Жена и бывшая возлюбленная пришли поддержать Андрея Звягинцева на премьеру «Нелюбви. Андрей Звягинцев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Андрей звягинцев семья дети

Незадолго до открытия выставки мы встретились с Анной в арт-пространстве, где разместилась экспозиция , чтобы поговорить о ее становлении как фотографа, творческом методе Андрея Звягинцева, киноэкспедиции на Кольский полуостров, Каннском фестивале и церемонии вручения премии «Оскар», а заодно коснулись важных проблем российского общества и кинематографа.

Анна, о вас не так много информации в интернете, поэтому прежде всего давайте немного расскажем о вас читателям: чем вы сейчас занимаетесь, как давно решили связать свою жизнь с фотографией?

Профессионально заниматься фотографией я начала около восьми лет назад. Не могу похвастаться частыми фотосессиями или большим количеством проектов, но двигаюсь в этом направлении как могу. Я окончила экономический факультет ВГИКа и работала на кинопроизводстве организатором съемок. Фотографией я мечтала заниматься всегда, планировала поступать на операторский факультет, но волею обстоятельств окончила экономический и достаточно долгое время работала по профессии, начиная с первого курса. В 2009 году в связи с важными переменами в жизни стало понятно, что если сейчас не займусь тем, чем хотела заниматься всю жизнь, то, наверное, не займусь уже никогда. Проект «Елена» стал для меня завершающим с точки зрения организаторской деятельности: именно по его окончании я утвердилась в мысли, что хочу наблюдать, фиксировать, создавать свои проекты.

Став фотографом, вы, тем не менее, остались в кинематографе. Почему?

Стоит только раз попасть на площадку — и кинематограф засасывает тебя со страшной силой. Я очень люблю кино, даже не представляю, как можно работать в какой-то другой сфере! «Левиафан» стал моим первым масштабным проектом на стыке кино и фотографии. Три месяца съемок, вовлеченность в процесс и невероятное количество своего материала.

По какому принципу вы осуществляете отбор фотографий? Ведь за эти месяцы наверняка накопились тысячи, если не десятки тысяч кадров.

Изначально просто отбираешь по принципу «нравится — не нравится», есть в кадре что-то, что цепляет, или нет, сложился ли кадр технически. Дальше включается профессиональная логика: ты начинаешь исходить из конкретных задач, которые ставишь перед собой для того, чтобы собрать свой отдельный от фильма проект. После появляются галерея и пространство, от которых волей-неволей тоже отталкиваешься. Так, шаг за шагом, выстраивается история.

Что для вас было самым сложным в работе над экспозицией? Наверное, непросто находиться на одной площадке с супругом, когда тот работает над новым фильмом? Приходилось быть человеком-невидимкой?

Первое время было трудно, поскольку я должна была зарекомендовать себя в новой должности. И Андрей, и вся остальная группа знали меня до этого как человека другой профессии. Когда я оказалась на площадке в роли фотографа, мне было тяжело чувствовать себя уверенно, особенно после того, как в этой съемочной группе фотографом на всех предыдущих фильмах был Владимир Мишуков — замечательный фотограф с большой буквы. Но благодаря особой атмосфере на площадке — атмосфере спокойствия, понимания, доверия и деликатности, со временем мне удалось переключиться на съемки, на свою работу. Нам часто навязывают представление о режиссере как о человеке невротическом, который практически всем недоволен, однако на деле это совсем не так. Андрей, во всяком случае, не такой. Мне очень не хотелось «вторгаться» в тот мир, в то пространство, в котором и рождается сам фильм. Точнее, мне нужно было быть частью этого мира, но ни в коем случае не мешать. Я понимала — впрочем, как и вся команда, — что работаю над чем-то очень большим, чем-то важным, и приходила на площадку не просто для того, чтобы сделать кадры и отдать их. Я находилась в процессе, который захватывал меня целиком.

Вы провели на Кольском полуострове несколько месяцев. Что для вас лично было самым трудным в этой киноэкспедиции?

Какой бы ни была экспедиция, в ней намного легче работать, поскольку все силы сосредоточены только на том, что ты делаешь, и нет отвлекающих факторов. После 12-часового рабочего дня, проведенного на площадке, ты ешь и ложишься спать — бытовые удобства отступают на второй план. Ты находишься практически на краю Земли (так тогда казалось), где нет в буквальном смысле ничего, кроме берега моря, северной природы да нескольких магазинов. И жить там было одно удовольствие. Рядом с тобой — профессиональная команда близких по духу людей, вместе вы делаете общее дело, которое страстно любите.

Звучит неправдоподобно оптимистично.

Трудностей тоже хватало. (Смеется.) Одна из них — это постоянный холод, термобелье, которое я никогда не снимала, полярный день, когда спать возможно только с глухими шторами, или полярная ночь, когда катастрофически не хватает солнца. Последний блок, над которым мы работали по завершении основного процесса, выпал на ноябрь, и световой день длился не более четырех часов.

Расскажите о людях, которых вы встречали в этой экспедиции, — жителях Териберки. Какие они?

Люди там прекрасные, светлые! Раньше Териберка считалась рыболовецким селом, там было и молочное производство, и животноводство, и меховая ферма. То есть, в целом, это было очень густонаселенное пространство — районный центр. Упадок в селе начался в 1960-х годах, когда центр района перенесли в Североморск, а рыбный промысел активно начал развиваться в Мурманске. В итоге прибрежный промысел потерял свое значение. Соответственно, Териберка начала пустеть. Остались те, кто не захотел уезжать, и многие из них уже глубоко пожилые люди. Я в основном общалась с местными дамами преклонного возраста, которые сидят на лавочке у подъездов. Так вот, познакомившись с ними, я поняла, что они — счастливы. Они живут тем прошлым, которое у них было, и, нравится им это или нет, они принимают ту реальность, которая у них есть, и радуются ей. Глядя на разрушенные и опустевшие территории, я предполагала, что пребывание там будет депрессивным, но это оказалось совсем не так. Ты видишь землю, которая умирает, распадается на глазах, и одновременно людей, полных жизни.

Насколько та реальность, которую создает ваш супруг, близка и созвучна вашему восприятию мира?

Мне кажется, что реальность Андрея — та реальность, в которой пребываем и мы с вами, просто многие боятся ее принять, озвучить. А он ее признает, выявляет и тонко демонстрирует. Этим он меня и поражает: он умеет доставать все то, что есть внутри нас, но мы либо не можем это вербализировать, либо боимся признаться в этом даже самим себе. Ему удается воплотить и показать то, что многие осознают только на уровне эмоции. Созвучно ли его видение моему? Безусловно! И каждый его фильм потрясает меня до глубины души: Андрей позволяет себе быть абсолютно свободным в своем творчестве и не идти на компромиссы.

В своих интервью Андрей Петрович часто говорит, что нашему обществу не хватает эмпатии. На ваш взгляд, чего еще не хватает современному российскому социому?

Нехватка эмпатии — не проблема какой-то определенной нации: это проблема современного общества в целом, нашего отношения друг к другу — и в социальных связях, и в личных обстоятельствах. Просто на примере современной России это особенно заметно. Я думаю, об этом и говорит Андрей. Нашему обществу, молодым и талантливым людям, не хватает возможностей для самореализации. Социальные лифты не работают, невозможно или очень трудно начать какое-то новое дело. Отсюда и апатия, и потеря интереса к активному творчеству. В столичных городах еще сохраняется какая-то видимость активности, а что происходит в масштабах всей страны? Сомневаюсь, что дело обстоит лучше. Отсюда инертность, пассивность, неверие в собственные силы, депрессивные состояния, разлитые в молодежной среде. Дайте возможность, откройте пути, распахните эти двери, и в обществе проснутся силы к творчеству и созиданию.

Насколько искусство должно быть социально ответственным? Способен, на ваш взгляд, тот же кинематограф каким-то образом изменить эту парадигму?

После выхода фильма «Изгнание» к Андрею подходили люди и говорили: «Спасибо, я открыл в себе Бога». После премьеры «Нелюбви» зрители спешили покинуть зал, чтобы скорее оказаться дома и обнять своих детей, сказать им, как они им дороги и как они их любят. Вот простые примеры того, как кино способно менять если не парадигму, то, возможно, судьбы отдельных людей.

Я смотрела «Нелюбовь», когда моему ребенку было чуть больше года, и каждая минута давалась мне через преодоление — настолько на животном уровне я не могла принять насилие над детьми. А какой из фильмов супруга был для вас лично самым сложным с точки зрения эмоционального восприятия?

У меня нет трудности с восприятием фильмов Андрея, потому что каждый фильм меня поражает тем, как реально происходящее в нем, насколько по-настоящему живут и чувствуют герои. Особенно меня поразило «Изгнание». Причем я все знала: читала сценарий, работала на площадке, смотрела картину в процессе монтажа. Но когда я увидела конечный результат, для меня перевернулся мир, это было какое-то откровение, и его сложно описать словами. И то же самое у меня происходит с каждой новой работой Андрея. Я вижу себя во всех его фильмах, вижу людей, которые меня окружают, и вижу, как мы стараемся от этого бежать. Но только это дает нам импульс меняться — во всяком случае, если для перемен хватает воли и желания. Поэтому — нет. Трудностей при просмотре фильмов Андрея у меня не возникает — напротив, я испытываю облегчение.

Учитывая, что вы не только супруга режиссера, но и профессионал, который всю жизнь работает на съемочной площадке, причем в разных амплуа, и видит съемочный процесс изнутри, вы, наверное, и фильмы смотрите с каким-то особым подходом?

Если фильм захватывает, забирает тебя, то всякие технические аспекты — как построен кадр или как добиться какого-то эффекта — перестают интересовать. Ты просто погружаешься в ту реальность, которую создает режиссер, и на протяжении нескольких часов живешь ею.

Какие фильмы произвели на вас самое сильное впечатление?

Когда я училась во ВГИКе, я много смотрела и анализировала кино (это было необходимо для образовательного процесса), но у меня никогда не было ощущения, что я «внутри» самого фильма, что я понимаю его так, как говорят о нем киноведы или кинокритики. И только когда я познакомилась с Андреем, поработала с ним на площадке, посмотрела кино вместе, для меня по-настоящему открылся мир кинематографа. Я, наконец, поняла, кто такой режиссер и какая у него функция. Я стала смотреть — видеть и чувствовать фильмы. Я пересмотрела Брессона, итальянскую и французскую «новую волну», Бергмана, Антониони, российскую и зарубежную классику, то есть все то, что видела и раньше... Но только теперь осознанно. Из современников люблю Ларса фон Триера, братьев Дарденн, Карлоса Рейгадаса, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, Сергея Лозницу — собственно, такое кино, которое нам сообщает о чем-то, заставляет мозг работать. Но и хорошее развлекательное кино я тоже с удовольствием смотрю.

Одна из самых интригующих (ну, во всяком случае, для меня) составляющих жизни кинематографиста — это участие в зарубежных фестивалях, посещение церемоний масштаба «Золотого глобуса» и «Оскара». Расскажите об этом поподробнее: вы, как никто в нашей стране, наверное, должны знать «инсайд». Как все это устроено?

На фестивалях мы кино не смотрим. Представив собственный фильм, команда, как правило, уезжает, чтобы не создавать ощущения ожидания наград и признания. Во время посещения фестивалей Андрей беспрестанно работает: присутствует на обязательных мероприятиях и дает интервью. Красивый момент красной дорожки тоже формализован: существует четкий график, систематизирующий каждое твое действие — от времени выхода из отеля и прибытия на ковер до скорости, с которой ты по нему проходишь. Причем, как вы понимаете, первым эшелоном идут главные создатели фильма. А далее — мы, гости. Никакой импровизации быть не может.

Насколько режиссеру важна оценка профессионального сообщества? Является ли тот же «Оскар» пределом мечтаний кинематографиста?

Насколько я знаю Андрея, никакие награды и премии не являются для него самоцелью. Его единственное желание — сделать то, что он хочет, и именно так, как он это себе представляет. Никогда — ни на начальном этапе, ни во время постпродакшена — никакие фестивали или награды не обсуждаются. Он хочет рассказать историю, потому что она важна. А дальше, если история действительно оказывается важной в общемировом масштабе, появляются номинации и приглашения на фестивали.

Вы как-то участвуете в процессе, когда начинается работа над фильмом?

И, наверное, последний вопрос — сегодня вы представляете выставку как фотограф. В каком направлении вам хотелось бы развиваться дальше?

Я бы очень хотела иметь больше возможностей для творческой реализации — снимать и представлять свои фотопроекты и в России, и в мире. К сожалению, заниматься фотографией на профессиональном уровне не так-то просто. Количество камер и экспериментов с фотографией во всех областях настолько огромно, что выделиться оказывается очень сложно. Я вижу в Москве не так много галерей, готовых выставлять классическую фотографию: большинство специализируются на современном искусстве. Но, несмотря на определенные трудности, мне хотелось бы продолжать развиваться в этом направлении и делать собственные проекты, создавать истории, которые меня волнуют. По возможности, конечно, зарабатывая на этом — и дело здесь не только в финансовой необходимости, а в подкрепленности твоих действий. В любом деле, какое бы ты ни выбрал, важно понимать: то, что ты делаешь, — не просто интересно, но и востребовано. Надеюсь, однажды это будет именно так.

На днях ряд российских СМИ сообщил, что номинант на премию «Оскар» Андрей Звягинцев развелся со своей супругой - Анной Матвеевой.

Фотография: DR Инстаграм Анны Матвеевой

В полку звездных холостяков прибыло - Андрей Звягинцев снова свободен. Режиссер фильмов «Нелюбовь», «Левиафан» и «Елена» расстался со своей второй супругой - монтажером и фотографом Анной Матвеевой. Пара прожила в браке более десяти лет.

Андрей Звягинцев - одна из самых закрытых и скромных фигур российского кинематографа. На данный момент бывшие супруги никак не прокомментировали новость о разводе. Совсем недавно Анна делилась многочисленными кадрами с красных дорожек различных фестивалей, куда сопровождала супруга. Сам Звягинцев поддерживал новое увлечение Матвеевой - фотосъемку и даже предложил ей со съемок картины «Левиафан».

Пара выглядела вполне гармоничной и счастливой. Причины, по которым режиссер мог расстаться с женой пока не уточняются.

Весной этого года Звягинцев, мог получить свой первый «Оскар». Его фильм «Нелюбовь» попал в шортлист номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Американская премия российскому режиссеру не досталась. Зато его работу оценили французские киноакадемики, вручившие Звягинцеву премию «Сезар».

Напомним, брак с Матвевой стал для Звягинцева уже вторым, в 2009 году у пары родился сын Петр. Ранее режиссеер был женат на актрисе Ирине Гриневой, с которой развелся после шести лет отношений.

Андрей Звягинцев рос без отца. Мама Галина Александровна Звягинцева работала в клубе организатором детского творчества. Жила семья очень скромно. Когда Андрей встал на ноги в Москве, то перевез в столицу маму. Двухкомнатную квартиру в родном Новосибирске сейчас семья сдает.


Андрей Звягинцев никогда не мечтал стать режиссером. С детства он грезил о сцене, об актерской судьбе. Когда увидел на экране , то, признается, что внутри него что-то перевернулось. Он понял, что ему не достает образования (тогда Андрей работал в новосибирском ТЮЗе). Именно эта «встреча» с Аль Пачино заставила Андрея Звягинцева уйти из местного театра, пойти служить в армию, а потом уже уехать в Москву и поступить в ГИТИС. Кстати, режиссеру представилась возможность поблагодарить своего кумира.

Москва встретила режиссера сурово. В течение трех лет Андрею Звягинцеву пришлось работать сторожем, это давало ему право бесплатно проживать в самом центре города, недалеко от театра имени Маяковского. Вместе с будущим режиссером жили четыре студента философского факультета МГУ. Правда, радость была недолгой. Самые непростые времена настали, когда квартиру отняли. ушел с непрестижной работы, но другую найти не мог. «Я по-настоящему голодал, не мог найти работу, ходил на все возможные пробы и прослушивания, а денег все равно не было даже на автобусный билет», — рассказывал режиссер. На помощь пришел друг, который на тот момент занимался созданием рекламных роликов. Звягинцев присоединился к нему. Попутно он еще снимался в эпизодических ролях в фильмах «Ширли-мырли», «Котенок», «Отражение», «Любовь до гроба».

Андрей Звягинцев Фото: East News


Андрей Звягинцев не любит распространяться о личной жизни. Известно, что он был женат на актрисе Ирине Гриневой, вместе они прожили шесть лет. Но, судя по размышлениям режиссера о браке (в одном из интервью он сказал: «Дальше начинается ад. Дальше начинается быт»), хороших воспоминаний о семейной жизни у него не осталось. Однако это не остановило режиссера, и он женился во второй раз.

Андрей Звягинцев не забывает о родном городе. Он всегда первым делом устраивает премьеры своих фильмов в новосибирском кинотеатре «Победа» (раньше он там подрабатывал). Жители города уже смогли увидеть последнюю нашумевшую работу режиссера «Левиафан» (без цензуры, еще до принятия закона о мате).

У Андрея Звягинцев а есть сын от романтической связи с актрисой новосибирского театра, которая старше него на 10 лет. Режиссер общается с мальчиком, когда приезжает в родной город. Сын Звягинцева занимается свадебным бизнесом.

Вряд ли найдется в российском кинематографе такой же титулованный, неординарный, с особым взглядом на мир, даже в какой-то мере скандальный режиссер, как Андрей Звягинцев. Его картины восторгают и ужасают, погружают в уныние или эйфорию, но не оставляют равнодушными.


Сам кинематографист в интервью «шедевры в его исполнении» называл всего-то результатом наблюдения за человеческой природой:

«Никто не может отнять у нас этого эгоистического, влюбленного в себя самого; думающего только о себе, рассматривающего другого как средство, опрокинутого только в себя самого и в свои нужды великолепия».

Детство и юность

Биография ныне известного кинорежиссёра началась в Новосибирске. Несколько месяцев мальчик жил в селе Новомихайловка, где его мать проходила студенческую практику. Родительская семья распалась, и уже в 5-летнем возрасте Андрей остался без отца. Мама продолжала преподавать в школе русский язык и литературу.


Искусство и литература пленили юношу со школьных лет. К 16 годам он занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе. Позже Звягинцев зачислен на курс Белова, который тот организовал в театральном училище. Уже на 2-м курсе молодой человек исполнил главную роль в постановке «Не помню». Дебют прошел успешно, и к окончанию учебы Андрея привлекли к нескольким фильмам, где он исполнил главные роли. Это картины «Никто не поверит» и «Акселераты».

В 1984 году Андрей успешно окончил курс и решил остаться в театре юного зрителя. Вскоре парень получил повестку в армию. Далеко уезжать не пришлось, Звягинцев был определен в Новосибирский военный ансамбль на должность конферансье. Оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.


В 1986-м актёр решил продолжить карьеру. С этой мыслью Андрей покинул Новосибирск и направился в Москву. По приезде в столицу подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Е. Лазареву и В. Левертову. На защите дипломной работы в 1990 году будущий режиссер, поставивший небезызвестный фильм «Левиафан», сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева.

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «продукт на зрителя».

Режиссура

Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони в Музее кино.


Андрей Звягинцев в молодости

Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени Маяковского. Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.


Андрей Звягинцев на съемках фильма «Возвращение»

Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.

В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.


В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира — Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь Натали Портман и Жерар Депардье, Альфонсо Куарон и братья Коэны, Бенисио Дель Торо и Эмир Кустурица.

В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».


Однако фильмы, представленные Андреем и Скарлетт Йоханссон, вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева

Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр Константин Лавроненко, который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева

В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале — Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди — фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.

«Левиафан» — это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».

Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

В фильме сыграли звезды театра и кино России – , Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – «Нелюбовь» с Марьяной Спивак, Алексеем Розиным и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.


В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» , которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гринёвой. После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.


Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с Леа Сейду. СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.


Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Андрей Звягинцев сейчас

Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.


Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.

Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.


Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.

Продюсер прежних работ Звягинцева, Александр Роднянский, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Мать Андрея преподавала русский язык и литературу. Поэтому ребенок с самого рождения был погружен в культурную среду и имел гуманитарные задатки, а также увлекался фотографией.

Андрей Звягинцев: биография

Детские годы

В школьные годы Андрей активно участвовал в театральной жизни, посещал кружок Льва Белова, организованный им при ТЮЗе, в котором будущий всемирно известный режиссер постигал театральное мастерство и делал свои первые шаги на этом поприще. После окончания школы Андрей Звягинцев продолжил свое обучение у Белова уже на его курсе при Новосибирском театральном училище. На втором курсе был задействован в главной роли в спектакле «Не помню». После чего был замечен на киностудии и был приглашен в качестве актера в такие фильмы, как «Акселераты» и «Никто не поверит».

Студенческие годы

По окончании театрального училища в 1986 году, Андрей решил продолжить обучение в Москве и поступил там в ГИТИС на курс к Владимиру Левертову (заслуженный деятель искусств РСФСР, выпустивший шесть поколений артистов, поставивший на московских сценах такие спектакли, как «Стеклянный зверинец» Тенесси Уильямса, «Три сестры» Антона Чехова, «Чудесный сплав» Киршона) и Евгения Лазарева (Народный артист РСФСР, лауреат множества российский и зарубежных театральных премий, преподававший в различных театральных университетах России и США). Дипломной работой Андрея Звягинцева стала роль Горского в пьесе Ивана Тургенева «Где тонко, там и рвется».

Андрей Звягинцев: карьера

Первые шаги в профессии

Несмотря на успехи в учебе и задатки хорошего актера, Андрей Звягинцев решил не продолжать актерскую карьеру, потому что был сильно разочарован положением дел в позднесоветском театре. Сам он выражал свое личное мнение об этом так: «Театр перестал заниматься искусством, вместо того, чтобы выпускать шедевры, режиссеры производят продукт и заискивают перед зрителем».

Сначала Звягинцев увлекся литературой и написал несколько рассказов . Но быстро охладел к этому виду искусств, потому что обладал скорее образным мышлением, нежели вербальным. Так, будущий лауреат международных премий пришел к кино.

Его судьба в этом смысле схожа с судьбой не менее великого режиссера Квентина Тарантино. Андрей Звягинцев шесть лет после окончания института, работал дворником, потому что городские власти предоставляли в этом случае просторную квартиру в бывшем дворянском особняке рядом с театром имени Владимира Маяковского. А все свободное время Андрей тратил на просмотр и изучение фильмов, вплоть до разбора кадров, великих режиссеров (Федерико Феллини, Витторио де Сика, Анджей Вайда, Акира Куросава и т.д.) в Музее кино.

Проба пера

Позже Андрей стал участвовать в эпизодических ролях в различных фильмах («Игра в классики», «Месяц в деревне») , также в рекламных роликах. Сам снимал рекламу и писал сценарии для фильмов, ни один из которых не был запущен в производство.

Работы Звягинцева привлекли внимание продюсера с телеканала Рен ТВ Дмитрия Лесневского, он предложил Андрею принять участие в проекте «Черная комната». Это был артхаусный проект для молодых режиссеров, которым предлагалось снимать короткометражки с некоторыми ограничениям: в картине должно быть не больше трех героев, все действие должно происходить в замкнутом пространстве и заканчиваться «взрывом». Карьера Андрея Звягинцева начинается с этого проекта дебютными короткометражками «Бусидо», «Obscure» и «Выбор» с необычным выбором композиций и цвета в кадре.

Большой дебют и дальнейшая карьера

А в 2003 году состоялась премьера его полнометражного фильма под названием «Возвращение». После выхода, которого Андрей и получил свою порцию известности. Его фильм пришелся по душе как кинокритиками из серьезных киноведческих изданий («Искусство кино», «Сеанс»). Так и простым зрителям: в первый прокатный уик-энд фильм собрал двести шестьдесят тысяч долларов при бюджете четыреста тысяч. Всего сборы фильма на данный момент составляют четыре миллиона долларов. Также фильм по достоинству был оценен жюри различных кинопремий всего режиссер за свою дебютную картину получил 28 наград, в том числе:

  • Золотого льва в Венеции;
  • Золотого орла в России за лучший фильм;
  • премию Ника за лучший фильм;
  • приз Европейской киноакадемии.

Следующий фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» , затрагивающий тему нежелательного ребенка, вышел на большие экраны в 2007 году, но уже не произвел такого фурора, как дебютная работа, хоть и не уступал ей по всем параметрам. Но все же вышел в ноль в мировом прокате. А Константин Лавроненко, снова снявшийся в главной роли, был удостоен Золотой пальмовой ветви «За лучшую мужскую роль».

В 2011 году выходит новая социальная драма «Елена» с Надеждой Маркиной в главной роли. В этой картине режиссер с присущим ему искусством препарирует человеческие взаимоотношения с неутешительными выводами для последних. Фильм снова получает приз в Каннах («Особый взгляд»), также три премии Золотой орел:

  • Лучший фильм;
  • Лучший режиссер;
  • Лучшая женская роль.

Скандал с "Левиафаном"

Но настоящий фурор произвела следующая картина режиссера под названием «Левиафан» . Фильм вышел в прокат в 2014 году и вызвал пропорционально равную волну со стороны обожателей и ненавистников. По сюжету фильм повествует об автослесаре, жизнь которого стремительно рушится под давлением бюрократии. Фильм является аллюзией на «Книгу Иова», перенесенную в современные российские реалии.

Данная картина вызвала большое недовольство как у министерства культуры Российской Федерации, так и у глав православной церкви, что послужило поводом для информационной травли данного произведения.

Фильму долго не давали права на российский кинопрокат, в то время как за рубежом картина с шумом штурмовала и очаровывала зрителей. Даже получила премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». А пиратская копия в интернете набрала два миллиона скачиваний за первую неделю. В итоге фильм вышел в России, чем вызвал вторую волну обсуждений, буквально взорвав социальные сети.

Последней картиной Андрея Звягинцева является фильм «Нелюбовь» , вышедший в 2017 году и уже получивший признание у критиков («Приз жюри» в Каннах) и у зрителей, собрав почти два миллиона долларов в российском прокате.