Образная память - это что такое и как работает? Развитие образной памяти. Виды памяти

Является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания записываются в память. Ее виды помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется запоминать могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие - способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором - запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти - девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Это важнейшая функция организма, позволяющая человеку ориентироваться в океане информации, окружающей его.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 3).

Рис. 3. Классификация основных видов памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.

Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную . Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.

Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

В психологии очень часто говорится о человеческой памяти и даже выделяется несколько ее видов. Зрительная, слуховая и осязательная, сенсорная, кратковременная, долговременная и многие другие виды памяти, которые имеют самые различные классификации. Каждый из них имеет свои важность для человека, а также способы эффективного развития. Однако в данной статье речь пойдет только об одном виде, которым является образная память. Это очень интересный вид, который может удивлять многих, так как он является довольно нетипичным. У каждого человека присутствует образная память, и она играет очень важную роль. Если вы хотите узнать, что это за роль, а также какие у этой памяти имеются особенности, как она появляется и как ее можно развивать, то эта статья для вас. Образная память - это очень интересная тема для изучения, которая позволит вам лучше понять, как работает ваш мозг.

Что это такое?

Сперва необходимо разобраться, что представляет собой данный вид памяти. Образная память - это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов. Чаще всего это какие-либо картины, изображения и другие подобные воспоминания, которые у вас в голове отображаются не словами при помощи вашего внутреннего голоса, а изображением. Именно поэтому данный вид памяти является очень интересным, потому что образы невозможно измерять, как слова, соответственно, данный вид памяти является гораздо более необычным, чем стандартная память, которой пользуется каждый человек ежедневно. Что ж, теперь вы понимаете, что образная память - это вид памяти, при котором вспоминание происходит при помощи образов, то есть некоторых изображений, которые остаются в вашем мозгу.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое - за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память - это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой - вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, - это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти - это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Когда появляется образное восприятие?

Развитие образной памяти - это то, о чем стоит задуматься каждому человеку. И как уже было сказано ранее, сделать это стоит как можно скорее. Однако когда именно у человека появляется образное восприятие и, соответственно, образная память? Вы можете удивиться, но образная память человека появляется только в полтора-два года, то есть довольно поздно. Именно тогда мозг ребенка начинает воспринимать явления окружающего мира не просто как явления, а как информацию, которую можно записать. Именно тогда у него в мозгу с огромной скоростью начинают накапливаться понятия, которые сопровождаются образами, в результате чего и формируется память. Тогда же ребенок получает возможность самостоятельно строить логические цепочки, связывая понятие с образом.

Почему же развивать образную память нужно с раннего детства? Многие родители полагают, что это излишний процесс и ребенку нужно концентрироваться на конкретных понятиях, а не на абстрактных образах. Однако это большая ошибка, потому что образную память зачастую называют фундаментом всех процессов запоминания. Без нее процесс запоминания не будет полным, а если она слабо развита, то и память у человека будет очень плохой. Соответственно, развитие образного мышления - это один из важных шагов на пути становления полноценной личности, которая сможет функционировать в современном мире.

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Теперь, когда вы знаете об образной памяти все, вы можете начинать тренировки. А напоследок для вас приготовлен один интересный факт. Как и органы чувств обостряют свое действие при утрате функциональности одного из них (слепые люди гораздо лучше слышат и чувствуют запахи), образная память компенсирует нехватку информации, замещая ее другими образами.


Определение памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная памят ь, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

· Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов. П.П. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.



Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое , как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память - память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память - уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

– сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина