Змея как символ медицины. Эмблема медицины

Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет - медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?

Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.

Плита, найденная в г. Эфес с изображением символа медицины

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «… словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия


Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями – эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)


В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц

Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875–1878) и Русско-турецкая война (1877–1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся.

http://origin.iknowit.ru/paper1212.html

Современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране еще в 1924 году, а затем получила широкое распространение и за ее пределами. Острые на язык студенты-медики, давно придумали трактовку знаку медицины: символ поясняет - медик не прост, он хитер как змей, да и выпить не дурак. А каково же происхождение этого знака?

Змея сопровождает медиков с древних времен. Легендарный греческий врач Асклепий (мы его больше знаем в римской транскрипции - Эскулап) всегда изображался со змеей, поскольку благодаря змеям он стал не просто великим врачом, а даже врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится об этом в греческом мифе. Уже будучи весьма известным, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, как вдруг посох обвила ядовитая змея. В страхе, Асклепий ударом посоха убил ее, но появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Трава воскресила убитую. Гениальный врач смекнул, в чем тут дело, разыскал такую траву, которую принесла змея, и собрав ее отправился на Крит, где воскресил ею сына царя Миноса.


Плита, найденная в г. Эфес с изображением символа медицины

Многие исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит потаенный страх человека перед змеями, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид ядовитой змеи. В древних преданиях нередко встречаются упоминания о различных мифических змееподобных существах, несших смерть человеку. При этом, части их тела и яд считались также сильными и универсальными лекарствами. Плиний Старший в «Естественной истории» писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

Первые изображения подобного символа медицины были датированы 800-600 гг. до н.э. Правда, в те времена змея и чаша существовали отдельно – в правой и левой руке богини здоровья Геи. Эмблему с сочетанием чаши и змеи, которую мы привыкли видеть, была предложена в XVI веке знаменитым врачом Парацельсом.

По мнению российского историка Ф.Р. Бородулина, чаша символизирует сосуд, где хранятся познания природы, которые из него должен черпать мудрый врач. Официально чаша со змей как отличительный признак военной медицины была введена Петром I. Широко распространена эмблема с чашей и змей среди фармацевтов.

На территории России изображение со змеёй, обвивающей ножку чаши, до сих пор считается эмблемой военно-медицинских войск.

Но чаша со змеей - это не единственный используемый символ медицины, есть и другие достаточно популярные.

Посох Асклепия

Истоки этой медицинской эмблемы идут ещё с VI в. до н.э и имеют греческие корни. Сам посох представляет собой суковатую палку, вокруг которой обвивается змея.

Легенда, рассказанная выше, дала толчок к тому, что на изображении первой международной эмблемы медицины был нарисован Асклепий, держащий в руке посох с обвившейся на нём змеёй.

В 1948 году, когда была проведена I Всемирная ассамблея здравоохранения, председателями ВОЗ в качестве эмблемы организации был выбрал посох, обитый змеёй, символизирующей медицину, который изображался на фоне земного шара, окаймлённого лавровыми ветвями – эмблема ООН.

Кадуцей (жезл Меркурия)


В мифологии древней Греции «кадуцей» обозначал жезл Гермеса (посланника богов, в римской мифологии - Меркурию). Жезл был обвит двумя змеями и увенчан крыльями. Змеи символизировали взаимодействие противоположностей. Впоследствии жезл стал символом уравновешенности и добродетельности. Поскольку кадуцей был неотъемлемой частью изображения посланника, он также олицетворял защиту тайны коммерческой и политической переписки.

Впрочем, в эмблеме медицины жезл предстает «древом жизни». Две обвивающие его змеи символизируют противопоставление мира живых и мира мёртвых, а сплетение их означает единство противоположных сил.

Красный крест и красный полумесяц


Красный крест изначально использовался в качестве эмблемы санитарной службы вооружённых сил, которая оказывала защиту и помощь больным и раненным.

Использование изображения и названия красного креста и красного полумесяца находится под контролем Женевских конвенций 1949 года, а также дополнительных протоколов к ним 1977 года.

В мусульманских странах вместо привычного для большинства европейских стран красного креста символом благотворительной помощи больным и раненный является красный полумесяц.

Одним из основателей знаменитой эмблемы красного креста стал Анри Дюнан, который в 1859 году был впечатлен количеством людских потерь в битве при Сольферино. Тогда армейские санитары не смогли справиться с большим количеством раненых, и одной из причин этому послужило отсутствие у них какого-либо отличительного признака, который мог быть опознан каждой из конфликтующих сторон.

Через 4 года, на Международной конференции в Женеве была принята эмблема обществ по оказанию помощи раненным военнослужащим. Этой эмблемой стал красный крест на белом фоне.

Восточный Кризис (1875–1878) и Русско-турецкая война (1877–1878) вызывали приток сотрудников Красного креста на территорию Османской империи. Но здесь деятельность МККК была разрешена лишь при смене изображения креста на эмблеме на полумесяц. В итоге на Женевской конвенции в 1949 году эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне были признаны в качестве защитных знаков военно-медицинских служб.

В настоящее время использовать эмблему Красного креста и красного полумесяца помимо Международной Федерации Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста разрешено национальным обществам и лицам, имеющим отношению к данной организации. В военное время изображение красного креста или полумесяца на белом фоне служит отличительным знаком и защитой военно-медицинских формирований, а также госпиталей, больниц и транспортных средств, оказывающих помощь нуждающимся.

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником первого человека. Как говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов: "В лаборатории врача - все больное человечество... их деятельность - ровесница первого человека." Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно привлекала и привлекает внимание людей самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность публикаций по данной теме, а также разночтения в толковании одних и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов.

Изучение возникновения и внутреннего содержания символа - весьма сложное, но увлекательное занятие. Любой символ, имея свою собственную историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) - условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

По определению выдающегося русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича-Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей".

Эмблема же "...есть остроумное изображение или... картина, очам представляющая какое ни есть... вещество..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении".

Более развернутое определение эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия, идеи в рисунке и пластике. От символа эмблема отличается тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема - условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. "Там, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа". У древних греков и римлян слово "эмблема" означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот - эмблема союза рабочих и крестьян; улей - эмблема трудолюбия; якорь - эмблема надежды; лира - эмблема поэзии и музыки и т. п.

Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон - долголетие, лавр и пальма - победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь - символом мира, а два голубя - вечной любви.

Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в жизни человека, в его общении с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди которых особое место занимают изображения растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения - лавр, ель и др. - символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость и справедливость.

Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.

С развитием общества и накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные явления, приобретали новые формы и значения. Вследствие этого символика на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее время существует многоплановая трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий - врачевания. Попытки дешифровать их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень развития научной мысли характеризуется взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких друг от друга дисциплин.

Изучая историю возникновения и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней ее символы и эмблемы) развивалась на протяжении всего своего существования в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой всех стран и народов.

Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки и искусства.

Ценными источниками для изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и жетоны, а также бонистика, предметом исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma - монета. Первые известные в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась только в XV в. На монетах различных эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях монеты являются их единственными свидетельствами, дошедшими до нас.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

11. горящий факел или горящая свеча;

12. светильник;

14. сердце на ладони и др.

К частным медицинским эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых хирургических инструментов (скальпеля, ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком - эмблемы фармации, эмблемы медицинских обществ;

8. военно-медицинские эмблемы и др.

Таким образом, общие медицинские эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами отдельных разделов и направлений врачебной деятельности.

Узнаваемых знаков во всем мире. Эмблема Красного Креста является разрешением к осуществлению гуманитарной деятельности - эмблема призвана защищать как пострадавших, так и людей, пришедших им на помощь. В странах с преимущественно мусульманским населением вместо эмблемы красного креста используется красный полумесяц.
Как появился этот международный символ? В 1859 году Анри Дюнан стал свидетелем битвы при Сольферино, после которой тысячи раненых солдат были оставлены без всякой помощи на поле боя. Армейские санитарные службы не сумели справиться со своими обязанностями. Одной из причин этого было отсутствие у них какой-либо единой отличительной эмблемы, которую каждая из сторон конфликта могла бы легко опознать.
В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. Участники конференции утвердили эмблему - красный крест на белом фоне в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым военнослужащим.
Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, обязав, однако, МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц. С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране - красный лев и солнце (отменен в 1980 году).
В последующем, статья 38 Женевской конвенции I 1949 года признала эмблемы красного креста и красного полумесяца на белом фоне в качестве защитных знаков военно-медицинских служб. Тем самым исключалась возможность использования каких-либо иных знаков, кроме указанных эмблем.
В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. На международном уровне эта символика вызывала протесты арабских стран. В связи с этим 8 декабря 2005 года Международный комитет Красного Креста (МККК) одобрил дополнение к официальной эмблеме этой организации. Теперь наравне с красным крестом и полумесяцем в ней используется красный кристалл — ромб на белом фоне, стоящий на одном из углов.
Также Израиль заявил о готовности использовать красный ромб при проведении операций под эгидой МККК вне территорий страны, в то время как в самом Израиле символикой медицинских служб останется Маген Давид Адом — красная звезда Давида.
Однако, то обстоятельство, что какое-то лицо, организация или компания участвуют или желают участвовать в оказании помощи, само по себе не дает им права использовать эти символы. Любое использование эмблемы красного креста (красного полумесяца), несанкционированное Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами1977 года, и неуполномоченными на то учреждениями является неправомерным использованием (злоупотреблением).
Так, в мирное время в качестве отличительного знака эти символы могут использовать Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца. На территории Российской Федерации - это Российский Красный Крест (РКК).
Также красный крест может изображаться на транспортных средствах и пунктах, используемых для оказания первой помощи, при условии соблюдения национального законодательства, разрешении РКК и оказания помощи исключительно на безвозмездной основе.
В период конфликтов эмблема выполняет роль видимого знака защиты, предоставляемой в соответствии с положениями Женевских конвенций. Её цель - показать вооружённым силам, что под защитой Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, находятся:
— добровольцы из национальных обществ, медицинский персонал, делегаты Международного Комитета Красного Креста и др.,
— госпитали, пункты оказания первой помощи, подвижные лазареты и др.,
транспортные средства (наземные, морские и воздушные).
Необходимо, чтобы эмблема, используемая в качестве защитного знака, вызывала уважение и побуждала вооружённые силы к сдержанности в действиях.

Синяя снежинка появилась в Соединенных Штатах Америки. Там ее называют «звездой жизни» (star of life).


Эту медицинская эмблема сопровождает службу экстренной медицинской помощи.
Каждый из 6 лучей синей звезды означают одну из функций службы экстренной медицинской помощи: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для оказания дальнейшей помощи.
Голубой (синий) цвет креста символизирует бесплатность и благотворительность.
В центре эмблемы расположены змея и посох Асклепия (см. ниже).
Эмблема «звезды жизни» разработана Лео Шварцем (Leo R. Schwartz),

шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах США.
Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест.
Синяя снежинка с шестью лучами с 1 февраля 1977 года была зарегистрирована как сертификационный знак. Ее использование на автомобиле экстренной медицинской помощи подтверждает, что оснащение машины отвечает стандартам транспортного департамента США, а персонал, использующий эту машину, обучен оказанию медицинской помощи в критических ситуациях. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.

Эскулапова змея
В первобытном обществе змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний.
Змея у многих народов символизирует добрые начала, обеспечивающие благосостояние дому и здоровье живущих там, а также обладает магической силой исцелять раны и учить людей лекарскому мастерству.
Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Римляне очень любили этих пресмыкающихся, содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.
В мифологии стран Древнего Востока змеи фигурировали часто вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и врачеванием их. Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне.
У африканских народов змея тоже часто была связана с врачеванием. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке лечением занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей.
В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание в целом. Возможно, врачи, как представители особой профессии раньше других выделились из среды «ученых людей» а, может быть, и вовсе были первыми учеными на Земле. Поэтому именно змея осталась их профессиональной эмблемой.
Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей. В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с VIII века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу. Но самыми известными стали три эмблемы медицины с изображением змеи: посох Асклепия, кадуцей и чаша со змеёй.

Посох Асклепия
Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э.


Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий, обладая нечеловеческой прозорливостью, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.
В настоящее время посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения при ООН. Эта эмблема были принята в 1948 году и отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Кадуцей (жезл Меркурия)
Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев.
Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей - причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения.


В настоящее время кадуцей - это эмблема медицины или коммерции, однако на протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии. В алхимии кадуцей - символ единства противоположностей. Он символизировал равновесие, а в западном искусстве - был атрибутом аллегорической фигуры Мира.
Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей – как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины - змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Чаша со змеей
Это наиболее распространенная в России медицинская эмблема.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 годам до н. э. Вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.
По данным академика Е. Н. Павловского, впервые изображение змеи, обвивающейся вокруг чаши, появилось в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.


Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, чаша означает сосуд, где хранился змеиный яд, широко использовавшийся в медицине в то время. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие.
Российский историк медицины Ф.Р. Бородулин считал, что эта эмблема является напоминанием врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы.
В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в VIII веке. Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ГБУ АО «Служба спасения» (www..

Всем известно, что символ медицины — чаша со змеей, а в народе его шутливо называют «тёща кушает мороженое». А вот что означает такая эмблема, знает далеко не каждый. Какие ещё бывают символы, обозначающие медицину, откуда они произошли и каково их истинное значение? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Откуда произошли медицинские символы

В разное время различные культуры принимали свои символы и эмблемы медицины, которые отражали понимание и восприятие смерти и жизни, указывали на образ врачевателя и методы лечения. Говоря о различных медицинских символах, стоит вспомнить известных богов — покровителей врачевания, древние способы лечения и другие особенности.

Самый основной и медицины — змеи. Именно их изображение в самых разных формах использовалось для обозначения врачевания. История использования этого знака уходит корнями к древним цивилизациям Востока, Греции и Египта. Например, именно змея обвивает тело Изиды, египетской покровительницы врачевания. Также змею сопровождает надпись на столбе Сесостриса I в Карнаке, где сказано: «Дарую жизнь, долголетие и здоровье... царю нижнего и верхнего Египта». Интересно, что современный символ медицины также не обошёлся без змеиного изображения. Тут пресмыкающееся обвивает чашу, и каждая из частей этой эмблемы заслуживает особого внимания.

По мере развития общества, с повышением уровня знаний о природе и окружающем отражающие различные явления, изменялись и переосмысливались. Сегодня трактовка дошедших до нас символов врачевания довольно многообразна. Существует около пятидесяти различных условных изображений, означающих медицину, но мы рассмотрим лишь самые распространённые.

Общие и частные эмблемы врачевания

Для всестороннего изучения вопроса, наряду со многими научными методами, применяющимися в изучении медицинской символики, также актуален и метод исторический.

Наиболее ценными источниками для изучения вопроса являются нумизматика и бонистика. Первая изучает монеты, жетоны, медали и ордена, а вторая рассматривает бумажные денежные знаки в историческом, экономическом и художественном аспекте. Именно на монетах и банкнотах различных эпох можно встретить наибольшее количество медицинских символов и эмблем врачевания, а в некоторых случаях — это вообще единственный источник подтверждения их физического существования.

Специалисты, изучающие эмблемы и символы медицины склонны применять особую классификацию, согласно которой все существующие обозначения можно разделить на частные и общие. К частным относятся:

  • капля крови — знак хирургического профиля;
  • изображение ландыша;
  • клистир (клизма);
  • рука, прощупывающая пульс — эмблема терапевтов;
  • изображение флорентийского младенца;
  • пентаграммы хирургических инструментов, например скальпеля;
  • уринарий;
  • ступки с пестиком или без — такие эмблемы используют фармацевты или медицинские общества;
  • военно-медицинские знаки (эмблемы).

Общие медицинские символы гораздо более знамениты. К ним относятся:

  • змея;
  • посох Асклепия (Эскулапа) — змея, обвивающая палку;
  • змея вокруг чаши;
  • две змеи, обвивающие жезл Гермеса (Меркурия);
  • яйцо;
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • светильник;
  • анк Импотеха;
  • змей, обвивающий зеркало;
  • петух;
  • одна или две змеи, закрученные вокруг свечи или светильника;
  • змея, обвивающая Дельфийский пуп, омфалос;
  • горящая свеча или факел;
  • сердце в ладонях и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие символы означают врачевание вообще, а частные призваны разделять медицину по направлениям.

Почему змея — символ медицины

На заре цивилизации, в только-только зарождавшемся первобытном обществе, когда первые тотемы отражали беспомощность человека перед природой и окружающим миром, змея была одним из основных символов. С появлением религиозного культа змеям приписывалась двойственная натура добра и зла. С одной стороны, они олицетворяли собой коварство и хитрость, а с другой — были бессмертия.

Интересно, но в античных верованиях символом медицины являлись вовсе а тихий безобидный уж. Именно их именовали «Эскулаповы змеи». Эти пресмыкающиеся были почётными жителями культовых центров врачевания в Риме и Греции. Ужи свободно передвигались по дому и лечили захворавших — вылизывали раны. Римляне и греки очень любили своих змей, содержали их в домах, при банях и купальнях.

У многих народов хорошее начало, приносит благосостояние дому, здоровье и счастье живущим в нем. Также, по поверью, змеи исцеляют раны и способны научить мудрости врачевания.

В древневосточной мифологии змея также ассоциировалась со здоровьем людей и их лечением, а в африканских странах олицетворяла собой врачевание. Пожалуй, это единственный случай, в котором можно проследить цепочку ассоциаций. Дело в том, что в Африке лечением людей занимались исключительно колдуны, они же являлись и заклинателями ядовитых змей. Так и появилась цепочка ассоциаций: колдун — змеи — лечение. Потом, правда, колдуны куда-то исчезли, а вот змеи и врачевание так и остались в крепкой связке.

В европейских странах, в отличие от Африки, змея ассоциировалась не с колдунами, а с мудростью и познаниями в целом. Это символ вечной юности — омоложение в данном случае символизирует ежегодная линька, смена кожи. Эта способность змеи в прямом смысле слова «выходить из себя» нашла интересное отражение в египетских легендах. В полночь великий бог солнца Ра вместе со своими приближенными выходит из светящейся ладьи и входит в тело огромного змея. Утром из его нутра все они выходят детьми, снова садятся в священную ладью и продолжают свое путешествие по небу. Именно так, по мнению древних египтян, день сменяется ночью.

Подобные мифы омоложения и бессмертия существуют в африканских сказках, шумерских легендах и греческих мифах. Как древнейший символ медицины, змея изображалась без каких-либо дополнений и атрибутов. И лишь много позже к ней стали присоединять посох, треножник, зеркало или знаменитую чашу.

Что символизирует чаша

Поскольку символ медицины — чаша со змеей, то следующее, о чем мы поговорим, будет именно она. Самое распространённое толкование того факта, что именно чаша стала символом чего-то доброго и спасительного, то есть медицины, связано с восприятием пресной воды в засушливых районах земного шара. Поскольку дожди в этих местах шли редко, вода становилась даром небес. Сохранить подарок небесных богов можно было с помощью рук, сложенных в виде чаши, или камней с углублениями, глиняной или металлической посуды. Так как от засухи люди вымирали целыми селениями, то молитвы о дожде стали сопровождаться просьбами о здоровье и сохранении жизни. На древних египетских стелах и фресках больной, обращаясь к богам с просьбой о выздоровлении, держит в руках именно чашу.

Лечение с помощью воды стало традиционным для стран Древнего Востока и Индии. Алхимики обязательно использовали воду или капельки росы для получения лекарственных средств. Для врачевания применялись особые кубки с выгравированными на них заклинаниями и символами. Например, для лечения страха («болезнь боязни») мусульманами использовался особый «кубок боязни» — медная чаша, специально изготовленная в Мекке и украшенная изречениями из священного Корана.

Народные сказания до наших времён сохранили выражения, связанные с ритуальными чашами: «чаша страданий», «пусть дом станет полной чашей», «испить чашу до дна», «чаша терпения» и другие. В этих изречениях заложена двойственная природа образа — двудонный кубок, творение неба и земли. Если человек испил из чаши земного творения, его нутро обращается к страстям земным. Испив из небесной чаши, человек устремляет помыслы к небу, возвышенным идеалам, избавляется от земных грехов и страстей. Неспроста одним из является кубок причастия — чаша избавления от грехов.

Посох

Рассматривая символы медицины, нельзя не вспомнить и о посохе — суковатом шесте, вокруг которого обычно обвивается змея. Этот предмет олицетворяет собой дорожную палку, означающую странствия врачевателей. Посох не только помогает в пути, но и повышает уровень доверия. Медицинские трактаты Индии настоятельно рекомендовали врачу иметь при себе посох, поскольку больные подсознательно больше доверяют людям опытным, немолодым, имеющим связь с землёй.

Именно этот предмет и стал прообразом трости врача, особенно популярной в Англии в Средние века. Иногда в качестве медицинского символа посох изображался с ветками и листвой. Это символизировало начало новой жизни, омоложение.

В некоторых эмблемах присутствует не посох, а жезл Меркурия, или Гермеса. Этот бог считался посредником между царствами мёртвых и живых, между людьми и богами. По преданию, Гермес получил свой жезл в подарок от Аполлона. Это была награда за то, что он изобрёл такой музыкальный инструмент, как лира, и виртуозно на нем играл. Греки называли эту волшебную трость кирекийоном, а римляне именовали кадуцеем.

Пентаграмма и треножник

Довольно популярны также и такие символы медицины, как пентаграмма и треножник Аполлона.

Первый из них — пятиконечная звезда, нарисованная одной линией. Это знак уходит своими корнями в Месопотамию и Египет. Считается, что таким образом соединялись между собой пять известных к тому времени планет: Марс, Венера, Сатурн, Меркурий и Юпитер. Этот символ чаще всего использовался как талисман и оберег против духов и существ, вызывающих несчастья и болезни. Чуть позже, во время повсеместного распространения христианства пентаграмма стала знаком еретиков и была заменена на изображение руки с растопыренными пальцами.

Второй знак — треножник Аполлона. Согласно преданию, у подножья горы Парнас Аполлон убил Пифона — злобное чудовище, охранявшее долину. На месте битвы был построен Дельфийский храм, святилище Аполлона. Одной из стен храма была скала, из расщелины которой струился пьянящий аромат. Рядом на золотом треножнике сидела Пифия — жрица, общавшаяся с богами и узнававшая таким образом их волю. А поскольку Аполлон был покровителем медицины и врачевания, то треножник из его святилища стал особым символом, объединяющим три начала медицины:

  • собственное наблюдение;
  • анализ наблюдений других людей;
  • заключение по аналогии.

Посох Асклепия

Итак, что означает символ медицины, изображающий палку, вверх по которой ползёт змея? Для начала стоит отметить, что этот знак является наиболее узнаваемым примерно с VIII века до нашей эры. История этого знака восходит к греческим мифам. По преданию, Асклепий (римляне именовали его Эскулапом) обучился своему делу, искусству врачевания, у кентавра по имени Хирон. Полученные знания он с успехом применил на практике и стал искуснейшим врачевателем. Он так хорошо лечил людей, что Зевс испугался, что благодаря его стараниям люди и вовсе станут бессмертными. Поэтому он убил Асклепия ударом молнии.

Существует легенда, согласно которой однажды Асклепия пригласили ко двору чтобы воскресить его погибшего сына. По дороге ко дворцу на палку, на которую Асклепий опирался при ходьбе, вдруг влезла змея. Врачеватель испугался и убил её. Как только он лишил пресмыкающееся жизни, откуда ни возьмись появилась другая змея, несущая во рту траву. С помощью пучка травы змея воскресила свою подругу, и они вместе уползли прочь. Асклепий правильно понял знак богов, он нашёл траву, которую держала во рту змея, и смог воскресить сына царя Миноса.

С тех пор изображение посоха Асклепия стало применяться в качестве символа врачевания, а сам доктор стал почитаться как бог врачевания.

Чаша со змеёй

Тем не менее гораздо более распространённый символ медицины — змея, обвивающая чашу. Первые изображения этого символа относятся к 600-800 гг. до нашей эры. Примечательно, что вначале части изображения существовали раздельно и являлись атрибутами Гигеи, дочери Асклепия — змею она держала в одной руке, а чашу - в другой. И лишь много позже изображения соединились в единое целое.

Истинное значение этого знака весьма спорно. Кто-то трактует его так, а кто-то иначе. Чаще всего кубок ассоциируют с ёмкостью для хранения широко известной лечебной субстанции, а змея символизирует мудрость. Однако есть и другое толкование. Согласно ему эмблема напоминает врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши мирового познания, человеческого разума, объемлющего весь мир.

Самое весёлое толкование символа придумали студенты-медики. По их мнению, символ означает, что медик «хитер, как змей, и очень любит выпить».

Сегодня такая эмблема чаще всего применяется для обозначения фармацевтической деятельности.

Кадуцей

Значение символа медицины, изображающего жезл с крыльями, вокруг которого вьются две змеи, тоже не слишком однозначно.

Дело в том, что изначально кадуцей был символом тайны, знаком, защищающим коммерческую или политическую переписку. И лишь много позже стал символом медицины.

Для удобства восприятия стоит разделить эмблему на несколько частей:

  • жезл символизирует Дерево Жизни, связь между небом и землёй;
  • двойная спираль, образованная переплетением змеиных тел — символ космической энергии, единства противоположности, двойственности явлений;
  • сами пресмыкающиеся — деятельные силы земного и потустороннего миров.

Скорее всего, превращение символа из коммерческого (политического) в медицинский произошло из-за наличия змей, дающих одновременно и лечебное снадобье, и яд.

Красный крест и полумесяц

Если рассматривать символы медицины, популярные во всем мире, не стоит забывать и о красном кресте и полумесяце. Как ни странно, но такой символ вовсе не означает «что-то медицинское», как принято считать в нашей стране. Он призван защищать медиков, раненых, госпитали и больницы во время военных конфликтов. Поэтому недопустимо использовать такой символ на аптеках, автомобильных аптечках, халатах и шапочках медперсонала и в других местах. По задумке, он должен иметь «экстренное» значение и применяться лишь в крайних случаях.

Схожее значение имеют:

  • красный крест;
  • красный полумесяц (в исламских странах);
  • солнце и красный лев (в Иране);
  • красная звезда Давида (в Израиле).

В нынешнее время Движение Красного Креста занято разработкой новой символики, лишённой национальных и религиозных признаков.

Звезда жизни

Символ медицины, фото которого представлено ниже, не слишком популярен в России. Это «Звезда Жизни» — символ медицины, родившийся в США. Каждый из лучей снежинки символизирует собой определённую функцию экстренной медпомощи:

  • обнаружение;
  • извещение;
  • отклик;
  • помощь на месте происшествия;
  • помощь при транспортировке;
  • транспортировка для дальнейшего оказания помощи.

Заключение

Изучая медицину, невозможно не знать или не понимать символов, означающих врачевание. Интерес к прошлому, как известно, порождает светлое будущее. Чем ярче мы сможем представить себе содержание и значение культурной эстафеты, переданной нам прошлыми поколениями, тем ценнее и значимее становится для нас настоящее. Ведь в каждый символ наши предки вкладывали особый смысл, призванный донести его ценность до грядущих поколений.