Истребитель типа a. Современные российские истребители: характеристики (фото)

С тех пор, когда на поле боя нашла свое применение авиация, стала понятна ее роль в боевых действиях, особенно в настоящее время, когда российские истребители имеют в наличии все более совершенные и мощные средства для ведения боя.

Скорость боевых машин в воздухе постоянно увеличивается. Не прекращаются работы по снижению заметности на экранах радаров.

В последнее время средства ведения боя настолько возросли, что при помощи одной только авиации решаются военные конфликты. В любом случае в современных военных конфликтах ключевая роль принадлежит воздушному флоту.

Самолеты пятого поколения

В последнее время можно часто слышать термин "пятое поколение". Что означает данное понятие, в чем состоит отличие самолетов от предыдущего поколения.

В данном случае можно говорить о четких требованиях:

  1. Самолеты пятого поколения должны быть как можно более незаметными для радаров, причем во всех волновых диапазонах, особенно в инфракрасном и радиолокационном.
  2. Самолет обязательно должен обладать свойствами многофункциональности.
  3. В тоже время современные российские истребители - это сверхманевренная машина, при наличии возможности уходить от противника на сверхзвуковой скорости без форсажа.
  4. Также самолеты пятого поколения должны осуществлять всеракурсный ближний бой. При этом они ведут многоканальную стрельбу ракетами разной дальности. Кроме того, при скоростях выше скорости звука электроника самолета должна иметь возможности, помогающие пилоту в решении многих задач.

ВКС России имеют в своем распоряжении отличные машины для того, чтобы не быть последними в деле охраны воздушного пространства: легкий МиГ-35, рассчитанный на долгие годы МиГ-31, российский истребитель СУ-30СМ, новая машина Т-50 (ПАК ФА).

Т-50 (ПАК ФА)

Новая разработка российских авиастроителей Т-50 (ПАК ФА) поражает воображение своими возможностями. Он фантастичен так же, как и истребители из киносаги "Звездные войны".

Самолет сверхманевренен, обладает возможностью незаметности для радаров. Истребитель может вести бой на любых дистанциях, нанося удары по целям как в небе, так и на земле.

Что делает Т-50 невидимым?

Обшивка самолета на 70% сделана с использованием композитных материалов. Они значительно понижает площадь рассеяния. Такие параметры позволяют ускользнуть от радаров противника, потому что на экране Т-50 будет виден как объект величиной с воздушный шарик.

Новейший российский истребитель оснащен мощными двигателями: их два. Они двигатели обладают функцией управляемым вектором тяги, благодаря которому самолет становится очень маневренным. Т-50 (ПАК ФА) может развернуться в воздухе почти на месте.

Защита от средств ПВО на ПАК ФА

Для уменьшения радиолокационной заметности вражескими ПВО двигатели переходят с круглых маршевых сопел на плоские. И хотя при этом снижается эффективность двигателя от потери тяги, но такое решение позволяет "спрятать" турбины самолета от радаров и в инфракрасном диапазоне.

Кроме этого, силовая установка Т-50 (ПАК ФА) позволяет разогнать самолет до сверхзвуковой скорости даже без применения форсажа, что недосягаемо для самолетов класса 4+++.

Надо заметить, что новейший российский истребитель обошёлся отечественной казне в 2 млрд. долларов. А самолет такого же класса от компании Lockheed Martin F-22 стоил американцам 67 млрд. долларов.

Умная обшивка Т-50

Не так просто будет подобраться к Т-50: по всей обшивке самолета распределены 6 радаров для обеспечения кругового обзора. Оптико-электронный датчик системы обнаружения целей расположен справа от кабины. Позади находится уже инфракрасный датчик, который помогает системе видеть угрозы "за спиной".

Датчики аппаратуры для станции "Гималаи" рассеяны по поверхности ПАК ФА. Они позволяют передовому самолету остаться невидимым для радаров противника, но сам самолет может замечать самолеты-невидимки неприятеля.

Су-30 — передовой отечественный боевой самолет

Российский истребитель Су-30 современная крупносерийная машина, появилась еще 1988 году во времена СССР.

Базовым самолетом для создания передовой "сушки" послужил учебно-боевой Су-27УБ. Новая машина была оснащена системой воздушной дозаправки, также были усовершенствованы системы навигации и управления вооружением.

Уже в 1992 году во времена перестройки первый серийный Су-30 поднялся в воздух. Массовое производство боевых машин тогда было приостановлено, а МО России выкупило для нужд армии только 5 машин.

Но первые российские истребители Су не были теми передовыми самолетами, какие мы наблюдаем сейчас. В те времена они были способны применять только оружие неуправляемого типа класса "воздух-земля".

Но уже в 1996 году стали выпускаться Су-30МКИ (И — «Индийский»). На них появилось переднее горизонтальное оперение, усовершенствованное БРЭО и двигатели с контролируемым вектором тяги.

Тактико-технические характеристики Су-30

  • Боевая нагрузка, которую способен нести истребитель - 8 тонн.
  • Базовое вооружение, характерное для отечественных машин - 30 мм ГШ-301.

Летные характеристики улучшены за счет имеющейся системы дозаправки в воздухе.

Самолеты Су-30 продолжают линейку самолетов Су-27УБ. Но у машин Су нового поколения уже установлена БРЛС модернизированного типа, на которой применена фазированная антенная решетка, в перспективе возможна установка БРЛС с ФАР активного типа. На новых "Сушках" уже заранее предусматривается установка прицельно-навигационных контейнеров на специальной подвеске.

Такие данные позволяют использовать на самолете все средства поражения класса "воздух-земля": корректируемые авиабомбы различного калибра, сверхзвуковые противокорабельные ракеты класса Х-31.

МиГ-35

Еще один представитель, который вполне можно отнести к самолетам пятого поколения - самолет МиГ-35.

Российские истребители МиГ относятся к машинам поколения 4++.Это обозначение призвано показать, что этот самолет превосходит по боевым качествам машины четвертого поколения. Также он способен успешно бороться за воздушное пространство с истребителями пятого поколения.

Именно поэтому МиГ-35 за счет того, что производство машин такого класса относительно дешевле изделий пятого поколения - подходящая альтернатива для сил воздушной обороны.

Что отличает МиГ-35?

Что же умеет истребитель?

  • перехватывать воздушные цели;
  • усилить превосходства в воздухе;
  • концентрация на поле боя;
  • подавлять средства ПВО;
  • авиационная поддержка наземных сил;
  • уничтожение морских целей.

Чем отличаются МиГ-35Д и МиГ-35 по сопоставлению с МиГ-29:

  • сверхманевренностью;
  • увеличенной дальностью полета;
  • высокой боевой живучестью;
  • исключительной надежностью.

Как и все современные российские истребители, этот самолет вполне может выступить в роли переходного истребителя между поколениями 4+++ и 5.

  1. Самолет хорошо модернизируется из одноместной версии в двухместную.
  2. Новый мощный двигатель обладает увеличенным ресурсом.
  3. Локатор станции ЖУК-АЭ обладает активной фазированной антенной. Это позволяет самолету вести одновременно до 30 воздушных целей и атаковать сразу шесть из них.
  4. МиГ-35 обладает оптико-локационными станциями.
  5. Обнаружение и распознавание наземных целей типа танк выполняется на дальностях до 20 км.
  6. Защита, которая позволяет свести до минимума внезапную атаку противником, распознает как самолеты, так и запущенные ракеты.
  7. Боевая нагрузка до 6 тонн. При этом наличие точек подвески вооружения увеличилось с шести до одиннадцати.

Су-47 (С-37) «Беркут»

Российские истребители Су-47 «Беркут» или С-37 отличаются:

  • повышенной боевой автономностью;
  • всережимностью применения;
  • сверхзвуковой крейсерской скоростью;
  • малозаметностью;
  • сверхманевренностью.

Собственно, самолет является прототипом машин пятого поколения. Черной цвет придает истребителю более грозный и внушительный вид.

Успешно решать поставленные задачи помогает, характерное для этой машины, крыло с обратной стреловидностью. Российские военные истребители Су-47 обладают комплектом интеллектуальных композитных материалов, которые применяются для самоадаптирующихся конструкций. Сам фюзеляж выполнен из титановых и алюминиевых сплавов и имеет до шести грузоотсеков для размещения элементов вооружения. Это делает самолет еще более малозаметным.

Складывающиеся консоли крыла практически на 90% выполнены из композитных материалов. Такое решение позволяет использовать самолет в качестве палубного истребителя. Для вывода из штопора машина оборудована интегрированной системой дистанционного управления.

Для управления самолетом пилот может использовать многофункциональные пульты. Они обладают всеми необходимыми для лётчика органами управления. Это помогает производить пилотирование СУ-47, не снимая рук с РУС и РУД.

Як-141

Благодаря тому, что он прекрасно используется для перехвата воздушных целей, может вести близкий бой, выполнять штурмовые удары не только по наземным целям, но и надводным.

Российские истребители Як-141 вполне подходят под определение Они обладают незаменимой функцией вертикального взлета и посадки. И вместе с тем машины сверхзвуковые и многоцелевые.

Российские истребители (фото которых представлены в статье) вполне справляются с задачами по перехвату и ведению близкого боя.

После того, как был построен в 1986 году первый экземпляр, эта машина для самолетов своего класса первой смогла преодолеть барьер скорости звука. Время набора высоты у российского самолёта значительно меньше, чем у аналогичной английской модели истребителя СВВП «Харриер».

Благодаря тому, что ему не нужны стандартные взлетно-посадочные полосы, он вполне хорошо взлетает без выруливания на ВПП из укрытий сразу по выводной рулежной дорожке. А это может обеспечить массовый взлет сразу Як-141. Такие характеристики позволяют использовать его в качестве палубной авиации.

Американцы, как и российские военные, уже ведут работы над созданием самолетов шестого поколения. По всем параметрам эти машины должны превосходить как по маневренности, так и малозаметности. Кроме того, могут обладать гиперзвуковой скоростью (около 5,8 тыс. км/час). Пилотирование может быть как дистанционным, так и осуществляться непосредственно пилотом.

Из всех бороздящих небо военных крылатых машин истребители так и остались самыми скоростными и маневренными. Лишь их вооружение стало намного мощнее, а средства обнаружения противника - все более изощренными и совершенными. Несмотря на «хищное» название, истребители остаются скорее защитниками, чем атакующими, и в наступлениях почти не применяются.

Их используют для сопровождения и защиты бомбардировщиков, транспортных самолетов и самолетов гражданской авиации от перехватчиков противника, а также для защиты объектов на земле от атак с воздуха. Гораздо реже истребители используют для поражения наземных и морских целей.

Некоторые военные инженеры утверждают, что в будущем роль истребителей смогут запросто исполнять более универсальные БПЛА. На данный момент разработка подобных беспилотников еще ведется, но некоторые из них уже отлично справляются с задачами точечного уничтожения наземных объектов. Такой подход интересен еще и тем, что применение беспилотных истребителей позволит значительно уменьшить потери среди личного состава. Сами же аппараты будут стоить намного дешевле, а на летные характеристики не будут влиять ограничения для человеческого организма.

Помимо выше упомянутых типов истребителей, существуют также многоцелевые (предназначены для уничтожения наземных войск и авиации противника) и истребители-перехватчики (защищают наземные объекты от воздушного нападения). Занимателен тот факт, что в отличие от остальной истребительной авиации мира в российских ВВС такая граница между истребителями исчезла. Новое вооружение истребителей Су-27 и МиГ-29 позволило стереть границы между фронтовой, палубной и ПВО авиацией. Данные самолеты могут справиться со всеми задачами.

История истребителей

Первые воздушные бои случились во времена Первой мировой войны, когда появилась потребность в специальных самолетах для уничтожения воздушных целей. Первыми истребителями являются разведывательные аппараты, которые переукомплектовали для воздушных боев. Их скорость полета составляла 150 км/ч. Экипаж состоял из двух человек: пилот и стрелок. В тот момент штурман использовал в качестве вооружения гири, пушечные ядра и металлические бруски. Истребитель заходил к вражескому самолету сверху и сбрасывал на него тяжелые предметы. Менее чем через месяц воздушные бои усовершенствовались – штурман начал брать с собой пулемет или пистолет.

Немного позже инженеры придумали новое устройство – турель, которая позволяла пулемету вращаться на 360 о. Ее устанавливали сзади пилота. Хоть стрелок и обстреливал заднюю полусферу, он не мог вести огонь в самой актуальной для истребителя фронтальной зоне. Курсовой пулемет не монтировался из-за винта. Но вскоре французский летчик Р. Гаррос придумал систему, позволяющую стрелять через винт. Конструкция устройства была следующая – в основании лопастей винта устанавливались металлические уголки. Их крепление было таким, что при попадании пули она рикошетила в безопасную для самолета и пилота область. Главный недостаток заключался в потере 10% боезапаса. Изобретатель А. Фоккер придумал синхронизатор стрельбы, который позволил стрелять прямо через плоскость винта, не цепляя его и не теряя боезапас.

После окончания Первой мировой войны многие государства поняли ценность такого грозного оружия, начали моделировать и усовершенствовать новые типы истребителей. Таким образом, фанерные бипланы превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами. Первый представитель нового поколения – Junkers D.I. На тот момент новые истребители носили несколько пулеметов и развивали скорость до 450 км/ч.

К началу Второй мировой войны истребительная авиация была отлично сформировавшимся классом боевой техники. Основные мировые державы обладали несколькими основными типами истребителей. В Германии особо отмечаются Ме-110, Вf-109 разных модификаций. В СССР располагались И-16 и И-153, в Англии – «Харрикейн» и «Спитфайр». Более развитыми в этом отношении были Япония, США и Франция. К началу боевых действий в Европе конструкторы еще не уяснились с самым главным преимуществом истребителей – маневренностью или скоростью. На тот момент сложно было создать что-то объединяющее две характеристики, поэтому и схемы у тех или иных самолетов отличались друг от друга. После начала войны и получения опыта в ходе боевых воздушных действий все уяснили, что один двигатель значительно лучше, нежели два. Практически на протяжении всей войны главные промышленные государства так и не выпустили ни одной модификации биплановых истребителей. Только американский «Лайтинг» получил относительное развитие.


Огромная востребованность в истребителях во времена Второй мировой основывалась на необходимости постоянной поддержки штурмовой и бомбардировочной авиации. Именно в этот период были выяснены основные способы и тактики применения военных самолетов, а в особенности истребителей. Дальнейшее развитие привело к созданию Як-9Б, который планировался как улучшенная модель с более эффективными ударными способностями. Именно этот самолет стал первым шагом к появлению истребителей-бомбардировщиков.

С дальнейшим развитием истребительной авиации поршневые модели попросту модернизировались до последней своей возможности. Но самолет на пропеллере не мог преодолеть звуковой барьер, чего так хотели добиться конструкторы. В конце войны Германии удалось первой начать выпуск реактивных истребителей – Ме-262, Не-162, ракетных истребителей – Ме-163. Они были более скоростные, чем какие-либо в мире на тот момент, и, естественно, обладали значительно лучшими летными характеристиками. Но конец войны был близок, антигитлеровская коалиция была уже у стен Германии и огромная часть военных заводов и фабрик была уничтожена. Небольшие произведенные партии новых истребителей не смогли внести весомого вклада в дальнейшее развитие событий.

В период 60-х годов в ряды ВВС разных стран мира начали поступать сверхзвуковые истребители. Они могли развивать скорость, практически вдвое большую за звук. Практический потолок увеличился до 20 км. А в качестве нового оборудования применялись радиолокационные станции и ракеты «воздух-воздух». Подобное развитие не было случайным. Главным двигателем подобной модернизации считалась холодная война между США и СССР. Та или иная страна могла запросто отправить бомбардировщиков для осуществления бомбежки ядерным оружием. Поэтому для быстрого и эффективного перехвата требовались новые сверхзвуковые истребители. Таким образом в конфликтующих странах, включая и Европу, начали появляться самолеты, которые хоть и отличались некоторыми данными, но все же по летно-техническим характеристикам и совокупным компоновочным признакам относились ко второму поколению истребителей.

Особый вклад в дальнейшее развитие внесла модернизация зенитных ракет, которые полностью убрали возможность бомбардировки наземных объектов с воздуха. Естественно, сопровождающая авиация начала также меняться в качестве применения. Начало появляться третье поколение истребителей – «Мираж» F-1, J-37 «Вигген», МиГ-23. Далее последовало наращивание авиационных мышц в плане появления четвертого поколения. Первой державой, которой удалось запустить подобный истребитель, стали США – F-4С «Фантом». После него начали появляться F-15 «Игл», F-15А, «Спарки» ТF-15А. СССР также не отставал – Су-27, МиГ-29 и -31.

Но в США удалось перенять инициативу создания самых грозных в мире истребителей. Пятое поколение – F-22 Raptor –начали разрабатывать еще в 86-м году и завершили только в 2001-м. Спустя два года его взяли на вооружение. Параллельно с американскими коллегами разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ имени Сухого. Первые испытания российского Т-50 начались в 2009 году. До сих пор характеристики новой воздушной машины не известны.


Однако современные боевые машины этого типа становятся все более универсальными, постепенно превращаясь в истребители-бомбардировщики. Что касается перехватчиков, то они почти исчезли - их заменили ракетные системы противовоздушной обороны.

Среди современных истребителей можно выделить три больших класса:

  1. фронтовые истребители , предназначенные для завоевания господства в воздухе над полем боя
  2. истребители-бомбардировщики , многоцелевые истребители
  3. палубные истребители , базирующиеся на авианосцах.

С момента появления первых реактивных истребителей сменилось уже четыре поколения этих боевых машин. Недавно появились первые образцы самолетов пятого поколения.

Специалисты называют поколением все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие сходными боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения.


К первому поколению истребителей, которое родилось в 50-х годах прошлого столетия, относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, не имевшие электронных средств обнаружения противника - радаров и вооруженные преимущественно пушками малых калибров.

Характерным примером может служить американский истребитель F-86, имевший потолок 15 километров и скорость около тысячи километров в час. Во время войны в Корее этот самолет был единственным серьезным противником для МиГ-15 советского производства. Во втором поколении истребителей было немало прославленных машин с выдающимися техническими характеристиками.

Оно сложилось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Эти машины могли вдвое превосходить скорость звука, имели треугольное крыло, радары для обнаружения целей и управляемые ракеты в качестве основного оружия. В третьем поколении стремительных боевых машин началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато возросла их способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях. Одновременно появились модели с изменяемой формой крыла, а также способные совершать вертикальные взлет и посадку, то есть не нуждающиеся в больших аэродромах.

Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают фантастическими скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость до 2, 5 тыс. км/ч, могут летать на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей в радиусе более семисот километров с помощью высокоточного современного оружия.


Истребители пятого поколения - будущее авиации. Многое в них нацелено на создание максимальной безопасности пилота и обеспечение его полной информацией о воздушном и наземном пространстве. Современные материалы корпуса и крыльев обеспечивают малозаметность этих самолетов для радиолокаторов и приборов ночного видения.

Все элементы управления самолетом и комплексом вооружения сосредоточены в одном узле и находятся под контролем центрального компьютера. Маневренность этих самолетов на порядок превосходит даже совершенные машины третьего и четвертого поколений. В настоящее время на вооружении находится только один истребитель пятого поколения, остальные находятся в стадии испытаний и доработки.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д

Из всех бороздящих небо армейских крылатых автомобилей истребители так и остались самыми скоростными и маневренными. Только их оружие стало намного замечательнее, а средства обнаружения соперника - все более изощренными и идеальными. Не обращая внимания на «хищное» наименование, истребители остаются скорее защитниками, чем атакующими, и в наступлениях практически не используются.

Их применяют для защиты и сопровождения бомбардировщиков, самолётов и транспортных самолётов гражданской авиации от перехватчиков соперника, и для защиты объектов на земле от атак с воздуха. Значительно реже истребители применяют для поражения наземных и морских целей.

Кое-какие армейские инженеры утверждают, что в будущем роль истребителей смогут свободно выполнять более универсальные БПЛА. Сейчас разработка аналогичных беспилотников еще ведется, но кое-какие из них уже превосходно справляются с задачами точечного уничтожения наземных объектов. Таковой подход увлекателен еще и тем, что использование беспилотных истребителей разрешит существенно уменьшить утраты среди личного состава.

Сами же аппараты будут стоить существенно дешевле, а на летные чертей не будут воздействовать ограничения для людской организма.

Кроме вышеупомянутых типов истребителей, существуют кроме этого многоцелевые (предназначены для уничтожения наземных авиации и войск соперника) и истребители-перехватчики (защищают наземные объекты от воздушного нападения). Занимателен тот факт, что в отличие от другой истребительной авиации мира в российских ВВС такая граница между истребителями провалилась сквозь землю. Новое оружие истребителей Су-27 и МиГ-29 разрешило стереть границы между фронтовой, палубной и ПВО авиацией.

Эти самолеты смогут совладать со всеми задачами.

История истребителей

Первые воздушные битвы произошли во времена Первой Мировой, в то время, когда возникла необходимость в особых самолетах для уничтожения воздушных целей. Первыми истребителями являются разведывательные аппараты, каковые переукомплектовали для воздушных боев. Их скорость полета составляла 150 км/ч. Экипаж складывался из двух человек: стрелок и пилот.

В тот момент навигатор применял в качестве оружия гири, металлические бруски и пушечные ядра. Истребитель заходил к вражескому самолету сверху и сбрасывал на него тяжелые предметы. Менее чем через месяц воздушные битвы усовершенствовались – навигатор начал забирать пулемет либо пистолет.

Мало позднее инженеры придумали новое устройство – турель, которая разрешала пулемету вращаться на 360о. Ее устанавливали позади пилота. Хоть стрелок и обстреливал заднюю полусферу, он не имел возможности вести пламя в самой актуальной для истребителя фронтальной территории. Курсовой пулемет не монтировался из-за винта.

Но скоро французский летчик Р. Гаррос придумал совокупность, разрешающую стрелять через винт. Конструкция устройства была следующая – в основании лопастей винта устанавливались железные уголки. Их крепление было таким, что при попадании пули она рикошетила в надёжную для пилота и самолёта область.

Основной недочёт заключался в утрата 10% боезапаса. Изобретатель А. Фоккер придумал синхронизатор стрельбы, что разрешил стрелять прямо через плоскость винта, не цепляя его и не теряя боезапас.

По окончании окончания Первой Мировой многие страны осознали сокровище для того чтобы сурового оружия, начали моделировать и усовершенствовать новые типы истребителей. Так, фанерные бипланы превратились в цельнометаллические монопланы с закрытыми кокпитами. Первый представитель нового поколения – Junkers D.I.

В то время новые истребители носили пара пулеметов и развивали скорость до 450 км/ч.

К началу Второй мировой истребительная авиация была превосходно сформировавшимся классом боевой техники. Главные мировые державы владели несколькими главными типами истребителей. В Германии очень отмечаются Ме-110, Вf-109 различных модификаций. В СССР размешались И-16 и И-153, в Англии – «Харрикейн» и «Спитфайр». Более развитыми в этом отношении были Япония, США и Франция.

К началу военных действий в Европе конструкторы еще не уяснились с самым главным преимуществом истребителей – маневренностью либо скоростью. В то время сложно было создать что-то объединяющее две характеристики, исходя из этого и схемы у тех либо иных самолетов отличались друг от друга. По окончании получения опыта и начала войны на протяжении боевых воздушных действий все уяснили, что один двигатель существенно лучше, нежели два.

Фактически в течении всей войны главные промышленные страны так и не выпустили ни одной истребителей и модификации. Лишь американский «Лайтинг» взял относительное развитие.

Огромная востребованность в истребителях во времена Второй мировой войны основывалась на необходимости постоянной помощи штурмовой и бомбардировочной авиации. Как раз в это время были узнаны тактики применения и основные способы армейских самолетов, а в особенности истребителей. Предстоящее развитие стало причиной созданию Як-9Б, что планировался как улучшенная модель с более действенными ударными свойствами.

Этот самолет стал первым шагом к появлению истребителей-бомбардировщиков.

С предстоящим развитием истребительной авиации поршневые модели попросту модернизировались до последней собственной возможности. Но самолет на пропеллере не имел возможности преодолеть звуковой барьер, чего так желали добиться конструкторы. В конце войны Германии удалось первой начать выпуск реактивных истребителей – Ме-262, Не-162, ракетных истребителей – Ме-163. Они были более скоростные, чем какие-либо в мире в то время, и, конечно, владели существенно лучшими летными чертями.

Но финиш войны был близок, антигитлеровская коалиция была уже у стенку Германии и огромная часть фабрик и военных заводов была стёрта с лица земли. Маленькие произведенные партии новых истребителей не смогли внести весомого вклада в предстоящее развитие событий.

Во время 60-х годов в ряды ВВС различных государств начали поступать сверхзвуковые истребители. Они имели возможность развивать скорость, фактически в два раза громадную за звук. Практический потолок увеличился до двадцати километров. А в качестве нового оборудования использовались ракеты и радиолокационные станции «воздух-воздух».

Подобное развитие не было случайным. Главным двигателем аналогичной модернизации считалась холодная война Соединенными Штатами и СССР. Та либо другая страна имела возможность свободно послать бомбардировщиков для осуществления бомбежки ядерным оружием.

Исходя из этого для стремительного и действенного перехвата требовались новые сверхзвуковые истребители. Так в конфликтующих государствах, включая и Европу, стали появляться самолеты, каковые хоть и отличались некоторыми данными, но все же по летно-техническим чертям и совокупным компоновочным показателям относились ко второму поколению истребителей.

Особенный вклад в предстоящее развитие внесла модернизация зенитных ракет, каковые всецело убрали возможность бомбардировки наземных объектов с воздуха. Конечно, сопровождающая авиация начала кроме этого изменяться в качестве применения. Стало появляться третье поколение истребителей – «Мираж» F-1, J-37 «Вигген», МиГ-23. Потом последовало наращивание авиационных мышц в плане появления четвертого поколения.

Первой державой, которой удалось запустить подобный истребитель, стали США – F-4С «Фантом». По окончании него стали появляться F-15 «Игл», F-15А, «Спарки» ТF-15А. СССР кроме этого не отставал – Су-27, МиГ-29 и -31.

Но в Соединенных Штатах удалось перенять инициативу создания самых грозных в мире истребителей. Пятое поколение – F-22 Raptor –начали разрабатывать еще в 86-м году и завершили лишь в 2001-м. Спустя два года его взяли на вооружение.

Параллельно с американскими сотрудниками разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ имени Сухого. Первые опробования российского Т-50 начались в 2009 году. До сих пор чёрта новой воздушной автомобили не известны.

Но современные военные машины этого типа становятся все более универсальными, неспешно преобразовываясь в истребители-бомбардировщики. Что касается перехватчиков, то они практически провалились сквозь землю - их заменили ракетные совокупности ПВО.

Среди современных истребителей возможно выделить три громадных класса:

  1. фронтовые истребители, предназначенные для завоевания господства в воздухе над полем боя
  2. истребители-бомбардировщики, многоцелевые истребители
  3. палубные истребители, базирующиеся на авианосцах.

С момента появления первых реактивных истребителей сменилось уже четыре поколения этих боевых автомобилей. Сравнительно не так давно показались первые образцы самолетов пятого поколения.

Эксперты именуют поколением все типы боевой техники, произведенной в различных государствах, владеющие сходными боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается приблизительно в одно да и то же время, а при ее создании употребляются похожие технические ответы.

К первому поколению истребителей, которое появилось в 50-х годах прошлого столетия, относятся автомобили, летавшие с дозвуковыми скоростями, не имевшие электронных средств обнаружения соперника - радаров и вооруженные в основном пушками малых калибров.

Характерным примером может служить американский истребитель F-86, имевший потолок 15 километров и скорость около тысячи км/ч. На протяжении войны в Корее данный самолет был единственным важным соперником для МиГ-15 производства СССР. Во втором поколении истребителей было много прославленных автомобилей с выдающимися характеристиками.

Оно сложилось в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Эти автомобили имели возможность в два раза превосходить скорость звука, имели треугольное крыло, радары для обнаружения целей и управляемые ракеты в качестве главного оружия. В третьем поколении стремительных боевых автомобилей началась битва электронных разработок. высотные показатели и Скорость самолетов не особенно изменились, но возросла их свойство обнаруживать и уничтожать неприятеля на громадных расстояниях.

В один момент показались модели с изменяемой формой крыла, и талантливые выполнять вертикальные взлет и посадку, другими словами не нуждающиеся в громадных аэропортах.

Многоцелевые истребители четвертого поколения владеют фантастическими скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость до 2, 5 тыс. км/ч, смогут летать на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну 60 секунд. Эти самолеты смогут поразить сходу до десятка целей в радиусе более семисот километров посредством точного современного оружия.

Истребители пятого поколения - будущее авиации. Очень многое в них нацелено на создание большой безопасности пилота и обеспечение его полной информацией о воздушном и наземном пространстве. Современные материалы крыльев и корпуса снабжают малозаметность этих самолетов для приборов и радиолокаторов ночного видения.

Все элементы управления комплексом и самолётом оружия сосредоточены в одном узле и находятся под контролем центрального компьютера. Маневренность этих самолетов на порядок превосходит кроме того идеальные автомобили четвёртого поколений и третьего. На данный момент на вооружении находится лишь один истребитель пятого поколения, остальные находятся в стадии доработки и испытаний.

Военная авиация

Классификация самолетов:

А

Административный самолёт

Б

Бомбардировщик

В
Военно-транспортный самолёт

Воздушный авианосец

Г
Гибридный дирижабль
Гидросамолёт

Гиперзвуковой летательный аппарат

Д

Двухбалочный самолёт

И
Истребитель

Истребитель-бомбардировщик

К
Контрпартизанский самолёт

Космоплан

Л

Летающая подлодка

О

Орбитальный самолёт

П
Пассажирский самолёт
Пикирующий бомбардировщик

Поколения реактивных истребителей

Р
Ракетоносец
Ракетоплан
Реактивный самолёт

Региональный самолёт

С
Самолёт посадки и вертикального взлёта
Самолёт сопровождения
Самолёт укороченного посадки и взлёта
Самолёт-разведчик
Сверхзвуковой самолёт
Скоростной бомбардировщик

Стратегический бомбардировщик

Т
Торпедоносец

Транспортный самолёт

У
Узкофюзеляжный самолёт
Учебно-боевой самолёт

Учебный летательный аппарат

Ш
Широкофюзеляжный самолёт
Штурмовик

10 самых грозных самолетов ВВС России (часть 1) mp4

Истребитель И-16 тип 5. aviator 2018-11-02T19:31:46+00:00

Истребитель И-16 тип 5.

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.

Серийный выпуск истребителя И-16 тип 4 , начатый в 1934 году, по настоящему развернулся только на следующий год. Даже те И-16, которые были выпущены и засчитаны в производственный план 1934 года, продолжали доводиться и в 1935 году. Тогда же появилась возможность устанавливать на самолет двигатели М-25 , являющиеся советской копией американского Wright «Cyclone» F-3. Производство этих двигателей развернули на вновь построенном авиазаводе № 19 в городе Пермь, на Урале. За 1935 год, используя зачастую американские детали, завод выпустил 660 двигателей М-25. Часть этих двигателей предназначалась для И-16. Новая модификация самолета уже была построена в Москве, пять первых машин этого типа вошли в «красную пятерку», а самолет № 54 (№ 123954), выпущенный 25 апреля 1935 года подвергся тщательным заводским испытаниям. Имея полетный вес 1432 килограмма, он развивал скорость на трехкилометровой высоте 456 км/час. В целом этот И-16 очень напоминал третий опытный экземпляр с двигателем Wright «Cyclone» F-3, однако капот двигателя несколько изменился и получил лобовые жалюзи, элеронная щель была заделана, а клапаны-обтекатели вдоль всего размаха оперения сменились маленькими крышками на узлах навески рулей. На серийном заводе № 21 в Нижнем Новгороде этот самолет получил обозначение тип 5.

К моменту внедрения этой модификации в серийное производство, заводской коллектив уже вполне освоился с выпуском И-16, а серийный конструкторский отдел (СКО) уже проводил свои удачные доработки машины. Еще в конце 1934 года заводские конструкторы разработали свой вариант убирающегося шасси. Проведенные испытания на первом же заводском И-16 № 4211, показали, что механизм работает вполне надежно, поэтому на всех последующих выпускаемых машинах ставилась эта кинематика. Довели к тому времени, то есть к моменту выпуска И-16 тип 5 и вооружение самолета. Характерной особенностью И-16 было его изначальное вооружение новейшим пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм. Этот пулемет, разработанный в 1932 году оружейниками Шпитальным и Комарицким, обладал самой высокой в мире скорострельностью — 1800 выстрелов в минуту. ШКАС был запущен в серийное производство одновременно с И-16 в 1934 году и первоначально сам обладал многочисленными дефектами, которые приходилось устранять уже в процессе эксплуатации самолета. Хотя новый пулемет был дороже в пять раз (в 1934 году его цена была определена в 5000 рублей) освоенного промышленностью ПВ-1 , по весу он был в полтора раза легче, а по скорострельности стоил двух старых пулеметов.

Первоначально ШКАСы, установленные в крыльях, давали при стрельбе много отказов. Причина заключалась в том, что конструкторы самолета установили пулемет в перевернутом положении — так оказалось удобнее его конструктивно увязать. Хитрая механика, находясь вверх ногами, стала заедать, оружейники, опомнившись, стали протестовать, однако дело было сделано и первые И-16 выпуска 1934 года так и летали с капризным вооружением. Впоследствии этот недостаток естественно был устранен.

В период с 28 августа по 3 ноября 1935 года 10 самолетов И-16 выпуска завода № 39 проходили войсковые испытания в 107 авиаэскадрилье Брянской авиабригады. Военные летчики изучали все слабые и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения. Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращают дистанцию взлета и посадки. Это заключение было весомым аргументом для сторонников И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.

В оценке пилотирования говорилось, что «…управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … Передирание ручки на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор» . Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск. Бочку И-16 крутил за 1-1,2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении. Отметили армейские пилоты (как и несколько ранее испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыльев отсасывается потоком и как бы вспучивается. Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.

Особое внимание было уделено проведению штопора. Вот основные оценки: «Самолет штопорит хорошо на всех высотах… в процессе штопора, при ослабленной ноге, заметна, после каждого витка, тенденция самолета выйти из штопора. … Правый штопор проводится до 12 витков без запаздывания при выводе. Штопор влево происходит энергичнее… ввод и вывод как в правый, но полного добора ручки не желательно, так как в этот момент самолет поднимает нос между горизонтом и нормальным штопором, вращение происходит плоское, а вывод с запаздыванием — после пяти витков два витка запаздывания, …случаев отказа управления при штопоре не было» . Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами» . В том же 1935 году И-16 впервые отправился за границу. На миланской международной авиационной выставке в Италии Советский Союз выставил несколько образцов самолетов: АИР-9бис Яковлева , ОСГА-101 Четверикова , Сталь-3 Путилова . Ярко раскрашенный И-16 представлялся как спортивный самолет АСБ с максимальной скоростью 467 км/час. По сравнению с длинными, вытянутыми гоночными машинами выглядел он скромно и вызывал на выставке скорее недоумение чем неописуемый восторг. Мало кто думал тогда, что русские всерьез намерены развернуть крупномасштабное производство этого «толстячка». А устроители выставки, пожалуй, меньше всех подозревали, что через год с небольшим от него крепко достанется, прежде всего, итальянским конструкциям.

Во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах И-16 впервые был использован в боевой обстановке . Истребители были получены испанской республикой из Советского Союза в конце октября — начале ноября 1936 года. Это была первая партия поставленных машин, состоящая из 31-го И-16 тип 5. Вместе с самолетами прибыли летчики 1-ой авиабригады из Брянска. Группой этих пилотов, состоящей из 3-х эскадрилий, командовал капитан Тархов. Уже 9-го ноября 1936 года И-16 впервые появились в небе над Мадридом. Появление И-16 коренным образом изменило характер воздушных схваток. Новый боец был первым в мире самолетом способным вести бои на вертикали. Основные противники — немецкий истребитель He-51 и итальянский CR.32 значительно уступали ему по своим летным данным — настолько, что пилотам этих машин было настоятельно не рекомендовано ввязываться в бой, не имея численного преимущества. Это было уже излишним. Ужас встречи с внезапно появившимися И-16, у националистов первоначально был столь велик, что они дали ему прозвище «Рата» (крыса). Республиканцы стали ласково называть своего защитника «Моска» (муха), а авиационные издания всего мира окрестили «Боингом», утверждая при этом, что самолет разработан на этой известнейшей американской фирме.

Модификация: И-16 тип 5
Размах крыла, м: 9,00
Длина, м: 5,99
Высота, м: 3,25
Площадь крыла, м2: 14,54
Масса, кг
-пустого: 1119
-взлетная: 1508
Тип двигателя: 1 х ПД М-25А
-мощность, л.с.: 1 х 730
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 390
-на высоте: 445
Практическая дальность, км: 540
Cкороподъемность, м/мин: 850
Практический потолок, м: 9100
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.

ЦКБ-12 с мотором Wright «Cyclone» F-3 и капотом Уоттера.

Опытный ЦКБ-12 №123954 ставший прототипом типа 5.

Опытный ЦКБ №123954 на заводе № 39.

Серийный истребитель И-16 тип 5 готовится выруливать на старт.

Истребители И-16 тип 5 на стоянках.

Истребитель И-16 тип 5 на стоянке.

Истребители И-16 тип 5 авиации Балтийского флота. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Истребители И-16 тип 5. Запуск двигателей. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Истребитель И-16 тип 5 перед выруливанием со стоянки. Аэродром Новый Петергоф. 1937 г.

Летчики у истребителя И-16 тип 5, конец 1930-х годов.

Летчик-истребитель В.А.Мациевич около истребителя И-16 тип 5. Аэродром Горелово, Осень 1939 г.

Истребитель И-16 тип 5 на лыжном шасси.

И-16 на авиавыставке в Милане.

Истребитель И-16 тип 5 ВВС республиканской Испании.

Истребитель И-16 тип 5 с двумя 250-килограммовыми авиабомбами под крылом самолета-носителя ТБ-3М-34.

И-16 тип 5 ВВС РККА. Рисунок.

И-16 тип 5 авиации КБФ. Рисунок.

И-16 тип 5 из состава «Звена-СПБ». Рисунок.