Линька как сезонное явление животных. Дикие животные готовятся к зиме

Качество меха меняется в зависимости от сезонов. К зиме животные приобретают пушистый густой мех, защищающий их от воздействия сильных холодов, а на лето сбрасывают этот мех и одевают более низкий, грубый и редкий волосяной покров. Процесс смены волосяного покрова называется линькой.
У животных, ведущих различный образ жизни, линька происходит по-разному. Большинство пушных зверей не впадает в зимнюю спячку и весь год ведет активный образ жизни. У них обычно наблюдаются две линьки - весной и осенью.
Весенняя линька проходит более заметно, так как в это время выпадает густой зимний мех, его заменяет редкий летний. Кроме того, весной линька протекает значительно быстрей, чем осенью. Осенняя линька у многих видов животных внешне выражена слабо, так как сроки ее очень растянуты и выпадение редкого летнего меха происходит менее заметно.
Зимний мех отличается от летнего большей густотой и высотой, а также другим соотношением количества кроющих и пуховых волос, окраской и рядом других признаков.
Зимний мех большинства пушных зверей окрашен светлей, чем летний. У некоторых видов животных зимний и летний волосяной покров резко различается по цвету. Например, белка одета летом в ярко-рыжий или темно-бурый и даже черный мех, а к зиме она покрывается серым, голубовато-серым или темно-серым мехом. Только черево зимой и летом остается белым. Изменяют свою окраску по сезонам белый песец, заяц-беляк, горностай, ласка. Летом они имеют буроватый мех, а зимой одевают чисто белый. У зайца-русака к зиме наблюдается лишь частичное посветление меха, причем в северных районах зверьки белеют сильней, а чем дальше к югу, тем посветление проявляется слабей. Например, заяц-русак в Вологодской области белеет почти полностью, а русаки Закавказья остаются в буроватом мехе и на зиму. У большинства видов пушных зверей в результате линьки резко изменяется высота и густота волосяного покрова. Обычно зимой кроющие волосы примерно в полтора раза, а пух почти в два раза длинней, чем летом. Густота меха изменяется у разных видов неодинаково. У сухопутных зверей зимой мех на хребте примерно в 2 раза гуще, чем летом; у водных различия* в густоте меха по сезонам выражены слабее. Летний мех значительно грубей зимнего, что зависит не только от длины и толщины, но и от соотношения количества кроющих и пуховых волос. Зимой количество пуховых волос на один кроющий увеличивается в 2-2,5 раза.
У большинства пушных зверей весенняя линька начинается с потускнения меха. Волос становится сухим и более ломким. В это время корни волос расположены неглубоко около поверхности кожи; чем ближе к весне, тем слабее становится их связь с кожей, и они легко выпадают. Сначала выпадают кроющие волосы. По мере обнажения пуха он начинает сваливаться и выпадает клочьями. Когда процесс разрушения меха идет очень бурно, на месте выпадающих начинают подрастать новые, сначала кроющие, затем пуховые волосы. Образование новых волос сопровождается утолщением и потемнением мездры. Появление на мездре темных пятен связано с образованием в луковице волоса красящего вещества - пигмента, просвечивающего сквозь кожу. Потемнение мездры наблюдается лишь в тех случаях, когда растет окрашенный волос. На местах подроста белого меха мездра не темнеет.
По мере подрастания нового летнего меха мездра постепенно светлеет, утоньшается, и на участках, где волос вполне сформировался и закончил свой рост, принимает свою обычную окраску и толщину. Летняя шкурка, как и зимняя, имеет мездру тонкую и чистую.
У большинства пушных зверей, не впадающих в спячку, весенняя линька начинается на голове и передних лапах и переходит далее на шею, лопатки и задние лапы. Позднее линька распространяется на переднюю часть хребта, затем на бока и бедра, потом линяют задняя часть хребта и черево, последними вылинивают огузок и хвост. В процессе весенней линьки качество шкурки постепенно ухудшается и, следовательно, понижается ее ценность.
Осенью происходит вторая линька, во время которой летний мех постепенно заменяется зимним. Осенняя линька начинается обычно с появления в толще кожи закладок новых, сначала кроющих, а затем и пуховых волос. Разрушение летнего меха к этому времени еще почти незаметно, но кожа значительно утолщается и синеет на местах подроста новых темноокрашенных волос.
Подрост белого волоса во время осенней линьки, как и весной, сопровождается лишь утолщением кожи.
Подрост нового зимнего меха постепенно достигает длины старого, образуя смешанный мех. Это особенно заметно у белеющих на зиму зверей, у которых темные летние волосы отчетливо видны на фоне подрастающего белоснежного зимнего меха (так называемая «бусость» у горностая, зайца-беляка). Постепенно все летние волосы выпадают, а зимний мех продолжает подрастать, пока не достигнет своей нормальной длины. К этому времени мездра становится тонкой и чистой.
Последовательность осенней линьки противоположна весенней, то есть она начинается на тех участках тела, где весенняя линька закончилась. У большинства пушных зверей подрост зимнего волоса и выпадение летнего начинается от хвоста и идет по направлению к голове и лапам. Во время осенней линьки качество шкурки по мере подрастания зимнего меха улучшается и соответственно этому повышается ее стоимость.

Линька — это периодическая смена у позвоночных и беспозвоночных животных кожи или ее образований (шерсти, перьев, панциря и т. д.).

В Гренландии конец лета, и каменка заканчивает выкармливать птенцов. Теперь ей предстоит перелет в далекую тропическую Африку, где она проведет зиму. Но трогаться в путь пока рано: маховые перья птицы изрядно потрепались во время высиживания птенцов и выцвели под лучами не заходящего за горизонт солнца. Самое время обновить оперение.

Перья для полета и украшения

Не все перелетные птицы линяют перед долгой дорогой. Некоторые, например вилохвостая чайка, гнездящаяся в Арктике и улетающая на зиму южнее экватора, предпочитают экономить перед полетом запасы а линяют уже в местах зимовки, на побережье Африки или Южной Америки.

Из всех животных птицы обладают самыми разнообразными способами линьки. Перья все время в работе и постепенно изнашиваются, поэтому их приходится регулярно менять. Первый раз птица линяет в юности, меняя птенцовый пух на настоящее оперение. Взрослые птицы обычно линяют один или два раза в год. В ходе линьки у многих птиц меняются не все перья, а только часть, поэтому они не теряют способности нормально летать.

Однако у некоторых уток, гусей, журавлей и пастушков после сезона размножения все маховые перья выпадают разом, поэтому какое-то время птицы летать не могут и нередко становятся легкой добычей хищников. Спасаясь от врагов, птицы собираются в труднодоступных уголках водоемов или на непроходимых болотах.

Самцы других уток (например, кряквы, шилохвости, широконоски, гоголя, длинноносого крохаля и мандаринки) облачаются в роскошные брачные наряды зимой. В это время они уже подыскивают себе пару, и яркое оперение, по-видимому, помогает им обольщать самок. Самки, напротив, приобретают невзрачное оперение, которое сделает их незаметными на гнездах в период насиживания яиц. Когда брачный сезон заканчивается, самцы снова линяют. Их наряд становится таким же тусклым, как у самок. Теперь им тоже не стоит бросаться в глаза хищникам. Нарядные перья вновь отрастут у них во время частичной зимней линьки, в преддверии нового периода размножения.

Новый плащ-невидимка

Линька позволяет животным полностью изменить окраску. У некоторых видов, живущих высоко в горах или тундре, осенью окраска становится чисто-белой, позволяя им зимой оставаться незаметными на снегу. Весной животные вновь обзаводятся серовато-бурыми перьями или шерстью — под цвет камней и лишайников.

Так поступает, например, белая куропатка, родственница обычной серой куропатки, а также горностай, небольшой хищный зверек с тонким длинным тельцем и густым мехом — бурым летом и белым зимой (за исключением кончика хвоста, который всегда остается черным). Свой наряд обновляет и песец. Хищники, таким образом, тоже линяют, чтобы изменить окраску и стать незаметными для жертв.

Выползок

У змей линька происходит обычно раз в год и в отличие от птиц не занимает много времени. Эти рептилии сбрасывают старую кожу, потому что она изнашивается. За несколько дней до линьки у змеи мутнеют глаза, тускнеет и бледнеет окраска, пропадает аппетит. В это время она может быть очень агрессивной. Некоторые змеи перед линькой проводят много время в воде, чтобы размягчить кожу.

Когда приходит время линять, змея трется о камень или какой-нибудь другой твердый предмет, чтобы прорвать старую кожу. Первым делом змея освобождает голову. С остальной части тела старая кожа сходит чулком и остается лежать на земле в виде прозрачного выползка. Поскольку при смене кожи змея теряет много жидкости, после линьки ее нередко мучит сильная жажда. Перелинявшая змея выглядит как новенькая!

Ящерицы в отличие от змей сбрасывают старую кожу лоскутами. Они сдирают ее ртом, а лоскутки съедают.

Когда панцирь тесен

Тело членистоногих (пауков, насекомых, ракообразных, многоножек) защищено снаружи внешним скелетом — панцирем. Расти эти животные могут только потому, что время от времени сбрасывают старые покровы, под которыми уже сформировались новые, более просторные. Мокрицы линяют в два приема: сначала сбрасывают покровы со спинной стороны тела, а через несколько часов — с брюшной.

У некоторых многоножек линька происходит только на стадии личинки, взрослые особи не линяют. С каждой линькой у личинки возникает новый сегмент тела, и когда их образуется нужное количество, животное перестает расти и становится половозрелым.

Линька — очень ответственный момент в жизни всех беспозвоночных. Лишившись защитного панциря, их мягкое нежное тело оказывается очень уязвимым для хищников. Крабы и раки в течение нескольких дней и даже недель после линьки прячутся под камнями и в других убежищах, пока не затвердеет новый панцирь. Дело осложняется еще и тем, что, пытаясь вытащить клешни из старого панциря, животные нередко отрывают их и, таким образом, надолго лишаются своего главного оружия (через некоторое время клешни отрастают вновь).

Прошла зима, вместе с ней снегопады и морозы. Наступила долгожданная весна, припекает солнышко - самое подходящее время для похода в зоопарк. Но некоторые посетители недовольны и жалуются: почему снежные козы такие лохматые, и шерсть у них торчит клочьями, почему мех у лисицы потерял свой зимний блеск и выглядит каким-то тусклым? Даже обычно аккуратные волки - и то выглядят какими-то нечёсаными.
На самом деле все очень просто: наши животные линяют. Весной им уже не нужен длинный, густой и пышный волосяной покров, без которого они не смогли бы пережить суровую зиму. Пришло время заменить его другим, более легким, летним, который вдвое короче и реже. Например, у белки на 1 кв. см поверхности тела вместо 8100 зимних волос вырастает только 4200 летних, а у зайца-беляка вместо 14 тысяч волосков - всего 7 тысяч.
Линька животных давно интересует зоологов. Исследованиями последних лет установлено, что на неё, помимо температуры, влияет свет, действующий на организм животного через железу внутренней секреции - гипофиз. Для линьки зайца длина светового дня - определяющий фактор, температура же лишь ускоряет или задерживает этот процесс.
Сроки линьки у диких животных зависят от географической широты местности. У некоторых млекопитающих и птиц вместе с линькой меняется и окраска: светлая заменяется более темной. Белая зимняя окраска зайца-беляка становится летом серой, а белка из серой весной становится рыжей. Похожая трансформация происходит с горностаем, белой куропаткой и другими видами. Здесь тоже все понятно, зимой животные становятся незаметными на фоне снега, летом их труднее заметить на фоне земли и травы. Это называется покровительственная окраска.
Линька животных проходит в строгой последовательности и у каждого вида по-своему. Например, у белки весенняя линька начинается с головы. Прежде всего, яркие рыжие летние волосы пробиваются на переднем конце её мордочки, вокруг глаз, затем на передних и задних лапах, позднее всего - на боках и на спине. Весь процесс «переодевания» длится 50–60 дней. У лисицы признаки весенней линьки появляются в марте. Её шерсть теряет блеск и начинает постепенно редеть. Первые признаки линьки можно заметить на плечах, затем на боках, а задняя часть тела лисы остается покрытой зимним мехом аж до июля.
Линяют практически все животные. Но обитатели континентального климата, характеризующегося резкими сезонными изменениями температуры, сменой холодной зимы и жаркого лета, линяют быстро, а вот обитатели тропиков и полуводные животные (жираф, ондатра, нутрия, калан) - постепенно. Большинство млекопитающих, живущих в умеренных широтах, линяет два раза в году - весной и осенью, но некоторые животные (тюлени, сурки, суслики, тушканчики) - один раз.
Линька - это естественный процесс, при котором старые и омертвевшие клетки и ткани заменяются более новыми. Значит, то, что наши животные линяют - является показателем их здоровья. А вот если линька становится нерегулярной и сопровождается различными болезненными явлениями (как это иногда происходит у домашних кошек и собак) - это действительно может служить поводом для беспокойства.
Теперь приходит очередь второго вопроса: почему мы наших линяющих животных не вычёсываем? Ну, во-первых, это не совсем так: домашним животным, мы все-таки помогаем освободиться от зимней шерсти. Например, яка, живущего в «Детском зоопарке», регулярно вычёсывают. Но только с хищниками так не получится - ведь зоопарк - это не цирк, здесь далеко не все животные разрешают до себя дотрагиваться. Но их тоже не «бросают на произвол судьбы». Присмотритесь повнимательнее: в некоторых вольерах (например, у овцебыков) вы заметите старые ёлки или специальные конструкции из разных материалов - так называемые, «чесалки». Животные об них регулярно и с явным удовольствием чешутся. А их зимняя шерсть не пропадает зря - её сотрудники потом собирают и отдают птицам и мелким зверькам, которые используют её для построения гнёзд. Такие гнезда можно увидеть в «Ночном мире».
Ну, и в заключение давайте посмотрим, кто же в зоопарке активно линяет весной, на кого надо обратить особое внимание, за кем интересно понаблюдать. Линьку легко заметить у гуанко, домашней ламы и викуньи, лисиц и зайцев, серых и красных волков, енотов и енотовидных собак, овцебыков, снежных коз и верблюдов. Может быть вы сами добавите кого-нибудь в этот длинный список?
М.Тарханова

В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

Н. Сладков. Птицы весну принесли

«Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку».

Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

— А я ждал, пока мой дом подрастет.

— Как это, дом подрастет?!

— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

«- Грач, ты небось на пожар летел?

— Почему это – на пожар?

— Да у тебя нос закопчённый!

— Почему это – закопченный?

— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

Занимательная задача 6. Секрет соловья

Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

(Н. Сладков. Соловей)

Любознательным: интересные факты о соловьях весной

В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

Э. Шим. Соловей и воронёнок

«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

— Так глянь. Я и есть Соловушко!»

Мультфильм о птицах весной

А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.