Заколдованное место.

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» - это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ - очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название - «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир - это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ - подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Ответы к школьным учебникам

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 169

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.

Ужасная месть

Фонохрестоматия

Стр. 169

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоцио-нальная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?
2.Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами: «...и вышел из неё колдун»?

1-2. Интонация актера изменяется совместно с тем, как изменяется состояние Днепра: пока она тих и споконен - рассказчик спокойно обрисовывает реку и природу вокруг нее, но как вода начинает беспокоиться, подымается ветер - теряет покой и глас актера: он то подымается, то опускается, то начинает читать быстрей. Наивысшей тревожной точки глас достигаете момент появления чернокнижника - самого ужасного персонажа этой картины, единственного существа, не боящегося оказаться рядом с Днепром в такую стршную ночь.

К стр. 170

Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не создатель гласит о людях, а люди по сути говорят о для себя. Гоголь подробно и ярко обрисовывает место деяния, как режиссер, который должен отлично представлять для себя, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в собственных героев. Нам кажется, как будто дьячок по сути поначалу отрешается говорить свою историю, а позже укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Потом создатель перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что лицезрел и ощущал дед.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

"Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.

<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.

Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там "сор, дрязг… стыдно сказать, что такое".

Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию - льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом.

"Заколдованное место" уникально фольклорными особенностями - использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. В. Гоголя «Заколдованное место» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    "Заколдованное место" входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, "высунуть нос из своего захолустья в большой свет". Быль "Заколдованное место" рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать. <…>К деду на баштан
    Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с собой рассказчика и брата его. Мимо куреня по дороге проезжало много народу. Многие останавливались, рассказывали истории разные. Особенно любил дед, когда чумаки проезжали. Один раз остановились в курене чумаки, вечером собрались, поели дыни, решили танцевать. Пустился дед танцевать. Хорошо пляшет, а
    Мой любимый автор - это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один
    Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то "роковое и переходное время", по его собственному выражению, когда "почти у всякого ночь и тьма вокруг". Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени четко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения. Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого русского критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" мечтал
    Проза Мёртвые души. Том первый История создания поэмы "Мертвые души" Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ" История прокурора В чем суть аферы Чичикова? Критика о поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" В. Г. Белинский А. И. Герцен Д. Н. Овсянико-Куликовский Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя Гоголь Николай Васильевич. Биография Гоголь о русском языке ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОЙ
    Каша из топора Русская народная сказка тарый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха. - Заходи, служивый. - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего. - Ну, нет так нет,- солдат
    Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) - выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959), "Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)" (1966). Материал взят на
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Повесть «Заколдованное место» Н.В. Гоголя входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В начале всего цикла Н.В. Гоголь говорит, что эти рассказы он придумал не сам. Ему о них рассказал пасечник Панько. А истории эти пасечник слышал от разных людей. Получается, что истинным рассказчиком истории о заколдованном месте является пасечник. Но когда начинаешь читать повесть, то узнаешь, что это было рассказано пасечнику Панько одним дьячком. Сам же
дьяк тоже не был участником событий. Все, что происходит в повести, было рассказано ему его дедом. Ведь, когда все это происходило, дьяку было всего лет одиннадцать. В повести говорится о заколдованном месте. Однажды дед Максим танцевал и случайно попал на заколдованное место. Он сразу подумал, что там находится клад. Несколько раз он пытался его вырыть. Когда же ему удалось это сделать, дед Максим побежал домой. Он перелезал через плетень, и его окатили помоями. Но он все равно был доволен. Ведь он нашел клад. Но когда котел открыли, там была всякая чепуха. Дед Максим с тех пор завещал всем не играть с чертом. Я думаю, что если бы в этой повести не было героя-рассказчика- деда Максима, то выходило бы, что все события являются правдой. А так получается, что автор рассказывает о них как бы от третьего лица. Сначала дьяку рассказал дед Максим, затем дьяк — пасечнику Панько, а уже потом Гоголь написал об этом повесть. Мне кажется, что автор не верит в истинность этой истории. Но он показывает нам мысли героев повести, то, во что верят они. Потому он и придумал фигуру пасечника Панько. То, что рассказ «Заколдованное место» построен как «рассказ в рассказе», позволяет не только передать мысли и чувства героев, но и воссоздать ту атмосферу, в которой такие истории придумывались и рассказывались. Кажется, что как будто слышишь голос рассказчика и погружаешься в мир героев повести Н.В. Гоголя.