Диана де Пуатье: от фаворитки короля до правительницы Франции. Диана де Пуатье

Портреты Дианы де Пуатье и сегодня можно видеть во всех музеях Франции: правильные черты лица, прекрасный цвет кожи, черные как смоль волосы… «Распустившимся цветком красоты» нарекли ее современники.

Пятнадцатилетней (по другим сведениям, тринадцатилетней) Диану выдали замуж за графа Луи де Брезе де Молеврие, великого сенешаля Нормандии. Ему, внуку Карла VII и Агнессы Сорель, было в ту пору пятьдесят шесть. Тем не менее, как поговаривали, юная Диана хранила ему верность и слыла очень заботливой женой. Впрочем, этому факту упрямо не верили уже ее современники, не говоря уже об историках…

По одним сведениям, сенешаль восхищался красотой жены, уважал ее за ум и всегда прислушивался к ее мнению. По другим – нисколько не ценил, что является обладателем цветка столь редкостной красоты и прелести.

Как бы то ни было, в браке Диана родила восемь детей, из которых выжили только две дочери. Став вдовой после девятнадцати лет брака, красавица долго оплакивала мужа.

Но ее ждала уже новая любовь в облике наследника престола, будущего короля Генриха II, а тогда… одиннадцатилетнего отрока.

Кстати, родственники ее отрицали, что существовала интимная связь между Дианой и королем. В качестве доказательства приводился тот факт, что между ними была большая разница в возрасте.

Она была действительно намного старше Генриха – на восемнадцать лет, но необыкновенная привлекательность ее скрашивала этот «недостаток». «В те времена, когда женщины считались старухами в тридцать лет, такая женщина казалась удивительной и даже необычной, – замечает историк Ги Бретон. – Поэтому ходили слухи, что она использует зелья. Секрет же ее был прост…»

Даже в самую холодную погоду Диана умывалась водой из колодца. Поднявшись в шесть часов утра, она отправлялась на конную прогулку. Проехав две-три мили, возвращалась домой, съедала легкий завтрак – овощи и молочные продукты – и до полудня читала, лежа в постели. Никакой косметикой эта красавица не пользовалась, пренебрегая даже румянами, от которых, как она считала, может поблекнуть ее свежесть.

«Я уверен, если б эта дама прожила еще сто лет, она бы не постарела ни лицом, ни телом…» – писал историк Пьер Брантом.

Дофин не расстался с ней даже после женитьбы на юной Екатерине Медичи. А свое платье он всегда украшал черно-белой цветовой гаммой (черный и белый – цвета его возлюбленной). Когда же Генрих после смерти своего старшего брата взошел на престол, Диана стала больше чем королевой. Она держала в своих руках судьбы государства: раздавала посты, преобразовывала министерства и парламент, управляла финансами. И Генрих беспрекословно исполнял ее волю, спрашивал ее совета по разным вопросам. Фактически она, а не королева, была его соправительницей на троне. Нередко почести, положенные по дворцовому этикету королеве, оказывались и фаворитке. Так, например, произошло при торжественном въезде короля в Лион в сопровождении Екатерины Медичи, Дианы и двора.

Но, по словам историка Брантома, когда Генрих пожелал узаконить одну из дочерей, прижитых от Дианы, она гордо изрекла: «Я родилась для того, чтобы иметь законных детей от вас. Мне вовсе не хочется, чтобы парламент объявил меня вашей сожительницей».

Генрих, как бы приглашая подданных разделить свой восторг обладания прекрасной женщиной, неоднократно заказывал портреты своей возлюбленной в обнаженном виде, а также приказал высечь ее изображение из мрамора и отлить из серебра. Известный итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, восхищавшийся красотой и умом Дианы, много раз выполнял ее скульптурные портреты.

Дамы французского двора копировали походку Дианы Пуатье, ее жесты и прическу. Благодаря ей установился канон женской красоты, не менявшийся в течение полутора веков.

У красивой женщины должны быть:
три вещи белые – кожа, зубы, руки;
три черные – глаза, брови, ресницы;
три розовые – губы, щеки, ногти;
три длинные – тело, волосы, пальцы:
три короткие – зубы, уши, ступни;
три тонкие – губы, талия, щиколотка;
три полные – руки, бедра, икры;
три маленькие – нос, грудь, голова.

Королева ненавидела фаворитку всей душой, но, безумно влюбленная в своего супруга и всегда боявшаяся потерять его из-за какой-нибудь оплошности, в конце концов сблизилась с Дианой и стала вести себя с ней как с подругой.

Однажды все-таки Екатерина сделала попытку разлучить мужа с фавориткой и сама подтолкнула его к молодой и очень красивой гувернантке юной Марии Стюарт, жившей при французском дворе, – зеленоглазой блондинке леди Флеминг. Как-то раз Диана неосмотрительно упала с лошади, в связи с чем была вынуждена пролежать несколько дней в постели в своем замке. За это короткое время Генрих сблизился с англичанкой и даже успел понять: ласкать красивую девушку на двадцать лет моложе Дианы так приятно! Узнав об этой связи, фаворитка пришла в ярость: юная соперница была удалена от французского двора. Она уехала беременной от короля и спустя положенное время родила сына Анри – будущего великого приора Франции… И хотя ненавистную многим фаворитку сместить не удалось, одна только мысль, что король осмелился наставить рога госпоже де Валентинуа, сделала на несколько дней крайне приятной жизнь очень многим при дворе.

Когда в 1550 году Екатерина заболела непонятной болезнью, большинство придворных и фрейлин покинули ее, опасаясь заразы. Рядом с королевой тогда остались лишь три верных прислужницы, и среди них – Диана де Пуатье, которую Екатерина считала своим злейшим врагом. Но именно фаворитка ее мужа организовала правильный круглосуточный уход за королевой и послала за выдающимся врачом того времени Амбруазом Паре. Жизнь королевы была спасена.

В этом поступке нет ничего, достойного восхищения, поясняют историки: продиктован он исключительно элементарным страхом. Ведь не очень привлекательная королева была Диане просто… необходимой. Она не могла допустить, чтобы Екатерина умерла, в противном случае Генрих мог жениться вторично на одной из молодых и красивых женщин любого европейского двора.

Тем не менее выздоровевшая Екатерина так никогда и не простила Диану. Ненависть ее к сопернице только усилилась…

Один из астрологов, Лукас Горик, однажды сообщил королеве, что некое сражение положит конец и царствованию ее мужа, и его жизни:

«Следует избегать всех поединков в замкнутом пространстве, особенно к тому моменту, когда королю будет сорок один год, так как в этот период жизни ему угрожает рана в голову, способная повлечь за собой слепоту или смерть».

Нострадамус, которого Екатерина пригласила ко двору в 1556 году, опубликовал книгу, где содержалось следующее поэтическое предостережение:

Над старым львом возобладает львенок.
На площади турнирной будет поединок.
И в клетке золотой он выбьет ему глаз.
Мучительной бывает смерть подчас.

Мало того: накануне турнира, на котором был смертельно ранен Генрих II, Екатерине во сне отчетливо привиделся момент рокового удара. Ее душа предчувствовала беду... Екатерина умоляла супруга не принимать участия в турнире. Все было напрасно – Генрих неотвратимо шел навстречу собственной гибели!

«Под палящим солнцем король выехал на ристалище в черном и белом – цветах Дианы де Пуатье. Поединок начался немедленно, – пишет Бретон. – Все шло отлично. Однако, когда он вытирал пот после второго боя, Екатерина попросила передать ему, «чтобы он больше не сражался ради любви к ней».
– Передайте королеве, что именно ради любви к ней я и хочу вступить в этот бой, – сказал король...
И тогда-то на глазах у мертвенно-бледной королевы исполнились пророчества: бойцы устремились навстречу друг другу, и копье Монтгомери сломалось о шлем короля с такой силой, что открылось забрало.
В толпе раздался крик, и королева рухнула без сознания.
Генрих II с окровавленным лицом цеплялся за свою лошадь. Все побежали к нему; наконечник копья пробил ему правый глаз и проник в череп.
– Я погиб, – прошептал он».

Екатерина запретила пускать свою соперницу к умирающему Генриху. Когда король, не приходя в сознание, скончался, она получила смиренное письмо, подписанное Дианой де Пуатье.

«Впервые в своей жизни бывшая фаворитка унижалась, опустив голову, – повествует историк. – Она, еще несколько недель назад говорившая о королевской семье «мы», ставившая свою подпись на официальных письмах рядом с именем короля, приказывавшая министрам и генералам, была всего лишь встревоженной старой женщиной, чье будущее зависело от той, которая ненавидела ее больше всего на свете. И она просила у королевы прощения за нанесенные обиды и «предлагала ей свое имущество и жизнь».

Екатерина проявила великодушие: «Я хочу лишь, чтобы «мамаша Пуатье» никогда больше не появлялась при дворе», – твердо заявила она. И решительно занялась государственными делами, в том числе – коронацией своего пятнадцатилетнего сына Франциска.

Молодой король приказал объявить Диане, что вследствие пагубного влияния на его отца она заслужила строгое наказание, но он требует только, чтобы фаворитка возвратила драгоценности, полученные от Генриха…

В последние годы жизни Диана основала несколько больниц и приютов и содержала их на собственные деньги. От бедняков и сирот, находящихся там, требовалось лишь одно: молиться за душу покойного короля Генриха II, которому она отдала почти тридцать лет своей жизни…


В истории немало известных фигур, которые надолго остались в памяти людей из-за каких-то своих неразгаданных тайн. И чем дальше уходят они от нас вглубь истории, тем таинственнее кажутся. Попробуем немного приподнять завесу тайны над историей Генриха Валуа и Дианы де Пуатье.

Генрих II Валуа


Генрих Валуа, будущий король Франции, родился 31 марта 1519 года. Детство его было омрачено очень неприятной ситуацией: его отец Франциск I в битве с испанским королем проиграл и был взят в плен. Чтобы откупиться от плена и иметь возможность собрать нужную сумму, король предложил оставить у испанцев своих двух сыновей, семилетнего Генриха и восьмилетнего Франциска. Франциска I вернули домой, а принцы провели в плену 4 года. По одним сведениям с ними обращались, как и подобает принцам. По другим – морили голодом и били. В любом случае, плен произвел на детей неприятное неизгладимое впечатление.


Так или иначе, но по слухам Генрих навсегда затаил обиду на отца. Кстати, среди провожавших принцев на чужбину была и Диана де Пуатье. Затем по случаю возвращения принцев и новой женитьбы короля был устроен праздник. И на этом празднике юный принц снова увидел красавицу Диану и влюбился с первого взгляда. Принцу было лет 12, по тем временам практически юноша, ибо совершеннолетием у французских королей считался возраст в 13 лет! А вот красавица по понятиям того времени была уже немолодой, около 30 лет. Но её красота была способна затмить многих.

Диана де Пуатье


Диана де Пуатье родилась 3 сентября 1499 года или 9 января 1500 года. Когда ей было 13 или 15 лет ее выдали за Луи де Брезе, друга и ровесника её отца. Супруг был старый, мрачный и немногословный. Но Диана стала ему верной женой и родила двух дочерей. Тем не менее, когда Диана появилась при дворе, придворные щёголи оживились: все думали, что юная красавица непременно выберет любовника. Но Диана отвергала все притязания, в том числе и короля Франциска I. Только однажды она позволила себе просить у короля милости для своего отца, который принимал участие в мятеже.


Король Франциск не мог отказать такой прекрасной просительнице, и мятежника помиловали. В возрасте 31 года Диана стала вдовой и надела траур, черно-белые цвета, которые не снимала до самой смерти. Возможно, эти цвета просто очень ей шли. А красота ее оставалась неувядаемой, что немало раздражало и изумляло придворных завистников. Фаворитка Франциска I герцогиня д’Этамп, будучи на 10 лет моложе, ненавидела Диану, но ничего не могла с ней сделать, красота соперницы и любовь к ней юного принца служили верной защитой.

Непреходящая любовь


В возрасте 14 лет Генриху пришлось жениться. Его женой стала небезызвестная Екатерина Медичи. Невеста обожала красивого жениха, но он оставался к ней равнодушен. Что и неудивительно: Екатерина никогда не была красавицей, толстая, неуклюжая, с глазами навыкате. А Генрих по-прежнему любил Диану, которая по-прежнему была красива, за что ее прозвали Дианой-охотницей и колдуньей. Некоторые историки полагают, что 5 лет, с момента возвращения из плена и до смерти своего старшего брата, Генрих питал только платонические чувства к Диане. Кто знает, но в те времена платоническая любовь была не в особом почете.


Другие исследователи считают, что роман начался еще до свадьбы Генриха и Екатерины или сразу после. Возможно, и так. Также некоторые историки пишут, что Екатерина не только была в курсе романа своего мужа, но еще и подглядывала за ними. Впрочем, это было в те годы почти в порядке вещей. Радости, разумеется, ей это не приносило. Королева любила мужа всю жизнь и всячески пыталась привлечь его внимание, но единственное в чем она преуспела, родила ему 10 детей. И то, по правде говоря, не сразу.


Но и рождение детей не изменило отношения Генриха ни к жене, ни к любовнице. Генрих продолжал носить цвета Дианы, и монограмму DH – Диана/Генрих, осыпать её драгоценностями, подарками и знаками внимания. Кстати, эти монограммы во множестве сохранились и до наших дней во многих королевских замках Франции. Расставаясь даже ненадолго, король писал многочисленные страстные письма своей возлюбленной и советовался с ней по всем вопросам. Даже на коронации на первом плане была Диана де Пуатье, а Екатерина Медичи где-то на втором.

Трагический финал


Королева Екатерина ненавидела соперницу, но молчала и делала вид, что всё в порядке. Внешне они всегда оставались в дружеских отношениях, Диана де Пуатье даже воспитывала королевских детей. Говорят даже, что Генрих не раз помышлял о разводе, но его отговорила Диана де Пуатье. Всё изменилось в один миг. 30 июня 1559 года король участвовал в рыцарском турнире, что тогда было в порядке вещей. Но по несчастной случайности обломок копья вошёл ему глубоко в глаз. Генриха унесли с поля окровавленного.


Несколько дней медики пытались его спасти. По просьбе главного хирурга ему привезли трупы казненных, и он моделировал рану, вонзая палку им в глаза, чтобы понять, как лечить короля. По другим сведениям, подопытные требовались живые, что логичнее. Учитывая нравы того времени, нельзя отметать и эту версию. Но медицина оказалась бессильна. Король Генрих умер. Историки полагают, что знаменитый врач и мистик Нострадамус предсказал несчастье:

Молодой лев одолеет старого
На поле битвы, один на один.
В золотой клетке глаз ему выколет,
И умрет тот жестокой смертью.

Королева была безутешна, но горе не помешало ей отобрать всё подаренное бывшей фаворитке. К счастью, месть не пошла дальше, и Диана удалилась в своё поместье.

Загадка Дианы де Пуатье


Удивительно, но красота не покинула Диану и в старости. И это в ту эпоху, когда женщины, даже из высших сословий, увядали уже к 30!


Сама же красавица говорила, что секрет ее молодости прост: она не пользовалась косметикой, принимала с утра холодные ванны, а потом совершала долгие верховые прогулки перед завтраком. Она вела, как сейчас бы сказали, здоровый образ жизни.


Хотя для сохранения вечной молодости этого, пожалуй, недостаточно. Но свой секрет знаменитая красавица унесла с собой в могилу. Умерла Диана 26 апреля 1566 года.

И ещё одна интересная история о том, .

Замок Фонтенбло после Франциска Первого перешел в руки его сына Генриха Второго. Генрих продолжил строительство и отделку, начатые отцом и Фонтенбло приобрел бальный зал,спроектированный Филибером Делормом и расписанный Приматиччо, а затем, после его смерти, Никколо дель Аббате. Зал использовался для праздников вплоть до короля Людовика 13, и затем снова в 19 веке. Он тоже очень хорош и напоминает галерею Франциска сочетанием дерева и фресок, гармоничным и радующим глаз.
Этот зал видел такое количество ярких исторических персонажей за почти 600 лет, что мало какой с ним может соперничать.



На боковой обшивке можно заметить монограмму Дианы де Пуатье - три полумесяца.

Зал на картине, изображающей как императрица Евгения принимает послов.

Монументальный камин в конце зала (было время, когда камин, как источник тепла был на почетном месте!) украшен бронзовыми сатирами по бокам, а посередине - буквой H , оплетенной ветками, которые своей формой напоминают монограмму Генриха. Её можно хорошо разглядеть на Лувре.

Генрих уверял свою жену, Екатерину Медичи, что её заглавная буква C навечно сплетена с его заглавной буквой, но все знали, что на самом деле в монограмме сплелись воедино H и D,Генрих и Диана. Поскольку жизнь короля до самой смерти была связана с Дианой де Пуатье, причем настолько, что даже документы они часто подписывали вместе.
Эта неглупая женщина (кто сказал, что все блондинки лишены разумности!) сумела создать миф вокруг себя. Её считали благочестивой и доброй, хотя она хорошо умела вести хозяйство и считать деньги и делила ложе с королем.
Диана де Пуатье родилась 9 января 1500 , по Википедии 3 сентября 1499 года у Жана Сен-Валье. Ее мать происходила из рода Пуатье, который по праву гордился своим генеалогическим древом. В пятнадцать лет Диана стала женой сенешаля Нормандии Луи де Брезе, который был на сорок один год старше. Диану в юные годы нарисовал знаменитый Клуэ, видимо похоже. На этом портрете она еще не очень сформировалась.

От брака Дианы и Луи де Брезе родились две дочери, история говорит, что жили они в согласии,хотя разница в годах составляла 41 год, возможно, что опытный муж многому научил свою юную жену, что ей потом в жизни пригодилось.
Она получила в своей семье хорошее воспитание, читала на греческом и латинском, писала стихи, а секреты её вечной молодости интересовали многих, легенда донесла, что Диана пила жидкое золото.
Диана попала ко двору Франциска Первого и далее история умолчала о том, была она любовницей короля-отца или нет. Тот факт, что Франциск помиловал осужденного на казнь отца Дианы мог бы быть свидетельством какой ценой была куплена его жизнь, но Франциск заказал придворному художнику её портрет с надписью "Недоступная обольщению".
Диана украшала собой королевский двор, Франциск быстро утешился герцогиней Д.Этамп, шли годы, казалось она старела и время быть фавориткой упущено, однако подрастал сын короля.
В 1525 году двух королевских сыновей провожали в испанский плен всем двором у пограничной реки Бидассоа. Франциск перед этим проиграл битву при Павии и был вынужден за свое освобождение отдать детей в заложники. Шестилетний Генрих и восьмилетний дофин Франсуа, еще маленькие дети, разлучались с родными местами и людьми. При прощании Диана де Пуатье запечатлела невинный поцелуй на лбу маленького Генриха, пожалев плачущего мальчика, в тот момент она была в расцвете своей женской красоты. Образ Дианы Генрих вспоминал на чужбине, когда в 1530 году он вернулся во Францию, Диана не показалась ему постаревшей,это была дама его сердца, а он был её верный рыцарь.История взаимоотношений Генриха и Дианы напоминает рыцарский роман.Годы проведенные в Испании, на родине Дон Кихота повлияли на Генриха! К тому же рядом была их воспитательница, заменившая рано умершую мать, мадам де Шевиньи,любившая рыцарские романы. Генрих увлекся романом "Амадис Галльский" Гарей Ордоньеса де Монтальво. В романе герой Амадис, которому было 12 лет встретил вечно юную деву, которая заменила ему и мать и любовницу. Диана слилась с героиней романа, она как нельзя лучше подходила на роль опытной наставницы и умелой любовницы.

15 марта 1531 года на рыцарском турнире, устроенном Франциском в честь второй жены Элеоноры Австрийской, Генрих склонил перед Дианой свое копье, это был его первый турнир, и назвал Диану своей прекрасной дамой. В этом же году сенешаль умер, Диана его искренне оплакивала,лично позировала скульптору для фигуры коленопреклоненной вдовы на надгробии, одела черный и белый цвет в знак траура. Юный Генрих начал носить на шляпе перья черного и белого цвета в знак приверженности своей даме. И носил черно-белое всю жизнь.

28 октября 1533 года четырнадцатилетнего Генриха женили на Екатерине Медичи. Мнение Генриха никто не спрашивал, браки совершались по иным соображениям. Генриху было не до жены, хотя она была значительно моложе Дианы, ровесница мужа. Екатерина не была дурнушкой, была умна и образованна, но Генрих уже любил другую.
Еще через три года старший брат Генриха умер от лихорадки и Генрих стал наследником французского трона. Историки считают, что именно тогда Диана стала любовницей будущего короля, в ноябре 1536 года.
Король посвятил ей стихи, в которых недвусмысленно признался, что именно она составила его счастье:
" Увы, мой боже, как я сожалею
О времени, потерянном в юности:
Сколько раз я мечтал,
Чтобы Диана стала моей
единственной любовницей,
Но опасался, что она, будучи богиней,
Не снизойдет так низко,
Чтобы заметить меня,
который без этого
Не ведал ни наслаждений, ни радостей...

В это время Диане было уже около сорока, но выглядела она по прежнему прекрасно и при дворе ходили слухи, что неспроста. За глаза называли колдуньей и думали, что она знает секрет каких-то мазей и средств, особенно бесилась фаворитка Франциска герцогиня Д, Этамп, считающая себя первой красавицей. Именно она распространила среди придворных памфлет, в котором было написано:"Пусть дамочка из Пуатье знает: женщинам не дано возрождаться, потому что те, кого время выбрало, чтобы использовать, вместе с временем выходят из употребления. Раскрашенная наживка не притягивает дичь, и даже, если бы ты купила всё необходимое женщине, не добилась бы от любовника желаемого, потому что для любви надо быть живой, а ты мертва". Этот немного косноязычный текст нисколько не повредил репутации Дианы потому, что она выглядела не старше герцогини, совсем не раскрашенной куклой. Диана вела здоровый образ жизни, скакала по полям и не старилась.
Надо ли говорить, как ненавидела её будущая королева. Позже она писала своей дочери: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова".
К тому времени, Диана де Пуатье получила от короля поместья, возможность собирать налоги и стала мадам Валентинуа.
Королева даже собиралась плеснуть в лицо сопернице азотной кислотой, чтобы изуродовать.
А Диана своими советами сумела наладить королевскую интимную жизнь. Екатерине не удавалось родить наследника, знахари предлагали чудодейственные средства в виде пепла сожженной лягушки, мочи мула, заячьей крови,смешанной с вытяжкой из вымоченной в уксусе задней левой лапки ласки. Ничего не помогало. Помогли наставления опытной фаворитки, за что Генрих вручил ей большую награду "за добрые и пользительные услуги, оказанные ранее королеве".
Екатерина благополучно родила наследников, но не простила унижение, 13 лет она была второй после Дианы женщиной в государстве. Диана присутствовала при рождении её детей, сама выбирала кормилиц. Король советовался с ней по всем вопросам.
К счастью для любопытных потомков легендарная фаворитка короля любила позировать и даже любила позировать в обнаженном виде, как для интимных портретов, которые были распространены в то время, если сейчас мужчина носит в портмоне свою любовь топлесс для поднятия настроения, то чем короли хуже! И еще Диана была музой этих мест. Названная в честь богини охоты и луны Дианы, она как нельзя лучше подходила для того, чтобы быть "нимфой Фонтенбло". К тому же, она любила с юности купаться в ледяных источниках, скакать на коне, в общем полностью соответствовала.

Художники Приматиччо и Россо, а затем,примкнувший к ним, выписанный из Болоньи Аббато, создали Школу Фонтенбло. К слову, их было две, вторая существовала через сто лет уже с фламандскими художниками.
Для произведений первой Школы был характерен маньеризм, изящество, обращение к античным сюжетам, аллегориям, а также присутствие природы на многих картинах, всё-таки замок был загородной резиденцией.
Диана присутствовала на многих полотнах, как в аллегорическом виде, как Диана Охотница, богиня с луком. Как нимфа на скульптуре Гужона, которая находится в Лувре. И были просто её портреты.

На портрете можно увидеть аллегорические фигуры, в любовных объятьях, символизирующие короля и Диану.

Вот этот запечатлел её в ванне рядом со своими дочерьми. Одна у кормилицы на руках, другая тянется за фруктами.

Жан Гужон. Диана- охотница.

Диана любила позировать в саду среди цветов. В Шенонсо по её указу был разбит дивный "Сад наслаждений", где росли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка считала своим талисманом, цветком любви.

К сожалению, портреты молчат и мы не можем увидеть, как она двигалась, услышать, как говорила. Скорее всего, что помимо красоты ум и обаяние украшали её. В замке Шенонсо я видела её роспись, твердая рука уверенной в себе женщины, иначе она не могла бы удержаться в роли первой дамы столько лет.
Генрих ей бывало изменял, но никто не удерживался рядом с ним надолго.
Любовь и владычество Дианы закончились 30 июня 1559 года со смертью короля. Надо сказать, что Екатерине составляли гороскоп её будущего мужа ипредсказали ранение в голову в сорокалетнем возрасте.Предсказания известного асторолога Читтадукале Горика, епископа, были опубликованы в 1552 году в Венеции.
28 июня 1559 года начались празднования по случаю обручения сестры короля Маргариты Французской, поэтому решили устроить пятидневный турнир. Король объявил, что готов сразиться с любым противником, будь то принц голубых кровей, странствующий рыцарь или его оруженосец.
Первые два дня король без устали сражался со всеми желающими, его приветствовали криками восторга, а с королевской трибуны на него смотрели королева Екатерина и герцогиня Валентинуа, сидевшие рядом.
Утром 30 июня Генрих надумал сразиться с молодым графом Габриэлем Монтгомери. Екатерине приснился в ночь перед поединком сон: она увидела короля погибшим с окровавленной головой. Тщетно она пыталась удержать мужа, в полдень он вышел на поединок. Одежда монарха была, как обычно, двухцветная, черно-белая, это были цвета Дианы. Лошадь, которую подарил ему герцог Савойский, звали Несчастливец. Всадники скрестили копья, но и после трех поединков исход оставался неясен. По правилам турнир надо было завершать, однако король потребовал еще одного поединка. Это было нарушением традиции, но Генрих крикнул, что во что бы то ни стало намерен отыграться.
Он пришпорил коня и ринулся на противника. Копья скрестились и разлетелись. Король упал. Наконечник копья Монтгомери пробил ему голову, он попал как раз в глазную прорезь шлема короля.
Монтгомери в ужасе бежал, но потом был заманен в Париж и убит.

Диана сразу же лишилась своих замков и украшений и отправилась доживать в замок Анэ, где скончалась в возрасте шестидесяти пяти лет.
Перед смертью её посетил Брантом, ожидавший увидеть старушку. Однако, когда она повернулась к нему, он снова увидел красивую женщину. Брантом написал "Красота её такова, что тронула бы даже каменное сердце...Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое несомненно не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле"

Увидев заглавие этой книги - как не вспомнить «Две Дианы», второй из романов Александра Дюма в серии XVI века! Две Дианы… Одна - общеизвестная, другая - известная только специалисту-историку, да и то не каждому. И правда. Диана де Кастро (позднее де Монморанси) в противовес Диане де Пуатье (герцогине де Валентинуа) на первый взгляд представляется персонажем, целиком выдуманным Дюма, благо в романе фантазии - хоть отбавляй. Но это заблуждение. Ибо вторая Диана, «Диана Французская», существовала в действительности, и при этом оказалась в чем-то антиподом «главной» Дианы. Она была побочной дочерью Генриха II, но не от Дианы де Пуатье, как уверяет Дюма, а от случайной связи во время итальянского похода короля. Принятая при дворе и получившая превосходное образование, она вышла вторым браком за сына коннетабля Монморанси, что втянуло ее в политический водоворот эпохи. Здесь она проявила ум и твердость характера, стремясь к умиротворению и сближению конфессиональных партий, в частности сумела удержать своего супруга от участия в кровопролитиях Варфоломеевской ночи. Много сделав для укрепления союза своего брата, Генриха III, с королем Наваррским, будущим Генрихом IV, она имела благотворное влияние на последнего, когда тот стал королем, и даже участвовала в воспитании его сына, будущего Людовика XIII. В целом это была светлая личность (что и постарался на свой лад показать Дюма), в противовес ее знаменитой тезке (которую романист живописал одной черной краской, в чем тоже не слишком ошибся).

Автор книги, лежащей перед нами, о Диане Французской повествует лишь мимоходом, что и понятно; зато портрет своей героини, Дианы де Пуатье, он изобразил во всей полноте, в окружении близких ей лиц и в интерьере эпохи, хотя избежал при этом как черной, так и белой краски, предпочитая им подлинные материалы и свидетельства, почерпнутые из документов XVI века.

Поначалу иному читателю книга может показаться скучноватой - не то что Дюма! И впрямь: перечисление каких-то никому не ведомых феодальных владений, дворянских фамилий, их родословных… Но по мере того как вчитываешься, уже невозможно оторваться - с каждой страницей все отчетливее видишь лес за отдельными деревьями, все отчетливее начинаешь понимать, что автор сумел вскрыть самую суть эпохи и роль в ней главных действующих лиц; мало того, прочитав книгу, постигаешь, что речь идет о выявлении вечных истин, которые действуют и в наши дни с неменьшей силой и последствиями, чем это было в те отдаленные времена! Уж таково уникальное умение автора - из частного строить общее, причем ненавязчиво, убеждая читателя не своими личными оценками, симпатиями и антипатиями, а фактами, только фактами, во всей их неприкрытой обнаженности. Все это, впрочем, неудивительно, ибо автор - великий мастер своего жанра, мастер исторического анализа и синтеза, чувствующий себя в многообразии материалов эпохи, словно рыба в воде.

Имя Ивана Клуласа широко известно во Франции, да и не только там. Доктор исторических наук, архивист-палеограф, член Французской школы в Риме и Дома Веласкеса в Мадриде, лауреат Большой парижской премии 1982 года, он автор многочисленных исследований, публикаций, научных и научно-популярных трудов по проблемам Ренессанса, среди которых особенно близки по материалу предлагаемой ныне книги биографии Генриха II, Екатерины Медичи и выпущенный издательством «Молодая гвардия» прекрасный «роман замков» . Все названные труды маститого историка посвящены XVI веку - эпохе последних Валуа. Что же касается «Дианы де Пуатье», то время, описанное в ней, приходится на переломный этап этой эпохи, когда кончился ее восходящий период и начался нисходящий, что точно уловил и выразил автор. Чтобы это стало ясно и нам, необходимо познакомиться с той исторической ареной, на которой разыгрывалась удивительная эпопея герцогини де Валентинуа и связанных с нею персонажей.

К началу XVI века Франция стала самым значительным из государств Западной Европы. Ее территория была лишь немногим меньше современной, а население насчитывало 15 миллионов человек - втрое больше, чем в Испании, и впятеро - чем в Англии. Хотя Франция по-прежнему оставалась страной аграрной (девять десятых ее населения проживало в деревне), в ней постепенно складывался единый внутренний рынок, формировалась национальная буржуазия, развивались промышленность и торговля, причем в некоторых отраслях производства - выработке шерстяных и шелковых тканей, предметов роскоши, а также в печатном и издательском деле она занимала одну из авангардных позиций в Европе.

Изжив средневековую раздробленность, Франция становилась централизованным национальным государством, а ее глава из феодального сюзерена превратился в абсолютного монарха и отныне заканчивал свои указы стандартной формулой: «…ибо такова есть Наша воля». Воля эта была направлена в первую очередь на удовлетворение интересов того слоя общества, который был основной опорой монархии - французского дворянства. Как и в Средние века, оно занимало господствующее положение в стране, но в структуре его произошли значительные изменения. Если раньше дворяне делились по степени родовитости, то теперь критерием стала близость к трону: от абсолютного монарха зависели и знатность, и богатство, и почет. В соответствии с этим отныне дворянство распадалось на придворное, проводившее время в праздности и развлечениях, и провинциальное, косневшее в своей глуши и безмерно завидовавшее преуспевшим собратьям по сословию. Кроме того, формировалась еще одна категория дворян - «дворяне мантии». В отличие от потомственного дворянства («дворянства шпаги») эти господа, выходцы из самой богатой буржуазии, в качестве сановников и высших чиновников обслуживали монархию, за что и получали личное дворянство.

Материальное положение этих разных групп привилегированной части общества было далеко не одинаковым. Если придворные и сановники благоденствовали в первую очередь за счет государственного пирога, иначе говоря, за счет налогов (которые при абсолютной монархии непрерывно увеличивались), то провинциальные дворяне жили исключительно за счет феодальной ренты (а она со времени Великих географических открытий и «революции цен» неизменно уменьшалась). Поэтому монархии, отражавшей интересы всего господствующего класса, приходилось постоянно искать новый источник средств для удовлетворения рядовых слоев дворянства. Таким источником могла стать только внешняя война, которая, в случае успеха, сулила ограбление незадачливых соседей, а вместе с тем становилась оттоком для провинциальных дворян, превращавшихся в воинов и получавших дополнительный источник доходов. Вследствие этого абсолютная монархия была весьма воинственным государством. Начиная с 1494 года четыре следующих друг за другом короля - Карл VIII (1483–1498), Людовик XII (1498–1515), Франциск I (1515–1547) и Генрих II (1547–1559) увязли в так называемых «Итальянских войнах», принявших общеевропейский характер. Войны эти, тянувшиеся более полустолетия, не дали Франции существенных территориальных приобретений, но обогатили двор и, главное, обеспечили выход недовольству массы провинциальных дворян, решивших свои экономические проблемы за счет ограбления Северной и Средней Италии. Впрочем, не только материальные богатства наводнили в те годы Францию; богатства духовные сыграли неменьшую роль в расцвете страны, обеспечив подлинный «золотой век» Валуа. Знакомство с сокровищами итальянской культуры, привлечение замечательных мастеров - великого Леонардо, Бенвенуто Челлини, Приматиччо, Россо Фьорентино стимулировали французских монархов к покровительству своей, национальной культуре, что вылилось в конечном итоге во французское Возрождение. Его расцвет пришелся на время Франциска I и Генриха II - именно на то время, которое описано в книге Клуласа и на которое пала бурная деятельность герцогини Валентинуа.

Диана де Пуатье (рожд. 3 сентября 1499 г. (или 9.01.1500 г.) – смерть 26 апреля 1566 г.) — герцогиня де Валентинуа, фаворитка короля Генриха II. Свое влияние на монарха смогла сохранить до самой его смерти в 1559 г., несмотря на сопротивление его законной жены .

Происхождение, замужество

Диана де Пуатье появилась на свет в одной из знатнейших семей королевства в 1499 г. Ее бабкой была Жанна де Латур де Булонь, и по этой линии Диана приходилась родственницей жене Генриха II – Екатерине Медичи.

Диану выдали замуж в тринадцатилетнем возрасте, за великого сенешаля Нормандии, Луи де Брезе, графа де Мольврье. Однако в 1531 г. она стала вдовой в возрасте 31 года. Путь ко двору был свободен. Впрочем, она сошлась с королем Франциском еще когда муж был жив. Когда ее отца приговорили к смерти за то что принимал участие в заговоре против Франциска, она обратилась к монарху и смогла добиться отмены приговора. Ходили слуги, что она купила эту милость ценою своей супружеской верности.

Диана и Генрих

Герцог Генрих Орлеанский, второй сын Франциска I, был от природы слаб и робок. Молодость его прошла печально. Когда его отца взяли в плен после сражения у Павии, он был вынужден вместе с братом провести в монастыре целых 4 года в качестве заложника. Возвратившись в Париж, он был ослеплен его блеском. Ему хотелось приобщиться к радостям жизни, и в скором времени они явились в лице Дианы Пуатье, которая, по словам Брантома, «одевалась красиво и величественно, но только в черное и белое». Это был траур по мужу. Самому принцу не приходило в голову сближаться с ней, потому как считал ее образцом добродетели и ума, однако Диана де Пуатье сразу поняла, какое она может иметь на него влияние. Она была значительно старше принца - на 18 лет, однако красота скрашивала этот недостаток. Между ними завязались близкие отношения, а в скором времени старший сын короля скончался, и Генрих стал дофином. Говорят, что в смерти принца повинна Диана, которая дала ему яду, однако это не доказано.

Соперничество

С этого времени, как Генрих стал наследником престола, при дворе началась отчаянная борьба между двух женщин - Дианой, пользовавшейся расположением дофина, и герцогиней д’Этамп, любовницей Франциска I, не довольстовавшейся влиянием, которое она имела на монарха, и твердо решившей приковать к себе и его будущего преемника. Весь двор был разделен на два лагеря. Диана была на 10 лет старше герцогини д’Этамп, и потому приверженцы последней стали уже говорить об увядшей красоте. Даже поэты и художники начали принимать участие в раздорах.

Так, художник Приматиччио все время рисовал герцогиню д’Этамп, его картины были украшением королевской галереи. Бенвенуто Челлини выбрал в качестве модели прекрасную охотницу Диану. Поэты лагеря герцогини возвеличивали ее красоту, не щадя красок, а Диану называли беззубой и безволосой, которая обязана своей внешностью лишь косметическим средствам. Все, разумеется, было ложью, потому что Диана до конца жизни оставалась красавицей. И это ужасно злило фаворитку дофина. Со временем, когда она достигнет вершин власти, ее враги жестоко поплатятся за свои едкие замечания. Так, по приказанию Дианы был удален от двора министр финансов Бояр, один из наиболее горячих клевретов герцогини д’Этамп, а в скором времени та же участь постигла и герцогиню.

Диана постепенно прибирала дофина к рукам. Он не стал расставаться с ней даже после того как женился на молодой и прелестной Екатерине Медичи, дочери герцога Урбино во Флоренции. Этому, впрочем, поспособствовал характер самой Екатерины, которая не любила вмешиваться в государственные дела и жила исключительно для удовольствия в кругу преданных веселых дам, так называемой «маленькой шайки», которая занималась только охотой, выездкой, балами…

Генрих II и Диана де Пуатье

Больше чем королева

Когда Франциск скончался на престол вступил Генрих. Королева не собиралась менять своего образа жизни, и править практически стала Диана. Но она была больше, чем королева. Диана де Пуатье держала в своих руках судьбу государства, раздавала посты, преобразовывала министерства и парламент, занималась решением вопросов о помиловании, распоряжалась финансами, оказывала влияние на решения судей. Монарх беспрекословно исполнял ее волю. В одном из писем Генрих II умолял ее всегда смотреть на него лишь как на верного слугу, он гордился именем слуги, которым она его окрестила.

Исторический портрет Дианы

Конечно, фаворитка была прекрасна. Казалось, красота ее никогда не сможет угаснуть. У нее были правильные черты лица, красивый цвет кожи, черные, как воронье крыло, волосы. Она не болела и даже в самую холодную погоду умывалась водой из колодца. Диана вставала утром в 6 часов, садилась на коня и в сопровождении своих гончих собак проезжала 2–3 мили, после чего возвращалась и до полудня проводила время в постели с книгой. Она была умна, живо интересовалась литературой и искусством. Рассказывали, что фаворитка смогла завоевать сердце короля не столько красотой, сколько советами, которые ему давала, и своей любовью к искусству, в котором прекрасно разбиралась.

Родственники ее полностью отрицали существование интимной связи между нею и монархом, полагая, что поведение Дианы в супружестве было безукоризненным, что, даже пребывая на вершине власти, она никогда не снимала с себя траур. В качестве аргумента приводили и то, что между Генрихом и Дианой была большая разница в возрасте, что могло вызывать лишь уважение со стороны короля, и она не была расточительна, подобно другим куртизанкам… Но они не упоминали о том, что Диана была честолюбивой и мстительной.

Историк де Ту относился с осуждением к ней из за гонений на протестантов и разрыв мирных отношений с Испанией. Тем не менее она могла считаться лучшей из фавориток, и Брантом справедливо заметил: «Французский народ должен просить Бога, чтобы никогда не было фаворитки хуже, чем эта».

1548 год — монарх сделал ее герцогиней Валентинуа и поручил знаменитому архитектору Делорму возвести для нее дворец Анэ, который Диана великолепно обставила. С королевой она поддерживала добрые отношения, даже ухаживала за ее детьми, правда, не бесплатно. По словам Брантома, когда Генрих захотел узаконить одну из дочерей, прижитых им с фавориткой, Диана сказала: «Я родилась для того, чтобы иметь законных детей от вас. Мне вовсе не хочется, чтобы парламент объявил меня вашей сожительницей».

Диана де Пуатье спускается по лестнице

Смерть Генриха II

Солнце Дианы закатилось в тот миг, когда скончался Генрих. Еще задолго до его смерти распространились два пророчества. Известный итальянский астролог Лука Гаврико известил о том, что король умрет на сороковом году жизни, и причиной тому станет дуэль. Предсказание это вызывало насмешку, потому как у монархов дуэлей не бывает. В скором времени появилось еще одно похожее предсказание. Окружение короля встревожилось. Сам Генрих в шутку выразился, что предсказания очень часто сбываются и что он примет такую смерть столь же охотно, сколь и всякую другую, только бы противником его оказался храбрый человек. Он, конечно, не предполагал, что в действительности может погибнуть в поединке.

1559 год, 30 июня — около дворца Турнелль состоялся турнир. Король облачился в цвета Дианы и дрался храбро, однако копье графа Монтгомери попало ему в глаз и проникло до самого мозга. Спустя несколько дней Генрих умер.

Брантом рассказывал, что король еще дышал, когда Екатерина Медичи велела Диане удалиться от двора, отдав прежде драгоценности, подаренные фаворитке монархом. Диана спросила, скончался ли король, а когда ей ответили, что он еще дышит, но не проживет и дня, она гордо воскликнула: «В таком случае, мне никто не смеет приказывать! Пусть знают мои враги, что я их не боюсь! Когда короля не будет, потеря эта доставит мне слишком много горя для того, чтобы я была чувствительна к досаде, которую мне хотят причинить».

Статуя Дианы. (Жан Гужон)

Последние годы жизни. Смерть

Молодой монарх Франциск II велел довести до ее сведения, что, вследствие пагубного влияния Дианы Пуатье на короля, она заслуживает строгого наказания, но в своей королевской милости он решил оставить ее в покое и потребовал лишь, чтобы она вернула драгоценности, полученные от Генриха II. Таким образом, бриллианты и другие украшения, перешедшие от графини Шатобриан к герцогине д’Этамп, а потом Диане Пуатье, возвратились в королевскую казну, чтобы украшать в будущем головы других фавориток.

Диана де Пуатье с покорностью подчинилась судьбе. Она удалилась в свой замок Анэ, где и скончалась 26 апреля 1566 г. на 67-м году жизни, покинутая почти всеми друзьями. По свидетельствам Брантома, она была прекрасна до последней минуты. Перед смертью Диана основала несколько больниц, отдав, по выражению Шатонефа, Богу то, что взяла у мира.

В церкви замка Анэ ей был поставлен памятник - статуя из белого мрамора. Статуя эта сейчас находится в Луврском музее. Одна из ее дочерей от брака с графом Брезе вышла замуж за герцога Бульонского, другая - за герцога Омальского. Диана увековечена на многих портретах и в скульптурных произведениях. Жан Гужон изобразил ее в виде торжествующей обнаженной охотницы, обнимающей шею таинственного оленя.

Эликсир молодости

Когда в 2008 году обнаружили останки Дианы де Пуатье, экспертами было проведено исследование, в результате которого обнаружили в них содержание золота, в 250 раз превышающее норму! Вероятно, фаворитка регулярно употребляла напитки с частичками золота.

Такой «эликсир молодости» могли ей прописать алхимики, полагавшие, что благородный металл обладает омолаживающим эффектом. Может быть, именно это и могло стать причиной преждевременной смерти Дианы.

Имеются свидетельства того, что за несколько месяцев до смерти лицо бывшей фаворитки короля сильно побелело, что могло быть следствием анемии, вызванной отравлением организма золотом.