Польша в российской империи. Как жили поляки в составе Российской империи

/ Разделы Польши / Царство Польское / ХХ век / Возвращение в Европу

Польша в Российской Империи

Очередной раздел польских земель произошёл во время Венского конгресса в 1814-1815 гг. Несмотря на продекларированную автономию польских земель в составе Пруссии, Австрии и России, на деле эта автономия была реализована лишь в Российской империи. По инициативе либерально настроенного императора Александра I было создано Царство Польское , получившее собственную конституцию и просуществовавшее вплоть до 1915 года.

Согласно конституции, Польша могла самостоятельно избирать сейм, правительство, а также иметь собственную армию. Однако со временем начальные положения конституции стали ограничиваться. Это привело к созданию легальной оппозиции в сейме и возникновению тайных политических обществ.

Вспыхнувшее в 1830 году в Варшаве и жестоко подавленное Николаем I восстание привело к отмене конституции 1815 года.

После смерти императора Николая I освободительное движение набирает новую силу. Несмотря на его разделение на два враждующих между собой лагеря («белых» - аристократов и «красных» - социал-демократов), основное требование одно: восстановить конституцию 1815 года. Напряжённая обстановка приводит к введению в 1861 году военного положения. Либерально настроенному наместнику Польши великому князю Константину Николаевичу справиться с ситуацией оказывается не под силу. Для стабилизации положения было решено провести в 1863 году рекрутский набор, отправив в солдаты «неблагонадёжную» молодёжь согласно заранее составленным спискам. Это послужило сигналом к началу подавленного царскими войсками «Январского восстания», результатом которого стало введение военного режима управления в Царстве Польском. Другим результатом восстания стало проведение крестьянской реформы с целью лишить социальной опоры мятежную шляхту: принятый в 1864 году «Указ об устройстве крестьян Царства Польского» ликвидировал остатки крепостничества и широко наделял польских крестьян землёй. Одновременно царское правительство начало проводить политику, направленную на ликвидацию польской автономии и более тесную интеграцию Польши в Российскую империю.

Когда на российский престол вступил Николай II, появилась новая надежда на более либеральную позицию России по отношению к Польше. Однако, несмотря на отказ от дальнейшей русификации поляков, никакого реального сдвига в отношении царского правительства к ним не произошло.

Создание в 1897 году Национально-демократической партии Польши (она была организована на базе «Лиги народовой») повлекло за собой новый виток подъёма национального самосознания. Партия, ставившая перед собой стратегическую цель восстановления независимости Польши, прилагала все силы для борьбы с русификационными законами и стремилась прежде всего восстановить польскую автономию. Со временем она утвердилась в качестве ведущей политической силы Царства Польского, а также принимала деятельное участие в Российской государственной думе, образовав там фракцию «Польское коло».

Революция 1905-1907 годов не обошла стороной и Польшу, по которой прокатилась волна революционных выступлений. На этот период приходится становление Польской социалистической партии, организовавшей целый ряд стачек и забастовок. Лидером партии стал Юзеф Пилсудский, который в разгар русско-японской войны побывал в Японии, где пытался получить финансирование для общепольского восстания и организации польской армии, которая бы выступила в войне на стороне Японии. Несмотря на противодействие национал-демократов, Пилсудский добился определённого успеха и в последующие годы на японские деньги была создана Боевая организация социалистической партии. Её боевики в период с 1904 по 1908 год совершили десятки террористических актов и нападений на различные российские организации и учреждения.

Исчезновение Польши как государства

Вырабатываемая конституция 1791 года была призвана к осуществлению на территории Речи Посполитой следующих преобразований:

  • установление централизованной власти;
  • обуздание шляхетской анархии;
  • ликвидация пагубного принципа «либерум вето»;
  • смягчение социального неравенства крепостных.

Однако польские магнаты не смогли смириться с отменой вольностей по конституционным нормам. Единственным выходом из сложившейся ситуации для них была интервенция со стороны России. Составление конфедерации под руководством маршала Потоцкого, поиски помощи в Петербурге послужили поводом для введения императрицей Екатериной II войск на польскую территорию. Произошел второй раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией (чьи войска находились на польской территории).

Основные предпосылки исчезновения Польши как самостоятельного государства с карты Европы:

  • отмена реформ Четырехлетнего сейма, в том числе и конституции 1791 года;
  • превращение оставшейся части Польши в марионеточное государство;
  • поражение массового народного восстания 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко;
  • третий раздел Польши в 1795 году с участием Австрии.

1807 год ознаменован созданием Наполеоном Варшавского герцогства, включавшего прусские и австрийские земли Польши. В 1809 году к нему присоединили воевавшие на стороне Наполеона поляки Краков, Люблин, Радом и Сандомир. Нахождение Польши в составе России до 1917 года приносило польскому народу как большие разочарования, так и новые возможности.

Период «александровских свобод»

После поражения в войне с Россией территория Варшавского герцогства, созданного Наполеоном, превратилась в русскую собственность. С 1815 года началось правление Александра I, которому досталась нищая, разоренная военными действиями страна, не имеющая ни одной отрасли промышленности, с запущенной торговлей, с разоренными городами и селами, где народ страдал от непосильных налогов и поборов. Взяв под опеку данную страну, Александр сделал ее процветающей.

  1. Возобновились все отрасли промышленности.
  2. Были отстроены города, появились новые села.
  3. Проведенное осушение болот способствовало появлению плодородных земель.
  4. Строительство новых дорог позволило пересекать страну в различных направлениях.
  5. Появление новых фабрик осуществило ввоз в Россию польского сукна и других товаров.
  6. Произошло обеспечение польского долга, восстановление кредита.
  7. Учреждение национального польского банка с полученными от российского государя капиталами способствовало обеспечению подъема всех отраслей промышленности.
  8. Была создана превосходная армия с достаточным арсеналом оружия
  9. Довольно быстрые темпы развития набирало образование, доказательством чего являлось: учреждение Варшавского университета, открытие кафедр высших наук, отправка на учебу в Париж, Лондон, Берлин лучших польских студентов за счет российского правительства, открытие гимназий, военных школ, пансионов для воспитания девиц в областных польских городах.
  10. Введение в Польше законов обеспечивало порядок, неприкосновенность собственности и личную безопасность.
  11. Народонаселение увеличилось в два раза на протяжении первых десяти лет нахождения в составе России.
  12. Принятие Учредительной Хартии обеспечило поляков особым образом правления. В Польше были созданы сенат и сейм, которые являлись палатами представительного собрания. Принятие каждого нового закона осуществлялось после одобрения большинством голосов в обеих палатах.
  13. В польских городах ввели муниципальное управление.
  14. Определенную свободу получило книгопечатание.

Время «николаевской реакции»

Основную суть политики Николая I в Царстве Польском составляли усиленная русификация и насильственное обращение в православие. Польский народ не воспринимал данные направления, отвечая массовыми протестами, создавая тайные общества для организации восстаний против правительства.

Ответной реакцией императора стали следующие действия: отмена конституции, которую даровал Польше Александр, упразднение польского сейма и утверждение на руководящие должности своих доверенных лиц.

Польские мятежи

Польский народ мечтал о независимом государстве. Основным организатором протестов стало студенчество, к которому позже присоединились солдаты, рабочие, часть дворян и помещиков. Основными требованиями протестующих были: проведение аграрных реформ, осуществление демократизации общества и независимость Польши.

Восстания вспыхивали в разных городах (Варшава – 1830 год, Познань – 1846 год).

Российское правительство принимает определенные решения, прежде всего о введении ограничений на использование польского языка, на передвижение представителей мужского пола.

Для устранения беспорядков в стране в 1861 году вводится военное положение. Объявляется рекрутский набор, куда отправляют неблагонадежную молодежь.

Однако восхождение на российский трон нового правителя – Николая II возродило в душах польских людей определенную надежду на либерализм в политике России по отношению к Царству Польскому.

В 1897 году создается Национально-демократическая партия Польши – основной борец за независимость страны. Со временем она займет место в Российской государственной думе как фракция Польское коло, тем самым обозначив себя ведущей политической силой в борьбе за свободную автономную Польшу.

Преимущества принадлежности к империи

Входя в состав Российской Империи, Польша имела определенные преимущества:

  • Возможность продвижения по государственной службе.
  • Курирование польскими аристократами банковских сфер.
  • Получение дотаций от государства в большем объеме.
  • Увеличение уровня грамотности среди польского населения благодаря финансовой поддержке правительства.
  • Получение дивидендов от участия в железнодорожных перевозках между Россией и Германией.
  • Рост банков в крупных городах Царства Польского.

Знаменательный для России 1917 год явился завершением истории «русской Польши». Он подарил полякам возможность установить собственную государственность, а стране получить свободу. Однако ожидания российского императора о реальности унии с Россией не оправдались.

ПОЛЬША. ИСТОРИЯ c 1772
Разделы Польши. Первый раздел. В самый разгар русско-турецкой войны 1768-1774 Пруссия, Россия и Австрия осуществили первый раздел Польши. Он был произведен в 1772 и ратифицирован сеймом под давлением оккупантов в 1773. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь) Пруссии; Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России. Победители установили для Польши новую конституцию, которая сохранила "либерум вето" и выборную монархию, и создали Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение. В 1773 был распущен Орден иезуитов и создана комиссия по народному образованию, целью которой стала реорганизация системы школ и училищ. Четырехлетний сейм (1788-1792), возглавляемый просвещенными патриотами Станиславом Малаховским, Игнацы Потоцким и Гуго Коллонтаем, 3 мая 1791 принял новую конституцию. По этой конституции Польша становилась наследственной монархией с министерской системой исполнительной власти и парламентом, избираемым каждые два года. Принцип "либерум вето" и другие пагубные порядки отменялись; города получили административную и судебную автономию, а также представительство в парламенте; крестьяне, власть шляхты над которыми сохранялась, рассматривались как сословие, находящееся под государственным покровительством; были приняты меры, подготавливавшие отмену крепостного права и организацию регулярной армии. Нормальная работа парламента и реформы стали возможны лишь потому, что Россия была вовлечена в затяжную войну со Швецией, а Турция поддержала Польшу. Однако против конституции выступили магнаты, образовавшие Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой в Польшу вошли войска России и Пруссии.

Второй и третий разделы. 23 января 1793 Пруссия и Россия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Великую Польшу и Мазовию, а Россия - большую часть Литвы и Белоруссии, почти всю Волынь и Подолье. Поляки сражались, но были разбиты, реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 Тадеуш Костюшко возглавил массовое народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.
Иностранное правление. Великое княжество Варшавское. Хотя польское государство перестало существовать, поляки не оставляли надежды на восстановление своей независимости. Каждое новое поколение боролось, либо присоединяясь к противникам держав, разделивших Польшу, либо поднимая восстания. Как только Наполеон I начал свои военные кампании против монархической Европы, во Франции были сформированы польские легионы. Разгромив Пруссию, Наполеон создал в 1807 из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское (1807-1815). Два года спустя к нему добавились территории, вошедшие в состав Австрии после третьего раздела. Миниатюрная Польша, политически зависимая от Франции, имела территорию 160 тыс. кв. км и 4350 тыс. жителей. Создание Великого княжества Варшавского рассматривалось поляками как начало их полного освобождения.
Территория, находившаяся в составе России. После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши со следующими изменениями: Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815-1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815-1846); другая его часть была объявлена монархией (т.н. Царство Польское) и присоединена к Российской империи. В ноябре 1830 поляки подняли восстание против России, но потерпели поражение. Император Николай I отменил конституцию Царства Польского и начал репрессии. В 1846 и 1848 поляки пытались организовать восстания, но потерпели неудачу. В 1863 вспыхнуло второе восстание против России, и после двух лет партизанской войны поляки вновь потерпели поражение. С развитием капитализма в России усилилась и русификация польского общества. Положение несколько улучшилось после революции 1905 в России. Польские депутаты заседали во всех четырех российских Думах (1905-1917), добиваясь автономии Польши.
Территории, контролировавшиеся Пруссией. На территории, находившейся под властью Пруссии, проводилась интенсивная германизация бывших польских районов, экспроприировались хозяйства польских крестьян, закрывались польские школы. Россия помогла Пруссии подавить Познанское восстание 1848. В 1863 обе державы заключили Альвенслебенскую конвенцию о взаимопомощи в борьбе с польским национальным движением. Несмотря на все усилия властей, в конце 19 в. поляки Пруссии все еще представляли собой сильную, организованную национальную общность.
Польские земли в составе Австрии. На австрийских польских землях положение было несколько лучше. После Краковского восстания 1846 режим был либерализован, и Галиция получила административное местное управление; школы, учреждения и суды использовали польский язык; Ягеллонский (в Кракове) и Львовский университеты стали всепольскими культурными центрами; к началу 20 в. возникли польские политические партии (Национально-демократическая, Польская социалистическая и Крестьянская). Во всех трех частях разделенной Польши польское общество активно противодействовало ассимиляции. Сохранение польского языка и польской культуры стало главной задачей борьбы, которую вели интеллигенция, в первую очередь поэты и писатели, а также духовенство католической церкви.
Первая мировая война. Новые возможности для достижения независимости. Первая мировая война разделила ликвидировавшие Польшу державы: Россия воевала с Германией и Австро-Венгрией. Эта ситуация открыла судьбоносные возможности для поляков, но создала и новые трудности. Во-первых, поляки должны были воевать в противоборствующих армиях; во-вторых, Польша стала ареной сражений воюющих держав; в-третьих, обострились разногласия между польскими политическими группами. Консервативные национальные демократы во главе с Романом Дмовским (1864-1939) считали Германию главным врагом и желали победы Антанты. Их целью стало объединение всех польских земель под российским контролем и получение статуса автономии. Радикальные элементы, руководимые Польской социалистической партией (ППС), напротив, рассматривали поражение России как важнейшее условие достижения независимости Польши. Они полагали, что поляки должны создать собственные вооруженные силы. За несколько лет до начала Первой мировой войны Юзеф Пилсудский (1867-1935), радикальный лидер этой группы, приступил к военному обучению польской молодежи в Галиции. Во время войны он сформировал польские легионы и сражался на стороне Австро-Венгрии.
Польский вопрос. 14 августа 1914 Николай I в официальной декларации обещал после войны объединить три части Польши в автономное государство в рамках Российской империи. Однако осенью 1915 большая часть российской Польши была оккупирована Германией и Австро-Венгрией, а 5 ноября 1916 монархи двух держав огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917, после Февральской революции в России, Временное правительство князя Львова признало право Польши на самоопределение. 22 июля 1917 Пилсудский, воевавший на стороне Центральных держав, был интернирован, а его легионы расформированы за отказ принести присягу верности императорам Австро-Венгрии и Германии. Во Франции при поддержке держав Антанты в августе 1917 был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Романом Дмовским и Игнацы Падеревским; была сформирована также польская армия с главнокомандующим Юзефом Галлером. 8 января 1918 президент США Вильсон потребовал создания независимого Польского государства с выходом к Балтийскому морю. В июне 1918 Польша была официально признана страной, воюющей на стороне Антанты. 6 октября, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября передал Пилсудскому всю полноту власти в стране. К этому времени Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война.
Образование государства. Новая страна столкнулась с большими трудностями. Города и села лежали в развалинах; отсутствовали связи в экономике, которая длительное время развивалась в рамках трех разных государств; Польша не имела ни собственной валюты, ни государственных учреждений; наконец, не были определены и согласованы с соседями ее границы. Тем не менее строительство государства и восстановление экономики осуществлялись быстрыми темпами. После переходного периода, когда у власти находился социалистический кабинет, 17 января 1919 премьер-министром был назначен Падеревский, а главой польской делегации на Версальской мирной конференции - Дмовский. 26 января 1919 состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Пилсудского главой государства.
Вопрос о границах. Западные и северные границы страны были определены на Версальской конференции, по решению которой Польше передавалась часть Поморья и выход к Балтийскому морю; Данциг (Гданьск) получил статус "вольного города". На конференции послов 28 июля 1920 была согласована южная граница. Город Цешин и его пригород Чески-Тешин были разделены между Польшей и Чехословакией. Ожесточенные споры между Польшей и Литвой по поводу Вильно (Вильнюса), этнически польского, но исторически литовского города, закончились его оккупацией поляками 9 октября 1920; присоединение к Польше было одобрено 10 февраля 1922 демократически избранной региональной ассамблеей.
21 апреля 1920 Пилсудский заключил союз с украинским лидером Петлюрой и начал наступление с целью освобождения Украины от большевиков. 7 мая поляки взяли Киев, но 8 июня, теснимые Красной Армией, начали отступать. В конце июля большевики находились на подступах к Варшаве. Однако полякам удалось отстоять столицу и отбросить противника; на этом война закончилась. Последовавший затем Рижский договор (18 марта 1921) представлял собой территориальный компромисс для обеих сторон и был официально признан конференцией послов 15 марта 1923.
Внутреннее положение. Одним из первых послевоенных мероприятий в стране было принятие 17 марта 1921 новой конституции. Она утверждала в Польше республиканский строй, учреждала двухпалатный (сейм и сенат) парламент, провозглашала свободу слова и организаций, равенство граждан перед законом. Однако внутреннее положение нового государства было тяжелым. Польша находилась в состоянии политической, социальной и экономической нестабильности. Сейм был политически раздроблен из-за множества представленных в нем партий и политических групп. Постоянно меняющиеся правительственные коалиции отличались неустойчивостью, а исполнительная власть в целом - слабостью. Существовали трения с национальными меньшинствами, которые составляли треть населения. Локарнские договоры 1925 не давали гарантий безопасности западных границ Польши, а план Дауэса способствовал восстановлению германского военно-промышленного потенциала. В этих условиях 12 мая 1926 Пилсудский осуществил военный переворот и установил в стране "санационный" режим; вплоть до своей смерти 12 мая 1935 он прямо или косвенно контролировал всю власть в стране. Коммунистическая партия была запрещена, а политические процессы с приговорами на длительные тюремные сроки стали обыденным делом. По мере усиления германского нацизма вводились ограничения на почве антисемитизма. 22 апреля 1935 была принята новая конституция, которая значительно расширила власть президента, ограничив права политических партий и полномочия парламента. Новая конституция не получила одобрения оппозиционных политических партий, и борьба между ними и режимом Пилсудского продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны.
Внешняя политика. Руководители новой Польской республики пытались обезопасить свое государство путем проведения политики неприсоединения. Польша не стала присоединяться к Малой Антанте, в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния. 25 января 1932 был заключен договор о ненападении с СССР.
После прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера в январе 1933 Польше не удалось установить союзнических отношений с Францией, тогда как Великобритания и Франция заключили "пакт о согласии и сотрудничестве" с Германией и Италией. После этого 26 января 1934 Польша и Германия заключили пакт о ненападении сроком на 10 лет, а вскоре был продлен срок действия аналогичного договора с СССР. В марте 1936, после военной оккупации Германией Рейнской области, Польша вновь безуспешно пыталась заключить соглашение с Францией и Бельгией о поддержке их Польшей в случае войны с Германией. В октябре 1938, одновременно с аннексией гитлеровской Германией Судетской области Чехословакии, Польша оккупировала чехословацкую часть Тешинской области. В марте 1939 Гитлер оккупировал Чехословакию и выдвинул территориальные притязания к Польше. 31 марта Великобритания, а 13 апреля Франция гарантировали территориальную целостность Польши; летом 1939 в Москве начались франко-англо-советские переговоры, направленные на сдерживание германской экспансии. Советский Союз в этих переговорах потребовал себе право на оккупацию восточной части Польши и одновременно вступил в тайные переговоры с нацистами. 23 августа 1939 был заключен германо-советский пакт о ненападении, секретные протоколы которого предусматривали раздел Польши между Германией и СССР. Обеспечив советский нейтралитет, Гитлер развязал себе руки. 1 сентября 1939 нападением на Польшу началась Вторая мировая война.
Правительство в эмиграции. Поляки, не получившие вопреки обещаниям военной помощи со стороны Франции и Великобритании (обе они объявили войну Германии 3 сентября 1939), не могли сдержать неожиданное вторжение мощных моторизованных немецких армий. Положение стало безнадежным после того, как 17 сентября советские войска напали на Польшу с востока. Польское правительство и остатки вооруженных сил перешли через границу в Румынию, где были интернированы. Польское правительство в изгнании возглавил генерал Владислав Сикорский. Во Франции были сформированы новые польская армия, военно-морские и военно-воздушные силы общей численностью 80 тыс. человек. Поляки сражались на стороне Франции до ее поражения в июне 1940; затем польское правительство перебазировалось в Великобританию, где переформировало армию, которая позже воевала в Норвегии, Северной Африке и Западной Европе. В битве за Англию в 1940 польские летчики уничтожили более 15% всех сбитых немецких самолетов. Всего за границей, в вооруженных силах союзников, служило более 300 тыс. поляков.
Немецкая оккупация. Немецкая оккупация Польши отличалась особой жестокостью. Гитлер включил часть Польши в состав третьего рейха, а остальные оккупированные территории преобразовал в генерал-губернаторство. Все промышленное и сельскохозяйственное производство Польши было подчинено военным нуждам Германии. Польские высшие учебные заведения были закрыты, а интеллигенция подвергалась преследованиям. Сотни тысяч людей были заняты принудительным трудом или заключены в концентрационные лагеря. Особой жестокости подверглись польские евреи, которых сначала сосредоточили в нескольких крупных гетто. Когда в 1942 главари рейха приняли "окончательное решение" еврейского вопроса, польские евреи были депортированы в лагеря смерти. Самым крупным и наиболее печально известным нацистским лагерем смерти в Польше стал лагерь рядом с городом Освенцим, где погибло более 4 млн. человек.
Польский народ оказывал нацистским оккупантам как гражданское неповиновение, так и военное сопротивление. Польская Армия Крайова стала самым сильным движением Сопротивления в оккупированной нацистами Европе. Когда в апреле 1943 началась депортация варшавских евреев в лагеря смерти, Варшавское гетто (350 тыс. евреев) восстало. После месяца безнадежной борьбы без какой-либо помощи извне восстание было подавлено. Немцы разрушили гетто, а уцелевшее еврейское население депортировали в лагерь смерти Треблинка.
Польско-советский договор от 30 июля 1941. После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 польское эмиграционное правительство под британским давлением заключило договор с Советским Союзом. По этому договору восстанавливались дипломатические отношения между Польшей и СССР; советско-германский пакт относительно раздела Польши аннулировался; все военнопленные и депортированные поляки подлежали освобождению; Советский Союз предоставлял свою территорию для формирования польской армии. Однако советское правительство не выполнило условия соглашения. Оно отказалось признавать довоенную польско-советскую границу и освободило лишь часть поляков, находившихся в советских лагерях.
26 апреля 1943 Советский Союз разорвал дипломатические отношения с польским правительством в эмиграции, протестуя против обращения последнего в Международный Красный Крест с просьбой о проведении расследования зверского убийства 10 тыс. интернированных в 1939 польских офицеров в Катыни. В дальнейшем советские власти сформировали в Советском Союзе ядро будущего польского коммунистического правительства и армии. В ноябре-декабре 1943 на конференции трех держав в Тегеране (Иран) между советским руководителем И.В.Сталиным, американским президентом Ф.Рузвельтом и британским премьер-министром У.Черчиллем была достигнута договоренность о том, что восточная граница Польши должна пройти по линии Керзона (она приблизительно соответствовала границе, проведенной в соответствии с договором 1939 между германским и советским правительствами).
Люблинское правительство. В январе 1944 Красная Армия пересекла границу Польши, преследуя отступающие немецкие войска, а 22 июля в Люблине при поддержке СССР был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО). 1 августа 1944 подпольные вооруженные силы Армии Крайовой в Варшаве под руководством генерала Тадеуша Коморовского начали восстание против немцев. Красная Армия, находившаяся в этот момент в предместьях Варшавы на противоположном берегу Вислы, приостановила свое наступление. После 62 дней отчаянных боев восстание было подавлено, а Варшава почти целиком разрушена. 5 января 1945 ПКНО в Люблине был реорганизован во Временное правительство Республики Польша.
На Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945) Черчилль и Рузвельт официально признали включение восточной части Польши в состав СССР, согласившись со Сталиным, что Польша получит компенсацию за счет немецких территорий на западе. Кроме того, союзники по антигитлеровской коалиции договорились, что в Люблинское правительство будут включены некоммунисты, а затем в Польше будут проведены свободные выборы. Станислав Миколайчик, который ушел в отставку с поста премьер-министра эмиграционного правительства, и другие члены его кабинета вошли в состав Люблинского правительства. 5 июля 1945, после победы над Германией, оно было признано Великобританией и США как Временное правительство национального единства Польши. Правительство в эмиграции, которое в это время возглавлялось руководителем Польской социалистической партии Томашем Арцишевским, было распущено. В августе 1945 на Потсдамской конференции было достигнуто соглашение о том, что южная часть Восточной Пруссии и территории Германии восточнее рек Одер и Нейсе передаются под польское управление. Советский Союз предоставил Польше также 15% из 10 млрд. долл. репараций, которые должна была заплатить побежденная Германия.

Польша в Российской империи: упущенный шанс?

Россия потеряла присоединенную Александром I Польшу не из-за немецкой оккупации этой территории в годы Первой мировой, а по причине отсутствия стратегии при решении польского вопроса

Набор географических карточек Российской империи. Петербург. 1856 год

Успехи российских властей по наведению порядка после подавления восстания в Польше 1863–1864 годов отправили польский вопрос на далекую периферию европейской дипломатии. И не только дипломатии. В бюрократических кругах Петербурга, похоже, были лишь рады превращению вечно кровоточащей «польской раны» в нечто стабильное, второстепенное и не слишком беспокоящее. Мол, Польша отошла на второй план, и слава богу!

К чему это привело, мы знаем: в годы Первой мировой войны Россия безвозвратно утратила эту территорию. И причина не в одной немецкой оккупации. Россия потеряла Польшу гораздо раньше. В первую очередь из-за отсутствия продуманных решений пресловутого «польского вопроса».

Без стратегии в голове

Важно отметить, что и в XIX веке, и в начале ХХ столетия стратегия имперского поведения России в отношении польских подданных так и не была внятно сформулирована, тактическая же вариативность вынужденно сводилась к так называемой «роли личности в истории». Иными словами, политика в отношении поляков всецело зависела от личности того или иного чиновника, которому поручали курировать этот непростой регион.

По сей день любимая многими поляками, а чуть ранее и приоритетная для советской историографии точка зрения о невиданных и притом проводимых по единой программе жестокостях «проклятого царского режима» в Польше, выдаваемых за осознанную и долговременную политику империи, явно надуманна. Равно как и мнение об усиленной русификации Польши. Известный польский историк Лешек Заштовт совсем недавно заявил, что процессы русификации на землях Конгрессовой Польши (так стали ее называть после Венского конгресса и включения в состав Российской империи) были неглубоки и интенсивностью не отличались.

Монета Царства Польского с портретом Александра

Впрочем, при очевидном отсутствии жесткой стратегии подавления всего польского не было и продуманных планов выстраивания политики «мягкой силы», способной интегрировать поляков в российское общество и приобщить их к имперским ценностям. Во всем XIX веке положительный образ от российского присутствия в Польше сформировался и до сих пор сохраняется в исторической памяти поляков лишь в отношении многолетнего президента Варшавы Сократа Старынкевича.

Между тем Сократ Иванович никаких Америк не открывал: когда-то он начинал свою службу в Варшаве еще при Иване Паскевиче и затем только продолжил политику фельдмаршала, которая и в 1830–1850-е годы предполагала внимание к развитию городского хозяйства. Однако покоритель мятежной Варшавы в 1831 году благодарной памяти от поляков так и не дождался, тогда как генералу Старынкевичу, преобразователю варшавской системы ЖКХ, повезло больше. Правда, на уровне имперской стратегии и он ничего изменить не мог.

Охота пуще неволи

По идее, непосредственно самодержец всероссийский мог проявить интерес к польским делам и изменить их течение. К несчастью для польского населения империи Романовых, последний в истории монарх на российском троне был к нему абсолютно равнодушен.

Это равнодушие очень четко прослеживается в дневниковых записях Николая II, хранящихся в Государственном архиве РФ, масштабная публикация которых увидела свет совсем недавно, в 2011 и 2014 годах. На фоне описаний мельчайших деталей быта и тщательного перечисления охотничьих трофеев, включая многочисленных ворон, в обширном тексте личных записок царя мы не только не находим размышлений по поводу польского вопроса, но и практически не встречаем упоминаний о самих поляках!

Визит Николая II в польский город Холм (ныне Хелм)

Польские географические названия попадаются нередко: император любил бывать в пределах Привислинского края, почти каждый год с удовольствием охотился там на землях, принадлежащих царской фамилии, и порой подолгу задерживался в этих местах, как, например, в 1901 году, когда его отдых продолжался с 10 сентября по 4 ноября.

Об успехах на охоте у Николая II отзывы самые восторженные, а от польского гостеприимства он иногда даже страдал (запись от 25 сентября 1901 года): «За завтраком нажрался блинов так, что потом сильно спать хотелось». Местное же общество последний царствующий Романов замечал весьма избирательно: упоминания в дневнике изредка удостаивались лишь поляки из мира музыки – певцы Ян и Эдуард Решке, «скрипач и виолончелист Адамовские». О существовании польского дворянства император в дневниковых записях за 1894–1904 годы, составивших огромный том, сказал всего один раз, но и описывая «депутации от города и крестьян», которые он принимал в Скерневицах 21 октября 1901 года, он вообще не говорит о том, что депутации эти состоят из его польских подданных.

Польские крестьяне

Персонально из всех поляков венценосный автор удостоил вниманием лишь своего постоянного спутника на охоте графа Александра Велёпольского (1861–1914), при этом, правда, вариантов написания этой польской фамилии у царя сразу три: Велепольский, Велипольский и Велиопольский.

«Призвать к общей политической жизни»

Не было желающих что-то менять в польской политике ни среди членов многочисленной царской фамилии, ни среди приближенных к трону реформаторов, причем ни до, ни после судьбоносного 1905 года.

Кажется, подталкивать власти к решениям в этой сфере должно было бурно развивавшееся российское общество, но и здесь никаких существенных инициатив не прослеживается. Известный историк и секретарь ЦК партии кадетов в 1905–1908 годах Александр Корнилов был, пожалуй, самым компетентным специалистом по польскому вопросу в рядах либералов: в молодые годы он служил комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, а в 1915-м выпустил небольшую книгу «Русская политика в Польше со времени разделов до начала ХХ века».

Самое любопытное, что следов каких-либо серьезных дискуссий по польскому вопросу в российском обществе именно начала ХХ столетия в работе Корнилова как раз и не обнаруживается. Изменения в позиции империи с началом военных действий в 1914 году историк связывает с наследием реформаторов Царства Польского полувековой (!) давности, сплотившихся вокруг одного из главных разработчиков крестьянских реформ Николая Милютина. По Корнилову получается, что великий князь Николай Николаевич Младший в начале Первой мировой войны вынужденно пользовался идейным наследием людей 1860-х, ибо с тех пор никто ничего нового полякам не предложил и даже особенно не пытался это сделать…

Александр Александрович Корнилов (1862–1925) – российский историк, автор книги «Русская политика в Польше со времени разделов до начала ХХ века»

К аргументам Корнилова нам стоит отнестись внимательно: мысли о Польше, высказанные еще во время восстания 1863 года, как выяснилось, не утратили своей перспективности и спустя 50 лет!

Так, известный славист Александр Федорович Гильфердинг в газете «День» представил два неотложных рецепта: «1) Доставить самостоятельность польскому крестьянству; 2) употребить в Польше все усилия для распространения серьезного научного образования. Самостоятельность крестьянства устранит польский вопрос, потому что устранит преобладание шляхты, которая его поддерживает; наука устранит мистически-религиозный сепаратизм и историческую фальшь из польского общества». Первую задачу, как мы знаем, Российская империя реализовала уже в крестьянской реформе Царства Польского 1864 года; о второй же не слишком и помышляла. В итоге проблема образования, отложенная на потом прежде всего по причине нехватки финансов, в начале ХХ века оставалась для Польши весьма актуальной.

Это ли не пример потерянного времени?!

Самым же прозорливым теоретиком по данному вопросу для кадета Корнилова и в 1915 году оставался… Михаил Катков. В текстах известного консервативного публициста историк выловил весьма логичные замечания. В передовице «Московских ведомостей» от 9 апреля 1863 года Катков восклицал: «Русские люди не желали бы, чтобы по усмирении восстания у польского края были отняты или стеснены виды на дальнейшее развитие. Не подавлять польскую народность, а призвать ее к новой, общей с Россиею политической жизни – вот что лежит в интересах России, самой Польши и целой Европы».

«Создание реального интереса»

Весной 1863 года Катков также отмечал: «Польский вопрос может быть решен удовлетворительным образом только посредством полного соединения Польши с Россией в государственном отношении. Россия может дать Польше более или менее близкие виды на такое управление, которое вполне удовлетворит всем законным требованиям ее народонаселения и далее которых не могут простираться виды европейских держав, которым угодно заниматься теперь судьбою Польши. Польский край может иметь свое местное самоуправление, быть обеспеченным во всех гражданских и религиозных интересах своих, сохранять свой язык и свои обычаи. Но децентрализованная сколько возможно в административном отношении Польша должна быть крепкою частью России в политическом отношении. Что же касается до политического представительства, то в соединении с Россией Польша может иметь его не иначе как в том духе и смысле, которые выработались историей России, а не по какому-нибудь искусственному типу, равно чуждому и польской, и русской истории».

Сложно сказать, насколько внимательно читал Каткова министр иностранных дел Сергей Сазонов, но и в начале 1914 года, когда на польском направлении уже запахло жареным, он в записке Николаю II писал, что решение польского вопроса «заключается в создании реального интереса, который бы связал поляков с русской государственностью».

Сазонов вполне в духе Каткова советовал царю «во имя великодержавных интересов» удовлетворить «разумные желания польского общества в области самоуправления, языка, школы и церкви». Дневников императора глава российской дипломатии, конечно же, читать не мог, а потому и сокрушался после революции в своих мемуарах, что в вопросах польской политики продвинуться так и не удалось по причине того, что «бюрократическому государству» было трудно «порвать с укоренившимися долгой практикой мнениями и привычками»…

Новое поколение поляков

На фоне полувекового промедления в разрешении польского вопроса стоит особо отметить, что Российская империя не реализовала здесь и те шансы, которые появились как бы сами собой. Дело в том, что к началу ХХ века польское образованное общество, значительную долю которого составляли представители шляхты, существенно изменилось по сравнению с ситуацией 1863 года. В 1900-е в жизнь вступало уже поколение поляков, у которых хорошее или даже отличное знание русского языка могло сочетаться с сохранением «польскости» и католической веры, причем эти ценности не находились между собой в конфликте.

Такой «новый человек» из польской шляхты был предельно адаптирован к условиям Российской империи и мог рассчитывать на жизненный успех скорее в Петербурге, нежели в Варшаве или Вильно.

Вспомним, к примеру, о Томаше Парчевском (1880–1932) – шляхтиче из Могилевской губернии. Окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, он в 1911 году сначала столкнулся с тем, что его, как католика, не взяли на службу в авиацию, а затем был весьма удивлен, когда его определили учителем в кронштадтскую гимназию. «Должность была, как для поляка, немного необычна, а именно: я стал учителем русского языка, – писал он в воспоминаниях. – Поляк, католик и… учитель русского языка! По сути дела, все оказалось совсем просто: именно в 1911 году допустили к преподаванию русского языка внутри России и нерусских. Правда, нерусских специалистов почти не было. Во всем округе [учебном. – Ю. Б.] вместе со мной было два или три».

Юзеф Пилсудский (1867–1935)

Признавшись, что славистику в университете он выбрал «совершенно случайно», Парчевский отмечал: «У меня были исключительные естественные данные к этому предмету, ибо я постиг русский язык идеально, владея им много лучше обычных русских, даже моих коллег-учителей. Коллеги поначалу не имели ни малейшего сомнения в том, что я москаль. Только когда меня спросили, не ошибка ли в моем дипломе – графа о вероисповедании, я отвечал, что нет, что я католик и поляк. Как сегодня помню остолбенение коллег, особенно попа-законоучителя. И хоть с этим смирились, долго потом мотали головами: «Ну и ну! А как говорит! И откуда поляк так говорит по-русски? Вдобавок к тому с прекраснейшим петербургским акцентом!»»

Феликс Дзержинский (1877–1926)

Именно такой «новый человек» из шляхты, осознающий себя поляком и исповедующий католицизм, но аполитичный или готовый поддержать не польские, а общероссийские партии (Парчевский в 1917 году симпатизировал трудовикам и Керенскому, за что и был назначен Временным правительством губернатором Кронштадта), на самом деле и нужен был Российской империи в начале ХХ века.

ПОЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО ПРОИЗВЕЛО НА СВЕТ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЕЙ, ПОДОБНЫХ ЮЗЕФУ ПИЛСУДСКОМУ И ФЕЛИКСУ ДЗЕРЖИНСКОМУ . Однако поляки, впитавшие в себя ценности российской цивилизации и лояльные России, так и не были ею востребованы

Польское образованное общество произвело на свет не только людей, подобных Юзефу Пилсудскому и Феликсу Дзержинскому. Однако поляки, впитавшие в себя ценности российской цивилизации и лояльные России, так и не были ею востребованы. Империя Романовых этого «нового человека» толком разглядеть не сумела. Исторический шанс не был реализован. «Дней Александровых прекрасное начало», обеспечившее России легитимное обладание бывшими землями Речи Посполитой, продолжения в силу отсутствия осознанной стратегии в отношении польского вопроса так и не получило.

Юрий БОРИСЁНОК, кандидат исторических наук

Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.