Церковный Православный праздник августа. Медовый Спас: обычаи, приметы и гадания

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.

* Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). ** Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. * Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице (1164).
Мучеников в Пергии Памфилийской пострадавших Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кирпака, Минеона, Катуна и Евклея (ок. 284-305); Папы Нового; Елеазара; Кирика; Феодора; Полиевкта. Преподобномученицы Елесы на острове Кифирстем (375). Святителя Тимофея, епископа Проконнеса (VI). Воспоминание Крещения Руси (988). Священномученика Димитрия (Павского) протоиерея (1937). Преподобного Александра (Уродова), архимандрита, исповедника (1961).

Успенский пост

Успенский пост установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста установлен так. В 1164 году греческому царю Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому в один и тот же день выступить на брань: первому - против сарацин, второму - против болгар камских. Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой святой крест и икону Богородицы, и их несли священники перед его войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско. Господь помог Андрею победить врагов, и когда он возвращался с победой, то видел чудесное явление: от его княжеского знамени с изображением иконы Спасителя проливался как бы луч света на все войско. Князь написал об этом явлении греческому императору Мануилу, и тот, также одержавши победу над своими врагами, понял, что это было благодаря помощи Божией, и в благодарное воспоминание сей помощи себе и русскому князю, установил праздник. Праздник назван происхождением, т.е. прохождением, или проношением Честнаго Креста Господня потому, что вспоминается ношение креста перед рядами российского войска, и потому, что в этот праздник положен вынос креста для поклонения на всенощной и для водоосвящения на литургии. Праздник 1/14 августа называется в просторечии «первым Спасом», то есть первым в этом месяце праздником Спасителя, так как в течение его еще бывает два праздника Спасителя: - второй Спас, и - третий Спас.

Медовый спас

14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка () - голодовка". В , кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Рождества Христова иудеи подпали под власть сирийских царей, и один из них, Антиох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий - языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свою веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар был всеми уважаемый за свою ученость и добродетельную жизнь 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елиазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он хотя бы сделает вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучений от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антиоху Епифану женщина по имени Соломония с семью сыновьями. Чтобы принудить к принятию язычества, Антиох приказал сечь их бичами и воловьими жилами. Но несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу, потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение в жизнь вечную. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь уговорами и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Тогда он приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хоть одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя мое! Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя, не отрекаясь от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свою мать, отрок обратился к мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам через Моисея. Не будет этого! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь наконец, что Бог Израилев - Единственный Бог». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до P. X.

Девять мучеников Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон (Минея), Катун и Евклей происходили из Памфилийской Пергии и пострадали во время гонения от Диоклетиана. Минеон был плотником, а все остальные - земледельцами. Ночью разорили они капище богини Артемиды. За это их жестоко мучили, наконец, бросили на растерзание зверям, но звери не коснулись их. Тогда им всем отсекли головы.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

Медовый Спас отмечается 14 августа (1 августа по старому стилю) каждого года.

Это народно-христианский праздник с языческими корнями, первый из . В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Первый день Успенского поста, с этого дня разрешалось есть овощи, начинался интенсивный сбор мёда и его освящение. Совершались крестные ходы и водосвятия на реках, купание в освящённой воде людей и скота, освящались колодцы.

Православная Церковь приурочила Медовый Спас к Происхождению (изнесению) Древ Животворящего Креста Господня (слово «Происхождение» означает «крестный ход»). Праздник был установлен в IX веке в Константинополе. Выбор даты неслучаен. Август был самым жарким месяцем в году. В этот период распространялись инфекционные заболевания, которые влекли за собой смерти. Часть Животворящего Креста (на котором распяли Иисуса Христа) проносили по городу, освящали им воду и улицы, после чего болезни утихали.

Другие названия народного праздника

Первый Спас, Маковый Спас, Маковей, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Пчелиный праздник, Проводы лета.

Название «Медовый Спас» праздник получил за то, что в это время собирали мед нового урожая. Мокрым народ именовал его потому, что дата празднования совпала с Крещением Руси в 988 году.

Название «Маковей» он получил за то, что в этот день начинали собирать мак.

Подробней о заговорах и оберегах на Медовый спас читайте .

Медовый спас традиции

— В Медовый Спас в церквях проходит богослужение, освящается мед нового урожая и вода.

— В этот праздник также принято святить букеты из васильков и бархатцев. Люди приносят их домой, засушивают и хранят в качестве оберегов.

— На Руси в отварах этих цветов матери купали детей, чтобы уберечь их от болезней.

— Прежде чем есть мед в этот день его нужно освятить в храме. Освященным медом угощали всех, кто встречался на пути из храма: детей, незнакомых, нищих. Считалось, что первая ложка меда обладает магической силой: нужно было загадать заветное желание, которое обязательно сбывалось.

— С 14 августа мед являлся одним из главных блюда на столе. Хозяйки пекли блины с медом, делали медовые коврижки и, конечно, медовуху.

— В этот день принято помогать по хозяйству вдовам, пожилым и немощным людям.

— Помимо меда в это время начинали собирать озимые культуры.

— На Руси в этот день священнослужители совершали крестные ходы к природным водоемам и освящали воду. После этого люди купались в них и купали домашнюю скотину, чтобы очиститься от грехов и укрепить здоровье.

— Считалось, что с 14 августа купаться уже нельзя, так как вода начинала цвести и была источником разных болезней.

— Помимо меда в этот день собирают и мак. Собранный 14 августа мак обладает целебными свойствами. Поэтому на столе обязательно должны быть пироги и булочки с маком.

— Женщины в этот праздник обязательно молились: считалось, что можно отмолить все бабьи грехи.


Медовый спас приметы и поверья

— По народным приметам в этот день пчелы завершают свой труд по сбору меда и готовятся встречать холода.

— У первого спаса всего в запасе – и дождь, и солнце, и ветер. Журавль на спас в отлет летит.

— На медовый спас даже нищий медку попробует.

— На первый Спас святи колодцы.

— На маковый спас мак собирай.

— На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные.

— В первый спас любой бабий грех прощается.

— После первого спаса в реку не заходят.

— Ласточки три раза отлетают – на три спаса.

— Дождь на Маккавея – мало пожаров бывает.

— Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи Пчела перестает носить медовую взятку.

— Во что Маккавеи, в то и разговенье.

— На Медовый Спас идет дождь – пожаров будет мало.

— Женщинам, которые помолятся в этот день в церкви, отпускаются все грехи.

— На следующий день после Медового Спаса необходимо провести в доме генеральную уборку, чтобы смыть негативную энергетику.

Что нельзя делать в Медовый Спас

В Медовый Спас запрещается ссориться, ругаться, выражаться матом, находиться в плохом расположении духа, желать зла другим людям.

Что можно и что нельзя кушать в Медовый Спас

14 августа у христиан начинается Успенский пост. В этот день запрещается употреблять мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Разрешена пища растительного происхождения. Традиционные блюда, которые употребляют в праздник: домашняя выпечка с добавлением мака и меда, орехов, корицы, ягод и фруктов.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

14 августа православные и грекокатолики отмечают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, именно во вторник, 14 августа, у верующих восточного обряда начнется Успенский пост.

От чего же в этот день следует воздержаться?

Первый и главный запрет связан с постом . С Маковея начинается один из самых строгих постов в году — Успенский. Он продлится всего две недели и закончится 28 августа — в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину его называли «осколком» Великого. По преданию Господь назначил людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы, понимая, насколько это трудно, стали просить Всевышнего сократить испытание. Вот тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Наши предки всегда радовались возможности очистить душу молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Потому и называли его ласково — «Спасiвка-ласiвка» . К празднику же традиционно не готовят блюд из мяса, яиц, молочных продуктов, даже рыбу подавать на стол не полагается. Следует воздержаться и от горячительных напитков.

Итак, согласно церковному уставу, с 14 по 27 августа верующие должны питаться следующим образом:

  • понедельник, среда, пятница — невареная пища без растительного масла;
  • вторник и четверг — горячая пища без растительного масла;
  • суббота и воскресенье — горячая пища с растительным маслом.

19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, позволяются рыба, растительное масло и вино.

На Медовый Спас также нельзя работать . Под запретом даже уборка в доме. Поэтому приготовить праздничные блюда и привести в порядок жилище следует заранее.

А что же полагается делать в этот праздник?

Прежде всего необходимо собрать традиционный букет из 17 растений — «маковійчик» . В нем обязательно должны присутствовать чабрец, полынь, мята, калина, рута, календула, душица, колоски овса, донник, тирлич, бархатцы и головки мака. Такой букет, украшенный лентами, девушки несут в церковь на освящение : «щоб цiлий рiк господарство квiтло» . В старину говорили: «Нехай у дворi в батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин» . Кроме того, «маковійчик» может стать домашним оберегом на весь год. Наши предки верили: если рассыпать освященный в церкви мак перед входной дверью, то человек с недобрыми помыслами переступить порог не сможет. Сам же освященный букет следует высушить поставить в вазу на подоконнике , чтобы защищал от злых духов.

Освятить в храме нужно не только букет, но и мед . В старину глава семьи в честь праздника нарезал свежие медовые соты и нес их в церковь на большом блюде. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (они считаются покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. По традиции часть сладкого лакомства оставляют в дар храму и раздают нуждающимся.

На панихиде в этот день особо поминали погибших казаков . Связано это с тем, что именно на Маковея в 1775 году императрица Екатерина II издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». После этого многие казаки бежали за Дунай, местное население было превращено в крепостных, а плодородные запорожские земли передали русским помещикам.

Чтобы поминальная молитва не прекращалась и после службы, знакомым, родным, соседям раздавали медовые соты и фрукты . Принимать угощение полагалось со словами: «Царство Небесне загиблому на бранному полi» .

Съедая первую ложку освященного меда, можно загадать желание . И оно обязательно сбудется. А еще такой мед исцеляет от многих недугов.

На Маковея освящают колодцы . Ожидая священника, хозяева дома ставят возле колодца два стола. На одном должны быть хлеб, соль и зажженная свеча. Это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — за спочилих.

Теперь о том, что надо приготовить к праздничном столу . Трапеза довольно скромная, поскольку это первый день Успенского поста. На столе в основном фруктовые и овощные блюда: вареники с капустой, картошкой и грибами, деруны. А на десерт в Украине издревле подавали «шулики» — пресные коржи, поломанные на кусочки и залитые узваром с медом и перетертым маком. Готовят это кушанье, как правило, дочери на выданье. «Iз води та муки пече дiвка шулики», — говорили люди.

В праздник запасаются лекарственными травами . Считается, что это один из нескольких дней в году, когда растения становятся волшебными. А еще, согласно поверью, если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, желание вскоре исполнится . Только просить нужно о благом и с чистым сердцем.

Чтобы дети росли сильными, здоровыми и счастливыми, мамы плели для малышей веночки из чабреца, льна и календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашій (имя дочери) весільну голову покрило».

Кроме трав, положено запастись на весь год маком . Если в семье была девушка на выданье, мама прятала за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза. Для будущих пасхальных куличей откладывали самые крупные маковые коробочки. На Страстной неделе, когда придет время печь паски, хозяйки добавят этот мак в тесто, а самой коробочкой сделают на выпечке оттиски в виде крестов.

На Маковея полезно купаться в море, реке или озере , поскольку вода в это время особенно целебная. Считается, что она очищает и может вылечить, например, от кожных болезней. В водоемы в праздничный день наши предки загоняли домашний скот, чтобы уберечь его от сглаза и порчи. При этом коровам и лошадям надевали на шею «бусы» из чеснока и лука, что также должно было отпугивать всякую нечисть.