Иов: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Где и когда жил Иов? Кто такой Иов

Упоминание о мученике есть в разных библейских сказаниях. Так, рассказы о праведнике можно встретить в Иакова. Но более полные сведения содержатся в библейской книге Иова.

Жизнь мученика

Всю судьбу нашего персонажа описывает В книге говорится, что это был человек, удаляющийся от зла, справедливый, непорочный и богобоязненный. У него три дочери и семеро сыновей. Многострадальный Иов имел богатство и счастливую семью. На такой успех обратил свое пристальное внимание Сатана. Он убеждал Бога в неправдивом благочестии Иова, говоря, что если бы у него не было подобной семьи и богатства, он не был бы таким непорочным. Если отобрать это земное счастье, можно будет увидеть истинную сущность этого человека. Бог решил дать Сатане возможность проверить это различными испытаниями и искушениями. Он хотел убедиться в чистоте и безгреховности Иова. Как и договорились, Сатана единовременно отобрал детей, а затем и богатство. Увидев, что человек остался преданным Богу и непоколебимым, он добавил ему еще больше страданий в виде ужасной проказы, которая покрыла все его тело. Многострадальный Иов стал изгоем. Это заставило его покинуть город, несчасному пришлось постоянно соскребать черепком струпья со всего тела, при этом находясь в грязи и навозе. Увидев, как мучается муж, жена утверждала, что нужно перестать верить в Бога и отречься от него.

Тогда в качестве наказания Иов умрет. В ответ праведник заявил, что когда Бог нам дарит счастье, в нашу жизнь приходит радость. Мы принимаем такой дар, но точно так же должны принимать мы и посланные нам несчастья. Многострадальный Иов с терпением переносил все ненастья, продолжая с такой же силой и дальше верить в Бога. При этом он даже не допускал злых мыслей или упреков в сторону своего создателя. У Иова было много друзей, которые, узнав о его муках, поначалу просто молча сочувствовали бедолаге. Однако потом пришли и начали искать оправдания такому горю в его прошлом. Они считали, что человек должен страдать за предыдущие согрешения. Начали заговаривать о его провинностях перед Богом и о том, что теперь он должен покаяться за совершенные проступки. Ведь ничто не остается безнаказанным. Но святой Иов Многострадальный был чист перед Богом и, даже переживая такие муки, не обронил ни единого слова ропота в его сторону. Он старался объяснить друзьям, что не имеет грехов и терпит такие страдания потому, что Господь по своему, недостижимому для человека разуму, одним дает счастливую судьбу, а другим - испытания. Переубедить их так и не получилось. В ответ они сказали, что Иов представляет свое наказание незаслуженным, поскольку пытается себя оправдать и доказывает свою невинность. После такого разговора праведник в молитве просил у Бога доказательства своей невиновности, чтобы друзья ему поверили.

Вскоре Господь в виде бурного вихря появился перед ним. Бог указал на его просьбы как на дерзкие и самонадеянные, поскольку Иов требовал отчета. Господь говорил о том, что для людей есть много непостижимого в миротворении, создании всего живого, а желание узнать истинные причины, по которым одни живут счастливо, а другие - в муках, познать тайну судьбы предерзостно, это попросту не дано обычному человеку.

Исцеление мученика

Вскоре Многострадальный Иов начал выздоравливать и наживать еще большее благосостояние. После всех пережитых мучений Господь благословил его, подарив снова троих дочерей и семерых сыновей. Иов увидел четыре поколения своего потомства, прожив еще 140 лет (в Ветхом Завете говорится, что в общей сложности он жил 248 лет). Такой пример научил друзей бояться только меча Господня, а лишение земных благ и телесные муки можно выдержать.

Западная философия

Был христианским мыслителем и высказывал свое мнение о том, что в поступках Иова гораздо больше мудрости, нежели во всех трудах Гегеля. Он сравнивал познание мучеником воли Божьей с построением мыслей многих великих философов. В частности, и Сократа, который искренне был уверен в силе человеческого разума. Современные философы, такие как Лев Шестов, трактуют историю об Иове с точки зрения иррационализма.

Священная книга мусульман

Коран описывает Иова как пророка Айюба - гонимого и удрученного. Существует мнение, что праведный Иов Многострадальный был прародителем древних римлян. На территории государств, главной религией которых является ислам, было множество городов, в которых якобы находилась гробница Иова. Это Салала в Омане, сирийский Дайр-Аййуб, поселок рядом с городом Рамлы, мавзолей в Бухаре Чашма-Аюб, в Турции - бывшая Эдесса.

Русская современная философия

Политический и Николай Бердяев считает, что такой пример мученика опровергает мнение евреев о том, что за безгрешное поведение человек должен быть награжден еще при жизни. В то же время все проблемы, которые обрушиваются на плечи человека, - за его грехи, Божий гнев, свидетельствующий об отклонении страждущего и праведника с верного пути. По утверждениям этого философа, человечество просто не может понять саму суть безвинного страдания. Люди никак не могут отказаться от целесообразности всего происходящего в окружающем мире. Очень многие уверены в том, что если существует наказание за несовершенные грехи, значит, Бога просто нет, как нет и Божьего промысла.

Возведение церкви

В Сарове, неподалеку от городского кладбища, в октябре 2008 года начали строить деревянный приходской храм Иова Многострадального. В основании алтаря провели торжественную закладку камня. На это событие приехал Арзамасский и Нижегородский Георгий.

Далее строился храм Иова Многострадального гораздо медленнее, с затруднениями, связанными со стремительным развитием экономического кризиса в 2009 году. 2010 год был периодом, когда решалось множество хозяйственных вопросов, таких как внутренняя отделка и утепление, проведение противопожарной сигнализации и электрических сетей. Самым важным было изготовление куполов. Первый крест освятили в 2011 году, 22 апреля. Через три дня провели первую Божественную литургию. Следующая состоялась 19 мая - в честь Первого Престольного праздника. 28 июня храм Иова Многострадального (г. Саров) был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Среди своих так называемых учительных книг имеет небезынтересное произведение, называемое Книгой Иова. Название ей дано по имени главного героя, и преданного слуги Божия.

Структура книги

Чтобы понять, что представляет собой главный герой, нужно предварительно разобраться в произведении. Повествование о злоключениях, которые претерпевает библейский персонаж Иов, разделено на пролог, основную часть и эпилог.

В прологе описывается благословенная жизнь праведника, его процветание в духовном и материальном плане. Основная часть рассказывает о том, как претерпевает горе, выпавшее на его долю в результате спора сатаны и Бога. Сама по себе эта часть делится на три раздела: разговоры Иова с друзьями, слова Елиуса и речь Всевышнего. Эпилог замыкает круг и рассказывается о восстановлении справедливости и возвращении благосостояния пророка.

Повествовательная канва произведения

Начинается рассказ с того, что на собрание сыновей Божиих пришел Сатана и стал провоцировать Бога отнять свое благословение от праведного и безгрешного Иова, чтобы проверить, сохранит ли он верность Всевышнему в скорби. В результате Бог поддается провокации и отдает своего слугу в руки дьявола с одним условием - не убивать его. В дальнейшем библейский персонаж Иов переживает ряд потрясений: единовременно умирают все его сыновья и дочери, он лишается всего своего богатства и имущества, а сам жестоко заболевает проказой. Чтобы его утешить и поддержать, к нему приходят три друга. Большая часть книги представляет собой как раз их речи и ответы на них Иова, в которых они совместно пытаются установить причины, по которым на праведника обрушились такие бедствия. Они считают, что Иов многострадальный повинен в каком-то тяжком грехе, потому что невиновного, по их мнению, Бог уберег бы от напрасных мучений. Но пророк упрямо заявляет о своей непорочности и, смиряясь под властью Божией, благословляя его имя, тем не менее призывает его к ответу. В конце концов, Бог является и обличает неправоту как самого Иова, так и его друзей. Господь устраивает суд и задает вопросы главному герою, на которые он не в состоянии дать ответ. И все-таки в заключение Бог хвалит верность и терпение своего слуги, исцеляет его от болезни и умножает утраченное имущество больше прежнего. Друзей же его он обвиняет в клевете на себя и повелевает им попросить у Иова помолиться за них, чтобы отвратить наказание за то, что они говорили о нем «не так верно». На этом повествование заканчивается.

Историчность книги

Религиозные деятели иудаизма и христианства до двадцатого века по большей части считали, что история библейского Иова исторически достоверна. Утверждавших же легендарность описываемых в книге событий, как и отрицавших само существование этого пророка, обычно сравнивали с еретиками. Так случилось, например, с Феодором Мопсуестийским, которого осудил пятый Но развитие библеистики в двадцатом и привело к тому, что чаша весов стала склоняться на иную сторону. Сегодня множество серьезных исследователей Библии считают, что история библейского Иова - это притча, педагогическая поэма, а не рассказ о жизни реального человека.

Время жизни Иова и время написания книги

Сразу стоит сказать, что все попытки установить время, когда жил библейский персонаж Иов, обречены на неудачу. Во-первых, он был главой племени кочевников, каких было множество на Ближнем Востоке, и не привязан повествованием книги ни к каким городам и монархическим династиям. Во-вторых, скорее всего, Иов многострадальный - собирательный образ. Вероятно, он даже не чисто еврейского происхождения, потому что в Библии он упоминается как человек без родословной, не имеющий ни отца, ни матери. А между тем евреи всегда упоминали родословную ветвь, когда говорили о людях (будь это живые люди или библейские персонажи), возводящих свое происхождение к Аврааму - прародителю евреев. Поэтому логичней всего предположить, что в основе книги лежит ближневосточная языческая легенда, творчески обработанная иудейским автором.

А вот о том, что касается написания этой поэмы в том виде, как она вошла в канон Библии, можно сделать определенные предположения. На основании внутреннего анализа текста, языка, структуры, наличия арамейского влияния и поздних вероучительных признаков, можно более или менее уверенно предположить, что середина первого тысячелетия до нашей эры - время, когда «родился» литературный герой Иов. Библия евреев в это время была кодифицирована и подверглась серьезной редакции. Вероятно, тогда же в педагогических целях в нее внесли и повествование о страдающем праведнике.

Авторство книги

Вопрос о том, кому обязан своим происхождением библейский персонаж Иов, решается непросто. С одной стороны, книга входит в иудейский канон Писаний, а с другой все ее действующие лица среди людей - не евреи. Жена Иова - аравитянка, друзья тоже представители различных нееврейских семитских народностей. Плюс язык книги очень сильно арабизирован, что позволяет сделать два предположения: либо автор был арабом, либо евреем, жившим в арабском окружении.

У читателей Библии периодически появляются вопросы о неких странных существах, которые населяют землю. Примером этого может служить знаменитый левиафан. Это история библейского Иова одна из немногих упоминает его, вкладывая в уста Бога упоминание о грандиозном морском чудовище. Вместе с ним упоминается некий бегемот. Скорее всего, речь идет о мифическом огромном существе, которое неподвластно человеческому могуществу. Господь говорит Иову, что только сотворивший его может воткнуть в него свой меч. Другое интересное место находится в самом начале текста, где о Сатане говорится, как о сыне Божием, одном из его ангелов.

Заключение

Данная книга стоит особняком в каноне по своему содержанию и форме. И хотя в ее каноническом достоинстве мало кто сомневался, она является неоднозначной по самому важному вопросу - вопросу зла. К этому не имеют отношения такие странные образы, как бегемот или левиафан. Это история библейского Иова учит верующих, что ответа на вопрос о причине страданий человеку не узнать. Ведь Бог является на вызов Иова, но не желает нести ответственности и не дает ответа, а просто задавливает его своим авторитетом и мощью, задавая вопросы, перед которыми человек бессилен, в результате чего герой просто «полагает руку на уста». Сам сюжет спора не получает развития и итога. Таким образом, непонятно, что и кому доказывал Бог, проводя своего самого преданного слугу через жуткие страдания (включая гибель десяти невиновных детей Иова). К тому же сами по себе действия Господа трудно назвать этичными в современном понимании этого слова.

(евр. "удрученный, гонимый") - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". - Этот рассказ изложен в особой библейской книге - "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим - в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим - Соломон, по иным - неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги - в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах - все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали Lee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе - капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880-87).

  • - так передается в русской Библии, согласно с греческой транскрипцией, еврейское имя Бат-шеба, означающее "дочь клятвы" или "дочь семи" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын патриарха Иакова от Рахили, герой библейской эпопеи, раскрывающей перед нами живые картины патриархального быта. Как любимый сын отца, он был ненавистен своим старшим братьям, которые хотели даже убить его,...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - слуга Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова. Давид, взяв к себе Мемфивосфея, велел С. со всем своим домом служить ему и обрабатывать его землю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Формы слова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БИ́БЛИЯ, -и, ж. . Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии. Христианская часть Библии...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда...

    Толковый словарь Ушакова

  • - библе́йский прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для неё. 3. Входящий в состав Библии. 4. Упоминаемый в Библии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - библ"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся к Библии...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - прил., кол-во синонимов: 1 библейный...

    Словарь синонимов

"Иов, библейский персонаж" в книгах

Рассказчик-персонаж

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Рассказчик-персонаж Но не менее часто и в спектаклях нашего театра и в других кукольных театрах человек принимает участие в действии как определенный персонаж. Иногда при этом сохраняя роль ведущего. Таким персонажем был актер Сперанский, исполнявший роль шарманщика в

4 Тот самый персонаж

Из книги Вера (Миссис Владимир Набоков) автора Шифф Стейси

4 Тот самый персонаж Будущее может создать каждый, но только мудрец способен создать прошлое. Набоков. Под знаком

Новый персонаж

Из книги автора

Новый персонаж Звали его Абрам Моисеевич Краснощёк. Родился он в 1880-ом в небольшом украинском городке Чернобыле в семье приказчика. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он поехал в Киев – готовиться к поступлению в университет. Судьба распорядилась так, что репетитором его

Персонаж

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Персонаж «15 ноября прошлого года (на самом деле – 17-го ноября. – АД.), – писала газета «Завтра» в номере от 10.07.2001, – над Ригой взвились красные флаги: трое российских национал-большевиков захватили самое высокое здание в городе, башню собора Святого Петра. Их подвиг

Персонаж

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Персонаж «А мы все гадаем, откуда знаем имя Сергей Арно, – пишет по «аське» главный редактор «Шико» Юрий Иванов, – а потом я догадался – это же персонаж «Предсказания»! Юля, вы что, сначала персонаж придумываете, а потом от его имени книги пишете?»Забавно, с Сергеем Арно

Персонаж

Из книги Работа мечты. Как построить компанию, которую любят автора Шеридан Ричард Бринсли

Персонаж Антропология высоких технологий начинается с понимания людей, которые будут использовать созданное нами программное обеспечение. Мы должны найти этих людей в их родной среде, потому что дизайн является контекстно зависимым. Фокус-группы не работают для этих

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

Персонаж ergatis’a

Из книги Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху автора Брюле Пьер

Персонаж ergatis’a Обязанности экономки не освобождают жену от выполнения основных домашних работ, естественно присущих женскому полу. Женщина трудится, но это в некотором роде труд, который не считается трудом. Ни отцами, ни мужьями. Не то чтобы он не был необходимым! Но это

Двойственный персонаж

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

Двойственный персонаж В конце концов, какая разница, был ли Александр III Македонский (356–323 годы) существом сверхчеловеческим, гением, если не сказать воплощением Диониса, «непобедимым богом», как официально он стал именовать себя в 325 году, или кровавым завоевателем, с

Фольклорный персонаж.

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Фольклорный персонаж. Характеризуя источники сведений о божествах древних славян, Б. А. Рыбаков перечисляет в книге о славянском язычестве пять видов этих источников: древнерусские тексты (записи в летописях и поучениях против язычества), донесения католических

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу»

Из книги автора

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Персонаж

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Глава 17. Персонаж

Из книги автора

Персонаж и контент

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Персонаж и контент От того, как вы построите процесс продаж, зависит эффективность работы всего сайта. При разработке каркаса вы создаете структуру системы взаимодействия с пользователем, определяете, как веб-страницы соотносятся друг с другом. Все созданные персонажи

Персонаж

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при

Май 18, 2017

Иов историческая личность или вымысел

Кто такой Иов?

Историческая личность или вымысел?

Кто автор книги Иова

Согласно повествованию о жизни Иова в Библии, Иов был богатым человеком на востоке. Богатые люди всегда могли записать книгу о своей жизни. У Иова жизнь была не простая. Он стал героем, перенесший тяжкие испытания ниспосланные Свыше. Выйдя в этой тяжелой борьбе победителем, Иов удостоился благословения Небес:

  • Исцелился от болезни.
  • У него родилось столько детей, сколько и погибло.
  • Богатство его стало еще более великим.
  • Прожил он долгую и счастливую жизнь, видя детей у внуков до четвертого поколения.

Такие события в жизни богатого и образованного человека не могли не остаться не записанными прислугой Иова. Каждый богатый человек имел прислугу в среде, которой были писцы. Соответственно и, у Иова были писцы, которые вели записи о жизни и деятельности своего господина.

Поэтому, можно с уверенностью заявить, что автор книги Иова, сам Иов.

Кто такой Иов – его происхождение

Книга Иова начинается с указания местности, в которой проживал Иов. Местность получала название по имени главы рода, который владел этой землей и проживал на ней.

1 Был человек в земле Уц , имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

Итак, перед нами земля, на которой проживал человек по имени Уц.

В библии есть несколько человек, которые имели такое имя.

22 Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам .

23 Сыны Арама : Уц , Хул, Гефер и Маш.

(Быт.10:22,23)

Этот человек является потомком Сима, от которого произошел и Фарра, отец Авраама.

20 После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору , брату твоему, сынов:

21 Уца , первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова,

(Быт.22:20,21)

У брата Авраама родился племянник с таким именем.

19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.

20 Сии сыновья Сеира Хорреянина, жившие в земле той: Лотан, Шовал, Цивеон, Ана,

21 Дишон, Эцер и Дишан . Сии старейшины Хорреев, сынов Сеира, в земле Едома.

(Быт.36:19-21)

28 Сии сыновья Дишана : Уц и Аран.

У Исаака родился Исав и Иаков. У Исава родился потомок, по имени Уц.

Как видим, что претендентов не мало. Кто же из них является праотцом Иову?

В одном из пророчеств повествуется, что земля Уц принадлежит Едому – потомкам Исава, которые сделались врагами Израилю.

21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц ! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься.

Можно было бы поставить точку в этом деле – Иов потомок Исава. Но возникает вопрос: как книга врага Израиля, могла попасть в библиотеку еврейских книг? Действительно, как?

В Библии записана родословная потомков Исава. Но все прекрасно знают, что эта родословная не имеет никакого отношения к родословной Мессии, как и родословная других сыновей Авраама – от Агари и Хеттуры. Они там присутствуют как документ, подтверждающий, что они потомки Авраама, но не входят в родословную, которая должна привести к рождению Мессии.

Земля Уц, о которой сказано в плаче Иеремии, действительно принадлежит Едому – потомкам Исава, иначе бы к чему эти географические точности в пророчестве. Но нужно вспомнить, что земля эта принадлежала не всегда Эдомлянам. До поселения на ней Исава, на ней проживали другие народы.

29 Сии старейшины Хорреев: старейшина Лотан, старейшина Шовал, старейшина Цивеон, старейшина Ана,

30 старейшина Дишон, старейшина Эцер, старейшина Дишан . Вот старейшины Хорреев, по старшинствам их в земле Сеир .

(Быт.36:29,30)

Мы видим, что земля Эдома ранее называлась Сеир. Кто же жил на ней, до поселения Эдома?

Племянник Аврааама, по имени Уц, проживал в земле своего отца. Он точно жил вдали от земли Сеир. К тому, мы видим, что во времена Авраама, Сеир был захвачен одним из царей того времени:

5 В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме,

6 и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне.

Жители этой земли были Хорреи. Хотя в родословной указано, что старейшины Эдома – это Хорреи, но это не следует понимать буквально. Они так назывались, потому что находились на земле Хорреев.

Кто такие Хорреи.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;

Авраам как раз был в той земле, часть которой принадлежала Хорреям.

15 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет,

16 Иевусей, Аморей, Гергесей,

17 Евей, Аркей, Синей,

18 Арвадей, Цемарей и Химарей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись.

19 И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Садому, Гаморре, Адме и Цевоиму до Лаши.

(Быт 10:15-19)

Авраама был в Ханаане. Следовательно, земля эта принадлежала потомкам Хама, он же Ханнан, проклятый сын Ноя. Впоследствии эти народы были истреблены Иисусом Навиным. Поэтому, Иов не мог быть их потомком.

У нас остается одна версия. Скорее всего, речь идет о том Уце, которого родил Сим:

22 Сыны Сима : Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам .

23 Сыны Арама : Уц , Хул, Гефер и Маш.

Данный человек (Уц) не относится к родословной Мессии, но тем не менее, его родословная не замарана враждой против Израиля, как это у жителей землии Уц – Хореев (Едомлян). Изначально, земля, на которой жил Уц, а в последствии Иов, принадлежала Уцу, сыну Арама. Могла ли земля этого Уца, называться землей Уц? Вполне. Если люди имеют одинаковые отчества по своим отцам с одинаковыми именами, то почему бы, не могло быть две земли Уц? Одна земля Уц – то земля Иова, другая земля Уц – это земля Хорреев, а точнее сына Дишана, одного из старейшин Эдома. Потому она и упоминается в пророчестве Иеремии, как земля Эдомского народа.

Итак, мы видим, что Иов – это историческая личность, не вымысел. Он является потомком Сима, и поэтому его книга, как человека праведного, как одного из близких родственников Авраама, находится в еврейской библиотеке – Танах.

Значение ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ

(евр. "удрученный, гонимый") ? имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не принадлежал к избранному роду Авраамову. Он жил в земле Уц, в сев. части Аравии, "был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла", а по своему богатству "был знаменитее всех сынов Востока". У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь и укрепить веру и терпение своего праведника, Бог дал И. испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало И., то сатана поразил его тело страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него; даже жена его презрительно отзывалась о результатах его благочестия. Но И. ни одним словом не проявил жалобы на свое положение. О несчастии И. услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар. Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление, выходившее из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду, еще более огорчило И., и он в своих речах выразил веру в неисповедимость судеб Божиих, пред которыми человеческая логика должна признать свое полное бессилие. Хотя истинная причина постигших И. бедствий оставалась для него непостижимой, но он верил в правду Божию и, чувствуя собственную правоту перед Богом, победил именно своей безграничной верой. Сатана потерпел поражение; Бог исцелил И. от проказы и обогатил его вдвое против прежнего. У него опять родились семь сыновей и три дочери, и он опять сделался патриархом счастливой семьи. "И умер И. в старости, насыщенный днями". ? Этот рассказ изложен в особой библейской книге? "Книге И.", занимающей в русской Библии место между книгою Эсфирь и Псалтирью. Это одна из самых замечательных и в то же время трудных для экзегетики книг. О времени ее происхождения и авторе, равно как и о характере самой книги, существует много различных мнений. По мнению одних, это вовсе не история, а благочестивый вымысел, по другим? в книге историческая быль перемешана с мифическими украшениями, а по мнению третьих, принятому и церковью, это вполне исторический рассказ о действительном событии. Те же колебания заметны и во мнениях касательно автора книги и времени ее происхождения. По одним, автором ее был сам И., по другим? Соломон, по иным? неизвестное лицо, жившее не раньше плена вавилонского. Общее впечатление, выносимое из рассмотрения внутренних и внешних особенностей книги? в пользу ее древности, которую притом можно определить с достаточной вероятностью. История И. относится еще ко времени до Моисея или, по крайней мере, к более раннему, чем широкое распространение Пятикнижия Моисеева. Молчание в этом повествовании о законах Моисея, патриархальные черты в жизни, религии и нравах? все это указывает на то, что И. жил еще в домоисеевскую эпоху библейской истории, вероятно, в конце ее, так как в его книге видны уже признаки высшего развития общественной жизни. И. живет с значительным блеском, часто посещает город, где его встречают с почетом, как князя, судью и знатного воина. У него встречаются указания на суды, писанные обвинения и правильные формы судопроизводства. Люди его времени умели наблюдать за небесными явлениями и делать из них астрономические заключения. Есть указания и на рудокопни, большие постройки, развалины гробниц, а также на крупные политические перевороты, при которых повергались в рабство и бедственное состояние целые народы, наслаждавшиеся дотоле независимостью и благосостоянием. Можно вообще думать, что И. жил во время пребывания евреев в Египте. Книга И., за исключением пролога и эпилога, написана высокопоэтическим языком и читается как поэма, которая не раз и переводилась в стихотворной форме (у нас перев. Ф. Глинки). Книга И. имела многочисленных толкователей, от древнейших времен до новейших. Из древних ее толковали Ефрем Сирин, Григорий Великий, блаж. Августин и др. Первым из новейших комментаторов был голландец Скультенс (1737); за ним следовали L ee, Welte, Gerlach, Habn, Schlottman, Делич, Ренан и др. В русской литературе? капитальное исследование арх. Филарета, "Происхождение книги И." (1872 г.) и Н. Троицкого, "Книга И." (1880?87).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОВ, БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРСОНАЖ
    (евр. "удрученный, гонимый") — имя известной библейско-исторической личности. Это был величайший праведник и образец веры и терпения, хотя и не …
  • ’ИОВ в Библейском словаре:
    — а) (Быт.46:13) — см. Иашув,а; б) благочестивый, многострадальный муж древности, живший в земле Уц (в северной части Аравийского …
  • ИОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (угнетенный, или враждебно преследуемый) - имя двух лиц: Быт 46:13 - третий сын Иссахара, называемый в Чис 26:24 и 1Пар …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) - общее название любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на …
  • ПЕРСОНАЖ в Литературной энциклопедии:
    в художественной лит-ре действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной лит-ре образы, отражающие людей …
  • ИОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и …
  • ПЕРСОНАЖ
    (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных …
  • ИОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [год рождения неизвестен - умер 19(29).6.1607, Старица, ныне Калининской области], первый русский патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову …
  • ИОВ РЧ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    речка в Пермской губернии, в Верхотурском уезде, левый приток р. …
  • ИОВ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕРСОНАЖ
    [французское personnage, от латинского persona лицо] действующее лицо в произведении искусства (в драме, романе, кинокартине, опере и …
  • ИОВ в Энциклопедическом словарике:
    в Библии страдающий праведник главный персонаж книги Иова (5 - 4 веков до нашей эры?), основная тема которой испытание благочестия …
  • ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. и неодуш. Действующее лицо в художественном произведении, а также человек как объект жанровой живописи. Персонажи Л. Толстого. …
  • ПЕРСОНАЖ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи …
  • ИОВ
    И́ОВ (в миру Иван) (?-1607), первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605). Сторонник избрания на царство Бориса Годунова. Основал Донской …
  • ИОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    И́ОВ, в Библии праведник (наряду с Даниилом и …
  • ПЕРСОНАЖ
    персона"ж, персона"жи, персона"жа, персона"жей, персона"жу, персона"жам, персона"жа, персона"жей, персона"жем, персона"жами, персона"же, …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    библе"йский, библе"йская, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йской, библе"йского, библе"йских, библе"йскому, библе"йской, библе"йскому, библе"йским, библе"йский, библе"йскую, библе"йское, библе"йские, библе"йского, библе"йскую, библе"йское, библе"йских, …
  • ПЕРСОНАЖ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи. Комический персонаж. Отрицательный персонаж. Персонажи Чехова. Персонажи русских народных …
  • ИОВ
    Библейский …
  • ИОВ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ПЕРСОНАЖ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. persona личность, лицо) действующее лицо в художественном …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре иностранных выражений:
    [ действующее лицо в художественном …
  • ПЕРСОНАЖ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПЕРСОНАЖ
    авсень, агамемнон, андромаха, антигона, антиной, ариадна, арлекин, герой, гиацинт, гиперион, деянира, как, киноперсонаж, клитемнестра, купала, лаокоон, одиссей, онан, пандора, панталоне, …
  • ИОВ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ПЕРСОНАЖ
    м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ
    персон`аж, -а, тв. …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ИОВ в Словаре русского языка Лопатина:
    `Иов, -а (библ.): `Иов Многострад`альный; б`еден, как …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонаж, -а, тв. …
  • ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иов, (Иович, …
  • ИОВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иов, -а (библ.): Иов Многострадальный; беден, как …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ПЕРСОНАЖ в Орфографическом словаре:
    персон`аж, -а, тв. …
  • ИОВ в Орфографическом словаре:
    `иов, -а (библ.): `иов многострад`альный; б`еден, как …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ИОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в библейской мифологии праведник (наряду с Даниилом и Ноем). - (?-1607) , первый русский патриарх с 1589. Сторонник Бориса Годунова. …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонажа, вин. мн. жей и жи, м. (фр. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    библейская, библейское. Прил. к библия. Библейский текст. Библейская …
  • ПЕРСОНАЖ
    персонаж м. 1) Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2) устар. То же, что: персона …
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    библейский прил. 1) Относящийся к Библии, связанный с нею. 2) Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ
  • БИБЛЕЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для …
  • ПЕРСОНАЖ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения. 2. устар. то же, что персона …