да приговаривают: иди служить нашему государю!».

Багуджин Торбой, монгольский исследователь:

«В назначенный шаманами день останки, облаченные в парадные одежды, поместили в гроб. Затем этот гроб вложили еще в четыре, один в другой, и отвезли на гору Бурхан-Халдун. Она и должна была стать местом вечного успокоения. А чтобы никто не нарушил покой, перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы, и установили охрану на отдаленных местах от могилы. Никто не должен был знать, где она находится. Цель была достигнута. С годами кустарники, а затем и деревья полностью скрыли склоны горного массива Хэнтэй, и никто не мог сказать, какая из гор носила имя Бурхан-Халдун. Да и с самим названием вершины ясности не было. Но в большинстве своем версии о местонахождении могилы Чингисхана вели к этому массиву Хэнтэй. Он не самый высокий в пределах Монголии, не превышает 2 800 м. Нагорье находится в центральной части страны и сегодня превратилось в место паломничества и поисков многих экспедиций».

1225 год, осень — Чингисхан возвратился из похода на восток. Основы Монгольской империи в ту пору были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Находилось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где в наше время простирается песчаная пустыня Гоби. Мысли о непокоренном государстве не давали Чингисхану покоя: предчувствуя скорую смерть, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 г. поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия выдвинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 г. оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению тех времен Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Однако в самый разгар победоносного наступления 65-ти летний властелин монголов умер…

В Большой советской энциклопедии указана и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 г. О том же пишется и в других источниках, к примеру, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), но сказано в нем о месте смерти, а не о месте захоронения.

Правда, в других древних сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть Чингисхана наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не прознал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», монгольский полководц находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов.

Таким образом, в различных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указаны разные. Нет единого мнения на этот счет и среди ученых: Р. Дуглас полагает, что Чингисхан умер «от скоротечной болезни», Абул Фарадж считал, что у великого полководца была малярия, которая была вызвана нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади когда охотился на куланов.

Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана в действительности потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывал, что смерть монгольского полководца наступила от старой раны, а монах из Франции Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 г. возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях говорилось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышеизложенного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются по сей день неясными, и с уверенностью можно говорить только об одном: умер он в конце лета (или осенью) 1227 г. на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, говорится, что тело великого хана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на его родине. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса.


Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось ему, и великий хан долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти повелителя монголов остались неясными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Имеются сведения, что могила Чингисхан находится или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, называемой эхэ-Утек. Марко Поло утверждал, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за 40, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С лошадями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших коней они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения дошли до нас о местонахождении могилы Чингисхана. Ясно лишь одно: делали все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины в действительности убивали всех, кого встретили на своем пути, а после погребения, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу Чингисхана. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я.Шмидт, монголовед и тибетолог XIX столетия, беря за основание то, что монголы не могли бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только некие вещи и реликвии монгольского полководца. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу хана монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

XVII век — считалось что могила Чингисхана находится в Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX столетия эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Потанин, который записал легенду о гибели великого полководца и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют из себя войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь Чингисхана, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, находившаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Ежегодно, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса.

Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты снова ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого монгольского хана. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 см, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.
К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам…

Празднество, в котором принимают участие лишь мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, потом белой лошади, после этого идут к Алтын-хатасуну, ему также поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана…

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее…

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан вновь явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о нахождении могилы Чингисхана уже не один век волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти Чингисхана, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 1920-х годах появилось предположение, что захоронение великого полководца может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии.

В 1962 году здесь даже соорудили памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа».

Но, несмотря на воздвигнутый памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.