Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо: любовь на тонущем корабле. Борис Иофан — от Рима к Вавилону Павильон ссср на международной выставке в париже

Прогулки по Новодевичьему

Соломон Кипнис

Окончание. Начало в №113 – 118, 123, 126, 128, 139

Биография просится на экран

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –

«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.

По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.

Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.

Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).

Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.

Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.

1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.

Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.

В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).

Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.

«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.

Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.

Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.

Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!

На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.

Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.

Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...

Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.

А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.20001).

«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».

Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!

Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.

Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)

Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.

А Иофан? Ничего!

Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.

И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.

Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.

4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.

<< содержание

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Борис Михайлович Иофан (1891-1976) - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Биография

Б. М. Иофан родился 16 (28) апреля 1891 года в Одессе в еврейской семье. Окончил в 1911 году Одесское художественное училище, работал в Петербурге помощником архитектора А. И. Таманяна и своего брата Д. Иофана. Затем учился в Риме в институте изящных искусств у известного архитектора Армандо Бразини, закончив институт в 1916 году. Вернулся в Россию в 1924 году уже опытным мастером, с прекрасной архитектурной и технической подготовкой. К этому времени у него уже было несколько реализованных проектов в Италии. Член ВКП(б) с 1926 года.

Первой большой работой Иофана был правительственный санаторий в Барвихе (1929). В период с 1927 по 1931 годы Иофан проектирует и руководит строительством жилого комплекса на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) в Москве - так называемого «Дома на набережной».

Один из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом) - неосуществлённый дворец Советов в Москве, гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя В. И. Ленина высотой 70 метров. Под строительство дворца было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. Строительство дворца было прервано с началом Великой Отечественной войны и более не возобновлено.

Иофану принадлежат проекты павильонов СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Павильон на Всемирной выставке 1937 г. служил постаментом для скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

В послевоенные годы Иофан создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов (1947-50), проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще.

Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве (соавторами Иофана были архитекторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов, инженеры С. Кошёлкин, Л. Шойхет, Л. Шустров, М. Рейтман). Дома обращены торцами к Щербаковской улице и объединены проходящими на уровне первого этажа помещениями магазинов. Строительство было начато в рамках программы Н. С. Хрущёва по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 м2), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 м2 и двухкмнатные с жилой площадью 45,2 м2), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3-36,1 м2 и 45 м2). Так как дома были запроектированы стоящими в 47 м друг от друга, что нарушало требования по инсоляции того времени, в ходе проектирования была проведена проверка макета на искусственном солнце в Институте строительной физики; проверка показала, что выбранное проектировщиками расстояние допустимо. Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартитрах площадь кухни составила 14,1 м2) - это обусловлено тем, что кухни рассматривались как «кухни-столовые», при наличии которых, как предполагали авторы, «спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению». Строительство домов растянулось на 13 лет, однако их удалось заселить ещё при жизни Иофана, в 1975 году.

Б. М. Иофан умер 11 марта 1976 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве. Жена - Ольга Фабрициевна Мещерская (Иофан) (1883-1961)

Проекты

  • 1925 - здание на Русаковской улице, 7
  • 1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
  • 1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
  • 1931 - проектирование здания Дворца Советов
  • 1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
  • 1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
  • 1938 - Дом культуры ЗиС (затем кинотеатр и филиал № 1 Дворца культуры АМО «ЗиЛ», ныне Досуговый центр в районе Зюзино на Симферопольском бульваре, 4)
  • 1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
  • 1938-1944 - станция метро «Бауманская»
  • 1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
  • Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
  • 1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
  • 1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
  • 1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
  • 1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)

ИОФАН БОРИС МИХАЙЛОВИЧ - Российский ар-хи-тек-тор, народный архитектор СССР, член АА СССР.

Учил-ся в Ху-дожественном училище в Одес-се (1903-1911 годы), за-тем по-мо-гал бра-ту, архитектору Дмит-рию Ми-хай-ло-ви-чу Ио-фа-ну (1885-1961 годы), в строи-тель-ст-ве до-ма в Санкт-Пе-тер-бур-ге (до 1914 годы). Про-дол-жил об-ра-зо-ва-ние в Ри-ме - на ар-хитектурном факультете Выс-ше-го института изящ-ных ис-кусств (сре-ди учи-те-лей - М. Ман-фре-ди; 1916 год) и в Ин-же-нер-ной шко-ле при университетте (1919 год). Ра-бо-тал в мас-тер-ской из-вест-но-го римского архитектора А. Бра-зи-ни и са-мо-стоя-тель-но - в сти-ли-сти-ке не-оклас-си-циз-ма и в ду-хе римской ба-роч-ной ар-хи-тек-ту-ры (про-ект зда-ния советского по-соль-ст-ва в Ри-ме, 1922-1923 годы и др.). Со-сто-ял в Итальянской КП, был зна-ком с А. Грам-ши, П. Толь-ят-ти и др.

По при-ез-де в СССР по-стро-ил по-сё-лок при Ште-ров-ской ГРЭС в Дон-бас-се (1924 год). С 1924 год ра-бо-тал в Мо-ск-ве. В ра-бо-тах это-го пе-рио-да (мно-гие совместно с бра-том) про-де-лал путь от «очи-щен-но-го клас-си-циз-ма» к кон-ст-рук-ти-виз-му : квар-тал опыт-но-об-раз-цо-вых до-мов на Ру-са-ков-ской улице (1924-1925 годы), Опыт-ная стан-ция при Хи-мическом институте имени Л.Я. Кар-по-ва (1926-1927 годы), учеб-ный го-ро-док Московской сельскохозяйственной ака-де-мии имени К.А. Ти-ми-ря-зе-ва (1927-1931 годы; все - в Мо-ск-ве); са-на-то-рий «Бар-ви-ха» под Мо-ск-вой (1926-1934 годы). Од-ной из наи-бо-лее зна-чительных по-стро-ек Иофана стал жи-лой ком-плекс ЦИК и СНК [так называемый Дом на на-бе-реж-ной; 1928-1931 годы; кор-пу-са сгруп-пи-ро-ва-ны во-круг 3 внутренних дво-ров, вклю-ча-ют квар-ти-ры (бо-лее 500) и по-ме-ще-ния куль-тур-но-бы-то-во-го об-слу-жи-ва-ния], со-че-таю-щий но-ва-тор-ские кон-ст-рук-ции [в свод-ча-тых пе-ре-кры-ти-ях клу-ба (ны-не Те-атр эс-т-ра-ды) и ки-но-те-ат-ра] с ре-пре-зен-та-тив-ны-ми не-о-клас-сическими эле-мен-та-ми (пор-тик главного фа-са-да).

В 1931-1948 годы Иофан был во-вле-чён в ра-бо-ту по осу-ще-ст-в-ле-нию идеи Двор-ца Со-ве-тов: за-ни-мал-ся ор-га-ни-за-ци-ей кон-кур-сов (в том числе был ини-циа-то-ром при-гла-ше-ния иностранных уча-ст-ни-ков); раз-ра-ба-ты-вал кон-курс-ные про-ек-ты (выс-шие пре-мии 1931 года и 1933 года) и ут-вер-ждён-ный ва-ри-ант ком-по-зи-ции с ги-гант-ской баш-ней, увен-чан-ной ста-туей В.И. Ле-ни-на (совместно с В.А. Щу-ко и В.Г. Гельф-рей-хом). Ав-тор советских па-виль-о-нов на Все-мир-ных вы-став-ках в Па-ри-же (1937 год; скульп-тур-ная груп-па «Ра-бо-чий и кол-хоз-ни-ца» В.И. Му-хи-ной) и в Нью-Йор-ке (1939 год; ста-туя «Ра-бо-чий» В.А. Ан-д-рее-ва), стан-ции мет-ро-по-ли-те-на «Бау-ман-ская» (1939-1944 годы), ла-бо-ра-тор-но-го кор-пу-са в Институте фи-зических про-блем на Во-робь-ёв-ском шос-се (1944-1947 годы; совместно с Е.Н. Ста-мо), зда-ния Института неф-ти и га-за (1949-1956 годы). Соз-да-вал многие про-ек-ты мо-ну-мен-таль-ных ан-самб-лей с об-щественными и административными зда-ния-ми, в том числе зда-ния Нар-ко-ма-та тя-жё-лой промышленности в Мо-ск-ве (1935 год), ре-кон-ст-рук-ции раз-ру-шен-ных вой-ной цен-тров Ста-лин-гра-да (ны-не Вол-го-град; 1943 год) и Но-во-рос-сий-ска (1945 год), вы-сот-но-го зда-ния МГУ на Во-робь-ё-вых го-рах (1948 год). Ру-ко-во-дил про-ек-ти-ро-ва-ни-ем за-строй-ки в Мо-ск-ве: в Марь-и-ной Ро-ще, Северном Из-май-лове и Со-коль-ни-ках (1955-1970 годы); по-стро-ил ряд 16-этаж-ных жи-лых до-мов, Государственный центральный институт фи-зической куль-ту-ры в Из-май-ло-ве (1964-1974 годы). Государственная премия СССР (1941 год). На-гра-ж-дён ор-де-ном Ле-ни-на.

Иллюстрация:

Б. М. Ио-фан. Жи-лой комп-лекс ЦИК и СНК (т. н. Дом на на-бе-реж-ной). 1928-31. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Борис Михайлович Иофан – архитектор, лауреат Государственной премии СССР.

Родился 28 апреля 1891 года в Одессе в семье художника. В 1903 году поступил на живописное отделение Одесского художественного училища, где учился у К.К. Костанди , Г.А. Ладыженского и скульптора Л. Иорини. Окончил училище в 1911 году с отличием и званием техника-архитектора. Работал в Петербурге помощником архитектора А. Таманяна и своего брата Д. Иофана. В 1914-1916 гг. учился в Высшем институте изящных искусств, а в 1916-1923 гг. в Высшей школе инженеров в Риме.

В 1915-1923 гг. по его проектам были сооружены школа в Калабрии, лицей в Аквиле, колумбарий в Нарни, капелла Амброджи в Риме, больница в Перуджии и др. В 1921-1924 гг. был членом Итальянской компартий. Незадолго до возвра-щения на Родину Борис Михайлович Иофан спроектировал в Италии первое за рубежом Посольство СССР (1923).

В 1924 году приехал в Москву, а с 1927 года стал ее главным архитектором.

По его проектам и под его руководством в Москве были сооружены: здание опытной станции Химического института им. Л.Я. Карпова, жилой комплекс на ул. Серафимовича, 2 (дом ЦИКа СНК СССР), кинотеатр “Ударник”, станция метро “Бауманская”, институт нефте-химической и газовой промышленности им. Губкина, Центральный институт физической культуры, комплекс высотных зданий ОГУ на Ленинских горах, застройки северной части Измайлова и др. Санаторий “Барвиха” под Москвой, павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (для которого совместно с В. Мухиной была создана скульптура “Рабочий и колхозница”), Павильон СССР на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке и др.


Кинотеатр “Ударник”



Верой Игнатьевной Мухиной

Павильон СССР на Международной выставке в Париже

Много лет являлся профессором и действительным членом Академии архитектуры СССР.

Жил в Одессе на ул. Елисаветинской, 1 (1891-1911).

Ирина Арутюнова, специалист Управления
охраны культурного наследия Облгосадминистрации


Иофан Борис Михайлович
16 апреля 1891 года в Одессе родился Борис Михайлович Иофан - одна из самых ярких и значительных фигур в советском зодчестве 30-40-х годов прошлого века, автор известных сооружений, единственный одессит, удостоенный звания «Народный архитектор СССР»

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го - в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Еще мальчиком Борис увлекся рисованием и твёрдо решил в будущем стать живописцем. В 12 лет он поступает на живописное отделение Художественного училища Одесского общества искусств, действовавшего по программам, санкционированным Петербург-ской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания. Позже, под влиянием товарищей, Иофан переходит на архитектурное отделение. Сказалось то, что ещё в ранней юности он испытал очарование таких сооружений как Воронцовский дворец, Старая биржа, бывший госпиталь, ощутил законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей...
В 1911 году Иофан заканчивает училище, получив диплом об окончании курсов и звание техника-архитектора. Начало творческой биографии мастера было необычным. Отслужив вольноопределяющимся в Феодосийском полку, Борис Иофан переезжает в Петербург, где практикуется подмастерьем у известных архитекторов А.О. Таманяна, И.И. Долгинова, работает у своего старшего брата Дмитрия, участвует в проектировании московского дома князя Щербатова на Новинском бульваре, признанного в 1914 году лучшей новостройкой будущей столицы. Изучая произведения русского классицизма, молодой архитектор мысленно все больше обращался к истокам архитектуры. Затем в судьбе Иофана свершается крутой поворот - он уезжает в Италию, на «родину муз», где пребывает долгих десять лет. Здесь начинается творческая карьера зодчего. Окончание художественного училища дало Иофану право поступить сразу на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. Большой след в жизни Иофана оставил архитектор Армандо Бразини, его будущий соперник в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. В 1916 году Иофан успешно заканчивает Высший институт изящных искусств и начинает работать самостоятельно. Он много строит в Италии (Рим, Аквиль, Тиволи, Тоскана, Перуджа и др.). Затем заканчивает курс в Высшей инженерной школе, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства. В Риме Борис Михайлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Огаревой, по отцу итальянской герцогиней Руффо, по матери русской княжной Мещерской. В 1918 году они соединили жизни и оказались почти на полвека не только верными супругами, но и единомышленниками. Ольга Иофан, хорошо знавшая искусство Италии, стала проводником молодого архитектора по музеям и галереям, среди памятников античности и Возрождения, не потерявшим впечатляющей красоты вопреки разрушающему воздействию времени. В 1921 году, когда мутная волна фашизма затопила страну, супруги вступили в Итальянскую компартию и превратились в ее активных функционеров. В том же году они продали свою библиотеку, а вырученные деньги отправили в Россию в помощь голодающим Поволжья. В одной из автобиографических заметок, незадолго до своей кончины, Б.Иофан писал: «Есть люди, которые не занимаются непосредственно творческой работой, по их проектам не сооружают дома, они не делают открытий в науке, но у них есть замечательный талант строить жизнь других, создавать атмосферу для большой творческой работы. Таким талантом обладала Ольга Фабрициевна...».
Он - сын одесского швейцара, она - итальянская герцогиня по отцу и русская княжна по матери. Борис Иофан и Ольга Сассо-Руффо могли никогда не встретиться.

Биография просится на экран -http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipnis.htm
Прогулки по Новодевичьему Соломон Кипнис

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, – ее название тогда еще не придумалось, а рабочее было –
«Иофан Борис Михайлович (1891–1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

***
...В Петербурге в 1911-м успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885–1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.
По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.
Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом итальянской компартии.
***
...Итальянский дипломат герцог Сассо– Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н.П. Огарева).
Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми – Ольгой и Борисом – покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги за сдаваемые комнаты.
...Один из постояльцев герцогини Руффо становится ее мужем. Это – Борис Иофан.
***
...1924 год. В Рим на лечение приезжают инкогнито председатель Совета Министров СССР А.И.Рыков с женой.
Советское посольство просит Иофана познакомить «этих иностранцев» с Римом. Общение с главой советского правительства окончательно убеждает Иофана вернуться в Россию.
***
...В Москве, на ул. Серафимовича, в 1931 году закончилось строительство жилого Дома правительства (ЦИК и СНК СССР) по проекту архитектора Б.М. Иофана (совместно с Д.М. Иофаном).
Очень мало найдется сегодня москвичей, которым это название что-то скажет. Но стоит произнести утвердившееся за ним после выхода романа Ю.В.Трифонова «Дом на набережной» это его неофициальное название, и сразу становится ясно, о чем идет речь.
«Дом на набережной» – это уникальный по своей грандиозности и масштабам жилой комплекс: несколько 10–11-этажных зданий с пятьюстами квартир для видных государственных, политических и общественных деятелей, военачальников, работников культуры.
Чего только не было в этих зданиях: детсад, ясли, спортивные залы, библиотека, столовая, прачечная, амбулатория, универмаг, отделение связи, сберкасса, клуб, ставший потом Театром эстрады, наконец, кинотеатр «Ударник», который еще совсем недавно числился самым крупным в Москве – 1500 мест.
Б.М. Иофан с женой и двумя ее детьми – удочеренной им Ольгой и усыновленным Борисом заняли в этом доме одну из квартир, переоборудованную для его работы под мастерскую.
Сталинские репрессии как мясорубка перемалывали жильцов этого дома. И сегодня только в одной квартире из 500 живут потомки тех, кто занимал ее изначально: в квартире Иофана живет семья его внука!


***
На конкурсе (1931–1933) проектов Дворца Советов, который должен появиться на месте взорванного храма Христа Спасителя, высшую премию получает Б.М.Иофан. Его проект принят к исполнению. Строительство Дворца Советов – грандиозного здания-пьедестала высотой 415 м под статую 80 метрового Ленина – прервала начавшаяся война.
Многие значительные конкурсы на общественные сооружения заканчиваются победой Иофана. В 30-е годы он в фаворе у Сталина. 14 раз (!) встречался архитектор с вождем.
Иофан – автор павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), который венчала исполинская скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная В.Мухиной по рисунку... самого Иофана.
Иофан – автор павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).
Лебединой песней прославленного архитектора дожно было стать здание Московского университета на Воробьевых горах. Но не стало...
Энциклопедии, путеводители дружно сообщают, что Московский университет построен по проекту архитектора Л.В. Руднева.
А вот что поведала своим читателям газета «Известия» (04.01.2001).
«...В 1949 году в Москве было заложено высотное здание МГУ. Автором первого проекта был архитектор Иофан Борис, однако он отважился поспорить с самим Сталиным по поводу местоположения новой высотки. В результате право возводить МГУ передали одному из учеников Бориса Иофана – Льву Рудневу, который практически весь проект своего учителя оставил без существенных изменений. Так что фактический автор проекта здания МГУ отнюдь не Руднев, как сообщают справочники, а Иофан».
Если из этой заметки убрать вымысел (его там предостаточно) и оставить правдивую и уточненную информацию, то получится: автором утвержденного эскизного проекта был Иофан. Он отважился поспорить с самим Г.М.Поповым, секретарем МК и МГК ВКП(б), секретарем ЦК ВКП(б), а не со Сталиным!
Иофан действительно настаивал на том, чтобы здание МГУ поставить на 300 метров ближе к бровке реки по сравнению с местом, где оно расположено сейчас.
Бескомпромиссность архитектора обошлась ему неожиданно дорого: Сталин подписал распоряжение передать руководство всеми дальнейшими работами архитектору Л.В. Рудневу. (Руднев не был учеником Иофана, это газетная выдумка.)
Руднев с коллективом архитекторов, взяв за основу всесторонне разработанный Иофаном технический проект, довели работу до полного завершения, за что и получили Сталинскую премию.
А Иофан? Ничего!
Когда речь идет о сооружении высотного здания МГУ, его имя даже не упоминается, хотя правда такова: здание МГУ на Ворбьевых горах построено по проекту Б.М. Иофана и Л.В. Руднева.
И после этой трагической для Иофана истории по его проектам было построено не одно здание. Но знаменитым сделали его не они.
Знаменитым, и даже очень, он уже был. И неудивительно, что когда в 1970 году учредили почетное звание «Народный архитектор СССР» , в числе первых, получивших его, значился Б.М. Иофан.
***
...4 марта 1976 года врач санатория «Барвиха», построенного тоже по проекту Иофана, обходя палаты, увидел его, лежащего без сознания в кресле у чертежной доски. Через 6 дней, не приходя в сознание, Иофан скончался.
Проекты ТАЛАНТЛИВОГО АРХИТЕКТОРА
Дом на набережной
1925 - здание на Русаковской улице, 7
1927 - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Административный корпус, Колхозный корпус
1928-1931 - работа над 1-м Домом Советов ЦИК и СНК СССР (Дом Правительства, «Дом на набережной»)
1931 - проектирование здания Дворца Советов
1935 - корпуса Санатория Лечебно-санитарного управления Кремля «Барвиха» (ныне ФГУП УДП РФ клинический санаторий «Барвиха»)
1937 - павильон международной выставки в Париже и идея скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница» - павильон-цоколь по проекту Иофана в настоящий момент восстановлен на ВВЦ
1939 - советский павильон выставки в Нью-Йорке
1938-1944 - станция метро «Бауманская»
1944-1947 - лаборатория академика П. Л. Капицы.
Реконструкция и восстановление Театра им. Евгения Вахтангова
1947-1948 - проекты сталинских высоток, здания Университета
1957 - Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ
1962-1975 - комплекс жилых домов в Москве на Щербаковской улице (дома № 7, 9, 11; соавторы Д. Алексеев, Н. Челышев, А. Смехов)
1972 - Институт физкультуры (последний осуществлённый проект)


Плита колумбария Иофана на Новодевичьем кладбище Москвы